Логопедические игры и занятия с заикающимися детьми


Эффективные массажи при заикании у детей

/ При заболеваниях / Заикание
Заикание достаточно распространенная проблема у детей. Особенно это касается младшего возраста до 5 лет. Для этого заболевания не характерно поражение головного мозга и артикуляционного аппарата. В основном заикание связано с невротическими проблемами, хотя иногда бывает и физиологическим, из-за особенностей развития речи у ребенка.

В настоящее время хорошие результаты в лечении заикание дают в комплексе приемы психотерапевтические, логопедические и тесно связанная с ними альтернативная медицина.

Первым этапом всегда должна быть помощь психотерапевта, профессионально работающего с данного вида проблемой. Она должна сочетаться с общеукрепляющими действиями, несколькими видами манипуляций при заикании у детей, гимнастикой (дыхательной, мимической), специальными артикуляционными упражнениями.

Виды массажа при заикании у детей

Массаж при заикании у детей позиционируется как логопедический. Он выполняется специалистом вместе с определенными логопедическими приемами на коррекционных занятиях. Идет обычно в комплексе с медикаментозной и физиотерапией.

Область массажа затрагивает голову, шейные отделы, плечи и верхнюю часть грудной клетки и спины. При данном виде воздействия логопед должен знать структуру нарушений, анатомию мышц артикуляционного аппарата, расположение нервов мозгового центра.

Распространено использование сегментарного и точечного видов воздействия при заикании у детей. Также возможно их сочетание.

Сегментарный массаж

Особенностью сегментарного массажа при заикании у детей является обособленное воздействие на определенную мышцу, отвечающую именно за речевую деятельность.

Помещение, в котором он проводится, должно быть комфортно для ребенка, обязательно чистое, теплое и предварительно проветренное. Логопед должен быть с чистыми руками, без каких-либо повреждений, украшений, могущих нанести травму малышу.

Сегментарный массаж обычно проводят каждый день в течение 2-3 недель. Продолжительность зависит от характера проблемы, симптоматики и возраста ребенка. По времени совершения начинается с 5 минут и доходит до 20 минут. При хроническом заикании обычно курсы мероприятия периодически повторяют.

Перед началом процедуры логопед должен помочь ребенку принять расслабляющую позу и словами способствовать его успокоению.

Оптимальными считаются позы, при которых:

  • Малыш лежит на спине, с вытянутыми вдоль тела руками и расслаблено распрямленными ногами.
  • Малыш в полусидячем положении находится в кресле с достаточно высоким подголовником.

В обоих случаях врач должен находится за головой массажируемого.

Основными являются следующие приемы сегментарного воздействия:

  • Поглаживание. Всегда предваряет начало процедуры. В процессе чередуется с другими процедурами и заканчивает комплекс.
  • Растирание процедура, направленная на активизацию кровообращения, усиливающая обменные действия в тканях.
  • Разминание максимизирует рабочие процессы в мышцах.
  • Вибрация или поколачивание в зависимости от степени воздействия повышает или снижает тонус.
  • Усиленное нажатие активизирует обменные процессы.

Точечный массаж

Одним из самых эффективных способов лечения является точечный массаж при заикании. Его применение оказывает положительное влияние на речевой центр, позволяя снять его излишнюю возбудимость. Также точечный массаж позволяет восстановить речевые импульсы нервной системы.

Весомым преимуществом такого вида воздействия является простота. Его смогут делать детям даже родители в домашних условиях, после небольшой стажировки у специалиста.

Точечный массаж детям – это довольно продолжительное по времени лечение и необходимо знать, что положительная динамика наступит не ранее, чем через 2-3 курса процедур. Его эффективность в правильной последовательности. В общей сложности полный курс имеет продолжительность 2-3 года.

Детям такой вид воздействия должен проводиться под релаксирующую музыку, и вызывать чувства расслабленности и успокоения.

Общие рекомендации для расслабляющего массажа при заикании у детей:

  • Воздействие проводится плавно и медленно.
  • Используется в процессе расслабляющая медитативная музыка.
  • Логопед может проговаривать успокаивающие фразы.
  • Процесс массирования должен сопровождаться у ребенка чувством тепла и расслабленности.
  • Необходимо проводить все процедуры только теплыми руками.

Источник: https://detskiy-massaj.ru/pri-zabolevaniyah/zaikanie

Массаж детям при заикании: современные методики

Нарушение речи у детей – это серьезная проблема, на которую родители должны вовремя обратить внимание и предпринять соответствующие меры. Заикание (в медицине встречается термин «логоневроз») может возникнуть у детей в раннем возрасте.

Лечение болезни проводится специалистами комплексно: применяются логопедические, психотерапевтические приемы и даже гипноз.

Массаж детям при заикании нужен для снижения напряжения мышц лица, улучшения работы речевого центра, общего укрепления здоровья.

Основные причины логоневроза

Заикание – это расстройство плавности речи. Во время болезни главное, чтобы у ребенка не появилась логофобия (страх высказывать свое мнение), поскольку она усилит тяжесть заболевания и затруднит лечение. Наследственная предрасположенность также влияет на развитие логоневроза. Дефекты речи специалисты диагностируют в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек.

Причины заикания:

  • острый или хронический стресс;
  • генетическая предрасположенность;
  • поражение центральной нервной системы;
  • осложнения после эндокринных и инфекционных заболеваний;
  • предрасположенность к эпиактивности;
  • раннее развитие либо задержка психомоторного развития;
  • передразнивание заикающегося ребенка (из-за таких «игр» у здоровых детей может сформироваться устойчивый дефект речи);
  • пребывание ребенка в постоянном страхе, непонимание со стороны родителей, недостаток любви и ласки.

Медики установили, что склонны к заиканию больше холерики, нежели флегматики. Болезнь у детей нередко провоцируют их родители: из-за строгого воспитания и повышенных требований к малышу может развиться логоневроз

Врачи, занимающиеся лечением речевого невроза

Терапию речевого невроза в детском возрасте следует проводить сразу с четырьмя специалистами: логопедом, психологом, психотерапевтом и педиатром.

Педиатр занимается лечением сопутствующих патологических процессов, уделяет внимание укреплению иммунной системы, профилактическим мерам, консультирует родителей, если их дети жалуются на самочувствие.

Эффективными при заболевании являются физиотерапевтические манипуляции (электросон и массаж). Нередко врачи рекомендуют действенный логомассаж при заикании, дыхательные упражнения, психологические тренинги.

Психолог ищет подход к ребенку, узнает о его страхах. Только врач может изучить психическое здоровье пациента и выяснить причины заикания. В раннем возрасте консультации у психолога проводятся под присмотром родителей.

Логопед предлагает ребенку пройти ряд тестов и сделать несколько тестовых упражнений. Занятия с этим специалистом позволят за короткий промежуток времени уменьшить количество судорог гортанной и артикуляционной мускулатуры.

Прием у психотерапевта нужен для того, чтобы малыш смог избавиться от страха и дискомфорта во время общения со своими сверстниками (из-за заикания у ребенка зачастую развиваются комплексы). Консультации у доктора помогут избавиться от комплексов и чувства неполноценности.

