Приветствую Вас, друзья!
Жизнь большинства современных людей переполнена стрессогенными факторами. Буквально 40 лет назад всё было совершенно иначе. Люди жили не то чтобы беззаботно, но медленно и размеренно, они всегда знали, чем будут заниматься вечером. Их жизнь часто была распланирована на годы вперёд. Мы же живём в очень динамичном мире, каждый день решаем сложные задачи, стремимся найти время для работы, хобби, развлечений, саморазвития и личной жизни.
Чтобы справиться со всеми поставленными задачами, сохранив при этом физическое и психическое здоровье, нужно обладать таким важным качеством как стрессоустойчивость. Сегодня мы подробно разберём, что она собой представляет, почему может снижаться и как можно повысить её при помощи несложных упражнений.
Быть жизнерадостным
Активная жизненная позиция позволяет не просто обходить стороной неудачи, но еще и сохранять своеобразный «иммунитет» перед натиском неблагоприятных событий. Психология дает советы, которые могут пригодиться людям, привыкшим принимать на себя ответственность за происходящее. Быть жизнерадостным – значит, стараться замечать благоприятные события в жизни, уметь отмечать собственные уникальные способности и таланты.
Человек, который умеет радоваться, никогда зря не обидит своего собеседника, не сделает больно близким. Он не станет расстраиваться из-за пустяков. Тренировать собственную волю довольно непросто. Для этого нужно в некоторой степени отказаться от эгоизма и сосредоточиться на выполнении главной задачи. Уравновешенность достигается путем работы над собой.
Ресурсное состояние
Ресурсное состояние — это состояние, в котором вам было хорошо и комфортно в какой-то момент времени. Это может быть ваша заграничная поездка, это может быть ваш визит к родственникам или покупка какого-то животного. То есть всё ровно то, что доставляло вам радость и ощущение счастья в этот момент. Возможно, это получение вами денежной премии по итогам работы, может быть выигрыш в лотерею и т.п. Очень здесь всё индивидуально, и зависит только от того, что именно конкретно доставляет вам ощущение радости и счастья. Возьмём пример того, что это ощущение приходит к вам при отдыхе на море.
Теперь нужно научиться мысленно воспроизводить ситуацию, когда вы отдыхаете на море. Таким образом вы возвращаете себе этот ресурс. То ресурсное состояние, которое у вас было. Ресурсное состояние обладает свойством давать вам дополнительное количество энергии. Если у вас есть много энергии, и ваши защитные функции организма находится на высоком уровне, то стресс вас просто уже перестает брать. Организму становится неинтересно испытывать стресс!
Задумайтесь, испытывает ли бегущий носорог стресс из-за того, что наступил на пару муравьев? Да он их просто не замечает!
Задача упражнения заключается в том, чтобы уметь вызывать это ресурсное состояние. Вы можете несколько раз в день, когда у вас есть очередной перерыв, на несколько минут закрывать глаза и представлять, что вы находитесь на море. Ощущаете солнце, пляж, тёплую воду, в которой вы купаетесь. Вам хорошо приятно и комфортно. Когда вы побудете в этом состоянии некоторое количество времени, то ощутите прилив сил и энергии, а значит стрессы будут меньше беспокоить.
Достижения имеют значение
Как развить стрессоустойчивость человеку, который не уверен в себе? Ему нужно стараться максимально сосредоточиться на своей деятельности. Лучше всего найти для себя такое занятие, которое бы увлекло с головой, заставило поверить в имеющиеся перспективы. Достижения имеют большое значение для личности по той причине, что таким образом она привыкает отмечать имеющиеся победы. Дело в том, что низкая стрессоустойчивость забирает у человека эмоциональные силы, заставляет сомневаться в имеющихся возможностях. Устойчивость к стрессам невероятно тренирует волю, помогает воспитывать толерантность.
