Особенности первичной и вторичной формы ЗПР у детей

И если некоторые эмоционально-поведенческие особенности можно списать на детский возраст, то в период подготовки к школе и в начале обучения отставание становится явным.

А ведь симптомы задержки психического развития даже у крошечного малыша говорят о наличии каких-либо неполадок в его внутреннем или внешнем мире.

ЗПР у детей: определение и признаки

Задержка психического развития характеризуется запаздыванием ребенка в умственной, эмоциональной, психической областях. Проявляется нарушением познавательных процессов: мышления, памяти, внимания. Это порождает трудности в учебном процессе, что становится заметно на этапе дошкольного образования либо в начальных классах, когда дети выходят на новый этап развития.

Некоторые нарушения психического развития у детей могут быть отмечены родителями или воспитателями и в более раннем возрасте. Однако диагностика ЗПР проводится в период начала серьезной умственной деятельности ребёнка, как правило, с 5-6 лет. Поставить диагноз и начать коррекцию необходимо до 7-8 лет.

В некоторых случаях задержка психического развития отмечается во младенчестве. Ребенок позже начинает интересоваться игрушками, лепетать, понимать речь и т.д. Физическое развитие не страдает.

Часто дошкольников и школьников с ЗПР называют несерьезными. Дети чрезмерно забывчивы, рассеяны, отвлекаются от темы и мешают других. На уроках такие дети могут говорить о чем-то своем, ходить или играть. Зачастую медлительны и растеряны, не могут сосредоточиться и сконцентрировать мысли. У детей страдают работоспособность и словесно-логическое мышление, нарушены причинно-следственные связи.

Заподозрить ЗПР следует и в том случае, если первоклассник
  • не понимает правил детских игр;
  • с трудом осваивает счет, чтение, письмо;
  • забывает о цели своей деятельности, импульсивно меняет планы, не удерживает внимания на задании;
  • переживает эмоциональные и даже физические мучения при непривычной умственной деятельности;
  • не в состоянии усвоить правила поведения в различных ситуациях;
  • проявляет неуместные эмоции (истерики при попытках поделить вещь, смех в торжественной либо драматичной обстановке);
  • испытывает трудности при общении со сверстниками;
  • молчалив, не самостоятелен в быту.

Классификация и виды ЗПР

Для классификации задержки психического развития детей важно учитывать причины, которые привели к формированию данной патологии. В педиатрии выделяют четыре основных вида этого заболевания, каждая из разновидностей которого имеет свои особенности и является ключевым фактором для поиска действенного метода лечения.

Важно

Чаще всего задержка психического развития является обратимым нарушением, в редких случаях коррекции не поддается патология, сформировавшаяся на почве генетических предпосылок.

Классификация ЗПР представлена следующим образом:

  • ЗПР конституционального происхождения. Данный вид в медицине называют также гармоническим психофизическим инфантилизмом. Здесь большую роль играет наследственная предрасположенность, то есть инфантилизм встречается и у других членов семьи, но не достигает патологического уровня. Для таких детей характерными чертами являются: выразительная жестикуляция и живая мимика, ограничения интересов до игровой деятельности, отставание в развитии на 1,5-2 года от сверстников.
  • ЗПР церебрально-органического происхождения. Дети с ЗПР этого вида характеризуются наличием органической недостаточности нервной системы негрубой выраженности. Чаще всего причиной формирования данного вида ЗПР являются патологии беременности, среди которых можно выделить: тяжелая форма токсикоза, недоношенность, инфекции, асфиксия, болезни с осложнениями первого года жизни.
  • ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип ЗПР характеризуется замедлением психического развития с одновременной потерей приобретенных навыков и возвращением к более ранним формам поведения. Именно в результате длительных и тяжелых болезней можно наблюдать не только отсутствие прогресса в развитии, но и некоторый регресс. Таких детей в обществе принято называть «домашними». У них весьма ограничен круг общения, поскольку они довольно-таки замкнуты и имеют проблемы в общении со сверстниками. Дети с ЗПР самотагенного типа отличаются повышенной утомляемостью и истощаемостью, лабильностью, астенией и нарушением внимания.

