Занятия и упражнения для реабилитации деменции

Остановить деменцию невозможно — начавшийся процесс разрушения нервных клеток неизбежно приведет к полной деградации мозговой деятельности. В настоящее время нет эффективных методов лечения, способных полностью излечить данное нейродегенеративное заболевание. В тоже время диагноз «деменция» не должен звучать как приговор и обрекать на полное бездействие. При надлежащей поддержке люди со старческим слабоумием могут не только качественно прожить 10-15 лет, но и заниматься каким-либо делом, принимать посильное участие в жизни семьи и общества.

Что такое деменция и как она проявляется

Деменция не является заболеванием в привычном понимании слова. Согласно Международной классификации болезней, это синдром, то есть комплекс связанных общей причиной симптомов. Он отмечается при некоторых заболеваниях мозга или развивается в силу других факторов.

Один из первых признаков деменции — нарушение памяти. Слабеет как долговременная, так и кратковременная память: пациент может забывать знакомые маршруты и имена, переспрашивать одни и те же сведения, терять личные принадлежности и т. д. Вместе с этим нарушается способность усваивать и обрабатывать информацию.

Дополнительно при деменции отмечается хотя бы одна группа симптомов из следующего перечня (или сразу несколько):

  1. Нарушается способность мыслить логически и решать сложные задачи.
  2. Ухудшается критическое мышление. Это значит, что пациент с деменцией не может самостоятельно принимать решения и распоряжаться деньгами, он перестаёт видеть опасности в окружающей среде.
  3. Нарушается речевая функция. Человек делает ошибки и забывает привычные слова, перестаёт понимать фразы в переносном смысле, делает паузы при разговоре. С развитием синдрома ему всё сложнее становится выражать свои мысли и общаться с близкими.
  4. Теряется способность мыслить абстрактными категориями.
  5. Ухудшается способность зрительно распознавать предметы в пространстве. Человек с трудом узнаёт людей по лицам, может забыть, как выглядит его дом и зачем нужны окружающие предметы. При этом физически зрение может оставаться хорошим — дело именно в когнитивной функции.
  6. Меняется поведение человека и распадается личность. Может сузиться круг интересов, появиться апатия, агрессия по отношению к окружающим, резкие перепады настроения и желание избегать социальных контактов.

Значение реабилитации в борьбе с деменцией

Успешная реабилитация больных с деменцией зависит от многих факторов, влияющих на течение хронической патологии центральной нервной системы. Насколько результативны будут прилагаемые усилия для максимально возможного сохранения памяти и мышления, определяют следующие условия:

  • своевременность постановки диагноза;
  • возраст человека;
  • организация качественного ухода;
  • наличие сопутствующих соматических патологий.

Реабилитация для людей, постепенно теряющих ранее усвоенные знания и практические навыки, включает прежде всего упражнения против деменции, которые стимулируют когнитивные функции мозга. Регулярные тренировки улучшают метаболизм в тканях, усиливают формирование межнейронных синаптических связей, поддерживают жизнедеятельность клеток. На начальных стадиях заболевания упражнения по активизации мыслительных процессов облегчают и замедляют прогрессирование симптомов деменции.

Упражнения для мозга реабилитация при деменции

По мере развития недуга умственные способности больного будут неуклонно снижаться, лишая его возможности воспринимать словесную информацию. Изменения коснуться и характера, личностных черт, поведения человека. Подобная специфика заболевания предполагает направление основных усилий в реабилитации на тренировку памяти по средствам органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса. Даже на поздних тяжелых стадиях деменции тактильные прикосновения вызывают проблески восприятия окружающей действительности на эмоциональном уровне.

Важно! Правильно подобранные упражнения при деменции для пожилых людей помогут как можно дольше сохранить у них чувство собственного достоинства, самоуважения и независимости, осознавать свою важность и значимость.