Повышение стрессоустойчивости связано как раз с тем, что человек начинает больше верить в собственные перспективы. Задумавшись над тем, как выработать стрессоустойчивость, следует очень четко осознавать собственные перспективы. Развитие стрессоустойчивости непременно меняет характер личности. Никто не может оставаться прежним, выйдя из сложной ситуации. Человек всегда становится более сильным, преодолевая значимые преграды. Формирование стрессоустойчивости – это долгий процесс, занимающий ни один день. Чем большего результата личность стремится достичь, тем более решительно она должна действовать. Устойчивость к стрессу помогает повышать психологическую сопротивляемость организма, вырабатывать в себе привычку не пасовать перед трудностями.
Как развить стрессоустойчивость: 10 советов
Хорошая выдержка и способность держать себя в руках полезны в любых ситуациях. В частности, стрессоустойчивые сотрудники быстрее продвигаются по карьерной лестнице, а в некоторых видах деятельности без этой черты вообще невозможно обойтись. Да и в повседневной жизни спокойные и уравновешенные люди обычно более симпатичны окружающим.
Стресс действует на человеческую психику разрушительно, а при длительном воздействии способен причинить серьезный вред даже физическому здоровью. Данный эффект накапливается с годами, постепенно ухудшая самочувствие, снижая иммунитет и ослабляя все системы организма. Поэтому стрессоустойчивость – это качество, необходимое каждому, кто желает сохранить психическое и физическое здоровье как можно дольше.
Развить у себя стрессоустойчивость помогут следующие рекомендации:
- Следите за качеством и продолжительностью сна. Некачественный сон истощает нервную систему. В современном мире многие люди спят по 5-6 часов в сутки, стремясь сэкономить пару часов. Это медленно, но верно разрушает нервную систему. Поэтому первое, что нужно сделать для повышения стрессоустойчивости – начать следить за качеством сна и спать не менее 7 часов в сутки.
Таланты и возможности
Каждый человек обладает теми или иными способностями. Нужно только уметь вовремя их обнаружить и взрастить в себе. Способности человека – это его индивидуальная характеристика, божий дар, который дан свыше. Стрессоустойчивый человек более внимательно относится к своим талантам и не пускает их по ветру. Знать себе цену особенно необходимо тогда, когда в детском или подростковом периоде был получен негативный опыт. Воспитать в себе стрессоустойчивость – значит, обязательно стремиться реализовать свои таланты и способности. Высокая стрессоустойчивость появляется у того человека, который готов ежедневно работать над собой, прикладывать определенные усилия для достижений. В противном случае не стоит надеяться на скорые результаты. При низкой самоотдаче стресс захватывает личность целиком, не позволяет ей быть самой собой.
Что такое стрессоустойчивость?
Стрессоустойчивость – это способность человека противостоять стрессу и справляться с любыми стрессогенными факторами, сохраняя при этом спокойствие и способность продолжать свою деятельность в привычном ритме. Личности, у которых хорошо развита данная способность, обычно не очень эмоциональны и не склонны к импульсивным поступкам. Однако это не значит, что «черствые» люди, не испытывающие ярких эмоций, являются устойчивыми к стрессу.
Стрессоустойчивость даёт возможность сохранять спокойствие даже в критических ситуациях. Благодаря этому человек может действовать максимально адекватно и эффективно, не отвлекаясь на эмоции, а делая только то, что требуется для решения возникших проблем. В повседневной жизни стрессоустойчивые люди также имеют преимущество, поскольку они сохраняют стабильность психоэмоционального состояния в любых обстоятельствах, не устают из-за непрерывного стресса и не растрачивают зря эмоциональную энергию.
Чувство ответственности
Как стать стрессоустойчивым, если неудачи так и преследуют? Стоит ли с ними бороться? Конечно, опускать руки никак не следует, особенно, когда ситуацию еще можно как-то исправить. Задумываясь над тем, что такое стрессоустойчивость, необходимо уметь принимать на себя ответственность. К сожалению, к этому способны далеко не все. На работе люди должны выполнять множество задач одновременно. Чтобы не впасть в панику, нужно иногда уметь успокоить себя, уговорить, даже перераспределить обязанности с коллегами. Чувство ответственности – это лучшая защита от всяческих переживаний. Когда личность обретает привычку не обвинять других в том, что с ней происходит, начинается процесс духовного возрастания.
