Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников 5–7 лет

На безрыбье и рак рыба, подумала я, перед тем как попытаться восстановить упавшее во время карантина либидо с помощью воображения. Закрыв глаза, я дала волю фантазии — пускай придет любой образ, который сможет встряхнуть мою впавшую в анабиоз сексуальность.

И тут всплывает образ бывшего, который проворачивает со мной такие трюки, от которых раньше мне сносило голову.

Теперь же я пытаюсь выкинуть его из головы: ничего, кроме тревоги и тошноты, эти фантомные воспоминания не вызывают. Я знаю, чем сейчас живет этот человек, что он постит и чего хочет — всё это не вписывается в мои ценности, а значит, и мечтать о нем я не должна. Но что-то пошло не так.

И ладно, если бы это было один раз, но любовник из прошлого стал навещать меня слишком часто, и чем больше я хотела отделаться от него, тем ярче становились картинки. У меня было два варианта: либо я диагностирую у себя какую-то перверсию, либо узнаю, бывает ли такое у других.

Спрашиваю в посте: бывали ли у вас навязчивые сексуальные фантазии и что вы с ними делали? Скрещиваю пальцы в надежде убедиться, что со мной всё в порядке. Мне отвечают 20 френдов, которым мешали секси-миражи хотя бы раз в жизни. Выдыхаю.

Оказывается, это распространенное явление, у которого есть научное название — сексуальные навязчивые мысли. Психолог Элейн Сандра Байерс и ее коллеги опросили 171 студента женского и мужского пола, и оказалось, что у 84% респондентов бывали такие мысли. Причем мужчины сообщали об этом чаще, чем женщины, у которых, кстати, практически не было эротического отклика на подобные образы.

Со мной что-то не так?

Навязчивые сексуальные фантазии похожи на спам, который ваш фильтр почему-то постоянно пропускает. Чаще всего они не вызывают возбуждения, интереса, желания сделать их подробнее, зато несут с собой тревогу, отвращение, раздражение, стыд и вину (комбинации эмоций могут быть разными). Этим они и отличаются от фантазий, под которые приятно мастурбировать.

«Для многих людей это всё равно что обнаружить внутри себя животное», — говорит Пеппер Шварц, социолог из Вашингтонского университета, изучающий сексуальность и сексуальные фантазии.

Мы беспокоимся из-за сексуальной ориентации в нашей фантазии, проявления агрессии в сексе по отношению к себе или другим людям и табу вроде педофилии, зоофилии или инцеста.

В анонимном опросе, который я опубликовала в соцсетях, мне рассказали именно о таких мыслях.

«С 16–17 лет меня преследовали гомосексуальные фантазии — как я делаю минет, целуюсь с парнями, как меня совращают. В 28 я решился воплотить их в жизнь. Гей-секс мне не понравился, а вот фантазии никуда не делись. Хотя повторить уже не хочется».

«У меня бывают фантазии о сексе с моим отцом или братом. Когда выхожу из душа в полотенце, появляется ощущение, что вот сейчас кто-то из них выйдет, потеряет самообладание — и всё случится. Для меня это особенно дико еще и потому, что я предпочитаю секс с женщинами».

«Я фантазирую о таксисте, который когда-то в реальности пытался изнасиловать меня пьяную. Эта мыслительная жвачка просто не дает покоя. Перед глазами его член в презервативе, мысли о том, что я беру его в рот. От этого меня начинает тошнить. Не знаю даже, как избавиться. Чем сильнее заставляю себя не думать об этом, тем ярче это вижу».

Сексолог Ольга Ли вспоминает, что в ее практике были похожие случаи, правда, единичные:

«Фантазии, которые тревожили моих клиентов, обычно были связаны с насилием, некрофилией, зоофилией. А у моего профессора был пациент, который представлял во время секса свою мать. Из-за этого он всегда выбирал партнерш старше себя или обращался к секс-работницам, которым было 50–60 лет».

Эти образы не только вызывают панику, но и заставляют человека усомниться в своих истинных желаниях.

«Если я думаю о сексе с отцом, бывшим или питомцем, значит ли это, что я действительно хочу такое испытать?»

Доктор психологии Чед Веттернек говорит, что отличить мнимые желания от фантазий, которые действительно хочется реализовать, можно именно по чувству сомнения. «Если не уверены, значит, не хотите», — утверждает он.

Запретный плод сладок

У одних людей воображаемые сцены с изнасилованием вызывают легкое неудобство, а у других — отчаяние. Дело в том, что вторые начинают беспокоиться о значении таких фантазий и тем самым дают им силу. Люди могут зацикливаться на них, стыдиться и отправлять в темные подвалы психики — в отличие от тех, кто способен быстро вымести их из сознания, просто зажмурившись посильнее.