Польза массажа при заикании

Положительное воздействие на артикуляцию оказывает специальный массаж головы, шейного отдела, воротниковой зоны, спины, грудной клетки и плеч. Польза от такой процедуры видна спустя несколько сеансов, но иногда требуется прохождение 1-2 курсов лечения.

Преимуществами массажа при логоневрозе являются:

  • активизация обменных процессов в организме;
  • повышение либо снижение тонуса мышц;
  • улучшение циркуляции крови;
  • усиление метаболизма;
  • формирование правильного речевого навыка;
  • профилактика рецидивов заболевания;
  • полное устранение либо минимизация дефектов речи.

Процедура не имеет противопоказаний, а освоив правильную технику массажа, родители смогут делать его своему ребенку в домашних условиях.

Самые распространенные виды массажа при детском заикании

Логопедическое массирование определенных участков тела при дефекте речи делает опытный массажист, используя определенные приемы и техники. Логопедический массаж при заикании у детей дополняется физиотерапевтическим и медикаментозным лечением.

Существует две основные разновидности лечебного массажа при логоневрозе: сегментарный и точечный.

При сегментарном массировании логопед воздействует на определенную мышцу, которая отвечает за речевую деятельность. Манипуляцию желательно проводить ежедневно на протяжении 14-20 дней. Длительность курса напрямую зависит от симптомов, возраста пациента и диагноза. Один прием у доктора занимает от 5 до 20 минут.

Точечный массаж не уступает по эффективности сегментарному. Преимущества такого воздействия на организм ребенка заключается в расслаблении речевого центра, снятии лишней возбудимости. С помощью процедур восстанавливаются речевые импульсы нервной системы.

Плюс массажной методики лечения – простота выполнения. Родители после освоения техники и приемов массажа могут делать его малышу в комфортных домашних условиях. Для полного выздоровления детей понадобится от 1 до 3 лет.

Современные методики, инструменты и приемы для логопедического массажа

Логопедический массаж при заикании может быть как основным методом лечения, так и вспомогательным.

Классификация логомассажа:

  • традиционный (во время манипуляции специалист гладит, растирает и разминает ноги и руки пациента);
  • точечный (логопед воздействует на биологически активные точки);
  • зондовый (осуществляется с помощью инструментов – зондов);
  • сегментарно-рефлекторное массирование (применяются классические приемы и методы, врач массирует определенные сегменты и зоны).

Запрещен логомассаж при герпесах, гингивитах, стоматитах, увеличении лимфоузлов, высыпаниях на кожном покрове, воспалениях, конъюнктивитах, соматических и инфекционных заболеваниях

Как делается точечный массаж у детей при заикании

Во время точечного массажа при заикании доктор надавливает подушечками пальцев на определенные части тела (выполняется круговыми движениями). В ходе манипуляции активируются точки, расположенные на спине, ногах и лице. Точечное воздействие медики называют успокаивающим из-за плавности надавливания.

Массажист делает массаж тремя пальцами: большим, средним и указательным. После надавливания делаются вращательные движения в течение полуминуты (постепенно увеличивается сила давления).

При массировании около рта следует попросить ребенка его приоткрыть. При обработке гортани малышу нужно будет произносить гласные звуки. цель точечного массажа – максимальное расслабление. Перед манипуляцией не рекомендовано есть или пить.

Биоактивные точки воздействия при точечном массаже от заикания

При воздействии на биоактивные точки при логоневрозе у ребенка нормализуется психоэмоциональное здоровье, расслабляются мышцы, которые отвечают за дыхательный, ой и артикуляционный аппараты.

Точки «Нэй-гуань» располагаются в области запястий.

Точки «Тянь-цзин» находятся в области локтей.

«Хэ-ляо», «Ин-сян» и «Шоу-гоу» находятся на лице.

Точки «Цзу-сань-ли» и «Ду-би» сосредоточены около колен.

На спине расположены точки «Фей-шу», «Синь-шу», «Тянь-ляо», «Фэнь-мэнь» и другие.

Сегментарный массаж при дефектах речи: техника выполнения

Сегментарное воздействие на тело малыша оказывает благоприятный эффект на весь организм. Перед манипуляцией ребенок садится в удобную для него позу, старается расслабиться. Ему нужно вытянуть руки вдоль туловища, полностью расслабить ноги. Также массаж может проводиться, когда малыш сидит в кресле, при этом голова должна быть немного наклонена на специальный мягкий подголовник.

Сегментарный массаж специалист проводит, стоя за головой пациента. Во время процедуры используется несколько основных приемов: растирание, разминание, поглаживание, поколачивание, вибрация, переменные нажатия.

Логопедический массаж при заикании:

Логопедический массаж при заикании, Шевцова Е. Е.ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ | заикание | нарушения речиКак помочь ребёнку при заиканииЛогопедический массаж при заикании у детей. Логопедический массаж для детей в домашних условиях.

Источник: https://reabilitilog.ru/metody/massazh/massazh-detiam-pri-zaikanii.html

Логопедические игры и занятия с заикающимися детьми

Автор:

Ганшу Светлана Ивановна

логопед

БУ «Реабилитационный г. Сургут

1 категория, стаж 20 лет

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Для ребят игра – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. В играх детей отражаются впечатления, полученные из окружающей жизни, из любимых книг, развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Игры способствуют развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, целеустремленности, сообразительности, организованности. В играх у детей уточняются представления об окружающей жизни, расширяется кругозор; развивается восприятие, мышление, внимание, речь, необходимые движения. Игры создают бодрое и радостное настроение ребенку.

У детей пятого года жизни игры несложны по сюжету, число ролей и время игры невелико. К шести годам игровые замыслы связываются не только с непосредственным опытом – они выходят за пределы жизни в семье, саду. Дети охотно играют в труд рабочих на строительстве, в железную дорогу, водят корабли, перевозят пассажиров в автобусах, трамваях, на самолетах. В свои игры вносят элементы творчества и фантазии. Возрастает роль речи, слово помогает ребенку войти в роль, игры становятся более продолжительными и интересными.

К семи годам у детей заметна настойчивость в осуществлении задуманной цели, появляются новые замыслы, увлекают моменты соревнований, игры на смекалку.

Неправильная речь заикающих детей и особенности их поведения отражаются на участии их в игровой деятельности. Осознание своего недостатка, возможный страх перед речью особенно затрудняет включение таких детей в игру. Эти дети робки, не умеют поставить собой цель в игре. Они чаще выступают в играх зрителями или берут на себя подчиненные роли. В случаях тяжелого заикания дети просто отказываются от игр со сверстниками. А бывает наоборот, дети отличаются повышенной фантазией, некритичностью к своему поведению.

Чувство собственной неполноценности может порождать неправильное отношение заикающего ребенка к коллективу сверстников (чувство обиды, приниженности или даже озлобленности), лишает его радостного настроения.

Различают различные виды игр: дидактические, подвижные, творческие (строительные, игры – драматизации, сюжетно – ролевые игры).

В организации и управлении детскими играми можно выделить следующие общие правила, которых должны придерживаться постоянно:

1. Игра должна приносить радость. Не заставляйте ребенка играть, а создавайте условия для возникновения интереса, проявления познавательной и творческой активности.

2. Оживляйте игру внесением нового содержания и правил, чтением сказки, рассказа, изготовлением моделей, и пусть ребята фантазируют, придумывают другие игры, выполняют новые роли.

3. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность детей. Пусть ребята при выполнении игровых действий прыгают, бегают, ползают, сидят на полу.

4. Не навязывайте детям игровой материал, предметы, пособия. Пусть они лежат свободно. Хорошо, когда игровые атрибуты дети готовя сами, по собственной инициативе.

5. Хвалите ребенка за успехи, особенно если он впервые успешно усвоил действия, выполнил ответственную роль.

6. Наблюдайте, анализируйте, как ребенок выполняет правила игры, роли, игровые действия. Записывайте его достижения, неудачи и огорчения, чтобы помочь ему овладеть игровым поведением.

7. Стройте свои взаимоотношения с детьми на взаимном доверии, показывайте образцы внимательного отношения к людям, взаимопомощи, вежливости, культуры поведения.

Дидактические игры. Это поучающие игры. Обучающая задача замаскирована, мотивом ее выполнения становится стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия. Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях. Формами реализации игрового действия могут выступать: разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками – подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание, прокатывание; «зачин», который создает у детей игровое настроение (используя в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной игрушки, секретного письма);.осуществления и поиска и находки нужной игрушки, предмета, числа, звука, слова; загадывание и отгадывание загадок; выполнение определенной роли; соревнование(индивидуальное и коллективное; особые игровые движения, хлопки в ладоши, прыжки, проговаривание вслух, имитация движений. В дидактических играх соблюдается методика проведения их, способ выполнения игровых действий, правильного использования в них игрового оборудования.

В процессе дидактических игр и на логопедических занятиях у детей воспитывается неторопливый темп речи, ее звучность и выразительность; совершенствуется звукопроизношение, слово – формообразование, увеличивается словарный запас. Для развития слухового внимания и фонематического слуха очень полезны музыкально – дидактические игры.

Дидактические игры способствуют развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, осознанному усвоению окружающего мира, формированию психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, доставляет эмоциональную радость детям. Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию – совершенствованию движений. Выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

Дидактические игры с заикающими детьми способствуют их умению последовательно и логично излагать свои желания, мысли, умению правильно держаться в момент разговора. Задача логопеда состоит в том, чтобы в момент игры снять напряжение при ответах на вопросы, избавить от двигательных и речевых уловок, развить общительность.

В дидактических играх заикающиеся дети учатся фиксировать внимание на своей правильной речи, учатся оценивать свою речь и речь сверстников. И при этом у детей в играх поддерживается бодрое радостное настроение и уверенное поведение. Дидактические игры разнообразны по форме и содержанию, и могут использоваться с разными задачами на разных этапах логопедических занятий с исправлением неправильной речи с последующим и одновременным развитием.

Подвижные игры оказывают благотворное воздействие на здоровье и физическое развитие детей. Они развивают организм ребенка, полезные движения и сноровку, организует его поведение, воспитывают выдержку, смелость, ловкость; вносят в деятельность ребенка оживление, веселость, доставляет радость, так как реализует его потребность порезвиться, побегать.

Дети пятого года жизни должны научиться выполнять определенные правила в играх, как «Найди себе пару», «У медведя во бору», «Воробушки и автомобиль», «лошадки», «Сидит, сидит зайка» и др.

Для детей шестого года жизни рекомендуются: «Надень кольцо», «Мяч в воздухе», «Ровным кругом» и др. Игры с элементами соревнования: «Чье звено скорее соберется», «Снежные круги» и др. Игры сопровождаются словами и пением: «Мы веселые ребята», «Перебежки», «Иван, Иван».

К семи годам дети сами организуют игры: кому водить, кто кем будет в игре, следя за выполнением правил. Каждый ребенок должен уметь организовать игру, быть ведущим. Используются игры с элементами соревнования (« Догони свою пару», «Разложи все камешки» и др.), вводятся правила, требующие от детей выдержки (« Найди и промолчи», «Хитрая лиса», Горелки»).

У заикающих детей нередко наблюдаются различные отклонения в двигательной сфере: скованность движений, несобранность, неуклюжесть, дискоординация движений. Поэтому значение подвижных игр для них велико: заикающиеся дети совершенствуют необходимые движения, учатся выступать в коллективных играх. Особое значение для них приобретают оречевленные подвижные игры, сопровождаемые словами, речевым общением. В логопедической практике эти игры называются логопедическая ритмика.

Оречевленные подвижные игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координированности темпа движений с речью. Например: согнув руки в локтях, ребенок подражает идущему паровозу: у-у-у.., вдох и опять: у-у-у или чух-чух-чух… и опять чух-чух-чух; вагоны стучат: так-так, так-так и опять: так-так, так-так…

Подражая пильщикам, делают соответствующие движения рукой, пила визжит: вж-вж-вж; вдох и снова вж-вж-вж…

Комары летают по комнате: з-з-з-з; вдох и снова: з-з-з-з…

Тук-тук-тук – дети забивают воображаемый гвоздь, кап-кап-кап — «дождь идет», дети покачивают кистями рук.

Оречевленные подвижные игры и упражнения используются в дальнейшем для проведения речевых зарядок и переключения к другим видам деятельности.

Творческие игры и инсценировки. Характерной особенностью этих игр является то, что в них дети имеют возможность максимально выражать свои замыслы, фантазировать, передавать все многообразие впечатлений об окружающей их действительности, использовать свой опыт и знания.

Одним из видов творческих игр являются игры со строительным материалом. Эти игры содействуют развитию пространственных представлений, понятий о форме, размере, качестве материала и сооружаемых построек; развивают усидчивость, целенаправленность действий, сосредоточенность.

Дети пятого года учатся самостоятельно делать несложные постройки. Должны знать, что хотят построить, уметь отобрать по величине, цвету, по форме нужные детали, пользуясь образцом или опытом.

К шести годам дети воспроизводят знакомые предметы, машины, здания. делают по рисунку, схеме, собирают из деталей «Конструктора». У детей наблюдается стремление красиво оформить свои постройки.

К семи годам сложность построек еще усложняется. Из строительного материала «Архитектор» сооружаются вокзалы, многоэтажные дома, станции метро, мосты. Закрепляется умение воспроизводить постройки по наглядному образцу, по памяти, по схемам, рисункам, по словесному описанию.

Игры со строительным материалом используются на логопедических занятиях. Вначале это будет сопряжено-ответная речь ребенка, описание отдельных действий, затем ответы на вопросы, затем он уже самостоятельно

сопровождает речью свои сначала простые, а потом более сложные действия. Самой сложной формой речи для заикающегося, будет речь предваряющая. В этом случае ребенок, не приступая к сооружению, последовательно рассказывает, как он будет строить. Из какого материала, что сначала, что потом, для чего и т.д.

Своеобразно и интересно проводятся с детьми игры-драматизации. В них дети воспроизводят содержание любимых сказок, поведение знакомых персонажей, с увлечением изображают действующих лиц сказок, их характерные движения, ведут диалоги. Игры-драматизации используются не с первых занятий, чтобы не спровоцировать заикание. Сначала с ним выбранную сказку читают отраженно, задают ребенку вопросы по уточнению содержания, заучивают, отрабатывают движения, характерные для персонажей. И лишь после этого как он успешно выполнит эти задания, можно переходить к игре. Чтобы облегчить речь и поведение ребенка в игре, нужно давать образцы правильной, интонационно-выразительной речи персонажей сказки, показывать характерные движения в развивающем сюжете сказки, использовать магнитофонную запись, диафильмы.