Стресс и стрессоустойчивость – понятия, которые, по сути, управляют жизнью человека. Жизнь невозможно прожить, игнорируя трудности. Только тогда человек становится по-настоящему сильным, когда он умеет справиться с собственными эмоциями. На работе необходимо быть максимально сосредоточенным на выполняемой деятельности. Любые советы коллег следует воспринимать как некоторую подсказку, помощь, а не как упреки и подозрения.
Психологический тренинг: Стрессоустойчивость. Профилактика краудинг-стресса
Автор: Аверина Лина Валерьевна, педагог-психолог ГОУ СПО «Тульский областной медицинский колледж», г. Тула
Описание материала: программа психологического тренинга «Стрессоустойчивость. Профилактика краудинг-стресса» может быть полезна педагогам-психологам в групповой коррекционной работе с подростками и обучающимися юношеского возраста в среде общежития, а также воспитателям общежитий учреждений СПО.
Психологический тренинг «Стрессоустойчивость. Профилактика краудинг-стресса» Цель тренинга: повысить стрессоустойчивость студентов, проживающих в общежитии, путем получения знаний и развития навыков для сопротивления краудинг-стрессу в микросреде общежития; Задачи: — развить устойчивость к стрессовым ситуациям, — увеличить выносливость и работоспособность, — раскрыть скрытые возможности, — самостоятельно справиться со стрессом благодаря различным восстановительным техникам, — контролировать свое физическое и эмоциональное состояние, — улучшить свое эмоциональное состояние. Вид тренинга: Тренинг личностного развития, Обучающий тренинг Содержание: — психотерапевтический эффект; — эффект обучения, обучение общим эффективным приемам социального поведения; — вооружение конкретными знаниями; Продолжительность:1 час1. Представление
Тренер представляется участникам семинара, знакомит с темой тренинга, сообщает о режиме работы.
2. Правила группы
Группа вырабатывает правила, в соответствии с которыми проходит дальнейшая работа семинара-тренинга. Среди принятых правил могут быть как общепринятые позиции, так и пункты, касающиеся работы конкретной группы.
3. Упражнение «Незаконченные предложения»Цель:
Прояснение явных и неявных правил, действующих в данной группе.
Содержание:
после принятия групповых правил участникам предлагается написать по два варианта окончания для каждого предложения: • В этой группе нежелательно… • В этой группе опасно… • Из этой группы будет исключен тот, кто… • В этой группе можно… • В нашей группе получит поощрение тот…
Обсуждение.
После проведенной работы участники отвечают на вопросы:
• В какой степени действующие правила ясны участникам? • Насколько широк спектр негласных норм? • Какие из них полезны, а какие обременительны? • Какие правила и нормы могут вызвать дискомфорт и стрессовое состояние? • Стоит ли совместно принимать в нашей группе дополнительные правила?4. Игра-знакомство «Презентация и ожидания»Цель.
Знакомство участников друг с другом, развитие партнерских взаимоотношений.
Содержание.
Группа делится на пары, каждая из которых, вы брав удобное спокойное место, в течение 10 минут (5+5) проводит взаимное интервью. Затем пары возвращаются в круг и каждый представляет своего партнера. После презентации можно спросить у представляемого, хочет ли он добавить что-либо к сказанному и корректно ли прозвучал рассказ о нем. Далее участники тренинга озвучивают свои ожидания по поводу предстоящего тренинга. Ожидания записываются на листе ватмана и откладываются в сторону до окончания тренинга.
5. Упражнение «Я и стресс»Цель
. Помощь участникам в осознании и вербализации своих представлений о стрессе, определении своего отношения к данному феномену. Выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям.
Содержание.
