Ребенок боится темноты советы психолога. Как избавиться от страха темноты у детей

Почему дети боятся темноты? Вопрос, как говорится, интересный, особенно если учесть, что темноты боятся далеко не все дети. Поэтому тут же возникает и другой вопрос: почему одни дети темноты боятся, а другие нет? Но даже если темноты боится один ребенок из десяти (а на самом деле таких детей гораздо больше), то это все равно немалая проблема, поскольку страх (любой страх, в том числе и боязнь темноты) — чувство деструктивное и разрушающее.

И вопрос «почему» приобретает еще большее значение, как только вспоминается железное правило: устранить любую проблему можно только тогда, когда становятся понятными ее истоки и ее природа. Так какова же природа детской боязни темноты?

Разные взгляды на природу детского страха темноты

Детский страх темноты неоднократно изучался самыми разными учеными, в том числе педиатрами, педагогами, психологами, психиатрами, психоаналитиками и психотерапевтами, а также объединенными группами самых разных специалистов. Такое серьезное внимание к этому вопросу объясняется тем, что здоровая, успешная и по-настоящему работоспособная и деятельная личность может сформироваться только из совершенно здорового (не только физически, но и эмоционально, и психологически, и психически) ребенка. То есть от здоровья детей (в том числе и от отсутствия у детей страхов) зависит будущее всего человечества, как бы высокопарно и пафосно это и не звучало бы.

Итак, прежде всего, какие же выводы сделали ученые мужи?

Необходимо сказать, что выводы разных исследователей не просто различаются, а различаются диаметрально. На сегодняшний день существуют три главные теории, связанные с возникновением у ребенка любых страхов.

Согласно одной из теорий, боязнь (или страх) темноты относится к врожденным страхам человека, то есть к тем страхам, которые в каждом живущем запрограммированы природой генетически и которые регулируются инстинктом самосохранения, которым наделены не только дети, но и все живые существа. Приверженцы этой теории называют довольно обширный список таких страхов, в том числе и страх темноты.

Другая теория гласит, что врожденными (генетически заложенными) страхами следует считать только два страха, к которым относятся только страх перед громкими звуками и страх падения с высоты. А любые другие страхи следует считать приобретенными в процессе жизнедеятельности, то есть в процессе приобретения жизненного опыта.

Однако оппоненты этой теории говорят, что новорожденные не демонстрируют страх громких звуков и падения, поскольку, что касается падения, новорожденный еще не ориентируется в пространстве как следует и не может оценить свое положение, а также возможные последствия падения. Что же касается громких звуков, то они просто привлекают к себе внимание. Однако, как бы там ни было, страх темноты в этот короткий перечень уже не входит.

Приверженцы же третьей теории говорят о том, что новорожденный ребенок не имеет никаких страхов вообще и что все страхи появляются только по мере взросления и только в результате жизненного опыта. Именно потому, что разные дети имеют совершенно неодинаковый жизненный опыт, одни малыши боятся темноты, а другие реагируют на нее совершенно спокойно.

Ученые-психиатры настойчиво повторяют, что любой страх — это практически всегда последствия какой-то психической травмы, но в любом случае к страху следует относиться как к защитной реакции организма, точнее, к защитной функции психики, которая пытается защитить человека (в нашем случае ребенка) от какой-то опасности, даже если эта опасность не имеет с реальностью ничего общего.

Применительно к вопросу о страхе темноты можно сказать, что этот страх появляется тогда, когда ребенка напугали именно темнотой, рассказали, что в темноте скрывается нечто опасное и угрожающее. Еще хуже, когда опасность темноты формируется из наказания ребенка темнотой (ребенка заперли в темном помещении).

Безусловно, реакция всегда зависит от индивидуальных особенностей детской психики, однако не следует забывать, что детская психика находится еще только на стадии формирования и укрепления, и любые «страшилки», в том числе и страшные рассказы о темноте, могут закончиться очень плохо.

Внимание! Ученые с уверенностью сообщают, что сформированный в детстве страх, в том числе и страх темноты, полностью победить и преодолеть невозможно, однако возможно подавление страха, если известна его психологическая подоплека (основа).

Боязнь темноты у ребенка может приобретать разные формы — от предчувствия чего-то нежелательного и неприятного, до ощущения угрозы и панического состояния.

Откуда появляются детские страхи?

Хотя страх являются неотъемлемой составляющей нормального взросления ребенка, родители нередко усугубляют ситуацию. Чтобы данная проблема не переросла в серьезное расстройство психики, необходимо огородить ребенка от агрессивных источников детских страхов.

