Телесно ориентированная психотерапия упражнения для детей


Основы

Основные понятия

В основе телесно-ориентированной терапии лежит фундаментальное понятие, без которого данное направления нельзя представить. Это телесный панцирь, хотя у него много других терминов-синонимов: мускульный, мышечный, характерологический панцирь, мускульные зажимы, эго-защита. Всего тело человека делится на 7 проблемных зон, где он может образовываться в соответствии с полученной психотравмой.
Согласно Вильгельму Райху, телесный панцирь — это защитные силы организма, физически подавляющие страхи, внутреннее беспокойство, комплексы и всё, что представляет угрозу для психики.

Оргонная энергия — так Райх называл всем известное по Фрейду либидо, которое высвобождается в результате работы с панцирями.

Распускание — так в телесно-ориентированной терапии называют процесс освобождения от мышечного зажима.

1. Психотравма.

2. Конкретная ситуация, связанная с ней, вызывает беспокойство.

3. Человек стремится защититься от этого тревожного состояния и повторения произошедшего.

4. Он подавляет свой страх с помощью «мышечных зажимов» в определённой части тела.

5. Это формирует одновременно:

  • характер или паттерн поведения;
  • телесный панцирь.

1. В школе ребёнку постоянно говорят о том, что он ничего собой не представляет.

2. Он не хочет ходить из-за этого в школу.

3. Так как это необходимо делать изо дня в день, он пытается уйти от прямых контактов с тем, кто ему это говорит.

4. Не смотрит в глаза, опускает взгляд, закрывает глаза, морщит лоб.

Чтобы помочь человеку в решении его проблем, телесная психотерапия работает параллельно с обеими сущностями — внешней и внутренней:

  1. Выявляется вид телесного панциря, и где именно он находится.
  2. Постепенно снимается напряжение с проблемного участка тела различными техниками.
  3. Попутно выявляется психотравма.
  4. Ведётся параллельная работа с ней.
  5. Высвобождается оргонная энергия.
  6. Излечиваются невротические и другие расстройства.

Долгое время в рамках телесно-ориентированной психотерапии специалисты работали лишь с мышечными зажимами, считая, что после их устранения автоматически исчезнет и психотравма. И только спустя время был сделан вывод, что удалять необходимо и то, и другое одновременно. Так можно обеспечить стойкий эффект сеансов и гарантию того, что проблема не вернётся опять.

Биоэнергетический анализ

Автор биоэнергетического анализа, ученик Райха, Александр Лоуэн прожил 98 лет и оставил после себя подробно разработанную методологию работы с психикой через тело, институт, множество интересных книг и специальных упражнений или, как он их называл, биоэнергетических опытов [3], которые, очевидно, в совокупности с хорошей генетикой и помогли ему самому прожить почти век. Хорошая реклама метода, не правда ли?

«Я не занимаюсь психотерапией, я занимаюсь биоэнергетикой», — говорил Лоуэн. Тем не менее прекрасно разработанная теория личности, во многом базирующаяся на типологии Фрейда, позволяет сказать, что биоэнергетика — именно психотерапевтическая система.

Даже если вы никогда до этого не слышали про Лоуэна, вы точно знакомы с одним из базовых понятий его системы — «заземлением». Именно американский психотерапевт первым обратил внимание на важность для физического и психологического здоровья того, насколько человек устойчив, насколько чувствует опору под ногами.

Типология Лоуэна оперирует так называемыми структурами характера. Это совокупность хронических мышечных напряженней, психологических защит на телесном уровне, свойственная конкретному человеку. Напряжения формируются на разных стадиях взросления ребенка и связаны с определенными травмами развития. Психоаналитическая типология Лоуэна сейчас выглядит патологизирующей. «Шизоид», «мазохист», «психопат», «фаллический нарцисс» — для неспециалистов эти слова больше похожи на медицинский диагноз или на ругательство, чем на описание характера человека. Современные модальности ТОП, ориентированные в первую очередь на ресурсы, а не проблемы, по-своему интерпретируют лоуэновскую классификацию. Как — увидим позже.

Методы

На основе концепции Вильгельма Райха были созданы различные методы телесно-ориентированной психотерапии и подходы к взаимосвязи тела и психики.

