Статистика гласит, что страх публичных выступлений входит в топ-5 наиболее часто встречающихся страхов человечества. Не верите? Спросите себя: хотелось бы вам сейчас выступить с каким-либо материалом перед аудиторией в 10-15 человек? Скорее, вы бы предпочли сидеть в рядах слушателей. И главная причина – это стресс. Любое выступление перед аудиторией – это проверка на стрессоустойчивость, потому что никому не нравится попадать в ситуацию оценивания.
Пожалуй, только люди, чья профессия связана со сценой, риторикой, могут себе позволить волноваться меньше людей с непубличной профессией. Сравните: актёр выходит на сцену или коуч в очередной раз выступает с темой по психологии, и офисный работник, занятый в сфере финансов, должен представить отчет коллегам в формате презентации, – конечно, объем стресса будет отличаться в этих случаях
Запуск нового продукта, вокальное выступление впервые, защита диплома или даже обыкновенное выступление на семинарском занятии в вузе – все это сопряжено с такими понятиями как «быть на глазах у всех», «быть в центре внимания», а это далеко не стихия каждого. Поэтому если вам знакомо чувство дискомфорта перед публичным выступлением, рекомендуем вам остановиться на данной статье.
Если вы хотите углубиться в тему риторики, мечтаете стать классным оратором, снимать свой видеоблог или просто стремитесь быть хорошим спикером, рекомендуем вам пройти онлайн-программу «Современная риторика», где всего за 8 недель вы познакомитесь с интересными приемами и техниками ораторского мастерства.
Ах да, перед тем, как начнём, поделимся с вами списком наиболее признанных ораторов:
- Демосфен;
- Марк Туллий Цицерон;
- Авраам Линкольн;
- Владимир Ленин;
- Уинстон Черчилль;
- Мартин Лютер Кинг;
- Стив Джобс.
Конечно, этот список далеко не полный, и если вы припомнили еще кого-то, оставляйте имена в комментариях. Но продолжим.
Давайте сразу разделим весь комплексный процесс публичного выступления на два этапа: подготовка и само выступление. Пока посмотрим, как справляться с трудностями на первом этапе.
Почему появляется страх
Волнение и страх перед выступлением на сцене проявляются в разной степени — кто-то ощущает это вплоть до тошноты и головокружения, у других потеют руки. Чтобы знать, какие пути преодоления этой проблемы выбирать, нужно изучить причины появления:
- боязнь большого количества незнакомых людей и публичных мест из-за собственной неуверенности и необщительности,
- опасение забыть слова, оговориться, выглядеть глупо,
- ложная убежденность в том, что публика настроена строго оценивать исполнителя, предвзято относится к нему.
Формирование этих факторов происходит еще в детстве. В общественных местах часто можно стать свидетелем того, как родители пытаются унять громко разговаривающего малыша.
Может быть еще и такая причина, как неудачный опыт в прошлом. Если человек уже имел возможность выступать на сцене, и это прошло не так гладко, как ожидалось, ему особенно страшно повторно оказываться перед публикой.
Какова бы ни была причина сценического страха, существует ряд действенных методов для его преодоления.
Почему не стоит бояться выступать
Когда известны причины паники к публичным выступлениям, намного легче ее перебороть, но изначально нужно постараться убедить себя, что мы зря так сильно переживаем.
Аудитория вовсе не станет искать какие-либо недостатки выступающего. Люди хотят получить нужную информацию от выступления или насладиться им. Музыканту стоит максимально сосредоточиться на инструменте, попытаться донести зрителю эмоциональный смысл композиции. А вот исполнителю с серьезным докладом или презентацией нужно контролировать «дотошность» своего рассказа.
С какой бы темой ни было связано публичное выступление, важно помнить о его преимуществах:
- улучшение навыков во время тщательной подготовки,
- шанс быть замеченным профессионалами,
- получение опыта, необходимого для будущих выступлений.
Если тревога и страх все-таки не покидают, помогут некоторые советы.
- Важную роль играет подготовка, многочисленные репетиции. Зная свои слабые места, легко понять, над чем нужно усердно поработать. Их помогут выявить друзья, выступающие в роли слушателей, или тщательный анализ собственной программы.
- Посмотреть на себя со стороны — это тоже ключ к успеху. Зритель — обычный человек, который хочет хорошо провести время и получить положительные эмоции, отдохнуть морально и физически. Необходимо знать предпочтения и потребности слушателей, тогда будет легко побороть тревожные мысли о том, что им не понравится выступление.