Большинство фильмов ужасов имеют возрастные ограничения, но родители часто предпочитают смотреть подобные произведения вместе с маленькими детьми. Даже если ребенок не сосредоточен на просмотре фильма, а просто гуляет рядом, ужастик может негативно повлиять на его психическое состояние. Взрослым любителям подобных жанров кино стоит оградить своих детей от произведений, не предназначенных для просмотра юными зрителями. Если ребенок находится в соседней комнате, ужастик нужно смотреть только при плотно закрытой двери.

Довольно часто причиной появления детских страхов является напряженная психологическая обстановка, в которой находятся малыши. Дети чувствительны к любым конфликтам, происходящим в семье. Частые скандалы и напряженная обстановка в общении взрослых нередко провоцирует развитие у ребенка страха темноты.

Иногда родители сами пугают малышей, считая это воспитательным приемом. Безобидное, на взгляд родителей, запугивание малыша злой бабайкой или серым волком может приводить к детским истерикам и нежеланию крохи находится в темной комнате.

Природа детского страха темноты

Практические наблюдения за разными детьми (разный возраст, разные социальные группы, разные модели воспитания, разное физическое и психическое состояние и пр.) позволяют сделать вывод, что страх темноты может развиваться только у тех детей, которых специально пугают темнотой и опасностями, которые якобы могут скрываться в темноте.

Нередко можно услышать о родителях, которые, чтобы обеспечить себе свободный и спокойный вечер, оставляют маленького ребенка в комнате одного и, выключая свет, говорят ребенку, что в темноте под кроватью живет какое-то опасное существо (волк, Бабай, злой волшебник — на что хватит фантазии), чтобы малыш не вздумал выбраться из постели. В результате родители могут наслаждаться телевизором, а малыш с трудом дышит от страха и боится даже повернуться на другой бок. Результатом таких «воспитательных мероприятий» становятся детские неврозы, истерические состояния, ночные энурезы и другие неприятности со здоровьем ребенка.

Внимание! Результатом запугивания малыша, в том числе и запугивания темнотой, может стать абсолютно любое заболевание любого органа или системы детского организма. В таком случае этиологию заболевания и взаимосвязь между страхом (например, страхом темноты) и болезнью выявить крайне сложно, а иногда и невозможно вообще, что намного усложняет дальнейшее лечение любой патологии.

К сожалению, именно родители часто становятся источником формирования у детей боязни темноты.

Психологи и психиатры убедительно просят родителей, да и всех взрослых, никогда не пугать детей, тем более не пугать их ради того, чтобы дети слушались. Причем пугать нельзя ничем вообще — ни милиционером, ни волком, ни темнотой, ни злым дядькой, ни ведьмой…

Любой страх в итоге трансформируется в страх смерти, а для любого ребенка это слишком серьезный и жестокий стресс. Предупреждать детей можно только о настоящих (реальных) опасностях, которые могут ему действительно угрожать. А воспитание страхом — это самый жесткий и жестокий вариант воспитания, который может привести к самым пагубным последствиям, начиная от чрезмерной осторожности, пассивности и тревожной мнительности и заканчивая серьезными психическими расстройствами.

Однако следует назвать и другие причины формирования страха темноты у малышей.

Очень большую роль в формировании личности ребенка, в том числе и в формировании детского мировосприятия, включая страхи, играют телевизионные фильмы, мультфильмы, телепередачи, которые не предназначены для детского просмотра, но которые дети все равно смотрят. Особенно опасными могут быть просмотры такой кинопродукции, когда рядом нет никого из взрослых, кто мог бы правильно прокомментировать происходящее на экране и подкорректировать детское восприятие.

Кроме того, нередко страх темноты (как, впрочем, и другие страхи) дети «приносят» или «привозят» из детского сада, из школы, из детского лагеря — не секрет, что именно там популярны рассказы о «черной-пречерной руке, которая черной-пречерной ночью…» и другие страшилки, которые могут иметь очень пагубное воздействие на детскую психику, особенно если эта психика по какой-то причине ослаблена.

Внимание! По данным статистики, до 89 % детей в возрасте от трех до восьми лет боятся темноты.

Статистических данных, которые могут претендовать на сколько-нибудь полную достоверность, относительно детей более старшего возраста практически не существует, поскольку многие дети стараются скрыть свой страх темноты от посторонних людей, считая его слишком «детским» и «несерьезным».

Родители должны отчетливо понимать и то, что ночные кошмары и страхи, включая страх темноты, у детей могут формироваться даже под влиянием неправильного питания, причем особенно негативно воздействуют на детские эмоции мясные и/или жирные блюда, которые съедены на ночь, — тут уже и взрослым кошмары привидятся.