Основные методы телесно-ориентированной терапии:

  • биоэнергосистемотерапия (биоэнергетическая системная терапия, БЭСТ) Е. И. Зуева: воздействие на разум, чувства и тело с целью лечения психики;
  • вегетативная (соматическая, телесная) терапия В. Райха;
  • двигательная практика М. Фельденкрайза, цель которой — научить человека правильно двигаться (как дети), чтобы снять мышечные зажимы;
  • организмическая психотерапия М. Брауна: панцирь рассматривается как рассогласование тела и мозга;
  • радикс (источник жизненной энергии) Ч. Келли — групповой вариант телесно-ориентированной терапии;
  • розен-метод М. Розен: работа с напряжёнными мышцами в сочетании с вербальным контактом;
  • рольфинг (структурная интеграция) И. Рольф: работа над улучшением походки, осанки, манеры сидеть, стиля общения, их взаимосвязь с поведенческими паттернами;
  • соматическая психотерапия биосинтеза Д. Боаделлы: работа с 3 жизненными потоками — энтодермой, мезодермой и эктодермой;
  • телесно-ориентированный биоэнергетический психоанализ (биоэнергетика) А. Лоуэна;
  • хакоми (телесно-центрированная психотерапия) Р. Курца: основные методы — танцевально-двигательная терапия, йога, медитация.

Частично опираются на телесно-ориентированную терапию такие методы, как:

  • Core-энергетика Д. Пьерракоса;
  • биодинамика Г. Бойсен;
  • инсайт-терапия (телесный инсайт) М. Белокуровой;
  • первичная терапия А. Янова;
  • процессуально-ориентированная психотерапия А. Минделла;
  • психология соматического развития (бодинамика, бодинамический анализ) Л. Марчер;
  • танатотерапия (лечение смертью) В. Баскакова;
  • чувственное (сенсорное) осознавание Ш. Селвер.

И это ещё далеко не все методы. Их обилие доказывает популярность данного направления.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА ТЕЛЕСНО — ОРИЕНТИРОВАННУЮ ТЕРАПИЮ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №160 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА Г. ВЛАДИВОСТОКА»

УПРАЖНЕНИЯ НА ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННУЮ ТЕРАПИЮ

ТЕЛЕСНО – ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ
ЭТОПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ РЕШАТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, УСТРАНЯТЬ НЕВРОЗЫ ПОСРЕДСТВОМ ТЕЛЕСНОГО КОНТАКТА.
ОСНОВАТЕЛЬ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ : АВСТРИЙСКИЙ ПСИХОЛОГ ВИЛЬГЕЛЬМ РАЙХ.

ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ МЕТОДОВ ТЕМ, ЧТО ОБЩЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НЕ НА ЯЗЫКЕ СЛОВ, А НА ЯЗЫКЕ ТЕЛА (ЖЕСТЫ, ПОЗА ТЕЛА, КОЖНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ).

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ НЕ ИМЕЕТ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ, ЕЁ ПРИЕМАМИ МОГУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО ВРАЧИ И ПСИХОЛОГИ, НО И ИНСТРУКТОРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ВОСПИТАТЕЛИ ДОУ, УЧИТЕЛЯ, ИНСТРУКТОРЫ ЛФК.

ГЛАВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕЛЕСНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ – ЭТО РАБОТА С ТЕЛЕСНЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ.

ПРИКОСНОВЕНИЕ ПОМОГАЕТ ЛУЧШЕ ОЩУЩАТЬ СВОЕ ТЕЛО. В ОБЛАСТИ ПРИКОСНОВЕНИЯ СОЗДАЕТСЯ ЗОНА ИНТЕНСИВНОСТИ, ПОВЫШАЮЩАЯ ОСОЗНАННОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ.

УПРАЖНЕНИЯ НА ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННУЮ ТЕРАПИЮ

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ

(для детей с 4 лет)

Цель:
разогрев группы, преодоления барьеров в общении, снижение эмоционального напряжения.
Ход игры:

Участникам предлагается молча здороваться друг с другом: а) руками с закрытыми глазами, б) коленками, в) спинами, г) мизинцами, д) плечами, е) локтями и т.д.

МАГНИТ

(для детей с 3 лет)

Цель: формирование навыков сотрудничества, снижение застенчивости, развитие умения чувствовать других.

