Особенности нервной системы детей дошкольного возраста. статья

Зачастую, угадать с первого раза диагноз не может даже врач, так как отклонения в нервной системе ребенка могут быть разными, начиная от невроза заканчивая эпилепсией. Однако, укрепление нервной системы ребенка в любом случае благотворно подействует на самочувствие и стабилизирует поведение малыша.

Ищем причину

Как говорится во многих интернет-источниках и журналах о детях, дело может быть не только в нервной системе. Они полагают, что причиной может быть также перевозбуждение. С этим тоже можно согласиться, но если ребенок перевозбужден и не может успокоиться, то здесь дело все-таки в нервной системе.

Так как, в младенческом возрасте они быстро устают и нуждаются в регулярном здоровом сне, а если ребенок не может расслабиться и нормально уснуть, значит, его что-то беспокоит. Множество специалистов привыкли ссылаться на зубы. В это сложно поверить, но зубы здесь не при чем, так как проявления раздражения у ребенка очень редко вызывается прорезыванием зубов.

Найти причину можно лишь с помощью ряда анализов и процедур, касающихся нервной системы ребенка. В этот перечень входят: общий анализ крови и мочи, УЗИ мозга и сердца, ЭКГ и так далее. Самое главное заключается в том, что нужно своевременно обнаружить причину и постараться ее устранить. Важно сделать это практически без препаратов, которые будут пагубно отражаться на здоровье малыша.

Консерватизм, любовь к стабильности

Итак, вы помните о сложностях переключений-переходов для своего ребенка. И в будни все «ямки» уже известны, вы знаете, где малыш упрямится и застревает. Вы даже научились приспосабливаться к ребенку и идете на уступки. Но вот в выходные дни — вы пытаетесь нагрузить их разными делами, впечатлениями, поездками — ребенку нужно много раз переключиться, больше, чем в обычный день, он выбит из режима. Если количество переходов в полтора-два раза превышает их привычное дневное количество у ребенка, к вечеру резко повышается вероятность истерики. Большое количество переходов — это серьезная перестимуляция, серьезная перегрузка впечатлениями.

Это работает даже не до двух лет, а до четырех, до четырех с половиной лет. С возрастом ребенок способен вынести большее количество переходов от одного к другому. Что считать переходами? Это режимные моменты плюс смена рук: сидели утром с мамой, потом пришла няня, няню сменила бабушка, бабушку сменил папа. К вечеру ребенок невменяемый. Переходом является смена обстановки. Побыли дома с утра, потом поехали в торговый центр, потом — к бабушке, от бабушки — в бассейн, еще куда-нибудь заехали по дороге в гости. Одни переходы — и непременная истерика к концу выходного дня.

Вообще, маленькие дети — большие консерваторы. Они любят традиции, они любят, чтобы все было узнаваемо, и чтобы день был похож один на другой. Они любят режим. Для них режим является таким внешним скелетом, за который дети держатся. И если они выбиты из привычной обстановки, выбиты из режима, они себя чувствуют очень неуютно, нестабильно, как рак-отшельник без панциря.

Это будет работать довольно долго, до трех — трех с половиной лет. Если вы хотите вырастить ребенка со стабильной психикой, нужно стараться придерживаться режима. Обычно взрослым это тяжело, потому что для многих взрослых, особенно взрослых неритмичных, жизнь по режиму — это по сути своей как постоянный «День сурка». Просыпаетесь — и каждый день у вас одно и то же.

Но ребенку необходима эта стабильность. Если нет стабильности, он чувствует себя выбитым из колеи. Это связано с тем, что огромное количество информации о мире ребенку неизвестно. Он живет, и вокруг него 80-85% неизвестного. А режим и домашний мир — это то, что он знает, где он чувствует себя уверенно. Вопреки представлениям родителей, стремление к новизне у детей этого возраста есть только в исследовании физического мира. А вот стремление к новым впечатлениям появляется позже, после трех с половиной лет.

Любовь к стабильности — это бич коротких поездок. Если вы любите выехать на несколько дней или на неделю-другую, то высока вероятность, что первые пять-семь дней ребенок будет привыкать к изменившейся ситуации. Потом наступит короткий период, когда он уже привык, а вы еще отдыхаете, а потом — возвращение, после которого неделю или больше он будет привыкать к прежним домашним условиям. Есть редкие-редкие исключения детей, которые переключаются быстро, и детей, которые просто выросли в путешествиях, и для них это «пройденный» вариант.

