Эмоциональное расстройство личности, психоэмоциональное нарушение волевой сферы


Причины

Что влияет на формирование воли и эмоций человека? Существует две основные причины, которые могут вызывать нарушение. Одна из них – наследственность, а другая – социальный круг. Более подробно причины нарушения эмоционально-волевой сферы рассмотрены ниже.

эмоционально волевой сферы

  • Впечатления. Если ребенок не получает достаточно впечатлений и большую часть своей жизни сидит дома, то его развитие происходит очень медленно. Чтобы нормально формировалась психика, родители должны гулять с ребенком во дворе, показывать ему других детей, изучать деревья, давать возможность поиграть с песком. Впечатления формируют нормальную нервную систему и помогают ребенку учиться испытывать, а затем и контролировать свои эмоции.
  • Еще одной причиной нарушения эмоциональной волевой сферы является отсутствие движения. Ребенок, родители которого не сильно утруждают себя развитием чада, может начать ходить с опозданием. Подобное торможение нормального физического развития приводит к заторможенным эмоциональным реакциям. А еще некоторым родителям свойственно со временем понимать, что их чадо не ходит, а ведь соседские дети уже бегают. Родители начинают нагонять упущенное, и ребенок страдает не только физически, но и психологически.
  • Ребенок может сильно страдать из-за отсутствия материнской любви. Если женщина не будет брать свое чадо на руки, гладить малыша, качать его и петь ему колыбельные, младенец быстро потеряет связь с матерью. Такой ребенок вырастет неполноценным, как говорят в народе – недолюбленным.

Эмоционально волевые-нарушения у детей

Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные.

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает.

В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Несмотря на то что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений.

Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.

В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.

Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.

Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

  • Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
  • Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
  • Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
  • Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
  • Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
  • Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
  • Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
  • Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
  • Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.

Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка

Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.

В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции.

Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.

По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка

Детские психологи особенный акцент делают на утверждении, что развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми.

Основными причинами нарушений являются:

  1. перенесённые стрессы;
  2. отставание в интеллектуальном развитии;
  3. недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
  4. социально-бытовые причины;
  5. фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
  6. ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.

Для коррекции нарушений важно своевременное и правильное диагностирование с учётом причин развития отклонений. В арсенале психологов целый ряд специальных методик и тестов для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей.

Для дошкольников, как правило, применяются проективные методики диагностики:

  • тест по средствам рисунка;
  • цветовой тест Люшера;
  • шкала тревожности Бэка;
  • опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН);
  • тест школьной тревожности Филипса и многие другие.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Что делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.

Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.

Обращение к психологу

Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями.

В психологии в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.

Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители, заинтересованные в органичном развитии своего малыша.

Практические методы коррекции

Таковы, в частности, методы сказкотерапии и куклотерапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их.

Разумеется, все эти методы подразумевают обязательную непосредственную вовлеченность взрослых в сам процесс игры.

Если родителями в процессе воспитания уделяется достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка.

Накопленный психологами опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Источник: https://MaryPop.ru/psihologiya/psixicheskoe-razvitie/jemocionalno-volevye-narushenija-detej.html

Волевой акт

Нарушение эмоционально-волевой сферы происходит в раннем возрасте. Чтобы понять, где произошел сбой, нужно узнать, как функционирует воля у нормального человека. Последовательность принятия решений у всех людей такая:

  • Возникновение импульса. У человека возникает побуждение что-то сделать.
  • Мотивация. Персона обдумывает, что она получит, когда действие будет совершено. Чаще всего человек получает эмоциональное удовлетворение от своего поступка.
  • Орудие деятельности. Не всегда придуманное действие можно сделать без дополнительного инвентаря. Перед началом работы приходится найти все необходимое оборудование.
  • Принятие решения. Человек еще раз думает о том, стоит ли ему приводить свой план в исполнение или нет.
  • Выполнение действия. Персона осуществляет свою задумку.

классификации лиц

Такой процесс происходит в голове у каждого человека, прежде чем он совершит какое-либо действие. Не стоит думать, что дети в силу своего неразвитого интеллекта не проводят подобную работу у себя в голове. Даже наши примитивные предки – обезьяны, прилагают волевые усилия для того, чтобы совершить тот или иной поступок.

Как проводится диагностика эмоционально-волевого нарушения? Сферы применения человеческой воли разнообразны. Человек должен сдвинуться с места, чтобы что-то взять или чтобы поесть. Если ребенок апатичен и ничего не хочет, значит, у него есть какие-то отклонения. То же самое касается слишком активных детей, которые делают действия, не успевая обдумать последствия своих решений.

Симптомы и лечение эмоционального расстройства личности

Нередко то, что окружающие считают плохим характером и отсутствием воспитания, на деле оказывается психическим нарушением.

А именно, эмоциональным расстройством личности. Таким людям свойственна неуравновешенность, импульсивность, склонность к асоциальному поведению.

Они не могут самостоятельно осознать и справиться с своей проблемой, поэтому им требуется помощь психотерапевта.

Как лечить эмоционально-лабильное расстройство личности? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что это такое?

К эмоциональному расстройству личности относится целый комплекс симптомов, выражающийся в повышенной раздражительности, возбудимости, смене настроения, невозможности контролировать свое поведение, склонность к девиантному поведению.

Такие люди часто совершают преступления, внезапно теряют самообладание. В таком состоянии они представляют опасность для себя и общества.