Из-за чего возникает боязнь темноты у детей: причины

Как избавить ребенка от страха темноты? Для преодоления патологических переживаний необходимо установить их причину и определить факторы, провоцирующие отягощение страха. Боязнь неосвещенных помещений у детей может основываться на негативном личном опыте либо быть вызвана какими-то неочевидными факторами.

Типичная причина боязни темноты у детей – конкретный случай в личной истории, произошедший в неосвещенном месте, при котором малыш пережил сильный испуг. Например, кроха без сопровождения взрослых вошел в темную комнату, а оттуда внезапно на него накинулся игривый щенок. Ребенок сильно испугался от неожиданной встречи с питомцем. При этом рядом не было взрослых, которые могли бы его утешить. Если малыш наделит это событие особой важностью, то в его подсознании сформируется защитная модель поведения, суть которой: избегание темных мест, поскольку темнота сопряжена с неприятными переживаниями.

Фобическая боязнь темноты может развиться у ребенка, после того, как он стал свидетелем трагического события, которое произошло с его близким человеком в темное время суток. Например, малыш увидел вернувшегося в синяках брата, который был избит незнакомцами в неосвещаемом переулке. Он видел, как его родители беспокоятся и суетятся. Сильно переживал, посещая брата в больнице. Из-за сильных переживаний, в его подсознании образовалось установка: в темноте никто не застрахован от неприятностей, поэтому темных мест нужно избегать.

  • Боязнь темноты у ребенка – часто искусственный внушенный страх, навязанный близким окружением. Нередко родители и прародители, воспитатели и педагоги, не желая того, внушают крохи «необходимость» опасаться неосвещенных помещений. Например, когда мама хочет поскорее «усыпить» карапуза, она его пугает: «Закрывай глаза и спи, не то тебя заберет нечистая сила». Либо родительница внушает ему «опасные» последствия несвоевременного отхода ко сну: «Если ты сейчас не заснешь, то завтра у тебя будет болеть голова». Такими указаниями взрослые лишают кроху чувства защищенности и создают предпосылки для развития психоэмоциональных расстройств.
  • Фундамент для формирования фобического страха темноты – развитое воображение, подкрепленное несоблюдением режима дня и негативной информацией, обрушившейся на незрелую психику посредством телевещания и интернета. Многие взрослые, уставшие после рабочего дня, стараются оградиться от общения со своим отпрыском. Они стараются занять свое чадо просмотром популярных мультипликационных фильмов, герои которых – монстры, зомби, чудовища. Либо предлагают ему скрасить досуг, сражаясь с адскими персонажами в компьютерных битвах. Такие развлечения в вечернее время сильно возбуждают нервную систему, из-за чего кроха долго не может заснуть, спит тревожным сном с кошмарными сновидениями. Неприятные ощущения малыш связывает с отрицательными, кровожадными и крайне опасными героями, которые, по его убеждению, обитают в темных местах. Чтобы предостеречь от столкновений с пугающими объектами, подсознание формирует защитную стратегию – избегание неосвещенных помещений.
  • Распространенная причина аномальной боязни темноты у ребенка – неблагоприятная атмосфера в доме и частые внутрисемейные конфликты. Ссоры и скандалы между родителями лишают малыша спокойствия и уверенности в себе. Он часто считает именно себя причиной разногласий между взрослыми. Карапуз чувствует себя виноватым, несчастным, беззащитным. Ребенок, растущий в среде конфликтов, постоянно пребывает в плохом настроении. Он не знает, что его ждет в будущем.Помимо патологического страха перед неизвестностью, который усиливается с наступлением ночи, у него возникает депрессия и в поведении появляются деструктивные элементы.
  • Фоном для зарождения боязни темноты является дефицит родительской ласки и отсутствие безусловной любви. Нехватка внимания со стороны взрослых провоцирует развитие чувства ненужности и незащищенности. Малыш ощущает себя одиноким и покинутым, поскольку он не встречает поддержки в трудные моменты. Такие переживания делают кроху доступной для утверждения негативных эмоций. Страх темноты – защитная реакция, призванная уберечь юную личность от разрушающих чувств.

Ложась спать, ребенок остается наедине со своими мучительными переживаниями. Невозможность рассмотреть все предметы в темноте, присутствие каких-то непривычных звуков провоцирует усиление тревоги. Интенсивные эмоции проявляют себя различными вегетативными реакциями: усилением сердцебиения, трудностями с дыханием, обильным выделением пота. Маленькая личность не может правильно трактовать такие явление, поэтому ей становится страшно за свою жизнь. «Заботливое» подсознание старается предупредить повторение болезненного эпизода, формируя предупредительную реакцию – страх темноты.