Вызываем положительные эмоции

Первоначальным пунктом в этой системе является наблюдение за эмоциями малыша. Если вам показалось, что ваш ребенок излишне спокоен и не улыбается, то необходимо поднять его настроение. Это сложно, особенно если ребенок крайне редко смеется. Веселить малыша с помощью игрушек – это не совсем то, что нужно. Во-первых, от этого мало пользы и эффекта, а во-вторых, нет толка для здоровья. Так что, лучше всего использовать обычный гимнастический мяч.

Есть ряд упражнений, развивающих мышцы и успокаивающих малыша. Катание на мяче радует младенца и отвлекает его от негатива. Важно в этих упражнениях, чтобы с малышом был не один родитель, а двое. Мама и папа выполняют защитную роль для малыша. Сплоченность в семье придает ребенку уверенности в жизни, что будет влиять на его будущее положение в обществе.

Быстрое формирование и угасание новых навыков

Еще одна особенность. У ребенка очень медленно формируются какие-то навыки, не совсем свойственные возрасту, с опережением идущие, и очень быстро теряются. Формирование новых навыков идет очень медленно, а потеря их идет очень быстро при отсутствии каждодневной тренировки. Например, ребенка приучали к горшку раньше, чем нужно. Приучали-приучали, потратили рекордное количество сил; ребенок на три дня остался с бабушкой или с няней — все навыки потеряны полностью.

Закрепление идет долго, а потеря идет быстро. Это связано с физиологией, потому что нервный след образуется медленно и очень быстро затухает, пропадает при отсутствии подкрепления, при отсутствии повторения этого действия. Поэтому если вы хотите добиться навыков, не совсем соответствующих возрасту, типа приучения к горшку, или знания форм и цветов, или знания букв, — вы это можете сделать колоссальными усилиями при ежедневном повторении. Как только вы перестали повторять, ребенок навык потерял.

Если навык соответствует возрасту, он возникает быстро и уже не уходит. Это такая очень верная проверка того, своевременно вы даете что-то или нет. Когда ребенок дозрел, когда есть чисто физическая основа, он моментально схватил, и это осталось.

Используем расслабляющий массаж

Второй по счету пункт — это массаж с маслами. Его должен выполнять обученный специалист. Немаловажно создать условия спокойствия. Для этого нужно зажечь ароматическую лампу, с сандаловым маслом и включить спокойную музыку. Лучше всего для формирования детской психики подходит музыка Моцарта, которая благотворно влияет на развитие творческих способностей ребенка. Массаж должен проводиться 30 минут. Количество сеансов может быть равно 10 или 15, в зависимости от ситуации и проблемы.

Полноценное питание

Сахар, газировка, различные сладости – все эти продукты будоражат нервную систему и приводят ребенка в возбуждение. Постарайтесь исключить их из детского меню. Для здорового роста и развития необходимо включить в рацион:

  1. Овсяную кашу. В ней присутствуют витамины и микроэлементы, которые способствуют работе мозга.
  2. Яйца. Помимо белка в них содержится холин. Он помогает развиваться клеткам мозга и укрепляет нервы.
  3. Молоко и кисломолочные продукты. В них содержаться углеводы – источник энергии для работы мозга. А белки и витамины, в большом количестве присутствующие в этих продуктах помогают поддерживать работу нервной системы.
  4. Лосось. Это источник ненасыщенных жирных кислот.
  5. Бобовые, в частности фасоль. Это кладезь белка, витаминов и клетчатки.
  6. Ягоды. Содержат природные антиоксиданты, способствующие укреплению иммунитета.
  7. Постная говядина. Поставляет в организм минералы, цинк и железо. Цинк улучшает память ребенка и способствует лучшей работе мозга.
  8. Овощи и фрукты. В них много витаминов и микроэлементов, необходимых для развития малыша.

Кроме рациона стоит обратить внимание на время приема пищи. Приучите карапуза есть в одно и тоже время, это поможет избежать вредных перекусов и расстройства пищеварения.

