Особенности развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста

Человеческая память – явление сложное и важное. Человек, не способный влиять на данный процесс, становится вне социального общества. Когда начинаются проблемы, становится трудно осуществлять самые простые действия. Именно поэтому врачи общих и узких специальностей, психологи давно бьются над вопросом, как улучшить память быстро и без последствий, вернуть человека к нормальной жизнедеятельности. Лечение может быть разным в зависимости от симптомов и тяжести заболевания:

  • применение медикаментозных препаратов;
  • народными средствами;
  • тренировки для мозга;
  • решение психологических проблем.

Специалисты уверены, что лучше всего воздействует комплексный подход. На самом деле причин ухудшения памяти довольно много. Именно этот фактор являются «колючкой» при назначении лечения. Дети, пожилые, мужчины и женщины, люди разного социального положения страдают от этого недуга. Разберем самые частые причины:

  • Алкоголизм. И здесь мы говорим не о вечерах, когда выпивший человек забывает события прошлой ночи. Речь идет о постоянных провалах даже в трезвом состоянии. Сильный удар алкоголем по нервной системе, работе печени, мозговой активности рушит организм.
  • Альцгеймер. К сожалению, нужно сообщить, что заболевание давно перешло порог пенсионного возраста ближе к молодым и вполне здоровым людям.
  • Атеросклероз, инсульт, иные поражения головного мозга.
  • Психические заболевания различной формы.
  • Астения, как следствие постоянного стресса, хронической усталости, недосыпания.
  • Врожденная умственная отсталость.
  • Черепно-мозговые травмы.

И это далеко не полный список причин ухудшения памяти, как в зрелом, так и в совсем юном возрасте.

Что делать, чтобы восстановить память

Восстановление работоспособности мозга, нервных окончаний – вот от чего напрямую зависит способность воспроизводить информацию. Доктора советуют кроме упражнений обязательно прибегать и к медикаментозному лечению. Рекомендуемые препараты, улучшающие память и внимание:

  • Глицин;
  • Биотредин;
  • Пирацетам;
  • Фенотропил;
  • Витрум мемори;
  • Кавинтон;
  • Энцефобол.

Что дает каждое лекарство? Глицин, Биотредин и Пирацетам давно знакомы российскому потребителю. Кроме их положительного воздействия на мозговую деятельность в целом нельзя не отметить доступную цену. Назначаются в соответствии с индивидуальными особенностями пациента. Глицин не имеет побочных действий априори, поэтому может быть использован как общеукрепляющее средство.

Фенотропил является одной из самых популярных таблеток для улучшения внимания и концентрации. Но есть ряд противопоказания: беременность, кормление грудью, аллергия на пирролидин. Кроме этого неправильное лечение может вызвать бессонницу, психоэмоциональное возбуждение.

Витрум мемори считается одними из лучших лекарственных средств данного направления. В составе витамины, цинк, вещества на растительной основе. Курс лечения составит около 2-х месяцев. На фоне положительного влияния на концентрацию внимания существует много побочных эффектов: от диареи и головокружения до Отека Квинке и анафилактического шока, поэтому применять их надо под строгим наблюдением врачей.

Кавинтон назначают значительно реже. Средство улучшает кровообращение в мозге, насыщает его кислородом. Также действует и Энцефобол, но его нельзя принимать при заболеваниях почек, сердечно-сосудистой системы. Как правило, последние два препарата назначают при психиатрических заболеваниях.

Нарушение памяти у детей

Специалисты отдельно изучают эту нишу заболеваний. Проблемы с памятью в детском возрасте отражаются на всей жизни человека. Ребенку не просто одолеть школьную программу, начинаются проблемы с общением со сверстниками. Проблема может быть как во врожденной умственной усталости, так и в приобретенном состоянии.

Дети плохо запоминают и воспроизводят информацию либо из воспоминаний полностью пропадают целые эпизоды. Чаще всего нарушения появляются после заболеваний: гиповитаминоза, частых ОРВИ, астении. Неблагоприятно влияют на состояние и проблемы в семье, социуме, школе.