Особое место среди творческих игр занимают сюжетно — ролевые игры. Если в играх-постановках заикающийся ребенок учится говорить и держаться, пользуясь готовыми образцами, то уже в сюжетно-ролевых играх его степень самостоятельности значительно возрастает. В этих играх дети обобщают свой опыт и впечатления и, опираясь на них, учатся пользоваться правильной речью в самых разнообразных и близких их повседневной жизни условиях.

Дети пятого года жизни играют в семью, детские праздники, в различные поездки и путешествия, играют в куклы, через действия с которыми передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. На шестом году жизни дети в своих играх, стремясь подражать взрослым, воспроизводят, что делает мама, папа, играют в магазин, свою улицу, распределяют роли. Выполняя роли взрослых, дети учатся аккуратности, настойчивости, организованности, быть добрыми и заботливыми, приобретают качества необходимые ему для учебы и труда К семи годам темами сюжетно — ролевых игр становятся: строительство, школа, семья, транспорт и т. д. В ролевой игре главным для ребенка является проявление его потребностей и способностей, которые развиваются в игре, — потребность в помощнике, товарище, с которым можно поделиться, сопереживать, которому нужно помочь, защитить его, прислушиваться его советам. Если ребенок замкнут, робок, ущемлен от сознания собственной неполноценности, ожесточении т.д., сюжетно-ролевые игры могут и должны стать для него той предварительной школой, в которой будут нормализоваться его отношения с окружающими, должно появиться чувство правильной оценки своих способностей, своей роли в коллективе. Отражая в игре моменты своей деятельности, ребенок тренирует свою правильную речь и поведение в ситуациях, очень близких и необходимых ему. Игры психологически готовят его к правильному поведению, речи и отношениям в жизненных ситуациях. Любая сюжетно-ролевая требует предварительной подготовки, в которой важно заинтересовать ребенка игрой, определить задачи и последовательность игры

(программирование поведения, отношений, речи ребенка), выбрать и подготовить условия для игры, дать ребенку образец выполнения роли, которую ему предстоит обыграть. Темы сюжетно ролевых игр должны быть разными и близкими для ребенка. Можно обыграть отношения и поведения семьи ( кто что делает дома после работы), особенности поведения за столом; приглашение гостей; на приеме в поликлинике; разговор по телефону; прогулка ( предполагаемая); в магазине, в театре, утренник. Это далеко не полный перечень тем игр, который можно предложить для использования на логопедических занятиях.

На логопедических занятиях сюжетно-ролевые игры используются лишь тогда, когда логопед убежден, что ребенок может свободно отвечать на вопросы, задавать их, делает простые пересказы. Вначале ведущую роль в игре занимает взрослый. Он организует игру, задает вопросы. По мере закрепления навыков свободной речи у ребенка, роли в играх меняются. На последних этапах логопедических занятий дети сами организуют игру, выступают в роли ведущих, оценивают ее результаты, а логопед лишь ставит задачи, направляет и контролирует проведение игры.

Какое же значение имеют игры для заикающих детей:

1) происходит тренировка и закрепление правильных навыков речи и поведения у детей в усложненных условиях;

2) игры служат необходимым мостиком для переноса новых навыков речи из особых условий в обычные условия;

3) в играх ребенок приобретает навык правильно держать себя в различных для его деятельности речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе.

Литература

  1. Хрестоматия по логопедии. Том 1 /Под. ред. Волковой Л.С.- Москва: Гуманитарный издательский центр Владос,1997. — 560с.
  2. Рождественская Ф.И. Игры и упражнения для исправления заикания. – М.: Просвещение, 1978. — 64с.
  3. Селиверстов В.И. Заикание у детей.- Москва: Просвещение,1972.-160с.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002492

Штрих код (№ квитанции) 62502671067554 Дата отправки 11 апреля 2014 г.

Поделиться

Массаж при заикании у детей: точечный, сегментарный, техника выполнения

Логопедический массаж при заикании у детей назначается педиатром, как кардинальное лечение, так и в составе комплекса дополнительных мер, направленных на устранение дефекта речи. Процедуру осуществляет специалист на коррекционных занятиях посредством профессиональных логопедических методов. Медикаментозное лечение и физиотерапия проводятся параллельно.

Наиболее распространенными видами воздействия при заикании у детей считаются сегментарный и точечный массаж. Сочетание обоих вариантов, тоже успешно практикуется и дает положительный результат.

Лечение заикания массажем

Нарушение речи у детей, заикание, чаще случается в возрасте 3-5 лет. Причины возникновения недуга в каждом случае индивидуальны, зачастую, носят невротический характер. Лечение при заикании у детей назначает только врач. Чем раньше родители обратятся за помощью, тем скорее восстановится речь.

Одним из распространенных видов воздействия на артикуляцию речи назван массаж. Проецируется тактильное воздействие на область спины, головы, шейного отдела, затрагивается воротниковая зона, плечи и часть грудной клетки. Массаж при заикании, помимо общеукрепляющего действия, положительно влияет на деятельность речевого центра, снимает с мышц излишнее напряжение.

Противопоказаний к данной процедуре почти не бывает, ее можно делать пациентам любых возрастных групп, положительная динамика наблюдается уже после первого курса. Простые правила общения с заикающимся ребенком помогут избавиться от недуга, а подробное изучение техники лечебного массажа и применение ее на деле, ускорит процесс выздоровления.

Точечное воздействие

Точечный массаж дает действительно хорошие результаты. Главным достоинством этого вида лечения является простота выполнения. Родители смогут делать самостоятельно точечный массаж в обычных условиях дома после краткой стажировки у профессионала или просмотра специального видео, где подробно описывается техника выполнения, последовательность действий и обозначены контактные точки.

Серьезный настрой на долгое лечение, терпение и понимание со стороны взрослых — необходимые условия для выздоровления маленького пациента. Степень нарушения речи у детей, форма заикания, могут отличаться, соответственно, эффект от воздействия на акупунктурные точки, тоже различен.

Суть акупрессуры заключается в следующем:

  • Надавливание выполняется подушечками пальцев круговыми движениями;
  • Активируются 17 точек, которые располагаются на спине и на лице;
  • Один курс состоит из 15 процедур;
  • Первые сеансы проводятся ежедневно, дальше — через день;
  • За год потребуется пройти курс массажа четыре раза.

Родителям нужно знать, если после первого курса произошло улучшение, это не значит, что лечение закончено. Заданное количество необходимо соблюдать для закрепления результата.

А в случае, когда долгожданного улучшения не наблюдается, следует проявить настойчивость и не впадать в отчаяние.

Бывают случаи, когда заикание усиливается между курсами, тогда не надо выдерживать временную паузу, а по окончании одного курса, немедленно приступать к следующему.

Техника выполнения

Данный метод применения массажа носит название «успокаивающий». Надавливание на точку производится подушечками пальцев медленно и очень плавно. Применяется большой, средний или указательный палец. Потом делаются вращательные движения по часовой стрелке на протяжении 30 секунд с постепенным увеличением силы давления.

