Детские страхи и возраст
- В 2-3 года малыш связывает резкие звуки с опасностью, эта причина страха у маленьких детей чрезвычайно распространена.
- Не все родители до конца понимают, насколько мучителен порой для крохи извечный страх темноты.
- Многие дети инстинктивно боятся домашних животных, особенно незнакомых, пока не привыкнут к ним.
- Причины страха у детей с 4 лет зачастую связаны с развивающимся воображением. Ребенка могут пугать герои компьютерных игр и фильмов, тени, сны, собственные воплощенные фантазии.
- Страхи взрослеют вместе с детьми, особенно быстро, если малыши сталкиваются с горем в семье. Уже с 5 лет маленький человек может бояться неизлечимо заболеть, потерять близкого, умереть.
Работа со страхами дошкольника
Зоя Олеговна Айрапетян
Работа со страхами дошкольника
Работа со страхами дошкольника
Цель: Коррекция детских страхов.
Одной из причин возникновения страхов у дошкольников является сильно развитое воображение, а также то, что в этом возрасте в их сознании начинают возникать причинно-следственные связи, например, ребёнок может боятся темноты, так как там может скрываться опасность, а если её не видно, то малыш думает, что не сможет себя защитить.
Иногда одаренные дети проявляют повышенные страхи из-за того, что у них больше развито воображение и интеллект. Ребёнок ещё не умеет правильно относиться ко всем невероятным взаимосвязям, возникающим у него в голове.
Переживать страхи нормально в том случае, если они не мешают ребёнку играть, заводить друзей и проявлять соответствующую возрасту самостоятельность. В остальных случаях ребенку требуется помощь психолога и поддержка близких людей.
Техники работы со страхом:
• Проигрывание ситуации страха
— сменой ролей – представить ребенку себя страхом, пережить его ощущения и понять, что он тоже когда-то был маленьким, сам чего-то боялся…
— игра в прятки — ребенок должен быть водящим. То есть искать испуганного ребенка (вы в роли этого ребенка)
. Когда водящий ребенок найдет испуганного ребенка-взрослого
(роль)
– он почувствует свою силу-смелость
(закрепит ее)
— игра в переодевание – буквально одеться в костюм страха и рефлексировать – проговорить, что страх чувствует, ощущает, каково ему, какой он «не страшный»
внутри себя и совсем не опасны.
• Рисование страха.
Нарисовать четыре рисунка:
– нарисовать свой страх,
— себя со страхом,
— вымышленного героя-победителя страха,
— себя в качестве героя – победителя страха.
(если на 1-м рисунке страх огромный, а ребенок маленький и внизу листа. То на последнем все наоборот).
Проживание страшной ситуации вместе со взрослым (родителем)
.
Для помощи ребенку в преодолении страха родители могут использовать технику проживания страшной ситуации вместе со взрослым – например, фонариком обследовать комнату, где спит малыш. Спросить ребенка, где живет его страх (обычно – под кроватью или в углу)
. Подойти в темноте со свечей в этот угол, загляните под кровать и спросите, видит ли он там что-то. Важно, чтобы ребенок сам проговорил, что там ничего нет. Затем выключаем фонарь, заранее предупредив ребенка. Затем включить фонарь и попросить ребенка выключить и вместе выйти из комнаты. Потом попросить ребенка при открытой двери зайти одному. И так до тех пор, пока ребенок сможет свободно обходится без света и взрослого.Делать лучше это постепенно:
– не спешить, ободрять ребенка, поддерживать и хвалить;
— относиться к ребенку с уважением, доверием, верой в него.
Выявить причину страха. Причиной страх ребенка может быть нехватка внимания, любви, сочувствия, поощрения, заботы от родителей. И это уже ответственность самих родителей!Задайте себе вопрос: достаточно ли я провожу времени со своим ребенком, качественно ли я с ним общаюсь?
Дошкольный возраст– это период, когда дети находится в полной зависимости от взрослых, именно от нас зависит как ребенок справится с возникающими у него трудностями.
Диагноз: страх
Малыш, который доверяет своим родителям, рано или поздно расскажет, что его тревожит. Главное — помочь ему в этом. Для диагностики детских страхов дома можно использовать картинки из книг и журналов с пятью видами изображений. Поищите картинки, иллюстрирующие:
- страхи опасной стихии (пожар, навднение, буря и т. д.);
- пространственные страхи и страхи неизвестности (высоты, глубины, открытых или закрытых пространств; боязнь заблудиться в лесу, остаться в полной темноте или оказаться в тумане);
- социальные страхи (наказания, боязнь чужих людей, одиночества);
- страх животных и насекомых (волки, собаки, змеи, пауки, осы и др.);
- страхи-фантазии (персонажи сказок, мультфильмов и детских страшилок, передаваемых из уст в уста).
Главное при выборе картинок — чтобы они не были излишне реалистичными. Снимки из взрослых газет и журналов не подойдут — такие фотографии «с места происшествия» способны напугать даже родителей, не то что детей. Поэтому стоит воспользоваться старыми детскими журналами или книгами. В них и капризы природы, и злые волшебники выглядят немного комично, но при этом вполне узнаваемо.
