«Тренажер «Гросса» как средство адаптивной физической культуры»

Большинство упражнений, направленных на улучшение функционирования опорно-двигательного аппарата обладают стандартной структурой проведения в положении сидя или лежа.

При этом в вертикальном положении упражнений не подразумевается. Именно из-за такого положения дел, ребенок испытывает недостаток в движении, а это негативно сказывается на общем состоянии.

В последнее время число заболеваний связанных с опорно-двигательной системой существенно возросло. В свою очередь такая статистика стала серьезным поводом для беспокойства.

Поэтому, использовав знания о резервных возможностях человека, специалисты занялись усовершенствованием существующей формы реабилитации. Причем существенным преимуществом методики является реабилитация пациента посредством физического развития, а не лечением медикаментозными препаратами.

Особенности тренажера Гросса

Для помощи в реабилитации детей с ДЦП специалисты разработали тренажер Гросса.
Это современная технология, которая помогает совершать передвижения по всему пространству. Кроме того, с помощью такого тренажера можно совершать вращения вокруг своей оси.

При этом подвижность ног и рук ребенка сковываться не будет, а специальные элементы производят страховку, предотвращающую падение.

Если комплексные занятия проводятся регулярно, что необходимо для улучшения жизни детей с ДЦП и повышает их шанс адаптации в обществе.

Пред внедрением нового изобретения, методика, как и сам тренажер Гросса подвергся апробации. В качестве испытуемых выступили дети младшего и дошкольного возраста с пораженным опорно-двигательным аппаратом.

Таким образом, при увеличении нагрузки, которую может выдерживать ребенок, происходит формирования правильных двигательных навыков.

Дети с ДЦП после таких занятий получают возможность ходить, сидеть, стоять, удерживать в правильном положении голову.

Тренажеры для снятия спастичности, укрепления мышц, улучшения координации

К данной категории относятся различные массажные коврики, специальные велосипеды, беговые дорожки и целый комплекс приспособлений, которые используются в лечебной физической культуре (ЛФК) для улучшения общего состояния ребенка.

Примеры реабилитационных тренажеров данной категории: массажный коврик, сухой бассейн, велосипед «Рифтон».

Для чего используется устройство Гросса?

В настоящее время тренажер Гросса активно используется для того, чтобы обучить больного статике и движениям. Кроме того, он решает некоторые иные задачи:

  • расслабление мышц если отмечается гиперкинез и гипертонус;
  • обеспечивается нормальная подвижность конечностей в области суставов и происходит стимуляция функций мышц, находящихся в покое;
  • развиваются координационные способности;
  • происходит тренировка регулирования и соразмерения динамических, пространственных и временных движений.

Кроме того, при помощи тренажера Гросса можно восстановить подвижность пациентов после спинномозговых травм, заболеваний опорно-двигательного аппарата, инсульта и детского церебрального паралича.

Прежде всего, тренажер создает условия для того, чтобы появилась возможность без затруднений развивать работу моторики и опорно-двигательного аппарата, а также позволяет стабилизировать опороспособность.

То есть во время работы с тренажером происходит формирование тех схем движений, которые отсутствуют у больного.

Какими возможностями обладает тренажер?

Функциональные возможности:

  1. Занятия с тренажером обеспечивает четкое программирование структуры выполнения любых телодвижений, а также величину нагрузок и их характер.
  2. Во время тренировок происходит применение режимов работы мышц. Использовать такие возможности без тренажера практически невозможно.
  3. При этом происходит правильное распределение и дозировка нагрузки, которая оказывается на опорно-двигательный аппарат. Эти процессы осуществляются с такой точностью, что позволяют реабилитироваться после травм и нарушений двигательных функций.

Для детей с ДЦП, помимо тренажера была разработана специальная методика, по которой проводятся занятия. В ее комплекс входит не только занятия на тренажере Гросса, но и использование другого оборудования, применение массажа и лечебная гимнастика.

Чтобы выполняемые мероприятия возымели должный эффект, обязательно выполняется фиксирование всех результатов и выполняемых действий в специальном дневнике.

Тренировку рекомендуется осуществлять только при четком наблюдении методистов. В некоторых случаях может потребоваться помощь сразу нескольких специалистов.

В основном это происходит при невозможности выполнения упражнений самостоятельно. После того как несколько раз методика была проведена с профессионалами, следует проба самостоятельного выполнения всех мероприятий.