Ход игры:

Дети стоят в кругу и держатся за руки. Пока звучит музыка, они двигаются по кругу. Когда музыка останавливается, взрослый называет чьё-нибудь имя (Аня). Тогда все дети, отпустив руки, бегут к Ане и встают вокруг в тесный кружок, так как
Аня – магнит
.

ПОВАРЯТА

(для детей с 4 лет)

Цель:
развитие внимания, групповой сплоченности.
Ход игры:

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Можно раздать картинки. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо.

ВТОРЖЕНИЕ

Цель:
способствовать сплочению коллектива,снятию чувства страха и агрессии; воспитывать взаимовыручку; развивать ловкость и быстроту.
Ход игры:

на пол выкладывается покрывало. Дети
«садятся в космические корабли и прибывают на любую планету»
. Затем они свободно гуляют по планете. По сигналу ведущего
«Вторжение!»
, дети должны быстро укрыться от инопланетян все вместе под одним покрывалом. Те, кто не поместились, выбывают из игры
.
ТЕНЬ

Цель:

развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов.

Ход игры:

один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идет через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения( собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д.)

ПЕРЕДАЙ ПО КРУГУ

Цель:

способствовать формированию дружного коллектива
;
учить действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение.

Ход игры:

дети садятся в круг. Педагог передает по кругу воображаемый предмет ( горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку). Предмет должен пройти весь круг и вернуться к водящему, не изменившись (картофелина не должна остыть, льдинка – растаять, песчинка – потеряться, лягушка – ускакать).

РУЛЕТ

Цель:

активизация группы, создание групповой сплоченности
.
Ход игры:

дети встают в шеренгу, держась за руки. Ребенок, стоящий первым, начинает поворачиваться вокруг своей оси, увлекая за собой стоящих следом. Таким образом, дети образуют некий
«рулет»
. Обращается внимание детей на то, что в ходе упражнения важно не расцеплять руки. Задание можно усложнить, предложив детям
«раскрутить рулет»
.

РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ СТЕКЛО

Цель:

обучение использованию мимики и жестов в общении.

Ход игры:

дети делятся на пары. Педагог дает задание( представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине) Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.

Примечание:

начинать игру стоит с работы одной пары, остальные дети наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться.

ЛИЦОМ К ЛИЦУ

Цель:

создание положительного эмоционального фона, активизация детей, развитие внимания.

Ход игры:

каждый находит себе пару. Ведущий называет действия, например,
«рука к носу»
,
«спина к спине»
,
«голова к колену»
и т. д. Участники должны следовать инструкциям в своих парах. Когда ведущий говорит
«человек к человеку»
, каждый должен найти себе другую пару. Упражнение можно применять в середине и в конце занятия.

ПРИКОСНОВЕНИЕ ТЕЛА

Цель:

активизация и сплочение группы, развитие тактильного внимания.

Ход игры:

объясните участникам, что вы дотронетесь до кого-нибудь. Потом они должны, используя только ту часть тела, до которой дотронулись вы, дотронуться до кого-то другого. Продолжайте игру, пока все участники не будут задействованы. Это упражнение заставляет тесно взаимодействовать друг с другом.

ПАЛУБА

Цель:
снижение эмоционального напряжения, координация движений
Ход игры:

Представить себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. руки сцепить за спиной(или взять друга за руку). Качнуло палубу — перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола),

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

СТАДО СЛОНОВ

Цель:
снижение эмоционального напряжения.
Ход игры:

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном, правую руку(хобот) положить на плечо впереди стоящего. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с «грохотом» опустить на пол. Двигаться по команде, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стоп.

СНЕГОВИК

Цель:

снятие напряжения мышц тела.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям превратиться в снеговика. Дети разводят напряженные

руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.

Так простоял наш снеговик всю зиму.

Но вот пришла весна,

Пригрело солнышко,

И снег начал таять…

Дети постепенно расслабляются, опускают

руки, «обмякают», подставляют лицо солнцу и приседают на корточки.

ТИХОЕ ОЗЕРО

Цель:
снижение эмоционального напряжения
Ход игры:

Встаньте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого,

прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, его

лучи согревают вас, вы чувствуете себя все лучше и лучше. Вы слышите пение птиц и

стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух прозрачен и

чист. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это

тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться.

Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы

отдыхаете…

ЖИВОЕ ЗЕРКАЛО

Цель:
снятию чувства страха и агрессии;
Ход игры:

Дети стоят свободно по залу. Ведущий показывает движение, дети повторяют за ним.

МАРИОНЕТКИ

Цель:

снятие напряжения мышц тела, получать положительные эмоции

Ход игры:

Ведущий просит детей представить, что они — мягкие тряпичные игрушки, которые

висят на ниточках.

Дети встают в круг и поднимают руки. По команде последовательно

выполняют следующие движения: опускают вниз кисти рук; сгибают руки в локтях;

расслабляют руки и те падают вниз; сгибают туловище и опускают голову; сгибают

колени и приседают на корточки.

ВОЗЬМИ СЕБЯ В РУКИ

Цель:
снятию чувства агрессии; развитие выдержки
Ход игры:

Как только вы почувствовали, что ребенок беспокойный. хочет кого-то стукнуть,

что-то кинуть, есть очень хороший способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями

локти и сильно прижми руки к груди — это поза выдержанного человека.

ВЖИТЬСЯ В ОБРАЗ

Цель:
развитие воображения, способности вжитьсяв образ.
Ход игры:

раскрепощенного человека с распрямленными плечами, высоко поднятой головой и свободной походкой; побыть играющим ребенком, кошкой или пингвином т.п. Пройдитесь «по зыбучим пескам», по болоту, по натертому скользкому паркету, по грязной дороге в туфлях на высоких каблуках. Представьте себя вырастающим из саженца кустом, раскрывающимся цветком. Пройдитесь в костюме с полными карманами камней, полными сумками, в вечернем платье со шлейфом, ластах и т.д

МОТИВИРОВАННЫЙ БЕГ ИЛИ ХОДЬБА

Цель:
установление комфортной атмосферы, создание эмоционального заряда,
Ход игры:

Движение против толпы, если не хотим кого-то разбудить, если мы злы и сердиты, если идем делать что-то для себя неприятное, против ветра, по росе, по болоту, над пропастью, по ущелью; спешка на работу, с работы и т.д

ДИАЛОГ ТЕЛОДВИЖЕНИЙ

Цель:
установление комфортной атмосферы, взаимодействия с другими.
Ход игры:

По две минуты общайтесь с партнером с помощью пантомимы в ролях: учитель и ученик, родитель и ребенок, колдун и зомби, вор и полицейский, мужчина и женщина, сила и слабость, активность и пассивность, грубость и мягкость, любовь и ненависть, принятие и отклонение, огорчение и удовлетворение, скука и интерес и т.д.

ЗМЕЙКА

Цель:

активизация и сплочение группы

Ход игры:

Группа выстраивается за водящим в затылок и двигается за ним, повторяя все его движения; затем водящий переходит в конец шеренги, и водящим становится следующий за ним участник.

СТЕКЛЯННАЯ КОБРА

Цель:

активизация и сплочение группы, развитие тактильного внимания.

Ход игры:

Участники становятся в затылок, закрывают глаза и ощупывают спину впереди стоящего, стараясь запомнить его. Ведущий произносит «Дзинь!», «кобра» разбивается и в течение минуты «осколки» бродят по комнате, защищая себя выставленными ладонями. По сигналу ведущего «кобра» начинает срастаться.

ПРОТИВ ДВИЖЕНИЯ

Цель:

развитие тактильного внимания.

Ход игры:

Участники становятся в круг, закрывают глаза, выставляют руки перед грудью ладонями наружу. По сигналу ведущего каждый переходит на другую сторону круга.

ВСТРЕЧА НА УЗКОМ МОСТИКЕ

Цель:
воспитывать взаимовыручку; развивать ловкость.
Ход игры:

Протиснуться навстречу друг другу через узкий проход, образованный участниками, и при этом разминуться с партнером: в узкую дверь, между двумя лужами, на узком мостике.

Басова Е.Д

Виды телесного панциря

Несмотря на такое огромное количество методик, практически все они опираются в своей теоретической базе на те виды телесного панциря, которые в своё время выделил Вильгельм Райх.