Тренер готовит заранее бумагу формата А4 (почислу участников), цветные фломастеры. Участники тренинга располагаются комфортно (в кругу или за кругом). Ведущий предупреждает их о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому в ходе проведения упражнения не стоит задавать друг другу никаких вопросов. Инструкция тренера группе. «Нарисуйте, пожалуйста, рисунок „Я и стресс». Он может быть выполнен в любой форме — реалистической, абстрактной, символической, художественной. Большее значение имеет ваша степень искренности, то есть желание изобразить свои мысли, чувства, образы, которые пришли вам в голову сразу после того, как вы услышали тему. Этот рисунок сможет стать тем ключом, который на протяжении всего тренинга будет помогать вам осознавать трудности, находить уже имеющиеся ресурсы, вырабатывать новые успешные стратегии управления стрессом. При необходимости можно воспользоваться цветными фломастерами. Вы имеете полное право не показывать ваш рисунок в группе, если вы этого захотите». Участники рисуют в течение 4- 5 минут. Затем тренер начинает задавать вопросы, на которые участники отвечают самостоятельно (мысленно), не записывая ответы на бумаге, не произнося их вслух. После каждого вопроса тренер дает участникам от 15 до 40 секунд для внесения изменений и дополнений в рисунок.
Вопросы, которые может задать тренер
.
Посмотрите внимательно на свой рисунок. 1. Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите, какие цвета (или какой цвет) преобладает в рисунке. Что для вас значит именно этот цвет? 2. Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на рисунке. 3. Как вы изобразили стресс? В виде живого существа, абстрактной фигуры, конкретного человека? 4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько — стресс. Почему? 5. При изображении себя и стресса использовали ли вы похожие цвета? Какие? 6. Мысленно разделите лист пополам горизонтальной и вертикальной чертами. Где оказалась ваша фигура? 7. Есть ли на рисунке какой-либо барьер между вами и стрессом? Может быть, вы держите в руках саблю, зонт или что-то еще? ели вы почувствовали необходимость, нарисуйте еще что-либо, что может защитить вас от стресса. 8. Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? Или вы висите в воздухе? А в жизни на кого вы можете опереться? Если такие люди существуют в вашей реальной жизни, но их почему-то нет на рисунке — дорисуйте их. 9. Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессовой ситуацией вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха? 10. Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить его? 11. Какие еще ваши ресурсы вы видите в этом рисунке или хотите добавить в него? Нарисуйте их, пожалуйста.Обсуждение.
После того как участники ответят на последний вопрос, тренер просит их объединиться в подгруппы по 4-5 человек. Как правило, создаются группы по принципу совпадения каких-либо позиций, касающихся восприятия понятия «Стресс», стратегий и ресурсов, проявившихся в рисунках. В каждой сформированной группе желающие могут высказаться по поводу своих ощущений, мыслей и т. д., возникших в процессе рисования. При этом остальные слушают, дополняют, высказывают свою точку зрения, задают вопросы, но не критикуют. Говоря о том, что помогает и что мешает эффективно действовать в ситуации стресса, можно высказываться как по поводу своего личного опыта, так и основываясь на наблюдениях за поведением людей, умеющих преодолевать стрессы. Затем каждая подгруппа формулирует несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в своих реакциях на стрессоры. Все участники возвращаются в круг. Тренер предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений. Представители от подгрупп зачитывают свои списки. Тренер разъясняет участникам, над какими проблемами возможна работа на тренинге.
5. Мини-лекция «Краудинг-стресс»
Методом мозгового штурма группа выводит определение стресса, после чего тренер знакомит слушателей с существующей в психологической науке информацией по поводу данного. Особое внимание уделяется проблеме причин и последствий подобного вида стресса, возможным профилактическим мерам. При рассмотрении причин стресса тренеру важно подвести участников группы к осознанию того, что все перечисленные причины стресса являются только потенциальными источниками негативного воздействия на человека. Все зависит от того, как сам человек воспринимает эти причины, считает ли он их стрессорами.