Важно

Особая опасность задержки психического развития состоит в том, что одним из ее осложнений является риск развития аутизма. Медицинская практика показывает, что вылечить аутизм полностью невозможно, поскольку не существует действенных методик терапии именно этой патологии.

Типы ЗПР у детей

Одни дети с задержкой психического развития демонстрируют абсолютное непослушание, шумят и срывают уроки, их мало волнует неуспеваемость, хотя что-то они схватывают на лету. Другие дети, наоборот, предпочитают оставаться незамеченными и могут средне учиться благодаря усердной зубрежке.

Применимо к первому типу уместно говорить об отсталости в развитии у ребёнка эмоционально-волевой сферы. Как раз у таких детей трудности с дисциплиной, самокритичностью, сосредоточенностью. Предпочтение в любой ситуации дети с задержкой в развитии отдают играм, баловству. Мотивация к достижениям отсутствует. Психическое развитие таких детей отстает в среднем на 2-3 года.

У детей, страдающих ЗПР второго типа, примерных молчунов, чаще наблюдается задержка в умственной области. Дети зачастую не могут выразить словами даже те знания, которыми обладают. Боятся задать вопрос и попросить о помощи, упускают нить сюжета. В отличие от ровесников первого типа тяжело переживают неудачи. Они бы и рады хорошо учиться, но не могут.

Существует еще одна популярная классификация видов ЗПР у детей.

Причем подобное состояние в более сдержанном виде встречается и у взрослых, не получивших своевременное лечение.

  • Конституциональная ЗПР. Сюда относятся незрелые личности, с “детским” мышлением, они медленно говорят, думают, принимают решения, делают что-либо. Их мало что может по-настоящему увлечь и заинтересовать, кроме того, что дает удовольствие “здесь и сейчас”. Дети этого типа общительны, но при этом привязаны к родителям и сложно адаптируются к новой обстановке.
  • Соматогенная задержка. Дети плаксивы и зависимы от одобрения. Сложно идут на контакт, могут быть изгоями в коллективе. На фоне эмоционального напряжения дети испытывают физические недуги.
  • Психогенная ЗПР. Это полностью приобретенное состояние. Проявляется снижением интеллекта у детей, невнимательностью, тревожностью и инфантильностью. Эмоции поверхностны, кругозор сужен;
  • ЗПР церебрально-органического явления. Имеет место повреждение мозговых зон, что делает ребенка зачастую неуравновешенным, капризным, конфликтным. Страдают познавательная, коммуникативная, эмоциональная сферы у детей. Встречаются грубые нарушения развития речи.

Важно дифференцировать ЗПР, при которой прогнозы весьма хорошие, и умственную отсталость у детей, проявляющуюся не столько задержкой, сколько общим психическим недоразвитием.

Успех преодоления ЗПР у детей зависит прежде всего от своевременной диагностики, правильной установки первопричины и комплексного подхода.

Классификация причин ЗПР

Термин «задержка психического развития» был введен Г.Е Сухаревой. Под ним понимают дефицит запаса знаний, недостаточную зрелость мышления, преобладание игры, отсутствие усидчивости и быструю утомляемость от интеллектуальной работы. Задержку в психическом развитии нельзя путать с умственной отсталостью. Этот процесс обратим, и при адекватной помощи специалистов проблема полностью устраняется.

Причин задержки развития несколько. Классификация ЗПР Сухаревой Г.Е. выделяет три основных фактора, влияющих на умственное отставание:

  • Заболевания наследственного характера;
  • Внутриутробная патология эмбриона;
  • Травмы при рождении.

Певзнером М.С. и Власовой Т.А. были выделены следующие виды причин задержки развития:

  • Осложненная беременность, связанная с инфекциями, токсикозами, отравлением организма лекарственными веществами, спиртными напитками, наркотиками, несовместимостью резус факторов крови матери и плода;
  • Травмы при прохождении родовых путей и асфиксия младенцев;
  • Социальное неблагополучие, вследствие ограниченного контакта с окружающим миром или неблагоприятной обстановкой в семье.

При такой классификации причин дети с задержкой ПР растут без родительского контроля или в условиях чрезмерной опеки, когда возникает недостаток общения со старшими и сверстниками. Еще одной причиной отставания в развитии провоцируют дефекты слуха, зрения и речи.

