Причины, симптомы и лечение заикания у подростков, детей и взрослых

  1. Психогенное заикание
  2. Органическое заикание

Как мы выяснили в статье о физиологии заикания, его причина заключается в нарушении синхронной работы центров головного мозга, обеспечивающих формирование и анализ речи. Исчерпывающее объяснение механизма заикания дает нейрофизиология. Дальнейшее закрепление заикания происходит с появлением психологических комплексов и логофобии.
Теперь следует рассмотреть причины нарушения работы речевых центров, которые могут играть роль спускового механизма для появления заикания. Причины появления заикания делятся на психогенные и органические.

Заикание у детей

Заикание в детском возрасте встречается значительно чаще, чем у взрослых людей. Признаки неправильного речевого развития можно обнаружить уже у 2-3 летних детей. Важно дифференцировать естественную прерывистую или невнятную речь, свойственную детскому возрасту, от истинного заикания.

Под заиканием понимают частые перерывы в речи, навязчивые повторения букв или слогов, порой целых слов; длительные паузы, когда слово как бы «застревает» в горле.

Различают заикание тоническое, при котором наблюдаются вынужденные паузы при произношении слов, и клоническое. Тоническое обычно сопровождается напряжением челюстно-лицевых мышц, языка и гортани при вынужденных паузах. При клоническом заикании ребенок повторяет первые слоги или буквы (обычно согласные) слов, при этом тонус мышц, участвующих в формировании речи, менее выражен.

В зависимости от причин заикание делят на невротическое и неврозоподобное.

Невротический вид дефекта наблюдается при патологических изменениях в нервной системе, в частности, в подкорковых областях мозга, вызванная родовой травмой, интоксикацией плода во время беременности, перенесенными вирусными заболеваниями, ДЦП и пр.

Изменения могут быть незначительны, не влиять на развитие и умственные способности детей, однако вызывать перевозбуждение речевых центров и как следствие — спазмы мускулатуры и заикание.

Невротический характер заикания выявляется при инструментальных исследованиях в клинике.

Неврозоподобное заикание — логоневроз — проявляется при нормальной работе ЦНС. Чаще всего логоневроз является компенсаторным механизмом психики. Может проявиться после психологической травмы, стресса, вследствие сильных негативных эмоций, которые дети не в состоянии выразить, либо их выражение находится под запретом.

Этой теории может служить доказательством тот факт, что более 70% людей не заикаются или заикаются незначительно при разговоре в одиночестве.

Также признаками логоневроза может служить отсутствие пауз в речи в следующих случаях:

  • при пении, прочтении стихов нараспев;
  • при разговоре шепотом;
  • при беседе с детьми, животными, неодушевленными предметами;
  • в случае, когда пациент себя не слышит;
  • в разговоре с близкими людьми.
  • Логоневроз усиливается, когда детям приходится общаться в незнакомой обстановке, с новыми знакомыми, выступать перед группой людей.

LiveInternetLiveInternet

Еще со времен Плутарха, Демосфена и Авиценны было известно, что заикание имеет психологическую природу и что страдают им люди с определенными особенностями психики. Сегодня системно-векторной психологией определяются истинные причины, психологические механизмы, варианты развития заикания и действенные способы его лечения.

Часто у людей, страдающих заиканием, развивается логофобия — боязнь говорить, особенно при большой аудитории, в незнакомых местах или в стрессовой ситуации.

Еще со времен Плутарха, Демосфена и Авиценны было известно, что данное нарушение имеет психологическую природу и что страдают им люди с определенными особенностями психики.

Сегодня системно-векторной психологией определяются истинные причины, психологические механизмы, варианты развития заикания и действенные способы его лечения.

Согласно статистике, заикание диагностируется впервые в возрасте от 2 до 6 лет. Это именно тот возраст, когда происходит интенсивное развитие всех врожденных психологических качеств, идет первое ранжирование среди сверстников, формируется характер и закладывается сценарий всей жизни будущей личности.