Глазной

Что входит: глаза, брови, лоб, скальп.

Внешние признаки панциря:

  • ощущение неподвижной маски на лице;
  • бегающий взгляд;
  • человек никогда не смотрит в глаза;
  • глубокая вертикальная морщина на переносице и множественные — на лбу.

Внутренние проблемы: социальные страхи, неумение налаживать межличностные контакты.

Соматика: проблемы со зрением, головные боли, слезливость.

Что входит: затылок, подбородок, горло.

Внешние признаки:

  • напряжённая челюсть;
  • гримасничанье;
  • привычка всегда жевать жвачку;
  • «ходящие ходуном желваки»;
  • немногословие.

Внутренние проблемы: скрытность, необходимость держать всё в себе, сдерживать гнев.

Телесно ориентированная психотерапия упражнения для детей

Соматика: жалоб обычно нет.

Горловой / шейный

Что входит: язык, шея.

Внешние признаки:

  • невротический кашель;
  • тихий голос;
  • частое сглатывание.

Внутренние проблемы: те же, что и при челюстном зажиме, но более глубокие, уходящие в детство (например, обида на родителей).

Соматика: частые ангины, постоянный ком в горле.

Грудной

Что входит: грудь, плечи, лопатки, руки.

Внешние признаки:

  • затруднённое дыхание;
  • неправильная осанка;
  • неестественное положение плеч (опущены, приподняты, асимметричны);
  • отсутствие гибкости тела.

Техники

Работая с пациентом, телесный терапевт использует различные техники для снятия мышечных зажимов. Причём некоторые из них всем знакомы:

  • различные виды массажа;
  • мануальная терапия;
  • дыхательные гимнастики;
  • йога;
  • обычные комплексы упражнений из спортивных программ;
  • танцы;
  • гимнастики для лица;
  • актёрское мастерство.

В телесно-ориентированной терапии часто применяются направления арт-терапии. В частности, танцевальное и драматическое. Существуют также целые комплексы двигательных упражнений, разработанных специально для ТОТ, — например, Фредерика Матиаса Александера и Р. Лабана.

Для работы с психотравмами используются обычные техники и приёмы, типичные для всех направлений в психотерапии: беседа, групповые тренинги, аффирмации, гипноз.

На практике

Телесно-ориентированная терапия применяется для лечения различных расстройств личности и поведения и для устранения проблем психологического плана. В частности — неврозов, стрессов, посттравматических расстройств, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний. Приведём несколько примеров, как это работает на практике.

Для детей

Телесно-ориентированная терапия полезна для детей, уже столкнувшихся в своей жизни со стрессом, отличающихся повышенной тревожностью, аутизмом, застенчивостью, не умеющих контролировать свои эмоции и поступки. ТОТ позволяет нормализовать их психическое состояние, помогает им успокоиться, избавиться от эмоционального возбуждения и психотравм, повысить уровень осознанности, пережить негативный жизненный опыт.

Несмотря на простоту многих упражнений, с детьми должны работать специалисты.

Есть несколько универсальных упражнений, которые помогут избавить ребёнка от мышечных зажимов по всему телу.

Задача №1 — вытянуться в струнку, напрягая все части тела, изображая из себя солдата. Простоять, не шелохнувшись, несколько минут (в зависимости от возраста ребёнка). Задача №2 — резко расслабить тело и стать на некоторое время тряпичной куклой без костей. Менять данные положения нужно 2-3 раза. Выполнять 2-3 раза в день.

Ребёнок в низком присесте сворачивается калачиком и изображает из себя семечко, посаженное в землю. Специалист делает вид, что поливает его, обкапывает, заботится и ухаживает за ним. Время от времени взрослый отмечает, что растение подросло, у него появились листочки, бутон, цветок. В соответствии с его рассказом ребёнок медленно расправляет тело.

При работе с детьми в ТОТ также используются сказкотерапия, дыхательные гимнастики, ролевые игры, групповые тренинги.

