Использование элементов арт-терапии для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ


Чем полезна арт-терапия для детей

Арт-терапия для детей получила широкое распространение. Она имеет множество видов, среди которых ребята могут выбрать направление по душе. Например, изотерапия, музыкотерапия

, куклотерапия и т.д.

Детская арт-терапия способствует:

  • развитию творческих навыков;
  • развитию коммуникативных способностей;
  • толерантному отношению к окружающим;
  • раскрытию внутреннего потенциала личности;
  • расширению кругозора и представлений о мире.

Использование элементов арт-терапии для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Анастасия Гладкова

Использование элементов арт-терапии для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Подготовила воспитатель МАДОУ ЦРР «Умка»

Гладкова Анастасия

Использование элементов Арт-терапии для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Таким образом, перед педагогами адаптационных групп стоит важная задача — помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.

В данном случае необходим метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша. Самым оптимальным подходом в обеспечении адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальности каждого ребенка.

Для нас оказался эффективным методом в период адаптации детей к новым условиям — метод арт-терапии.

Арт-терапия – основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Словосочетание «арт-терапия»

в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы средствами художественной деятельности.

Использование элементов арт-терапии позволяет нам:

— Создать положительный эмоциональный настрой;

— Снять эмоциональное напряжение;

(это особенно важно нам на начальном этапе адаптации)

— Снизить утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;

— Повысить адаптационные способности ребенка к повседневной жизни детского сада;

— Развивать воображение, навыки изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

— Возможность обратиться к невысказанным фантазиям и желаниям ребенка.

В работе с детьми, мы стремимся достичь взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Дети учатся само выражаться, управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Помимо всего использование метода арт-терапии способствует ещё и развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ну и, конечно же, отличному самочувствию ребенка.

Арт-терапия оказалась продуктивным и незаменимым способом в работе с детьми и одним из наиболее мягких и эффективных методов, используемых педагогами.

Арт–терапия подразделяется на следующие методы: изотерапию, сказкотерапию, игровую терапию, песочную терапию, музыкальную терапию, фототерапию.

Особое внимание уделим двум элементам арт — терапии (изотерапии и песочной терапия)

Предложим вашему вниманию практические рекомендации по использованию изо-терапии в работе с детьми раннего возраста.

Изотерапия как метод арт-терапии

Изотерапия — терапия, в первую очередь, рисование. Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Мы используем краски, карандаши, восковые мелки, бумагу различной фактуры, кисти разных размеров и жесткости. Занятия не ограничиваются обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски)

и традиционными способами их
использования. Используем и нетрадиционные способы.
Способов создания изображений много:

Рисование сыпучими продуктами. Для этого используем покрашенные пищевыми красителями или гуашью крупы (манка, рис, пшено горох, макароны)

. При нанесении изображения пальцами и ладонями, губками и перышками, кляксы превращаются в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята чувствуют свой
успех.
Используем следующую технику «марания»

. В буквальном понимании
«марать»
— значит
«пачкать, грязнить»
. Размазываем, разбрызгиваем краски, и наносим множества слоев и смешиваем цвета. Для этого
используем гуашевые или акварельные краски. Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими получаются гуашевые или акварельные изображения.
Техника «Рисунок по кругу»

Данную технику
используем при групповой работе – это способствует сплочению группы.
Техника «Парное рисование»

Совместное рисование учит
детей сотрудничеству
Техника «Пластилиновая композиция»

Пластилин наносится пальцами на картон, как бы намазывается.

Техника «Рисование пальцами»

Данная техника способствует развитию мелкой моторики рук, концентрации внимания, координации движений под зрительным контролем. Не все дети желают рисовать пальцами, некоторые попробовав это способ, возвращаются обратно к кисти или губке, как более привычным средствам изображения.

Песочная терапия

Все игры с песком разделяются по двум направлениям:

— Обучающие (они облегчают процесс адаптации ребенка)

.

— Познавательное (с их помощью познается многогранность нашего мира)

.

Чем же так полезны занятия рисования песком?

— у ребенка развивается интерес исследователя. Ведь занятие, как правило, окружено тайной.

— играя с песком, ребенок расслабляется.

— ребенок фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать.

— рисование песком способствует развитию мелкой моторики.

По мнению специалистов, данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Потому что действия с песком больше напрягают и

мозг, и мышцы

Для игр с песком мы используем специальную емкость для песка и воды с крышечкой; имеется деревянный ящик специальных размеров (для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см.)

Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребенка, он способен охватить его целиком. Песок
используется чистый (прокаленный в духовке, просеянный (песок можно заменить манкой)
.

Используемследующие игры-упражнения с песком:

Отпечатки наших рук.

Поверхность песка ровная. Ребенок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям.

