Шизоидное расстройство личности у взрослых и детей

Диссоциальному расстройству личности, когда человек достигает своих целей посредством других людей, полностью игнорируя их желания и потребности, есть противоположная сторона – шизоидное расстройство. Отчужденность, чрезмерная теоретизация мира, замкнутость и полное равнодушие к чужим мыслям и чувствам – это характерные признаки шизоида.

Часто такого представителя называют «чудаковатым», «странным», «не из мира сего». Но самого шизоида это не волнует, поскольку он ориентируется только на собственное мнение или точку зрения авторитетных источников, книг.

Люди с данным расстройством личности проявляют эмоциональную холодность и безразличие. Они оторваны от реального мира, предпочитают проводить время в одиночестве, нежели в кругу многочисленных людей. Они часто погружены в собственные фантазии и мысли.

Можно сказать, что некоторые гениальные умы прошлых веков были шизоидного типа, поскольку часто отстранялись от светских балов и рандеву, чтобы только погрузиться в собственные творения и реализацию своих идей. Часто они увлекаются физикой, математикой, астрономией, чтением книг. У них прослеживается нестандартное мышление, уникальный взгляд на мир. Все, что у них есть, подчинено оторванности от общества и желанию как можно дальше быть от окружающих.

Шизоид-ребенок

Шизоидное расстройство, как уже обозначалось в оглавлении раздела интернет-журнала psytheater.com, часто проявляется в раннем детстве. Такой ребенок предпочитает играть в спокойные и тихие игры, отгораживается от других людей, больше молчит и слушает, нежели говорит. Следует отличать данное расстройство от схожего аутичного. Шизоид-ребенок растет полноценным и здоровым, без каких-либо отклонений, кроме определенных склонностей в поведении. У аутиста наблюдаются отклонения в речи, мировосприятии и прочих простых навыках.

Ребенок шизоидного типа проявляет чрезмерную терпимость и эмоциональную сдержанность. При этом он редко делится собственными переживаниями с родителями.

перейти наверх

Михаил Б., 18 лет. Единственный сын. С детства мать и бабушка его чрез­мерно опекали. Мать с отцом развелись два года назад. Отец пьянствовал — год назад во время запоя покончил с собой. Смерть отца перенес спокойно — очень привязан к матери. С нею привык делиться всем — даже сексуальными переживаниями. В школе все годы учился только на «отлично». В детстве был отдан матерью в кружок фигурного катания на коньках — ничего не полу­чилось. Тренер посоветовал переменить вид спорта. С 11 лет по настоянию матери начал заниматься лыжами — обнаружил большие успехи как гонщик на дальние дистанции Окончив среднюю школу, решил стать офицером. Жизнь военного привлекала «режимом и порядком». Вскоре стал лучшим курсантом и успешно продолжал заниматься лыжным спортом. На 2-м курсе его одновременно выдви­нули на Ленинскую стипендию и на весьма ответственные лыжные соревнования. Его неоднократно приглашали к руководству училища, в различные городские общественные организации, где с ним беседовали, взывая к его чувству ответ­ственности, говорили о чести, которую ему предстоит защищать. В эти же дни заболел гриппом. Во время болезни появился страх, что не оправдает оказанного ему доверия. Стал часами навязчиво раздумывать о своих недостатках и способах их преодоления. Свое «слабоволие» стал приписывать онанизму, а также непра­вильному воспитанию — мать и бабушка не приучили к самостоятельности, во всем опекали. Навязчивые рассуждения стали мешать заниматься, продолжа­лись даже во время бега на лыжах. Ухудшился сон — стало трудно засыпать из-за навязчивых мыслей. Сам обратился за помощью к психиатру.