- В литературе и интернете есть множество специальных несложных практик и упражнений, которые помогут научиться общаться со зрителем, бороться с излишней замкнутостью.
- Нужно представить идеальное выступление, «разыграть» его заранее, подумать, какие вещи делают исполнение незабываемым. Зрителю запомнится хорошее настроение выступающего, его заразительная улыбка, диалог с залом.
- Важно продумать свой внешний вид и сделать это не за час до мероприятия, а минимум за день. Одежда должна быть комфортной и не смущающей в первую очередь самого выступающего. Комфортной — не значит домашней, дресс-код должен соответствовать тематике выступления, создавать определенное настроение, быть частью номера.
- На ночь перед днем икс можно принять таблетки для снятия тревоги и стресса или выпить травяного чая с мелиссой, мятой или ромашкой. Здоровый сон — залог успешного дня. Некоторые действенные препараты: Ново-Пассит — лекарство растительного происхождения, нормализующее работу нервной системы, Пустырник форте — мягко снимает тревожность и благотворно сказывается на настроении, Персен — хорошо справляется с бессонницей и стрессом, поддерживает заряд бодрости днем.
- Принятие ванны с пеной и маслами. Теплая вода снимет эмоциональное и физическое напряжение, поможет успокоиться и найти внутренний баланс. Наслаждаясь процедурой, можно мысленно повторять предстоящее выступление, т. к. наедине с собой люди более смелые, чем перед публикой.
Процесс выступления
Итак, выступая перед публикой, помните о нескольких принципиальных вещах:
Начинайте правильно
Обменяйтесь с публикой парой слов на отвлеченную тему: о погоде, о том, как добрались, о последних новостях и т.п. Это невероятно разрядит обстановку, вы станете ментально ближе к аудитории, разрушите барьер между собой и людьми, создадите чувство комфорта. Вы даже не заметите, насколько проще будет выстраивать дальнейший диалог.
Самоопределение, представление – очень важный пункт. Четко произнесите свое имя и фамилию, расскажите немного о себе, но не углубляйтесь. Будьте лаконичны, говорите уверенно, но без высокомерия – это всегда раздражает.
Выступая…
Работайте с аудиторией активно при помощи зрительного канала. Выберите глаза, слушающие и умные, не заостряйте внимание на одном или двух людях, дарите внимание разным частям аудитории.
Всегда опирайтесь на проверенный и правдивый материал. Не забывайте, что ложь читается мгновенно, не врите. Можно, конечно, придумать историю в качестве какого-то примера, но соедините её с реальной ситуацией из жизни, не преувеличивайте.
Кстати, если вы думаете о том, как в увлекательной форме представить тот или иной материал, как оригинально и остроумно подать информацию и остаться в памяти слушателей талантливым спикером, советуем вам пройти онлайн-программу «Сторителлинг». За 5 недель вы станете обладателем этих и других полезных навыков в сфере рассказывания совершенно любых историй.
Если все же допущены какие-то ошибки, не фокусируйтесь на них, не заостряйте внимание на том, что может выбить из колеи. К примеру, защищая диплом, преподаватель задал вам вопрос, на который вы не нашли ответ. В таком случае честно признайтесь «я не знаю» и продолжайте дальше. Есть еще много чего, что вы знаете и можете рассказать.
Вода, дыхание, скорость речи
Держите руку на пульсе! Да, нужно быть погруженным в свое выступление, быть в материале, но на какое-то мгновенье оцените себя со стороны: проверьте, не слишком ли быстро вы говорите, успевает ли аудитория за вами или, наоборот, есть признаки скуки (кто-то зевает, долго смотрит в телефон или в окно, беседует со своим соседом и прочее).
Не пренебрегайте дыханием и водой. Значительную роль во время выступления отводят обеспечению напитками, практически у всех ораторов на более или менее продолжительных выступлениях рядом стоит стакан с водой. Попросите, чтобы и у вас была возможность попить, потому что сложно выступать с пересушенным горлом.
Интонация
Интонация – это мощный инструмент любого спикера. Меняя громкость фраз, замедляя или увеличивая её скорость, делая подъемы и спады голосом, вы манипулируете информацией, играете ею и развлекаете публику. Приспособьте материал вашего выступления под необходимую интонацию, выделите более существенные и менее существенные пункты и оберните в форму правильной подачи. К тому же интонация – это передатчик эмоций спикера, а их наличие во время публичного выступления никто не отменял. Но не переусердствуйте. Не забывайте о золотой середине, ведь слишком громкие и чрезмерно тихие распевы могут оказаться неуместными.