Причины формирования ЗПР

Этиология нарушений психического развития включает в себя две составляющие: социальные факторы в жизни детей и биологические. К биологическим относятся:

  • задержки темпов созревания головного мозга в перинатальном периоде и в раннем детском возрасте;
  • патологии при беременности: внутриутробные инфекции, гипоксия, вредные привычки матери, ее эмоциональная нестабильность, нетипичный токсикоз, родовые травмы;
  • перенесенные малышом тяжелые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, интоксикация;
  • Дефект одного или нескольких органов чувств и как следствие — ограничение взаимодействие с миром;
  • наследственность. Зачастую не диагностированная и не скорректированная ЗПР у матери или отца проявляется впоследствии у ребенка.

Проблемы психического развития церебрально-органического типа чаще всего обусловлены биологическими причинами.

Социально-психологические предпосылки ЗПР кроются в подходе к воспитанию ребенка. Он испытывает либо гиперопеку, либо недостаток заботы, любви от родителей. Иногда ребенок становится свидетелем или жертвой травмирующих ситуаций, замыкается в себе, тем самым блокируя работу мозга и подавляя познавательную деятельность. Отставание провоцируется и педагогической запущенностью, отсутствием положительных примеров перед глазами ребёнка. ЗПР часто наблюдается у детей в не самых благополучных семьях.

Конституционная, соматогенная и психогенная ЗПР имеют в основе социальные и наследственные предпосылки. Если один из родителей имел нарушения психического развития, вероятнее всего, это коснется и их детей, в том числе и через манеру воспитания и общего поведения в семье ребёнка.

Диагностика и лечение задержки психического развития

ЗПР — это не конкретный диагноз, а общее обозначение любых нарушений, связанных с психическим развитием ребенка. По МКБ-10 классифицируются следующие группы расстройств:

  • Речи и языка. Сюда относятся проблемы правописания, чтения, вербального общения, произношения;
  • Учебных навыков. 7-летка не справляется с минимальной умственной нагрузкой в подготовительной группе и школе;
  • Моторных функций. Ребенку тяжело даются бытовые функции (одеться, накрыть на стол, поесть самостоятельно), нарушена координация движений.

Если симптомы нельзя отнести к одной из групп, диагностируется общее, или смешанное, психическое нарушение.

Дополнительно может быть присвоен диагноз СДВГ, поскольку задержка психического развития нередко сопровождается расстройством внимания или гиперактивностью. У одного и того же ребенка разные специалисты могут предположить как расстройство психического развития, так и СДВГ.

Поэтому диагноз, связанный с задержкой психического развития, ставится только психолого-медико-педагогической комиссией, куда, как правило, направляет образовательное учреждение. В диагностических целях используются различные опросники и задачи, соответствующие определенному возрасту ребёнка.

Комиссия определяет перечень занятий с логопедом, психологом, дефектологом и др. либо дает направление в коррекционную школу. При необходимости ребенка направляют к неврологу или детскому психиатру для назначения медикаментозного лечения ЗПР. Как правило, это или малоэффективные препараты, или стимуляторы мозговой деятельности с рядом побочных эффектов.

Отличные результаты дает семейная психотерапия с участием семьи ребенка. Здесь выявляются психологические факторы задержки психического развития.

Вызванная внешними причинами ЗПР хорошо поддается коррекции у детей, и уже к средней ребёнок фактически сравнивается по развитию со сверстниками. Нарушения психического развития, созданные поражением коры головного мозга и ЦНС, имеют более тяжелую форму и требуют медицинской помощи.

В исключительных случаях используются аппаратные методы диагностики, например, ЭЭГ, но лишь при подозрении на эпилепсию или другие заболевания мозговых структур.

Отголоски ЗПР во взрослой жизни

Ребенок с ЗПР без серьезных органических нарушений может общаться в коллективе, получить образование и профессию, работать и создавать семью. Но практически во всех направлениях жизни его сопровождают трудности. Детская задержка психического развития по мере взросления трансформируется в другие диагнозы.