В беседе подробно и охотно рассказал о себе. С первых классов школы отмечал у себя склонность к «самокопанию». Очень нерешителен в мелочах и, наоборот, иногда очень быстро принимает решения в жизненно важных вопросах. Например, однажды два часа в магазине выбирал себе плавки для тренировок в бассейне. Зато решение, куда идти учиться после школы, принял «сразу» по совету тренера по лыжам. С детства болезненно тревожился за мать. Метался, если опаздывала с работы. Когда ходил по улице, старался не наступить на «полосы между каменными плитами» (чтобы «все хорошо было, чтобы никто из близких не умер»). С 14 лет появились сексуальные фантазии. Перед сном доводил себя ими до оргазма. Потом корил себя за «разврат», жаждал от них избавиться. Охотно поддался рациональным разубеждениям. Принял совет це­ликом сосредоточиться на учебе, а спортом заниматься для здоровья, избегая ответственных соревнований.

Физическое развитие с акселерацией.

При патохарактерологичсском обследовании с помощью ПДО по шкале объективной оценки диагностирован психастенический тип. Отмечен высоким уровень откровенности. Самооценка – хорошая: по шкале субъективной оценки отмечены психастенические черты, отвергаются черты неустойчивые.

Диагноз. Невротическая реакция по типу обсессивного невроза на фоне явной психастенической акцентуации.

Катамнез. Собран через 5 лет. С отличием окончил высшее учебное за­ведение и там же оставлен преподавателем. Женился, имеет ребенка.

Шизоидный тип. С первых лет такие дети любят играть одни. Они мало тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав, предпочитают общество взрослых, подолгу молча слушая их беседы между собой.

К этому может добавляться какая-то недетская сдержанность и даже холодность.

В подростковом возрасте все черты шизоидного типа крайне заостряются. Прежде всего бросаются в глаза замкнутость и отгороженность. Иногда духовное одиночество мало тяготит подростка, который живет своими, необычными для других, интересами и увлечениями. Чаще же неспособность устанавливать контакты тяжело переживается. Неудачные попытки найти себе друга по душе, мимозоподобная чувствительность в таких поисках, быстрая истощаемость в контакте («не знаю о чем говорить») побуждают к еще большему уходу в себя.

Замкнутость сочетается с недостатками интуиции — неумением догадаться о несказанном другими вслух, угадать их желания, чувствовать их переживания, неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение, уловить момент, когда не следует навязывать свое присутствие. К недостатку интуи­ции примыкает неумение сопереживать: откликнуться на радость или печаль другого, понять чужую обиду, отозваться на беспо­койство и тревогу. Слабость интуиции и сопереживания создает впечатление холодности и черствости. Некоторые поступки могут показаться жестокими, но они связаны с неспособностью вчуствоваться в страдания других, а не с желанием получить садисти­ческое наслаждение.

Внутренний мир почти всегда закрыт для посторонних и за­частую бывает заполнен фантазиями и увлечениями. Шизоидные подростки могут раскрываться неожиданно и обычно перед че­ловеком малознакомым, даже случайным, но чем-то импониру­ющим их прихотливому выбору. В то же время их внутренние переживания могут навсегда оставаться скрытыми от близких или от тех, кого они знают много лет.

Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявле­нии чувств делают неожиданными и непонятными для окружаю­щих многие поступки, ибо весь ход предшествующих переживаний и мотивов остается скрытым. Чудачества бывают неожиданны, но не служат эгоцентрической цели привлечь к себе внимание.

Подростковая реакция эмансипации обычно проявляется весьма своеобразно. Шизоидный подросток может терпеть мелоч­ную опеку в быту и даже не замечать ее, подчиняться уста­новленному распорядку и режиму, но готов реагировать бурным протестом на малейшую попытку вторгнуться без дозволения в мир его интересов, увлечений и фантазий. Однако реакция эмансипации легко может оборачиваться социальной нонконформностью — негодованием по поводу существующих правил и по­рядков, насмешек над распространенными идеалами, интересами и духовными ценностями, злопыхательством по поводу «отсутствия свободы». Подобные суждения подолгу скрытно вынашивают и неожиданно для всех реализуют в решительных действиях или публичных выступлениях. Прямолинейная критика других в таких случаях осуществляется без учета ее последствий для себя.

