Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина — Психогенные расстройства у детей и подростков (вопросы диагностики и реабилитации)


Психогенные заболевания

Психогенные заболевания (психогении) — класс психических расстройств, вы­званных воздействием на человека неблагоприятных психических факторов. Сюда входят реактивные психозы, психосоматические нарушения, неврозы, аномальные реакции (патохарактерологические и невротические) и психогенное развитие личности, возникающее под влиянием психической травмы или в психотравмирующей ситуа­ции. Следует подчеркнуть, что в случаях психогений болезнь возникает после психи­ческой травматизации человека. Она сопровождается, как правило, гаммой отрица­тельных эмоций: гнева, интенсивного страха, ненависти, отвращения и т. д. При этом всегда можно выявить психологически понятные взаимосвязи между особенностями психотравмирующей ситуации и содержанием психопатологических проявлений. Кроме того, протекание психогенных расстройств зависит от самого наличия травмирующей ситуации и при ее дезактуализации, как правило, происходит ослабление симптоматики.

Неврозы

— психические расстройства, которые возникают в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляются в основном психогенно обусловленными эмоциональными и соматовегетативными расстройствами при отсутствии психотических явлений.

В определении В. А. Гиляровского приводится несколько признаков, которые ха­рактеризуют неврозы: психогенный характер возникновения, личностные особенно­сти больного, вегетативные и соматические расстройства, стремление к преодолению болезни, переработке личностью сложившейся ситуации и возникшей болезненной симптоматики. Обычно, давая определение неврозу, оцениваются первые три при­знака, хотя весьма важными для диагностики невроза являются критерий, характеризующий отношение к ситуации возникшей болезни, и борьба с целью ее преодоления.

В рамках психодинамической теории определение неврозов основано на установ­ленной взаимосвязи между симптомом, пусковой ситуацией и характером ранней детской травматизации.

Неврастения — наиболее распространенная форма невротического расстройства. Она характеризуется повышенной возбудимостью, раздражительностью, утомляемо­стью и быстрой истощаемостью. Неврастения возникает на фоне нервного истощения, вызываемого переутомлением. Причиной этого переутомления является внутриличностный конфликт. Суть этого конфликта заключается в несоответствии нервно-пси­хических возможностей человека тем требованиям, которые он предъявляет себе в процессе выполнения деятельности. Состояние утомления выступает в этом случае сигналом к ее прекращению. Однако требования, которые человек предъявляет себе, заставляют его усилием воли преодолевать это утомление и продолжать, например, выполнять большой объем работы в сжатые сроки. Все это часто сочетается с сокра­щением времени для сна, и в итоге человек оказывается на грани полного нервного истощения. В результате появляется симптоматика, которая рассматривается как стержневое расстройство при неврастении, — «раздражительная слабость» (по опре­делению И. П. Павлова).

Больной бурно реагирует по самому незначительному поводу, что было нехарак­терно для него раньше, эмоциональные реакции при этом непродолжительны, так как быстро наступает истощение. Часто все это сопровождается слезами и рыданиями на фоне вегетативных реакций (тахикардии, потливости, похолодания конечностей), которые довольно быстро проходят. Как правило нарушается сон, становясь беспо­койным и прерывистым.

Хуже всего самочувствие неврастеника по утрам, к вечеру оно может улучшаться. Однако ощущение утомленности и усталости сопровождает его почти все время. Интеллектуальная деятельность затрудняется, появляется рассеянность, резко пада­ет трудоспособность. Иногда у больного возникают кратковременные и пугающие его ощущения, что у него прекратилась мыслительная деятельность —«мышление остановилось». Появляются головные боли, которые носят стягивающий, давящий характер («каска неврастеника»). Повышается чувствительность к внешним раздра­жителям, больной реагирует на яркий свет и шум раздражением и усилением голов­ной боли. Как у мужчин, так и у женщин наблюдаются сексуальные расстройства. Снижается или пропадает аппетит.

Легкие неврастенические проявления могут наблюдаться у любого человека при переутомлении. При лечении неврасте­нии показана психотерапия, направленная на выявление внеш­них и внутриличностных причин, вызвавших этот невроз.

Истерический невроз (истерия) — это болезнь, которую из­вестный французский психиатр Ж. М. Шарко назвал «великой симулянткой», так как ее симптомы могут напоминать прояв­ления самых разнообразных болезней. Он же и выделил основ­ные симптомы этой формы невроза, которая по частоте зани­мает среди неврозов второе место после неврастении.

