Мгновенный гипноз. Сила внушения, приемы, техникиВиктор Зайцев, 2013


Виктор Зайцев — Мгновенный гипноз. Сила внушения, приемы, техники

Виктор Борисович Зайцев

Мгновенный гипноз. Сила внушения, приемы, техники

Введение

Все мы слышали о таинственных историях, когда человек, будучи загипнотизированным, не помнил о своих действиях, хотя за несколько секунд до этого совершал весьма странные поступки.

Наверняка мы смотрели много фильмов, в которых эта тема служила основным двигателем сюжета. Масса современных детективов стоит свою интригу на гипнозе, хотя в последнее время это уже считается дурным тоном, слишком простым оказывается объяснение.

Время от времени в газетах появляются заметки о том, как человек вошел в банк, мгновенно загипнотизировал кассира, и тот выдал ему всю наличность. Мошенник исчез, кассир ничего не помнит, кроме пронзительного взгляда незнакомца.

Многие с понятным недоверием относятся к таким историям, хотя они действительно случаются сплошь и рядом. Это тема более чем актуальна для современной ситуации. И не только потому, что кто-то мечтает обучиться мгновенному гипнозу, чтобы подчинять себе людей, а кто-то, наоборот, хочет оказаться максимально защищенным от негативных влияний чужой воли.

Для того, чтобы разобраться в этом феномене, нам придется рассмотреть механизм работы сознания, которое позволяет человеку погружаться в транс. Мы проследим шаг за шагом, как это происходит, приведем упражнения, которые помогут вам обрести нужную степень концентрации, расскажем о способах подавления чужой воли и противостояния таким попыткам.

Мгновенный гипноз может быть очень сильным оружием. Но, как и любое оружие, его можно применять в самых разных целях. Моральный аспект проблемы – на вашей совести. Но помните, что за все придется платить, иногда очень дорого. И цена расплаты может значительно превышать сиюминутную выгоду от удачного применения гипнотических техник.

Сразу скажем, что обучиться мгновенному гипнозу за 5 минут невозможно. Но, как это ни парадоксально, подавляющее большинство людей уже владеют необходимыми навыками и, более того, ежедневно бессознательно применяют их на практике.

В какой-то степени все мы находимся в состоянии гипноза 24 часа в сутки. Нас гипнотизирует буквально все – от вида за окном до панели монитора. Ученые называют такое состояние «согласованным трансом». Вопрос состоит в том, устраивает ли нас такое состояние, или мы хотим его изменить. А если хотим – то зачем? Надо ли менять его кардинально, или можно ограничиться небольшими коррективами, которые помогут нам более успешно функционировать? Будет ли вам уютно «проснуться» и обнаружить, что мир совсем не таков, каким вы привыкли его видеть?

Конечно, это не фильм «Матрица», все не так фатально и не так волшебно. Но будничность иногда может быть гораздо более головокружительным примером для оттачивания мастерства осознанности, без которого ни гипноз, ни способы противостояния ему невозможны.

Уличный (цыганский) гипноз

Для начала не будем глубоко погружаться в теорию, а рассмотрим такое обыденное и многим из вас знакомое погружение в транс во время общения с цыганами. Это хороший пример мгновенного гипноза, который, возможно, кое-кто из вас имел несчастье испытать на себе.

Итак, что же это за неприятное и опасное явление? Суть мгновенного цыганского гипноза заключается в том, что к прохожему на улице подходит мошенник (обычно цыганка-гадалка) и при помощи гипноза лишает того денег и материальных ценностей, которые есть у него при себе. Преступному гипнозу ежегодно поддаются десятки тысяч людей в России.

Таинственные цыгане

Во многом степень внушаемости здесь зависит от ореола таинственности, который на протяжении веков витает над цыганами. И это – уже первая степень гипноза. Мы заранее знаем, что они могут это делать и что они обязательно это сделают. Кто-то пытался проверять и поддался на их удочку. Кто-то смог избежать неприятностей. Но очень важно понять, что мы заранее уверены в их способностях и уже только это помогает феномену мгновенного гипноза проявиться во всей своей «красе».

Цыгане – древнеиндийская каста неприкасаемых, которая занималась музыкой, танцами и пением. В 420 г. н. э. эта каста вышла (или же была изгнана) из Индии и стала расселяться по всему миру. На Руси цыгане появились в середине V в. и называли себя «лури». В современном мире насчитывается около 40 млн цыган, состоящих из двадцати основных цыганских этногрупп. Внутри каждой этногруппы существует более мелкое деление на «нации». Следующее деление – на роды, названия которых идут от имени почитаемого прародителя.

«Цыганский гипноз» – это гипноз в состоянии бодрствования, но с небольшим фокусом внимания. Погруженный в «цыганский» разговорный транс, человек как бы «уходит в себя» и в продолжение короткого времени продолжает совершать внешне осмысленные действия, не осознавая этого и не помня о них после окончания «сеанса».

Применяется цыганский гипноз в основном для незаметного кратковременного погружения человека в состояние управляемого контакта и извлечения определенной материальной выгоды.

Элементы методики

Методика гипноза известна цыганам издавна, и этот «дар» передается из поколения в поколение по женской линии. Все цыганки являются прекрасными психологами и физиономистами, и именно в этом заключается их дар, но не каждая обладает нетрадиционными способностями воздействия на людей и ясновидением. Цыганки, имеющие врожденный дар, являются профессионалками, именно они и вступают в контакт со своей жертвой, остальным – без способностей – выпадает роль отвлекающих.

Искусству «заговаривания зубов», как и гаданию, цыганку учат с детства. К десяти годам уже можно понять, есть ли у цыганки талант гипнотизера.

Врожденный дар мошенничества с помощью гипноза сами цыгане считают божьим, и отказ от него является страшным грехом.

С медицинской точки зрения секрет цыганского гипноза состоит в том, что мошенница отключает у своей жертвы левое полушарие мозга, отвечающее за оценку ситуации, контроль над поведением. Активно лишь правое полушарие, которое отвечает за чувства и воображение. Человек перестает оценивать реальность и живет одними эмоциями. Когда вы в таком состоянии, вами можно управлять, как роботом.

Также принцип работы цыганского гипноза объясняется «теорией сверхбодрствования». Согласно ей, гипноз представляет собой такое состояние коры головного мозга, при котором один из её участков сверхбодрствует. Благодаря этому очагу сверхвозбуждения человек, повинуясь командам гипнотизера, считает, что действует по своему собственному желанию, без принуждения.

То, что говорит цыганка во время гипноза, либо вообще сознательно не воспринимается человеком, либо воспринимается некритически. Выходит, что для того, чтобы загипнотизировать человека, нужно лишь создать в коре его головного мозга очаг сверхвозбуждения, о котором говорит теория. Для создания же такого очага используется множество приемов и техник. К самым часто используемым принадлежат техники разрыва шаблона, забалтывания и перегруза сознания.

Этапы цыганского гипноза

Сначала ваше внимание привлекают какой-то фразой, вроде просьбы дать закурить, помочь найти столовую (а затем как бы в благодарность за оказание услуги предлагает бесплатно погадать) или же прямым предложением погадать. Кто-то проходит мимо, а кто-то откликается на слова цыганки, тем самым допуская переход к следующему этапу гипноза.

Цыганка начинает гадание с прикосновения – берет вашу руку. Ладони напрямую связаны с подкоркой головного мозга. Мягкие поглаживания убаюкивают сознание.

В тот момент, когда вы расслабились, цыганка монотонно и быстро что-то говорит, но не всегда разборчиво. Тем самым она перегружает ваш мозг. Под действием этого потока непонятных слов он как бы ненадолго отключается, вы входите в состояние полутранса.

Иногда это происходит с вами и без воздействия других людей: например, когда вы из автобуса любуетесь проносящимся за окном пейзажем и через какое-то время отключаетесь, погружаясь в транс.

Гадалка использует ваше состояние измененного сознания в своих целях. Она начинает производить внушение: предвещает какие-то страшные проблемы, беду с близкими людьми. В состоянии транса вы не можете воспринять ее слова критически и верите каждому слову мошенницы, верите в ее сверхъестественные способности.

На самом деле, цыганки – никакие не ясновидящие, они просто используют наше подсознание, заставляя верить в то, что оно же нам и подсказывает. Цыганки говорят многозначительными, но размытыми фразами для того, чтобы вы сами могли вложить в эти слова свое содержание. Всем известны такие фразы, как «Ждет тебя дорога дальняя», «Интерес в казенном доме» и прочие.

В то время, когда вы находитесь в состоянии транса, та часть мозга, которая контролирует поведение, отключена. Работает только воображение.

Что влияет на внушаемость? Определение внушения, гипноза, клиническое применение «внушения наяву»

Факторы, влияющую на внушаемость, терапевтическое применения внушения для лечения фобий и психосоматики.

