Дизартрия у детей у детей нормальным психофизическим развитием: формы, причины, лечение

Корковой дизартрией принято считать нарушения в церебральной коре головного мозга, которые влияют на речевую функцию организма. Человек теряет способность к раздельной речи, может сбиваться темп при разговоре. Некоторые звуки больной может заменять на свои. При этом смысловая часть предложения остается верной, так как человек способен мыслить. Диагностику проводят логопед и невролог. Для подтверждения проблем с головным мозгом также могут проводиться дополнительные способы диагностики. Лечат проблему при помощи массажа, работы логопеда и психолога. Также важно устранить причину возникновения проблемы.

причины корковой дизартрии

Причины корковой дизартрии

Основные нюансы заболевания уже описаны. Нужно понять, почему именно возникает проблема. Причиной возникновения является нарушение работы тех зон в мозге, которые отвечают за язык, губы, небо, челюсть. Что касается причин, при которых происходят такие нарушения, то они разнообразны:

  • Опухоли. При возникновении новообразований в мозге может возникать деформация определенных зон в мозге.
  • Травмы. Закрытые травмы головы, сотрясение мозга, а также открытые переломы черепа способны приводить к дизартрии. Иногда гематомы, которые возникают после травм, тоже приводят к нарушению работы коры головного мозга.
  • Осложнения после тяжелых заболеваний, а также обычных инфекционных. Это может быть корь, герпес, краснуха, ОРВИ, нередко может страдать мозг. Также к таким последствия приводят и гнойные инфекции. Речь идет об абсцессах, синусите, отите. Туберкулез и сифилис тоже приводят к нарушению работы мозга. Это происходит из-за того, что в мозгу начинают набухать оболочки и сдавливаются рядом находящиеся участки, прилегающие сосуды. Такое провоцирует нарушение работы нейронов.
  • Инсульты. Они тоже могут быть причиной кислородного голодания некоторых частей мозга. Способны сдавливаться ткани в органе, где слишком сильный прилив крови. Из-за того, что естественный приток и отток крови восстанавливается долго, могут погибать нейроны.
  • Одной из частых причин развития корковой дизартрии у детей является трудная беременность и неправильные действия со стороны матери. Гипоксия, инфекции, а также травмы во время ношения ребенка могут привести к нарушению речи. Быстрые роды тоже иногда пагубно влияют на состояние мозга ребенка.

Диагностика бульбарной дизартрии у детей

Бульбарная форма дизартрии диагностируется на основе неврологического, логопедического обследования и данных инструментальным методов исследования.

Этапы такие:

  1. Неврологическое обследование позволяет выявить локализацию бульбарной дизартрии и ее симптомы (дисфонию и дисфагию), а также другие признаки неврологического заболевания (асимметрия лица, отклонение языка, атрофия мышц, снижение рефлексов). Врач оценивает распространенность патологического процесса, ставит точный диагноз и определяет степень тяжести. На этом этапе важно изучить анамнез: течение беременности и родов, особенности раннего развития, перенесенные заболевания и травмы;
  2. Осмотр логопеда — оценка голоса, скорости, ритмики речи, подвижности и координированности движения артикуляционных мышц, состояния мимических мышц и дыхания. Специалист выявляет характеристики бульбарной дизартрии, определяется с тактикой лечения;
  3. КТ, МРТ, электроэнцефалография, УЗДГ, допплерография дают информацию о сосудистых нарушениях, органической патологии, объемных образованиях, воспалительном процессе, дегенеративной патологии;
  4. Люмбальная пункция нужна для установления возбудителя, поэтому проводится при подозрении на инфекционно-воспалительный характер патологии.

При необходимости ребенка могут направить на дополнительные методы исследования и на консультацию к другим врачам.

Перед врачами стоит задача дифференцировать бульбарную форму дизартрии от псевдобульбарного синдрома, причиной которого является поражение кортико-бульбарных трактов. Также нужно исключить моторную, акустико-мнестическую и динамическую афазию.