Истерический невроз чаще всего возникает в молодом воз­расте, его развитие обусловлено наличием определенного «истерического» личност­ного набора черт. Прежде всего это внушаемость и самовнущаемость, личностная незрелость (инфантилизм), склонность к демонстративному выражению эмоций, эгоцентризм, эмоциональная неустойчивость, впечатлительность и «жажда призна­ния».

Невроз — психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляется в основ­ном психогенно обуслов­ленными эмоциональны­ми и соматовегетативными расстройствами при отсутствии психоти­ческих явлений.

Э. Крепелин полагал, что при истерии происходит распространение эмоций на все области психических и соматических функций и превращение их в симптомы болезни, которые соответствуют искаженным и преувеличенным формам душевных пережива­ний. Он также считал, что у каждого человека при очень сильном волнении могут ис­чезнуть голос, подкоситься ноги и т. д. У истерической личности в результате лабиль­ности психики эти нарушения возникают очень легко и так же легко закрепляются.

Проявления истерического невроза разнообразны: от параличей и парезов до по­тери способности говорить. Ощущения, которые испытывают и описывают больные, могут быть похожи на органические расстройства, что затрудняет своевременную диагностику.

Однако типичные раньше параличи и парезы, астазия-абазия теперь наблюдают­ся редко. Психиатры говорят об «интеллектуализации» истерии. Вместо параличей больные жалуются на слабость в руках и ногах, обычно возникающую при волнени­ях. Они отмечают, что ноги делаются как ватные, подкашиваются, одна нога вдруг слабеет, или появляются тяжесть, пошатывание при ходьбе. Эти симптомы, как пра­вило, демонстративны: когда за больным перестают наблюдать, они становятся менее выраженными. Реже встречается в настоящее время и мутизм (невозможность говорить); вместо него чаще наблюдаются заикание, запинки в речи, трудности в про­изношении отдельных слов и т. д.

При истерическом неврозе больные, с одной стороны, всегда подчеркивают ис­ключительность своих страданий, говорят об «ужасных», «непереносимых» болях, всячески подчеркивают необыкновенный, неизвестный ранее характер симптомов. Эмоциональные нарушения характеризуются лабильностью, настроение быстро ме­няется, часто возникают бурные аффективные реакции со слезами и рыданиями.

Течение истерического невроза бывает волнообразным. При неблагоприятно скла­дывающихся обстоятельствах истерическая невротическая симптоматика усилива­ется, и постепенно на первый план начинают выступать аффективные расстройства. В интеллектуальной деятельности появляются черты эмоциональной логики, эгоцент­рическая оценка себя и своего состояния, в поведении — элементы демонстративности, театральности со стремлением любой ценой привлечь к себе внимание. Истерический невроз необходимо лечить у вра­ча-психотерапевта, особенно обращая внимание на деонтологические аспекты.

Невроз навязчивых состояний (психастения, или невроз навязчивости) проявляется в виде навязчивых страхов (фо­бий), представлений, воспоминаний, сомнений и навязчивых действий. Этот невроз по сравнению с истерией и неврас­тенией встречается гораздо реже и, как правило, возникает у людей мыслительного типа с тревожно-мнительным ха­рактером.

Болезнь, как и при других формах неврозов, начинается после воздействия психотравмирующего фактора, который после личностной «про­работки» бывает трудно определить в процессе психотерапевтического лечения. Симптоматика этого невроза состоит из навязчивых страхов (фобий), навязчивых мыслей (обсессий) и навязчивых действий (компульсивные расстройства). Общим для этих симптомов является их постоянство и повторяемость, а также субъективная невозможность избавиться от них при критическом отношении к ним больного. Фо­бии при неврозе навязчивых состояний разнообразны, и их сочетание с навязчивыми действиями делает состояние таких больных очень тяжелым. При лечении также при­меняется психотерапия.

Под реактивным психозом

понимают расстройство психики, возникающее под влиянием психической травмы и проявляющееся целиком или преимущественно не­адекватным отражением реального мира с нарушением поведения, изменением раз­личных сторон психической деятельности с возникновением не свойственных нор­мальной психике явлений (бред, галлюцинации и др.).

Для всех реактивных психозов характерно наличие продуктивной психопатоло­гической симптоматики, аффективно-суженного состояния сознания, в результате чего утрачивается способность адекватно оценивать ситуацию и свое состояние.