Данный период развития требует максимального напряжения психики ребенка, происходят перемены, требующие психологических усилий, поиска выхода из ситуации, проигрывание собственной видовой роли в среде ровесников. Именно в этом возрасте дети особенно восприимчивы и тут же выдают результат любого воздействия на сложный процесс развития своих векторов — как правильного, так и ошибочного.

Как раз заикание — результат такого ошибочного влияния, образующий преграду в развитии врожденных свойств у деток определенного векторального набора.

Отреагировать заиканием на неверные методы воспитания способны дети с оральным, анальным и зрительным векторами или их сочетанием.

ПОСЛУСАЙ, МАМА, СКАЗКУ…»

Когда маленький оральник начинает учиться говорить, он экспериментирует со звуками, слогами и словами, пытаясь разобраться и овладеть всеми возможностями своей эрогенной зоны. Любитель покричать, порычать, пофыркать, поплеваться и расцеловаться постоянно нуждается в своей аудитории, сам с собой он говорить не намерен, его должны слушать и слышать!

В самом раннем возрасте он может шепелявить, присвистывать, говорить непонятно и быстро, не выговаривать некоторые звуки или переставлять их местами, выдумывая новые слова и смешные выражения.

Наполнение потребностей орального вектора происходит только тогда, когда его речь услышана, он мыслит говорением — на это способен только его уникальный вербальный интеллект.

Маленький говорун может развиться и стать великим оратором, талант которого — в формировании общих нейронных связей у любой, даже многомиллионной аудитории своих слушателей. Речь такого оральника будут слушать с наслаждением, понимать и воодушевляться его словами, запоминать и пересказывать, цитировать и восхищаться его способностью увлечь массы.

Такого выдающегося оратора хочется слушать постоянно, недаром на лекциях именно у оральных преподавателей всегда переполненные аудитории, его слово просто отпечатывается в умах. Прослушал лекцию — темой владеешь.

Высокоразвитый оральник просто обречен на большую известность, так как не боится ни высокой трибуны, ни большой аудитории и готов выступать часами без умолку. Однако, к сожалению, сегодня таких личностей считанные единицы.

Вариант заикания с растягиванием, повторением и искажением звуков — это именно случай с оральным ребенком. В поисках благодарных слушателей маленький оральник направляет свою говорильную атаку в первую очередь на родителей. Не проявляя интереса к рассказу ребенка, мама или папа толкает его на поиски более «востребованной» темы для разговора, и он начинает выдумывать небылицы.

Басни про сверстников, воспитателей, учителей, соседей и родственников из уст орального выдумщика звучат как чистейшая правда. Чем выше становится интерес слушателя к повествованию, тем большими и ярчайшими подробностями обрастают все детали рассказа. Его ведь слушают! Что может быть приятнее?

Родители, слушая детские выдумки, верят каждому слову, ведь оральное слово особенное, ему нельзя не поверить. А вот когда правда все-таки вскрывается, тут же следует неминуемое наказание в виде ударов по губам. Ну, чтобы не болтал ерунды, чтобы не врал больше!

Удар по губам — это сверхстрессовое прямое воздействие на эрогенную зону ребенка с оральным вектором, сильнейшее потрясение, которое может испытать оральный малыш.

С одной стороны, он хочет говорить, все его психическое требует говорения, он просто не может молчать, это вызывает сильный дисбаланс биохимии его головного мозга, но с другой стороны, его слова могут вызвать такую неадекватную реакцию родителей, как битье по губам, вместо интереса к его рассказам.

Если такая ситуация повторяется снова и снова, малыш начинает заикаться, его речь искажается, он может шепелявить, картавить, присвистывать или не выговаривать некоторые звуки. В особо тяжелых случаях нарушения речи сохраняются на всю жизнь, значительно снижая ее качество, рождая проблемы в общении с окружающими и лишая возможности полноценно реализовать себя.

ТИШЕ ЕДЕШЬ — ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ

Другой тип заикания — это трудности с началом повествования, обрывы и долгие паузы между словами, невозможность говорить в присутствии аудитории, в незнакомом месте или в сложной ситуации.