Но и тем, и другим эти фантазии (мимолетные или задержавшиеся в голове) приносят негатив, потому что в их основе лежат устоявшиеся социокультурные стереотипы. Ведь сначала нас пичкают правилами в стиле «и в мыслях своих не прелюбодействуй», а потом предлагают пересмотреть свои устаревшие взгляды согласно современным политическим веяниям и научным открытиям. Многие либеральные доктрины критикуют традиционную религию за то, что она контролирует мысли человека, но сами же навешивают ярлыки — что политкорректно, а что нет.

Представьте внутренний конфликт мужчины, который уважает права и чувства женщин, но при этом мечтает изнасиловать подружку.

Или диссонанс феминистки, которая с радостью разрешила бы заковать себя в наручники и морально унизить. Как им поступить?

Сексуальность — сфера, которая кишит противоречиями. Нам говорят, как здорово проявлять ее, но предупреждают об осторожности, ведь она может выйти из берегов. Такие плавающие границы не только делают нас уязвимыми перед нежеланными секс-фантазиями, но и лишают инструментов борьбы с ними — контраргументов, которые могли бы сломать убеждение, что эти мысли «грязные» и «дикие».

Статья «Развитие фантазии и воображения у детей»

Развитие фантазии и воображения у детей.

Сначала разберем, что такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение — это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания. Чем отличается фантазия от воображения? Если воображение — это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия — это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний. Например, крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина «Руслан и Людмила», небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик — это фантастические образы.

Различают несколько видов воображения:

1. Воссоздающее — это представление образов по заранее составленному описанию, например, при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.

2. Творческое — это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы». Именно этот вид воображения будет предметом нашего изучения и развития у детей.

3. Неуправляемое — это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.

Чем отличается фантазирование и воображение от серьезного решения задач?

При фантазировании ребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.

Чем отличается фантазия от глупости?

Когда фантазия приносит вред, она становится глупостью. Глупость — это бестолковый, нелепый, ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, не делающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.

Всякая ли фантазия — это хорошо? Есть генеральный критерий оценки качества всех дел на Земле — это увеличение добра в мире.

Классическим носителем фантазии является сказка.

Чем отличается сказка от научной фантастики? В научной фантастике рассматриваются технически осуществимые ситуации, элементы или процессы, а в сказке любые. Надо отметить, что резкой границы между фантастическими и реальными решениями тоже нет. Например, то, что считалось во времена Жюля Верна фантазией, нынче обыденная реальность. Г. А. Альтшуллер подсчитал, что из 108(!) идей-прогнозов Ж. Верна реализовано 99 (90 %). У Герберта Уэллса из 86 — 77, у Александра Беляева из 50 — 47.

Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребенка работает, генерирует идеи. Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если он все время рассказывает о своих несуществующих друзьях, о нежных родителях или об игрушках, то, может быть, он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу? Немедленно помогите ему.

Зачем развивать фантазию и воображение?

Говорят: «Без воображения нет соображения». А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать.

Видимо, так дети подсознательно учатся думать — в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.

Как развивать у детей фантазию и воображение?

Есть три закона развития творческого воображения:

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.

Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.

Нейромедиаторы и самооценка

Кроме психологов, тему изучают и нейробиологи. Канадский профессор Адам Радомски опросил 777 студентов колледжей из 13 стран мира. 94% участников рассказали, что за последние три месяца у них не раз были навязчивые мысли и не только сексуального характера. Радомски предположил, что наряду со склонностью к многозадачности и обдумыванию сразу нескольких вещей эволюция наградила нас способностью к руминации — постоянному пережевыванию одних и тех же мыслей. Такое вот напоминание, что не бывает ничего идеального.

Метод идеального конечного результата

Целью метода идеального конечного результат является определение способов, которые необходимы для разрешения некой проблемы, а также оценка насколько тот или иной прием будет эффективен. При этом затраты ресурсов должны быть минимальными, не должно также возникнуть усложнений и нежелательных последствий.

При использовании этого метода необходимо определить, какие характеристики предмета являются наиболее важными для решения проблемы, затем нужно определить идеальный вариант решения и стремится к нему.

Для того что бы сформулировать идеальный конечный результат желательно следовать следующим рекомендациям:

  • не определять заранее степень реальности осуществляемого
  • не загадывать заранее пути достижения результата
  • максимальное использование имеющихся ресурсов
  • использование шаблонного решения

Не думайте о белом медведе

Еще одна причина заедающей пластинки — прошлый опыт, который вылез боком через фантазию. Это может быть детская травма, религиозное воспитание, сексуальное насилие, трагическое расставание с партнером — всё, что когда-то вызвало настолько сильные переживания, что человек решил их спрятать.

«Через секс и фантазии люди часто решают свои психологические проблемы. Допустим, человек утверждает, что ему необходимо насилие в постели. Это может говорить о том, что он таким образом решает вопросы со своими внутренними жертвой и палачом. В жизни он такой доминант, что в сексе ему нужно оказаться в полном подчинении.

Если человек представляет себе половой контакт с отцом или матерью, возможно, существует какая-то болезненная связь с ним. Скорее всего, были какие-то околосексуальные травмирующие эпизоды или другой опыт, связанный с родителями. Наша психика вытесняет такие моменты, чтобы защититься, поэтому нужно аккуратно докопаться до травмы, чтобы человек понял причины своей фантазии».