Используя все вышеуказанные советы, вы сможете выступить на ура. Есть даже риск того, что вам понравится и захочется повторить…
Что поможет успокоиться перед выступлением
Известные музыканты и ораторы советуют несколько тренировок для дыхания, которые помогают расслабиться и победить страх перед выступлением. Сделать глубокий вдох, сосчитать до трех, а затем выдохнуть и повторить так 10 раз. Чтобы убрать из головы ненужные мысли, стоит подумать о том, что ждет выступающего после мероприятия — овации, комплименты, вкусный ужин, расслабляющая ванна.
Это подбадривает и рождает желание скорее выступить, а не бежать со сцены. Перекусить что-то легкое все-таки придется, на голодный желудок выступать не советуют — обычно недоедание дает о себе знать не вовремя. Это заставит нервничать и хотеть скорее удовлетворить потребность, а не вложить все силы в выступление.
Непосредственно перед выходом на сцену проделайте несколько упражнений для того, чтобы справиться с волнением:
- Очень действенной является дыхательная гимнастика. Для начала нужно сделать несколько глубоких вдохов, а затем поочередно закрывать одну ноздрю и дышать второй. Важно представлять, будто в легкие с воздухом попадает спокойствие и уверенность, а выдыхается напряжение и страх.
- Полезна разминка всего тела. Необходимо глубоко вздохнуть и на выдохе распрямить все, что возможно — спину, шею, руки, пальцы. Обязательно побыть в этом положении несколько минут, а затем медленно сесть и расслабиться.
- Чтобы люди не пугались слишком натянутой улыбки и зажимов мышц лица, можно проделать такое легкое действие: голову опустить и несильно потрясти ей из стороны в сторону. Спустя пару минут мышцы лица расслабятся.
Как научиться выступать перед публикой, если вы интроверт
Я стою на сцене, смотрю поверх голов сотен людей, не сводящих с меня глаз — они ждут, когда я начну говорить, скажу хоть что-нибудь, — и внутренний голос напоминает мне: «Ты неподходящий для этого человек».
Своим выступлением я открывал конференцию TEDx, и значит, я должен был задать тон всему мероприятию. Это огромная ответственность и вдобавок одно из самых важных выступлений в моей жизни. В любых других обстоятельствах я бы ответил своему внутреннему голосу: «Да, ты прав. Я не должен быть здесь. Я интроверт. Я редактор. Я не могу даже в разговоре с собственной женой закончить предложение, не подумав о том, что можно было бы сказать иначе».
Но, к счастью, я подготовился заранее. Подготовил не только речь, но и знал, как справиться с такими деструктивными порывами. Я знал, что нужно сказать, я верил в то, что собирался говорить, у меня был план на случай, если идеальные обстоятельства, в которых я готовился, не будут таковыми в реальности.
Сегодня я могу стоять на сцене перед тысячами людей и уверенно говорить о том, что я думаю. Если мне повезёт, несколько уловок и пара шуток окажутся не совсем провальными. Но так было не всегда.
Когда дело касается публичных выступлений, вся моя уверенность — это результат колоссальной работы, разочарований, холодного пота и неловких ситуаций. Но я рад такому опыту, потому что благодаря ему я здесь — и могу поделиться некоторыми уроками, как из перепуганного неуклюжего идиота превратиться в спокойного, уверенного оратора.
Это, возможно, самая важная часть статьи для вас — просто знать, что можно научиться выступать перед аудиторией. Вы не обязаны были родиться с таким умением.
Как поделиться своей идеей не только с маленькой компанией друзей, а рассказать о ней с большой сцены тысячам незнакомых людей — существует несколько уроков (многие из них от спикеров куда лучше меня, я должен добавить). Эти уроки изменили меня, превратили из застенчивого, заикающегося докладчика в уверенного и респектабельного. Я надеюсь, они помогут и вам донести до других свои собственные идеи.
Не рассказывайте о том, в чём вы не разбираетесь
Звучит как бесполезный, очевидный совет. Это не так. Если вы будете в совершенстве следовать ему, остальные пункты из этой статьи будут вам не особо нужны — вы и так сделаете всё хорошо.
Однажды, после нескольких речей, когда вы зарекомендуете себя как хорошего спикера, вам будут открываться возможности выступать где-то в далёких местах с приятными слуху названиями. Есть одна загвоздка — содержание. Возможно, вы зарекомендовали себя в качестве эксперта по брачным играм канареек, а тут получаете email с приглашением посетить конференцию и рассказать о мировых тенденциях в продажах скрепок для бумаг.