Причины и провоцирующие факторы

Основная причина — это органическое поражение мозга. Провоцирующими факторами являются:

  1. Наследственность. Более 50% пациентов имеют в семейном анамнезе психические заболевания.
  2. Нейроинфекции (полиомиелит, менингит, энцефалит).
  3. Травмы головы.
  4. Эпилепсия.
  5. Эндокринные патологии.
  6. Сердечно-сосудистые заболевания.
  7. Алкоголизм, наркомания.
  8. Психические заболевания.
  9. Психотравмирующая ситуация.
  10. Длительные стрессы.
  11. Жестокое обращение со стороны родителей.
  12. Отсутствие внимания к ребенку в раннем детстве.
  13. Пережитое насилие.

Характеристика

Эмоциональное расстройство делится на 2 типа:

  • эмоционально неустойчивое расстройство личности импульсивного типа;
  • эмоционально неустойчивое расстройство личности пограничного типа.

Импульсивный тип характеризуется проявляется уже в раннем возрасте. Такие дети неуправляемы, капризны, не поддаются воспитательным мерам, часто устраивают истерики.

В общении с другими детьми они пытаются установить лидерство с помощью силы, не признают принятые правила игры. Поэтому у них постоянно возникают конфликтные ситуации.

Несмотря на нормальный интеллектуальный уровень, ребенок с эмоциональным импульсивным расстройством плохо учится, так как часто подвержен сменам настроения, не может усидеть на месте и сосредоточиться на учебе. К тому же, он постоянно конфликтует с учителями.

Если патологию не лечить, то болезнь прогрессирует.

У взрослых импульсивное нарушение проявляется следующим образом:

  • перепады настроения;
  • необоснованные приступы агрессии;
  • совершение действий в состоянии аффекта, когда человек не контролирует свое поведение;
  • излишняя возбудимость;
  • деспотичное поведение в семье, утверждение своего авторитета при помощи насилия.

У пациентов с пограничным типом расстройства симптомы выражены не так ярко. Они не опасны для окружающих.

В детском возрасте ребенок отличается неусидчивостью, плаксивостью, капризностью. Ему трудно завести друзей, он плохо учится в школе. Эти дети попадают в плохие компании, начинают употреблять наркотики и спиртное.

Во взрослом возрасте проявляются такие черты, как:

  • внушаемость;
  • впечатлительность;
  • склонность к фантазированию;
  • зацикленность на одной теме;
  • принятие любых незначительных неудач как трагедию;
  • чрезмерная эмоциональность;
  • непостоянство жизненных целей;
  • опасность возникновения депрессии и суицидальных мыслей.

Что относится к эмоциональным нарушениям?

В психиатрии под эмоциональными нарушениями понимают нестабильное эмоциональное состояние, при котором жизненные события воспринимаются неадекватно.

То есть, пациент не способен самостоятельно регулировать интенсивность и проявление своих эмоций.

https://www.youtube.com/watch?v=1qYOehkjTzk

Выделяют следующие типы нарушения эмоций: собственно расстройства эмоциональной сферы и нарушение адекватности эмоции.

К первым относятся:

  1. Состояние аффекта — бурные эмоции, во время которых человек не осознает свое поведение и окружающую обстановку.
  2. Гипертимия — настроение радости, выражающееся в усиленной мимике, повышенном возбуждении.
  3. Эйфория — состояние повышенной возбужденности, неадекватной окружающей обстановке.
    Часто возникает под воздействием алкоголя, наркотиков, соматических заболеваний. Также характерно для больных с психическими отклонениями.
  4. Гипотомия противоположна гипертимии. Человек настроен негативно, видит только отрицательные стороны, пребывает в состоянии безысходности.
  5. Депрессивное настроение — подавленное состояние, сопровождающееся тоской, опустошенностью, безысходностью.
  6. Паника — чувство беспокойства, ожидания беды, катастрофы. Больной не находит себе места, у него возникают вегетативные симптомы.
  7. Апатия — состояние безразличия, отчужденности, отсутствия заинтересованности и желаний.
  8. Гнев — крайняя степень негативного возбуждения, переходящая в агрессию.
  9. Парализация эмоций — полное отсутствие эмоциональных реакций. Часто возникает после сильного стресса, шока.
  10. Амбивалентность — возникновение двух противоположных чувств по отношению к одной и той же ситуации, например, эйфория и апатия.
  11. Фобия — навязчивое состояние страха, от которого человек не может избавиться. Например, аэрофобия, клаустрофобия.
  12. Мания — непреодолимое желание совершения какого-то действия.
  13. Эмоциональный срыв — выплеск наружу негативных эмоций. Проявляется злобностью, агрессией, злопамятностью.

Нарушение адекватности эмоций проявляются следующими состояниями:

  1. Дисфория — тоска пополам с гневом, сильная раздражительность, возникшая в ответ на незначительный раздражитель.
  2. Гипермимия — усиленная мимика, реакции быстро меняются.
  3. Амимия — полное отсутствие мимики.
  4. Парамимия — мимика неадекватна ситуации.
    Например, человек плачет, когда нужно смеяться. Иногда больной корчит гримасы без каких-либо причин.

Симптомы

Несмотря на то, что различные эмоциональные расстройства имеют характерные проявления, у них все же присутствуют общие симптомы:

  1. У человека отсутствует самоконтроль, он не властен над своими эмоциями.
  2. Пациент действует импульсивно, под влиянием сиюминутного настроения.
  3. Он не может планировать и оценивать свои поступки.
  4. В ответ на минимальный раздражитель у больного возникает неадекватная реакция в виде гнева, агрессии, истерики, эйфории и т. д.
  5. У человека часто возникают депрессивные и суицидальные настроения.
  6. Он постоянно жалуется на всех и вся, воспринимает негативно любые возражения.
  7. Пациенту трудно найти общий язык с окружающими, он часто устраивает конфликты, в том числе, с применением насилия.