Отдельного внимания требуют дети с плохим зрением. Так как этот орган является главным при получении информации, то постепенно ребенок теряет связь с окружающим миром. Отсутствие эмоциональной привязки к объектам нарушает концентрацию. При этом слуховая и словесно-логическая память могут развиваться, но двигательная, зрительная резко падать.

Врачи не советуют сразу обращаться к медикаментозному лечению, если конечно отсутствуют травмы, алкогольные отравления, врожденные заболевания у детей. Есть много способов, как память улучшить и не прибегать к лекарствам. Чаще всего память просто недостаточно развита, или малыш неусидчив, гиперактивен. Здесь кроется другая сложность: дети неохотно идут на контакт, понимая, что их заставляют что-то переделывать в себе. Поэтому упражнения для улучшения памяти должны быть ненавязчивыми, легкими. Итак, что предпринимать родителям:

  1. «Как прошел твой день?» Ребенок с увлечением расскажет, чем он занимался в детском саду или школе. При этом необходимо задавать ему дополнительные конкретные вопросы: «Какой цвет платья был у Кати сегодня?», «Что сказал Саша, когда вы играли» и т.д. Поначалу хронология событий может быть нарушена, но постепенно ребенок научится четко запоминать последовательность действий.
  2. Книги – верный помощник. В раннем возрасте лучше читать ребенку легкие стихи. Рифма быстрее ложится на слух и запоминается. В идеале привить малышу любовь к чтению, сделать обязательным ритуалом ежедневное прочтение хотя бы нескольких страниц. После этого ненавязчиво спрашивайте детей, что им понравилось, что запомнилось из прочитанного, как они к этому относятся лично.
  3. Игры с ребенком. В современном мире трудно обойтись без инновационных технологий, гаджетов. Но здесь эти вещи могут помочь родителям. Существуют огромное количество игр на концентрацию внимания. Это могут быть занятия «Найди отличия между картинками», «Поиск предметов», «Повтори фразу» и т.д. Устройте вечер семейных игр в «Балду» (составление слов), «Города», «Ассоциации». Этим можно заниматься и по дороге в сад, школу, магазин. Попросите ребенка придумать все возможные рифмы к определенному слову или посчитать машины красного цвета, встретившиеся вам по дороге.
  4. Напрягаем память. В предыдущем блоке говорилось о важности использования гаджетов для привлечения интереса ребенка. Но открытый доступ к информационным технологиям в любое время не сыграет на руку. В век инноваций держать что-то в памяти нет необходимости, все есть на просторах интернета. Если ребенок что-то забыл, то дайте ему несколько минут вспомнить самостоятельно. Ну а уже после подскажите или разрешите воспользоваться словарем/интернетом.
  5. Спорт и игры на свежем воздухе. Физические нагрузки укрепляют общее состояние организма. Стимулирование кровооттока, насыщения мозга кислородом способствуют улучшению концентрации и памяти.
  6. Иностранные языки. Иностранные языки помогут и детям, и взрослым, если память ухудшилась. Сюда же можно отнести обучение игре на музыкальных инструментах, шахматы и даже танцы. Но при изучении языков важно следить, чтобы ребенок не заучивал буквы и написание, а имел ассоциацию с каждым словом.

Кроме всего перечисленного при плохой памяти необходимо следить за питанием ребенка. В рацион должны входить продукты, улучшающие память и работу мозга: шпинат, морковь, брокколи, рыба жирных сортов, бананы, грецкие орехи.

Изучение кратковременной и долговременной видов памяти детей 4-5 лет

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

Память – это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить её в сферу сознания и поведения. Нарушения памяти детей младшего школьного возраста может быть отдельным дефектом формирования психических функций или входить в целый их комплекс. Ребенок со слабой памятью обычно плохо осваивает школьную программу, нарушает дисциплину на уроках. Нарушения кратковременной памяти приводят к тому, что школьники с трудом запоминают содержание урока и распоряжения педагога. Это может привести к серьезным проблемам с успеваемостью. Из-за нарушений памяти детей часто считают ленивыми или плохо мотивированными. Проблемы со зрительной памятью у ребенка могут проявляться в плохом восприятии последовательности слов, медленном приобретении навыка чтения.