Нельзя проминать место контакта до образования на теле ямки, это неправильно. После ослабления воздействия на точку, следует возобновить надавливание. Контакт, таким образом, происходит три или четыре раза на протяжении пятиминутного отрезка времени. Важно помнить, что резкое нажатие, толчки недопустимы.

Найти правильно точку, куда производится надавливание, тоже очень важно. Первый раз следует прощупать ее кончиком пальца и надавить. Ребенок в этот момент испытает неприятное ощущение ломоты или даже боли.

Факт подтверждает, что точка обозначена верно, но последующие движения массажиста должны быть нежными и осторожными. В случае головокружения у пациента, тактильные действия следует прекратить.

Когда массируются точки около рта, нужно попросить малыша его приоткрыть, а когда обрабатывается гортань, лучше будет, если ребенок произнесет какой-либо гласный звук. Максимальное расслабление во время сеанса — это конечная цель. Не рекомендуется делать процедуру сразу после принятия пищи или натощак. Кофе, крепкий чай перед началом сеанса, также противопоказаны.

Сегментарный массаж

Суть данной процедуры такова: выполняется воздействие на мышцу, которая отвечает у детей за речь. Делать ее необходимо каждый день на протяжении двух или трех недель. Подобный вид воздействия, как и предыдущий, эффективно помогает при заикании.

Период лечения, в этом случае, зависит от возраста больного, выраженной симптоматики и характера проблемы. Начинать следует с пяти минут, постепенно доводя до двадцати.

Если заикание носит хронический характер, то лечение придется повторить.

Заключение

При первых признаках заболевания, родителям следует принять меры. Недопустимо небрежное отношение к выявленной проблеме, так как из-за речевого дефекта ребенок может получить сильнейший психологический зажим, который в дальнейшем выльется в серьезные личностные комплексы. Чтобы не травмировать уязвимую психику малыша, взрослым стоит позаботиться о теплой и дружелюбной атмосфере вокруг.

  • Рекомендуем к прочтению: логоневроз у детей

На начальном этапе лечения, возможно, потребуется помощь психотерапевта. Далее, восстановлением речи занимаются такие специалисты, как логопед, педиатр, физиотерапевт. Вернуть правильную речь без заикания и затяжных пауз в разговоре удается в большинстве случаев, а профилактические меры по предупреждению речевых дефектов дадут возможность избежать рецидива в будущем.

▼СОВЕТУЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ▼

Источник: https://LechenieDetej.ru/lfk-i-massazh/massazh-pri-zaikanii.html

Точечный массаж при заикании: основные точки и техника проведения

В последнее время для лечения заикания специалисты все чаще прибегают к методу точечного массажа – шиацу.

Стимуляция конкретных акупунктурных точек снимает повышенную раздражимость речевых центров и способствует нормализации нарушенной речи.

В совокупности с консультациями врачей-логопедов и терапевтическими процедурами рефлексотерапия дает наиболее ощутимый эффект.

Что такое заикание

Заикание является распространенным расстройством речи, появляющимся вследствие судорог мышц, регулирующих деятельность речевого аппарата.

Этот процесс характеризуется нарушением дыхания, сбоями в ритме и плавности речи, изменениями высоты и силы звука.

Природа происхождения заикания сложна и неоднородна. Кроме расстройств речевой и общей моторики у людей наблюдается скованность и угловатость движений, общее мышечное напряжение или наоборот чрезмерная двигательная нервозность.

Им свойственны застенчивость, повышенная раздражительность, чувство подавленности, а также боязнь вступать в диалог. С возрастом речевые нарушения имеют особенность усиливаться.

Зачастую причиной заикания становится перенесенная в раннем возрасте психоэмоциональная травма. Глубокий испуг или конфликт родителей не всегда способствует срыву речевого аппарата, но предрасполагает к дальнейшим нарушениям. Возникновению заикания могут способствовать такие факторы:

  • повреждения черепно-мозговой коробки;
  • сложное течение беременности, сопровождающееся стрессами;
  • склонность к нервным заболеваниям;
  • длительные заболевания инфекционного и соматического характера с повышением температуры;
  • хронические стрессы – ссоры в семье, недостаток любви и ласки, проблемы с воспитанием;
  • наследственная предрасположенность.

Может ли помочь точечный массаж при заикании

Шиацу при лечении заикания помогает добиться спокойного и расслабленного состояния организма, что содействует устранению нарушения речи и ее восстановлению. Продолжительность лечения состоит из нескольких курсов и может занять месяцы, а то и годы.

Первый и второй курс должны быть пройдены с интервалом не менее двух недель, между вторым и третьим циклом – от 3-х месяцев до полугода. В будущем циклы массажа возобновляются каждые полгода на протяжении двух-трех лет.

Курс представлен пятнадцатью сеансами: первые 3 процедуры осуществляются каждый день, дальнейшие – через день.

Результат точечного массажа обуславливается степенью речевого расстройства и формы заикания. Порой положительная динамика наблюдается уже после первого курса, но нужно продолжать процедуры для закрепления полученного результата. В тяжелых случаях улучшение не наступает и после второго-третьего сеанса. Важно запастись терпением и продолжать массаж.

Внимание! В паузах между курсами точечного массажа симптомы заикания могут усилиться. В данной ситуации следующий курс следует начинать, не дожидаясь прошествия шести месяцев.

При корректировании заикания методом шиацу используются два двигательных приема:

  1. Разминание – вращательное движение с надавливанием с частотой 30-60 поворотов в минуту, при этом палец строго зафиксирован на точке и не смещается.
  2. Поглаживание – медленное и непрерывное круговое движение подушечкой указательного, большого или среднего пальца в биологически активной зоне.

Точечный массаж шиацу при заикании может применяться человеком любой возрастной категории (см. возрастной макияж). Его навыки доступны для понимания и просты в использовании в домашних условиях.

Биоактивные точки воздействия при точечном массаже от заикания

Воздействуя на биоактивные точки при заикании, можно нормализовать психоэмоциональное состояние заикающегося, релаксировать мышцы, отвечающие за деятельность голосового, артикуляционного и дыхательного аппаратов, и в целом укрепить защитные функции организма.

Рассмотрим биоактивные точки воздействия:

  • Точка 1 (да-лин) – находится на внутренней части руки, в зоне запястья посреди сухожилий. Имеет симметричную точку. Принять положение сидя и положить руку на твердую поверхность ладонью вверх, и массажировать зону попеременно справа и слева.
  • Точка 2 (нэй-гуань) – находится на передней части предплечья, на 2 цуня над средней линией запястья, посреди сухожилий. Симметрична. Стимулировать в том же положении, что и точку 1. (1 цунь – китайский дюйм, равный 3,73 см.)
  • Точка 3 (тянь-цзин) – точка, сосредоточенная на задней плечевой плоскости, над уровнем локтевой прямой руки на 1 цунь. Сесть и опустить руку, воздействовать на зону сначала справа, потом слева.
  • Точка 4 (цзу-сань-ли) – находится в голенной области, на 3 цуня ниже уровня коленной чашечки и на 1 цунь вбок от фронтальной стороны большеберцовой кости. Имеет симметричную точку. В положении сидя вытянуть ноги и массажировать области совместно с двух сторон.
  • Точка 5 (синь-щу) – точка симметричного характера, сосредоточенная в зоне спины, на 1,5 цуня от задней срединной вертикали на уровне пространства между остистыми отростками пятого и шестого грудных позвонков. В положении сидя незначительно наклониться вперед (или приняв позу лежа на животе) и стимулировать точки слева и справа единовременно. Движения должны осуществляться при помощи другого человека.
  • Точка 6 (хэ-ляо) – расположена в области лица, в ямке над скуловой дугой в начале ушной раковины. Симметрична. Сидя, упереться локтями о твердую поверхность и массировать точки совместно с двух сторон.
  • Точка 7 (сань-инь-цзяо) – точка в районе голени на 3 цуня выше медиальной лодыжки, имеет симметрию. Массажировать одновременно точки с обеих сторон в позиции сидя.
  • Точка 8 (ле-цюэ) – сосредоточена в зоне предплечья, в выемке шиловидного отростка лучевой кости, на 1,5 цуня выше средней линии запястья. Имеет симметрию. Положить руку на стол и массажировать точки, чередуя правую и левую.
  • Точка 9 (я-мэнь) – точка, не имеющая симметрии и расположенная в волосистой части головы, на тыльной плоскости срединной горизонтали. В положении сидя немного наклонить голову и вращательными движениями стимулировать биоактивную зону.
  • Точка 10 (хоу-си) – симметричная точка в области кисти на линии соединения тыльной стороны и ладони, над головкой пятой пястной кости. Сесть и положить руку на стол, опустив ладонь вниз, зажать пальцы в кулак. Воздействовать, чередуя точки и глубоко надавливая на них около 30-60 секунд.

Все движения должны осуществляться подушечками пальцев строго по часовой стрелке. Надавливать на точку акупунктуры нужно плавно и медленно, в течение 30 секунд, понемногу увеличивая давление. Далее нужно ослабить воздействие, не убирая палец, и снова надавить сильнее. Возобновить движение 3-4 раза на протяжении 4-5 минут.

Внимание! При точечном массаже от заикания для обнаружения биоактивных зон необходимо нащупать предполагаемое место кончиком пальца и надавить. Акупунктура найдена при возникновении чувства ломоты. В процессе массажа ни боли, ни специфической ломоты возникать не должно.

Точечный массаж шиацу – оптимальное дополнение к базисному лечению от заикания, назначенному специалистом. Для достижения положительного результата рекомендуется избегать психологических травм, способных усугубить недуг, и вместе с этим усердно заниматься с логопедом.

kosmetsovet.com

Самомассаж при заикании – Виртуальный кабинет логопеда

ПРИЕМЫ САМОМАССАЖА В УСТРАНЕНИИ ЗАИКАНИЯ

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимическихмышц, и наоборот, соответственно для повышения тонуса слабых и вялых мышц.

Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать такназываемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническими вибрационным.

Гигиенический массаж

выполняется поглаживанием, при этом активизируютсярасположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойнуюроль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц иусиливает тонус этих мышц, если они слабые.

Вибрационный массаж

делается энергичным постукиванием, при этомактивизируется работа нервных окончаний, расположенных глубже в толще кожногопокрова. Самомассаж вызывает умеренное расширение кровеносных сосудов и оказываетблаготворное влияние на нервную систему. При выраженном напряжении мышц артикуляционного аппарата (спастическиесостояния) нужно использовать приемы массажа, направленные на его расслабление. Расслабление мышц шеи, лица и губ производится путем поверхностногопоглаживания.

РЕКОМЕНДАЦИИ

————————————————————————–

  • Кожа массируемых частей тела и руки должны быть чистыми.
  • Все движения следует проводить по рекомендуемым направлениям.
  • Массируемые мышцы должны быть расслаблены.
  • Массаж делается медленно, плавно.
  • Массаж следует комбинировать с миогимнастикой.
  • Продолжительность массажа не должна превышать 2-3 минут в один прием.
  • Движения осуществляются выпрямленной кистью, первый палец отведен, остальные согнуты. Прилагаемое усилие не должно вызывать смешения кожи.
  • Каждое движение повторяется 4-6 раз.
  • Массаж не рекомендуется проводить при респираторных заболеваниях, высокой температуре, высыпаниях на коже.

2. РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ ШЕИ

Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.

Упражнение 1.

Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горлаладонью то правой, то левой руки.

Упражнение 2.

Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рукСверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечныхвпадин.
Упражнение 3.
Положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку(кончики пальцев рук касаются друг друга). Руки медленно скользят по боковымповерхностям шеи до подмышечных впадин.

3. РАССЛАБЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ ИГУБНОЙ МУСКУЛАТУРЫ МЕТОДОМ ПОГЛАЖИВАНИЯ

Движения выполняются в замедленном темпе. Направление движений:

  • от середины лба к вискам;
  • от середины лба до ушных раковин;
  • от бровей до волосистой части головы;
  • от спинки носа к ушным раковинам;
  • от середины верхней губы до ушных раковин;
  • от линии лба вниз через лицо к шее;
  • от мочек ушей по щекам к крыльям носа;
  • от середины верхней губы на подбородок;
  • поглаживание кончиками пальцев вокруг глаз (расходящимися движениями от середины лба — и снова к середине);
  • по верхней губе от углов рта к середине;
  • по нижней губе от углов рта к середине;
  • поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта;
  • легкое постукивание губ.

4. РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ
ЯЗЫКАУпражнение 1.
Вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под угламичелюсти (в течение 15 секунд).
Упражнение 2.
Похлопывание, поглаживание, вибрация (в течение 15 секунд)языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.

5. ВИБРАЦИОННЫЙ(ПОСТУКИВАЮЩИЙ) МАССАЖ СО ЗВУКОМ

Упражнение 1.

Постукивать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам иодновременно вслух тянуть на выдохе сонорный согласный
м
. Повторить 4-6раз.
Упражнение 2.
Постукивать кончиками пальцев обеих рук верхнюю часть лицаот спинки носа к ушам и одновременно вслух тянуть на выдохе поочередно сонорныем

и
п
. Повторить 4-6 раз.
Упражнение 3.
Постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее надгубноепространство и одновременно тянуть вслух на выдохе щелевой согласный в.

Повторить 4-6 раз. Упражнение 4.

Постукивать кончиками пальцев одной руки пространство поднижней губой и одновременно тянуть вслух на выдохе согласный
з
.Повторить 4-6 раз.
Упражнение 5.
Постукивать кончиками пальцев одной или обеих рук поверхней части грудной клетки и одновременно тянуть вслух на выдохе щелевойсогласный ж

или сонорный
м
. Повторить 4-6 раз.
Упражнение 6.
Постукивать ребрами ладоней обеих рук боковую частьгрудной клетки, начиная с нижней части и вверх, и одновременно тянуть вслух навыдохе сонорный м.

Повторить 4-6 раз.
Упражнение 7.
Постукивать кончиками пальцев одной руки областьнижнебрюшных мышц одновременно с постукиванием другой рукой области поясницы.Во время постукивания тянуть на выдохе сонорный
м.
Повторить 4-6 раз.