Классификация

В неврологии различают несколько видов описываемого заболевания. Это связано с разными причинами его возникновения и проявления. От того, какая именно проблема выявлена, зависит терапия.

При кинестетической проблеме человеку приходится искать правильное положение языка для произношения звука. При кинетическом типе заболевания человек разговаривает рывками, медленно произносит звуки. В некоторых случаях больной может проговаривать слова по слогам.

Описание

Псевдобульбарная дизартрия проявляется увеличением тонуса в мышцах артикуляции по типу спастичности. В более редких случаях при нарушении объема произвольных движений отмечается небольшое понижение или слабо выраженное повышение тонуса мышц в виде паретической формы. Патогенез обеих разновидностей патологии сопряжен с ослаблением активности мышц артикуляционного аппарата или почти полным отсутствием их функционирования.

При этом сохраняется выполнение автоматических рефлекторных движений, наблюдается усиление небного, глоточного и рефлексов орального автоматизма. Фиксируется симптом синкинезии, напряженность и оттянутость кзади языка, спинка которого закруглена, закрывая вход в глотку. Произвольная двигательная активность языка ограничена, больному сложно его держать по средней линии при показывании врачу.

Всегда при псевдобульбарной дизартрии в первую очередь наблюдаются нарушения дифференцированных и сложных произвольных движений артикуляционного аппарата при одновременном сохранении непроизвольных движений. Например, больные дети могут облизывать губы во время еды, произносить звонкие звуки при плаче, хотя в других ситуациях они этого делать не могут.

Симптомы дизартрии

Характеристика корковой дизартрии уже дана. Но как же выглядят симптомы? Наиболее первыми проявлениям является медленная речь, отсутствие рефлекторных фраз и нарушение плавности. Если смотреть на больного со стороны, то может показаться, что ему трудно двигать губами и языком. На деле это действительно так из-за нарушения в мозге. Важным симптомом, на который обращает внимание врач, является проблема с произношением звуков, для которых нужно выставлять язык вперед. Подобное происходит из-за проблем с мышцами языка. Из-за этого человек говорит непонятно. Проблем со смысловой подачей не наблюдается.

Из-за определенной структуры дефекта при корковой дизартрии человек нередко говорит с прерыванием. Он напрягается, у него становится громким голос, а некоторые согласные звучат приглушенно. Больной начинает разделять звуки, например, при произношении буквы «ц» он говорит «т» и «с». Теряется чувствительность лица. Это выясняется при разговоре с пациентом, он может с ошибками указывать место, к которому прикасается доктор.

Вследствие заболевания человек произносит гласные слишком удлиненно. Ему тяжело переходить от звука к звуку. Из-за потери чувствительности многие звуки произносятся совершенно неправильно, так как человек не понимает, куда устанавливает язык для их произношения. Может пропускать отдельные звуки в словах либо же добавлять ненужные. Большинство больных делают паузы при произношении одного слова. Если случай запущенный, то пациент делит слова на слоги. Кроме того, при разговоре человек начинает высовывать язык, нахмуривает лоб и закрывает глаза. Вот такая симптоматика корковой дизартрии.

Важно вовремя заметить описываемые симптомы, чтобы провести диагностику и начать лечение как можно быстрее. Получится ли вылечить больного и насколько эта болезнь поддается коррекции можно узнать далее из публикации.

Различия бульбарной и псевдобульбарной дизартрии

Эти две формы речевых расстройств имеют много сходств. Но есть признаки, которые помогут отличить бульбарную дизартрию от псевдобульбарной:

  • при бульбарной форме дизартрии паралич периферический, псевдобульбарной — центральный;
  • при первом типе дефекта нарушены и произвольные, и непроизвольные движения, при втором — только произвольные;
  • характеристикой бульбарной дизартрии являются обширность поражений моторики, псевдобульбарной — ограниченность и избирательность патологии (страдают сложные артикуляционные движения);
  • при бульбарном поражении произношение гласных ближе к нейтральному звучанию, псевдобульбарном — отодвинута назад;
  • оглушение гласных и звонких согласных характерные для бульбарной формы дизартрии. Дополнительно к этому озвончение встречается при втором типе заболевания.