По мнению многих специалистов, занятия при деменции, составляющие психологическую сторону комплексной реабилитации, в большинстве случаев являются одним из ключевых моментов в когнитивной реабилитации интеллектуальных нарушений. Помощь такого типа улучшает протекание болезни, а забота и внимание со стороны близких укрепляют коммуникативные отношения внутри семьи.

Типы деменции и причины её развития

В зависимости от того, какими причинами вызвана деменция, выделяют несколько типов этого синдрома:

  1. Деменция вследствие заболеваний нервной системы (также её называют атрофической). Она развивается из-за поражения клеток мозга при болезни Паркинсона, Альцгеймера, Пика и других патологиях. К этому же типу относится деменция с тельцами Леви — патологическими образованиями белковой природы внутри нервных клеток.
  2. Сосудистая деменция. Её причиной могут стать патологии сосудов головного мозга — от артериальной гипертензии до инсульта.
  3. Смешанная. К этому типу относят деменцию, которая возникла на фоне сочетания нескольких болезней или факторов риска.

Также к причинам развития деменции относятся отравления сильнодействующими препаратами и солями металлов, нарушения обмена веществ (в том числе, сахарный диабет), инфекционные поражения головного мозга, травмы и опухоли, тяжёлая алкогольная зависимость. Данные причины перечислены в медицинском руководстве «Деменции» (под ред. академика Н.Н. Яхина).

Все патологии и факторы объединяет одно: они разрушают клетки головного мозга. Причём поражение может быть очаговым, ведь заболевания затрагивают разные доли главного органа нервной системы — лобную, височную, теменную и т. д. В зависимости от причины и характера поражения может различаться и комплекс симптомов при сравнении клинической картины нескольких пациентов.

Стадии деменции

Важная характеристика деменции: при этом синдроме не просто отмечаются интеллектуальные нарушения. Деменцию диагностируют лишь в тех случаях, когда из-за серьёзных нарушений больной теряет способность вести социальную жизнь, трудиться и обслуживать себя в быту. До этого момента говорят о постепенном снижении мыслительной функции, которое может длиться несколько лет.

Получается, что собственно деменция — это самая тяжёлая степень когнитивных нарушений, когда они приобретают максимальную выраженность. Однако синдром тоже развивается по определённым ступеням.

В зависимости от тяжести проявлений выделяют три стадии деменции:

  1. Лёгкая. Пациент не может полноценно работать и общаться с другими людьми в силу интеллектуальных нарушений, его интерес к обычным увлечениям и занятиям ослабевает. Но при этом он остаётся самостоятельным в быту и ориентируется в своём доме.
  2. Умеренная. Человек теряет способность пользоваться простейшими бытовыми предметами и приборами без помощи близких, постоянно нуждается в сопровождении. Однако по-прежнему может самостоятельно одеться, поднести ложку ко рту или выполнить другие простейшие действия.
  3. Выраженная. Такому пациенту требуется практически круглосуточная помощь, так как он полностью дезадаптирован. На этой стадии говорят о так называемом «старческом слабоумии».

Кроме того, различают деменцию очаговую и глобальную. Очаговые нарушения затрагивают память и интеллект человека, но его личность и критическое мышление сохраняются. Для глобальной же деменции характерен постепенный распад личности, серьёзные изменения в поведении, потеря способности мыслить критически.

Сервисные проекты

Сервисные проекты стимулируют самооценку, осознанность у членов группы и чувство причастности к жизни.

  • Изготовление декоративных и бытовых вещей для улучшения и обслуживания резиденции: изготовление паззлов, украшений для стен, шахматных досок, фотоальбомов и фоторамок, держателей для салфеток и кухонных настольных ковриков, подушек; уход за садом и цветочными клумбами; изготовление приглашений на праздники, настенных календарей, подарочных конвертов; мытье окон; уборка столов; протирка пыли; уборка листьев.
  • Возможно взаимодействие с религиозными и социальными организациями (например, детскими домами) на предмет совместных сервисных проектов. Например, изготовление мягких игрушек для детского дома.
  • Делать деревянные скворечники и передавать их паркам.
  • Делать игрушки для приютов для бездомных животных.
  • Делать гигантские домино, паззлы, шахматные фигуры и кубики для дошкольных учреждений.
  • Придумывать и делать «Спасибо»-записки, валентинки.
  • Проверьте окружающие организации и подумайте, как можно с ними взаимодействовать на предмет сервисных проектов.