Правильно укачиваем малыша

Следующим важным пунктом в укреплении нервной системы ребенка является грамотное укачивание. Чтобы ребенок спал, не обязательно его накачивать снотворными или другими препаратами. Есть проверенная методика укачивания на гимнастическом мяче. Главное, чтобы данный мяч был не сильно надут. Необходимо в комнате приглушить свет взять малыша на руки и сесть на этот мяч. Потом качаясь на нем вместе с вашим ребенком, он будет постепенно засыпать. Сама идея заключается в том, что данная методика оказывает успокаивающее действие. Кроме этого, вам не придется ходить с тяжелым малышом на руках.

как укрепить нервную систему

пост отредактирован спустя год после вопроса, тк. ответ оказался неожиданным для нас может быть, кому-то поможет

НЕПЕРЕНОСИМОСТЬ МОЛОКА СТАЛА ПРИЧИНОЙ 5 ЛЕТ ПРОБЛЕМ СО СНОМ, ИСТЕРИК, КАПРИЗОВ, А В ПОСЛЕДСТВИИ НАРУШЕНИЙ РАБОТЫ ЖКТ!

НЕ СЛУШАЙТЕ НИКОГО — ВАШ РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ БЫТЬ КАПРИЗНЫМ, ИЩИТЕ ПРОБЛЕМУ С ХОРОШИМИ ВРАЧАМИ!

Девочки, помогите сориентироваться, что делать с ребенком, как укрепить нервную систему.

Мы родились с гипоксией в родах, был судорожный синдром на первые сутки, после 1 дня реанимации мы наблюдались в 8 больнице , ничего не установили. я думаю, что судороги были связаны с моим скрытым диабетом. родилась 2700, 49 см, диабета нет. у меня еще гипотериоз, врожденного гипотериоза нет.

Второй ребенок родился здоровый, я тщательно следила за сахаром, гестационый диабет был под контролем , без инсулина.

Так вот. Старшей 4 года, до сих пор не можем справиться с периодическими приступами истерики, до сих пор есть проблемы со сном

— днем не можем уснуть, ночью просыпаемся, часто с криками и истерикой. с самого рождения были проблемы со сном, спала урывками, не было такого сна, как у младшего — он спит спокойно по 3 часа, а старшая всегда вскрикивала во сне, плакала, не могла перейти в другую фазу сна, просыпалась. в 2 года были проблемы с истериками по 40 минут, но потом переросли, справились, пили магне б6 постоянно курсами, помогало, как только отменяли — все заново. в 3 месяца на узи увидели кисту, пролечили диакарбом с аспаркамом, как рукой сняло , прекратились жуткие крики и выгибания. но видимо, то-то где-то осталось, что до сих пор не можем справиться с каким-то плаксивым состоянием, просыпаемся — плачем, чуть что-то испугало, расстроило или какой-то стресс — истерики. с точки зрения развития — физически — все вовремя, речь хорошая, рано заговорила, мы с ней занимались, я очень боялась задержки развития из-за гипоксии в родах и судорог.

Еще у нас были проблемы с левой ногой с 9 мес как пытались вставать, она у нас отставала по мышечной массе, из-за чего спотыкались, падали, нога как бы волочилась. проблему почти устранили к 2 годам , несколько месяцев лечения массажем, физиотерапией, особенно помог электрофорез с лекарством для нервной системы. сейчас ходим в ортопедический детский сад.

я очень беспокоюсь за нее, надо как-то укрепить нервную систему, скоро в школу, как она там будет, не знаю. помогите советами, у кого было что-то подобное и как справились.

из активностей у нас хореография в садике, пока ничего не добавляем, т.к. устает и последнее время чаще болеет. из успокоительных игр — рисование, слушаем аудиосказки, пазлы, мозаики и обычные девчачьи игрушки, телевизор у нас вызывает приступы истерики, поэтому в минимальных дозах , а так стараемся без него. бассейн любим, но не ходим, т.к. болеем последнее время часто.

про ошибки воспитания прошу не писать, хочу сконцентрироваться на медицинской стороне вопроса. невропатологов особенно не посещали особенно после того, как в филатовской на нас пытались сделать кандидатскую и понаписали нам после энцефалограмм всякую ерунду про эпилепсию, гидроцефалию и прочее. пытались обходиться магне б6, глицин, глицин форте, ванны с травами успокаивающими, воспитаельными беседами, никаких серьезных лекарств не пили. но чувствую, что нужно что-то еще делать.

спасибо.