Такое заикание развивается у деток с анальным вектором. Это особенные малыши, самые послушные и мамозависимые, они отличаются своей медлительностью и нерешительностью, слово родителей для них закон, собственные решения даются с большим трудом и после долгих обдумываний. Всем навыкам они учатся медленно, но основательно, во всем им необходим пример для подражания, они всегда задают больше всего уточняющих вопросов для систематизации полученных знаний на входе, то есть если анальному ребенку что-то непонятно, он будет переспрашивать до тех пор, пока не разберется, только после этого он сможет идти дальше в процессе познания, независимо от предмета изучения, будь то застегивание куртки или решение логарифмов.

При адекватном развитии анального вектора до окончания пубертата такой малыш в будущем становится выдающимся ученым, аналитиком, экспертом в своей отрасли, самым высококлассным профессионалом своего дела, талантливым педагогом, способным влюбить в свой предмет всех своих учеников.

Маленький анальник очень любит учиться и радовать своих родителей хорошим поведением, порядком в игрушках или отличными оценками, самое большое наслаждение такой ребенок получает от заслуженной похвалы, признания его достижений, оправданности приложенных стараний.

Он живет в своем неторопливом темпе, делая все размеренно и скрупулезно, каждое действие, им начатое, обязательно должно быть закончено, доведено до точки, до самого конца, иначе незавершенная работа будет угнетать его, сохраняясь в памяти долгое время и вызывая дисбаланс биохимии головного мозга.

Любые поторапливания, одергивания, резкие смены занятий, постоянные перебивания его медленной речи, лишение возможности договорить до конца, закончить начатое повествование, сказать все, что он намеревался, выливаются в стойкое нарушение речи — малыш начинает заикаться.

Такое врожденное качество, как боязнь опозориться, заставляют заикающегося ребенка избегать ситуаций, где обязательно нужно говорить, особенно при аудитории, даже небольшой.

Задача рассказать домашнее задание или ответить на вопрос учителя при всем классе у доски превращается в тяжкое испытание, когда ребенок впадает в ступор, и способность изъясняться теряется совсем. Самый прилежный и усидчивый ученик начинает отставать в учебе, избегать общения со сверстниками и особенно болезненно воспринимает насмешки и шутки в свой адрес.

Именно такой ребенок в спокойной, привычной обстановке, в присутствии знакомого человека, в расслабленном состоянии способен абсолютно нормально произносить простые слова и предложения без нарушения ритма речи.

СТРАШНО СКАЗАТЬ

Еще один вариант развития заикания — это нарушение речи у детей со зрительным вектором. Именно этот вариант в народе называют заиканием «от испуга».

Зрительный ребенок — самый эмоциональный, чувствительный и впечатлительный. Любая эмоция переживается им на самом пике интенсивности. Если радость, то это настоящий восторг с соответствующей мимикой, жестами, вплоть до подпрыгиваний, если же неприятность, то это просто конец света с горькими слезами, всхлипываниями и причитаниями. Амплитуда максимальная, способность переключаться — мгновенная. От слез до смеха — один миг.

Для нормального развития зрительного вектора такому малышу необходима прочная эмоциональная связь с мамой, которая обеспечивает ему ощущение защищенности и безопасности. Развиваясь адекватно (без всякого рода домашних пугалок, страшных мультиков, жестоких сказок и тому подобного), зрительный ребенок учится состраданию и сопереживанию другим людям, научаясь таким образом выносить свой страх наружу, в любовь и сочувствие.

Самый пугливый в детстве, он способен стать бесстрашным ради других людей, осознанная всеобъемлющая любовь к людям не оставляет места куцему ощущению страха, наполняя максимально зрительный вектор высокого уровня развития.

В зависимости от нижних векторов развитые зрительники становятся либо носителями культуры (работники искусства или образования), либо находят себя в медицине и благотворительности (социальные работники, волонтеры и тому подобное).

В детстве, в период интенсивного развития векторов, именно зрительный ребенок особенно восприимчив к испугу, сильный эмоциональный стресс может стать причиной нарушения речи малыша. Без того эмоциональная зрительная речь становится еще более сбивчивой, создается впечатление, словно ему не хватает воздуха, его захлестывают эмоции, не оставляя места нормальному проговариванию слов. Невозможность рассказать все, о чем хотелось, поделиться своей радостью или горем, расстраивает маленького зрительника еще больше, лишая радости общения с близкими и друзьями представителя одного из самых экстравертированных векторов.