Отпечатки кулачков (найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, ежик)

;

Скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения – как машина едет, ползает змея)

; то же, поставив ладонь ребром;

«Пройтись»

поочередно каждым пальчиком правой и левой руки
(потом двумя одновременно)
;

«Поиграть»

пальцами по поверхности песка, как на пианино (движения мягкие
«вверх-вниз»
— движется кисть);

Оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе пофантазировать: чьи это следы)

.

«Песочный дождик»

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка…

«Песочные прятки»

и т. д.

Для игр в песочнице мы предлагаем ребенку использовать различные миниатюрные игрушки, не более 8 см.

Перед началом игры с песком детей можно познакомим с «Хранительницей песка»

(это может быть любая игрушка, она рассказывает основные правила, которые необходимо соблюдать во время игры.

Наблюдая за играми детей в песочнице, видно, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, является прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

Заключение

В завершение своего выступления хочу сказать,что:

Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, является мягким и безопасным методом при работе с психоэмоциональным состоянием ребенка, дает ему возможность чувствовать свободу своих действий. Применение арт-терапии в период адаптации делают её течение более мягкой.

Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения педагогов в создании естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.

Занятия арт-терапией в

Развивающий приглашает детей от 3 до 8 лет на занятия арт-терапией по направлению ИЗО.

Главная цель коррекционных занятий по арт-терапии – дать детям возможность избавиться от негативных эмоций через творчество, используя художественные образы и символы.

Курс позволяет решить следующие задачи:

  • добиться положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии;
  • выразить гнев и агрессию в социально приемлемой форме;
  • получить новые знания о себе и окружающих людях;
  • решить внутренние и внешние конфликты;
  • получить материал для интерпретации и диагностических заключений;
  • выразить мысли и чувства, которые ребёнок привык подавлять;
  • развить мелкую моторику;
  • получить положительный опыт продуктивной деятельности.

На занятиях дети рисуют, делают поделки, лепят. Для детского творчества мы предоставляем большое количество разнообразных материалов. Они отличаются между собой как по цели назначения, так и по цветам, фактурам. В том числе, используется кинетический песок, камни, ракушки, глина и т.д.

В дальнейшем, ребёнок может продолжить обучение ИЗО в художественной школе. В том числе – на базе нашего центра.

Упражнения для изотерапии со старшими дошкольниками

Светлана Передеряева

Упражнения для изотерапии со старшими дошкольниками

Упражнение «Соленые рисунки и зубная краска»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

А что если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Можно создавать зимние пейзажи, еще одним способом, рисуя зубной пастой. Наметьте карандашом легкие контуры деревьев, домов, сугробов. Медленно выдавливая зубную пасту, пройдитесь ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками.

Упражнение «По сырому»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Рисунок тогда, получается, по сырому, когда в еще не засохший фон вкрапывается краска и разляпывается тампоном или широкой кистью.

Такой способ рисования помогает получить великолепные рассветы и закаты. Рисование животного, вернее его окраска, помогает достичь схожести с натурой. Объект получается, как бы пушистый. Этот способ рисования очень часто применял в своих работах художник-иллюстратор Чарушин.

Упражнение «Набрызгивание»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Материал: расческа обыкновенная, кисточка или зубная щетка, краски.

Используя в работе этот способ рисования, можно передать направление ветра – для этого необходимо стараться, чтобы брызги ложились в одном направлении на всем рисунке.

Ярко выразить сезонные изменения. Так, например, листья на осте желтеют, краснеют раньше, чем на березе или других лиственных деревьях. Они на ней желтые и зеленые и оранжевые. А поможет передать все это разноцветие способ набрызгивания.

Упражнение «Яичная мозаика»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

После того как на Вашем кухонном столе останется яичная скорлупа, не выбрасывайте ее. Отделите от пленочек, вымойте, высушите и истолките. В нескольких стаканчиках разведите краску и положите туда измельченную скорлупу. Через 15 минут скорлупа выдавливается вилкой и раскладывается для просушки. Вот и готов материал для мозаики. Рисунок обозначьте карандашным контуром и предварительно смазав клеем поверхность, засыпьте ее, определенным цветом скорлупы.

Упражнение «Монотипия»

Цель: Развивает творчество, фантазию.

Материал: целлофан или стекло (размером с лист бумаги, краски любые, чистая вода, бумага.

Краска пятнами набрызгивается на стекло водой и кисточкой, разбрызгивается по стеклу. Затем прикладывается лист чистой бумаги и прижимается пальцами. В зависимости от пятен, от направления растирания – получаются различные изображения. Нельзя два раза – получить одно и то же изображение.

Этот способ можно использовать при тонировании бумаги для рисования лугов, пейзажей, фон можно получить одноцветный и разноцветный.

