Сказкотерапия. Копилка психологических сказок для детей от 5 лет

СБОРНИК СКАЗОК ДЛЯ СКАЗКОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ценность сказок для психотерапии, психокорекции и развития личности ребенка заключается в отсутствии в сказках дидактики, неопределенности места действия героев и победе добра над злом, способствует психологической защищенности ребенка. События сказочной истории естественно и логично вытекают друг из друга. Таким образом ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире. Читая или слушая сказку, ребенок «вживается» в рассказ. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими персонажами. При этом развивается способность ребенка почувствовать себя на месте другого. Именно это и делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

СБОРНИК СКАЗОК

ДЛЯ СКАЗКОТЕРАПИИ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Терапевтический эффект —

привыкание ко сну в детском саду
.
Возраст детей: 2-5 лет.

Сказка для сказкотерапии для детей дошкольного возраста:

«СОН КОЛОБКА»

Жил у бабушки и дедушки Колобок. Он был послушным, а потому никуда не убегал от них. Каждое утро Колобок катился по дорожке в детский сад. Там он играл с друзьями, веселился, пел всем свою любимую песенку о себе, а когда вечером он возвращался назад к бабушке и дедушке, то всегда говорил им, что интересного произошло с ним сегодня в саду. Все нравилось Колобку в детском саду, кроме одного — он не мог лечь в обед в саду спать: плакал, капризничал, долго не мог заснуть, даже пробовал скатываться с кроватки и пытался покатиться из садика домой к бабушке и дедушке. Но однажды его воспитательница — Лисичка, вовремя успела остановить его на пороге детского сада и принести его обратно в группу. Она положила Колобка назад в удобную кроватку, укрыла его теплым одеялом и спросила.

— Почему ты, Колобок, не любишь спать в саду?

— Потому что это так грустно, лежать в кроватке с закрытыми глазами и ничего не видеть. Это так не интересно!

— А ты не просто лежи, а попробуй заснуть, чтобы увидеть интересные сны! — Ласково сказала Лисичка.

— Сны? Я не знаю, что такое сны. Они мне никогда не снятся.

— Ложись удобнее и я научу тебя видеть сны … — сказала Лисичка.

Тогда воспитательница Лисичка посоветовала Колобку не просто лежать в кроватке с закрытыми глазками, а расслабиться, почувствовать какая теплая и удобная у него кроватка и попробовать помечтать о чем-то приятном.

Колобок закрыл глазки и попытался сделать все так, как ему сказала Лисичка. И произошло чудо — он заснул и увидел хороший сон. Ему приснился веселый зайчик, который прыгал с ним, потом Волк играл с ним в игру «Догони меня» — и им было очень весело, потом Мишка танцевал с ним под радостную, веселую музыку. А еще Колобку приснилась его воспитательница Лисичка, в его сне она была такая же добрая и приветливая, как и на яву. Она играла с ним в прятки. А потом Колобок со всеми животными: зайчиком, волком, мишкой и воспитательницей Лисичкой взялись за ручки и по кругу заплясали веселый хоровод. Вот такой хороший сон увидел Колобок.

Когда он проснулся — у него был веселый и бодрый настрой. Он сразу рассказал воспитательнице и всем зверям в саду свой увлекательный сон.

С тех пор, Колобок с нетерпением ждал обеда в детском саду, чтобы увидеть новый интересный сон.

Терапевтический эффект — осложненная адаптации ребенка к условиям детского сада.

Возраст детей: 2-5 лет.

Сказка для сказкотерапии для детей дошкольного возраста:

«РЫБКА БУЛЬ-БУЛЬ»

Жила в море маленькая рыбка-Буль-буль. Каждое утро она приплывала в морской детский сад, но ей было очень грустно, она часто плакала, потому что не хотела ни с кем подружиться, ей было совсем не интересно в морском саду и все, что она делала — это плакала и ждала, когда же приплывет мама и заберет ее домой.

В этом саду была воспитательница, но она была не обычная рыбка, а золотая. Ее так и звали — воспитательница Золотая рыбка. И вот, однажды, она сказала я маленькой рыбке Буль-буль:

— Я помогу тебе, я волшебная Золотая рыбка и сделаю так, чтобы ты больше не плакала в детском саду, чтобы тебе не было грустно. Махнула Золотая рыбка-воспитательница своим хвостиком — и произошло чудо — рыбка Буль-буль перестала плакать, она подружилась с другими маленькими рыбками в группе и они вместе играли, смеялись и резвились в морском саду. Буль-буль даже было странно — почему же она раньше не замечала, какие дружелюбные рыбки с ней рядом в детском саду и как весело и интересно проводить с ними время!

С тех пор Буль-буль с удовольствием каждое утро плыла в садик, ведь знала, что там ее ждут ее друзья.

Терапевтический эффект — позитивный настрой на посещение детского сада,

Возраст детей: 2-5 лет.

Сказка для сказкотерапии для детей дошкольного возраста:

«ЗАЙЧИК В ДЕТСКОМ САДУ»

В сказочном лесу жила мама Зайчиха и была она самая счастливая на свете, ведь у нее родился маленький зайчонок. Она назвала его Пушистик. Мама очень любила своего зайчика, ни на минуту не отходила от него, гуляла, играла с ним, кормила его вкусной капустой, яблочком, а когда он начинал плакать, мама вместо пустышки давала ему сочную морковку и зайчонок успокаивался.

Прошло время и Пушистик подрос. Мама решила отвести его в лесной детский сад, в который ходили все маленькие звери этого леса. И вот, однажды, мама привела своего зайчика в детский сад. Пушистик расплакался, ему было страшно и грустно без мамы, он не хотел там оставаться. К нашему зайчику подошла воспитательница, рыженькая Белочка. Она была хорошая и очень любила всех маленьких лесных зверьков. Белочка взяла его на ручки и нежно прижала его к своей пушистой, меховой шубке. Воспитательница пожалела, успокоила зайчика и познакомила его с другими зверушками, которые ходили в детский сад. Она познакомила его с маленькой веселой лисичкой, добрым мишкой, дружелюбным ежиком и другими зверушками.

Все зверушки очень обрадовались, что в их лесном саду появился новенький — зайчик. Они начали играть вместе с ним в игры, гуляли на зеленой лужайке, потом поели, отдохнули в кроватках. И вот за зайчонком пришла мама, чтобы забрать его домой. Как же она обрадовалась, когда увидела, что ее зайчик не плачет, а весело играет в саду! Пушистик всю дорогу домой рассказывал маме, с кем он познакомился в саду, и как интересно и весело ему было играть с новыми друзьями. Мама гордилась своим зайчиком и радовалась тому, что Пушистик понял, что плакать в детском саду не стоит, потому что там совсем не страшно, а наоборот весело и интересно.

Терапевтический эффект –снижение у ребенка страха врачей и уколов.

Сказка для сказкотерапии для детей дошкольного возраста:

«О ВИРУСАХ И ПРИВИВКАХ»

Случилось это очень давно. В большом теплом болоте поселилось Чудовище. Не было от него людям покоя. Пошли люди к Ивану-богатырю просить помощи. И пошел Иван-богатырь, и сражался с чудовищем. Три дня и три ночи они дрались. Наконец Иван-богатырь победил.

Чтобы отомстить людям, Чудовище, умирая, выплюнуло целые полчища маленьких, сгорбленных, агрессивных пришельцев – вирусов. Они расползлись по всему миру, проникли в организмы взрослых, детей, животных и вызвали очень тяжелое и опасное заболевание — грипп.

Многие люди и животные тяжело болели от гриппа, поскольку не знали, как себя защитить, как уберечься. Это случилось в древности, но, к сожалению, эти злые вирусы очень устойчивы и живучи.

Живут они и сейчас — в организме больных людей, на книгах, игрушках, посуде и других вещах, которыми пользовался больной.

Со слюной микробы попадают на тротуар или на землю. Когда слюна высыхает, вирусы становятся легкими как перышки, поднимаются с пылью в воздух и проникают в организм человека при дыхании.

Поселяются вирусы чаще всего в легких, там им тепло и уютно. Они начинают усиленно питаться и размножаться. Эти злые вирусы желают, чтобы все заболели.

Но хочу тебя успокоить, болеют не все! Те, кто заботится о своем здоровье и всегда соблюдает правила гигиены, а в особенности, всегда моет руки, могут не бояться — грипп им не страшен.

А люди придумали для лечения этих страшных вирусов лекарство-прививку, которую делают врачи. Эта прививка убивает все эти полчища злых вирусов и люди перестают болеть от гриппа.

Терапевтический эффект – снижение у ребенка страха темноты.

Возраст детей: 4-6 лет

Сказка для сказкотерапии для детей дошкольного возраста:

«В ТЕМНОЙ НОРЕ»

Два друга, Цыпленок и Утенок, пошли гулять в лес. По дороге они встретили Лисичку. Она пригласила друзей к себе в гости, в свою нору, пообещав угостить их вкусными сладостями. Когда малыши пришли к Лисичке, она открыла дверцу в свою норку и предложила им зайти первыми.

Только переступили порог Цыпленок и Утенок, как Лисичка быстро закрыла дверь на замок и засмеялась: «Ха-ха-ха! Как ловко я вас обманула. Побегу я теперь за дровами, разожгу огонь, нагрею воды и брошу в нее вас, малышей. Вот уже вкусный супчик у меня будет».

Цыпленок и Утенок, оказавшись в темноте и услышав насмешки Лисички, поняли, что попались. Цыпленок расплакался и стал громко звать свою маму, ведь ему было очень страшно в темноте.

А Утенок, хотя тоже очень боялся темноты, не плакал, он думал. И вот, наконец, придумал! Утенок предложил цыпленку вырыть подземный ход. Они начали со всех сил разгребать лапками землю. Вскоре в небольшую щель проник лучик света, щель становилась все больше, и вот друзья уже были на свободе.

— Вот видишь, Цыпленок, — сказал маленький Утенок. — Если бы мы сидели и просто плакали от того, что нам страшно сидеть в темноте — Лисичка бы нас уже съела. Надо всегда помнить, что мы сильнее и умнее наших страхов, а потому легко сможем с ними справиться! Цыпленок и Утенок обнялись и радостные побежали домой.

Пришла Лисичка с дровами, открыла дверь, заглянула в норку и замерла на месте от удивления … В норке никого не было.

Терапевтический эффект –снижение у ребенка тревожности по поводу страха
темноты.
Сказка для сказкотерапии для детей дошкольного возраста:

«ПОЧЕМУ СЕРЕЖА НЕ БОИТСЯ ЗАСЫПАТЬ САМ?»

Маленький Сережа лежал под одеялом и весь дрожал. На улице было темно. И в комнате у Сережи тоже было темно. Мама положила его спать и сама спала в своей комнате. А Сережа никак не мог заснуть. Ему казалось, что в комнате кто-то есть. Мальчик казалось, что он слышал, как в углу что-то шуршит. И ему становилось еще страшнее и даже маму позвать он тоже боялся.

Вдруг прямо на Сережину подушку приземлилась яркая небесная звезда.

— Сережа, не дрожи, — шепотом сказала она.

— Я не могу не дрожать, мне страшно, — прошептал Сережа.

— А ты не бойся так — сказала звезда и осветила своим мерцанием всю комнату. — Смотри, ни в углу, ни под шкафом никого нет!

— А кто это шуршал?

— Никто не шуршал, это к тебе проник страх, но его очень легко прогнать.

— Как? Научи меня, — попросил яркую звезду мальчик.

— Есть одна песенка. Только становится тебе страшно, сразу же начинай ее петь! — Так сказала звезда и запела:

Живет в лесу темном страшный маленький страх,

Живет он у болота в темных кустах.

И из леса не показывается страшный маленький страх,

Пугается страх света — сидит в своих кустах.

А еще боится смеха страшный маленький страх,

Как только рассмеешься ты, исчезает страх в кустах!

Сначала Сережа слушал песенку звезды, а затем и сам спел с ней. Именно тогда страх исчез из Сережиной комнаты, и мальчик сладко заснул.

С тех пор Сережа не боится засыпать в комнате без мамы. А если вдруг к нему снова придет страх, поможет волшебная песенка!

Терапевтический эффект — показать ребенку другую сторону чрезмерной капризности и вредности.

Сказка для сказкотерапии для детей дошкольного возраста:

«СКАЗКА О СОЛНЫШКЕ»

В далекой-далекой галактике, за много миллионов световых лет от нас живет семья Солнышек. Большое Солнышко — папа, меньшее Солнышко — мама, небольшое Солнышко — сынок и крошечное Солнышко — дочь. Все они живут дружной семьей. Вместе читают, придумывают странные истории.

Каждый из них с самого рождения имеет свою работу, которую выполняет постоянно без перерывов и отпусков — они освещают и греют планеты, которые вращаются вокруг каждого. И все бы ничего, да Солнышко-сынок славился своей капризностью: ​​капризничает, говорит «не хочу», «не буду» …

А у тебя такое бывает?

Мама с папой не знают, что делать, как растолковать сыну, что такое поведение не подобает Солнышку, потому что быть Солнышком — это большая честь, но в то же время и большая ответственность-ведь от тебя зависит жизнь на планетах. Там, где есть ответственность, нет места вредности.

Капризничал Солнышко-сынок и сегодня:

— Не хочу светить справа, не хочу стоять на одном месте так долго, не хочу так рано вставать … Возьму и не буду светить на планету Кипрана, где обитают живые существа. Отвернусь!

И отвернулся Солнышко-сынок от кипрян, и стало там темно-темно. Все жители испугались. Что же с ними будет дальше? Если солнышко не светит, то не растут растения, овощи и фрукты, а когда нет урожая, то нечего и кушать. А без пищи, как известно всем, живое существо умирает. Начали плакать маленькие детки — кипряне, потому что, они очень боялись темноты-казалось, что на них нападут монстры или что-то страшное. Но они не знали, что на самом деле почти все монстры тоже боятся темноты.

Кипряне не стали ждать смерти, собрали всех на совещание и начали рассуждать о том, как им дальше жить и что делать, чтобы Солнышко-сынок снова светило на их планету. Странные существа эти кипряне. На подбородке у них были выпуклые глаза, нос дышал и нюхал на животе, а рот разговаривал и ел на спине. И решить проблему они думали так: надо снять на видеокамеру просьбу к Солнышку. Для этого взяли последние фонари, собрали детей и все вместе рассказали Солнышку-сыну, как им без него тяжело жить. Дети, плача, рассказали о своих страхах. Затем, самые смелые запустили ракету и полетели к Солнышку. Летели несколько дней, чтобы передать просьбу.

Солнышко-сынок просмотрел запись (он любил смотреть мультфильмы), но эта запись оказалась печальной. Солнышку стало стыдно за свое поведение и капризы. Он даже расплакался вместе с детьми — кипрянами, которые так боялись темноты.

С тех пор Солнышко-сынок светил на все планеты в своей системе и не капризничал, а слушался папу и маму.

Какой молодец Солнышко-сынок!

А ты тоже не капризничаешь и слушаешься родителей?

Терапевтический эффект — научить детей перед сном ходить в туалет.

«МОКРАЯ ФЕЯ»

В одной волшебной стране под странным названием Нетландия жил мальчик Рома. Когда он ложился спать, в его сны прилетала поиграть Мокрая Фея. С ней было так весело! Вместе они могли улететь на другую планету, попутешествовать к Ниагарскому водопаду или просто посидеть у реки Кубань, спустив ноги в воду. Во сне можно было заказать разные времена года. И Рома часто заказывал лето. И Мокрая Фея тоже любила лето.

Звали Фею Мокрой, потому что она была похожа на улитку и оставляла после себя мокрый след. И, конечно, ей нравилась вода. Купаться она любила больше, чем другие развлечения.

Когда же Рома просыпался, то постель всегда была мокрой. И взрослые почему-то думали, что это сам малыш не доходит до туалета и делает лужу в постели. И действительно, так оно все и выглядело, и тут ничего не поделаешь. Но Рома был сообразительным мальчиком и решил в следующий раз, когда прилетит Мокрая Фея, поговорить с ней о мокрых следах. Так и сделал. И вот что он услышал от нее:

— Мне жаль, что из-за меня у тебя «мокрые» неприятности. Извини, но я так люблю играться с тобой во сне! Что же нам делать?

Рома ей ответил:

— Давай мы отныне будем играть в ванной комнате, где можно играть с водой.

— Давай, — сказала Мокрая Фея и добавила, — и еще, прежде чем ложиться спать, ты, Рома, а не забывай сходить в туалет. А когда в течение нашего путешествия захочешь в туалет, то только скажи, и мы вернемся домой, а потом продолжим игры.

— Хорошо — ответил Рома.

И вы, детки, к кому во сне прилетает Мокрая Фея, помните: перед сном обязательно сходите в туалет.

А как приснится, что хотите в туалет, проснитесь, проверьте (ущипните себя), чтобы понять, что это не сон.

Встаньте с кровати, дойдите до туалета, найдите унитаз и тогда … делайте свое мокрое дело.

Терапевтический эффект — научить детей придерживаться своих обещаний и выполнять обязанности

Методика сказкотерапии: функция притч и историй

В притче скрыта глубинная философия жизни. В этом типе рассказов мораль не завуалирована, как во многих других, а сформулирована прямо, так что ее не придется искать. Как правило, в одной притче заключен один жизненный урок, не больше.

Этот литературный жанр прекрасно подходит не только при работе с детьми, но и с подростками и даже взрослыми.

Нередко специалисты дополняют этот жанр, рассказывая афоризмы, истории, сказки, метафоры, анекдоты.

Например, истории могут иметь разное воздействие на людей – как терапевтическое, так и воспитательное. В каждой истории заключен смысл, который может быть интерпретирован по-разному – это будет зависеть от образа мышления каждой отдельной личности.

Правильно подобрав притчи и истории, вы поможете ребенку посмотреть на свои проблемы и страхи на оптимальной дистанции, на которой он также сможет увидеть и способы разрешения всех своих проблем. Кроме того, история хороша тем, что она имеет продолжительное терапевтическое воздействие на человека. Даже после окончания сеанса сказкотерапии история будет иметь свое действие, работать независимо от участия взрослого в лечении.

«ОБЕЩАНИЕ»

В соседнем дворе живет Артем. Он хороший и приветливый мальчик, ежедневно ходит в детский сад. Любит есть леденцы, качаться на качелях, съезжать с горок, ездить на самокате, велосипеде и еще много чего интересного, одним словом, все, что любишь делать и ты.

Случилось так, что Артем заболел и остался с папой дома. Очень кашлял, у него была высокая температура. За несколько дней, принимая лекарства, парень почти выздоровел. Папа оставался с сынишкой все время, потому что работал дома за компьютером. Маме приходилось каждый день ходить на работу.

Дома у Артема было много разных игрушек, в трех мешках. Когда наступало время играть, или наведывались друзья, Артем доставал из мешков игрушки и играл. Но после игры нужно было все складывать на места. Так учили мальчика мама и папа. И Артемке не всегда хотелось складывать игрушки, пожалуй, так же, как и тебе …

В последний день своей болезни Артем с самого утра играл игрушками. Прежде чем идти на работу и оставить дома сына с папой, мама напомнила ему не забыть перед обеденным сном спрятать игрушки в мешки. Сын пообещал выполнить просьбу. Но когда наступил обед, папа был очень занят работой, поэтому Артем поел сам и, забыв об обещании, лег спать, игрушки остались лежать разбросанными по полу.

Проснувшись, мальчик побежал к игрушкам. И как же он удивился, как разочаровался, когда не нашел ни одной. Артем даже начал плакать. Побежал к отцу и рассказал, что произошло. Папа успокоил сына, предложил подумать над этим. Они долго думали, разговаривали и пришли к выводу — игрушки ушли от Артема, ведь тот не выполнил своего обещания.

Надо вернуть игрушки! Но как это сделать? Папа предложил в интернете найти сайт «потерянные вещи» и пересмотреть перечень, чтобы отыскать игрушки. Так и сделали. Нашли игрушки, которые убежали от мальчика. Артем одновременно обрадовался, что игрушки нашлись, и загрустил из-за того, что не сдержал своего слова … Возник вопрос: «Как же их теперь вернуть домой?».

— Давай напишем письмо «потерянным вещям». В нем надо извиниться перед игрушками и пообещать выполнять свои обещания, — предложил папа. — Ты готов?

— Да! — ответил Артем.

— В тот же день папа с сыном отправили электронное письмо. И уже вечером раздался звонок в двери. Когда папа открыл, то увидели, что на пороге лежали все игрушки. Как обрадовался Артем!

— А ты бы обрадовался?

— С тех пор Артем без напоминания собирал игрушки на место и помнил, что обещания надо соблюдать.

— И вы, дети, тоже помните это правило!

Терапевтический эффект – Снизить детскую тревожность по поводу страха темноты.

Сказка как метод психологической коррекции

Марина Гаврилова

Сказка как метод психологической коррекции

Сказкотерапия – это лечение дошкольников сказками.

Наверное, нет такого ребенка, который не любит сказки. Испокон веков люди

использовали психотерапевтическое воздействие сказки для передачи знаний о

жизни. Смысл сказки, ее сюжет, мораль и характеры героев несут в себе ценное

нравственное значение, оказывая влияние на сознание малышей. Без сказки у

ребенка нет мечты, нет той волшебной страны, где сбываются желания.

Доступными для понимания словами в увлекательной форме сказка представляет

окружающую жизнь, людей и их поступки, их судьбы. За короткое время

показывает, к чему приводят те или иные поступки героя. Дает возможность

примерить на себя и испытать чужую судьбу, чужие радости и несчастья.

Сказкотерапия для дошкольников – это уникальная возможность пережить

жизненные ситуации без вреда для личной жизни и судьбы. Используя

зашифрованные в сказке опыты прошлых поколений, малыши проникают в мир

бессознательного, и на внутреннем уровне могут разглядеть свой собственный

мир переживаний и чувств.

Эта особенность ставит сказку в один ряд с самыми результативными способами

воспитательной и образовательной работы с дошкольниками.

В каких случаях необходима сказкотерапия для дошкольников?

«Лечение сказкой»

уместно, когда у ребенка наблюдаются поведенческие и

эмоционально-личностные проблемы: тревожность, агрессивность, капризность,

страхи, неуверенность в себе и застенчивость. Сказкотерапия используется в

работе с малышами, имеющими патологии психофизиологических функций:

нарушения слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, и с детьми сзаболеваниями аутистического спектра. Работать с детьми этой категории могут

только педагоги, психологи и логопеды.

Сказкотерапия может применяться и к абсолютно здоровому и нормально

развивающемуся малышу. С помощью сказок родители могут корректировать

поведение не совсем послушного ребенка.

Когда стоит обратиться за помощью к сказкотерапии?

Тогда, когда родители не могут справиться самостоятельно с возникшими

проблемами у дошкольника. Тогда, когда привычные методы перепробованы, но

значимого результата они не принесли.

Сказкотерапия это не просто способ воспитания, а прежде всего методика

психологической коррекции. И если родители не имеют должного опыта и

образования в данной области, то лучше доверить эту работу специалисту –

сказкотерапевту.

Виды сказок, применяемых сказкотерапевтами:

1) Медитативные (используются для освобождения от психоэмоционального

напряжения). Как правило, в сюжете медиативных сказок отсутствуют

отрицательные герои и конфликты.

2) Дидактические, в форме учебной задачи. Используются для передачи новых

для детей знаний.

3) Художественные (народные)

. В них заключена мудрость народа. А простой,

доступный сюжет способствует нравственному воспитанию.

4) Психотерапевтические. Характерная особенность данных сказок – счастливый

конец. Дети рисуют к ним иллюстрации, ставят спектакли, изготавливают игрушки

по образам главных героев.

5) Психокоррекционные. Рассказываемые сказки мягко и ненавязчиво влияют на

поведение дошкольника. Мораль сказки не обсуждается, давая малышу

возможность подумать наедине с самим собой. Сказкотерапиядля дошкольников организуется с учетом следующих правил:

• дозированность информации. Первое знакомство с новой сказкой

ограничивается простым прочтением и рассматриванием иллюстраций;

сказка должна соответствовать возрасту, потребностям и возможностям

малыша;

• в дальнейшем чтобы сказка оказывала терапевтический эффект следует

проинсценировать, обыграть сюжет, проанализировать и сделать выводы

вместе с ребенком;

• в процессе сказкотерапии следует избегать нравоучений и строгого тона.

Передача знаний ребенку и правил поведения должна проходить

ненавязчиво, в дружественной обстановке;

• после прочтения и инсценирования сказки необходимо активизировать

дошкольника к анализу поступков и взаимоотношений героев, обсудить его

личное отношение к сказке.

Терапевтическая сила сказок

Интеллектуальное воспитание дошкольников характеризуется развитием

образного мышления. Сказка является для ребенка не просто фантазией, но

особой реальностью.

Сказкотерапия для дошкольников позволяет на эмоциональном и вербальном

уровне постигнуть, что такое «хорошо»

и
«плохо»
. Примерить роли и обидчика и

обиженного, слабого и сильного, равнодушного и заботливого. Примерить роль

родителя, чтобы взглянуть на свой поступок со стороны. А также позволяет

малышу другими глазами взглянуть на близких людей и окружающий мир.

Сказкотерапия помогает раскрыть душу ребенка, наладить с ним контакт,

упорядочить внутренний мир. Чтение и инсценировки помогают преодолеть

возникшие проблемы и корректировать поведение; либо просто воспитывают

ребенка, обогащая его знания. Сказка для ребенка является учебником

жизненных и духовных знаний.

«СТРАШНЫЙ СТРАХ»

В темном лесу жил маленький Страх Страшный. И такой он был интересный — боялся всего сам. Треснет где ветвь, а он, аж подпрыгивает. Но каждую ночь он должен был ходить в город и пугать детей — работа у него такая была, и он ее вежливо выполнял. Пока добирался, весь потел и дрожал, как лист на ветру, так ему было страшно.

Других пугал Страх для того, чтобы не испугали его. Но он не знал, что другие и не собирались его пугать. Поэтому продолжал свое дело, ответственно относился к работе. Побеждая пугливость, страх каждый вечер ходил в город.

В городе высились большие, высокие здания, в каждом из которых было по 100 квартир. И каждую квартиру, где жили дети, надо было обойти и напугать малышей воем, мерцанием света или просто черной темнотой. Все детки начинали бояться. Прятались под одеялом, бежали друг к другу в кроватки, включали свет или просили родителей с ними спать. Представляли себе различные ужасы, монстров, чудовищ, людоедов.

В одной из квартир жила смелая девочка Аня. Ей надоело бояться и скрываться от страха. Хотя Аня и была смелой, но все же ей было не по себе. И решила она однажды узнать, что это за страх такой всех пугает. Взяла с собой фонарик и палку, чтобы проучить того, кто всем детям по вечерам не дает покоя. Оделась в темный плащ, в сапожки и вышла в подъезд. Через некоторое время увидела странного человечка. А может и не человечка, а гномика. Тот стоял посреди двора так, чтобы было удобно работать и захватить побольше окон детских комнат.

Аня заметила, что Страх выглядел странно, весь дрожал и постоянно бормотал что-то себе под нос. У него были короткие и сухенькие ручки, кривоватые ножки, на голове большая меховая шапка, хотя на улице была весна. Такой вид вызвал у Ани сожаление к этому старому дедушке, а не страх или ужас. Даже захотелось познакомиться со стариком.

Аня, как воспитанная девочка, сделала шаг из темноты навстречу и поздоровалась:

— Добрый вечер, дедушка!

-Здравствуйте — испуганно ответил Страх Страшный и сел на землю, ноги отказались его держать.

— А что вы здесь делаете в такое позднее время? — спросила Аня.

— Я … я … я … работаю … — запинаясь, ответил Страх.

— Давайте познакомимся, — смело продолжила Аня.

У Страха в голове мелькнула мысль о том, что, наконец, у него появится друг или просто человек, с которым можно будет поговорить и поделиться своими мыслями. Говорили они весь вечер, пили чай с печеньем дома у Ани. Страх Страшный рассказал о своей нелегкой жизни, работе.

Аня внимательно слушала и думала:

— Надо же как, если бы я продолжала бояться и не осмелилась бы на отчаянный шаг, то до сих пор дрожала бы в своей кроватке под одеялом. А так я встретила Страх, познакомилась с ним и подружилась. Узнала, что сам Страх не такой уж и страшный, а даже приятный.

А сколько он знает интересных историй о лесных жителях!

В ту ночь и много ночей спустя дети спали спокойно. Страх Страшный теперь работал сказочником. Ему очень нравилась его работа. Детки ждали его и внимательно слушали истории о приключениях, а потом спокойно засыпали.

А страхи живут рядом с тобой?

Попробуй познакомиться с ними.

Терапевтический эффект — показать ребенку, что каждый человек уникален, поэтому необходимо беречь себя, любить и воспринимать таким, какой ты есть.

Общее о методе сказкотерапии

Что такое сказкотерапия? Это всем понятный язык детства, который приспособили для решения серьёзных жизненных проблем.

Психологи применяют метод сказкотерапии для решения жизненной задачи, для передачи опыта, развития новых способов мышления, для психокоррекции поведения и психотерапии. Взрослые и родители получают через сказочные образы простые подсказки в решение порой сложных задач.

Сказкотерапия из метода превратилась за последнее десятилетие в целое направление в практической психологии уже со своими методами и приёмами:

  • работа с уже написанными известными сказками;
  • написание своей истории;
  • инсценирование сказки известной или написанной клиентом;
  • переписывание окончания;
  • арт-терапевтическая работа над сказкой.

Функционально метод сказкотерапии помогает:

  • сглаживать любые барьеры, в том числе между терапевтом и клиентом;
  • анализировать глубинные проблемы, ушедшие в дальние уголки памяти;
  • найти выход из самых сложных ситуаций жизни;
  • актуализировать и скрытые клиентом личностные проблемы;
  • отображать метафорически внутренние конфликты.

Как правило, работая методом сказкотерапии, специалист должен заранее подготовит: карандаши, бумагу, пластилин, книги со сказками, картинки со сказочными героями, музыку, костюмы и маски. Подготовка пространства – отдельная тема: сцена, общий стол, занавески, ширмы и так далее.

Сказкотерапия: пример работы психолога

Я веду тренинг по сказкотерапии. На стульях сидят взрослые дяденьки и тётеньки. Все они настроены по-разному. Кто-то ждёт, что сейчас произойдёт чудо. Кто-то, наоборот, скептически ухмыляется: «Я в сказки не верил и не поверю…»

Я спрашиваю, чего они ожидают от этого тренинга? «Меня внучка не слушается, — говорит одна женщина. — Может, вы научите, как ей правильно сказки рассказывать?».

«А от меня молодой человек ушёл, — говорит девушка со слезами на глазах. — И мне очень горько на душе. Вспомнила, что в детстве мне мама сказки читала, от чего мне очень приятно становилось на душе. Вот я и решила повторить этот опыт. Может, мне от сказки станет легче?»

Один юноша поднимает руку: «Вот моя девушка сейчас требует, чтобы я точно назвал ей дату нашей свадьбы. А я пока не готов…»

Мы все вместе смеёмся: всем нам хочется верить, что в жизни не обязательно следовать точным датам, и что какие-то вещи следует делать незапрограммированно, спонтанно. Даже мужчина, который до этого заочно спорил с Курочкой Рябой, ухмыляется: «Да, с датами я, возможно, погорячился…»

Затем я даю всем участникам тренинга прочесть сказку «Волк и лиса». Вкратце сюжет таков: волк приютил лисичку, которой негде было жить, а она его, вместо благодарности, обворовала, но при этом он продолжал ей верить и жить с ней вместе. Участники тренинга возмущены. Чему учит эта сказка? Тому, чтобы смиряться с предательством? Я объясняю: в каждой сказке есть много напластований, и этот сюжет сложился таким образом не сразу.

Возможно, поначалу в сказке речь шла о целом народе, который по каким-то климатическим причинам вынужден был мигрировать (его олицетворяет лиса, у которой растаяла ледяная избушка) и заключить договор с ранее враждебным племенем (волк). Да, теперь племена живут вместе, но вражда не пропала — и одно племя ворует у другого еду. И все равно они продолжают жить вместе.

В сказке не даётся объяснения, почему волк отказывается враждовать с обокравшей его лисой. «А вы как думаете — почему?», спрашиваю я у присутствующих. «Он просто дурак», — говорит одна из женщин. «Он просто хитёр и хочет ее использовать в дальнейшем», — отвечает другая. «Он мудр и не хочет войны. Он надеется на то, что лиса перевоспитается и станет доброй», — говорит третья женщина.

Я признаю, что во всех прозвучавших репликах есть доля истины. И каждый сейчас сможет извлечь свой урок: прощать обидчиков, или воевать с ними, или изгонять, перевоспитывать. Каждая сказка — это, на языке программистов, «приложение с открытым кодом»: просто бери и делай с ней, что хочешь.

Дальше я предлагаю участникам погадать. Каждый из них открывает книгу со сказками и читает первую попавшуюся фразу, а потом объясняет, почему эта фраза ему досталась.

«Поворотил к замку, въехал во двор, лошадь на конюшню поставил и задал ей корму, а сам в палаты пошёл», — читает одна женщина строчку из сказки «Заколдованная королевна». Потом поворачивается к нам и говорит: «Да, я действительно только об этом и думаю. К нам сейчас приехал отец, я должна ему предложить написать завещание, но никак не решаюсь это сделать….» Мы вместе со всей группой начинаем придумывать, как помочь женщине.

Потом читает строчку один парень. «Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась». Юноша раздумывает над смыслом долго: среди его знакомых нет никакой Машеньки, и в лес он не ходит, и заблудиться не боится. Я пытаюсь ему подсказать: «Возможно, в вашей жизни есть человек, который сейчас очень растерян, «заблудился» в духовном плане?» Юноша подтверждает: оказывается, да, его сестра (правда, зовут её не Маша, а Ирина) сейчас решает, в какой вуз ей поступить, на этом фоне сильно ссорится с родителями. Подумав, юноша говорит: «Наверное, я напрасно слишком дистанцировался от этой проблемы. Думаю, ей нужна моя помощь. Может, я ничего путного ей не предложу. Но сам факт того, что я заявлю о своей поддержке, будет для неё важен».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]