Текст лекции:
Концепцию стресса, как и само понятие, разработал и ввел в науку канадский физиолог Ганс Селье, обративший внимание на то, что у пациентов, страдающих различными заболеваниями, обнаруживается ряд общих симптомов – потеря аппетита, повышенная агрессивность, бессонница, снижение мотиваций и т.д. Для современного человека, особенно горожанина, стресс стал повседневным состоянием. Горожанин – это, как правило, человек, одновременно принадлежащий к целому ряду малых и больших социальных групп – он член семьи, производственного или студенческого коллектива, спортивной команды, дружеской компании, общественной организации или политической партии и т.д. Нормы поведения и деятельность в этих группах и объединениях различны, и перемещение из одной группы в другую означает для человека необходимость быстро переключаться из одной нормативной системы на другую, от одних стереотипов деятельности и поведения переходить к другим. Социальные условия, информационные и интеллектуальные перегрузки, обострение межличностных взаимоотношений вызывают у современного городского жителя психическую усталость и эмоциональный стресс. Всё вышесказанное особенно актуально в условиях студенческих общежитий: во-первых, соседей не выбирают, во-вторых, может развиться краудинг – стресс (англ. crowd – толпа) – это специальный термин, используемый для обозначения стресса, вызванного субъективным ощущением нехватки пространства, т.е. того, что вокруг находится больше людей, чем хотелось бы. Существует такое понятие – «пространство взаимодействия». При пространственном взаимодействии происходит так называемый пространственный контакт — непосредственное осознание близости другого человека. Интенсивность контакта при общении регулируется дистанцией между людьми и их направленностью. Э. Холл (Hall Е., 1966, 1970) — один из первых исследователей в проксемике, предложил следующую классификацию дистанций общения: — интимная дистанция до 45 см — дистанция общения лишь самых близких людей, в общение включены все сенсорные каналы. Надо сказать, что в разных культурах можно ожидать довольно большого разброса в этих границах; — персональная дистанция от 45 см до 120 см — нормальная дистанция, соблюдаемая при ежедневном общении между людьми; — социальная дистанция от 120 см до 4 м. Ее придерживаются при общении между чужими людьми, на официальных приемах, в случае различий в статусах; — публичная дистанция больше 4 м удобна при выступлениях перед аудиторией. Выбор дистанции человеком не осознается, но люди всегда реагируют, если реальная дистанция не соответствует их представлениям о норме. Личное пространство человек считает своим, оно определенным образом обозначено, и владелец регулирует поведение других в отношении данного места — это может быть рабочее место или пространство в доме (комната, угол). В отношении данного места проявляются более или менее выраженные отношения собственности. И. Кон пишет, что потребность в личном пространстве менялась во времени. Жизнь средневекового человека проходила на виду у всех. Драмы и комедии семейной жизни, так же как и свадьбы и похороны, происходили открыто при участии всей общины. В новое время семья начинает ограждать свой быт от непрошеного общения, обзаводится замками, дверными молотками, колокольчиками, люди заранее договариваются о визитах. Одновременно появляется стремление к самоэкспозиции, к выражению, подчеркиванию своей индивидуальности, украшению жилья. Именно поэтому часто происходят, на первый взгляд, казалось бы, беспочвенные конфликты, истинной причиной которых является нарушение личного пространства. Именно поэтому необходимо помнить об индивидуальности каждого человека и о возможных причинах недопонимания в микросреде общежития, в условиях учебной группы или в профессиональной деятельности.
После того как группы справятся с этим заданием, тренер предлагает устроить дискуссию.6. Упражнение «Выкинь свои проблемы» (Модификация упражнения Ньюстром, Сканнел [1997])Цель.
Предоставление участникам возможности получить обратную связь по поводу своей проблемы, обменяться опытом.
Содержание.