Диагностика

Диагноз может поставить психиатр на основании жалоб самого больного или его родственников.

Но для того, чтобы диагностировать именно эмоциональное расстройство, необходимо, чтобы поведение пациента соответствовало как минимум трем критериям:

  1. Несоответствие когнитивных функций принятым нормам.
  2. Эмоции далеки от адекватности.
  3. Невозможность контролировать влечения и потребности.
  4. Данное поведение распространено на все сферы жизни.
  5. Человек испытывает трудности в социальной адаптации.
  6. Данные нарушения продолжаются довольно долго, как правило, с детского возраста. Или они возникли вследствие какого-то травмирующего события или болезни.
  7. Присутствие органического поражения головного мозга.

Лечение

Терапия начинается с определения причины.

Если в мозге обнаружен очаг органического поражения, то необходима медикаментозная помощь.

Но основное направление — это психотерапия. Задачи психотерапевта:

  1. Провести тестирование для изучения первоисточника проблемы и нахождения пути решения.
  2. Убедить пациента, что его патология излечима.
  3. Выбрать позицию соратника, а не назидателя.

Для помощи пациентам применяют индивидуальные и групповые занятия. Эффективна гештальт-терапия. На занятиях пациент учится осознавать свою проблему и искать пути выхода из ситуации.

К групповым занятиям целесообразно привлекать родственников больного. На индивидуальных сеансах врач учит пациента управлять своими эмоциями и чувствами, адекватно реагировать на раздражители.

Обязательно нормализовать режим дня больного. У него должен быть полноценный сон, необходимо исключить прием тонизирующих напитков (кофе, чая), особенно в вечернее время. Также стоит отказаться от компьютерных игр и просмотра агрессивных фильмов.

Если расстройство имеет слабо выраженный характер, то
стараются обойтись без серьезных препаратов. Больному назначают антигистаминные средства (Тавегил, Супрастин), которые имеют седативный эффект.
Также полезно пропить курс успокоительных средств на растительной основе (Новопассит, Первен, валериану, пустырник). Хорошо помогает ромашковый чай с добавлением мяты и мелиссы.

При явно выраженных отклонениях необходимо подключать серьезные лекарства. Выбор зависит от того, какой направленности расстройство диагностировано у больного. Возможно применение следующих групп препаратов:

  • антидепрессантов (Мелипрамин, Флувоксамин). Показаны при состоянии подавленности, депрессивных и суицидальных настроениях;
  • транквилизаторов (Феназепам, Атаракс). Устраняют излишнее напряжение, тревожность, помогают при панических атаках, снижают агрессию;
  • нейролептики (Галоперидол, Левомепромазин). Назначают при повышенной возбудимости, агрессии, гневе, фобиях.

При назначении препаратов важно соблюдать следующие правила:

  1. Назначать средство, имеющее минимум побочных эффектов.
  2. Начинать с минимальной дозы, повышать только в случае длительного отсутствия эффекта.
  3. Постоянно контролировать состояние пациента.
  4. При неэффективности назначенного препарата прекратить его прием и выбрать альтернативные методы.
  5. Не принимать препараты дольше 15 дней.
  6. Прекращение приема осуществлять постепенно, чтобы не спровоцировать синдром отмены.

Нередко пациенту с расстройством эмоций требуется госпитализация. Основанием к этому служат следующие условия:

  • Заявление родственников больного о необходимости помещения его в клинику.
  • Заявление самого пациента о согласии пройти лечение в стационаре.
  • Поведение больного, представляющее опасность для окружающих и него самого.

Прогнозы

Если расстройство эмоций является следствием серьезного поражения мозга, то вылечить больного полностью невозможно.

При помощи грамотно организованной терапии удается достичь состояния ремиссии, сделать проявления не такими выраженными.

Однако, этого невозможно добиться только с помощью одни лекарств. Большое значение имеют психотерапевтические методы, без которых пациент не сможет адаптироваться в обществе.

Профилактикой являются следующие меры:

  1. Создание благоприятной психологической обстановки в семье.
  2. Избегание травм головы, нейроинфекций.
  3. Избегание психотравмирующих ситуаций.
  4. Своевременное обращение за помощью к психологу при возникновении психологических проблем.

Эмоциональные расстройства не возникают на пустом месте. Обычно они являются следствием каких-то сложных ситуаций или серьезных заболеваний.

Важно помочь близкому человеку пережить горе и справиться с проблемой, тогда снижается риск возникновения психических отклонений.

Расстройство личности — особенности психотерапии:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/psihiatriya/emotsionalnoe-rasstrojstvo-lichnosti.html

Основные проблемы

В зависимости от степени нарушения эмоционально-волевой сферы ребенок становится раздражительным, вялым или генерактивным. Родители должны заметить проблемы своего чада, как только они появляются. Любая болезнь, прежде чем обосноваться в организме, проявляется в симптомах. На этой стадии нужно определить степень проблем ребенка и назначить ему лечение. Какая существует классификация лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы?

  • Агрессивность. Персоны ведут себя неадекватно, задирают окружающих и получают удовольствие от слез и унижения более слабого противника. Даже дети, которые ведут себя агрессивно, никогда не будут задирать того, кто сильнее их. Они логически рассудят, что безобидное существо не сможет дать сдачи, а следовательно, его можно унижать.
  • Заторможенная реакция. Дети не могут сразу понять, в чем заключается проблема. Например, они могут испытывать голод, но не станут прилагать никаких усилий, чтобы попросить покушать или же чтобы достать себе еду самостоятельно.
  • Расторможенная реакция. Вторым пунктом в классификации лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы идут люди, которые не могут контролировать свои эмоции. Если они плачут, то слишком громко, если смеются, то делают это неестественно долго.
  • Чрезмерная тревожность. Забитые дети слишком активных родителей становятся тихонями. Они боятся рассказать о своих желаниях и проблемах. Обратить на себя внимание у них не получается в силу слабости характера.