Вы должны поблагодарить за приглашение и вежливо отказаться.
Причина проста: вы не знаете, что сказать об этом. Даже если вы попытаетесь собрать информацию за короткое время, хорошей презентации всё равно не получится — вас не интересует сама тема. На самом деле вы не хотите говорить об этом и приглашающая сторона не заинтересована в том, чтобы вы выступили с хорошим рассказом. Просто им хочется, чтобы вы присутствовали на мероприятии, потому что они увидели ваше видео и подумали, что вы известная личность.
Поэтому такому простому совету трудно следовать. Вы новичок, вы хотите выделиться, кажется, что это отличная возможность для вас.
Если вы когда-нибудь покупали вещь с надеждой, что она будет работать так, а на деле она работает не так (вспомните о рекламном ролике, который подтолкнул вас к необдуманной покупке), то вы понимаете то разочарование, которое ожидает обе стороны с самого начала.
И не забывайте: вы не всегда получаете больше, если говорите «да». Если вы хотите быть всемирно известным экспертом по скрепкам, то вперёд. Но если у вас есть сообщение, которым хотите поделиться с миром, придерживайтесь его. Вы можете адаптировать своё сообщение, чтобы привлекать новую аудиторию, но никогда не отступайте от него.
Укажите в сценарии переходы и ничего больше
Если вы похожи на меня, внутри у вас есть строгий редактор, который сидит у вас на плече с красным маркером в руках и парой очков на носу, готовый небрежно бросить: «Двойка! И останься после уроков», — на каждое предложение, что вы произнесли. Неважно, что вы сказали: чувство, что можно было сказать лучше, никогда вас не покидает.
При подготовке презентации люди вроде нас обычно пишут сценарий или план. Когда пишешь сценарий, есть все шансы найти правильную формулировку.
Как писал древний китайский стратег и воин Сунь Цзы: «Ни один план не выдерживает первой встречи с противником». В этом и есть главная проблема детального плана. В нашем случае, конечно, никакого врага нет, но есть мир, полный неопределённости. Стоит только ступить на сцену, всё становится по-настоящему и нет второго дубля. Чем более детальный у вас сценарий, тем больше вероятность всё испортить. Когда вы новичок в мире публичных выступлений, стоять на сцене и пытаться вспомнить, что же там дальше — последняя вещь, которая вам нужна.
Так что же нужно делать вместо этого? Просто импровизировать? Не совсем.
В то время как детальный сценарий принесёт вам больше проблем, чем помощи, вам понадобится план другого сорта. Нужно отталкиваться от отправных точек в вашей истории (вы знаете, есть вещи, о которых не получится забыть, даже если сильно постараться) и записать моменты переходов от одной мысли к другой.
Хорошо работают личные истории, потому что:
- Аудитория их любит, они помогают наладить общение.
- Вам не нужно их записывать, потому что вы и так их помните.
Мы рассказываем друг другу истории так же долго, сколько являемся людьми. Так мы передавали информацию задолго до изобретения бумаги. Мы генетически запрограммированы помнить их (поэтому их легче преподносить), и, что ещё более важно, аудитория генетически запрограммирована их слушать (и становиться счастливее, слушая истории).
Так как одну и ту же историю можно свободно рассказывать каждый раз по-разному, вам не нужно записывать всё в точности до последнего слова. Хватит основных пунктов, обо всём остальном позаботятся ваши человеческие наклонности. Записанные основные пункты помогут связать истории между собой.
Практикуйтесь немного больше, чем вам нужно
Мой друг Крис Гиллибо (Chris Guillebeau), основатель и ведущий церемонии The World Domination Summit, в течение года каждый уикенд занимается тем, что произносит по меньшей мере 10 докладов во время переговоров. Иногда он рассказывает историю. В другой раз напоминает аудитории о 15 важных вещах, которые обсуждались до перерыва на ланч.
Как участник WDS и начинающий спикер, я однажды спросил у него: «Как ты вспоминаешь всё, что нужно сказать, причём в полном объёме, каждый раз, когда выходишь на сцену?» Я надеялся на секретный лайфхак, но его ответ — и это чистая правда — был самым обыкновенным: «Я много практикуюсь».