Деменция — болезнь пожилых: как когнитивные нарушения связаны с возрастом

Деменция — это синдром, от которого в подавляющем большинстве случаев страдают именно пожилые люди. Сосудистые патологии, проблемы с обменом веществ, заболевания нервной системы чаще проявляются в зрелом возрасте в силу естественных причин, а ведь именно они приводят к нарушениям мыслительной функции.

Причём риск развития деменции у пожилых растёт с возрастом. По данным исследований, среди людей старше 55 лет процент заболевших составляет до 8%, тогда как после 80 лет вероятность столкнуться с когнитивными нарушениями многократно увеличивается (вплоть до 40–45%).

Российские ученые Е.Е. Васенина, О.С. Левин и С.Г. Сонин подсчитали, что в России в 2020 году насчитывалось 1,7 миллиона больных деменцией, а во всём мире их число приблизилось к 50 миллионам (по материалам научной статьи названного коллектива авторов).

Вместе с увеличением продолжительности жизни будет расти и количество пациентов с когнитивными нарушениями — таков прогноз учёных. Поэтому крайне важно раннее выявление болезни, профилактика и поддерживающая терапия.

Диагностика деменции

Диагностировать деменцию бывает сложно ввиду того, что у пациентов может существенно различаться и набор симптомов, и причины, которые привели к когнитивным нарушениям. Как правило, диагностика деменции проходит в несколько этапов и начинается с первичной консультации.

Чтобы прояснить клиническую картину, врачу важно:

  • побеседовать с пациентом или ухаживающим за ним человеком, собрать анамнез. Врач использует специально разработанный для этой цели опросник и узнает, когда появились первые признаки деменции и в чём именно заключаются когнитивные сложности. Далее специалист задает вопросы об образе жизни и здоровье пациента и выясняет, какие из факторов риска присутствуют;
  • оценить физическое состояние — походку, координацию движений, беглость речи;
  • провести короткий когнитивный тест по одной из принятых в медицинском сообществе методик;
  • установить, вызвана ли деменция обратимыми или необратимыми причинами. Для этого могут потребоваться лабораторные анализы.

Если первичную беседу и осмотр проводит терапевт, у него есть основания предполагать развитие деменции, врач направит пациента к профильному специалисту для детальной диагностики и дальнейшего лечения.

Часто люди медлят с обращением к врачу, потому что боятся услышать диагноз «деменция» и списывают первые признаки заболевания на обычные возрастные изменения. Но это в корне неверная тактика, ведь чем раньше выявлен синдром, тем больше шансов продлить привычную полноценную жизнь и отсрочить тяжёлые проявления болезни.

Упражнения для больных деменцией

Главное правило в реабилитации – все применяемые занятия для людей с деменцией должны находить положительный отклик у них, приносить удовлетворение и повышать самооценку. Специалисты советуют пробовать различные упражнения и останавливаться на тех, которые вызывают у больных приятные эмоции и воспоминания. Кроме того, важно чередовать различные виды тренировок – слуховые, зрительные, вербальные, на сообразительность. Такой подход в реабилитации нарушенных психических функций поможет избежать усталости, раздражительности, нежелания и отказа от дальнейших занятий.
Рекомендуемые упражнения при деменции

Упражнения для логического мышления, зрительной и аналитической памятиУпражнения для реабилитации слуховой, абстрактной и тактильной памятиУпражнения с дополнительной стимуляцией мелкой моторики рук
  • классифицировать и разложить вещи по цветам или размерам;
  • найти в журналах, книгах картинки с конкретными изображениями;
  • записать простые слова в обратном порядке;
  • назвать слова, начинающиеся на распространенное сочетание букв, например с «ко», «ле».
  • закончить знакомые выражения, пословицы, поговорки;
  • прослушать и узнать песню, исполнителя;
  • найти в перечне слов лишнее: понедельник, среда, суббота, телефон.
  • определить на ощупь или запах фрукт, овощ, душистое или пряное растение.
  • лепка из пластилина предметов различной формы;
  • формирование и выпечка простого фигурного печенья;
  • вытирание столовых приборов и упорядочивание их в кухонном ящике;
  • сортировка белья после стирки.