Показывая изображения ребенку, наблюдайте за его реакцией, вслушивайтесь в комментарии. Так незаметно для себя, разглядывая картинки, малыш расскажет, как и чего именно он испугался («Такая собака, только черная, на Таню кинулась, ее один дядя еле отогнал. Мы думали, она нас разорвет!»). Возможно, ребенок будет храбриться на словах («Да я этого паука раздавлю, а мага возьму и заколдую!»), а у самого будет испуганный вид, дрожь в голосе… Или малыш посмотрит на все картинки и скажет: «Да это не страшно, куда страшнее…» — и наконец-то назовет вслух свой страх, о котором никто из близких и догадываться не мог, настолько по меркам родителей он казался нелепым… Тут главное — не смеяться над малышом, не называть его трусишкой. Ему и так тяжело, не надо усугублять это состояние. Лучше вселить в него надежду, что вместе вы победите любой страх. И обязательно поблагодарите, похвалите ребенка за откровенность: ведь чтобы признать свой испуг, нужно иметь огромное мужество, на которое даже не каждый взрослый способен.
Рисуем и исцеляемся!
Когда станет ясно, чего именно боится малыш и почему это происходит, можно предложить ему… изобразить свой страх. Для этого подойдут как краски и карандаши, так и пластилин. Не удивляйтесь, если через несколько минут на листе появятся яркие языки пламени или нечто черное и бесформенное, а из пластилина родится на свет монстр с шипами и клыками. Теперь страх выплеснулся, произошел выброс негативных эмоций, ребенку стало легче. И с этим страхом можно сделать что угодно — хоть порвать, хоть выкинуть в мусоропровод или даже сжечь (естественно, под присмотром взрослых).
Но лучше всего сделать этот «ужастик» смешным и веселым. Например, на листе, где бушует огонь, нарисовать смелых бобров-пожарных, а пластилиновому страшиле прилепить клоунский нос и дать в руки букет ромашек. Кроха убедится, что неизвестность — не мучительное ожидание, а загадка, которую интересно разгадывать Способность контролировать страх и осознание того, что он может быть подконтрольным — очень важны. Можно изобразить оберег — какое-нибудь доброе существо, которое будет прогонять страхи прочь. Например, доброго чародея с волшебной палочкой. И тогда даже в темной комнате малыш будет знать, что у него есть защитник.
Психолого-педагогический центр
Постоянная тревожность не дает ребенку комфортно себя чувствовать и развивать все свои задатки!
Что такое тревожность?
Тревожность — это довольно устойчивая индивидуальная психологическая особенность, которая состоит в повышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым разным поводам (или вовсе без них). Тревожность характерна для вашего ребенка, если он проявляет тревогу часто и в самых разных ситуациях: при знакомстве с новыми людьми, отвечая у доски, выполняя домашнюю работу и др. При этом тревожные дети часто не могут объяснить, чего именно они опасаются. Если же они знают, чего боятся, то тогда мы говорим о страхе (у страха всегда есть объект — человек, животное, предмет или ситуация).
Как определить?
С целью выявления тревожного ребенка используется следующий опросник (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.). Тревожный ребенок: 1. Не может долго работать, не уставая. 2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. 5. Смущается чаще других. 6. Часто говорит о напряженных ситуациях. 7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8. Жалуется, что ему снятся страшные сны. 9. Руки у него обычно холодные и влажные. 10. У него нередко бывает расстройство стула. 11. Сильно потеет, когда волнуется. 12. Не обладает хорошим аппетитом. 13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14. Пуглив, многое вызывает у него страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16. Часто не может сдержать слезы. 17. Плохо переносит ожидание. 18. Не любит браться за новое дело. 19. Не уверен в себе, в своих силах. 20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность — 15-20 баллов. Средняя — 7-14 баллов. Низкая — 1-6 баллов.
Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях: 1. Повышение самооценки. 2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. 3. Снятие мышечного напряжения.
Как помочь тревожному ребенку?
Игра «Копилка достижений»
Это игра, которая должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день. Возьмите какую-нибудь коробку или банку и вместе с ребенком оформите ее. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги. Введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и написать на этом листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день. Так, на записочках будут появляться фразы: «Хорошо прочитала стихотворение», «Нарисовала отличный рисунок на тему «Осень», «Сделала подарок бабушке, который ей очень понравился» и т.п.. Эти записи кладутся в копилку достижений. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось. К этой копилке можно обращаться, когда ребенку кажется, что он встретился с непреодолимыми для него трудностями, или в периоды, когда его критический взгляд направлен на свои способности и он видит себя никчемным неудачником. В такие периоды полезно вспомнить, что у вашего ребенка есть опыт преодоления трудностей и достижения успеха.
Снятие мышечного напряжения
Уметь расслабляться для тревожных ребят — это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц, особенно лица и шеи. Можно использовать упражнения на релаксацию, технику глубокого дыхания, массаж, растирание тела. Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми мамиными помадами, рисование ладонями и др.