Особенности развития памяти у детей 4-5 лет. Главной особенностью развития памяти у детей дошкольного возраста является непроизвольный характер запоминания. Этот процесс происходит вне зависимости от желания или волевого усилия ребенка. Запоминание и припоминание осуществляются в рамках определенной деятельности и сильно зависят от ее особенностей. При отсутствии нарушений в развитии малыш 4-6 лет может запомнить то, на что он обратил внимание в процессе деятельности, что-то увлекательное, интересное, вызывающее сильные эмоции.

Кратковременная память — это представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторе¬ния). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

На сегодняшний день проблема развития памяти у дошкольников является актуальной и социально значимой. Дошкольный возраст – этап существенных изменений в психическом развитии. Из этого следует вывод, что память, как и любой другой психический процесс претерпевает значительные изменения, которые заключаются в том, что память ребёнка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Виды памяти

По ведущему анализатору По предмету материалу деятельности По продолжительности протекания процесса По форме психической активности
Зрительная Двигательное Кратковременная Непроизвольная
Слуховая Эмоциональное Долговременная Произвольная
Осязательная Образовательное Оперативная
Обонятельная Вербальная
Вкусовая

Исследованием психологических особенностей памяти дошкольников занимались многие отечественные психологи (Г.А Урунтаева, Ю.А. Афонькина, Л.С. Выготский, Р.С. Немов, М.В. Гамезо, И.А.Домашенко и др.). Известно, что эффективность учения дошкольном возрасте во многом зависит от степени развития памяти. А это в свою очередь доказывает полезность и нужность данного исследования.

Для исследования памяти детей с 4 до 5 лет, нами выбрана методика «Особенности долговременной и кратковременной памяти» под редакцией Г.А Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной. Общее количество детей -10. База исследования: детский сад «Туллукчаан».

Подготовка исследования. Подобрать 3 набора, чтобы каждый можно было по тематике, наприме: животные, фрукты, транспорт.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 4-5 лет.

Ход проведения: 1. Ребенку преподносятся картинки с изображениями, которые он должен рассмотреть. «Я сейчас покажу картинки, а ты внимательно посмотри на них». После этого ребенку задается вопрос: «Назови картинки, которые ты запомнил»

2. Ребенку демонстрируется второй набор картинок в 4 ряда, т.е. на 4 группы: «Внимательно посмотри где чей домик». После этого ребенок запоминает и на второй попытке сам воспроизводит увиденное.

3. Ребенку демонстрируется третий набор картинок (из10шт. разных предметов, животных, одежд, фрукты…) предлагаю запомнить их. Каждая картинка экспонируется в течении 3 с. После показа всех картинок дети воспроизводят по памяти изображение.

Обработка данных: по количеству воспроизведенных названий предметов — дети 4-5 лет, в основном, справились с основной задачей. Повторное исследование, для выявления долговременной памяти, проводится через 2-3 дня. Таким образом, исследование кратковременной и долговременной памяти у детей дошкольного возраста 4-5 лет отражается в следующих показателях:10 детей — 100%, высокий уровень — 5 детей (50%), средний уровень — 3 детей (30%), низкий уровень — 2 детей (20%). На следующем этапе нашего исследования, нами планируется изучить взаимосвязь особенностей развития памяти в условиях ответственного родительства (проводят ли родители работу с детьми по развитию их когнититвной сферы, и, в особенности памяти) на основе сравнения с семьями, в которых этому аспекту не придают значения. К исследованию планируем добавить опросники и анкетирование для родителей.

Проблемы с памятью у молодых людей и людей среднего возраста

К сожалению, реалии современного мира таковы, что нарушения памяти, сознания, концентрации внимания — болезни уже не пенсионеров, а подростков, молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет. Это связано с бурной жизнедеятельностью. Часто причиной становится употребление алкоголя и наркотиков, когда затуманенное сознание дает сильнейшие провалы в памяти. Эти «дыры» со временем все сложнее заполняются. Но и активная жизнь, желание заработать, получить престижное образование не всегда идут бок о бок с успехом и хорошим здоровьем

Постоянные стрессы, усталость, недосыпание – критичные причины раннего старения организма, нарушения памяти. Когда появляются проблемы с памятью, что делать на первых этапах? Основными механизмами могут стать употребление прописанных врачом медикаментов, правильный режим питания, состоящий из фруктов и продуктов богатых железом, цинком, витаминами группы В, здоровый образ жизни. Но и тренировка памяти сыграет существенную роль в восстановлении этих функций мозга.