Осложнения для детей

Если проблема обнаруживается в детском возрасте, то у ребенка могут наблюдаться проблемы с центральной нервной системой. Данная проблема снижает внимательность. Ребенку трудно запоминать информацию. Словарный запас практически не формируется. Все это из-за проблемной речи. У ребенка возникают сложности с усваиванием фонетической части речи. В итоге это приводит не только к тому, что ребенок не может нормально разговаривать, но и к отсутствию навыка письма. Может развиваться дислексия. Причем совершенно не важна причины корковой дизартрии. В любом случае ребенок будет отставать в развитии.

Обход врачей

Невролог позволяет определить проблемы с мускулатурой лица и языка в частности. Кроме того, этот врач следит за асимметрией лица. Он задает ребенку какие-то задания, связанные с речевой функцией, но пациенты, как правило, сделать их не в состоянии. Это тоже считается одним из симптомов корковой дизартрии.

Логопед диагностирует замедленность речи, ее прерывистость и напряжение. Обязательно проводятся тесты, чтобы понять, какие звуки ребенок упускает, какие не может произнести, имеются ли какие-то ненужные звуки, произносимые в словах. Как правило, у детей с таким заболеванием нет проблем с дыханием при речи, со смысловой стороной высказывания и с фонематическим слухом все в порядке.

Чтобы определить точную причину проблемы корковой дизартрии у детей или взрослых, связанную с патологиями в мозге, проводится нейровизуализация. Если заболеванию предшествовал удар или же сотрясение, то делается компьютерная томография мозга. Она же показана и в случаях, если у ребенка опухоль. При воспалениях, инфекциях врач назначает магнитно-резонансную томографию. Если ситуация запущенная и сложная, то специалист посоветует сделать оба вида исследования.

Если есть вероятность того, что у пациента проблема развивается из-за воспалительного или инфекционного процесса, то ему делают пункцию. Берется на экспертизу ликвора, это жидкость, находящаяся в мозге. А после она проходит лабораторные исследования.

Дизартрия в некоторых проявлениях похожа на другие проблемы речевого аппарата, поэтому важно при диагностике различить одну болезнь от другой. Если речь идет о ребенке, то важно обращать внимание на то, имеется сохранность смысловой стороны высказывания, а если болезнь затронула взрослого — то главной особенностью болезни будет то, что человек может читать и писать. Таким образом, понятно, что данная болезнь проявляется лишь в том, что нарушается не мыслительная функция, а конкретно речевая. Именно это и отличает корковую дизартрию от остальных подобных заболеваний.

Диагностика болезни

Есть ли у пациента корковая дизартрия, определяют невролог и логопед. Работа специалиста по постановке речи заключается в оценке мимики и мускулатуры лица, он смотрит на синхронность дыхания, темп речи и ее качества. В норме дыхание должно быть синхронным, голос не гнусавым. Также оценивается фонематическое развитие речи ребенка.

Невролог выясняет наличие сопутствующих заболеваний мозга, нарушения церебрального кровообращения. Диагностику проводят с помощью КТ и МРТ, метода ЭЭГ, оценки способности мышц к электрической возбудимости, изучения проведения нервных импульсов.

Ребенка с нарушением произношения просят выполнить списывание текста, прочесть его выразительно вслух и пересказать. При этом оцениваются такие характеристики, как темп, ритм и разборчивость.

Лечение дизартрии

В первую очередь при лечении корковой дизартрии у детей или взрослых производится выяснение первопричины, которая и вызывала проблему. Если есть какие-то последствия после первичной болезни, то врач сперва будет устранять их. При комплексном лечении, то есть посещении невролога, логопеда, психолога и реабилитолога, можно восстановить речевую функцию.