классификации лиц с нарушениями эмоционально волевой

Классификация нарушений в эмоционально-волевой сфере

Нарушение эмоциональной сферы у взрослых пациентов выделяется такими особенностями как:

  • Гипобулия или понижение волевых качеств. У пациентов с данным нарушением отсутствует какая-либо потребность в общении с другими людьми, возникает раздражительность при присутствии рядом посторонних, отсутствие способности или желания поддерживать беседу.
  • Гипербулия. Характеризуется повышенным влечением во всех сферы жизнедеятельности, зачастую выражается в усилении аппетита и потребностях в постоянном общении и внимании.
  • Абулия. Выделяется тем, что у человека резко снижаются волевые влечения.
  • Компульсивное влечение — это непреодолимая потребность в чем-либо или ком-либо. Данное расстройство зачастую сравнивают с животным инстинктом, когда у человека значительно подавляется способность над осознанностью своих действий.
  • Обсессивное влечение – проявление навязчивых желаний, которые пациент не способен самостоятельно контролировать. Неудовлетворение таких желаний ведет к подавленности и глубоким страданиям больного, а его мысли заполнены идеей их реализации.

Группы нарушений

Классификация нарушений эмоционально-волевой сферы нужна для того, чтобы правильно назначить лечебные мероприятия. Все ребятишки разные, и проблемы у них тоже не могут быть одинаковыми. Даже ребята, которые растут в одной семье, могут болеть разными недугами. Основные группы нарушений эмоционально-волевой сферы:

  • Расстройство настроения. Нарушение эмоционально-волевой сферы у детей часто проявляется в неконтролируемых эмоциях. Ребенок не может совладать с собой, и поэтому его чувства всегда на взводе. Если малыш чему-то радуется, то вскоре его состояние достигает эйфории. Если же чадо грустит, то может с легкостью впасть в депрессию. А зачастую одно состояние через час переходит в другое, полярное первоначальному.
  • Нестандартное поведение. Рассматривая нарушение эмоционально-волевой сферы у детей, нельзя не упомянуть об отклонении от нормы поведения. Ребята могут быть или слишком спокойными, или чрезмерно активными. Первый случай опасен по причине того, что ребенок безынициативен, а вторая ситуация грозит тем, что у чада существуют проблемы со вниманием.
  • Проблемы с психомоторикой. Ребенок страдает от странных приливов чувств, которые захлестывают его не по делу. Например, чадо может жаловаться, что ему слишком страшно, хотя на деле опасность ребенку не угрожает. Тревожность, впечатлительность и мнимость хорошо знакомы детям с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведением, отличающимся от общепринятой нормы.

нарушения развития эмоционально волевой сферы ребенка

Эмоциональное расстройство личности, психоэмоциональное нарушение волевой сферы

К эмоциональному расстройству личности относится целый комплекс симптомов, выражающийся в повышенной раздражительности, возбудимости, смене настроения, невозможности контролировать свое поведение, склонность к девиантному поведению.

Такие люди часто совершают преступления, внезапно теряют самообладание. В таком состоянии они представляют опасность для себя и общества.

Проявления заболевания

Первые симптомы рассматриваемой психопатологии обычно дают о себе знать еще в раннем детском возрасте. Для больных характерно безрассудное, импульсивное поведение. К двадцатипятилетнему возрасту расстройство психики обычно уже формируется окончательно, в этом же возрасте наиболее высок риск совершения самоубийства.

У взрослых людей расстройство становится причиной импульсивности, невозможности построить стабильные взаимоотношения с окружающими, заниженной самооценки. Общие признаки заболевания также включают в себя боязнь одиночества, отсутствие индивидуальности и неспособность отстаивать собственную точку зрения.

Пациенты в буквальном смысле лишаются возможности нормально жить в обществе, что приводит к развитию других расстройств психики.

Устойчивые паттерны мышления или «ранние дезадаптивные схемы», формирующиеся с детства у лиц с пограничным расстройством личности были сформулированы психотерапевтом Янгом, который разработал когнитивно-поведенческий подход к лечению личностных нарушений. Эти схемы постепенно развиваются и остаются с человеком на протяжении всей жизни при отсутствии грамотной коррекции.

Ранние дезатаптивные схемы, характерные для пограничного расстройства личности, предложенные Янгом.

Проявления Возможные выражения

Потеря/отвержение«Я не смогу найти партнера и навсегда останусь один».
Зависимость«Я не способен самостоятельно решать проблемы, мне необходим кто-то, кто мог бы мне помочь».
Подчинение«Мои желания не должны противоречить желаниям окружающих, иначе они отвернуться от меня или проявят агрессию».
Непривлекательность«Никто не полюбит меня, если узнает, какой я на самом деле».
Отсутствие адекватной самодисциплины«Я не способен дисциплинировать себя и контролировать собственное поведение».
Самообвинение«Я являюсь плохим человеком и должен быть наказан».
Недоверчивость«Окружающим нельзя доверять, они хотят использовать меня в своих целях».
Страх проявить эмоциональность«Если случится непредвиденная ситуация, я обязан контролировать собственные эмоции»
Эмоциональная депривация«Мои чувства и желания никого не интересуют, никто не захочет позаботиться обо мне или защитить».

Источник: https://proctologi.com/insult/emotsionalnoe-rasstrojstvo-lichnosti-psihoemotsionalnoe-narushenie-volevoj-sfery.html

Внешнее проявление

Нарушения развития эмоционально-волевой сферы ребенка можно определить по поведению малыша.