Внушаемость

Внушаемость – это склонность принимать внушения со стороны других людей и вести себя в соответствии с ними. Внушаемость может проявляться и в процессах памяти, когда человек подгоняет свои воспоминания под повторяющуюся информацию извне. [1]

Человек, который испытывает интенсивные эмоции обычно более склонен к принятию идей и более внушаем. При этом внушаемость обычно падает с возрастом. А уровень внушаемости различается у разных людей. В частности, на внушаемость влияет индивидуальный уровень самооценки и ассертивности, что привело к созданию концепции спектра внушаемости. [2]

Определение

Попытки выделить изолированную личностную черту внушаемости не имели успеха из-за невозможности диагностических процедур выделить измеримые различия между различными типами внушаемости [3].

  • внушаемость в результате коммуникации или ожидания, когда отдельные реакции реализуются без воли, в качестве автоматизма
  • внушаемость при самостоятельном использовании воображения или мысленных стратегий, при которых вызывается непроизвольная реакция в ответ на коммуникацию или ожидание.
  • внушаемость как некритичная, но сознательная вера в то, что говорят другие люди
  • внушаемость как внешняя демонстрация соответствия внешним нормам и ожиданиям других людей, без субъективного принятия или веры в эти нормы (конформизм)

Мнение Вагстафа гласит, что «истинные ответ на гипнотическое внушение – это реакция, вызванная не волей, но исключительно без воли субъекта, а возможно даже вопреки ей [4]. И именно такое положение вещей отражает реальную суть гипнотической внушаемости».

В 2004 году, однако, появились самоотчетные показатели внушаемости, которые позволили выделить и изучить внушаемость в качестве личностной черты. [5]

О гипнотерапии. Что такое регрессивный гипноз и гипнотерапия? Отзыв о лечении страха темноты

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Примеры внушаемости

Внушаемость можно наблюдать в обычной жизни людей.

  • Школьник стал свидетелем ссоры между одноклассниками. Однако, когда его после спросили о «большой драке», он искажает свои воспоминания, преувеличивая значение ссоры и уже воспринимая ее как большую драку.
  • Родители сказали своему ребенку, что он хорошо поет, и с того момента, ребенок верит в это, хотя на самом деле родители просто соврали.
  • Профессор может обмануть своих студентов психологов и спросить «внушаемость – это искажение памяти через внушение и дезинформация, правильно?». Вполне вероятно, что аудитория согласиться с этим, веря в авторитет преподавателя, хотя на самом деле имелся в виду эффект дезинформации.

Однако иногда внушаемость имеет крайние проявления, что может привести к плачевным последствиям.

  • Свидетель меняет свои показания в результате искажения воспоминаний, вызванных тем, что следователь задавал некорректные вопросы.
  • Молодая девушка начинает страдать от мигреней, что приводит к бессоннице и депрессии. Она обратилась к психотерапевту, который базировался на фрейдисткой теории и постоянно расспрашивал ее о сексуальных отношениях с отцом. В итоге в какой-то момент, девушка выдумала воспоминания, связанные с тем, как отец к ней приставал, что привело к тому, что отца осудили, а ее поместили в приемную семью .[6]

Гипноз

Гипнотическая внушаемость – это черта личности, отражающая различия между людьми в их тенденции реагировать на гипноз и гипнотические внушения. Стандартизированные исследования показателей гипнотической внушаемости показали, что между людьми существуют существенные различия в этой переменной [7]

Степень, в которой субъект может быть или не быть внушаемым имеет серьезное значение при научных исследованиях гипноза и ассоциированных с ним феноменов. Большинство исследователей в этой области исходят из того факта, что именно внушаемость определяет возможность индуцирования гипнотического транса, а точнее глубину гипноза, которую данный конкретный индивид может достичь в данном контексте, с данным гипнотерапевтом и при наличии данного набора убеждений, ожиданий и инструкций.

Доктор Джон Каппас (1925-2002) выделил три типа внушаемости, которые способны повлиять на состояние гипноза.

  1. Эмоциональная внушаемость. Внушаемость, связанная с эмоциональной отзывчивостью человека, которая обычно ассоциируется с гипноидной стадией. Такая внушаемость в большей мере обусловлена рациональными умозаключениями, нежели принятием прямых внушений.
  2. Физическая внушаемость. Внушаемость, связанная со степенью реакций тела на внушения. Здесь имеется в виду именно влияние прямого внушения на организм, что ассоциируется, прежде всего, с каталептической или более глубокими стадиями.
  3. Интеллектуальная внушаемость. Тип внушаемости при котором субъект боится подпасть под контроль и постоянно пытается анализировать, отрицать или рационализировать все сказанное оператором. При этом типе внушаемости оператор должен давать логическое обоснование для каждого своего внушения и позволять субъекту думать, что это он сам себя вводит в гипноз.

Однако, до сих пор не ясно, что же представляет из себя внушаемость. Это одновременно и однозначная переменная и фактор, которые крайне сложно контролировать и измерить.

Вот ряд спорных вопросов по поводу внушаемости.

  • постоянная ли внушаемость черта личности или это выученный навык/приобретенная привычка
  • обусловлена ли внушаемость химически или генетически
  • существуют ли факторы или симптомы активации внушаемости
  • сходна ли внушаемость с функцией научения
  • является ли внушаемость следствием овладения языком и эмпатии
  • возможно, внушаемость – это лишь предвзятая терминология, описывающая способность людей открываться новым идеям
  • возможно, внушаемость результат симбиотических отношений между людьми
  • связана ли внушаемость со способностью к эмпатии и коммуникации
  • влияет ли на внушаемость симпатия и схожесть между терапевтом и клиентом или говорящим и слушателем
  • внушаемость – это преимущество или недостаток, или что-то нейтральное.

Концептуально гипнабельность всегда понималась как повышенная внушаемость. На практике, гипнабельность измеряется как внушаемость, следующая после индукции. Однако, данные показывают, что это разные конструкты. Хотя гипнотическая индукция в значительной степени повышает внушаемости, корреляция между гипнотической и негипнотической внушаемостью не так велика, а измерительные шкалы лучше предсказывают внушаемость в бодрствующем состоянии чем гипнабельность[8]

Существует достаточно обширное число исследований, которые подтверждают эффективность и легитимность гипнотерапии, однако без четкого понимания и способов измерения внушаемости субъекта, невозможно дать ясный прогноз процесса и результата лечения.

Более того, эта проблема в значительной степени тормозит и разработку протоколов гипнотерапии. В итоге можно лишь сказать, что хотя одни методы убеждения и более универсальны чем другие, пока нет ничего лучше, чем индивидуальный подход к клиенту, путем изучения его мотивационных, эмоциональных и поведенческих стилей. Лишь немногие терапевты не изучают историю клиента, с которым им предстоит работать.

Автономия

Вопрос индивидуальных различий во внушаемости находит свое отражение даже в работах древних греков, а, в частности, Аристотеля, который писал:

«Самые умные люди – это те, кто могут принять идею, необязательно веря в нее» [9]

И это, возможно, наиболее точное отражение опыта практикующих гипнотерапевтов и гипнотизеров. Когда кто-то поглощен чужими вдохновляющими словами, которые передают идеи и способы мышления, субъективное внимание приковывается к ним из-за их логики, эстетики и соответствия слов гипнотизера личному опыту и мотивам человека.

В естественном состоянии транса, так же как и в тех, что целенаправленно индуцируются терапевтом, критические способности человека снижаются. И это ставит перед нами проблему, ведь человеку необходимо «обязательно верить в сказанное», и получается, что внушаемость идет вразрез с автономией человека [10].

Восприимчивость

Популярные СМИ и непрофессиональные статьи часто отождествляют термины «внушаемый» и «восприимчивый», в зависимости от степени, в которой человек реагирует на внушение. Два этих слова не синонимы, однако второй термин часто позволяет избежать того негативного оттенка, который придается внушаемости человека.

В научной литературе и исследованиях по гипнозу термин «внушаемость» описывает нейтральное психологическое и, возможно, физиологическое состояние или феномен. И это отличается от общепринятого в культуре значения слова «внушаемый». Оба термина незаслуженно имеют негативную коннотацию в обществе.

Быть внушаемым – не значит быть легковерным. Последний термин предполагает определенное отношение к поступающей к наблюдателю информации. А вот быть открытым к внушению не имеет никакого отношения ни к точности поступающих внушений, ни к тому возможно ли их объективная проверка (как в случае с метафизической верой).

Некоторые терапевты предварительно диагностируют внушаемость клиентов, поскольку последнии часто имеют убеждения противоречащие внушаемости, например, то что необходимо верить в ту или иную идею, даже при наличии лучших вариантов, или то что нельзя поддаваться убеждению.

Термин «восприимчивость» подразумевает повышенную тревожность человека по отношению к тому или иному стимулу. По сути, это негативные ожидания человека, которые сами по себе базируются на гипнотическом внушении. Гипнотические внушения включают термины, фразы или целые концепции, где понимание данной концепции подразумевает и создание соответствующего субъективного опыта, который создает предпосылки для определенной реакции.

Овладение языком

Познание происходит до процесса принятия решения. Таким образом концепт, который необходимо познать должен существовать до реакции организма. Такие концепты либо внушается самим разумом как реакция на другие внушения, либо внушаются другими людьми.