Имеется и медикаментозная терапия. То, какая будет подобрана в итоге, полностью зависит от того, чем характеризуется корковая дизартрия у конкретного пациента.

Логопед обязательно старается мотивировать пациента. Это залог дальнейшего выздоровления. Проводится массаж, гимнастика для лицевых мышц. Логопед учит произносить сложные звуки, автоматизируя их выговаривание.

Так как данная болезнь проявляется проблемами с головным мозгом, то и медикаменты тоже необходимы. Они должны помочь восстановить работу той зоны, которая отвечает за речевую функцию. В зависимости от вида проблемы и степени ее проявления могут использоваться ноотропные препараты, а также многие другие — точно сказать, какие будут прописаны нельзя. Все зависит еще и от возраста пациента и его состояния здоровья.

Период реабилитации при корковой дизартрии очень важен для восстановления. Нужно постоянно ходить на массаж, восстанавливать рефлексы. Проводится лечебная физкультура для паретичных частей тела. Важно ходить и к психологу, на курсы, где можно расслабиться, тренинги тоже будут полезны.

Легкая (стертая) форма дизартрии

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Менее выраженные формы дизартрии

могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств перенесших не длительную асфиксию(удушье) или родовую травму или имеющих в анамнезе (совокупность сведений о болезни и развитии ребенка) влияние других не резко выраженных неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития (вирусные инфекции, токсикозы, гипертония, нефропатия, патология плаценты и др.) или в период родов (недоношенность; затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).

Легкая («стертая») дизартрия чаще всего диагностируется после 5 лет.

Раннее речевое развитие у значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено. Ребенок с ранним церебральным (мозговым) поражением к 4-5 годам теряет большую часть симптоматики, но может оставаться стойкое нарушение звукопроизношения и просодики.

Первые слова появляются к 1 году, фразовая речь формируется к 2 — 3 годам. При этом довольно долго речь детей остается неразборчивой, неясной, понятной только родителям. Таким образом, к 3 — 4 годам фонетическая сторона речи (внятность речи) у дошкольников со стертой формой дизартрии остается несформированной.

Дети со «стертой» дизартрией большинство изолированных звуков могут произносить правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют их (поставленный звук может не использоваться в речи). Артикуляционные движения могут нарушаться своеобразно: при ограничении движений языка и губ, наблюдается неточность и несоразмерность выполнения произвольных движений и недостаточность их силы.

Характерна слабость и вялость артикуляционной мускулатуры.

Темп выполнения артикуляционных движений заметно снижен. Дети слабо ощущают положение языка, губ, с трудом находят направление их движений, необходимое для произнесения звуков.

Общая моторная (двигательная) неловкость

, недостаточная координированность движений служат причиной отставания формирования навыков самообслуживания. У детей со «стертой» дизартрией с задержкой развивается готовность руки к письму, они мало рисуют и лепят. В школе таких детей часто ругают за плохой почерк.

В речи детей со «стертой» дизартрией, помимо нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются нарушения просодики. Основные жалобы при «стертой» дизартрии:

нечеткое, смазанное звуко произношение; речь монотонна, маловыразительна; нарушения дикции; искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах; недоговаривание элементов речи (например, предлогов) и др. Отмечается ряд особенностей лексики, проявляющейся в неточном употреблении слов, ограничении словарного запаса. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию.

У детей со «стертой» дизартрией нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность и эмоциональный рисунок речи, а также трудность исполнения ритмического и мелодического ударения. При этом наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной интонации.

Страдает голос:

он либо тихий, слабый, а иногда, наоборот, хриплый, резкий, напряженный, чрезмерно громкий. Ритм дыхания нарушен. Отмечается слабость речевого дыхания, поверхностное дыхание. Речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. Не удаются модуляции по высоте, силе голоса. Например, ребенок не может по подражанию произносить звуки высоким и низким голосом, имитируя голос животных (коровы, собаки и т.п.).