Теперь и я этим занимаюсь. И это работает. Всякий раз, когда мне предстоит произнести речь, я репетирую по меньшей мере 2–3 раза. Это требует времени, это зачастую скучно, приходится заниматься днями или неделями, и вам совсем не хочется практиковаться снова. Но вы делаете это не для себя. Вы делаете это для своей аудитории. Если вы хотите запомниться ей, придётся погрузиться в непривлекательную, скучную, однообразную работу.
Разбивайте свой доклад на части
Крис Гиллибо посоветовал не только много практиковаться. Также он упомянул, что работает над отдельными частями. Он пытается разбить свою презентацию на кусочки, а потом собирает их вместе.
Сейчас я делаю так же, и это уменьшает время на подготовку. Работая над частями, я могу разрабатывать и принимать решение о разных отрывках презентации параллельно. Если я спотыкаюсь на каком-то куске текста в середине (или, ещё хуже, в самом начале), мне не приходится ждать идеального рабочего состояния ничего не делая — я могу работать над другими частями, пока не утрясу вопрос с проблемной.
Быстрее заканчивайте свой доклад, больше времени практикуйтесь, до тех пор, пока это не войдёт в привычку. Ничто не влияет на уверенность больше, чем успех, и ничто не способствует успеху так, как постоянная практика.
Некоторые люди упражняются ровно столько, сколько нужно. Когда я говорю «практикуйтесь больше», я имею в виду, что репетировать надо больше, чем нужно.
Сбросьте скорость. Медленно спускайтесь
Общая проблема у всех интровертов вроде меня: если мы начали говорить, мы начинаем гнаться за мыслями, от которых пытались избавиться. Моя голова — это генератор идей, который постоянно движется вперёд. Мой рот, наоборот, говорит медленно, стараясь не совершить ошибку.
Но в один прекрасный момент вас прорывает, и вы выпускаете все накопившиеся мысли наружу. Пытаться поспеть за своим мозгом — то же, как если бы муравей пытался удерживать быка, мчащегося по склону горы. Но пытаться ускорить свою речь, чтобы произнести всё, что родилось в вашей голове, приводит к строго противоположному эффекту: вы начинаете заикаться, теряетесь, повторяетесь. Поэтому нервничаете ещё больше и отходите от запланированной речи.
Если ваша идея важна, то она заслуживает всего времени, которое необходимо, чтобы её выразить. Более полезный подход — думать медленнее. Не совсем медленно, конечно, скорее, с большей осторожностью.
Такая проблема появляется из-за небрежности: вы не связываете мысли друг с другом, а вместо этого начинаете скакать с одной на другую. Несколько скачков с дороги — и вы уже с трудом вспоминаете, где находитесь.
Зафиксироваться на одной мысли просто. Когда вы замечаете, что ваши мысли унесли вас далеко вперёд, просто вернитесь назад и повторите нужную идею.
Не теряйтесь!
Когда я готовился к выступлению на TEDx, я позвал своего друга Майка Паччионе (Mike Pacchione), специалиста по публичным выступлениям, чтобы тот указал мне на недостатки. Он поймал меня на том, что я часто отходил от темы.
Это происходит, когда идея, о которой ты говоришь, исчезает в никуда, и ты решаешь последовать за ней. Проблема в том, что блуждание в мыслях редко заканчивается на одной идее. Как только потеряешься один раз, продолжаешь все глубже проваливаться в кроличью нору.
Проблема не в том, что вы не можете рассказывать интересно, когда блуждаете, а в том, что стоит только начать блуждать, как вы совсем теряетесь. Как турист теряется в лесу? Он сходит на один шаг с тропы, чтобы посмотреть на растения. А потом: «О, грибы», — и ещё несколько шагов в сторону. «Хей, вон то дерево впереди выглядит здорово», — и только когда он решает вернуться обратно, осознаёт, что понятия не имеет, как это сделать.
Соблазн повитать в мыслях может быть высок, но потом очень сложно вернуться на правильный путь.
Есть два практических способа решения этой проблемы. Первый — следовать совету № 3 и много практиковаться. Чем больше ты практикуешься, тем больше собственных историй ты запоминаешь и знаешь, куда они могут привести. Другое решение заключается в том, что единственное, что может помочь, когда стоите на сцене и чувствуете, что уходите от темы, — это выбросить лишние мысли из головы.
Ваш мозг не хочет следовать за отвлечёнными мыслями, он хочет обдумать их. Лучший способ остаться на верном пути — напомнить себе, что вы можете их обдумать… но не прямо сейчас. Выбросите их из головы. Возможно, их можно будет использовать во время произнесения этого же доклада в будущем. Но, ради всего святого, не пытайтесь использовать их сейчас.