Тренер предлагает участникам группы написать на листе бумаги свою проблему, которую он хотел бы решить. Для того чтобы снять возможное сопротивление, тренер может сказать, например, о том, что с точки зрения позитивной психотерапии здоровый человек — это не тот, у кого нет проблем, а тот, кто имеет проблемы и старается их решить. Листы с описанием проблемы не подписываются, в процессе обсуждения» нельзя раскрывать авторство. Именно поэтому тренер просит участников писать разборчиво. После того как участники описали свои ситуации, тренер предлагает им скомкать свои листы и бросить в пакет или мешок. После этого группа разбивается на подгруппы по 4-5 человек. Каждый участник подходит к ведущему и вынимает записки из мешка. На обсуждение каждой проблемы отводится 5 минут. Если кто-то из участников подгруппы догадался, чья эта проблема, он не должен делиться своей информацией или догадками с участниками. Если участник вытаскивает свою проблему, он не должен признаваться в своем авторстве. Обсуждение проводится методом мозгового штурма, то есть задача каждой подгруппы — найти как можно больше вариантов решений заявленной в записке проблемы. Для повышения эффективности этой процедуры мы предлагаем в каждой подгруппе выбрать секретаря, который записывал бы возможные варианты решений и следил за временем. После того как время истечет, каждая подгруппа зачитывает свои «проблемы» и варианты их решений. Тренер предлагает остальным участникам группы добавлять какие-либо предложения и варианты решений.
7. Подведение итогов.Цель.
обобщение знаний, умений и эмоций, полученных в ходе тренинга.
Содержание.
Студенты садятся в круг, каждому предоставляется слово. Студенты делятся впечатлениями, дают свою оценку новой информации, отмечают, что нового узнали в ходе работы. Список используемой литературы: 1. Аболин Л. М. О факторах устойчивости к стрессу // Психический стресс в спорте: Материалы Всесоюзного симпозиума. — Пермь, 1973. — С. 67-69. 2. Андреева А. Д. и др. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1994. 3. Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990. 4. Никифоров Г.С., Филимоненко Ю.И., Польшин А.К. Психологические аспекты саморегуляции состояния. – Л., 1986 5. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М., 1960.
Рекомендуем посмотреть:
Психологические игры и упражнения для дошкольников 4-7 лет Тренинг для школьников Тренинг на сплочение в 5 классе Тренинговое занятие о вреде наркотиков для школьников
Похожие статьи:
Практикум по психологии общения, 9 класс
Тренинг по работе взаимодействия с родителями
Уверенность в себе
Развивать стрессоустойчивость необходимо всем и каждому, кто стремится к комфортному существованию. В противном случае будут появляться постоянные беспокойства, человек становится раздражительным и рассеянным. Развитие уверенности в себе начинается с осознанного продумывания собственных перспектив и дополнительных действий. Стрессоустойчивость – это своего рода навык, который необходимо стремиться вырабатывать в себе. Формирование позитивного отношения к жизни – это особенное умение, которое присуще далеко не каждому. В некоторых случаях необходимо не просто развивать в себе другое видение ситуации, но и прибегать к объективному лечению.
Работа с мыслями
Мысли человека – это то, что формирует его повседневную реальность. Даже если личность не задумывается над своими чувствами, они значительно влияют на настроение. Кто-то склонен очень быстро поддаваться любым чувствам и ощущениям. Такие люди часто плачут, нередко ощущают себя жертвами обстоятельств. Иногда им кажется, что от них ничего не зависит. Слабые люди, как правило, склонны перекладывать собственную ответственность на посторонние плечи. Можно ли преодолеть эти проявления с помощью стрессоустойчивости? В том нет никаких сомнений!
Работа с мыслями заключается в осознании тех убеждений, которые ежедневно целым потоком проносятся в голове. Следить за своими мыслями – это никак не значит их подавлять. Стрессоустойчивость организма определяется тем обстоятельством, насколько редко человек болеет. Если имеется склонность к депрессии, значит, предстоит долгая работа над собой. Нужно стараться формировать другое отношение к жизни, более радостное и позитивное. Чем сильнее психическая организация, тем лучше человек справляется с повседневными трудностями. Развивать активное отношение к жизни необходимо постоянно, не делая временных перерывов. Только в таком случае можно вести речь о воспитании высокой стрессоустойчивости.
Bodymaster.ru рекомендует Фитнес Тренеров:
Чтобы развить стрессоусточивость, забудьте фразы: «Не хочу толстеть», «Хочу перестать быть тощим слабаком»! Мыслите утвердительно и измеримо: «Я хочу сбросить 5 килограмм!», «Моя цель — выступить на соревнованиях весной!
