Елена Камаровская — Помогите, у ребенка стресс! Страница 8


Причины появление стресса

Проявление подобной недуги появляется по-разному, в зависимости от возраста ребенка.

  • До 2-х лет. Отсутствие или частые разлуки родителей, в частности мамы, смена обстановки или частые переезды места жительства, которые негативно сказываются на распорядке дня, плохом сне и питания.
  • Дошкольный возраст до 4 лет. Наличие родителей и их отсутствие, главная причина. Смена обычного места обитания, развод родителей, детские страхи, появление нового человека (часто при разводе родителей).
  • 4-7 лет. В этом возрасте, основная причина вызвана походами в детский сад. Ребенок впервые остается на длительное время без родных. Не восприятие коллектива и сверстников. Частые ссоры между родителями.

Профилактика стресса у подростков – важная задача родителей, педагогов, психологов. Стрессы – это часть жизни любого человека. Жизнь без стресса невозможна. Небольшие стрессы не опасны для здоровья человека, но если стресс значительно влияет на здоровье, самочувствие, вызывает слишком много неприятных эмоций, человеку нужна помощь.

У подростков примерно в 12 лет начинается активная гормональная перестройка. Поэтому может возникнуть бурная реакция даже на самый небольшой стресс. Многие взрослые люди знают, как правильно справиться со стрессом. Подростки не имеют достаточно опыта и силы воли, чтобы самостоятельно исправить ситуацию, поэтому должны помочь взрослые. Если не научить ребенка в этом возрасте справляться с эмоциональными, психологическими трудностями, то он не сможет стать открытой, гармоничной личностью.

Как помочь подростку?

Если ситуация кажется родителям слишком сложной, можно обратиться к психологу.Не каждый подросток согласится на общениес психологом,в этом случае специалист может помочь родителям, дать советы, как вести себя с подростком, как установить контакт.

Родители должны следить за состоянием ребенка-подростка и при появлении признаков стресса или для профилактики их следовать рекомендациям:

  • Нужно создать дома комфортную психологическую обстановку. Каждый член семьи при возникновении трудной ситуации должен находить помощь и поддержкув кругу семьи. Нужно на собственном примере научить ребенка обсуждать неприятности и проблемы, даже самые интимные, дома, а не в сомнительной компании на улице.
  • Следует адекватно оценить способности, таланты и увлечения своего ребенка. Когда человек занимается тем, что ему нравится, вероятность стресса минимальна. Не нужно перегружать подростка. Лучше оставить одну секцию, самую перспективную. И родители,и сам подросток должны понимать, что главное не рекорды,а гармоничное развитие во всех отношениях.
  • Норма сна у подростков8–10 часов. Именно за это время организм способен полностью восстановиться. Хронический недосып приводит к снижению работоспособности, хронической усталости. Ложиться спать и вставать надо в однои то же время. Не рекомендуется избегать отхода ко снув рассерженном состоянии или слишком рано. Использование водных процедур перед сном — прохладный душ (небольшое охлаждение тела является одним из элементов физиологии засыпания). В некоторых случаях можно применять теплый душ (комфортной температуры) до ощущения легкого мышечного расслабления. Использование контрастных водных процедур, излишне горячих или холодных ванн не рекомендуется.
  • Оптимальная физическая нагрузка. В сочетаниисо сменой обстановки движение гармонизирует психику, нейтрализует действие стресса, помогает успокоиться. Регулярная физическая активность позволяет снять напряжение и повысить выносливость организма к воздействию различных стрессов. Любая физическая нагрузка в тренировочном режиме должна быть регулярной и строиться по принципу:
  1. 15 мин. разминка в легкоми умеренном темпе,
  2. 20–30 мин. активных нагрузок,
  3. 10–15 мин. «разминка» в легком темпе.
  • Нужно незаметно следить за режимом дня ребенка. Подросток должен высыпаться, не сидетьза компьютером больше 1,5 часов в день, проявлять оптимальную физическую активность. Гимнастика против стресса.

1. Растягивание плеч. Встаньте прямо и положите руки на плечи.В тот момент, когда Вы делаете вдох, поднимайте локти рук, как можно выше и опрокиньте голову назад. На выдохе вернитесь в исходное положение. Повторите это упражнение несколько раз, чтобы снять напряжение в шее, плечах и спине.

2. Дотянуться до звезд. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Во время вдоха вытяните руки вверх и потянитесь так, как будто Вы пытаетесь дотянуться до звезд.На выдохе опустите, и встряхните руки, примите исходное положение. Повторить 5 раз.Для большего эффекта от упражнения старайтесь дышать очень глубоко и растопыривайте пальцы рук в тот момент, когда Вы тянитесь к верху.

3. Медленные вдох и выдох.Для начала сделайте медленный вдох, считая при этом до 4, потом, когда Вы досчитайте до 4, задержите дыхание секунд на 5–6 и медленно выдохните. Повторите данное упражнение раз 5 – 6. Так же данное упражнение Вы можете делать перед сном для того, чтобы потом было легче заснуть.

  • Лучше всего научить ребенка справляться с трудностями получается на собственном примере. Нужно быть оптимистом, не поддаваться панике, обсуждать с подростком свои проблемы. Иногда простая беседа с подросткамио стрессе дает отличные результаты.
  • Обязательно нужно ценить успехи и достоинства подростка, а из неудач помогать извлекать полезный опыт. Это поможет избежать комплекса неполноценности.

Последствия стресса у детей

Как уже говорилось, стресс — это закономерная и неизбежная реакция организма, которая в некоторой степени приспосабливает его к новым условиям. Таким образом сам организм пытается выжить. Однако затянувшиеся пребывание в этом состоянии неизбежно будет иметь негативные последствия для всей целостной биологической системы.

Негативные последствия

Большинство стрессов носит негативный отпечаток. Проявляется это зачастую следующим образом:
Возрастает склонность к заболеваниям
. Вчетверо повышается риск возникновения сердечно-сосудистых болезней. От 10% до 25% детей при длительном пребывании в стрессовом состоянии страдает обострением хронических заболеваний внутренних органов. Даже у здорового ребенка на нервной почве часто развиваются гастриты и другие проблемы пищеварительной системы. Ослабляется иммунитет, и как следствие повышается риск инфекционных заболеваний.

Нарушается сон

. Даже после кратковременного стресса может возникнуть, например, бессонница во время подготовки или после сдачи экзаменов. Что касается детей до 5 лет, то у них проявляется состояние частыми подъемами среди ночи, желанием поспать с родителями, а также требованием оставить свет в комнате.

Появляются психологические проблемы

. Развитие депрессии, повышение риска совершения суицида, что особенно ярко наблюдается у детей подросткового возраста.

Проблемы с едой, ее усвоением

. Часто у детей, живущих в регулярном стрессе, наблюдается избыточный вес (при повышении аппетита) или, наоборот, катастрофическое его понижения (когда аппетит отсутствует). В первом случае ребенок «заедает» свои проблемы, во втором он находится настолько в подавленном состоянии, что его организм просто отказывается воспринимать пищу.

  • При длительном пребывании в стрессе притупляются реакции организма
    . Перестают выделяться в достаточном количестве гормоны адреналин и кортизол. В результате ребенок не сможет правильно среагировать в экстремальной ситуации. В более мягком варианте это может выглядеть, как провал на экзамене при полной готовности. В спорте о таком состоянии говорят «перегорел».
  • Позитивные последствия

    Последствия стресса ребенка могут быть и позитивными. Обычно они кратковременные и не наносят столь глубокого ущерба для психики, как негативные.

    Природа позаботилась таким образом о выработке защитных реакций на внешние раздражители, что позволяет быстрее адаптироваться. Например, на этом основано закаливание всего организма через обливания. Во время спортивных тренировок стрессовое состояние позволяет выработать необходимые условные рефлексы. Укрепляется психика, появляется возможность быстро принимать решения в экстренных ситуациях.

    Позитивный стресс возникает под действием не только страха или шока от смены привычного состояния, но даже при неожиданном положительном событии. Скажем, если к ребенку раньше вернулся отец из командировки.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]