Детские страхи во взрослом возрасте имеют риск перерасти в стойкие фобии или стать причинами панических атак, значительно снижая качество жизни, истощая эмоциональную сферу и лишая способности к полноценной реализации человека в обществе.

Зрительное заикание лечится легче всего. Достаточно снять страхи, лежащие в корне нарушения речи, и она нормализуется полностью в любом возрасте.

ПРОЦЕСС ОБРАТИМ

Развитие любого вектора продолжается вплоть до окончания периода пубертата, то есть до 12–15 лет. В этот период все еще сохраняется возможность исправить ошибки воспитания и направить развитие психики ребенка в позитивное русло. При устранении факторов, негативно влияющих на конкретные психологические качества малыша, результаты адекватного воспитания не заставляют себя ждать.

Заикание в любой своей форме может остаться в прошлом, уступая место чистой и грамотной литературной речи полноценного члена общества, способного себя реализовать и получить максимальное наслаждение от жизни.

Даже стойкие нарушения речи, сохранившиеся во взрослом возрасте, теряя свою психологическую подоплеку, постепенно уходят в процессе формирования системного мышления после тренинга по системно-векторной психологии.

Заикание как результат воздействия психологических стрессов ошибочного воспитания — вполне обратимое явление, причем обратимое в кратчайшие сроки и на всю жизнь.

Заикание у детей дошкольного возраста

Признаки заикания могут наблюдаться у детей начиная с 2-3 летнего возраста.

Бурное развитие речевого навыка, наблюдающееся в период между 2 — 5 годами может наложить отпечаток на характер речи детей: они могут говорить быстро, бурно, «глотая» окончания слов, делая паузы в середине слова, пытаться говорить на вдохе.

В определенный период это нормальные проявления процесса обучения речи. Однако дети, склонные к заиканию, могут показывать следующее поведение:

  1. Часто делать паузы во время речи, при этом заметно напряжение мышц лица и шеи.
  2. Мало говорить, избегать ситуаций, где надо разговаривать.
  3. Внезапно прерывать свою речь и надолго замолкать.
  4. Выглядеть подавленным и сконфуженным.

Раннее выявление заикания способствует лучшему излечению от этого дефекта, уменьшает влияние неблагоприятных психологических и социальных факторов на маленькую личность.

Заикание у подростков

Проблемы с речью могут впервые проявиться и в переходном возрасте. Подростки, несмотря на кажущуюся «взрослость», очень уязвимы. Бурно растущий организм, гормональные изменения, переосмысление ценностей в этом возрасте могут существенно снизить защитные механизмы тела. Дефект речи у подросших детей может вызвать серьезные психологические комплексы, ухудшить социальные взаимодействия в коллективе, повлиять на учебный процесс и в дальнейшем — выбор профессии.

Группы риска

Группы риска — это те дети, которые больше других подвержены патологии. Родители и педагоги должны быть особенно внимательными в их отношении.

Первая группа — детки, у которых повышена тревожность и нервозность. Внешне они не отличаются от сверстников. Очень привязаны к маме. Встречаются эмоциональные перепады, а также нарушения сна, аппетита. Обычно эти явления совпадают с началом посещения детского садика, смены одной группы на другую.

Следующая группа — дети с задержкой речевого развития. Первые слова у них появляются после 12 месяцев: примерно в полтора года, фразовая речь — после трех лет. Речь, как правило, непонятная, особенно для незнакомых людей. Присутствуют нарушения звукопроизношения.

Третья группа риска — дети с ранним речевым развитием. Ребенок начинает произносить первые слова до 1 года, а в полтора он уже разговаривает короткими фразами. В 2.5 года активно разговаривает, именно в этот период у него появляются повторения. Характерной особенностью у детей дошкольного возраста является речь во время вдоха.

В четвертую группу риска входят малыши с генетической предрасположенностью: с признаками левшества, обусловленными особенностями организации головного мозга. Другие факторы риска: заикающийся человек в ближайшем окружении, двуязычие в семье, неврологическая патология.