Благодаря методике занятий на тренажере Гросса значительно снижается уровень скованности ребенка. При этом у пациентов пропадает страх перед пространством и препятствиями.

Рекомендации к использованию тренажера:

  • перед каждым уроком, необходимо проверить все элементы крепежа и соединений на исправность;
  • не стоит забывать, что базовый комплект подходит только для детей, не достигших десятилетнего возраста;
  • ни в коем случае нельзя оставлять ребенка без присмотра.

Игры с телом

Игры с руками

Например, специалист протягивает руку к ребенку со словами: «Давай поздороваемся»
. Но рука ребенка уходит в сторону или назад. Поэтому работу начинаем именно с этого движения. Инструкция помогает ребенку сосредоточиться на движении и своих ощущениях, и осознать их. «Твоя рука хочет поиграть. Давай с ней поиграем. Рука ушла вверх, она напряженная, жесткая, сильная, вот и удержи ее там и усиль это движение. Я буду считать до 3 (5). На счет три (пять) ты сделаешь очень большое усилие, чтобы ее удержать в этом положении и усилить движение. А теперь расслабь ее и дай отдохнуть. Теперь она мягкая, расслабленная, тяжелая».

Счет необходим при выполнении упражнения, так как он обозначает начало и завершение процесса напряжения, и переход к следующему этапу — расслаблению. Специалист прикасается к руке, но не выполняет упражнение за ребенка. Этот жест может обозначать «Я с тобой» и помогает ребенку сконцентрироваться на тех процессах, которые происходят в этой руке.

Гиперкинез — это непроизвольное движение, связанное с повышением мышечного тонуса, то есть напряжением. Напряжение не может продолжаться постоянно, да еще при его усилении. Поэтому после окончания упражнения (на счет 3, 5) рука расслабляется. Ребенок получает первый опыт произвольного напряжения и последующего расслабления, которые им осознаются. Упражнение повторяется еще 2 раза. Для лучшего расслабления руки, осторожно ее потряхиваем. Для этого аккуратно придерживаем локоть ребенка левой рукой, а правой, удерживая за пальцы, легко потряхиваем. Приподнимать руку (ногу) нужно не более чем на 7-10 см от поверхности, на которой лежит ребенок.

Но самое важное на всех этапах работы с телом — это активное участие самого ребенка, его включенность в процесс, осознавание им того, что происходит с его рукой, ногой, телом и пр. Это очень важно. Далее, идем по часовой стрелке. Переходим к левой руке. «А чего хочет эта рука?». Начинаем с движения, которое предлагает ребенок. Повторяем все процедуры: упражнение на напряжение и потряхивание для левой руки.

Следующее упражнение направлено на закрепление дифференциации ребенком ощущений напряжения и расслабления. «Ручка-столик»

. Ребенок лежит на татами. Помогаем ему вытянуть правую руку вверх и разжать пальцы (если на первых занятиях пальцы не разжимаются, работаем с кулаком). Специалист кладет свою ладонь на ладонь (кулак) ребенка, при этом фиксируя локоть. Немного придавливая ладошку (кулачок), мы искусственно создаем напряжение в руке. Считаем до 5. Затем осторожно стряхиваем руку, и оставляем в покое. Комментируем то, что происходит: «Сначала рука была жесткая, напряженная, а теперь мягкая, тяжелая, расслабленная, она поработала, а теперь отдыхает». Упражнение делаем 3 раза. Тоже делаем с левой рукой.

Игры с ногами

Первое упражнение мы выполняем, ориентируясь на потребности тела конкретного ребенка. Все как с руками. Каждое движение выполняем на 3-5 счетов, по 3 раза. После каждого упражнения на напряжение, осторожно стряхиваем ноги. Для этого правой рукой придерживаем ногу ребенка под коленной чашечкой, а правой держим за пальцы ноги. Приподнимаем ногу на 7-10 см над поверхностью татами и осторожно потряхиваем.
Следующее упражнение поможет закрепить опыт ребенка различать напряжение и расслабление. «Крепкие ножки»

. Специалист стоит на коленях у ног ребенка. По возможности выпрямляем и приподнимаем ноги ребенка, одной рукой придерживаем колени, чтобы ноги не сгибались, другой — придерживаем стопу и упираемся животом в ноги. По счету начинаем наклоняться вперед, используя ноги ребенка как опору, искусственно создавая напряжение. Удерживаем напряжение до 5. Теперь, помогая ребенку снять напряжение, потряхиваем ноги (см. выше).