Реакция группирования со сверстниками внешне выражена слабо. Замкнутость затрудняет контакты, а неподатливость влия­нию со стороны не позволяет слиться с группой. Иногда шизоид­ные подростки подвергаются насмешкам и преследованиям сверстнииков, иногда же, благодаря холодной сдержанности и неожидан­ному умению постоять за себя, внушают уважение и заставляют соблюдать дистанцию. Однако успех среди сверстников мо­жет быть предметом сокровенных фантазий шизоидного под­ростка.

Увлечения нередко отличаются необычностью, силой и постоян­ством. Свои хобби они часто таят от других, боясь непонимания и насмешек. Делятся ими, встречая интерес, но никогда не выставляют напоказ. Часто встречаются интеллектуально-эстетические хобби. В спорте предпочитают индивидуальные занятия, но не коллективные игры. Место увлечений могут за­нимать одинокие многочасовые прогулки. Некоторым шизо­идам хорошо даются тонкие ручные навыки: игра на музыкаль­ных инструментах, всяческие поделки. Кроме основного увлечения, можно встречать ряд побочных, но с ним чем-то связанных. Например, шизоидный подросток, увлекающийся шахматами, одновременно коллекционирует портреты всех великих людей, любивших шахматы, и собирает биографии всех известных шах­матистов. По данным Ю. А. Скроцкого [Патохарактерологические исследования…, 1981], изучение биографий нередко особенно привлекают шизоидов.

психастенические подростки – предыдущая | следующая – шизоидная акцентуация

Подростковая психиатрия. Содержание.

Шизоид-подросток

В подростковом возрасте более явными становятся признаки расстройства. Шизоид все больше уходит в свой мир, отгораживаясь от окружающих. Он пренебрегает и даже в некоторой степени неприязненно относится к любым увлечениям, которые интересуют других подростков.

Шизоид-подросток хоть и тяготит к общению и появлению в жизни друзей, но не умеет налаживать общий язык и долго поддерживать отношения. У него либо не получается завести друга, либо их дружба быстро разрушается, поскольку человек с данным типом расстройства не умеет проявлять соответствующие здоровым людям чувства и навыки.

Так, шизоид не может сочувствовать. Он не понимает, когда нужно поддержать, а когда что-то посоветовать, когда посочувствовать, а когда отвлечь от грустных мыслей. В некоторой степени он проявляет жестокость в своем поведении по отношению к окружающим. Это не следует путать с эпилептоидной личностью, которая получает садистическое удовольствие от страданий других людей.

Выделяют следующие виды шизоидного расстройства:

  • Сенситивный – чувствительный, слабый, ранимый, плохо воспринимает дисгармонию. Убегает от любых трудностей и сложностей в свой внутренний мир.
  • Экспансивный – бесстрашный, решительный, непоколебимый, безразличный к окружающим. Хотя они могут быть ранимыми. В случае трудностей закрываются от мира фантазированием или увлечением интеллектуальными играми.

перейти наверх

Признаки и симптомы расстройства

Клинические признаки шизоидного расстройства не бывают всегда одинаковы, так как индивидуумы формируются под влиянием разных средовых факторов. Человек с ШРЛ может иметь такие черты:

  • снижение или отсутствие эмоционального взаимопонимания – слабая эмпатия;
  • более уважительно относится к личностным границам других людей;
  • интересы и увлечения связаны с уединением;
  • нежелание поддерживать активные социальные контакты;
  • мало заботит мнение окружающих, но отдают предпочтение честности, прагматичности, искренности;
  • не любит избыточного внимания;
  • предпочитает бесконтактные формы общения;
  • не терпит разговоров «ни о чем», лжи, истерик;
  • самодостаточность в интроверсии, одиночестве, замкнутости;
  • тенденция к интроспекции – «погружению в себя»;
  • неловкость, дискомфорт в присутствии большого количества людей;
  • склонность к выбору теоретических, точных профессий, а также связанных с искусством и философией;
  • нестандартное, эксцентричное поведение – странный для большинства выбор одежды, безразличие к похвале или критике, отличное от других восприятие банальных вещей;
  • меньшая сенситивная восприимчивость – телесные прикосновения не приносят большого удовольствия;
  • часто, но не всегда, — слабая половая конституция, низкая сексуальная активность;
  • отсутствует паранойя, искаженное восприятие или когнитивные нарушения.