Реактивные психозы можно в зависимости от характера психической травмы и клинической картины разделить на три группы:

1) аффективно-шоковые реакции, возникающие обычно при глобальной угрозе жизни большим контингентам людей (землетрясения, наводнения, катастрофы и т. д.);

2) истерические реактивные психозы, которые возникают, как правило, в ситуа­циях, угрожающих свободе личности;

3) психогенные психотические расстройства (параноиды, депрессии), обусловлен­ные субъективно значимыми психическими травмами, т. е. психическими травмами, имеющими значение для определенной личности.

· Реактивный психоз — расстройство психики, воз­никающее под влиянием психической травмы и проявляющееся целиком или преимущественно неаде­кватным отражением реаль­ного мира с нарушением поведения, изменением различных сторон психиче­ской деятельности с возник­новением не свойственных нормальной психике явлений (бред, галлюцинации и др.).

Лечение

Существует множество методов и теорий лечения неврозов. В лечении неврозов используют психотерапию и медикаментозное лечение с помощью антидепрессантов и транквилизаторов.

Основным методом лечения неврозов и невротических реакций является психотерапия. На данный момент существует множество направлений и методов психотерапевтической помощи. Они делятся на патогенетические (воздействующие на причины невроза и процесс его удержания в личности) и симптоматические или вспомогательные, которые эффективно работают только совместно с патогенетическими методами, а сами по себе оказывают лишь временный, облегчающий симптоматику эффект.

  • К патогенетическим относится психодинамическая, экзистенциальная, интерперсональная, когнитивная, системная, интегративная, гештальт-терапия.
  • К симптоматическим направлениям относится поведенческая, гипнотерапия (гипноз), телесноориентированная, экспозиционная терапия, техники дыхательной гимнастики, арт-терапия, музыкотерапия и т. п.

Невроз является обратимым состоянием человека и хорошо поддается психотерапевтическому лечению. Лекарственная терапия служит лишь катализатором психотерапевтического процесса и ни в коем случае не может рассматриваться как основная форма терапии при неврозах. Изредка бывают случаи самостоятельного излечения от невроза в результате разрешения конфликта благодаря активному личностному росту человека, потери актуальности ситуации конфликта, возврат к исходному образу жизни и др.

При обсессивно-компульсивном расстройстве в качестве первой линии лечения рекомендуется применение когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и антидепрессантов группы СИОЗС или кломипрамина. Кроме когнитивно-поведенческой терапии, используется психодинамическая терапия или психоанализ, однако их эффективность, в отличие от эффективности КПТ, доказана недостаточно. КПТ является единственной разновидностью психотерапии, эффективность которой при обсессивно-компульсивном расстройстве подтверждена контролируемыми испытаниями[5].

При когнитивной терапии обсессивно-компульсивного расстройства применяют обучение адаптивности — техника, при которой терапевт стремится снова и снова вызывать у клиента навязчивые мысли, предполагая, что в результате такие мысли утратят своё угрожающее значение и это станет причиной снижения тревоги. Также применяется техника скрытого предотвращения ответа: терапевты учат больных удерживаться или отвлекаться от исполнения навязчивых действий, которые могут возникать во время обучения адаптивности. По мнению сторонников когнитивной теории, данное расстройство произрастает из нормального человеческого свойства иметь нежелательные, неприятные мысли: некоторые люди считают нежелательные мысли настолько отвратительными и создающими такое напряжение, что стараются устранить или избегать их. Эти усилия приводят к навязчивым действиям, которые временно снижают дискомфорт и в результате повторяются снова и снова, а попытки избавиться от навязчивых мыслей приводят к усилению тревоги, связанной с ними[6].

КПТ также используется и при других неврозах. Так, при генерализованном тревожном расстройстве обычно применяются два когнитивных подхода. Следуя одному из них, основанному на теориях Эллиса и Бека, психотерапевты помогают людям менять неадекватные убеждения, которые предположительно лежат в основе их расстройств. Следуя другому, они учат людей держать себя в руках в ситуации стресса. При фобиях сторонники поведенческой терапии используют методы терапии воздействия, в ходе которой люди со страхами подвергаются воздействию пугающих их предметов или ситуаций: например, людей, страдающих агорафобией, учат постепенно удаляться все дальше и дальше от дома и посещать общественные места. При панических атаках когнитивные терапевты пытаются исправлять неверные интерпретации людьми своих телесных ощущений — в частности, Бек объяснял своим пациентам, что испытываемые ими физические ощущения не несут вреда, рассказывал им о природе приступов паники, о действительных причинах физиологических ощущений и о тенденции пациентов к неверной интерпретации того, что они чувствуют[6].