  • Сильная зависимость от родителей. Ребенок, который в пять лет не может доверять окружающим людям, вызывает странную реакцию. Малыш все время прячется за мамину юбку и пытается закрыться от мира. Одно дело – нормальное детское смущение. И совсем другое – недоверие, необщительность и несговорчивость.
  • Дефицит общения. Ребенок, к которому в семье относятся с пренебрежением, будет чувствовать себя одиноким. У малыша не будет получаться нормально формировать отношения, так как родители будут внушать ребенку, что он глупый, криворукий и недостойный любви. Одиночество, которое будет источать такое чадо, будет сильно чувствоваться.
  • Агрессия. Малыши, которым не хватает внимания или которые хотят снять напряжение, могут не замыкаться в себе, а наоборот, вести себя слишком раскрепощенно. Такие дети не станут сдерживать свои эмоции и будут стараться всеми силами привлечь внимание к своей персоне.

Методы

Эмоционально-волевые нарушения сферы личности могут быть подвержены коррекции. К каким методам прибегают специалисты, чтобы исправить то, что неправильно заложили в свое чадо родители?

  • Игротерапия. С помощью игры малышу объясняются правила адекватного поведения в группе. У ребенка формируются новые нейронные связи, которые помогают трансформировать увиденное в игре и переложить примеры на жизненные ситуации.
  • Арт-терапия. С помощью рисунка можно многое узнать о личности ребенка. Творческое произведение покажет специалисту, как малыш себя ощущает в саду, в семье и в этом мире. Рисование помогает раскрепоститься и почувствовать уверенность в себе. Так же работают и другие виды искусства: лепка, вышивание, конструирование.
  • Психоанализ. Опытный психотерапевт может помочь ребенку пересмотреть свои взгляды на привычные вещи. Врач расскажет малышу, что такое хорошо, а что такое плохо. Специалист будет действовать двумя методами: внушением и убеждением.
  • Тренинги. Такой метод воздействия предполагает работу с группой детей, имеющих общую проблему. Ребята будут совместно пересматривать свои привычки и формировать новые на основе старых.

нарушение эмоционально волевой сферы и поведения

Занятие 8 (2/16)

Рассматриваемые вопросы:

  1. Понятия: чувства и эмоции.
  2. Виды эмоций и чувств. Эмоциональные состояния.
  3. Волевые процессы.

В обычной жизни очень часто термин «чувство» смешивается с термином «ощущение», и одно употребляется вместо другого. Это объясняется тем, что многие ощущения сопровождаются так называемым «чувственным тоном» или переживанием. Например, ощущение голода всегда сопровождается в той или иной степени чувством страдания. Поэтому состояние, которое мы называем голодом, в обычной жизни именуется то «ощущением голода», то «чувством голода». Строго психологически следует говорить так: «Я ощущаю голод, сопровождающийся неприятным чувством» («чувственным тоном»). Или, например, ощущение вкуса сопровождается чувственным тоном, при этом сладкий вкус может быть приятен, но при большом количестве сладости часто появляется неприятное ощущение приторности или тошноты.
Одни события вызывают у человека радость, другие — негодование, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь — все это формы переживания человеком свое¬го отношения к различным объектам. Чувством в психологии называются такие психические процессы, которые характеризуются переживанием приятного или неприятного, удовольствия или страдания. Чувствами называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе, что представляет или о чем-то вспоминает. Человек испытывает радость от приятной встречи с другом, от хорошо сделанной работы и т. п. Он испытывает тревогу, когда не успевает что-то вовремя и хорошо сделать.

Вследствие огромного количества чрезвычайно разнообразных чувств, их классификация встречает большие затруднения. Некоторые психологи разделяют все чувства на два больших класса: приятные и неприятные. Но бывают такие чувства, которые могут быть и приятными, и неприятными, например чувство гнева.

Другие психологи подразделяют чувства на низшие (связанные с физическими переживаниями, с органическими ощущениями) и высшие (связанные с более значительными душевными или духовными состояниями).

Чувства могут быть иногда глубоко скрыты, так что по внешнему виду человека нельзя догадаться об его переживаниях, а иногда, наоборот, могут быть выражены во вне (покраснение или побледнение лица, дрожание голоса или рук, нахмуривание лба, бровей, расширение ноздрей, прерывистое дыхание, учащенное сердцебиение и т. д.). Такие выявленные чувства, сопровождающиеся внешними телесными проявлениями, называются эмоциями.

Эмоции (от лат. emoveo — возбуждать, волновать) — форма про¬явления чувства, реакция человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску (обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта). Это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

Главная особенность эмоций — переживания человеком своего отношения к значимым для него событиям, предметам и явлениям. Эмоции возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели, они способствуют поиску новой информации и тем самым повышают вероятность достижения цели. Тем самым эмоции влияют на процесс познания.

Эмоции относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Являясь субъективной формой выражения потребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее.

Эмоции могут выражать оценку отдельных условий, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности (например, страх, гнев), к конкретным достижениям в труде (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям. В соответствии с этим различают положительные и отрицательные эмоции.

Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека есть оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения в свою очередь зависит от многих факторов: особенности выполняемой деятельности, условия, в которых она протекает, индивидуальность работника и т. п.

Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются личностью как ее собственные внутренние переживания, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции — это внешнее проявление чувств.

Можно выделить основные функции эмоциональных процессов:

  • энергетическая мобилизация организма (положительные чувства повышают жизнедеятельность человека, отрицательные — понижают ее);
  • регулятивная;
  • сигнальная.