Самое первое, что стоит сделать, отучить себя от постоянного контакта с мобильными устройствами. Дело не только в излучении, которое на самом деле пагубно влияет на мозговую деятельность при постоянном контакте. Отсутствие необходимости мыслить, запоминать, возможность действовать механически без необходимости вдумываться в смысл составленного предложения – первый шаг к деградации.

Необходимо обратиться к специалисту: психологу, неврологу, нейропсихологу или терапевту за консультацией при возникновении проблем. Скорее всего, врач выпишет ноотропные лекарственные препараты после получения полного анамнеза. Но есть советы, как улучшить быстро память самостоятельно. Для этого существует много методик. Одна из них была разработана доктором Кадцом, американским профессором:

  • Все привычные бытовые дела (мытье посуды, заварка чая, протирание пыли) попробуйте выполнять с закрытыми глазами, вспоминая, как и где находятся необходимые предметы. Но важно следить за безопасностью. Это вернет способность мыслить, а не действовать механически.
  • Правшам стоит попробовать действовать левой рукой, левшам наоборот. Это активизирует второе полушарие мозга. А, как известно: одна голова хорошо, а две лучше.
  • Хорошей задачкой для восприятия будет изучения шрифта Брайля (для слепых) или языка жестов. Альтернативный вид связи с обществом поможет нагрузить мозг.
  • Освойте технику печатания на клавиатуре 10-ю пальцами. Подробные и доступные уроки легко найти в интернете.
  • Пробуйте на ощупь опознавать номинал монет.
  • Чтение книг на различные тематики, пусть даже ранее вам неизвестные, неинтересные, поможет освоить новые навыки, разбудить фантазию и желание к самообучению. Парню можно прочитать про кулинарию, а девушке взять книгу об известных гонщиках.
  • Чаще стоит посещать новые места, запоминая их местоположение, маршруты к ним, людей, пейзажи вокруг и интерьер внутри. Новые знакомства также помогут.

Существует техника, как запоминать иностранные слова надолго, способная восстановить память. Она подходит практически для всех возрастов. Итак, что можно сделать:

  • Визуализация. Чтобы в кратчайшие сроки свыкнуться с названием предметов на иностранном языке, попробуйте развесить по квартире стикеры с переводом. Они постоянно будут попадаться на глаза, и мозг к ним привыкнет.
  • Антонимы. Выучив слово «хорошо», тут же найдите его антоним «плохо». Так гораздо легче апеллировать выражениями.
  • Повторения. Выучив за день несколько слов, обязательно повторите их в течение дня и на следующее утро.
  • Составление предложений. У вас есть цель – учить в день по 10 слов. Лучше не заучивать их, а составлять предложения (пусть пока даже бессмысленные). Но вы начнете понимать само значение слов и их применение.
  • Голосовое запоминание. Можно найти множество программ, где пользователь слышит озвучку слова. Идеально подойдет для тех, кто решил смотреть фильмы зарубежных стран в оригинале.

И вновь полноценный рецепт для того, чтобы память вернуть: отказ от алкоголя, табакокурения, вредной пищи. Среди методов, как память натренировать быстро популярен и еще один. Перед походом за покупками не пишите списки, а представьте, как вы выкладываете все из пакетов: фрукты в вазу, колбасу на среднюю полку холодильника, батон на стол, зубную пасту в ванну и т.д.

Если вы постоянно ловите себя на мысли: «не могу запомнить что-то», психолог может помочь разобраться с причинами. А современные техники гипноза способны самые забытые воспоминания вывести наружу. Но это более радикальные методы лечения.

Причины

Об амнезии говорят, когда «закрывается» блок памяти, находящийся в нижнем отделе головного мозга (находится в затылочной области). Если он «открывается» в течение нескольких секунд или часов, она считается кратковременной. Вопрос в том, каковы причины, заставляющие его запираться. Они настолько разнообразны, что перечислить их все практически невозможно. Но самые распространённые факторы назвать нужно.