Реабилитационный центр для больных деменцией предоставляет возможность неформального общения, которого зачастую лишены люди с психическими расстройствами. Помимо когнитивных тренингов, проводимых профессиональными педагогами и психологами, к работе с подопечными привлекаются волонтеры, художники, музыканты. На встречах пациенты и члены семей учатся, как достойно жить с тяжелым недугом, понимать и принимать близких людей, теряющих свои личностные черты.

Реабилитация при деменции как важная часть лечения дает шанс отстрочить негативные последствия заболевания. Согласно статистическим данным, коррекция угасающих познавательных функций с применением когнитивных упражнений и адекватной лекарственной терапии на 30% снижает время, потраченное на уход за больным. Это значит, что проявление заботы к любимому человеку, поможет им почувствовать себя полезными и нужными, а родственникам сохранить силы и здоровья для выполнения взятых на себя обязательств по уходу.

Деменция неизлечима?

Действительно, полностью обратить процесс вспять и излечить начавшуюся деменцию современная медицина пока не в силах. Но неправильно относиться к деменции как к непоправимому состоянию, при котором всякое лечение бессмысленно.

Без поддерживающей терапии не обойтись, ведь она способна во многом смягчить симптомы, замедлить развитие болезни и улучшить качество жизни больных деменцией. К тому же деменция может иметь разную природу, не всегда её причиной становятся неизлечимые нейродегенеративные заболевания. В ряде случаев синдром вызван нарушениями метаболизма или инфекциями, которые поддаются лечению.

Дискуссионые группы и игры в слова

Дискуссии и игры в слова стимулируют память, разговорные навыки, эмоции, вовлечение и социализацию и чувство безопасности.

Заметки: дискуссионные кружки и игры в слова можно проводить друг за другом по одной тематике. Для игр в слова нужно использовать доску (меловую или маркерную).

Смотрите также:

  • Уход за лежачими больными в домашних условиях
  • Реабилитация после эндопротезирования тазобедренного сустава
  • DIY перестановки в доме больного деменцией: советы родственникам

Другие игры в слова:

  • Да-нет. Ведущий загадывает слово, а участники задают наводящие вопросы, на которые ведущий может отвечать только «да» или «нет».
  • Обычные загадки
  • Простые кроссворды и сканворды, коллективное разгадывание
  • Из таблицы со случайным набором букв собирать слова. Победил тот, кто соберет самое длинное слово.
  • Конкурс на произношение слов по буквам (выбираются сложные слова и участники по очереди должны произнести правильное написание слова по буквам)
  • Конкурс на определения. Выбираются из словаря или энциклопедии сложные слова и тот, кто сможет дать определение этого слова получает балл. Можно разбивать участников на группы.

Дискуссии:

  • Чтение и обсуждение юмористических эссе
  • Чтение коротких рассказов и стихов
  • Сочинение писем и стихов
  • Просмотр и обсуждение фильма или слайдов (выбирайте осторожно!)
  • Просмотр и прослушивание любого особого гостя

Медикаментозное лечение деменции и его особенности

В некоторых случаях врач может назначить специализированные препараты, чтобы замедлить развитие болезни и улучшить состояние пациента. Это может потребоваться, например, при инфекционных поражениях мозга, болевом синдроме, бессоннице и в других ситуациях.

В зависимости от типа деменции и её клинических проявлений врач может назначить противодементные, сосудисто-метаболические препараты, а также антидепрессанты, снотворные или нейропротекторы. Если деменции сопутствуют сосудистые патологии или нарушения обмена веществ, могут быть назначены показанные при этих состояниях медикаменты.