Характерные черты эмоциональных процессов:

  • направленность (положительная или отрицательная);
  • степень напряжения;
  • уровень обобщенности.

Эмоциональные процессы очень разнообразны. Рассмотрим основные виды эмоций.

По направленности различаются положительные (удовольствие, радость, восторг), отрицательные (печаль, гнев, страх, отчаяние, тоска, злоба, зависть) и неопределенные (полярные, нейтральные) эмоции.

По воздействию на человека — стенические (от греч. возбуждение) и астенические (угнетают, тормозят).

Стенические переживания — возбуждающие процессы, повышающие активность личности (радость, гнев, злоба, ярость, отвращение, восторг).

Астенические эмоции — переживания, снижающие активность личности (страх, тревога, печаль, испуг, тоска, сомнение, недоумение). Впрочем, некоторые астенические аффекты могут переходить в стенические, например, тоска может принять резко возбуждающий характер.

По длительности, силе, интенсивности: эмоциональные состояния (настроение) и эмоциональные реакции (аффект, фрустрация, страсть, стресс).

По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные (к партнеру, произведению искусства), обобщенные (к музыке, к представителю делового мира какой-то страны) и абстрактные (чувство справедливости, трагического).

Различают также интеллектуальные, моральные и эстетические чувства:

  • интеллектуальные (познавательные) выражают и отражают отношения личности к процессу познания, его успешности и неуспешности, связаны с удовлетворением познавательных потребностей. К интеллектуальным относятся: любознательность, удивление, недоумение, чувство нового, сомнение;
  • моральные (нравственные) — такие, в основе которых лежит нравственная оценка человеком своих поступков и действий других людей в соответствии с моральными нормами (чувства долга, чести, дружбы). К моральным относятся: патриотизм, любовь к труду и своему делу, чувство гордости за свою профессию; чуткость, деликатность, внимательность; чувство долга; ненависть к преступности и нарушителям правопорядка;
  • эстетические — такие, которые отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому (чувство прекрасного). К эстетическим относятся: чувство прекрасного, возвышенного, героического, трагического, безобразного.

Рассмотрим более подробно чувства, которые различаются по длительности, силе и интенсивности эмоций.

Настроение — устойчивое, длительное эмоциональное состояние (радостное, угнетенное, оптимистическое), которое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем другим переживаниям, а также мыслям и действиям человека.

Настроение более других влияет на деятельность личности и ее результаты. Бодрое настроение стимулирует деятельность работника, положительно влияет на окружающих. Будучи в плохом настроении, человек смотрит на мир мрачно. Его все возмущает и сердит: и веселый смех людей, и сосед, неосторожно толкнувший его, и погода, и т. п.

Однако настроением можно и должно управлять. Человек должен быть не рабом, а хозяином своего настроения. Плохое настроение можно преодолеть волевыми усилиями. Иногда следует переключиться на такую деятельность, которая приятна, интересна, вызывает подъем. Очень хорошо преодолевается плохое настроение, если человек активно переключается на не очень тяжелый, но приятный физический труд. В результате у человека обычно создается бодрое, жизнерадостное настроение. Такой прием в психогигиене называется «пропишите себе труд».

Менее устойчивыми являются аффект, фрустрация, страсть и стресс. Аффект (от лат. душевное волнение, страсть) — это сильная, бурно протекающая эмоциональная реакция (эмоциональный взрыв). Вызываются аффекты сильными раздражителями (словами, поведением других людей, некоторыми обстоятельствами). Обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие (отчаяние, страх). Например, смерть близкого может вызвать ярость и желание отомстить или страх, отчаяние, оцепенение и т.д. В состоянии аффекта человек весь поглощен только одним чувством и не способен переживать все это время другие чувства.

Аффект — это сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание. Аффекты могут достигать такой степени, что человек становится на короткое время как будто душевнобольным. Такое состояние в психиатрии называется «исключительным состоянием» сознания. Человек в состоянии аффекта может совершать необдуманные поступки. Когда такое болезненное состояние проходит, то переживший его человек ничего не помнит о том, что с ним было, что он говорил и делал.

Такие аффекты называются патологическими аффектами, в отличие от обычных физиологических аффектов. За деяния, совершенные в состоянии патологического аффекта, человек не ответственен (невменяем).

Аффекты характеризуются следующими чертами: предельно высоким эмоциональным напряжением, ответной реакцией на угрозу, неподготовленностью к действиям, полной мобилизацией всех сил организма, сужением сознания, впоследствии — полным физическим истощением, частичной потерей памяти. По существу, аффект — это временная непатологическая реакция организма, дезориентация сознания, его сужение, вызванное внезапным сверхсильным эмоциональным воздействием, сопровождающимся интенсивными импульсивными действиями и изменениями в организме (выбросом гормонов) человека. Например, в состоянии аффекта злобы или гнева человек не испытывает чувства боли (даже смертельно раненный при аффекте не чувствует боли).

Фрустрация — конфликтное эмоциональное состояние, вызванное непреодолимыми для данного индивида трудностями, препятствиями к достижению цели, крушением планов, крахом надежд, переживанием крупной неудачи. Это эмоциональная реакция организма человека, возникающая вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей удовлетворению потребностей личности.

Страсть — проявление эмоций. Страсть — сильное, глубокое чувство, характеризующееся волевой направленностью и длительностью (захватывает человека надолго).

Страсть связана с какими-либо стремлениями, интересами, деятельностью, направляет все помыслы и действия человека. Страсть может быть положительной и отрицательной по направленности. Положительная — это страсть к театру, музыке, спорту, науке.