Внушение направляет мысль человека, на то, чтобы заметить новую концепцию или категорию этого мира и предлагает новые перспективы, которые позже смогут повлиять на выбор действий и сформировать триггеры для автоматического реагирования (например, вернуть улыбку), или, наконец, указать конкретные типы поведения. В гипнотерапии обычно с помощью внушения формируют желаемый результат у клиента, при этом персонифицируя его под нужды, мотивы и побуждения клиента.

Внушение через опыт или социальное влияние

Внушение не обязательно должно быть словесным. Улыбка, взгляд, подмигивание, белый халат врача – все это наводящие стимулы, которые заставляют нас автоматически реагировать определенным образом. И обычно гипнотерапевт использует эти элементы в своей деятельности.

Исходя, из этой теории, пребывание под влиянием внушения можно охарактеризовать как проявление поведенческой уступчивости без личного принятия или веры. То есть как действия, не соотносящиеся с собственной волей человека и его системой убеждений, что разрушает автономию и самовыражению индивида. Примерно также мы вытесняем эмоции с помощью рационального выбора.

Экспериментальное и клиническое применение

Применение гипноза широко варьируется в зависимости от целей.

Экспериментальный гипноз отвечает на вопрос «Что сделает моя группа испытуемых, если в одной и том же контексте я дам им внушение АВС» (зависимая переменная – реакция испытуемых)

Клинический гипноз отвечает на вопрос «Что я могу сказать данному конкретному субъекту в данном контексте для достижения цели XYZ» (зависимая переменная — внушение)

Социокогнитивная теория гипнотической внушаемости

Согласно социально-психологическим концепциям гипнотической внушаемости, таким как ролевая теория Николаса Спаноса, субъекты не входят ни в какое отдельное психологическое или физиологическое состояние, которое можно было бы назвать гипнозом. Они просто действуют на основе социального давления, т.е. им легче подчиниться чем не подчиниться. Хотя эта точка зрения не оспаривает возможности того, что люди под гипнозом испытывают именно гипноз, она утверждает, что гипнотические механизмы обусловлены социально, а потому не требуют никакого объяснения на основе измененного состояния сознания. [11]

Я и другие (1971). Феликс Соболев

Возможности мозга (творческий гипноз Райкова).

Детство

Детский разум растет и развивается, и постоянно наполняется новыми идеями из окружающих источников. Это приводит к тому, что дети более внушаемыми, что позволило ученым выделить основные факторы такой внушаемости.

Внутренние факторы.

Возраст. Дети обладают отличительной способностью запоминать события из своей жизни. Реальная возрастная разница во внушаемости состоит в количестве деталей воспоминания. Дети старшего возраста запоминают события более детально, в то время как младшим бывает необходимо помощь в воспоминании со стороны взрослых[12]. Проблема внушаемых людей в том, что они смешивают различные события в одно воспоминание. Дети, особенно младшего возраста, склонны включать сходные детали в воспоминание, которые на самом деле не связаны с событием, что показывает критичность возраста для уровня внушаемости.

Предубеждения и предварительные знания. Предубеждения о событии могут быть опасными в работе с детьми. Да, такое знание в работе специалиста способно иногда воскресить соответствующие воспоминания, но часто оно же приводит и к ложной памяти. Например, если детям несколько раз продемонстрировать ту или иную ситуацию, они вполне могут вписать ее в свои воспоминания.

Извлечение смысла. Хотя дети чрезвычайно склонны к ложным воспоминаниям, они также будут вспоминать ложную информацию в текущей ситуации, если она похожа на знакомую. Ученые назвали это искажение глобальным смыслом, которое означает, что индивид склонен связывать различные события между собой. Таким образом у детей будет пробуждаться ложная информация, связанная с текущими репрезентациями ситуации.

Внешние факторы

Предвзятость интервьюера. Предвзятость интервьюера – это предвзятое мнение человека, который берет интервью, что влияет на исход самого интервью. Такое происходит из-за того, что интервьюер концентрируется лишь на информации, которая подтверждает его гипотезу и отклоняет информацию несоответствующую ей. И именно это искажение обычно и наблюдается при опросах детей.

Повторные вопросы. Было показано, что частое повторение одних и тех же вопросов при опросе ребенка, заставляют ребенка изменить свой ответ в сторону этого вопроса. Это связано не только с ложной памятью, но и с убеждением ребенка, что, если вопрос повторяется значит он ответил неправильно и необходимо изменить свой ответ. [13]

Тон интервьюера. Дети чрезвычайно чувствительно к интонации человека, особенно в ситуации опроса. Если человек надиктовывает вопрос ребенку с определенной интонацией, то он скорее всего будет создавать ложные воспоминания, связанные с вопросом. Например, позитивный тон обычно приводит к более подробным отчетам о событии, но в тоже время и менее правдивым.

Взаимодействие со сверстниками. Рассказы детей часто искажаются информацией от их сверстников. Часто при пересказе того или иного мероприятия дети начинают верить, что сами были на нем. [14]

Повторяющаяся дезинформация. Показано, что, если в течении нескольких опросов вплетать ложную информацию в событие, ребенок будет склонен включать эту дезинформацию в свои воспоминания.

Экстремальные ситуации

В экстремальных ситуациях, таких как сексуальное насилие, крайняя тревожность, жестокое обращение, дети могут быть крайне подвержены внушаемости. Вполне возможно, что ребенок может вспомнить то, чего на самом деле не было [15], или он может быть настолько травмирован, что не сможет вспомнить то, что на самом деле произошло.

Были проведены некоторые исследования влияния тревожности на кодирование и искажение информации после события или в момент ее возможного извлечения на последующую внушаемость. Так, точность запоминания для невнушаемых субъектов была обычной и не зависела от тревожности. Однако, тревожность в случае внушаемых субъектов приводила к сильному искажению информации.

Еще один пример можно видеть в исследовании, в котором память, внушаемость, стрессовое возбуждение и психопатология, связанная с травмой, были исследованы у 328 детей в возрасте от 3 до 16 лет, участвовавших в судебных расследованиях жестокого обращения и отсутствия заботы. Память и внушаемость детей оценивали при медицинском обследовании и венопункции. Возраст и более высокий балл в когнитивном функционировании были связаны с меньшим количеством неточностей. Кроме того, уровень кортизола и симптомы травмы у детей, которые сообщали о более диссоциативных тенденциях, были связаны с частыми ошибками памяти. Это доказывает, что стрессовые или травматические переживания у маленьких детей могут быть подвержены влиянию внушаемости [16].

Другие случаи

Утверждается, что люди, страдающие посттравматическим стрессовым расстройством и диссоциативным расстройством личности более внушаемы. Хотя считается верным, что такие больные, как правило, достигают более высокого уровня шкалы гипнабельности, было проведено недостаточно исследований, подтверждающих утверждение о повышенной внушаемости. [17]

Групповая динамика, а также влияние толпы, также являются одним из примеров внушаемости.

Распространенными примерами внушаемого поведения в повседневной жизни являются «заразная зевота» (множество людей начинают зевать, наблюдая за тем, как зевает кто-то из группы) и синдром студента-медика (человек начинает испытывать симптомы болезни, прочитав или услышав о ней). Считается также, что реакция на плацебо основана на индивидуальных различиях во внушаемости. Внушаемые люди могут быть более восприимчивы к различным формам альтернативных медицинских практик, которые, по-видимому, полагаются на веру пациента во вмешательство больше, чем на знание реального механизма работы лечащего средства. Изучение эффективности медицинских вмешательств часто сопровождается контролем индивидуальных различий в внушаемости.

Данные ежегодника «Ментальные измерения» [18] показывают, что до сих пор не существует психологического теста для диагностики внушаемости. А шкала внушаемости Гуджонссона сомнительна для такого рода целей из-за своей узкой направленности.

В дополнение к последствиям, связанным со здоровьем, внушаемые люди, могут быть склонны к ошибочным суждениям: например, не рассматривать предложения критически и стать жертвой эмоциональной рекламы.

[1] Psychlopedia – Suggestibility». psychlopedia.wikispaces.com. Retrieved 17 May 2020.

[2] Hooper, Victoria-Rose; Chou, Shihning; Browne, Kevin D. (November 2016). «A systematic review on the relationship between self-esteem and interrogative suggestibility» (PDF). The Journal of Forensic Psychiatry & Psychology. 27 (6): 761–785.

[3] Wagstaff GF (1991). «Suggestibility: A social psychological approach». Human suggestibility: Advances in theory, research, and application. Florence, Kentucky: Taylor & Frances/Routledge. p. 141.

[4] Wagstaff GF (1991). «Suggestibility: A social psychological approach». Human suggestibility: Advances in theory, research, and application. Florence, Kentucky: Taylor & Frances/Routledge. p. 141.

[5] Kotov RI, Bellman SB, Watson DB (2004). «Multidimensional Iowa Suggestibility Scale (MISS): Brief Manual» (PDF). Stony Brook University Medical Center.

[6] “Psychlopedia – Suggestibility». psychlopedia.wikispaces.com. Retrieved 17 May 2016

[7] Milling LS (April 2008). «Is high hypnotic suggestibility necessary for successful hypnotic pain intervention?». Current Pain and Headache Reports. 12 (2): 98–102.