При этом не забывайте, что бесконтрольный приём лекарств опасен. Ведь препараты, которые стимулируют улучшения при одном типе деменции, часто бывают противопоказаны при когнитивных нарушениях другой природы.

Что ещё важно знать о медикаментозном лечении деменции:

  1. Выписанные специалистом препараты важно принимать регулярно, иначе их эффективность будет низкой. Людям, ухаживающим за пациентами с деменцией, важно понимать, что пожилой человек с когнитивными нарушениями не в состоянии сам контролировать приём лекарств — ему нужна постоянная помощь. При этом медикаменты следует хранить в недоступном месте и давать в строгой дозировке.
  2. Большинство лекарств не дают мгновенного результата. Первых улучшений, как правило, стоит ожидать в течение нескольких недель после начала терапии.
  3. Лекарства выписываются на короткий срок (обычно до 3 месяцев), а затем важно вновь пообщаться с врачом и скорректировать терапию, чтобы она действительно эффективно противостояла развитию деменции.
  4. Помните о побочных эффектах и возможной несочетаемости разных препаратов между собой. Чтобы врач мог корректно подобрать лекарства и при необходимости найти им замену, важно сообщать специалисту обо всех медикаментах, которые принимает человек с деменцией.

Нелекарственные методики лечения

Эффективно воздействовать на когнитивную сферу позволяют также нелекарственные методы поддерживающей терапии для пациентов с деменцией. Они применяются одновременно с приёмом медикаментов, которые назначил лечащий врач.

Преимущество этих методик в том, что они не имеют противопоказаний и применяются при любом типе деменции, за исключением самой тяжёлой стадии.

Какие методы восстановления когнитивной функции показаны при деменции:

  1. Когнитивный тренинг. В ходе тренинга заучиваются несложные фрагменты стихотворений, читаются вслух отрывки текста и выполняются другие упражнения.
  2. Когнитивная стимуляция. Предполагает воздействие на разные органы чувств, чаще проводится в группе. Занятие может включать разминку, несложные игры, пение, инсценировки, решение загадок и другую деятельность.
  3. Биографический тренинг. Так как при деменции часто страдает долговременная память, полезно повторять и восстанавливать события прошлого.
  4. Музыкальная терапия, арт-терапия. Интерес пациентов с деменцией к внешнему миру со временем угасает, поэтому важно хотя бы в ходе специальных занятий поддерживать связь со сферой искусства, продолжать образование и развитие в упрощённой форме.
  5. Дневниковые записи. Практика ведения дневника не только полезна для сохранения речевой функции, но и позволяет пациентам фиксировать собственные эмоции и переживания.
  6. Прогулки и лёгкие физические упражнения — двигательная активность в любой форме очень желательна.

Важно проводить занятия ежедневно, уделяя им достаточно времени, чтобы получить положительный эффект.

Что делать с пациентами, которые не хотят участвовать?