Упражнение «Невидимка. Рисование свечой»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Материал: бумага, свечи восковые, парафиновые, акварель или краски. Гуашь для этого способа рисования не подходит, т. к. не обладает блеском. Можно использовать тушь.

Сначала дети рисуют свечой все, что желают изобразить на листе (или согласно теме)

На листе получается волшебный рисунок, он есть, и его нет. Затем на лист наносится акварель способом размыва. В зависимости от того, что вы рисуете, акварель может сочетаться с тушью.

Упражнение «Парное рисование»

Время проведения: 10-15 мин.

Цели: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.

Необходимые материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.Ход работы: группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы могут лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться.

Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ.При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу».

После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне что именно будут рисовать и т. д.

Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.

«Необычные следы»

Цель: Развитие тактильных ощущений, воображения.

Ход упражнения: Взрослый предлагает ребенку упражнение имитационного характера, которые оставляют след на песке.Например:

• «идут медведи» — ребенок кулачком и ладошками с силой давит на песок;

• «прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок бьет по поверхности песка, перемещаясь в разных направлениях.

• «ползут змеи»- ребенок пальцами рук оставляет на песке волнистый след в разных направлениях:

• «бегут жучки, паучки» — ребенок двигает всеми пальчиками, имитируя движения жуков (можно полностью погрузить руки в песок, руки встречаются — «жучки здороваются»)

• «крокозябра» — ребенок делает на песке разнообразные отпечатки, выдумывая названия для фантастических животных, которые оставили эти следы.

• Если песка нет, можно использовать манную крупу.

«Песочный круг»

•Ребенок и взрослый рисуют на песке произвольный круг и украшают его разнообразными предметами: ракушками, камешками, пуговицами, семенами, монетами, бусинами и прочее. Они придумывают название своему «песочному кругу»

. Если песка нет, можно использовать манную крупу.

«Узоры на песке»

Цель: закрепить знания про сенсорные эталоны и закономерности.

Взрослый пальцем, ребром ладони или щеточкой рисует разнообразные знакомые ребенку геометрические фигуры, простые или более сложные узоры — прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступеньки и т. д. После чего предлагает ребенку нарисовать такой же рисунок чуть ниже или продолжить уже имеющийся рисунок взрослого. Так же узоры на песке дети могут выкладывать в определенной последовательности из разнообразных предметов — камешков, ракушек, монеток и прочее.

«Волшебное исчезновение»

Цель: развитие памяти и внимательности.

Взрослый выставляет на песке фигурки (этот процесс также можно обыграть каким-либо образом в зависимости от того, какие предметы у вас имеются.Например :»А сейчас на сказочной полянке появляется волшебная принцесса Жасмин со своим другом Алладином. У принцессы Жасмин есть много сокровищ — красивых морских ракушек и камешков. К ним в гости часто приходят друзья — зайка, котенок, тигренок и так далее). Достаточно 5-6 предметов. Ребенок рассматривает предметы, а затем его просят закрыть глаза и произнести волшебные слова. Пока ребенок это делает взрослый прячет несколько фигурок в песок. Ребенок открывает глаза и отгадывает каких фигурок нет. После чего ищет их в песке и сверяет свои ответы с найденными фигурками. Со временем задание можно усложнять увеличивая количество фигурок.

«Следы на песке»

Цель: развитие левого и правого полушарий мозга и мелкой моторики рук.

Взрослый просит ребенка поставить ладошки на песок. Затем провести 2-мя ладошками по песку вверх, затем — вниз, затем — одной ладошкой вверх, а одной вниз, затем наоборот. То же самое делаем влево и вправо. То есть. Обеими ладошками влево, затем вправо, затем одной влево, а другой — вправо, затем наоборот. Далее можно усложнять задание. Одной ладошкой вверх, а другой вправо или одной влево, а другой вниз и так перебрать все возможные комбинации. Сначала не спеша, затем темп можно ускорить.

Когда упражнение с ладошками выполняется легко, то можно перейти к рисованию кругов на песке. Попросить ребенка нарисовать круги обеими руками начиная движение слева на право, затем справа налево, после чего попросить нарисовать одной рукой круг слева направо, а другой справа налево одновременно.

«Разговор с руками»

Родитель и ребенок обводят на песке силуэт ладоней. Затем Вы оживляете песочные ладошки — дорисовываете им глазки, ротик, выкладываете различными камешками и ракушками пальчики. После этого необходимо затеять беседу с руками.Спросите: «Кто вы, как вас зовут?»

,
«Что вы любите делать?»
,
«Чего не любите?»
,
«Какие вы?»
,
«Что вас огорчает?»
,
«Чего вам хотелось бы»
и т. д.. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора»

между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней они
постараютсяделать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]