Игры с шеей и головой

Мягко подводим руки под шею ребенка, так что его голова лежит в сложенных лодочкой руках, осторожно потягиваем шею на себя. «Сейчас я покачаю твою голову». Движения медленные, осторожные делаем 3-5 раз.
«А теперь поиграем с головой и шеей. Я поворачиваю твою голову направо, а ты ее немного удержи в этом положении». Мягко поворачиваем голову ребенка вправо, осторожно фиксируем, положив руку на щеку, ближе к уху, и считаем до 3-х (5). «Теперь голова лежит прямо и, я ее снова покачаю». Специалист мягко покачивает голову ребенка. «А теперь поворачиваем голову налево. А ты ее удержи, пока я буду считать до 3-х (5)». И снова мягкие покачивания. Повороты головы делаем по 3 раза в каждую сторону.

Аналогично выполняем наклоны головы вперед и назад. Главное, чтобы ребенок удерживал заданное положение до окончания счета. Специалист чуть-чуть придерживает, немного помогает удержать, задает движение, но все это на первых этапах работы, когда ребенок только входит в процесс работы с телом.

Игры с туловищем

Осторожно берем ребенка за талию и, чуть-чуть приподнимая вверх, покачиваем. Сейчас ребенок пассивен, он чувствует, как освобождается от напряжения его позвоночник. Упражнение делаем 3-5 раз. Упражнение «Растяжка»
помогает снять мышечные зажимы, гармонизировать внутреннюю энергию ребенка.

«Вертикальная растяжка»

. Начинаем с правой стороны тела ребенка. Специалист осторожно придерживает правую руку в области запястья и правую ногу в области лодыжки и по счету начинает легко тянуть руку вверх, а ногу вниз. Считаем до 3-х. На счет 3 движение прекращается. Очень важно просто обозначить движение, ребенок выполняет его сам. Делаем упражнение 3 раза. Затем специалист переходит к левой стороне тела ребенка. Растяжка повторяется 3 раза с левой стороны.

«Диагональная растяжка»

. Выполняется так же, как «вертикальная растяжка», только правая рука потягивается с левой ногой, а левая рука с правой ногой. Выполняется также по 3 раза. Закончить растяжку нужно потряхиванием рук и ног. Очень хорошо, если на занятии присутствует родитель или другой специалист, тогда проводится потряхивание одновременно рук и ног. Один специалист потряхивает руки, другой — ноги ребенка. Если работает один специалист, то потряхиваем сначала руки ребенка, потом — ноги.

Результаты работы с телом можно почувствовать и оценить сразу: изменяется тонус мышц, они становятся менее напряженными, более расслабленными. Но самое важное, что такая работа воспринимается детьми очень позитивно, дети играют с большим удовольствием, сотрудничают со специалистом, другими детьми и родителями.

Очень часто в процессе работы с телом ребенка с ДЦП возникают вибрации, мышечная дрожь в руках, ногах. А.Лоуэн особое значение в процессе терапии уделял вызыванию у пациента непроизвольных мышечных сокращений (мышечная дрожь, тремор, вибрации). Поэтому этого не нужно бояться. Нужно привлечь внимание ребенка к этому процессу и дать процессу завершиться, не пытаясь его прервать: «Твоя ножка танцует. Почувствуй этот танец, дай ей его закончить». Так, по мнению Лоуэна, восстанавливается движение энергии в мышцах. И это свидетельствует о позитивных изменениях в теле ребенка.

Такая работа с телом помогает ребенку развивать кинестетическую чувствительность, то есть способность воспринимать и анализировать движения собственного тела, расширять диапазон движений, осознавать и контролировать потребности тела. Работа с телом приводит к развитию двигательных возможностей, улучшению координации движений, уменьшению гиперкинезов и спастики, улучшению дыхания и психоэмоционального состояния ребенка.

Дыхательные упражнения

Подробно этот этап работы описан нами в «Программе» (См. «Литература», 6). После работы с телом с использованием психофизических упражнений, можно переходить к двигательным упражнениям. Это могут быть упражнения из йоги и психодинамические медитации (см. там же). Мы приводим еще несколько упражнений, придуманных нами в процессе занятий с детьми с тяжелой двигательной патологией.