Новый пациент

  1. Внимательно ознакомьтесь с историей пациента. Продемонстрируйте пациенту свой интерес. Т.к. у пациента есть проблемы с краткосрочной памятью, Вы и другие сотрудники пансионата могут казаться ему незнакомыми людьми, даже если вы уже встречались раньше и, как Вам кажется, хорошо знакомы. Все, что Вам нужно сделать, это убедить человека в том, что Вы немного знаете его/её, что вы друзья и и что Вам можно доверять. Сложно подделать язык тела и мимику, если в глубине души Вы настроены недоброжелательно. Поэтому будьте искренне доброжелательны и заинтересованы в общении с человеком. Даже если человек уже не может говорить. Проведите с ним/ней дополнительное время или назначьте кого-то из персонала сделать это.
  2. Во время каждого посещения напоминайте о том, что вы друзья. При необходимости (или видя в глазах смущение) напоминайте кто Вы и как Вас зовут, напоминайте о своих предыдущих визитах. Используйте тактильные и визуальные жесты. Будьте ласковы. Не упрекайте человека за то, что он Вас не помнит.
  3. Навещая пациента, давайте ему понять, что Вы уже о нем знаете. Это даст понять человеку, что Вам не все равно и Вы заботитесь о нем.
  4. Все сотрудники заведения должны использовать позитивный и последовательный подход.
  • Напомните человеку о любых приятных моментах, которые он уже испытывал в пансионате. Дом, из которого уехал человек, — это то, что для него реально и знакомо. Он скучает по всему этому. Из-за недостатка или отсутствия кратковременной памяти, человек не помнит новых людей, новые предметы и всё, что его окружает. Поэтому ему требуется гораздо больше времени, чем здоровому человеку, чтобы адаптироваться к новым условиям и чувствовать себя комфортно.
      Создавайте новый позитивный опыт. Далее напоминайте о нем. Нужны точки контакта.
  • Напоминайте человеку о приятных посещениях и знакомствах с другими пациентами. Каждый раз напоминайте, как кого зовут и при каких обстоятельствах они уже встречались.
  • Преподносите предстоящие изменения в бытовых делах, пространстве, занятиях постепенно. Не спешите.
  • «Неохотный» пациент

    Пациент, который не хочет участвовать в мероприятиях, требует такого же внимания, как и новый пациент. Ваша цель в работе с таким пациентом заключается в небольших последовательных улучшениях. Документируйте все Ваши усилия в достижении вовлечения пациента и обращайте внимание на любые небольшие успехи на этом пути.

    Для того, что вовлечь человека в занятия:

    1. Вы должны знать его. Начните с того, чтобы предложить занятия, которые его бы вероятно заинтересовали.
    2. Преодолевайте барьеры общения. Когда приглашаете человека присоединиться к занятию, скажите «Пойдемте, покажу что-то интересное» или «Составьте мне компанию». Не вдавайтесь в длительное описание мероприятия. Используйте тактильные и визуальные жесты.
    3. Во время занятия убедитесь, что что человек понимает, что происходит. Используйте жесты, знаки, показывайте больше примеров.
  • Уменьшите страхи.
      Человек может бояться оставить знакомое место. Убедите его в том, что Вы отведете его в приятное место, где он был раньше, и что Вы останетесь с ним, не бросите его там одного. И что отведете его потом обратно в его комнату.
  • Человек может переживать за то, что он не справится с заданием и опозорится. Убедите его в том, что он может это сделать, что Вы поможете, что он может даже просто посидеть в сторонке и посмотреть (часто «смотрящих» удается мягко повторно пригласить все-таки участвовать в занятии, когда занятие уже начинается)
  • Запомните, что перед Вами не дети, а взрослые люди. Они делают свой выбор. Их отказ от участия тоже выбор. И это тоже может быть форматом самоутверждения и актом свободы выбора.
      Попросите составить человеку компанию. Это не должно звучать как приказ или требование.
  • Некоторые пациенты могут чувствовать себя лучше, если они сами присоединились к мероприятию, а не пошли с Вами по первому приглашению. Если они сидят где-то поблизости и видят место, где будет проходить занятие, Вы можете пригласить их повторно или позвать их дружелюбным жестом, когда занятие уже будет начинаться. Если они не видят место, где будет проходить занятие, то с большой вероятностью забудут о приглашении. Вы можете передвинуть место проведения занятия ближе к сидящим, чтобы они видели начало занятия. Может быть даже сделать так, чтобы большинству не пришлось менять дислокацию и куда-то двигаться.
  • Если активность предполагает самостоятельное безопасное выполнение, Вы можете оставить предметы и инвентарь рядом с пациентом в области его зрения и прямом доступе. Человек может начать, когда Вы уйдете. Он займется этим, когда сам решит, а не тогда, когда ему сказали что-то делать. Это акт свободы воли.
  • Предложите выбор.
  • Попросите человека помочь другому пациенту с занятием. Скажите, что Вы были бы рады, если он составит Вам компанию, что Вам нужен партнер или что Вы не можете продолжать без еще одного участника. Не забудьте поблагодарить человека по окончанию.
  • P.S. У нас была еще интересная статья про конкурсы и развлечения для пожилых людей, которая дополняет статью, которую Вы только что прочитали.