Люди с легкой формой ЗПР не выделяются из общей массы. Их преследуют проблемы с мотивацией, целеполаганием, они постоянно сомневаются либо совершают необдуманные поступки. Редко достигают успеха в жизни. Зачастую ленивы, инертны. Инфантильны в межличностных отношениях, малоинициативны в делах, склонны к эмоциональной неустойчивости. Сильно страдают от неудач и от своего состояния.

Более тяжкие нарушения психического развития у детей с годами превращают их в людей несамостоятельных, замкнутых, которые нуждаются в постоянном контроле и наставничестве, помощи в быту, на работе и в выстраивании отношений. Проще говоря, плывут по течению. Не испытывают потребности развития.

ЗПР у взрослых часто сопровождается рядом хронических заболеваний, врожденных или приобретенных, а также психосоматических. Они не в силах заняться своим здоровьем, проанализировать образ жизни, заменить пагубные привычки продуктивными. По сути это взрослый “ребёнок“.

Остеопатический подход к лечению задержки психического развития.

Поиск и устранение первопричины — принцип работы врача-остеопата. Основная идея остеопатии состоит в том, что здоровый организм способен сам избавиться от заболевания или смягчить его признаки. Для этого его нужно привести в состояние баланса путем восстановления всех структур. Остеопат работает с пациентами от младенцев первых дней жизни до людей самого преклонного возраста.

Послеродовой сеанс у специалиста способен предотвратить у ребёнка задержку психического развития в будущем. Особого внимания требует малыш, находящийся в группе риска. По медицинскому заключению он может быть абсолютно здоров, но определенные факторы являются поводом показать его остеопату: проблемы при беременности, общие болезни матери, травматичные роды. Недоношенным и ослабленным детям также показано остеопатическое лечение после нормализации их состояния.

Если во время беременности мать перенесла острые инфекционные заболевания, испытывала стресс, имеет сердечно-сосудистые и другие патологии, у ребенка с большей долей вероятности развивается гипоксия, которая усугубляется в родах. Кислородное голодание впоследствии и вызывает задержку психического развития у детей.

Почему для остеопатической коррекции не нужно дожидаться школьного и даже годовалого возраста, когда нарушения проявят себя?

Дело в том, что у новорожденного малыша врач способен за один сеанс бесследно устранить причины будущих расстройств развития. Для профилактики задержки психического развития у подрастающих детей потребуется уже несколько приемов, а в школьном возрасте организм приспособится к патологии, поэтому понадобится длительная терапия с большими временными интервалами для перестройки.

Если ребенок появился на свет в результате кесарева сечения или акушерских пособий, скорее всего у него смещены кости черепа, шейного отдела, что мешает полноценному кровоснабжению головного мозга. Такие травмы малыша не диагностируются аппаратно, но сильно ухудшают качество жизни и могут спровоцировать психическое отставание.

Остеопат обследует пациента руками. Устраняются зажимы, освобождается место для свободной циркуляции крови. В арсенале остеопатии есть приемы, способствующие оттоку венозной крови от мозговых структур, снижающие внутричерепное давление.

Контрольный визит к остеопату необходим и в тех случаях, если хорошо развивающийся малыш перенес травмы, падения, инфекции — после завершения острой фазы ему необходимо восстановление. Специалист устранит спазмы, мышечные напряжения, которые особенно опасны в области головы, нормализует кровоток и лимфоток в качестве профилактики ЗПР.

Почему с помощью современных диагностических средств невозможно обнаружить скрытые заболевания, способствующие задержке психического развития у детей?

Дело в том, что организм включает защитные механизмы. Для того, чтобы выжить, он задействует внутренние ресурсы по максимуму, а это как раз напряжения, спазмы, сдвиги элементов тела. Ребёнок выживает ценой задержки эмоционально-психического, интеллектуального развития.

И остеопатия — это направление медицины, способное вывести организм ребенка из защитно-компенсаторного состояния и запустить развитие.

Психологические нарушения развития у детей (стр. 1 из 2)

Задача1.

Наташа С, 3 года, обследуется в условиях психиатрического стационара с целью установления места дальнейшего пребывания.