Дистанцирование от общества рассматривается как вариант защитного механизма. Люди данного типа часто имеют более богатый мир собственных фантазий, развитое абстрактное мышление, особое восприятие незаметных для окружающих вещей. Зачастую они предпочитают компанию животных, уединение на природе, тихие места проживания. Ярким примером шизоидных личностей являются такие персонажи: Шерлок Холмс, Грегори Хаус или Бэтмен.

У мужчин

Такие мужчины производят впечатление бесстрастных одиночек, лишенных чувства юмора. При этом они способны поддерживать достаточный уровень социальной активности, который требуется для работы или нормальной жизнедеятельности.

В отличие от аутистических расстройств шизоиды понимают эмоции и чувства других людей, но не стремятся к ним, так как испытывают дискомфорт.

Внешне «холодное» поведение не означает отсутствие стремлений хотя бы к минимальной привязанности. Шизоиды редко вступают в брак, но периодически могут сходиться с партнерами, которые уважают их эмоциональные границы. При этом они более чувствительны к расставанию, переживают его острее и дольше.

У женщин

По данным российских руководств, у женщин шизоидный тип личности встречается в два раза реже, чем у мужчин (1:2). Американские классификаторы (DSM-IV, DSM-5) не предоставляют достоверных эпидемиологических данных. Неизвестна точная распространенность ШРЛ в популяции, не говоря уже о жестких гендерных различиях.

Женщины-шизоиды полны противоречий. Чувствуя себя самодостаточными в своей отстраненности, они могут нуждаться в партнере. С виду неэмоциональные, но внутри – импульсивные, яркие, фантазийные личности.

Приоритетом в жизни таких девушек является не брак, а личный комфорт. Они выбирают спокойных мужчин или женщин, которые с уважением принимают интроверсию. Нередко шизоидные личности предпочитают обезличенные сексуальные контакты по договоренности, не подпуская никого к внутреннему «Я».

Успешность и социальная адаптация шизоидов

Шизоид может социально адаптироваться, если признаки его расстройства не ярко выражены. В таком случае у человека может быть 1-2 неблизких друга, с которыми ему комфортно и интересно. Но здесь часто отсутствует сильная привязанность к людям. При этом представители с данным расстройством могут оказаться очень успешными.

Если им удастся найти работу, не сопряженную с общением с людьми, то могут стать профессионалами в своем деле. Поскольку они погружены в процесс работы, редко ориентируются на результат и не отвлекаются на различные дружеские посиделки, то развивают свои познания и навыки в той области, которой занимаются.

Причины возникновения

Выделить точные причины формирования шизоидного типа личности невозможно, исследования все еще продолжаются. Предполагаются такие факторы риска:

  • генетические, то есть врожденные, особенности индивидуума;
  • наличие любых расстройств психического спектр у ближайших родственников – теория наследственной предрасположенности;
  • факторы окружающей среды – социальное положение, локальный менталитет, особенности взросления;
  • характер отношения родителей или опекунов к ребенку в процессе становления личности;
  • кумуляция пережитого опыта с глубокого детства по настоящее время – стресс, страх, одиночество, пренебрежение со стороны окружающих, любой вид насилия.

Говорить о единой этиологии не представляется возможным, так как тема остается малоизученной даже в профессиональной среде. Поэтому не стоит специально искать наиболее «удобные» причины, объясняющие особенности конкретного человека.

Каждый клинический случай должен быть рассмотрен врачом-психиатром, который сможет определить индивидуальную совокупность предпосылок, послуживших толчком к формированию ШРЛ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]