[8] Kirsch I (July 1997). «Suggestibility or hypnosis: what do our scales really measure?». The International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis. 45 (3): 212–25.

[9] Rock, Hugh (July 2017). «Social Theism: How can the Liberal Idea of God Speak to a Materialist Worldview?». Modern Believing. 58 (3): 253–263. doi:10.3828/mb.2017.19

[10] Eisen, Mitchell L.; Quas, Jodi A.; Goodman, Gail S., eds. (1 September 2001). Memory and Suggestibility in the Forensic Interview.

[11] Spanos NP, Barber TX (December 1972). «Cognitive activity during «hypnotic» suggestibility: goal-directed fantasy and the experience of nonvolition». Journal of Personality. 40 (4): 510–24

[12] Eisen ML, Goodman GS (December 1998). «Trauma, memory, and suggestibility in children». Development and Psychopathology. 10 (4): 717–38.

[13] Bjorklund DF, Bjorklund BR, Brown RD, Cassel WS (June 1998). «Children’s Susceptibility to Repeated Questions: How Misinformation Changes Children’s Answers and Their Minds». Applied Developmental Science. 2 (2): 99–111.

[14] Рrincipe GF, Ceci SJ (September 2002). «»I saw it with my own ears»: the effects of peer conversations on preschoolers’ reports of nonexperienced events». Journal of Experimental Child Psychology. 83 (1): 1–25.

[15] Milchman MS (April 2008). «Does psychotherapy recover or invent child sexual abuse memories? A case history». Journal of Child Sexual Abuse. 17 (1): 20–37.

[16] Eisen ML, Goodman GS, Qin J, Davis S, Crayton J (November 2007). «Maltreated children’s memory: accuracy, suggestibility, and psychopathology». Developmental Psychology. 43 (6): 1275–94.

[17] Montgomery, Guy H.; Schnur, Julie B.; David, Daniel (July 2011). «The Impact of Hypnotic Suggestibility In Clinical Care Settings». International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis. 59 (3): 294–309.

[18] Buros, Oscar Krisen, 1905-1978. (1972). The Nineteen forty mental measurements yearbook. Gryphon Press.

Научная база по гипнозу и гипнотерапии

● Различные определения гипноза. Обзор научных статей о применениях гипноза в психологии, медицине, исследованиях. ● Научные статьи и исследования о лечении рака с помощью гипнотерапии. ● Обзор по феномену гипноанестезии: применение гипноза вместо наркоза, хирургические операции под гипнозом. ● Доказательная база гипнотерапии. Перевод статьи из Википедии. ● Две серии роликов по истории гипноза и гипнотерапии. ● Как отличить реальный гипноз от показного? ● Нейрофизиология гипноза. Научные исследования по гипнозу ● Как дурачат народ на курсах по гипнозу.

  • Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
  • Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»

Оценка статьи:

Поделиться с друзьями:

Комментарии

Оставьте комментарий, используя аккаунт соцсети

Я разрешаю создать мне учетную запись

Когда вы первый раз заходите с помощью соцсетей, мы получаем публичную информацию из вашей учетной записи, предоставляемой провайдером услуги соцсети в рамках ваших настроек конфиденциальности. Мы также автоматически получаем ваш e-mail адрес для создания вашей учетной записи на нашем веб сайте. Когда она будет создана, вы будете авторизованы под этой учетной записью.

Не согласенСогласен

Оставьте комментарий, используя аккаунт соцсети

Я разрешаю создать мне учетную запись

Когда вы первый раз заходите с помощью соцсетей, мы получаем публичную информацию из вашей учетной записи, предоставляемой провайдером услуги соцсети в рамках ваших настроек конфиденциальности. Мы также автоматически получаем ваш e-mail адрес для создания вашей учетной записи на нашем веб сайте. Когда она будет создана, вы будете авторизованы под этой учетной записью.

Не согласенСогласен

Подписаться

ВНУШЕНИЕ В СОСТОЯНИИ ЕСТЕСТВЕННОГО СНА

Сон представляет собой сложно организованное функциональное состояние мозга, во время которого отмечаются выраженные физиологические и вменения во всех отделах и системах. Организм как бы работ на другом энергетическом уровне. Наиболее яркой характеристикой сна является его цикличность — чередование фаз медленного (ФМС) и быстрого сна (ФБС). Очевидно, что периодичность состояний бодрствования и сна является циркадным ритмом, и эта ритмичность осуществляется с помощью «биологических часов», «встроенных» в головной мозг. Во время ФМС (обычного сна) отмечается замедление ритма дыхания и сердечной деятельности, а также появление на ЗЭГ медленных волн. Во время ФБС или сна со сновидениями наблюдаются быстрые движения глаз, изменчивость, нерегулярность вегетативных проявлений (пульса, дыхания и др.). ЭЭГ приближается к наблюдаемой во время бодрствования, хотя и имеет некоторые особенности (вспышки альфа-волн в затылочной области по частоте на 1-2 Гц меньше, чем во время бодрствования, обнаруживается низковольтная активность; вспышки острых волн частотой 2-3 в секунду в центральной области коры, длящиеся несколько секунд и связанные во времени с быстрыми движениями глаз). В настоящее время в клинической практике используется модифицированная классификация стадий сна, предложенная И. Куглером (Штутгарт, 1981 г.).

Стадии снаСостояние сознанияЭЭГ паттерны
критерииреакции
A0Бодрствованиеа
-ритм в затылочной области, зональные различия
отчетливая реакция на открывание глаз (РОГ)
АA1Покой (расслабленное состояние)Регулярный а
-ритм,
а
-ритм малой амплитуды с тенденцией к замедлению
уменьшенная РОГ парадоксальная РОГ
A2
ВВ0ДремотаНизкоамплитудная t — активность, единичные а — волны низко- и среднеамплитудная t — активность, среднеамплитудная t — активность, редкие 6 —
волны
отсутствует РОГ
IВ1низкоамплитудные а
— веретена
В2высокоамплитудные а
— веретена
СС0Поверхностный сонt — активность больше 30% времени, t — активность больше 50% времени, непрерывная высокоамплитудная t — активностьК — комплексы
IIС1
С2
ДД2Сон средней глубины6 —
активность до 30% времени
6 —
активность до 50% времени
6 —
активность до 80% времени
К — комплексы
IIIД2
Д2
IVФМСЕГлубокий соннепрерывная 6 —
активность
нет
VФБССон со сновидениями и быстрыми движениями глазбыстропроходящие A1- В2 стадии с низкой амплитудойредковозникающие а
— веретена

Альфа ( а

) — 8 — 13 пер/сек

Бета (в

) — 13 пер/сек

Тета ( t

) — 4—7,5 пер/сек

Дельта ( 6

) — 0,5 — 3,5
пер/сек
Анализ результатов экспериментальных перерезок ствола мозга на различных уровнях позволяет сделать вывод, что структуры, ответственные за регуляцию цикла «сон — бодрствование», а также чередование ФМС и ФБС, расположены в стволе мозга. В то же время эксперименты с полным удалением полушарий выше таламуса позволяют думать, что стволовые механизмы регуляции цикла «сон — бодрствование» могут оказывать влияние на нисходящие, корковые и подкорковые механизмы. Механизмы регуляции ФБС расположены преимущественно в стволе мозга (А. Вейн, 1990г.). ФБС чередуется с ФМС, меняется в течение ночи 4-5 раз и длится каждый раз 6-8 мин, занимая около 20-25% всего времени поведенческого сна. Первый период ФБС наступает через 45-90 мин после засыпания. При его депривации наблюдается невротические проявления. Как для обычного медленного, так и для быстрого сна характерен «перерыв непрерывности потока сознания» с утратой способности отдавать себе отчет в месте, времени и окружающем. При сновидениях — переживание иной ситуации.

Между состоянием сна и бодрствования существует целая гамма переходов.

Сон может быть частичным, а глубина сонного торможения — различной. Во время естественного сна у спящего нередко обнаруживают избирательную чувствительность к определенным раздражителям, в то время как другие (даже более сильные) раздражители могут не оказать заметного влияния. Это возможно в тех случаях, когда во время сна участки бодрствования образуют «сторожевые пункты». Через него спящий может поддерживать контакт-раппорт с внешним миром.

Естественно, что сон со «сторожевым пунктом» будет частичным. Поскольку явление раппорта являются важной предпосылкой, обеспечивающей возможность лечения внушением во время сна, остановимся на них подробнее.

Явление раппорта свойственны не только человеку. Они встречаются и в животном мире, являясь биологически целесообразными. В связи с этим способность к сохранению «сторожевого пункта» во время сна, возникающая в процессе приспособления организма к условиям внешней среды, должна была закрепиться путем естественного отбора.

В.Н. Сперанский следующим образом объяснил прохождение раппорта: «Сторожевое животное бдительно охраняет стадо. В случае приближения опасности оно издает особый звук, сигнал, и этого достаточно, чтобы все стадо было на ногах, готовое к бегству, защите и т.п., в зависимости от характера сигнала. Никакие другие шумы, наполняющие лес, не тревожат сон стада. Между сторожевым животным и стадом поддерживается раппорт. Если бы его не было, стадо погибло бы».