Из истории болезни видно, что мать оставила ребенка в родильном доме, отец неизвестен. В течение первого года жизни Наташа страдала рахитом, отставала в росте и весе. Перенесла корь, ветряную оспу, два раза пневмонию. При терапевтическом обследовании обнаружены отставание в росте и весе, дисбактериоз. В настоящее время девочка должна быть переведена из Дома ребенка в Детский дом. Она ходит, самостоятельно ест, использует фразы из двух-трех слов.

При клиническом обследовании Наташа доступна контакту, выполняет простые инструкции, по просьбе может взять и положить различные игрушки. Знает название частей тела, может их показать. Речь развита слабо, но при оказании помощи возможно повторение фразы из 3-4 слов.

Составление рассказа по картинкам недоступно, пересказ текста тоже. Рисунок на уровне каракуль. Эмоциональные реакции живые, адекватные, зависят от поощрения. Выражена истощаемость, неустойчивость внимания. При проведении обучающего эксперимента возможно усвоение и перенесение способов действия.

1.Какое нарушение развития можно предположить?

В соответствии с таблицей развития (см. приложение) у девочки можно предположить отставание вследствие перенесенных в раннем возрасте заболеваний и недостаточного внимания на ранних стадиях ее развития.

Но это отставание легко преодолимо при должном уровне организации воспитательного процесса.

2. В каком типе дошкольного учреждения надо находитьсядевочке?

Девочку можно поместить в обычный детский сад, но уделить ей повышенное внимание и проводить с ней индивидуальные занятия

Задача2.

Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что ребенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 мес, сидеть научился к 9 мес, ходить — в 1 год и 5 мес. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь -к 4 годам. В детском саду программу не усваивал. К настоящему времени ребенок знает отдельные буквы, может назвать цифры от 1 до 10.

На приеме ребенок с трудом вступает в контакт, не интересуется заданиями и игрушками.

Работоспособность равномерно низкая. Темп сенсомоторики медленный. Механическое запоминание успешно: 5, 7, 7, 10; опосредованное ассоциативное запоминание значительно хуже. Доступны простые обобщения: «еда», «посуда», более сложные — невозможны. Запас знаний недостаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей, своего домашнего адреса.

Конструктивный праксис недоступен, рисунок человека на уровне «голова- нога». Счет недоступен.

Установление связи и последовательности событий в серии из 2 картин — с помощью. Реакция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к достижениям неразвита, самооценка не сформирована.

1.Какой тип нарушенного психического развития отмечается в данном случае?

В данном случае это олигофрения, поскольку превалируют явления общего необратимого недоразвития церебральных структур с преимущественным нарушением онтогенеза наиболее сложных и поздно формирующихся корковых систем, в первую очередь лобной коры.

Как известно, основу дефекта составляют два фактора: тотальность и иерархичность недоразвития мозга и организма в целом.

Тотальность проявляется, прежде всего, в органическом недоразвитии всех нервно-психических функций, начиная с низших (моторика, элементарные эмоции) и кончая высшими, специфически человеческими, обеспечивающими познавательные процессы. Всё это присутствует в данном случае.

Налицо слабость логического мышления, замедленность темпа психических процессов, их подвижности, переключаемости, недостаточность восприятия, моторики, памяти, внимания, речи, несформированность эмоциональной сферы и личности в целом – всё это характеризуют олигофренический тип нарушения психического развития.

В пользу данного типа говорят следующие факты

1. Понимание переносного смысла совсем или почти недоступно.

2. Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер.

3. Речь недоразвита и недостаточна

4. Страдает понимание смысла слов. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, не усваиваются или усваиваются с трудом.

5. Запас слов, особенно активный словарь, ограничен.

6. Общая косность психики, слабая психическая активность, недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности.

Иерархичность выражается в том, что при отсутствии осложненности олигофрении недостаточность восприятия, памяти, речи, эмоциональной сферы, моторики при прочих равных условиях всегда выражена меньше, чем недоразвитие мышления.

2.Возможно ли обучение в обычной школе?

Нет, обучение необходимо в специализированной школе- интернате

3.К какому специалисту следует направить ребенка?

Ребёнка следует направить к психотерапевту.