Алкоголь

После сильнейшей алкогольной интоксикации организм бросает все силы на восстановление работы печени и на выведение вредных веществ. Мозговое кровообращение в эти несколько часов похмельного синдрома недостаточное. Отсюда и сильная головная боль, и кратковременная потеря воспоминаний. Кстати, некоторые блоки могут быть так надёжно запечатаны, что далеко не все даже после окончательного «выздоровления» могут вспомнить вчерашний вечер.

Сон

Кратковременная потеря памяти после сна — одно из самых частых явлений и в то же время самых спорных и загадочных. С одной стороны, всё легко объяснимо: после яркого, глубокого и живого сновидения трудно переключиться на реальность, поэтому человек в течение нескольких секунд не понимает, кто он и что здесь делает. С другой стороны, у психологов на этот счёт своё мнение. Они говорят о том, что к такому синдрому предрасположены люди, которые недовольны своей настоящей жизнью. Чаще всего они переживают депрессию, и им обязательно нужна помощь специалиста по преодолению внутренних комплексов.

Есть своё мнение и у врачей. Если это случается часто и регулярно, они советуют обратиться к отоларингологу. Согласно некоторым исследованиям, тот самый блок памяти «закрывается», когда человек находится в фазе глубокого сна, из-за системных или хронических заболеваний, связанных со слуховыми проходами.

Возраст

Чем старше человек, тем хуже становится мозговое кровообращение. Гипертония, необходимость принимать слишком большое количество лекарств, атеросклероз, состояние после ишемии или инфаркта — всё это провоцирует кратковременную потерю памяти у пожилых людей. Поэтому они так часто забывают, зачем позвонили дочке, пришли на кухню или налили в кастрюлю воды. Чаще всего данный синдром диагностируется у тех, кому за 50, при высоком давлении. Если его нормализовать расстройство перестанет беспокоить.

Черепно-мозговая травма

В 50% случаев кратковременная потеря памяти у молодых людей диагностируется после удара головой (результат драки, аварии, экстремальных видов спорта). Обычно он не сильный, не вызывает обморока и сотрясения мозга. Однако при ушибе могут частично повредиться мелкие капилляры, что и провоцирует эффект мимолётной амнезии.

Среди молодёжи провоцирующими факторами также становятся стрессы, несбалансированное питание, отсутствие режима сна, приём запрещённых веществ и прочие аспекты неправильного образа жизни.

К органическим причинам относятся:

  • чрезмерные физические нагрузки;
  • инсульт, инфаркт;
  • атеросклероз;
  • наркомания, алкоголизм, токсикомания, курение;
  • неправильный приём лекарственных препаратов (снотворных, успокоительных, транквилизаторов, антидепрессантов);
  • гипоксия;
  • гормональный сбой;
  • инфекции головного мозга;
  • мигрень;
  • сахарный диабет;
  • эпилепсия.

Кратковременная потеря памяти нередко становится следствием психоэмоциональных факторов: сильного стресса, депрессивного, угнетённого состояния, тяжёлой психической травмы. После потрясений срабатывает защитная функция организма: он пытается блокировать неприятные, разрушающие воспоминания. Например, человек в состоянии аффекта не способен воспроизвести ссору, которая только что произошла.

Кратковременная потеря памяти у детей обычно диагностируется из-за врождённых пороков головного мозга, хронических синдромов, плохого питания или педагогической запущенности. Если ребёнок регулярно обследуется у врачей и родители занимаются его всесторонним развитием, такого отклонения не наблюдается.

Статья по теме: Проблемы с памятью

Эффективные методы улучшения памяти: помощь врача и самостоятельная работа

Проблема потери памяти начинает волновать больше близких людей человека, чем его самого. Причиной становится чаще всего обычное уставание организма. Механически это можно объяснить, как износ деталей. В начале люди просто забывают, зачем они шли в комнату, далее начинается более глубокий процесс, когда они не могут вспомнить определенное слово. Закончиться может неузнаванием близких родственников. Будет сложно память восстановить, если запустить заболевание.