Игровые двигательные упражнения

Упражнение «Леопард на охоте»
мы рекомендуем проводить после упражнения «Добрые и злые кошки» (См. «Литература», 6).

«Леопард на охоте»

(авторское)
Цель:
развитие двигательных навыков, координации движений, получение нового двигательного опыта, формирование позитивного отношения к себе в ситуации успеха.
Содержание:
Исходное положение: дети сидят на пятках с упором на колени вокруг мягкого модуля. «Жил-был леопард. Он был смелый и ловкий и очень любил охотиться. Но, сначала он сидел в засаде, чтобы его никто не заметил и ждал добычу (дети группируются: опускают голову к коленям, лицом в тыльную сторону ладоней, поза расслабленная, свободная). А потом, подкрадывался и — прыгал (дети приподнимаются на руках и, помогая ногами, падают на мягкий модуль)». На последующих занятиях инструкция короткая: «Леопард спрятался, притаился (группировка). Теперь подкрадывается (несколько движений руками, похожих на движения кота, который точит коготки). И прыгает (прыжок на мягкий модуль). Повторяем 3 раза.
Оборудование:
большой мягкий модуль «Остров».

«Складной нож»

(из йоги)
Цель:
развитие координации движений, растяжка позвоночника,
Содержание:
Исходное положение: лежа на правом боку — поза зародыша. Затем «нож раскрылся»: по инструкции дети одновременно вытягивают руки вверх, а ноги вниз, удерживаясь на боку. Упражнение выполняется медленно, под спокойную музыку. Теперь «нож» складывается. Медленно, чуть-чуть расслабленно дети подтягивают руки к груди, а ноги — к животу. «Нож» сложился. Выполняем упражнение 3 раза на правом боку. Затем дети перекатываются на левый бок и повторяют упражнение еще 3 раза. Дети с тяжелой двигательной патологией на первых этапах работы нуждаются в помощи родителей или специалиста.
Оборудование:
спортивные татами для каждого ребенка.

«Колбаска»

(авторское. За идею большое спасибо девочке Наде)
Цель:
гармонизация энергетического потенциала тела, развитие координации движений, приобретение нового двигательного опыта, работа со страхом перед необычными движениями.
Содержание:
Исходное положение: лежа на спине. Специалист осторожно фиксирует руками лодыжки и начинает мягко задавать повороты тела ребенка вправо и влево. Сначала очень медленно, затем быстрее.
Оборудование:
спортивные татами для каждого ребенка.

Упражнения на сенсорном мяче

. Попытки адаптировать для детей с тяжелой двигательной патологией энергетические упражнения А. Лоуэна «Арка Лоуэна» и «Дуга Лоуэна» привела нас к импровизации с использованием сенсорного мяча.
Цель:
гармонизация внутренней энергии ребенка, снятие мышечных зажимов, растяжка позвоночника.
Содержание:
Кладем ребенка лицом вниз на сенсорный мяч. Подводим руки под живот и мягко покачиваем. Это поможет ему расслабить спину. Затем 3-5 мягких, скользящих движений рукой по позвоночнику сверху вниз, комментируем: «Спинка расслабляется, тело как будто растекается по мячу». Теперь мягкими, скользящими движениями ведем по рукам от плеч к кончикам пальцев рук: «Ручки расслабились и повисли», тоже с ногами — ведем от бедра к стопе: «Ножки расслабились и повисли». «Все тело расслабленное, как будто растеклось по шару». Далее можно покачать мяч вперед и назад. Переворачиваем ребенка, теперь он лежит на мяче лицом вверх. Повторяем процедуру. Заканчиваем покачиванием на мяче. Через несколько занятий можно закончить катанием на мяче, когда вы придерживаете ноги ребенка, а он пытается руками достать до пола, если это принесет ему удовольствие.
Оборудование:
большой сенсорный мяч.

«Башня»
Цель:
развитие концентрации внимания, активизация двигательного потенциала, улучшение самооценки и самоотношения, формирование мотивации к деятельности.
Содержание:
Из мягких модулей строится высокая башня: модули ставятся друг на друга. Если дети могут, они помогают строить, если нет — строят специалист и родители. Башня строится для каждого ребенка. Задача ребенка — разрушить башню. Все присутствующие подбадривают его и поддерживают.
Оборудование:
мягкие модули «Камешки».

«Освободись!»
Цель:
повышение энергетического потенциала ребенка, преодоление страхов и фобий, формирование позитивной самооценки и самоотношения.
Содержание:
Ребенок лежит на ковре или спортивных татами. Специалист объясняет: «Сейчас мы тебя закроем подушками. Я буду считать до 3-х, а потом скажу: «Освободись!». И по команде ты постараешься раскидать все подушки побыстрее. Чем быстрее, тем лучше!».
Оборудование:
мягкие модули «Трапеция» 6 штук.

«Тоннель»
Цель:
повышение энергетического потенциала, улучшение психофизического и эмоционального состояния и дыхания, улучшение самооценки и самоотношения, формирование мотивации к деятельности.
Содержание:
Мягкий модуль «Перекати-поле» кладем горизонтально перед ребенком, даем инструкцию: «Перед тобой тоннель, тебе нужно пролезть через этот тоннель, а я (мама) буду ждать с другой стороны». Помогаем ребенку, если это необходимо, залезть внутрь и переходим к другому концу трубы. В этот момент эмоциональная поддержка и сопереживание необходимы ребенку.
Оборудование:
мягкий модуль-труба «Перекати-поле».
Предостережение!
Это очень сложное в психологическом плане упражнение для детей, которые получили травму при рождении, боятся замкнутого пространства. Поэтому при выполнении его ребенком, особенно в первый раз, специалист должен соблюдать максимальную осторожность и следить за эмоциями детей. При проявлении ребенком тревоги, нужно помочь ему быстро выбраться из трубы, похвалить, сказать, что это было непросто, но он справился. Преодолеть свой страх — непростая задача. Как правило, при правильном сопровождении уже на втором занятии ребенок в большей мере сам справляется с этим заданием.

«Запуск ракеты»
Цель:
повышение самооценки, преодоление страхов, фобий, формирование мотивации к деятельности.
Содержание:
Из мягких модулей «Камешки» строим лестницу. Самый высокий модуль — космодром, откуда ракета (ребенок) будет запускаться в космос. Космос — мягкий модуль «Остров», который размещается за космодромом. Для того, чтобы отправить ракету в космос — сбросить ребенка на модуль, нужно, чтобы он поднялся по лестнице и приготовился к запуску. Конечно, дети не могут идти по ступенькам самостоятельно, им помогают специалист и родители. Но они очень стараются идти ножками, настраиваются на полет и на счет 3 падают на мягкий модуль. Это упражнение вызывает бурю положительных эмоций, восторг от ранее не испытанного ребенком ощущения полета и приземления.
Оборудование:
мягкий модуль «Остров», мягкие модули «Камешки».

Завершается каждое занятие 5 минутной релаксацией при выключенном свете с использованием специального оборудования для «Сенсорной комнаты»: светильник «Световолокно», тактильно-световая пузырьковая колонна, проектор «Меркурий». Включается приятная медленная музыка. Каждый ребенок находит свое место для отдыха.

Эффективность доказанная практикой

На сегодняшний день можно отметить следующие показатели при использования тренажера детьми с ДЦП:

  • 20 % детей с диагнозом ДЦП приобрели способность самостоятельно передвигаться;
  • 30 % смогли пойти в общеобразовательные учебные заведения;
  • 40 % отправились в специализированные школы;
  • 50 % после занятий активизировали речевое и эмоциональное общение;
  • 70 % смогли улучшить психическое состояние;
  • 75 % благодаря занятиям снизили патологическую активность тонических рефлексов;
  • 85 % откорректировали и улучшили координацию движений;
  • 90 % активизировали возможность самостоятельного движения, признаки которого ранее отсутствовали.

Тренажеры для развития и укрепления основных бытовых навыков

К данной категории относятся тренажеры для тренировки скручивающих движений кистей, мелкой моторики, координации движений верхних конечностей, движения захвата предметов, движений сгибания-разгибания пальцев, для повышения подвижности суставов верхних конечностей, а также для развития основных бытовых навыков.

Примеры реабилитационных тренажеров данной категории: панель с колышками, панель для эрготерапии, развивающий комплекс «Дон», стол для механотерапии.

Тематический словарь

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]