Задача
№3
Таня В., 7 лет. Обратилась мама с девочкой с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что девочка родилась в срок, в течение первого года жизни развивалась успешно, своевременно научилась сидеть и ходить. Отдельные слова появились в 1год и 3 мес, фразовая речь — к 3 годам. На помещение в детский сад была сильная стрессовая реакция, девочка. Плакала, не спала, ни с кем не общалась. В связи с этим через 2 недели была забрана из садика, и до 7 лет воспитывалась дома.

Сейчас Таня знает буквы, умеет читать и считает в пределах 100.

При обследовании девочка с трудом привлекается к выполнению заданий, ходит по кабинету, играет игрушками.

Объем и переключаемость внимания норме, произвольная концентрация затруднена.

Выполнение заданий на определение способности к механическому запоминанию показало такие результаты: 2, 4, 4, 6; при запоминании фраз — 9 слов с первого предъявления. Интеллект — в границах возрастной нормы, но испытуемая не может самостоятельно заметить ошибки в выполнении заданий. Отмечается несформированность понятия числа, затруднение фонематического анализа и синтеза. Задания воспринимаются при предъявлении их в игровой форме: опенка собственной деятельности ее не интересует. Эмоции живые, лабильные, самооценка завышена, слабо дифференцирована.

Какой тип нарушения психического развития у Тани?

В данном случае мы имеем дело с соматопатией (или невропатия)

Невропатия — синдром повышенной возбудимости нервной системы и незрелости вегетативной регуляции.

В настоящее время невропатия рассматривается как группа синдромов разного генеза, главными признаками которых являются незрелость вегетативной регуляции, повышенная возбудимость и повышенная истощаемость (тормозимость) нервной системы. Клинически невропатия наиболее выражена в раннем детском возрасте.

Невропатия, являясь синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и незрелости вегетативной регуляции, может быть вызвана эндогенными, экзогенно-органическими и психосоциальными факторами или сочетанием их.

Консультация каких специалистов желательна?

Психолог, психиатр

Задача 4

Саша Ж., 11 лет. Направлен на обследование по инициативе

Классногoруководителя. Со слов учителя известно, что ребенок учится крайне неравномерно, не усваиваетпрограмму 5-го класса, прогуливает, на уроке отплекается, мешает другим заниматься. Часто приносит в школу игрушки. Из беседы с мамой выяснилось, что у ребенка в течение первых двух лет жизни было сотрясение мозга и он перенес тяжелую форму кори.

При обследовании испытуемого интереса к заданиям не проявляет, но справляется с ними. Отмечается истощаемость по гииерстеническому типу.

Механическое запоминание затруднено: 3, 4, 3, 6; ассоциативное – несколько

лучше. При обследовании интеллекта отмечается неравномерность его развития: выполнение вербальных тестов на уровне нижней границы нормы, невербальных — успешно, понимание пословиц затруднено. Недостаточная способность к аналогии. Отмечаются нарушения мелкой моторики, точной координации движений. Фон настроения неустойчивый, выражена двигательная расторможеиность. Оказание помощи и поощрение улучшает результаты. Самооценка низкая, выраженная уверенность в негативном отношении со стороны взрослых. Познавательные интересы развиты слабо. Отмечается тревожность.

Какой тип нарушений психического развития отмечается?

В данном случае мы имеем дело с инфантилизмом

Психический инфантилизм — незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих более младшему возрасту.

В отличие от умственно отсталых у детей с инфантилизмом отмечается более высокий уровень абстрактно-логического мышления, они способны использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продуктивны в самостоятельных видах деятельности.

Достаточно сложно отграничить органический инфантилизм от осложненных форм умственной отсталости. Главным критерием следует считать преобладание нарушений предпосылок интеллектуальной деятельности, тогда как возможности самой интеллектуальной деятельности нарушены значительно меньше.

Проявление выраженной личностной эмоционально-волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию к редуцированию или становится частью синдромов преимущественно пограничной психопатологии.

Лечение различных нарушений психического развития у детей

Часто первое обращение к остеопату происходит после обнаружения проблемы ЗПР. Задержка речи у ребёнка, трудности с произношением, утомляемость, вялость, гипервозбудимость, расстройства сна, боли в шее и спине, дисфункции работы внутренних органов — всё это часто сопутствует задержке психического развития. Ребенок обрастает диагнозами, симптомы которых приобретают хронический характер.