Интересное наблюдение проводит Л.А. Орбели: «Головоногий молюск-осминог обладает сменой сна и бодрствования. Он укладывается на дне аквариума, подбирает вокруг себя ноги, закрывает глаза и спит. Но из восьми ног одну ногу он оставляет дежурной. Семь ног опутаны вокруг туловища, а восьмая торчит кверху и проделывает все время вращательные движения. Интересно, что если во время сна какой-нибудь палочкой тронуть у него туловище или конечность, он не просыпается, но если прикоснуться к дежурной ноге, то он просыпается, выпускает черную краску и вообще проявляет соответствующую активную реакцию». Очевидно, во время сна моллюска сохраняется «сторожевой пункт», через который и осуществляется контакт (раппорт) с внешним миром. Уставшая мать может крепко заснуть возле ребенка и не реагировать на шум, доносящийся с улицы, звонки или стук в соседней комнате. Однако достаточно появиться малейшему шороху, исходящему от ребенка, и она сразу же проснется. Солдат может крепко спать, не пробуждаясь от доносящихся громких звуков стрельбы, однако, услышав сигнал тревоги, поданный часовым, тут же просыпается. Аналогичным образом капитан на корабле может проснуться, как только прекратится монотонный гул машины, мельник — если остановится мельница и перестанет доноситься стук мельничных колес. Во всех этих случаях во время естественного сна срабатывает «сторожевой пункт», через который поддерживается раппорт со стороны определенного раздражителя. «Пункт» этот, по существу, является сложной системой, включающей устройство, обеспечивающее прием сигнала, его сличение и эффекторный механизм, способный вызвать полное или частичное пробуждение. Как было показано исследованиями А.М. Свядоща, «сторожевой пункт» во время естественного сна может возникнуть, если человек засыпает при восприятии речи и связь между ним и источником речи продолжает сохраняться. Особенно если при этом произносить фразы: «Спите спокойно, не просыпайтесь. Слушайте и запоминайте слова. Наутро будете все помнить». Или если он перед сном настроит себя на восприятие речи, внушит себе, что будет спать и слушать речь, не просыпаясь. Можно образовать «сторожевой пункт» и при помощи других приемов, например, путем предварительного внушения наяву или в гипнотическом сне. Сам процесс восприятия речи во время сна не осознается. Обследуемые не отдают себе отчета в том, что они слушают речь, которая воспринимается ими как мысли, спонтанно появившиеся или же возникшие по логическому ходу действий, развернувшихся в сновидении. Внушение во время естественного сна путем нашептывания фраз спящему стали применять при лечении детей Н.В. Вяземский, Ч. Бурдон и др. Эффект от внушения во время естественного сна нередко не уступал эффекту при глубоком гипнозе. Дети иногда разговаривают во время сна, в это время с ними удается установить речевой контакт. Однако он обычно быстро утрачивается, и попытки внушить им что-либо в таком состоянии редко удаются. В общем, установить раппорт с человеком, спящим естественным сном, трудно, но возможно. Для внушения во время естественного сна необходимо сесть у изголовья спящего. Можно прикоснуться к его пальцу и слегка удерживать его так, чтобы не разбудить спящего, или положить свою руку ему на лоб (при этом глубина сонного торможения у спящего уменьшается). Далее в течение 2-3 мин тихим шепотом, в ритм дыхания, повторяют слова: «Спите глубже, спите глубже«. Внушение во время сна производится тихим внушающим голосом. Затем ритм слов начинают то замедлять, то ускорять. Если при этом ритм дыхания спящего также начнет соответственно то ускоряться, то замедляться, контакт установлен, и можно переходить к внушениям. До их производства целесообразно сказать спящему: «Мой голос вас не будит, не пробуждает. Спите все глубже, глубже, глубже«. Если при попытке установления раппорта спящий проснется, нужно попросить его закрыть глаза и провести гипнотизацию, которая будет описана ниже. Просить открыть глаза и фиксировать взглядом какой-либо предмет нецелесообразно, так как это может привести к рассеиванию просоночного состояния, если пробуждение от сна было неполным. Если проснувшийся человек испугается, это полностью разбудит его, и он насторожится. Ориентировочная реакция проснувшееся и его недоумение по поводу происходящего вокруг него, ваши слова, заставляющие заснуть или расслабиться, делают погружение в гипнотический сон затруднительным у взрослых людей. Для этого предварительно днем или во время гипнотического сна пациенту внушают: «Сегодня ночью вы будете слышать мой голос. Сегодня ночью вы будете хорошо слышать то, что я вам скажу. Мой голос не вызовет у вас удивления и настороженности. Вы будете хорошо слышать мой голос, не просыпаясь«. Вместо предварительного внушения предварительная настройка на восприятие речи может быть достигнута путем самовнушения. Для этого испытуемому предлагается сесть или лечь в удобной позе и несколько раз повторить слова: «Буду спать и слышать, спать и слышать, спать и слышать, не просыпаясь«. Самовнушение более эффективно, если оно осуществляется в состоянии релаксации, вызванном аутогенной тренировкой. Можно несколько модифицировать описанный выше метод. Пациенту днем разъясняют лечение внушением во время сна. Текст внушения можно записать на магнитофонную ленту. Можно поставить магнитофон или динамик недалеко от изголовья испытуемого и включить, когда он уже дремлет или заснул. После окончания сеанса магнитофон отключается автоматически либо лицом, проводящим внушение. Внушение делается ночью в течение первых 15-45 мин сна и далее под утро за 1 -2 часа до пробуждения. Садятся на расстоянии метра от спящего (не рекомендуется садиться на постель). Далее тихим голосом произносят слова: «Спите глубже, глубже. Мой голос вас не пробуждает, вы спите все глубже, глубже. Спите спокойно, не просыпайтесь. С каждым днем чувствуете себя все лучше и лучше. Спите спокойно! Ваш сон тщательно оберегается и охраняется«. Далее следует формула внушения, например: «Сейчас все ваше внимание приковывается к тому, что я говорю. Ваши руки стали словно пуховыми, воздушными. Их тянет вверх«. В этот момент слегка дотрагиваются до рук спящего, словно подталкивая. Удостоверившись в том, что раппорт установлен, вы можете поставить или посадить его на кровать и даже попытаться с ним вступить в разговор. Это проще сделать во время бормотания ночью или сноговорения. Например, ребенку с ночным недержанием мочи (энурез) говорят: «Теперь ты можешь удерживать мочу всю ночь. Ты хорошо чувствуешь свой мочевой пузырь. Твоя кроватка всегда сухая и чистая. Если тебе захочется в туалет, ты проснешься, сядешь на горшок или пойдешь в туалет. Ты больше не будешь бояться темноты и страшных сказочных героев. С сегодняшнего дня, с этой минуты ты становишься храбрым, сильным, смелым«. Эти слова можно повторять много раз. В этот момент можно поднять ребенка и медленно довести до туалета или посадить на горшок, но при этом производить внушения, комментирующие еш действия, руководящие его поведением. Например: «Сейчас ты встанешь. Я возьму тебя за руку. Не открывая глаз, ты дойдешь до туалета«. Если ребенок проснулся, переносят сеанс на следующую ночь. Воспринятое ночью ребенок забывает. Этот прием можно рекомендовать проводить самим родителям. Возможность перевода ночного сна в гипнотический известна давно. Для этой цели можно применять приемы, описанные Л.Л. Васильевым. Подойдя к человеку, спящему обычным сном, гипнотизер садится у его изголовья и тихо сидит 2-3 мин. Затем начинает проводить руками вдоль тела спящего, не прикасаясь к его коже. Сначала тихим голосом, чтобы не разбудить человека, а потом все громче гипнотизер говорит спящем) o «Не пугайтесь. Спокойно продолжайте спать. Продолжайте спать. Вы не должны присыпаться. Вы слышите мой голос, но продолжаете спать. Спите глубже, ещё глубже. Вы не должны просыпаться. Спите крепче! Теперь вы хорошо слышите мой голос и продолжаете спать. Вслушайтесь в мои слова. Спите крепче! Они вас не тревожат, не беспокоят, не будят. Вы хорошо слышите мой голос и продолжаете спать. Спите, спите еще глубже. Мой голос вас убаюкивает. Теперь вы можете отвечать на мои вопросы, не просыпаясь! Как ваше имя? Отвечайте! Отвечайте не просыпаясь! Как вас зовут? Отвечайте!». Если спящий начинает, не просыпаясь, отвечать на вопросы, то цель достигнута — нормальный сон перешел в гипнотический, и гипнотизеру удалось установить раппорт со спящим. Теперь можно смелее переходить к беседе со спящим. Нужно стремиться к тому, чтобы получать ответы на все задаваемые вопросы. Это будет свидетельствовать о наличии связи между гипнотизером и пациентом. Затем можно переходить к осуществлению лечебных внушений. Заканчивая сеанс, необходимо сказать, что в следующий раз испытуемый особенно легко вступит в контакт и при этом не проснется. У некоторых больных с навязчивыми мыслями или страхами, страдающими дурными привычками, может происходить избирательное восприятие речевых сигналов (слов), адресующихся к «больному пункту», в то время как усвоения речи нейтрального содержания может и не быть. Судить о том, что речь была воспринята, приходится по терапевтическому эффекту (критерий ненадежен). Внушение можно также производить в просоночном состоянии. Спящего переводят из состояния сна в просоночное, с ним устанавливают контакт, затем позволяют вновь заснуть. Для этого кладут руку на голову спящего, он слегка пробуждается, и ему предлагают выполнить простейшие действия: «Поднимите руку, выше, еще выше. Продолжайте спать. Спите глубже, глубже«. Далее переходят к лечебным внушениям. Сеансы внушения во время естественного сна можно проводить как индивидуально, так и коллективно. Лечение внушением во время естественного сна не всегда легко осуществимо. Когда сон слишком чуткий, поверхностный, то пробуждение наступает легко или очень резко выражена ориентировочная реакция и требуется ряд повторных сеансов, чтобы ее погасить. Иногда, наоборот, сон слишком глубок и добиться раппорта со спящим не удается. Наиболее широкое применение этот метод нашел при лечении страхов и истерических симптомов у детей. Используется этот метод также для лечения онанизма, энуреза, некоторых вредных привычек у детей. При лечении навязчивых состояний у взрослых, а также явлений невроза ожидания иногда наблюдается ослабление навязчивых страхов и улучшение общего самочувствия. Формула внушения: «Не думайте о болезненном симптоме. Если и вспомните, не волнуйтесь, будьте совершенно спокойны«