Поварова, И.А.Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство длязаикающихся и логопедов /И.А. Поварова – СПб.:Союз, 2001

Источник: https://www.sites.google.com/site/kopiasl123/home/logopedy—roditelam/samomassaz-pri-zaikanii

Комплекс массажа от заикания

Нарушение речи или заикание встречается довольно часто. Существует массаж от заикания, который устранит повышенную возбудимость речевых центров. Также восстановит регуляцию речи. Чаще всего при заикании используют сегментарный и точечный массаж. Некоторые специалисты применяют их в сочетании.

Технику выполнения массажа от заикания, которая будет изложена ниже, используют для детей и взрослых. В отличии от взрослого, в детском массаже применяют наименьшую силу нажатия.

Правила проведения

Основные правила для проведения данного массажа:

  • темп медленный и неторопливый;
  • пациент должен чувствовать спокойствие, комфорт и тепло;
  • массаж лучше проводить под спокойную музыку;
  • руки массажиста должны быть теплыми.

Последовательность проведения массажа:

  1. зона шеи;
  2. зона верхнего плечевого пояса;
  3. мимическая мускулатура;
  4. мышцы губ;
  5. зона гортани.

Техника массажа

Чего мы хотим добиться от массажа — это расслабления мышц. У заикающегося человека часто выражен тонус мышц шеи и верхнего плечевого пояса. Добившись расслабления этих зон, снижается тонус корня языка и, соответственно, снижается тонус мышц нижней челюсти.

Схема проведения массажа

Расслабление мышц шеи

  1. Начинается массаж в поглаживания. Данный массажный прием проводится ладонями обеих рук в направлении сверху-вниз 5-7 раз.
  2. Попеременное поглаживание области горла, обходя щитовидную железу. Повтор 5-7 раз.
  3. Поглаживание боковой поверхности шеи. Ладони должны двигаться от околоушной области до подмышечных впадин. Повтор 5-7 раз.
  4. Также производим поглаживание боковой части шеи, но движения от затылка до подмышечных впадин.
  5. Упражнение «Уснули». Проводится следующим образом: голова роняется вперед. Повтор 3-4 раза.
  6. Повороты головы вправо-влево, при этом голова немного запрокинута. Повтор 3-4 раза.
  7. Упражнение «Уронили». Для этого голова опускается. Повтор 3-4 раза.

Расслабление лицевой мускулатуры

  1. Поглаживание области лба. Движение направлено от центра лба к вискам.
  2. Поглаживание от центра лба к ушам.
  3. Поглаживание от бровей до линии роста волос. Где заканчивается движение выполняется небольшое надавливание. Прием проводится обеими руками.
  4. Движение от подбородка до височных впадин. Выполняется обеими руками одновременно. В области ушного козелка проводится небольшое надавливание.
  5. Поглаживание от спинки носа до ушной раковины.
  6. Следующее поглаживание: от центра верхней губы до ушной раковины.
  7. Плавное поглаживание от центра лба к подбородку. Руки должны обрамлять лица, проходя через височную зону по щекам.
  8. Движение от центра подбородка до середины лба, двигаясь по носогубной складке, переносице. От центра лба движения продолжаются до височных впадин.

Движения должны сопровождаться вибрацией. Приемы проводятся указательным, средним и безымянным пальцами.

Расслабление круговой мышцы глаза

Массаж глаз проводится крайне мягко, без всякого растяжения.

  1. Поглаживание от виска к внутреннему углу глаза, проходя по нижнему веку, затем по надбровной дуге к височной зоне. Движение завершается легким нажатием на виски. Прием выполняется подушечками 2-го и 3-го пальца двух рук одновременно.
  2. Поглаживание круговых мышц глаза, двигаясь от виска к внутреннему углу глаза, проходя по нижнему веку и мягко переходя на верхнее веко. движение проводится подушечкой 4-го пальца обеих рук одновременно. Нельзя нажимать на глазное яблоко.

Расслабление мышц губ

Во время массажа губя могут быть закрыты или слегка приоткрыты.

  1. Начинаем массаж с легкого поглаживания от уголков рта к центру верхней губы.
  2. Поглаживания от уголков рта к центру нижней губы.
  3. Поглаживание от центра верхней губы до центра подбородка.
  4. Упражнение «Улыбка». Для этого указательным и средним пальцами слегка растягиваем губы, расположив пальцы в уголках рта. Растянув, выполняем обратное действие.
  5. Поглаживание носогубной складки, двигаясь от крыльев носа к уголкам рта.
  6. Мягкое постукивание мышцы губ 2-м и 3-им пальцами по часовой стрелке.

Массаж гортани

Большим, указательным и средним пальцами легонько нужно захватить гортань и выполнить поперечные ритмичные движения. Для усложнения упражнения можно попросить больного произносить гласные буквы.

Эффективен массаж в том случае, если его проводят курсом в 12 процедур. Если имеется необходимость, можно повторить курс с интервалом в 2 недели. Массаж нельзя проводить сразу после еды или натощак.

Рекомендации от профессионального врача-массажиста

hochumassazh.ru

Массаж при заикании у детей: в домашних условиях, точечный, схема

Вызванное спазмированием мышц нарушение темпа речи, многократное повторение гласных звуков носит название заикания. Проявляется оно в возрасте 3–5 лет. Лечение предполагает комплексное воздействие, включающее физиотерапию, предполагающую раздражение нервных рецепторов кожных покровов с целью улучшить кровообращение в мозгу.

Цель процедуры

Массаж при проявлениях заикания у детей нужен, чтобы улучшить кровообращение в структурах мозга, отвечающих за двигательные реакции речевого аппарата. Действие процедуры можно отметить уже после первых сеансов.

Цели воздействия:

  • улучшение мышечного тонуса гортани, глотки, языка, мимических структур;подготовка артикуляции;
  • устранение повышенного слюноотделения;
  • включение в рабочий процесс частично атрофированных мышц;
  • стимуляция центров Вернике и Брока в ЦНС, регулирующих связную, развернутую фразовую речь;
  • расслабление, позволяющее снизить тревожность.

Ученые установили связь между заиканием, остеопатией и массажем. Методика воздействия на нервные окончания, которые находятся под кожей, снимает спазмы нервных центров в головном мозгу. Путем механического влияния на кожные рецепторы удается улучшить обмен веществ, что способствует отведению лимфы и обогащению крови кислородом. Нервные центры передают импульс о расслаблении в ЦНС.

За счет улучшения обменных процессов малыш лучше ест и спит, чувствует прилив бодрости, меньше капризничает.

Разновидности логопедического массажа

Физиотерапевтические процедуры для лечения заикания делят на 4 вида:

  • точечный массаж;
  • классический массаж;
  • зондовый массаж;
  • сегментарный массаж.

Точечный массаж при заикании у детей заключается в механическом раздражении гиперчувствительных точек на теле ребенка. Большая часть из них находится в области волосяного покрова головы, лицевой части.

Классическая техника характеризуется наиболее мягким воздействием. Включает приемы поглаживания, вибрации. Направлена на расслабление мышц всего тела и активизацию участков, отвечающих за речь.

Зондовая техника выполняется с использованием зонда. Массаж отличается довольно жестким воздействием, поэтому применяется в комплексной терапии заикания у детей от 4 лет. Противопоказаниями к этой технике является склонность к эпилепсии, судорогам.

Сегментарный массаж предназначен для проработки мышц, отвечающих за движение речевого аппарата.

Выбор техники полностью зависит от интенсивности симптоматики и состояния пациента. Показаны комбинированные способы, направленные на расслабление одних участков и возбуждение других.