Как бороться со страхом темноты?

Назидательные слова о том, что не надо было пугать ребенка, в этом случае не помогут. Тем более, что источник страха вполне мог находиться и за пределами семьи и дома. Но как бы там ни было, оставлять малыша наедине с монстрами и ужасами нельзя ни в коем случае.

Ученые утверждают, что полностью искоренить страх темноты уже не получится, однако его можно подавить и уменьшить его симптомы. В некоторых случаях страх темноты удается уменьшить практически до нуля, хотя рецидивы полностью не исключены и вполне вероятны.

Если ребенок боится темноты, то просто необходимо устранить его страх самым простым способом — поставить в детской ночник. Однако следует понимать, что ночник — это не маленькая лампочка в обычной настольной лампе: дневные осветительные приборы в качестве ночника использовать категорически не стоит.

Очень важно, чтобы ночник включался тогда, когда малыш еще не спит, а только собирается лечь в кровать. И ни в коем случае нельзя выключать ночник, когда ребенок уже уснул: дело в том, что если малыш проснется ночью, а ночник не будет гореть, то у ребенка может случиться приступ паники, истерика и еще бог весть какие неприятности. Как правило, необходимость в ночнике проходит довольно быстро.

Кроме ночника, вечером можно включать в детской очень негромкую и очень спокойную музыку. Зачем это делать? Дело в том, что очень часто страх темноты сопровождается еще и страхом тех чудовищ, которые в темноте прячутся (сама-то по себе темнота не страшна, а вот то, что там спрятано, — вот это ужас!). А чудовища, как известно, то чавкают, то ворочаются, то сопят, то скрипят, то шелестят чем-то. И вот чтобы эти звуки, пусть даже и воображаемые, не мешали малышу уснуть, музыка и пригодится. А когда ребенок уснет, музыку можно и выключить.

При борьбе со страхом темноты очень важно говорить с ребенком и пытаться выяснить, чего же конкретно он боится. Ни в коем случае не стоит отмахиваться от детских фантазий — лучше всего все детские мысли и впечатления очень подробно обсуждать и разбирать, чтобы потом объяснять, почему все это никак не может быть страшным.

Если ребенок еще очень маленький или очень впечатлительный, ему можно рассказать о добрых домовых, то есть о духах дома, которые всегда охраняли жилище и всех, кто здесь живет. Известно, что домовые никогда не показываются хозяевам, однако же им нужно наливать молочко в блюдечко или оставлять какую-то другую еду. Кстати, домовые очень любят кошек и других домашних животных, так что борьба со страхом темноты может стать весьма подходящей причиной завести дома, например, котенка.

Очень благотворно воздействует на детей вместе с плюшевой игрушкой — это может быть медведь, обезьянка, Чебурашка, слоник, собака и любая другая мягкая игрушка, которая понравилась малышу. Интересно, что некоторые детки предпочитают большую игрушку, а некоторые отдают предпочтение маленькой, а есть дети, которые тащат в постель сразу несколько игрушек. Однако, если речь идет о борьбе со страхом и о здоровье малыша, то пусть берет с собой все, что ему нужно для спокойствия и уверенности — постепенно игрушки из постели уйдут сами по себе.

Также психологи советуют попросить ребенка нарисовать того, кого он боится. Иногда некоторым детям это существенно помогает, потому что любое нарисованное существо можно описать не как страшное, а как смешное или забавное: то нос сбоку, то уши огромные, то лапы короткие. А может быть, это и вовсе никакое не страшное чудовище, а просто несчастный, маленький и брошенный всеми Ужастичек, с которым никто не играет, потому что все почему-то боятся.

И тогда мама, которая знает все, может вечером рассказывать малышу истории о том, что Ужастичек на самом деле хороший — сегодня он кормил воробьев и прятался в тени, чтобы над ним не смеялись, а завтра он будет непременно пускать в луже бумажные кораблики, так что можно составить ему компанию, сложив свой собственный кораблик. А если с Ужастичком вместе играть и подружиться, то он уж точно никого пугать не будет, потому что друзей не пугают.

Если у ребенка есть своя комната, то очень важно, чтобы детская была не маленькой копией гостиной или папиного кабинета, а именно детской — волшебной, сказочной и доброй. Потолок — звездное небо, дверь — дорога в сказочный солнечный лес, где живет олененок Бемби, диванная подушка — огромная полосатая рыба из далекого теплого моря… Ну, разве в такой комнате могут водиться чудовища и страхи? А темнота нужна, чтобы все как следует выспались и завтра были еще сильнее.