Как восстановить память и внимание быстро? Самое главное своевременно обратиться к специалисту, который проведет все необходимые анализы и даст оценку состоянию больного. Чаще всего прописывают следующие легкие лекарственные средства:

  • Донепезил. Влияет на развитие активность, уменьшает деменцию.
  • Мемантин. Это таблетки улучшающие память и работу мозга, избавляют от депрессивного состояния.
  • Билобил. Основан на глюкозе полезной для мозга и кровообращения.
  • Витамины общего действия.

Но альтернативные средства всегда пользовались популярностью. Если память плохая, многие предпочитают народные методы, а не прописанные таблетки. Специалисты дают советы, как восстановить память человека народными средствами:

  • Листья грецкого ореха. 50 грамм листьев залить литром кипятка, настоять в течение суток и пить по 3-4 глотка 3 раза в день. Заболевание не только останавливает в прогрессии, но и может полностью исчезнуть.
  • Элеутерококк. Корни растения прокипятить в течение 10 минут. Настой принимать 4 раза в день по 5 столовых ложек.
  • Чабрец. Столовую ложку чабреца залить кипятком и настоять около получаса. Приятный вкус позволяет употреблять его как обычный чай 3 раза в день после еды.

Это самые распространенные рецепты лечения нарушения памяти у людей взрослого возраста народными методами.

Альтернативные методики лечения нарушения памяти

Любые альтернативные методы лечения стоит обсудить с лечащим врачом. Он подскажет, как в домашних условиях улучшить память без вреда для организма. Неверное назначение народных средств может вызвать аллергию и последующие проблемы. Основным компонентом лечения является употребление лекарственных трав.

  • Растертый корень аира принимают в сухом виде, запивая теплой водой. Противопоказан при заболеваниях почек.
  • Корень девясила. Из него делают водочную настойку: на 0,5 литра водки столовую ложку корня. Настойка должна простоять месяц, после чего пить по ложке трижды в день. Категорически нельзя употреблять беременным, кормящим и людям с заболеванием ЖКТ, сердечно-сосудистой системы.
  • Кора рябины. Варить 10 минут столовую ложку измельченной коры на один стакан воды. Процедить, остудить и пить трижды в день по столовой ложке.
  • Настойка клевера. Литровую стеклянную банку наполовину заполнить травой, не утрамбовывая, и залить водкой. Через 2 недели настой употреблять по столовой ложке перед сном.
  • Шалфей и мята. По столовой ложке сырья смешать в полулитре кипятка и оставить на ночь. Употреблять трижды в день по ложке натощак в течение месяца.

При малейших ухудшениях общего состояния сразу же обратиться к врачу. Существуют интересные упражнения для поддержания памяти. Они подходят для любых возрастов, так как задействуют сразу несколько мозговых функций. Противопоказаний к ним врачи не нашли.

  • Использование органайзера. Как бы ни хотелось загрузить мозг информацией, ему тоже нужен отдых. Не стоит рыться в потемках памяти, чтобы вспомнить номер телефона, сказанный 2 недели назад, для этого у человечества есть продуманные варианты.
  • Кроссворд наоборот. Попробуйте не просто разгадать кроссворд, а вписать в него совершенно иные слова, но подходящие по буквам. Поверьте, через 7-8 слов, вам станет интересно заполнить этот каламбур.
  • Хобби. Начать заниматься чем-то новым никогда не поздно.

Как решить проблемы с запоминанием:

Часто мы испытываем проблемы с запоминанием чего-то конкретного. Например, лица в памяти остаются, а вот имена вылетают из головы через 5 минут. Попробуйте ассоциировать имя с чем-то знакомым и переведите это на человека: Лиля – у нее был сильный аромат цветочных духов, Татьяна – похожа на персонажа Пушкина, Максим – так зовут моего учителя географии и т.д.

Нельзя не вспомнить еще об одном народном рецепте под названием «Золотая вода». Утверждается, что если прокипятить в обычной воде золотые украшения и дождаться испарения жидкости ровно на половину, то данный напиток способен развить память у взрослых.