При неврозах применяется и психоанализ. По мнению большинства психоаналитических школ, необходимо, чтобы пациент осознал свои противоречия, построил более точную картину своей личности. Главная задача психотерапии состоит в том, чтобы помочь самому больному осознать все взаимосвязи, совокупность которых определила развитие невроза. Результат психотерапии состоит в уяснении больным реальных соотношений между его жизненным опытом, сформированной в этом опыте системой его отношений с окружающими людьми, ситуацией, с которой они пришли в противоречие, и проявлениями болезни. Весьма важным является при этом привлечение внимания больного не только к его субъективным переживаниям и оценкам, но также и к внешним условиям его социальной среды, к её особенностям[7].

Карен Хорни считала, что осознания своих противоречий категорически недостаточно, необходимо создать психотерапевтические условия для изменения личности, которые позволят ей уйти от невротических способов защиты от мира.

Психоанализ часто подвергается критике[8][9][10][11][12]. В 1994 году Клаус Граве с группой учёных опубликовал мета-анализ 897 самых значимых эмпирических исследований, посвящённых изучению эффективности психоанализа и сходных психотерапевтических методик. Граве пришёл к выводам, что отсутствуют положительные показания для долговременного применения (1017 сессий за 6 лет и более) психоанализа, при длительном применении психоанализа существенно повышается риск ятрогенных эффектов, а кратковременное применение (57 сессий за год) психоанализа малоэффективно для пациентов со страхами, фобиями и с психосоматическими расстройствами. Грейв также пришёл к выводу, что поведенческая терапия оказалась в два раза эффективней психоаналитической[13][14].

В статье «Вреден ли психоанализ?» американский психолог Альберт Эллис дал свою оценку возможного вреда от применения психоанализа. В частности, он утверждал, что психоанализ в целом построен на ошибочных предпосылках, он уводит пациентов от нужды работать над собой, даёт им оправдание бездействия; что из-за неэффективности психоанализа (потраченных впустую средств и времени) у многих пациентов в США подорвано доверие к психотерапии в целом[10]. Доктор философии и скептик Р. Т. Кэрролл в своей книге «Словарь скептика» критиковал психоаналитическую концепцию бессознательного, хранящего память о травмах детства, как противоречащую современным представлениям о работе имплицитной памяти[15].

Психоаналитическая терапия во многих отношениях основана на поиске того, что, вероятно, не существует (подавленные детские воспоминания), предположении, которое, вероятно, ошибочно (что детский опыт является причиной проблем пациентов), и терапевтической теории, которая почти не имеет шансов быть верной (что перевод подавленных воспоминаний в сознание есть существенная часть курса лечения).

Кэррол Р. Т.

Психоанализ / Пер. А. Алдаева и Е. Волкова

Пациенты, страдающие пограничными расстройствами, зачастую особенно восприимчивы к побочным эффектам психотропных средств[16][17][18]. Для некоторых психофармакологических препаратов свойственно сходство побочных эффектов с невротическими проявлениями и как следствие — возможность усиления последних в ходе терапии[19].

При лечении невроза также очень важное место занимают гипноз и аутогенная тренировка[20].

Если невроз вызван сезонной депрессией, то для его лечения и профилактики также используют прогулки в солнечные дни или светотерапию[21].

Какие существуют факторы развития неврозов?

Кроме главной причины неврозов, также важно понимать и дополнительные факторы развития этого заболевания. Существует три основные группы факторов риска возникновения неврозов – биологические, социальные и психологические.

Биологические причины неврозов

  • Генетическая предрасположенность: если хотя бы у одного родителя имеются психологические расстройства, вероятность возникновения невроза достигает 60%, у обоих родителей – 90%.
  • Половая специфика: женщины подвержены расстройствам психики в легкой форме, но возникают они более часто; мужчины меньше склонны к неврозам, но у них заболевание протекает намного сложнее.
  • Возраст: самый высокий риск возникновения неврозов у подростков и у людей в возрасте 40-45 лет.
  • Тип телосложения: неврозы чаще наблюдаются у худощавых людей.

Социальные

  • Финансовые затруднения.
  • Профессиональный риск: причины развития неврозов часто кроются в работе (частые эмоциональные перегрузки, повышенная ответственность, продожительные стрессовые ситуации). Больше всего неврозам подвержены юристы, банкиры, водители, сотрудники силовых структур.
  • Продолжительные семейные конфликты.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]