ВНУШЕНИЕ В СОСТОЯНИИ НАРКОТИЧЕСКОГО СНА

Внушение в состоянии наркотического сна может проводиться лишь в том случае, если сон неглубок и у пациента нет аллергических реакций на данное вещество. При глубоком наркотическом сне торможение носит столь глубокий и разлитой характер, что не удается сохранить «сторожевой пункт» в коре, через который можно поддерживать контакт со спящим. Кроме того, в таком состоянии трудно вызвать лежащий в основе внушения «очаг концентрированного возбуждения» в мозгу.

Пациенту разъясняют характер проводимого лечения и укладывают его в горизонтальное положение. Вводят внутривенно, очень медленно 2-8 мл 10% раствора пентонала, барбамила (амитал натрия), гексенала, оксибутирата натрия 10 мл 10% (ослабленным больным лучше вводить 5% раствор).

Достигнув сна желаемой глубины, поддерживают его в течение нескольких минут медленным введением снотворного (иглу из вены не вынимают).

Во время наступившего сна производят лечебные внушения, после чего дают больному возможность выспаться.

Наиболее благоприятным для внушения является неглубокий наркотический сон, предшествующий появлению аналгезии и развитию последующей амнезии этого периода. Для контроля глубины сна предлагают больному вслух считать от 20 в обратном порядке или производить простое вычисление (например, от двузначных чисел отнимать всегда по 4) и считают сон слишком глубоким, если больной не в состоянии это задание выполнить.

В процессе лечебных внушений иногда происходит оживление психотравмирующих переживаний, в связи с чем возникает бурная эмоциональная реакция, выражающаяся в виде аффекта то страха, то тоски или отчаяния, сопровождающихся экспрессивными движениями. В этих случаях в достижении терапевтического эффекта, помимо внушения, может играть роль и реагирование во время сна (наркокатарзис).

Вызывание наркотического сна может сочетаться с вызыванием гипнотического сна.

При этом либо можно давать снотворное, а потом проводить гипнотизацию (наркогипноз), либо вызывать гипнотический сон, а затем для его углубления давать снотворное (гипнонаркоз).

В конце XIX в. начали использовать фармакологические препараты для облегчения гипнотизации. Впервые стали применять эфирный и хлороформный наркозы. М.Э. Телешевская широко применяла этот метод под названием наркопсихотерапии и детально разработала методику лечения.

С помощью этой методики ею достигались устранения истерических моносимптомов многолетней давности, затяжных астеноипохондрических состояний, расстройства сна и эмоциональных нарушений у больных неврозами.

А в это время секретными службами разведывательных управлений разрабатывались препараты манипулирования психикой.

Джон Маркс, бывший сотрудник разведки государственного департамента США, в одной из своих работ пишет: «Ни один метод контроля над психикой людей не привлекал столь пристального внимания и не вызывал такого страха, как гипноз».

История этого вопроса уходит далеко в прошлое. Мексиканские индейцы искусственным путем могли получать мескалин из эссенции пейотового кактуса. Ацтеки называли эти растения «божьей плотью».

Жрецы уже знали, что эти экстракты (опьяняющие настойки) способны подавлять и подчинять волю человека, заставляли «грешника» раскаиваться в своем поведении, изменять свои мысли.

Прослышав, что в Мексике произрастает некий загадочный гриб, который по своим свойствам мог оказаться перспективным для специальных операций, ЦРУ срочно занялось выяснением правдивости слухов. Впрочем, «волшебный гриб», как ни странно, нашел не ученый, не разведчик, а банкир, миколог-любитель (микология — наука о грибах). Это был Гордон Уэссон, написавший вместе со своей женой Валентиной, русской по происхождению, книгу «Грибы, Россия и история».

Успешно завершив экспедицию в девственные леса Мексики и используя собранный материал, Роже Хейм вырастил грибы из спор, поражающих рожь Успех был потрясающий. Образцы Хейм послал Альберту Хофману в Швейцарию, тот быстро выделил и синтезировал активный химический ингредиент, присвоив ему имя «псилоцибин». Получив порошок, сотрудники ЦРУ сразу же пустили его в дело. Доктор Харис Исбелл в штате Кентукки ввел этот препарат девяти неграм. Через 30 мин подопытные стали ощущать тревогу их охватывало чувство страха, все, казалось им, куда-то летит, рушится, как будто вот-вот разразится катастрофа Им казалось, что они летят на Луну, их тела рвут в клочья какие-то драконы, они сходят с ума, погибают… Они плакали, кричали…

В 1943 г. Хофман внезапно открывает новое вещество под названием ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты). Он вспоминает, как однажды он по неосторожности допустил, чтобы ЛСД начал действовать на его организм. Появились кошмарные видения, всевозможные иллюзии, всякая чертовщина голова шла кругом.

Позже Хофман рассказывал: «Я был в трансе, мне хотелось бежать, броситься в омут, все вертелось и кружилось. Было такое ужасное ощущение, что казалось, что я вот-вот сойду с ума, тело мое как бы раздваивалось, куда-то улетучивалось… Я не знал, чем все кончится…»

Приблизительно в то же время «медики» СС и гитлеровского гестапо в концентрационном лагере Дахау проводили эксперименты с применением наркотических веществ, которые сильно действовали на сознание человека; экспериментировали на заключенных, в первую очередь на русских.

Целью эсэсовских медиков-палачей было найти средства чтобы подавить волю, парализовать психику человека, застить его забыть о своей стране, своем народе и при помощи внушении и всевозможных препаратов воздействовать на сознание человека в нужном плане.

Идея создания «сверхоружия» или психотропного оружия не угасает и по сей день.

Существует мнение, будто бы с помощью гипноза человека можно ввести в определенное состояние перевести на уровень сознания. При этом гипнотики могут быть переносчиками любой информации, которую сами не могут осознать, или быть запрограммированными убийцами. Может быть в этом есть элемент феномена «зомби», перекликающийся с возникающими у людей фантазиями.

Однако доля истины имеется в каждом конкретном случае. Так, например, с помощью СВЧ-генератора на определенных частотах можно подавить одновременно сознание многих людей и внушить им определенное поведение или даже чужие идеи.

Социальной психологии известны способы воздействия на личность, разрабатываются методы исследования закономерностей взаимодействия людей.

В настоящее время общественные и межличностные отношения рассматриваются с позиции информационного обмена (коммуникативная сторона общения), как взаимодействие (интеракционная сторона общения) и как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Знания этих механизмов используются в пропаганде, где разработана концепция повышения эффективности воздействия на открытую аудиторию путем доведения ее до возбуждения; в частности, в фашистской пропаганде специальная служба разрабатывала способы вовлечения аудитории в состояние экстаза. В этой связи методы внушения социально-психологического заражения (ритуальные танцы, смех, плач, спортивный азарт в небольших группах, паника и т.д.) могут рассматриваться как способы своеобразного психопрограммирования аудитории, т.е. относиться к методам манипулятивного воздействия на личность.

МЕТОДЫ ГИПНОТИЗАЦИИ

Что касается новизны, то нет такого человека, который глубоко познакомившись с наукой и наблюдая мир, не проникся бы твердой мыслью «Нет ничего нового на Земле»

Фрэнсис Бэкон

Многие изложенные выше приемы определения степени внушаемости и гипнабельности сами по себе могут быть использованы как метод гипнотизации. С их помощью — применяя их обособленно или в сочетании со словесным внушением признаков сонливости и сна — можно вообще погрузить человека в обычное и часто даже глубокое гипнотическое состояние. Эти приемы служат для укрепления доверия сомневающихся в гипнозе, для усиления восприимчивости к гипнозу, но в основном — для выявления внушаемости.