Упражнения на релаксацию и дыхание «Драка»
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»
Игра: “Ласковый мелок”.
Существует хорошее развлечение — рисовать или писать на спине. Взрослый говорит ребенку следующее: “Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо”. И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. “Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь я нарисую тебе солнце „ласковым» мелком?” И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. “Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим „ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?” После окончания игры взрослый нежными движениями руки “стирает” все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.
Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»
В этой игре ребенок будет тренироваться сохранять спокойствие в самых разных ситуациях, при испуге, неожиданности. Эти игровые навыки позднее он сможет использовать в обычной жизни. Попросите ребенка вспомнить какое-нибудь простое, всем известное стихотворение. Сейчас он должен будет читать его максимально спокойно, проговаривая по одной строчке, что бы ни происходило вокруг. А происходить вокруг будет то, что вы сумеете придумать страшного и неприятного. Пусть ребенок начнет читать первую строчку. Допустим, он произносит: «Ехал грека через реку». А вы тем временем подкрадетесь сзади и хлопнете в ладоши. Но чтец должен спокойно продолжить: «Видит грека: в реке рак». Тогда вы можете выключить свет или даже неожиданно толкнуть ребенка в плечо. В общем, так вы будете «издеваться над маленьким» до последней строчки стихотворения. (важно, чтобы ребенок понимал, что эти действия совершаете «не вы», а выбранный персонаж, напр. Фрекен Бок). Примечание. Чтобы удержаться в роли невозмутимого человека было легче, можно вспомнить Карлсона и постараться представить, как он читал бы этот стишок, демонстрируя всем, как ему спокойно…
Составитель: методист ОРП Комарчева Татьяна Евгеньевна
Причина в шкафу?
Причины страхов надо искать в окружающем малыша мире. Психика ребенка очень пластична, и любое, даже незначительное, событие способно оставить в памяти малыша неизгладимый след
Возможно, на прогулке малыша напугала собака (хотя она просто пыталась «познакомиться» с малышом и даже не лаяла). Или приятели в садике рассказали страшилку о черной руке, живущей под кроватью… Или просто кусок мыла утонул в бочке на даче, а малыш уже навоображал себе бог знает что.
Любое из подобных событий способно надолго выбить ребенка из колеи. Особенно, если оно совпадет со сложным периодом в жизни малыша — например, с «кризисом трех лет» или с разводом родителей (что само по себе, конечно, уже является стрессовой ситуацией). Поэтому, чтобы распознать, а затем и победить страх, необходимо уделять крохе как можно больше внимания и создать спокойную атмосферу в доме.
Сеансы сказкотерапии
Но, конечно же, лучшее средство от детских страхов — это доброжелательная атмосфера в семье и внимание родителей, которые готовы объяснить любое явление нашей жизни и ответить на все «зачем» и «почему». Ведь когда ребенок чувствует, что он не один, что ему всегда помогут, то растет более спокойным и уверенным в себе. Вместо того, чтобы прятаться от страшной и противной «бякизакаляки», притаившейся на полу в темной комнате, такой малыш просто включит свет и обнаружит, что это всего-навсего игрушка, которую он забыл поставить на место вечером. Большинство детских страхов проходит в старшем дошкольном возрасте — как раз перед тем, как ребенок пойдет в первый класс Но если малыш чего-то боится на протяжении многих месяцев, а уж тем более лет — то необходимо обратиться к специалисту. И чем раньше — тем лучше, ведь застарелые неврозы с трудом поддаются коррекции.
Детские психологи владеют множеством методик распознания фобий и борьбы с ними, при этом сеансы происходят в занимательной форме и подходят даже для самых маленьких пациентов. Например, многие специалисты в работе с детьми используют песочницу. Если малыш будет играть дома, то вам понадобится небольшой ящик (70/60/15), наполовину заполненный чистым песком. Рядом в коробку положите камушки, ракушки, шишки, веточки, цветы, фигурки людей, птиц, рыб, животных, сказочных персонажей, кубики, мостики, домики, машинки. И предоставьте ребенку возможность смачивать песок водой, чтобы он мог строить свой мир.
Такие сеансы мягко снимают страхи, а малыш воспринимает их как веселую игру. Так же, как и сказкотерапию. Сеансы сказкотерапии часто используются для борьбы с детскими переживаниями и дают хорошие результаты. Сказка, не поучая, ведет с детьми серьезный разговор, передает модели поведения в разных ситуациях, когда герои оказываются перед выбором. Вместе с персонажами сказки кроха переживает и побеждает страх. Сказка дарит надежду, что добро обязательно в конце концов победит зло. Она учит сопереживанию и сочувствию.
Герои сказки всегда имеют четкие моральные установки: добрый или злой, хороший или плохой. Положительный герой обычно находится в более выгодной, интересной и привлекательной позиции, поэтому чаще малыш отождествляет себя именно с ним.
После сеансов сказкотерапии дети становятся уравновешеннее, любознательнее, и в их фантазиях появляются не только злые герои, но и персонажи-помощники. А значит, ребенок постепенно научится бороться со своими страхами самостоятельно и обязательно потом победит их!