В борьбе с любыми детскими неприятностями, в том числе и в борьбе со страхом темноты, есть очень простой, но очень важный секрет — ребенок должен знать и постоянно чувствовать, что его любят, его понимают, без него не могут обойтись. Только тогда ребенок спокоен и в его душе не остается места никаким страхам.

Очень важно, чтобы ребенок ложился спать в определенное время и по определенному ритуалу, который выработан в семье. Это может быть сказка на ночь, колыбельная, рассказы о планах на завтра, загадывание самого секретного желания, пожелание спокойной ночи фикусу или кактусу — что угодно, лишь бы ребенку это нравилось.

Внимание! Если ребенок боится темноты, его ни в коем случае нельзя ругать или называть трусом — проблема никуда не денется, а, может быть, еще и обострится, а вот доверие маленького человека будет потеряно. Кроме того, если малыша ругать и стыдить за его страх темноты, то у ребенка может сформироваться комплекс неполноценности, а страх может усилиться. Также можно добиться того, что страх будет загнан внутрь и бороться с ним будет еще сложнее.

Очень важно, чтобы перед сном ребенок не развивал слишком бурную деятельность, а нашел для себя спокойное занятие, которое не перевозбуждает центральную нервную систему. Все активные игры должны заканчиваться хотя бы за пару часов до сна.

Не менее важно и то, какие сказки читают ребенку на ночь, какие мультфильмы ребенок смотрит. В этом случае родители должны очень придирчиво относиться ко всему, что видит и слышит ребенок. Очень важны и комментарии, которые получает малыш, слушая новую сказку или просматривая очередной мультик.

Выводы

Ребенок боится темноты… Что он видит там, в этой пугающей и злой темнотище? Почему темнота кажется ему опасной и угрожающей? Древний мудрец Конфуций многие века назад сказал, что гораздо проще зажечь хотя бы самую маленькую свечку, чем все время проклинать темноту и тратить на это силы. Скорее всего, Конфуций не имел ввиду детский страх темноты, однако мудрые мысли потому и мудры, что их можно применить к самым разным ситуациям…

А еще можно вспомнить историю, которую рассказал художник, иллюстрирующий детские книги: коты не боятся темноты потому, что точно знают — самое страшное прячется не в темноте, а у тебя голове… Так что зажигаем ночник, наливаем в блюдечко молочка для домовенка, тащим с собой под одеяло слона с цветастыми ушами — и ничего не боимся!

Что делать, если ребенок боится темноты и не хочет спать один ночью

?

Темнеет рано, на улице зябко, в окне колышутся стволы черных деревьев, по комнате того и гляди побегут темные тени… Пора поговорить о том, как научиться во всех этих признаках видеть приближение доброй сказки , уютной спальни, приятных снов и милых вечерних игр. Иногда все детское нам кажется милым и игрушечным, словно понарошку. Мы же понимаем, что в комнате, кроме нас, никого быть не может, предметы не меняют своих форм и очертаний вне зависимости, светло сейчас или кромешно темно.

Наш дом — наша крепость. Все не так однозначно в воображении наших малышей. Сначала ребенок ничего не боялся, спокойно засыпал, не требовал приоткрытой двери и света неяркой лампы, но в один ничем не примечательный вечер он начал оглядываться, просить, чтобы мы не выключали целиком свет или посидели рядышком. К детским страхам надо относиться серьезно и по-взрослому.

Почему ребенок боится темноты?

Сначала разберемся в причинах и предпосылках возникновения страха темноты.

Чаще всего он появляется с 2 — 3 лет, когда ребенок имеет уже общее представление об окружающем его мире, у него начинает
развиваться воображение,
он обладает навыками определения причинно-следственных связей, но в то же время испытывает дефицит знания и понимания физических явлений, а сознание страшится неизвестностью.

Вспомните, собираясь в незнакомое место или компанию, мы также несколько нервничаем, как все там пойдет, как нас примут, что будет потом. Но мы обладаем опытом, подсказывающим нам, что все будет нормально, и даже если не понравится что-то, то мы с легкостью развернемся и уйдем. Нашим храбрецам еще предстоит получить столь ценное знание. Сначала ребенок боится спать один в темноте, потому что он может потерять маму во время сна, поэтому ждет от неё постоянных подтверждений, что она рядом. С взрослением ребенок не отпускает маму, т.к. она является гарантом его покоя и уверенности. Нужно предоставлять ребенку хоть какую-то свободу без излишней опеки, чтобы он получал опыт самостоятельных действий.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]