    Напишите, оказались ли полезными вышеизложенные идеи. Расскажите о своем опыте!

    Профилактика деменции: как предотвратить развитие синдрома

    К сожалению, полностью обезопасить себя от когнитивных нарушений невозможно: часто их провоцируют непредсказуемые и не до конца объяснённые наукой патологии (к которым относится, например, болезнь Альцгеймера).

    Однако в мире признано несколько направлений профилактики деменции. Они эффективны потому, что примерно в 35% случаев деменция возникает в силу модифицируемых факторов риска. Заблаговременно исключив эти факторы, можно снизить риск когнитивных нарушений в пожилом возрасте.

    Какие меры профилактики наиболее действенны и важны:

    1. Физическая активность. Именно физкультура сегодня считается основой профилактики, поскольку оказывает комплексное воздействие на организм, предупреждает прямые и косвенные факторы риска. Важно систематически заниматься физкультурой на протяжении всей жизни или приступить к этому как можно раньше, пока когнитивная функция не начала снижаться. Особую пользу головному мозгу приносят интенсивные тренировки, но если для них есть противопоказания — занимайтесь по мере сил, адекватно возрасту. Физические упражнения не только влияют на психологическое состояние здорового человека в настоящем, но и защищают нервные клетки и могут предотвратить интеллектуальный спад в будущем.
    2. Поддержание веса тела в пределах нормы. Ожирение, а вследствие него сосудистые заболевания и диабет — серьёзные факторы риска, которых лучше избегать.
    3. Лечение артериальной гипертензии. Если это заболевание выявлено в раннем возрасте, важно не пускать его на самотёк и состоять на учёте у кардиолога. Задача данного направления профилактики — восстановить здоровье сердечно-сосудистой системы до того, как сбои в её работа спровоцируют необратимые поражения клеток мозга.
    4. Мыслительная активность и многоступенчатое образование. Чтобы когнитивные функции не пострадали в пожилом возрасте, важно давать мозгу достаточную и постоянную нагрузку. Доказано, что у людей, которые закончили только начальную школу и перестали учиться в 11–12 лет, в полтора раза выше риск когнитивных нарушений. При этом полное среднее или высшее образование существенно снижает вероятность развития деменции.
    5. Отказ от курения и употребления спиртного. Разрушение клеток мозга под действием этилового спирта или никотина — одна из косвенных причин деменции, которую следует заблаговременно исключить.
    6. Активная социальная жизнь. Недостаток общения с другими людьми и добровольная изоляция в раннем возрасте также могут служить факторами риска. Поэтому важно поддерживать достаточное количество контактов с коллегами, друзьями и близкими.
    7. Здоровый рацион, в который обязательно должны входить фрукты, овощи и рыба, а процент мясной и молочной продукции лучше снизить. Это так называемая диета средиземноморского типа, которая благотворно влияет на состояние сосудов и организма в целом.

    Диагностика и лечение деменции в Москве

    Старческая деменция имеет репутацию неизлечимого заболевания, но важно помнить, что некоторые её формы поддаются профилактике. Кроме того, даже если поражённые клетки мозга нельзя восстановить, грамотное лечение способно замедлить дегенеративные процессы и существенно улучшить качество жизни человека, столкнувшегося с синдромом. При любом типе деменции пациент должен получать необходимую лекарственную и нелекарственную терапию, а также полноценный уход, помощь в быту и моральную поддержку.

    Вы можете обратиться к специалистам «Медицинского центра на Ботанической» за подробной консультацией по поводу профилактики или лечения деменции. Помните, что страшен не диагноз — страшно неведение и отсутствие квалифицированной помощи в тот момент, когда многое зависит от неё.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]