Специалисты нашего центра не выделяют каждое отдельное проявление задержки психического развития, они смотрят на общую клиническую картину.

Всегда в первую очередь врач-остеопрактик оценивает общее состояние ребёнка:
  • тонус мышц;
  • эластичность связок;
  • симметричность скелетно-мышечных структур;
  • плотность, температуру и цвет кожи;
  • частоту и глубину дыхания;
  • подвижность суставов.

При специфических признаках отсталости обследуются лор-органы, челюстно-лицевая система. Идет воздействие на речевой центр, центры жизнедеятельности. Остеопаты нашей клиники владеют мягкими безболезненными приемами. Эта мягкость особенно важна для детей чувствительных, эмоционально возбудимых.

Если у ребенка выявлена церебрально-органическая форма ЗПР, это явная причина посетить остеопата. Именно он проникает в глубины жизненно важных процессов, сбой в одном из которых вызывает развитие недугов различной направленности. Поэтому более чем логично искать причины задержки психического развития в физиологии.

Может ли остеопатия помочь ребёнку при отсталости психического развития, имеющей социальные причины?

Да, поскольку ими одними дело, как правило, не ограничивается. Негрубые задержки в развитии преодолеваются занятиями, но иногда ребёнок остается жить с ощущением постоянных ограничений и бороться за “место под солнцем”. Эмоционально-лабильный тип характера, частый спутник ЗПР, доставляет много хлопот, независимо от возраста. Неплохо и родителям ребёнка с задержкой пройти сеанс, особенно если заболевания маленького пациента обусловлены наследственностью или они в силу своего психического состояния не могут обеспечить ребёнку должного развития.

Формы ЗПР: признаки и отличия

Каждый родитель должен понимать, что ЗПР – это слабая форма отклонений в психике, которая поддается корректировке с использованием комплексной и продуманной реабилитации.

На сегодняшний день распознают 4 формы ЗПР, среди которых первое место занимают первичный и вторичный дефект:

  1. Первичный дефект обладает церебрально-органическим генезом и по статистике встречается чаще. Проявляются в результате воздействия на головной мозг токсичных, инфекционных, травматических, гипоксических и иных факторов в перинатальном и антенатальном периодах развития (эндокринопатия, генетическая предрасположенность, недоношенность, инфекции на ранних сроках беременности, асфиксия утробная и родовая, родовые травмы). Как результат – проявление не грубых поражений участков головного мозга, которые не достигают «четкого органического дефекта».
  2. Вторичная форма ЗПР проявляется на протяжении жизни, когда при первично неповрежденном мозге на фоне травм или хронических заболеваний развивается церебральная недостаточность в виде ММД (минимальной мозговой дисфункции). Причиной подобного типа ЗПР являются обменные, гипоксические и токсические нарушения в сочетании с «неустойчивостью процесса регуляции гомеостаза», особенно часто наблюдается в раннем дошкольном и школьном возрасте. Вторичные нарушения можно отличить по наличию замедленного формирования положительных эмоций и аффективных расстройств. По причине сниженного эмоционального тонуса страдает скорость развития эмоционально-игровой коммуникации, пациенты перестают выполнять подражательные движения, пропадает адекватность мимики, речевые навыки затормаживаются. Данное состояние может пройти так же внезапно, как и появилось, «скачком» за счет «развития задержанных функций».
  3. Стоит отметить еще одну, особую форму ЗПР – «задержка развития с неравномерностью (дисгармоничностью) и расщеплением (диссоциированностью) развития отдельных функций психики». Часто данная форма наблюдается у пациентов с аутистическим синдромом, что приводит к таким заболеваниям, как шизоидия, детская шизофрения и аутизм. Одними из признаков такой формы ЗПР является мышечная гипотония, припадки, скачки внутричерепного давления, гидроцефалия, церебрастения, гипервозбудимость.
  4. И, наконец, четвертая форма – тотальная ЗПР (равномерная задержка в развитии по отношению ко всем функциям) или парциальная ЗПР (недоразвитие функций по причине нарушений зрения, слуха, речи или двигательного аппарата).

Статья в тему: Таблица дефференциальной диагностики ЗПР от олигофрении

Любая из форм поддается коррекции и возможно частичное или полное восстановление.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]