Отрицательная — направлена на мелкие или недостойные цели, которые в итоге ослабляют волю и подавляют психику человека — страсть к азартным играм на деньги, к употреблению алкогольных напитков, наркотикам.

Стресс — конфликтное эмоциональное состояние, психическое перенапряжение в острой, опасной ситуации, первоначально вызывающей подавленное, угнетенное состояние, а затем состояние максимальной мобилизации усилий для выхода из этой ситуации. Родоначальник теории стресса — канадский ученый Г. Селье — называл стресс адаптационным синдромом, который возникает у человека как защитная реакция на какую-то опасность и выражается в приспособлении (адаптации) к новой ситуации.

В качестве факторов, вызывающих стресс (стрессоров), могут быть неудачи, страхи, срывы, которые имеют характер либо физической опасности, либо психической. Психическая опасность может возникать при принятии ответственных решений, конфликтах и в других сложных ситуациях. Стресс — это неспецифическая реакция организма на любое воздействие. Стресс может быть мобилизующий (аустресс) и демобилизующий (дистресс).

В психологии также различают индивидуальные и социальные чувства. Чувства, которые связаны с интересами личной индивидуальной жизни, называются индивидуальными чувствами. Чувства, связанные с интересами жизни других индивидуумов, называются социальными чувствами.

Воля — сознательная регулирующая сторона сознания, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей.

Функции воли:

  • выбор мотивов и целей;
  • побуждение к действию;
  • организация психических процессов в систему;
  • мобилизация психических и физических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.

Волевое регулирование поведения- это сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или удержание от активности.

Волевое усилие — это форма морального стресса и создание дополнительных мотивов к действию и достижению цели.

Волевое действие можно рассмотреть как состоящее из нескольких этапов:

  1. подготовительный этап: борьба мотивов, осознание цели действия, способа действия, принятие решения. Но не все решения заканчиваются действиями. Если решение не заканчивается действием, то такое психическое действие называется намерением (намерение есть неосуществленное решение);
  2. этап выполнения: действие и преодоление трудностей, достижение цели. Переход от решения к исполнению бывает иногда в высшей степени трудным и длительным, а иногда, наоборот, настолько легким, что самый переход этот для нашего сознания бывает совершенно незаметным. Если этот переход труден и требует усилия, то он бывает связан с особым напряжением и тяжелым «чувственным усилием»;
  3. заключительный этап: оценка сделанного. Важнейшими качествами волевой личности являются такие, как: мужество, целеустремленность, решительность, самостоятельность, самообладание, смелость, инициативность, выдержка, дисциплинированность.

Воля, как и многие другие психические способности, совершенствуется вследствие упражнения. С помощью воли человек может управлять и своими чувствами (кроме как уже наступившими аффектами). Способность подавлять в себе те или иные чувства и вызывать вместо них иные душевные состояния называется самообладанием.

Воля, действующая под влиянием чувственных побуждений, представляет собой низшую ступень волевой деятельности человека. Воля, преодолевающая чувственные побуждения побуждениями рассудочного характера, представляет собой более высокую ступень волевого развития. Воля, побеждающая все мотивы и побуждения во имя нравственных побуждений, есть еще более высокая степень волевого развития. И, наконец, соединение высочайших нравственных побуждений с глубоко разумными мотивами представляет собой самую высокую степень развития нравственной воли. Постоянство воли при проведении в жизнь своих убеждений и вообще соответствие поступков убеждениям — характерная черта сильного характера. Твердый, сильный, решительный характер, сочетающийся с высокоразвитыми нравственными убеждениями, называется нравственным характером.

Сильный, твердый и решительный характер без нравственной опоры представляет собой огромное зло. Одним из довольно распространенных недостатков характера является упрямство. Его называют «карикатурой на сильную волю». Упрямый человек стремится во что бы то ни стало действовать по-своему, хотя бы его действия были ненужными и вредными. Упрямый человек не любит работать над собой, не самокритичен. Упрямство приводит к консерватизму, к трудным отношениям человека с коллективом, с другими людьми. Благодаря воле регулируется трудовая деятельность человека.

Воля человека связана с личностно-психологическими качествами личности, в частности с убежденностью. Если человек убежден, что ему надо поступить именно таким образом (а не иначе), то он проявит и волю в своем поступке.

Самое существенное в волевом акте — это «чувство усилия» при совершении того или иного действия или поступка, оно представляет собой соединение представления, чувства и воли. Особенно трудны, но зато и особенно благодатны, нравственные усилия, без которых не может быть нравственного поступка.

Таким образом, совершить волевой акт — это значит преодолеть то или иное препятствие и совершить усилие. Упражнять волю можно только через усилия. Частое повторение усилий облегчает их и усиливает волю.

Пути формирования волевых качеств личности:

  • систематическое накопление опыта волевых действий;
  • повышение мотивов в профессиональной деятельности;
  • волевые тренировки;
  • активизация самовоспитания воли, ее качеств.

Волевые процессы тесно связаны с эмоциональными и познавательными. Взаимосвязь психических процессов обусловлена целостностью личности, стремлением познать окружающий ее мир и себя в этом мире.

Психоаналитическая терапия

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы происходит различными методами. Один из них – психоаналитическая терапия. Проводить подобную терапию можно как индивидуально, так и в группе. Если малыш занимается в одиночестве, психотерапевт в форме игры говорит с ребенком о чувствах. Он просит изобразить по очереди злость, радость, любовь и т. д. Делается это для того, чтобы малыш научился различать свои чувства и понимать, в какой момент и что именно он должен чувствовать. Также индивидуальные консультации помогают ребенку понять свою значимость и важность, и что в большинстве случаев очень нужно – ощутить себя любимым и желанным гостем в кабинете врача.