На практике используют различные приемы и техники гипнотизирования. К первой группе относятся приемы, воздействующие на те или иные анализаторы без словесного внушения. Чаще всего применяется смешанный способ гипнотизации. Он заключается в одновременном применении словесного воздействия и воздействия на различные анализаторы — зрительный, слуховой, кожный и др.

Вот что по этому поводу писал И.П. Павлов: «Теперь постоянно применяющийся способ — повторяющиеся слова (к тому же произносимые в минорном однообразном тоне), описывающие физиологические акты сонного состояния. Эти слова суть, конечно, условные раздражители, у всех нас прочно связаны с сонным состоянием и поэтому его вызывающие».

Погружению в гипнотический сон способствует все то, что приводит к наступлению естественного сна, поэтому человека, который хочет спать, погрузить в гипнотический сон легче, чем выспавшегося. Вечером загипнотизировать легче, чем днем или утром, отсюда желательно первый сеанс проводить в вечернее время. При гипнотизации лучше посадить человека в удобное для него кресло или предложить лечь в той позе, в которой он обычно засыпает, так как когда человек стоит, в мозг поступает большое количество интроцептивных раздражителей от мышц, связок, суставов, повышающих тонигенное влияние ретикулярной формации и тем самым препятствующих наступлению сна. Наступлению гипнотического сна способствует также тишина, отсутствие яркого, раздражающего света (полумрак), то есть уменьшение потока раздражений, поступающих через слуховой или зрительные анализаторы. Важно также, что бы кресло или кровать, на которых проводится гипнотизация, не были холодными, а условия окружающей среды комфортными (средняя комнатная температура 18-20°С). И.П. Павлов в своих работах приводит пример: если животному перерезать нервные волокна, по которым проходят

импульсы от всех органов чувств, то оно засыпает почти на полные сутки и просыпается лишь на короткий промежуток времени.

Для эффективности гипнотизации имеет особо важное значение поза гипнотизера, жесты, мимика, речь. Психическое воздействие на человека начинается уже с того момента, как он увидел гипнотизера, а возможно и раньше, если в коллективе формируется мнение об этом человеке. Вся обстановка, внешний вид, поведение должны быть приспособлены к тому, чтобы продолжить это воздействие, углубить его.

Прежде чем начать сеанс гипнотизации, рекомендуется подробно рассказать человеку — конечно, с учетом степени его осознания, умственного развития, — о гипнозе как физиологическом состоянии, похожем на обычный сон. Следует подчеркнуть, что гипнотический сон не только совершенно безвреден, но, как и обычный сон, уже сам по себе полезен для организма; в немногих словах примерно описать ощущения во время предстоящего сна и указать, что он будет слышать сквозь дремоту голос гипнотизера. Можно объяснить, что речь идет о состоянии, промежуточном между сном и бодрствованием, просоночном состоянии, возникающим обычно каждый день и продолжающимся недолго, но которое предстоит продлить. Необходимо добавить, что амнезия вызывается необязательно, и с каждым последующим сеансом вы будете засыпать все глубже и быстрее. Психотерапевты иногда используют метод перевода аутогенного транса при проведении гетеротренинга в гипнотический сон. Надо сказать, что среди пациентов бывают люди, которых привлекает «магическая», таинственная сторона гипноза, и они, в сущности, предпочитают обходиться без разъяснений. Это положение также должен использовать врач-гипнолог, используя принцип медицины «Не навреди!»

И.И. Буль в книге «Основы психотерапии» все методы гипнотизации свел в три группы. Первая группа включает методы преимущественного воздействия на зрительный анализатор, вторая — на слуховой, а третья — на кожный.

Методы воздействия на зрительный анализатор

Гипнотизируемый располагается в горизонтальном положении на кушетке или сидя в кресле. Гипнотизер садится рядом и держит перед его глазами, примерно на расстоянии 10 см, какой-либо блестящий предмет.

В мире животных случаи гипноза при воздействии на зрительный анализатор наблюдаются и вне всякого эксперимента. Известны случаи обездвиживания, оцепенения зайцев или других животных, перебегающих через дорогу и ослепляемых фарами автомобилей, движущихся по шоссе. Так, например, пауки при фиксации сильного света на паутине впадают в состояние, напоминающее каталепсию.

В литературе описано много приемов воздействия на зрительный анализатор.

Прием Бреда: гипнотизируемый продолжительное время сосредотачивает взгляд на блестящем предмете (металлический шарик на палочке, неврологический молоточек, ключ и т.п.). Фиксируемый предмет должен находиться на уровне переносицы гипнотизируемого. Концентрация зрения в одной точке и неподвижность взгляда обычно вызывает усталость, а затем сон.

Прием Филипса: блестящий металлический диск помещают перед гипнотизируемым на столе или держат на коленях. Это та же фиксация взгляда на предмете, только в несколько другой форме.

Прием Льюиса: гипнотизируемый фиксирует взгляд на быстро вращающемся зеркале, что вызывает утомление зрительного анализатора.

Прием Лери: фиксирование взгляда на красном кресте, расположенном на сером фоне при словесном внушении.

Прием Бремота: пациент, несколько наклонив вперед голову, смотрит в глаза гипнотизеру или на сильный источник света.

Во всех приемах гипнотизируемому предлагается пристально смотреть на предмет, фиксировать на нем взгляд. через 5-7 минут гипнотизер тихим, монотонным голосом начинает произносить формулы словесного внушения: «Ваши веки тяжелеют. Ваши глаза устают, они слезятся, начинают мигать. Вам все труднее удерживать ваши глаза открытыми. Веки тяжелеют все больше. Все темнее становится вокруг вас. Веки тяжелые, тяжелые, словно наливаются свинцом. Ваши веки слипаются, в голове легкий туман. Он все нарастает, все усиливается. Вас охватывает сонливость. Веки смыкаются. Вы забываетесь, забываетесь приятной дремотой. Засыпаете, засыпаете. Спите!»

Обычно, если гипнотизируемый достаточно внушаем, то требуется немногим больше времени для усыпления, чем для прочтения этого текста. Если веки не сомкнутся к концу произнесения этого текста, то формулу внушения повторить. Используя этот метод, блестящий предмет вначале держат чуть выше переносицы гипнотизируемого, постепенно к концу внушения блестящий предмет медленно опускают так, чтобы взор гипнотизируемого, следуя за фиксируемой точкой, поник бы невольно вниз. Это вызовет чувство тяжести в веках и будет подкреплять внушение об отяжелении век. После того как гипнотизируемый закроет а, нужно некоторое время еще внушать ему чувство нарастающей сонливости.

Некоторые пациенты с большим трудом поддаются действию взгляда, и в таком случае нельзя рассчитывать на спел. Если провести половую дифференциацию, то можно казать, что мужчины лучше поддаются воздействию на зрительный анализатор, а женщины — на слуховой. Эти наблюдения можно сравнить со следующим высказыванием: мужчины любят глазами, а женщины ушами.

Многие субъекты вообще не переносят пристального взгляда. Это вызывает у них состояние возбуждения или подавленности. Другие лица плохо сосредотачиваются на предметах, непрерывно наблюдают за собой, контролируют себя. При таких особенностях успех может быть достигнут, если применять примерно следующие формулы внушения:

«Сейчас я проверяю вашу внимательность, и то, как вы умеете сосредотачиваться. Для этого вы должны с полной готовностью согласиться со всем тем, что я буду говорить. Перед этим отрегулируйте ритм своего дыхания. Сделайте его плавным и неторопливым. Неторопливое дыхание успокаивает нервную систему. Дышите спокойно и равномерно. Слушайте меня, слушайте внимательно. Пристально смотрите на блестящий шарик (блестящий предмет). Концентрируйте свое внимание на одной точке. Вы скоро почувствуете усталость век, вы не в состоянии держать глаза открытыми. Постепенно ваши глаза начнут утомляться, веки будут тяжелеть. Вы пристально смотрите на блестящий шарик. Не нужно меня обманывать, пристально смотрите в одну точку. Глаза постепенно все более и более утомляются, все тяжелеют и тяжелеют веки. Зрение ослабевает, становится расплывчатым и неясным, а веки непреодолимо тяжелеют, они уже несколько опускаются. Опускаются все больше и больше».

В это время блестящий предмет опускают все ниже и ниже, это подкрепляется внушением: «Глаза закрываются все больше и больше. Веки делаются все тяжелее и тяжелее. Вы становитесь усталым, вялым, сонливым. Веки тяжелеют все больше. У вас чувство усталости во всем теле. Усталость все усиливается, ваши веки тяжелеют. Ваши глаза устают, они слезятся, начинают мигать. Веки уже тяжелеют, мигают. Вы уже не в силах удержать глаза открытыми, веки опускаются. Теперь я кладу вам руку на лоб».