PS Были у неврогола, сделали ЭЭГ со стимуляцией. у нас есть эпилептическая активность, реакция на фотостимуляцию. отменили тв, планшет и прочее, иногда спасаемся диафильмами, когда мультиков хочется. пьем магне б6 и нервохель, ночью спим, было пару эпизодов за 3 недели, но до этого сильно уставала физически либо после занятия английским, на который упросила меня сходить.

ps через 2 мес — консультировсались с психологом, поскольку после лекарств еще осталось состояние, не такое острое, но все же. она сказала, у нас невроз. дала литературу, я сама накупила. и правда это оказалось так, видимо столько не спать нормально, плюс срыв из-за рождения малыша. стали заниматься арт-терапией, сами, с небольшой помощью психологов двух знакомых, я сама художник. разобрались, откуда у нас невроз, проблем накопили кучу. потихоньку все уходит. никогда не думала, что арт-терапия так помогает — т.е. не просто рисовать, а рисовать с помощью психолога (рисунки на тему моя семья, друзья, дом человек дерево, три дерева и др., методика серийного рисования). я потрясена. результат потрясающий. на данный момент ночью почти всегда спим нормально, но все равно встаем на горшок ровно в 0-30 плюс минус 10 минут. но уже без истерик. иногда говорим во сне, всего пару ночей было беспокойных. легче справляемся с проблемами, не плачем без повода, нет вечерних истерик от усталости.

РЕДАКЦИЯ ЧЕРЕЗ ГОД — сделали эпилетограмму в св.луки — все нормально, проблема просыпания через 2,5 часа оставалась.

обратились в невромед к сомнологу Бегашевой Ольге Ивановне, сделали полисомнографию, врач нам помогла за один прием — очень грамотный и профессиональный врач. оказалось, все наше состояние вызывала неперносимость белка коровьего молока. отсюда неустановленная аллергиками сыпь, которую мы гасили фенистилом, а он вызывал ночное апное, плюс апное вызывал рефлюкс, у нас подтвердили ГЭРБ (он провофировался молочными продуктами и рядом других продуктов). а также позднее нашли проблемы с желчным пузырем, загиб желчного. помог хофитол. отменили все молочные продукты, а также те, кто хоть мизер содержали молоко, отменили дрожжи, говядину, курицу, многое у нас под запретом, надеюсь, временным, придерживаемся диеты для ГЭРБ. ребенок начал спать и жить нормально. наши ночные писания и дневные во время сна тоже прекратились. теперь мы на диете для восстановления нашего жкт, пока увеличена печень, лечимся. но аллергологи и педиатры, некоторые гастроэнтерологи в свое время не помогли нам, а Бегашева Ольга Ивановна с ходу определила проблему. Огромное ей спасибо! Это настоящий врач, который знает не только узко свою область, но и смежные области, что позволило помочь ребенку, который мучался 5 лет.

пишите, если будут вопросы, постараюсь ответить по нашей ситуации , я не врач, если у кого-то ребенок испытывает похожие сложности и вы ищите решение похожих ситуаций.

Детские неврозы

Психика маленького ребенка весьма хрупкая и подвержена влиянию извне. На фоне многочисленных запретов, стрессовых ситуаций и недостатка внимания могут сформироваться неврозы. Это нервно-психическое расстройство, которое характеризуется появлением необычных психосоматических и поведенческих симптомов. Часто нервными дети бывают именно по причине возникновения неврозов.

Пиком развития патологического состояния считается возраст 5-6 лет, когда ребенок начинает вести себя неадекватно. В некоторых случаях неврозы проявляются уже в 2-3-летнем возрасте.

Возрастные особенности

Лечение нервного ребенка не всегда необходимо, так как это могут быть особенности развития:

    До 3-летнего возраста нервозность обуславливается врожденными особенностями поведения. Усугублять ситуацию может рождение последующего ребенка, если старшему еще не исполнилось 3 лет.

Родители должны «расти» вместе с собственным ребенком, учитывать его особенности и общаться с ним на равных с самого детства. Только таким образом можно сохранить доверительные отношения и спокойствие в семье.

Правила поведения для родителей

Нервными дети чаще всего бывают именно по вине собственных матерей и отцов. Психологи советуют, чтобы избавиться от проблем необходимо не только показать малыша специалисту, но и пересмотреть собственную модель поведения:

  1. Важно сглаживать образующиеся в ходе воспитания конфликты.