На групповой терапии у специалиста нет времени играть с каждым ребенком. Поэтому процедура восстановления эмоционально-волевой сферы идет через рисунок. Дети выплескивают свои эмоции, а затем рассказывают, по какой причине они чувствуют гнев, радость и т. д. Рассказывая сами и слушая других, ребята начинают осознавать, в каких случаях что нужно чувствовать и как следует правильно выражать свои эмоции.

Поведенческая терапия

Подобная терапия проходит в форме игры. Ребенку предлагается смоделированная ситуация, и он должен показать, как себя будет в ней вести. Игра нацелена на то, чтобы выработать у малыша те чувства, которые должен испытывать любой нормальный индивид в данной ситуации. После проведения игровой ситуации для закрепления материала ведущий должен еще раз объяснить, что именно сейчас моделировалось и как должен в подобной ситуации себя вести пациент. Обязательно следует получить от ребенка обратную связь. Чадо должно объяснить усвоенный материал. Причем нужно добиться от ребенка не только того, чтобы он рассказал, как себя следует вести в ситуации, но и также объяснил, почему такое поведение будет считаться приемлемым.

лица с нарушением эмоционально волевой сферы

Подобные терапии нужно проводить раз в неделю. А за остальные 7 дней чадо должно закреплять материал, полученный на занятии. Так как ребенок будет мало заинтересован в собственном развитии, наблюдать за поведением малыша должны родители. И в случае если чадо делает что-то не так, как на тренинге, мама или папа должны повторить со своим ребенком недавно пройденный урок.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Лица с нарушением эмоционально-волевой сферы, которые достигли совершеннолетнего возраста, также нуждаются в помощи, как и дети. Но изменить подростка с помощью игры будет сложно. Поэтому следует использовать когнитивно-поведенческую терапию. В чем ее суть?

Человеку дается ситуация и несколько путей ее развития. Подросток должен рассказать, что ждет человека, прошедшего каждый из вымышленных путей. Подобным образом персона лучше овладеет ситуацией и поймет сущность последствий того или иного поведения. Подобным образом можно прививать подросткам ответственность и объяснять цену своим обещанием. Формирование новых привычек поведения произойдет не сразу. Одно дело – теоретически проиграть ситуацию, и совсем другое – поменять характер.

Чем старше человек, тем меньше шансов у него сделать внутреннюю перестройку. Поэтому специалист, который проводит занятия с подростком, должен позитивно подкреплять успехи пациента и концентрироваться на любых положительных изменениях. Люди, которые страдают расстройством эмоционально-волевой сферы, подвержены самокритичности и им очень важно слышать одобрительные слова от взрослых и уважаемых людей.

Методы коррекции эмоциональных расстройств

Особенности коррекции эмоциональных расстройств у детей и взрослых основываются на применении ряда эффективных методик, способных практически полностью нормализовать их эмоциональное состояние. Как правило, эмоциональная коррекция в отношении детей заключается в применении игровой терапии.

Зачастую в детском возрасте, эмоциональные расстройства обуславливаются недостачей игрового процесса, что значительно тормозит психическое и ментальное развитие.

Систематический двигательный и речевой фактор игры позволяет раскрыть возможности ребенка и ощутить положительные эмоции от игрового процесса. Проработка различных ситуаций из жизни в игровой терапии позволяет ребенку значительно быстрее адаптироваться к реальным жизненным условиям.

Существует и другой терапевтический подход, а именно психодинамический, который основывается на методе психоанализа, направленного на разрешение внутреннего конфликта пациента, осознание своих потребностей и полученного опыта из жизни.

Психодинамический метод также включает в себя:

  • Арттерапию;
  • Непрямую игротерапию;
  • Сказкотерапию.

Данные специфические воздействия зарекомендовали себя не только в отношении детей, но и взрослых. Они позволяют пациентам раскрепоститься, проявить творческую фантазию и представить эмоциональные расстройства как определенный образ. Психодинамический подход также выделяется легкостью и непринужденностью проведения.

Также к распространенным методам относят этнофункциональную психотерапию, которая позволяет искусственно сформировать раздвоенность субъекта, в целях осознания своих личностных и эмоциональных проблем, как бы сфокусировав свой взгляд со стороны. В данном случае помощь психотерапевта позволяет пациентам перенести свои эмоциональные проблемы на этническую проекцию, проработать их, осознать и пропустить через себя с целью окончательного избавления от них.

Гештальт-терапия

Подобная терапия позволяет ребенку расширить свои чувства, а точнее развить их. Задача специалиста – трансформировать неадекватные реакции малыша на такие, которые будут приемлемы для общества. Как проходит процесс трансформации? Специалист выдвигает проблему, например излишнюю агрессию, которую ребенок выражает посредством избиения своего противника. Врач должен рассказать малышу, что его способ решить проблему – малоэффективный, и взамен предложить более цивилизованные методы выражения эмоций. Например, словесная форма выражения своего недовольства. Затем нужно с ребенком проиграть ситуацию. После того как малыш выйдет из себя, следует напомнить ему о недавнем разговоре и попросить, чтобы он выражал свои чувства словами.

классификация нарушений эмоционально волевой сферы

Гнев ребенка должен со временем уменьшиться, так как задача поначалу будет казаться слишком сложной. Со временем малыш должен привыкнуть к новой стратегии выражения агрессии. А чтобы усвоенный материал уложился лучше, ребенку необходимо постоянно напоминать о пройденном уроке. И желательно, чтобы малыш видел подобные способы эмоциональной реакции у взрослых. Например, когда папа с мамой будут ругаться, им следует не кричать друг на друга, а спокойно и размеренно выражать недовольство тем или иным проступком супруга.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]