Для женщин

Телесно-ориентированная терапия просто необходима женщинам, потому что она, помимо психического и физического здоровья, обеспечивает красоту и молодость тела. Сейчас многие центры ТОТ открывают для этого специальные курсы. Работа ведётся со всеми сегментами, независимо от того, имеется там панцирь или нет:

  • глазной — очищение взгляда и устранение морщин на лице;
  • оральный — умение управлять своими органами речи, чтобы не пустословить;
  • горловой / шейный — умение выражать свои эмоции через пение;
  • грудной — выработка прямой осанки, улучшение работы сердца;
  • диафрагмальный — освоение дыхательных гимнастик;
  • брюшной — очищение ЖКТ, коррекция талии и боков;
  • тазовый — работа с материнскими инстинктами, репродуктивными функциями, собственной оргонной энергией.

Телесные психотерапевты обещают из любой женщины с самыми глубокими комплексами сделать настоящую королеву всего за 10 сеансов (каждый длится около 2 часов).

Метод Фенделькрайза

Моше Фенделькрайз

Основатель метода Моше Фенделькрайз

– физик по образованию, сфера интересов которого была очень разнообразной. Он занимался дзюдо и создал первую школу по этому виду боевых искусств в Европе, изучал неврологию, психоанализ, йогу и техники Георгия Гурджиева. У Моше в юности была травма колена, которая обострилась в начале 1940-х годов. Врачи считали, что хирургическое вмешательство не приведет к благоприятному исходу, и он отказался от операции. Желая вылечить заболевание, Фенделькрайз увлекся анатомией, биомеханикой и исследованием функций движения, что послужило началом для создания его собственного метода по работе с телом. Со временем с его помощью он смог помочь не только себе, но и тысячам других людей, а его метод получил широкое общественное признание.

Метод Фельденкрайза

– это совокупность двигательных техник, во время работы с которыми акцент ставится на осознавании выполняемых движений и тех изменений, которые происходят в человеке. Упражнения меняются от одного занятия к другому, начинаются с простых и спокойных и со временем объединяются в более сложные шаблоны. Они позволяют восстановить осанку, гибкость, силу и координацию, а также обрести легкость и свободу во всем теле. При этом используется способность нервной системы человека с саморегуляции и самоорганизации.

Фенделькрайз отмечает, что нервная система, в первую очередь, занимается движением и что его упражнения отражают ее состояние. Человеку нужно научиться расслабляться и следовать своему внутреннему ритму, чтобы избавиться от вредных привычек по обращению с телом. До тех пор, пока человек находится в напряжении и постоянной спешке, он не способен учиться. Человек должен жить свободно, играя и экспериментируя с движениями, постоянно развиваясь и обретая новый опыт.

Метод Фенделькрайза призван помочь людям вернуть естественную грацию и свободу движений, которую они утратили вместе с детством. Специально разработанные упражнения помогают избавиться от ненужных напряжений в мышцах, а также от старых неэффективных шаблонов движений и поз тела, которые успели войти в привычку. Цель метода заключается в том, чтобы развить в теле человека способность действовать максимально эффективно, прикладывая при этом минимум усилий. Этого можно достичь не посредством наращивание мышечной массы, а благодаря пониманию того, как работает тело. Фенделькрайз подчеркивает, что людям следует взять на себя большую ответственность, осознав, как функционирует их тело и научиться жить в согласии с его внутренней мудростью и законами.

Исходя из целей применения метода, существует две его разновидности:функциональная интеграция

и
осознавание через движение
.

Документальный фильм о методе Фенделькрайза

В первом случае терапевт оказывает пациенту непосредственную помощь, управляя его конечностями и положением тела. На этой стадии со стороны пациента не требуется практически никаких физических усилий. Этот подход направлен на восстановление двигательных функций после травм, помощь больным с неврологическими нарушениями (в частности, в период реабилитации после инсультов). Занятия проходят на специальной кушетке с использованием особых атрибутов: подушек, валиков и средств обратной связи для пациента.

Во втором случае терапевт лишь подсказывает пациенту, какие виды движений ему следует выполнять. Во время практики человек развивает самоосознание, начинает «чувствовать» движения, благодаря чему они становятся более легкими и естественными. В повседневной жизни все наши движения механически и не осознанны, мы двигаемся и перемещаемся подобно роботам. Однако каждое движение должно осуществляться с осознанием, в состоянии «здесь-и-сейчас». Практикуя осознанные движения и испытывая их новые комбинации, которые ранее были невозможны, у человека появляется возможность развить в себе осознанность и расширить собственное сознание.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]