При этих словах медленно кладете свою руку на лоб гипнотизируемого: «Вы чувствуете, как это успокаивает, как приятно утомляет. Веки отяжелели, словно налились свинцом. Ваши веки слипаются. Вы не можете держать глаза открытыми, вы находитесь в состоянии полного глубокого покоя, вы дышите совершенно спокойно, глубоко и ровно. Глаза все больше и больше смыкаются, все больше и больше Теперь закрываются совсем. Веки смыкаются Веки плотно смыкаются, вы не в силах их поднять»

При этом мягко, совершенно незаметно касаются пальцами век. Если глаза не закрываются, предлагают пациенту их закрыть и продолжают: «Глаза закрыты, усталость и и сонливость явнее, ощутимее и сильнее. Веки плотно сомкнуты, и у вас нет желания открыть глаза. Чем больше тяжелеют веки, тем больше вас будет охватывать приятное состояние, приятная усталость. Все тише в голове, во всем теле. Дыхание становится медленным, неторопливым. Когда я провожу рукой полбу, вы чувствуете, как усталость возрастает, как все тело делается тяжелым».

При этих словах проводят рукой по лбу.

Предыдущая16Следующая

Читать онлайн «Техника гипноза и внушения. Теория и практика гипнотерапии»

Буль Павел Игнатьевич

«Техника гипноза и внушения»

[теория и практика гипнотерапии]

Посвящается моей жене и другу Лидии Гончаровой

Предисловие

За последнее десятилетие в нашей стране значительно возрос интерес к психотерапии. На международных конгрессах в Москве, Париже, Вероне, Майнце, Братиславе отечественная психотерапевтическая наука была представлена достаточно основательно. Шла дальнейшая разработка многих теоретических вопросов психотерапии, расширилась научно-исследовательская работа, вводились в практику новые методы работы.

В Москве, Петербурге и Харькове организованы кафедры психотерапии. Появились новые интересные научные публикации, посвященные проблемам психотерапии теоретического характера.

В Петербурге организовано и успешно работает Научное общество гипнологов и психотерапевтов.

Издается журнал «Вестник психотерапии» на русском и английском языках (главный редактор) журнала — П.И. Буль).

Однако еще имеется известная недооценка методов психотерапии, тормозящая прогресс этой важной отрасли медицинской науки. Кадры психотерапевтов еще малочисленны и не могут удовлетворить все возрастающие запросы в этих специалистах. Сравнительно мало издается литературы в помощь врачам для овладения психотерапевтическими методами и техникой гипноза.

Если среди врачей — психоневрологов психотерапевтические знания достаточно усвоены в силу специфики их работы, то среди врачей-интернистов и врачей других специальностей они явно недостаточны. Еще встречаются факты ятрогении, недооценка принципов деонтологии. Нередки случаи чрезмерной перегрузки лечебных воздействий на больного за счет фармакологических средств без достаточных к тому оснований. Эти негативные стороны в работе тем более нетерпимы, что наша страна является родиной научно обоснованной психотерапии, именно здесь создана физиологическая теория основных методов психотерапии, получивших мировое признание.

Огромный материал, полученный русскими физиологами и клиницистами (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский, С. П.

. Боткин, А. Л. Мясников, Н. Ф. Голубов, I. Ф. Ланг, Н. С. Молчанов, М. В. Черноруцкий и др.) при изучении деятельности нервной системы в норме, позволил построить ряд современных теорий этиологии и патологии и патогенеза некоторых нервных и внутренних заболеваний, а также указать пути, по которым должно быть направлено их лечение.

В частности, было показано значение нарушений высшей нервной деятельности в развитии ряда заболеваний внутренних органов, таких, как язвенная и гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, не говоря уже о функциональных расстройствах нервной системы с нарушениями деятельности внутренних органов.

С другой стороны, исследованиями отечественных психотерапевтов, в первую очередь К. И. Платонова и его учеников, а также В. П. Мясищева и его сотрудников, Ю. А. Поворинского, В. Е. Рожнова, И …

Внушение во сне

Как внушить человеку что-либо, не обладая навыками гипноза? Есть простое и эффективное решение — внушение во сне!

Как и обещал в предыдущей статье, сейчас я расскажу, как легко и просто внушить человеку то, что ему необходимо, не обладая навыками гипнотического воздействия.

Недалекие люди могут попытаться воспользоваться этим, как руководством для воплощения грязных идей. Спешу успокоить всех остальных, что это обычно оканчивается ничем, ибо такого рода внушения, даже если и сработают, то не будут прочными. А иногда могут вызвать и ответную реакцию.

Сведущие люди об этом знают, поэтому ерундой не занимаются, а получают разрешение на внушение во сне, и согласовывают с клиентом и процедуру, и текст.

Тем более это актуально, если вы будете делать такое внушение своему ребенку. Вы же не хотите, чтобы он испугался, если вдруг проснется во время ваших опытов, да?

Итак, о технике безопасности я вас предупредил, теперь непосредственно сам опыт!

Для того, чтобы внушить человеку что-либо во сне, надо сделать следующее:

  1. определить задачи, которые необходимо решить с помощью внушения;
  2. написать текст внушения;
  3. проверить этот текст на экологичность;
  4. согласовать процедуру с клиентом;
  5. дождаться подходящего момента и сделать внушение;
  6. утром опросить клиента;
  7. повторить внушение столько раз, сколько потребуется до достижения результата.

Объясню на примере: Например, у вашего ребенка отставание по английскому языку. И он, и вы понимаете, что ему сложно запоминать и воспроизводить слова на иностранном языке.

Тогда:

1) Задача – улучшить запоминание слов на английском языке; 2) Текст внушения может быть таким:

Сейчас ты спишь глубоко, крепко. Тебе снится приятный, расслабляющий сон. И в этом сне ты слышишь мой голос. Я говорю тебе: Ты обожаешь английский язык! Ты испытываешь настоящее удовольствие и наслаждение, когда думаешь, говоришь, пишешь и читаешь на английском языке, когда слушаешь и свободно понимаешь чужую речь. Для тебя думать, говорить, писать и читать на английском языке, слушать и понимать английскую речь так же легко и естественно, как думать, говорить, писать и читать на русском языке, слушать и понимать русскую речь!

Каждый текст внушения подбирается по ситуации, исходя из личных особенностей и задач. Закончить внушение можно так:

«Ты запомнил(а) все установки, которые я сказал(а) тебе во сне. Твое подсознание сделает все возможное, чтобы ты смог(а) усвоить эти установки максимально эффективно, с удобной для себя скоростью, используя все скрытые резервы твоей памяти! А сейчас, пока ты продолжаешь крепко спать, твое подсознание помогает тебе усвоить эти установки также крепко, и убирает все то, что мешает тебе легко и свободно учить английский язык.

Надо понимать, что это всего лишь фрагмент реальной установки, которую можно сделать во сне.

3) Под проверкой на экологичность подразумевается элементарная процедура. Напишите текст внушения, потом отложите его на 15-30 минут в сторону. После вернитесь к тексту и прочитайте. Если текст не вызвал у вас внутренний дискомфорт, а мысль внушения понятна и проста, то его можно использовать.

4) В нашем примере стоит согласовать процедуру внушения и сам текст с ребенком. Расскажите ему: что, как и когда вы собираетесь делать, какие результаты можно получить от такого внушения, насколько это может быть полезно и продуктивно.

Безусловно, на все эти опыты необходимо согласие ребенка!

5) Внушение во сне наиболее эффективно во время быстрой фазы сна. Определить ее можно по быстрому движению глаз под закрытыми веками. Это значит, что спящий видит сон.

Наступает эта фаза у всех в свое время (примерно через 40 минут после того, как человек заснет) и в начале сна непродолжительна (около пяти минут). Поэтому вам придется понаблюдать за спящим.

Просто сидите рядом (на стуле, но не на кровати!) и наблюдайте за глазами спящего. За время наблюдения вы, находясь в полумраке и сконцентрировав внимание на глазах спящего, сами погрузитесь в то состояние, которое необходимо для успешного внушения.

Поэтому ничего дополнительно, как советуют многие, делать не надо! Не нужны ни «подстрока», ни «ведение», которые так любят нлписты и эриксонисты. Вы уже будете в нужном состоянии к началу сеанса сами собой, без лишних усилий!

Напоминаю, что внушение не должно быть долгим — не более пяти минут, ибо начальные фазы быстрого сна довольно непродолжительны.

Внушайте голосом тихим, но твердым. Не шепчите и не произносите имя спящего! Вероятность того, что человек проснется, услышав свое имя, очень велика.

6) Утром, непосредственно после пробуждения, опросите ребенка.Спросите, как ему спалось. Какие сны он видел, что запомнил. Не огорчайтесь, если он не помнит ваше внушение. Ваша цель другая – активизировать внутренние резервы его психики. Главное, чтобы он не испытывал какой-либо дискомфорт от внушения.

7) Для того, чтобы внушение было эффективным, надо менять его формулы время от времени. В данном примере я бы сделал пять внушений подряд с одной формулировкой, потом пять с другой. Всего цикл из десяти внушений через ночь. При правильном подходе этого вполне достаточно, чтобы получить зримые, ощутимые результаты.

Будут вопросы, задавайте либо на либо в комментариях.

Пробуйте, экспериментируйте! У вас все получится!

А в следующей статье я расскажу, как выучить иностранный язык с помощью гипноза, да-да! Это не враки, не фантастика, и не разводилово для лохов! Это есть и это работает! Проверено моими клиентами!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]