Массирование в домашних условиях при заикании у детей может проводиться мамой самостоятельно после консультации и обучения. Обычно это классическая техника. Точечный массаж выполняет специалист.

Противопоказания к применению

Любые техники массажа активируют мозговые центры, что может стать причиной ухудшения состояния пациента при наличии дополнительных патологий, хронических и инфекционных заболеваний. Противопоказания к массажным манипуляциям:

  • пневмония, вирусные болезни, отит, ангина;
  • болезни крови;
  • онкология;
  • повреждения кожных покровов;
  • высыпания на коже аллергического характера;
  • рефлекс рвотный;
  • температура;
  • воспаление лимфоузлов.

Массаж сегментарный

У заикающихся детей часто выражен тонус мышц. Воздействуя на определенные сегменты, удается расслабить язык и снять напряжение с нижнечелюстных мышц. Для начала работают с шеей. Ладонями обеих рук выполняются поглаживания вдоль нее сверху вниз.

Затем поглаживают область щитовидной железы, здесь необходима точность и аккуратность. Боковую поверхность прорабатывают, двигаясь рядом с ушными раковинами. Увеличивают амплитуду движения до подмышечных впадин. Выравнивают голову по центру так, чтобы ребенок смотрел вперед, немного вытягивая шею.

Поворачивают голову вправо-влево 3–5 раз. Опускают и поднимают голову столько же.

Осуществляется переход к лицевым мышцам. Поглаживающими движениями прорабатывают лобную зону и лицевые мышцы. Движения направлены от центра в стороны.

Воздействие точечное

Когда ребенок начинает запинаться, ему показан точечный массаж. Правила проведения манипуляций:

  • прикосновения легкие, без сильного давления;
  • воздействие на одну точку занимает 2–3 сек, не более;
  • на сеансе не прорабатывается более 4 активных точек;
  • количество прорабатываемых сегментов с каждым последующим сеансом увеличивается на 4 точки;
  • массаж не проводится, если ребенок раздражен, плачет — он должен чувствовать себя комфортно;
  • манипуляции проводятся чистыми, теплыми, сухими руками;
  • массаж начинают через час после еды и не дают малышу есть еще час после процедуры, воду комнатной температуры после дают обязательно.

Точечный массаж часто сочетают с сегментарной техникой. Предварительно расслабив зажатую мышцу, начинают давление на точки. Первый сеанс длится 5 мин. Постепенно время доводят до 20 мин.

В момент проведения массажа специалист наблюдает за состоянием пациента. Если он чувствует себя плохо, нервничает, массаж прекращают. Если манипуляции проводятся на детях школьного возраста, на 1–2 недели их отстраняют от учебы, ограничивают социальное общение. В комплексе проводятся занятия с логопедом с выполнением домашних заданий. На это отводится 2 часа.

Схема точечного массажа лица

Выполняется процедура подушечками пальцев. Пациент находится в лежачем положении на спине или сидит в удобном кресле с высокой спинкой.

В центр лба устанавливают подушечки указательных пальцев, проводят в стороны над бровями, продвигаясь к вискам. Манипуляция выполняется 2–3 раза.

Далее пальцы располагают по обе стороны переносицы, напротив внутренних уголков глаз. Легко надавливают на точки и удерживают 2–3 сек.

Затем двигаются под глазами, вдоль косточек к вискам, поднимаются, проходят под бровями и возвращаются в исходную точку. Делают 3–5 круговых движений вперед и назад.

Из исходной точки начинают легкие щипковые движения вдоль бровей. Из исходной точки на переносице делают несколько движений к крыльям носа, надавливая на них по 2–3 сек.

Переходят к ушам. Указательным и большим пальцами берутся за мочки и аккуратными круговыми движениями массируют их. Надавливают на точку под мочками. Спускаются по шее вниз вдоль лимфатических узлов. На них не надавливают.

Прием стимулирует отток лимфы, укрепляет гортанные мышцы. Далее прорабатывают зону ключиц. Поднимаются по гортани. Захватив ее тремя пальцами, выполняют ритмичные движения, растягивая немного кожу в стороны.

Для повышения эффективности, пациенту предлагают произносить гласные буквы нараспев.

Далее переходят к волосистой части головы. Рука массажиста располагается таким образом, чтобы четыре пальца охватили лобную долю, а большой палец лег на макушку или за ней. Аккуратными поступательными движениями, без нажима, массируют голову.

Затем ставят пальцы обеих рук в области родничка и, без нажима, работают вдоль пробора, переходя постепенно на затылочную часть. В области первого шейного позвонка ставят подушечки указательных пальцев на активные точки.

Они находятся во впадинках на удалении от позвоночника, примерно в 2 см. Удерживают на них пальцы 2–3 сек., затем массируют круговыми движениями 3 раза вперед и 3 раза назад. Выполняя их, спускаются вдоль шеи к воротниковой зоне.

Затем прорабатывают линию в обратном направлении уже подушечками больших пальцев. Переходят к зоне за ушными раковинами и прорабатывают ее круговыми движениями.

Курс массажа составляет 2–3 недели без перерыва. Через 20 дней его повторяют.

После полного излечения желательно проводить курс в профилактических целях 3–4 раза в год.

Лечение заикания у детей массажем

Часто лечение логоневроза сочетается с общеукрепляющими процедурами. Массаж при заикании у детей отличается высокой эффективностью. Выполняет его профессионал или родители в домашних условиях. Для этого они должны пройти специальные курсы обучения. Участки воздействия — лицо, шея и верхний плечевой пояс.

Цели логопедического массажа

Специалист должен хорошо ориентироваться в строении мимических и артикуляционных мышц, мышц шеи и расположении нервов мозгового центра. Тактильное воздействие на определенные участки при заикании преследует такие цели:

  • снятие напряжения с мышц гортани, языка и глотки;
  • нормализация кровоснабжения речевого аппарата;
  • уменьшение слюноотделения, которое препятствует правильному произношению слов;
  • стимуляция области ЦНС, отвечающей за речь;
  • регулирование психологического состояния ребенка.

После курса массажа расслабляются мышцы корня языка. Это помогает в лечении логоневроза. Процедура не имеет противопоказаний, поэтому подойдет даже детям. Положительная динамика наблюдается после первого курса, но стоит учитывать степень развития патологии. Для запущенной болезни потребуется больше времени для корректировки.

Правила выполнения массажа

Процедура во многих случаях предшествует логопедическому занятию. Перед ее выполнением специалист настраивает ребенка на позитив, чтобы успокоить его. Тогда малыш сможет принять расслабляющую позу. Нужно учесть, что эмоциональному раскрепощению способствует музыкальное сопровождение. Помещение, в котором совершают манипуляции, должно соответствовать таким требованиям:

  • комфортное;
  • хорошо проветренное;
  • убранное;
  • не прохладное.

Логопед приступает к процедуре с чистыми и теплыми руками. Важным условием является отсутствие на них повреждений, разнообразных украшений, ногтей на пальцах, иначе можно причинить ребенку травму. Массаж выполняют медленно. Манипуляции не совершают натощак или сразу после приема пищи. Малыш не должен пить крепкий чай или кофе. Если он слишком возбужден, сеанс пропускают.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]