У части детей появляется фальцет (высокий, неприятный голос, иногда визжащий); вдох с придыханием, с поднятием плеч; ослаблен речевой выдох. У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе — в этом случае речь становится захлебывающейся.

Таким образом, поскольку речь ребенка неразборчива необходимо выполнить упражнения, предназначенные для проверки подвижности речевого аппарата.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ПОДВИЖНОСТИ РЕЧЕВЫХ ОРГАНОВ.

• Нужно открывать и закрывать рот, «шлепая при этом губами»;

• Попеременно высовывать изо рта язык и убирать его обратно;

• Приоткрыть рот, положив широкий, распластанный язык на нижние зубы, удерживать его около 5-6 секунд в таком положении в спокойном состоянии;

• Губы должны поочередно симметрично располагаться в неширокой улыбке и вытягиваться в трубочку (при выполнении этого задания зубы ребенка должны быть сомкнуты, и движения совершаться одними губами, без дополнительного движения подбородком);

• Открыть рот, «шлепнув» губами, закрыть его, после этого вытянуть губы в трубочку, затем повторить эти действия в той же последовательности;

• Рот открыт. Язык ребенка должен свободно поочередно подниматься и опускаться к верхним нижним зубам;

• В этом же положении язык должен свободно поочередно подниматься к зубам и опускаться к нижним зубам у их оснований;

• Губы находятся в неширокой улыбке , язык должен легко поочередно достигать углов рта. Если ваш ребенок говорит неразборчиво и выполнение предложенных упражнений вызывает у него определенные трудности, у него может быть легкая (стертая) форма дизартрии.

Признаки легкая («стертая») дизартрия :

• Ребенок не сразу может найти для речевых органов нужную позу;

• Не может удержать ее без изменений на протяжении 5-6секунд;

• Ребенку бывает сложно переключиться с выполнения одного движения на другое, например, при поочередном поднимании и опускании языка;

• При этом невооруженным глазом видно, что он совершает не такую уж и простую для него работу, заметно, что мышцы ему недостаточно повинуются;

• Нарушения могут быть еще менее значительными, так что их легко спутать с плохой координированностью или неумением выполнять двигательные задания по образцу.

Если у вашего ребенка есть эти затруднения, вы с помощью специальных упражнений легко сумеете восстановить у него подвижность речевых мышц. Иначе у ребенка не сможет сформироваться правильное произношение.

Литература:

1. Полякова, М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство/Марина Полякова.-М.:Айрис-пресс,2007.-208с.

2. Волкова, Л.С. Логопедия/Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева , Е.М. Мастюкова и др.; Под.ред.Л.С. Волковой. – М:Просвещение, 1989.—528 с.

3. https://www.dysarthria.rcbkb.com/2009/06/stertaya-dysarthria.html

Прогноз и профилактика

Если лечение начать вовремя и своевременно ликвидировать проявления первичной проблемы, то прогноз будет максимально благоприятным. Но нужно понимать, что все зависит еще от степени поражения мозга, от правильности проведенной терапии, возраста, психологического состояния пациента. Симптоматика тоже играет не последнюю роль в лечении.

Хуже всего поддается лечению проблема, которая сопровождается депрессией, параличом, травмами центральной нервной системой. Еще тяжело вылечить больных, которые находятся в подавленном состоянии. Важно снизить количество стресса, чтобы мозг смог восстановиться.

Профилактическими мерами считаются: своевременное лечение возникших болезней, которые затрагивают нервную систему и головной мозг, предупреждение онкологических заболеваний, а также избегание травматичных ситуаций.

Кроме того, чтобы избежать врожденной корковой дизартрии, маме нужно быть осторожной во время беременности. Следует следить за своим здоровьем, не ударяться, не находиться в стрессовых ситуациях. Только такой подход поможет ребенку в утробе не пострадать и родиться здоровым. Также во время беременности нужно больше спать, гулять на свежем воздухе, отказаться от вредных привычек. При возникновении каких-то непредвиденных обстоятельств нужно обращаться к врачу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]