Кроме того, важно не показывать при детях собственные негативные эмоции, так как малыши могут перенять эту модель поведения.

Что такое незрелость коры головного мозга?

Кора головного мозга – его верхняя оболочка (1,5-4,5 мм), представляющая собой слой серого вещества. Являясь основным признаком, отличающим человека от животных, она выполняет множество функций, от которых зависит его жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Наше поведение, чувства, эмоции, речь, мелкая моторика, характер, общение – то, что делает человека существом социальным, то есть личностью.

У ребенка ЦНС находится на начальной стадии формирования (корковая система определяется к 7-8 годам, а дозревает к периоду полового созревания), поэтому говорить о незрелой коре головного мозга у детей, по мнению доктора Комаровского, непрофессионально. Такой диагноз отсутствует и в международной классификации болезней. Медицинские специалисты, психологи и дефектологи, диагностируя подобную патологию, подразумевают дисфункцию головного мозга.

Полезные советы

Нервный ребенок в год и позже может принести немало хлопот, поэтому иногда проще предотвратить развитие психических расстройств, нежели лечить их. Психологи дают несколько рекомендаций по этому поводу:

  • независимо от ситуации, необходимо соблюдать спокойствие, так как нервозность матери передается и ребенку, особенно это касается детей младшего возраста;
  • важно научить сына или дочь извиняться за проступки, однако так же важно просить прощения и у малыша;
  • для воспитания спокойного потомства необходимо запастись терпением;
  • нужно показывать положительный пример собственными действиями;
  • не следует ставить интересы ребенка превыше всего;
  • важно давать малышу право выбора.

Кроме того, дети любого возраста остро нуждаются в опеке и любви своих родителей.

Нервные тики

К сожалению, психологические проблемы не заканчиваются на неврозах. Доктора отмечают, что каждый нервный ребенок от 3-х до 18 лет может быть таковым из-за тиков. Есть данные, что практически каждый пятый ребенок испытывал подобные явления. Для удобства специалисты разделили разновидности нервных тиков на 3 группы:

    Моторные — прикусывание губ, гримасничанье, непроизвольные подергивания головой или конечностями.

По степени выраженности встречаются локальные (задействована одна группа мышц) и смешанные (нервные тики нескольких типов сразу).

Терапия при нервном тике

Состояние требует медицинской помощи в следующих случаях:

  • нервный тик не прошел самостоятельно в течение месяца;
  • патология причиняет малышу какие-либо неудобства;
  • сильная выраженность симптомов или совокупность нескольких разновидностей тиков.

В большинстве случаев лечение нервных тиков у детей легко поддается лечению, если их причины были связаны с психосоматикой. В более тяжелых случаях проблема может остаться навсегда.

Терапия при нервном тике психологического типа назначается аналогичная лечению неврозов. Необходимо подобрать комплекс успокаивающих медикаментов, а также провести несколько сеансов с квалифицированным психотерапевтом. В некоторых случаях достаточно народного лечения в виде успокоительных настоек валерианы, мелиссы, пустырника или ароматерапии посредством ванн с эфирными маслами лаванды, мяты.

Лечение вторичных тиков, к которым привели травмы или заболевания, необходимо начинать только под присмотром врача, который выявит истинный диагноз и назначит грамотную терапию.

Последствия и лечение

Однако в отдельных случаях данные патологии сопровождают пациента всю жизнь, могут спровоцировать такие последствия, как ухудшение состояния здоровья, и привести к тяжелым болезням: нейропатии, эпилепсии, ДЦП, гидроцефалии.

Если с формулировками и причинами все более-менее понятно, то пора поговорить о том, что волнует мам больше всего — какими могут быть последствия. Ровным счетом никакими, если речь идет о самой распространенной физиологической незрелости. К 5 годам кора головного мозга малыша завершит формирование, а к окончанию пубертатного периода она станет официально считаться вполне зрелой. Никакого лечения не требуется: ребенок, окруженный заботой и любовью, вырастет и «дозреет» вполне естественным путем.

В большинстве случаев массаж, гимнастика способствуют снятию многих неврологических проявлений без вреда для ребенка в будущем. При врожденных пороках развития мозга прогнозы зависят от степени функциональных нарушений, но к незрелости это опять же не имеет отношения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]