Придумайте успокаивающий ритуал
Моё сердце было готово пробить грудную клетку. Я чувствовал, что все мышцы напряжены, а поле зрения начинает сужаться. Дыхание стало учащаться. «Что происходит?» — спрашивал я себя. Я был на грани панической атаки. Мне нужно было сделать шаг на сцену, чтобы произнести самую важную речь в своей жизни, но единственное, о чём я мог думать, так это о том, что я собираюсь послать всё куда подальше. Это дало выход стрессовой реакции, и всё покатилось по наклонной.
К счастью, я был проинструктирован, что делать, если такое случится. Ванесса Ван Эдвардс (Vanessa Van Edwards), одна из величайших спикеров, которых я имел удовольствие знать, помогла мне подготовиться. Она поделилась, что сама тоже нервничает перед большими презентациями. Если бы она сама мне это не сказала, я бы никогда и не подумал.
Секрет, который она использует? Успокаивающая техника. У каждого хорошего оратора такая есть, и каждый хороший оратор знает, что придерживаться её необходимо, чтобы показать себя с лучшей стороны.
Что делает Ванесса: она находит тихое место, где за несколько минут до запланированного выхода на сцену выпрямляет спину, глубоко дышит и представляет успех.
Это может прозвучать немного глупо, но это на самом деле работает. Я и сам пользуюсь этим способом.
Перед важным событием для тела абсолютно нормально начать выделять много гормона стресса — кортизола. Мы становимся особо чувствительны к стрессовым ситуациям. Просто тысячи лет назад чувствовать стресс и не реагировать на него могло бы стоить вам жизни.
Сегодня такое случается нечасто — я не могу вспомнить сообщения о «смерти из-за нерешительности», — но наша биология не поспевает за нами. Ужасная ирония в том, что чем больше вы позволяете стрессу охватить себя, тем больше вероятность совершить ошибку и плохо выступить.
Поэтому, перед тем как выйти на сцену, проверьте себя и свой уровень стресса. Волнение — это нормально. А нервозность — плохо. Всегда приберегите для себя несколько минут перед выходом, чтобы успокоиться.
Когда ошибаетесь, продолжайте говорить
Я был большим фанатом телевизионного шоу «Отчёт Кольбера». Я редко пропускал даже эпизод. Это были одни из самых популярных «новостей» в прямом эфире на телевидении. Если вы смотрели это шоу, вы могли заметить, что Стивен путал слова практически в каждом эпизоде. Он мог построить фразу так, что она теряла смысл, мог пропустить слово или неправильно его произнести.
Но вы могли и не заметить этого, потому что внешне Кольберт никак не реагировал. Когда он допускал ошибку, он не запинался и не пытался исправить. Он просто продолжал говорить, потому что знал то, что должны запомнить все выступающие публично интроверты:
контекст важнее деталей.
Он мог допустить ошибку и даже не обратить на это никакого внимания. И этого никто не замечал, потому что никто не вслушивался в каждое произнесённое слово. Все слушали контекст.
Куда хуже, чем небольшая ошибка, — привлечение к ней внимания. Если вы запнулись, используйте своё чувство юмора, чтобы сгладить ситуацию. Отшутитесь и двигайтесь дальше.
Помните, что аудитория хочет, чтобы всё прошло успешно
Скорее всего, самый простой совет, который дают все подряд, помог мне научиться использовать все предыдущие советы в действии:
Всегда помните, что аудитория не желает вам провала.
Когда вы волнуетесь из-за предстоящего большого события, эта простая истина может легко забыться. Ваша аудитория не собирается прогонять вас со сцены. Она хочет узнать то, чему вы хотите их научить. Собравшиеся тратят своё время и, возможно, деньги, чтобы послушать вас. Люди не отдают своё время и деньги за плохой опыт. А как раз наоборот.
Когда вы нервничаете перед выступлением, легко подумать: «Что, если кому-то не понравится то, что я скажу?» Эта мысль начинает распространяться, и вскоре вы начнёте спрашивать себя: «Что, если все меня ненавидят?»
Такой образ мышления приводит к плохим выступлениям. Не думайте так. Не позволяйте себе сворачивать на эту дорогу, потому что в действительности аудитория на вашей стороне. Она хочет, чтобы у вас всё получилось. И, если вы будете следовать этим девяти советам, у вас будут все преимущества, чтобы быть на высоте.