Сексолог и юнгианский аналитик Ольга Ли

Ольга Ли уточняет, что подавлять такие желания бессмысленно, потому что за ними скрываются непрожитые чувства, которые так или иначе найдут выход. Но даже если за фантазиями не стоят столь глубокие переживания, просто вычистить их из сознания не получится. Это доказывает знаменитый эксперимент психолога Даниэля Вегнера «Эффект белого медведя».

Участники эксперимента разделились на две группы: в первой люди должны были думать о белом медведе, во второй — ни в коем случае о нем не вспоминать. В результате те, кому нельзя было думать о медведе, вспоминали о нем примерно раз в минуту — чаще, чем те, кто старался держать мысль о нем в голове. Вегнер считал, что, подавляя идею, ум следит за содержимым сознания: есть ли там «запретная» мысль — и поэтому более чувствителен к ней. Есть и вторая теория: пытаясь отвлечь себя от одной темы и думая о другой, мозг создает ассоциации между ними. В результате отвлекающая идея помогает вернуть ту, которую должна была перекрыть.

Еще одно исследование показало, что люди, которые пытались подавить стереотипные или предвзятые концепции, сделали их только сильнее.

Попытки избавиться от навязчивых мыслей могут привести к рассеянности, повышенной тревожности, асоциальности.

А в крайних случаях они могут сублимироваться в преступление, как у серийного убийцы Джеффри Дамера. Он признался психологу, что в детстве его мучили фантазии, в которых он пытал животных. Всеми силами он старался не представлять пытки, но в итоге эти идеи преследовали его всю жизнь. Он убил 17 человек.

Что делать?

Вот такой парадокс психики: то, чего мы больше всего не хотим или боимся, снова и снова приходит нам в голову. Но избавиться от навязчивых сексуальных картинок всё же можно.

Постарайтесь принять, что это всего лишь мысли, а не реальные желания, требующие немедленной реализации.

Каждый раз, когда вам в голову приходит надоедливая идея, говорите себе: «Это обычная фантазия и ничего больше».

Такая практика называется лейблированием. Исследование американского психолога Мэтью Либермана доказало, что она эффективна. Участники называли эмоции, которые испытывали: если чувствовали тревогу, говорили себе: «Это тревога». Это снижало активность миндалины — той части мозга, которая управляет нашей реакцией «бей или беги». Обозначение своих чувств переводило участников из эмоционального состояния в состояние мышления.

«Когда вы выражаете чувства словами, вы тормозите свои эмоциональные реакции — точно так же, как нажимаете на педаль тормоза, когда видите желтый свет», — объяснил Либерман.

Та же схема работает и с нежданными мыслями.

Некоторые терапевты дают своим клиентам «разрешение» думать о запретном некоторое время каждый день.

В не очень серьезных случаях это помогает снять тревогу, связанную с этими фантазиями.

Сексолог Ольга Ли рассказывает, как она работает с подобными запросами клиентов:

«Сначала нужно понять, почему появляются такие фантазии. Затем снять зацикленность с этого вопроса, переключив человека на другие аспекты его жизни. А для этого нужно узнать, чего он хочет, что думает о себе, какие у него есть потребности. Я бы попросила этого человека записать ответы, потому что, когда мы прописываем такие вещи, мы начинаем иначе смотреть на себя и фокусируемся на другом».

Также Ольга рекомендует освоить различные дыхательные практики, чтобы научиться расслабляться. Подойдет базовая медитация. Развитие этого навыка важно при работе не только с сексуальными вопросами, но и с другими психологическими проблемами.

Запретные фантазии — это защитный механизм. Он нужен, чтобы нас не отвергало общество, а чувства не разрывали нас изнутри.

Но если такие мысли задерживаются надолго, то могут нарушить стабильность нашей психики. Даже самые безобидные мысли о бывших, попавшие в центрифугу сознания, способны навредить, если мы оцениваем их как плохие и неправильные. Поэтому мы должны быть снисходительны к себе и больше заботиться о своем ментальном здоровье. Скажите себе: «Да, я фантазирую о бывшем, но ничего страшного. Это всего лишь фантазия. Я ни в чем не виновата, и мне не нужно этого стыдиться, потому что воображать — это нормально».

Методы воображения

Под методами воображения понимают последовательное использование приёмов воображения с целью достижения некого результата. Каждый метод ориентирован на свой конкретный результат.

Приемы воображения – это способы, используемые для получения новых образов и идей на основе уже имеющихся.

Приемы составляют методы. Методы воображения бывают следующие:

  • метод разрешения противоречий
  • метод идеального конечного результата
  • универсализация
  • морфологический метод
  • мозговой штурм
  • синектика
  • диверсионный метод
  • метод систем
  • метод ассоциаций
  • метод фокальных объектов

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Методы воображения 410 руб.
  • Реферат Методы воображения 280 руб.
  • Контрольная работа Методы воображения 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]