Существует и другая версия, что эта вода обладает общими целительными свойствами. Те, кто хорошо учился в школе, знают, что золото не вступает в реакцию даже с сильными кислотами (кроме царской водки). Поэтому употреблять в пищу такую прокипяченную с украшениями воду не просто не имеет смысла, но может быть опасно для здоровья, ведь на нательных украшениях собирается множество грязи.

У индейцев был свой принцип улучшения памяти. Они носили небольшие мешочки с различными травами. Когда была необходимость запомнить событие или человека, они открывали очередной мешок и ассоциировали происходящее с запахом. Довольно хорошая методика и для современного мира. Можно запоминать не только лицо, но на секунду абстрагировавшись, обратить внимание на свет, предметы, запах, погоду, интерьер. Это поможет позже восстановить события.

Восстановление памяти – процесс трудоемкий и должен задействовать несколько курсов. Нельзя полагаться только на народные методы или тренировки. Курсовое лечение способно не только улучшить, но и полностью ликвидировать проблему.

Кратковременная память

Кратковременная память обеспечивает удержание и последующее воспроизведение оперативной информации. Наличие ее у человека доказано немецким ученым Германом Эббингаусом в 1885 году. Он проводил оценку эффективности воспроизведения случайных букв, цифр и символов после одного прочтения и доказал, что такую информацию можно безошибочно воспроизвести в ограниченном количестве. Объем кратковременной памяти занимает в среднем 5-10 единиц. Для чего оперативная память нужна человеку?

Основное свойство такой памяти – непродолжительность, так как информация хранится несколько минут, а иногда даже секунд. Механизм кратковременной памяти достаточно сложный, и единой теории по этому поводу пока не существует. Какую информацию вы бы ни хотели освоить, любое запоминание начинается с сложных электрохимических процессов в головном мозге, ведь кратковременная память основывается на импульсивной активности нейронов и циркуляции возбуждения по замкнутым цепям нейронов.

Очень важную роль для определения механизмов работы памяти сыграло применение сильного электрического воздействия на человеческий мозг. Результаты исследования показали, что после воздействия электрошока имеет место ретроградная амнезия, которая проявляется в том, что человек ничего не помнит о событиях, которые предшествовали такому воздействию на головной мозг. Такая же амнезия возникает в результате сильного сотрясения, ушиба и наркоза. Продолжительность ретроградной амнезии может рассказать о времени консолидации памяти, то есть о том, сколько нужно для того, чтобы кратковременная память перешла в долговременную. Как правило, консолидация памяти начинается спустя 5-10 минут.

Исследование развития состояния ретроградной амнезии на примере человека дало возможность ученым сформулировать гипотезу о механизме работы кратковременной памяти. Речь идет о гипотезе реверберации возбуждения по замкнутым нейронным цепочкам. Установлено, что в замкнутых цепочках нейронная циркуляция (другое название реверберации) длится пару минут, сохраняя данные в виде определенной последовательности импульсов. Последние передаются от одного нейрона к другому. Существует мнение, что во время движения воздействие какого-либо раздражителя сохраняет нейронный след.

Вышеописанная гипотеза имеет прямое отношение к повседневному опыту и свидетельствует о том, что для обучения нужна постоянная практика – многократное проведение изучаемого материала через сознание. Таким образом кратковременная память становится долговременной.

Кратковременная память — это такой вид памяти, который характеризуется очень коротким временем хранения данных. Поступившая информация теряется из-за влияния временного фактора или из-за нового поступления очередной порции информации. Кроме того, кратковременная память отличается сравнительно небольшим количеством воспроизводимых элементов. Полученная информация попадает в долговременную память из кратковременной или сенсорной памяти только тогда, когда индивид обращает на нее внимание и неоднократно повторяет ее. Благодаря укрупнению единиц информации, которые попадают в кратковременную память, общее количество элементов ее может увеличиваться. Сохранение данных в пределах такой памяти осуществляется в модальной форме.

В последнее время ученые работают не только над объяснением феномена кратковременной памяти и ее механизмов, но и над методами ее проверки и тренировки. Сегодня существует множество специальных тестов и задач, которые помогут определить, какая у вас кратковременная память и оценить ее по разным параметрам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: