Тюремный эксперимент
Филип Зимбардо провёл любопытный опыт, который называют Стэндфордским тюремным экспериментом. Запланированный на две недели, он был прекращён спустя 6 дней. Психолог хотел понять, что же происходит, когда у человека отбирают индивидуальность и достоинство — как это бывает в тюрьме.
Статья по теме ТЕСТ: Ваш тип личности
Зимбардо нанял 24 мужчин, которых разделил на две равные группы и раздал роли — заключённые и надзиратели, а сам стал «начальником тюрьмы». Антураж был соответствующим: надзиратели ходили в униформах, и у каждого была дубинка, а вот «преступники», как и подобает людям в таком положении, были одеты в плохонькие комбинезоны, им не выдали нижнего белья, а на ногу привязали железную цепь — как напоминание о тюрьме. В камерах не было мебели — только матрасы. Еда тоже не отличалась изысками. В общем, всё взаправду.
Заключённые находились в камерах, рассчитанных на трёх человек, круглосуточно. Надзиратели могли уходить домой на ночь и вообще делать с заключёнными всё, что вздумается (кроме телесных наказаний).
Уже на следующий день после старта эксперимента заключённые забаррикадировали дверь в одной из камер, а надзиратели вылили на них пену из огнетушителя. Чуть позже была создана VIP-камера для тех, кто хорошо себя вёл. Очень скоро надзиратели начали забавы: заставляли заключённых отжиматься, раздеваться догола и чистить руками уборные. В наказание за мятежи (которые, кстати, заключённые регулярно организовывали) у них отбирали матрасы. Позже нормальный туалет стал привилегией: тех, кто бунтовал, из камеры не выпускали — только приносили ведро.
Примерно у 30% надзирателей обнаружились наклонности садистов. Интересно, что и заключённые свыклись со своей ролью. Сначала им обещали давать 15 долларов ежедневно. Однако даже после того, как Зимбардо объявил, что не заплатит денег, никто не изъявил желания выйти на свободу. Люди добровольно решили продолжать!
На седьмой день тюрьму посетила аспирантка: она собиралась провести опрос среди подопытных. Картина просто потрясла девушку — та была в шоке от увиденного. Посмотрев на реакцию постороннего человека, Зимбардо понял, что дело зашло слишком далеко, и решил досрочно прекратить эксперимент. Американская психологическая ассоциация строжайше запретила его когда-либо повторять по этическим соображениям. Запрет действует до сих пор.
ТЕСТ: Властная ли вы личность?
Читайте подробнее
Нередко исследователь вынужден специально вызывать проявления детской психики, которые его интересуют. На это и направлен психологический эксперимент
Психологический эксперимент (лат ехреrimentum — попытка, опыт) — специально организованная форма исследования психического развития
ребенка
В эксперименте исследователь намеренно создает и видоизменяет условия деятельности ребенка, ставит перед ним определенные задачи и на основании того, как эти задачи решаются, делает выводы о его психологические о особенности.
Условия эксперимента определяются его методике, содержит формулировку цели, описание материала, процесса исследования, критериев обработки данных. Все элементы методики подчинены цели исследования наприк. Например, если для эксперимента нужны картинки на белом фоне, не следует использовать другой, это может вызвать фоновые реакции. А когда изучают реакции детей на фоновые раздражители, то картинки специа ьно делают на цветном фононі.
Инструкцию эксперимента (формулировка задачи) учат наизусть и при необходимости рассказывают ребенку. Выбор материала, формулировка инструкции обеспечивают стандартность исследования, позволяют повт торюваты его и вызвать однотипные явления, проверять и уточнять полученные данные. Поэтому эксперимент является более объективным методом, чем наблюдение. Варьирование его условиями помогает выявлять закономерностей те и механизмы психического развития. Активная позиция исследователя, четкие критерии фиксации анализа, результатов являются предпосылками накопления и обработки фактического материала. Данные эксперимента подвергаются мат ематичний обработке и выражаются в числовых показателях. В эксперименте исследователь основном имеет дело только с одной стороной психики ребенка, поэтому не следует делать поспешных выводов, не изучив дру х сторон, что может привести выработки односторонних представлений о ее психикусихіку.
Результаты каждого опыта записывают в протокол, где указывают общие сведения об испытуемых, задачи эксперимента, проведении, данные о экспериментатора, количественные и качественные результаты эксп эксперимента, особенности поведения испытуемых (действия, речи, выразительные движения и др.).
Наиболее точным и доказательным является лабораторный эксперимента который проводят в специально оборудованном помещении с использованием различных приборов и установок (аппаратов, на которых экспериментатор показывает карты инки, включает лампочки, звонки и другие раздражители). Ребенка помещают в специально оборудованную камеру, где она занимает определенное место перед экраном или за столом. Иногда к ее телу прикрепляют датчики, улавливают изменения в сосудистой, мышечной, нервной системах ребенка и передают сигналы специальным приборам для записи. При этом используют регистрации, т.е. фиксаторы времени, силы, скорости и с прямованости движений, процессов возбуждения в коре головного мозга, возникающие под воздействием определенного раздражителя, общего состояния ребенка. Такое исследование необычное для ребенка, не видит экспериментатора, поскольку он подает сигналы и наблюдает за ней через специальные»глазкиot;вічка».
В лабораторных экспериментах исследуют особенности ощущений и восприятий, скорость реакций на раздражители, объем внимания и т.д.. Данные измеряют и регистрируют с большой объективностью и точностью. Однако в нез обычных условиях лаборатории ребенок может показать не такие результаты, как в естественных, поэтому полученные данные нередко ограничены. Чтобы предоставить лабораторным опытам естественности, используют игровое моделюва ния экспериментальных и жизненных ситуаций. Например, в ходе исследования движений глаз ребенка и других реакций, для регистрации которых необходимо закрепить на ее теле датчики, эксперимент организуют, как г ру в космонавтавти.
Самым в детской психологии считается природный эксперименте
предложен в 1910 г известным российским психологом. Александром. Лазурский (1874-1917). В отличие от лабораторного он сохраняет преимущества наблюдения (естественность условий), исключает искажения п психических проявлений. Во время него в активной позиции относительно ребенка находится исследователь, организуя, например, игру с целью изучения его волевых тотей.
Природные эксперименты служат для исследования всех психических процессов и свойств личности дошкольников. Часто их применяют непосредственно в группе детского сада (исследователь выступает в роли вых воспитатели, организуя деятельность детей). Дети при этом не подозревают, что игры, задачи, которые им предложили, имеют определенную исследовательскую цель. Например, детям дают картинки, на которых изображены животных и, машины, мебель, игрушки, и предлагают разложить их по тематической направленности. Исследователь при этом имеет возможность выяснить, как они обобщают, на какие признаки при этом обращают внимание на занятиях по с. Таршиш дошкольниками по изготовлению игрушки одной группе говорят, что ею будут играть дети, второй — что игрушку они подарят маме, а третий — что ее подарят малышам, у которых нет игрушек для детей и это занятие е привычным, а исследователю помогает определить влияние различных мотивов на деятельность младенцевдитини.
О преимуществах естественного эксперимента свидетельствует исследование, во время которого необходимо запомнить и вспомнить ряд слов в ситуации лабораторного эксперимента и в ситуации игры, выполняя роль»покупателя»( (покупая в»магазине»необходимые предметы). Анализ полученных результатов показал, что эффект запоминания в игре заметно вышея у грі помітно вищий.
Широко используется в детской психологии формовочный эксперимент, во время которого способом исследования психических процессов и качеств является обучение детей, направлено на их формирование или совершенствование
Формовочный эксперимент. Л. Выготский назвал»экспериментально-генетическим»методом исследования, считая, что объективное изучение закономерностей развития психического процесса возможно только в процессе его в формирование. В педагогических исследованиях этот метод получил название формувальногормувального.
Формовочный эксперимент не тождественен педагогическому, который применяют для изучения эффективности новых программ, методов обучения и воспитания детей. Внешне они похожи, поскольку в обоих случаях детей нав вчають чего-то нового, а успешный результат обучения считают подтверждением предсказаний. Отличие заключается в характере прогнозов: психолог предусматривает особенности психических процессов, качеств, собственно стей личности, которые возникают при развитии; педагог — то, какими путями можно достичь положительных результатов в обучении и воспитании младей.
В исследованиях, проведенных под руководством отечественного психолога. Александра. Запорожца (1905-1981), формовочный эксперимент использовали для проверки гипотезы о том, что при определенных условиях на качественно нов ный уровень можно поднять процессы восприятия, развить отдельные стороны сенсорный ребенка. Как оказалось, дошкольникам трудно различать звуки по высоте. Для развития этой способности проводили такой ветеринарная ент: перед детьми разыгрывали сцены-драматизации, в которых принимали участие большой»медведь-папа», выдававший низкие звуки, и»медведица-мама», которая была меньше и выдавала высокие звуки. Затем экспериментатор совместно с детьми разыгрывал эпизоды из жизни этих персонажей:»медведи»прятались в разных местах, и ребенок должен был отыскать их по голосу. Оказалось, что после такого обучения даже маленькие дети (2-4 года) начинают не только легко различать по высоте голоса персонажей, но и с успехом отмечают разницу между любыми звуками слышат впервые и совершенно не связаны с известными им предметампов’язані з відомими їм предметами.
В одном исследовании сочетающие различные виды эксперимента. Сначала организуют констатирующий обычный эксперимент, чтобы зафиксировать у детей уровень развития психического процесса, качества в обычных условиях вы иховання. Затем прибегают к формовочного эксперимента, с целью получить новый уровень психического процесса, качества согласно предсказаний. Завершает исследования звичайвий, но уже контролируемый е ксперимент, предназначен выяснить сдвиги, которые произошли в результате формирующего экспериментанту.
Организация экспериментального исследования должна соответствовать определенным требованиям. На этапе планирования эксперимента необходимо четко сформулировать его цели, определить выборку исследования (состав участников), п продумать и записать методики его проведения, определить условия, в которых он пройдет (место и время), выбрать условия и правила игры, при которых проявились бы наиболее характерные качества личности д. Итин. Помещение, в котором будет проводиться эксперимент, должно быть хорошо знакомым ребенку, не содержать лишних предметов, которые могут отвлечь его внимание; поэтому не следует использовать для него спортивный за л, театральную, зоологическую комнату т.д.. Важно позаботиться о его освещения, избежать посторонних раздражителей (звуков, запахов, новых предметов). Не стоит сажать ребенка лицом к окну, чтобы не есть воликаласлась.
В эксперименте следует установить доброжелательные отношения с ребенком, участвует в исследовании. Для этого нужно посадить ее рядом с собой, а не через стол. В общении не желательно обострять у внимание ребенка на ошибках, сдержанно и ровно реагировать на ее успехи и неудачи во время эксперимента. Темп проведения эксперимента должен соответствовать индивидуально-психологическим особенностям младенцевини.
Исследование не должно быть длительным (10-20 мин). Признаки переутомления, скуки, нежелание ребенка выполнять далее задачи является основанием для его прекращения. Эксперимент всегда предполагает стандартные процедуры поэтому не следует вносить изменения в процесс его проведения. В дошкольном учреждении экспериментальные исследования проводят во второй половине дн дня.
Невидимая горилла
Перцептивная слепота — феномен, когда человек настолько перегружен впечатлениями, что не замечает вокруг себя ничего. Внимание полностью поглощено лишь одним объектом. Этим видом визуальной слепоты время от времени страдает каждый из нас.
Статья по теме
Рассеянность – призрак гениальности? Упражнения на концентрацию внимания
Дэнилел Саймонс показывал испытуемым видеоролик, где люди, одетые в майки чёрного и белого цвета, бросали друг другу мяч. Задача была простой — сосчитать количество бросков. Пока две группы людей перебрасывались мячом, в центре спортплощадки появлялся человек, переодетый в костюм гориллы: он стучал кулаками себе по груди, совсем как настоящая обезьяна, а затем спокойненько удалялся с поля.
После просмотра видео участникам эксперимента задавали вопрос, заметили ли они что-либо странное на площадке. И целых 50% ответили отрицательно: половина просто-напросто не увидели огромную гориллу! Объясняется это не только сосредоточенностью на игре, но и тем, что мы не готовы увидеть что-то непонятное и неожиданное в обычной жизни.
Источники
- Никандров В. В.
Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002 - Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. СПб.: Питер, 2004. С. 172.
- Зароченцев К. Д., Худяков А. И.
Экспериментальная психология: учеб. — М.: Проспект, 2005. С. 74. - См. там же. С. 51.
- Готтсданкер Р.
Основы психологического эксперимента. М.: МГППИЯ, 1982. С. 51—54. - Зароченцев К. Д., Худяков А. И.
Экспериментальная психология: учеб. С. 74. - См. там же. С. 76—77.
- Дружинин В. Н.
Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.:Питер, 2002. С. 78—85. - Зароченцев К. Д., Худяков А. И.
Экспериментальная психология: учеб. С. 50.
Учителя-убийцы
Стэнли Милгрем известен своим возмутительным экспериментом, от результатов которого волосы встают дыбом. Он решил изучить то, как и почему люди подчиняются авторитету. На это психолога подтолкнул суд над нацистским преступником Адольфом Эйхманом. Эйхмана обвиняли в том, что во время Второй мировой войны именно он приказал уничтожить миллионы евреев. Адвокаты построили защиту на основании утверждения, что тот был всего лишь военным и подчинялся приказам командиров.
Милгрем дал объявление в газете и нашёл 40 добровольцев якобы для изучения памяти и способностей к обучению. Каждому сказали, что кто-то будет учителем, а кто-то — учеником. И даже провели жеребьёвку, чтобы люди приняли происходящее за чистую монету. На самом деле всем досталась бумажка со словом «учитель». В каждой паре подопытных «учеником» стал актёр, действовавший заодно с психологом.
ТЕСТ: Способны ли вы проявлять терпение?
Читайте подробнее
Итак, в чём заключался этот шокирующий эксперимент?
1. «Ученика», задачей которого было запомнить слова, привязывали к стулу и подсоединяли к телу электроды, после чего «учителя» просили пройти в другое помещение.
Статья по теме
ТЕСТ: Умеете ли вы лукавить?
2. В комнате «учителя» стоял генератор электротока. Как только «ученик» ошибался, заучивая новые слова, его нужно было наказывать разрядом тока. Начинался процесс с небольшого разряда в 30 вольт, но каждый раз он увеличивался на 15 вольт. Максимальная точка — 450 вольт.
Чтобы «учитель» не сомневался в чистоте эксперимента, его бьют электрошоком с напряжением в 30 вольт — довольно ощутимо. И это единственный настоящий разряд.
3. Дальше начинается самое интересное. «Ученик» запоминает слова, но вскоре делает ошибки. Естественно, что подопытный «учитель» наказывает его, как и положено по инструкции. При разряде в 75 вольт (само собой, фальшивом) актёр стонет, потом уже визжит и умоляет отвязать его от стула. Каждый раз, как ток усиливается, крики становятся только громче. Актёр даже жалуется на боли в сердце!
4. Конечно, люди пугались и думали, стоит ли продолжать. Тогда им чётко говорили ни в коем случае не останавливаться. И люди повиновались. Хотя некоторые дрожали и нервно посмеивались, многие не посмели ослушаться.
5. На отметке в 300 вольт актёр бешено колотил кулаками по стене и кричал, что ему очень больно и он не может выносить эту боль; при 330 вольтах он затихал совсем. Между тем «учителю» говорили: раз «ученик» молчит — это то же самое, что и неправильный ответ. А значит, притихшего «ученика» надо снова ударить током.
7. Заканчивался эксперимент, когда «учитель» выбирал максимальный разряд в 450 вольт.
Выводы были ужасными: 65% участников дошли до высочайшей точки и «драконовских» цифр в 450 вольт — они применили разряд такой силы к живому человеку! И это обычные, «нормальные» люди. Но под давлением авторитета они подвергли окружающих страданиям.
Эксперимент Милгрема до сих пор критикуют за неэтичность. Ведь участники не знали, что всё понарошку, и пережили серьёзный стресс. Как ни посмотри, а причинение боли другому человеку оборачивается психологической травмой на всю жизнь.
Рисунок из книги Пола Клейнмана «Психология». Издательство «Манн, Иванов и Фербер».
Содержание
- 1 Специфика психологического эксперимента
- 2 Общие сведения 2.1 Основная задача экспериментального исследования
- 2.2 Валидность в психологическом эксперименте
- 3.1 В зависимости от способа проведения
- 4.1 Безупречный эксперимент
Дилемма Хайнца
Психолог Лоуренс Кольберг изучал нравственное развитие. Он считал, что это процесс, который продолжается всю жизнь. Чтобы подтвердить свои догадки, Кольберг предлагал детям разного возраста сложные моральные дилеммы.
Психолог рассказывал детям историю о женщине, которая была при смерти — её убивал рак. И вот по счастливой случайности один аптекарь якобы изобрёл лекарство, которое могло ей помочь. Однако запросил огромную цену — 2000 долларов за дозу (хотя цена изготовления лекарства была всего лишь 200 долларов). Муж этой женщины — его звали Хайнц — занял денег у друзей и собрал всего лишь половину суммы, 1000 долларов.
Статья по теме
ТЕСТ: Что вы за зверь?
Придя к аптекарю, Хайнц попросил его продать лекарство для умирающей жены подешевле или хотя бы в долг. Однако тот ответил: «Нет! Я создал лекарство и хочу разбогатеть». Хайнц впал в отчаяние. Что было делать? Этой же ночью он тайно проник в аптеку и выкрал лекарство. Хорошо ли поступил Хайнц?
Такова дилемма. Интересно, что Кольберг изучал не ответы на вопрос, а рассуждения детей. В итоге выделил несколько стадий развития нравственности: начиная от стадии, когда правила воспринимают как абсолютную истину, и заканчивая соблюдением собственных моральных принципов — даже если они идут вразрез с законами общества.