Обратите внимание: по своему тону эта постановка не беспомощная, а логичная, положительная и оптимистичная. Он дает больший потенциал! Но хотя новое утверждение положительное, оно не снимает стресс. Отрицательное заявление о себе, как правило, снижает уровень психического напряжения, рассказывая, что изменить положение вещей нельзя; положительные заявления утверждают, что такая возможность существует, и, таким образом, давление (стресс) по-прежнему давит на плечи спортсмена.
Напряжение постепенно уменьшается в фазе применения, когда спортсмен использует утверждающие его самого мысли и высказывания, сначала в ситуациях с низким уровнем стресса, а затем в постепенно все больше тревожных ситуациях. Следовательно, стрессоустойчивость растет.
Репетиционная фаза как развитие стрессоустойчивости
Как только новые, более сильные заявления о себе сформулированы, атлет репетирует их, повторяя ежедневно. Он «прокручивает» в голове основные заявления себе, и классифицирует их на отрицательные или положительные.
Благодаря методу инокуляции вы можете использовать стресс как платформу для новых спортивных достижений. Например, когда вы за основу берете стресс «Я никогда не смогу выжать больше 100 кг!» и превращаете его в «Я собираюсь сосредоточиться на жиме лежа в ближайший месяц!»
Фаза применения
После того, как вы разработали положительные заявления о себе, пора применить новые стратегии в более стрессовых ситуациях.
Помните: стресс-менеджмент изначально не снимает стресс! В самом деле, в исследовании, проведенном с конкурентоспособными гимнастами, после прохождения тренинга спортсмены результаты улучшаются, хотя их уровень тревоги был изначально выше во время соревнований, чем до развития стрессоусточивости.
Не беспокойтесь, что стресс не уходит волшебным образом. Когнитивная тревога — психический стресс, который вы испытываете — будет уходить постепенно с течением времени. Для атлета нет лучшего противоядия от стресса, чем ощущение прогресса его результатов. Самоуспокоение дает лишь временный эффект облегчения, вы сможете противостоять напряжению и стать по-настоящему стрессоустойчивым, когда начнете стабильно тренироваться и ставить четкие цели.
Исследования о влиянии стресс-менеджмента на физическую нагрузку, как правило, были положительными: спринтеры бежали быстрее, гимнастки точнее выполняли элементы, баскетболисты и футболисты улучшали броски и удары. Особенно заметна разница в свободных бросках, которые сами по себе являются стрессовой частью игры.
Решение сложностей
Жизнь человека не может идти всегда размеренно и плавно. Иногда случаются какие-то непредсказуемые ситуации, которые переворачивают все вверх дном! Дело в том, что у каждого имеется свое отношение к происходящему. Одни люди быстро забывают о случившемся, другие же будут постоянно прокручивать у себя в голове различные неприятные детали. Решение возникающих сложностей помогает выработать стойкое отношение к жизни, сделаться хозяином собственного существования.
Таким образом, стрессоустойчивость сильно связана с внутренними ресурсами личности. Чтобы повысить стрессоустойчивость, необходимо постараться изменить отношение к жизни.
Посттравматический стресс у взрослых и детей
Физиологические механизмы стресса
Как влияет стресс на месячные?
Почему бессонница?
Следующий пункт, который нужно проанализировать — это бессонница.
Прекрасно известно, если человек не восстанавливается за ночь, то есть не получает достаточное количество сна (а это 7 или 8 часовой сон), то у него физически будет не хватать сил для того, чтобы весь день отработать и функционировать нормально.
В этом случае организм начнет просто давать сбой. На самом деле это чревато теми же психосоматическими заболеваниями, когда организм сам в принудительном порядке останавливает человека, определенную деятельность. Иными словами, психосоматика просто вызывает болезнь.
Если из года в год вы конфликтует с одним и тем же человеком и ситуация у вас не решается, начинается просто психосоматическое заболевание, которое на неврозе заставляет вас лечь в больницу или что-нибудь еще хуже.
Поэтому сон — это очень важный момент, который нужно обязательно соблюдать. У Вас должно всегда хватать энергии на день.