Что делать?

Если у родителей появились сомнения в нормальном речевом развитии ребенка, следует незамедлительно побывать на приеме у логопеда. Логопед сможет установить, в пределах нормы ли находятся отклонения в речи.

Если родители подозревают заикание, необходимо свести к минимуму стрессовые факторы в жизни малыша, а поход к специалисту вполне может быть стрессом для дошкольника.

Как лечить самостоятельно:

  • отменить массажи, бассейны, кружки и секции, гостей и бурные праздники;
  • свести к возможному минимуму телевизор и интернет. Мультфильмы смотрите только уже знакомые;
  • книги читать также те, к которым ребенок уже успел привыкнуть;
  • следите за режимом сна и бодрствования, отслеживайте, чтобы дошкольник «не перегуливал»;
  • разрешать выражение эмоций, в том числе негативных, не стыдить за плач, «капризы», нытье;
  • проговаривать стрессовые ситуации в спокойной обстановке, обсуждать их без оценочных суждений;
  • проанализировать, не изменилась ли психологическая обстановка в семье, урегулировать отношения между супругами или другими детьми.
  • говорите за ребенка, описывайте происходящее, рассказывайте о произошедших событиях и переживаниях, если он сам затрудняется это сделать.
  • Чего делать нельзя:

  • не стоит задавать таким детям вопросов, требующих сложных ответов. Не нужно инициировать сложные диалоги;
  • ругать или стыдить малыша за дефект речи, торопить его отвечать;
  • запрещать выражение негативных эмоций;
  • акцентировать внимание на дефекте речи. Не просите его повторить правильно, без запинок, более медленно, не говорите с ним и при нем о заикании.

В случае дошкольников именно спокойная принимающая обстановка в семье и крепкий контакт с родителями являются ключевыми моментами в решении проблем заикания. У подростков решающее значение имеет мотивация на преодоление дефекта.

В первую очередь нужно обратиться к логопеду. В их профессиональном арсенале достаточно речевых упражнений, они помогут малышу говорить медленнее, расслаблять группы мышц во время разговора, правильно дышать и другое. Также логопед может показать упражнения родителям для повторения их дома.

Не оставляйте ребенка одного наедине с логопедом, пока не убедитесь, что специалист установил с малышом контакт. Всегда следите за реакцией ребенка, прерывайте сеанс, если чувствуете, что он устал, встревожен или чувствует себя «не в своей тарелке».

Также рекомендуется обратиться к психологу. Детские психологи в игровой форме помогут пережить ребенку психотравмирующие ситуации, проиграть возможные диалоги, при которых возникает заикание, увидеть внутренние «зажимы», способствующие дефекту речи. Также будет нелишним поговорить с психологом и родителям малыша, т.к. специалист может посоветовать эффективные методики психогигиены и коррекции поведения.

Также возможны физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебная физкультура, рефлексотерапия, дыхательная гимнастика.

В видео о детском заикании приведены реальные истории из жизни, советы специалистов и многое другое:

Как мы экономим на добавках и витаминах: пробиотики, витамины, предназначенные при неврологических болезнях и пр. и мы заказываем на iHerb (по ссылке скидка 5$). Доставка в Москву всего 1-2 недели. Многое дешевле в несколько раз, нежели брать в российском магазине, а некоторые товары в принципе не найти в России.

www.neuroplus.ru

Как не позволить заиканию закрепиться в речи ребенка:

1. При «остром» возникновении заикания (обычно, после испуга), следует как можно скорее создать ребенку благоприятные условии для улучшения эмоционального состояния. Это может быть смена обстановки в которой произошла травма на иную. 2. Усиленно следить за режимом — возможно, удлинить сон и ограничить поступление новой возбуждающей информации. 3. Родители должны постараться никак внешне не проявлять свое беспокойство по поводу речи ребенка. Ни в коем случае не ругать малыша и не принуждать его произносить слова правильно. Передразнивания и насмешки — недопустимы. 4. Речь окружающих начавшего заикаться ребенка должна быть тихой и спокойной. Постарайтесь некоторое время поменьше разговаривать с ребенком (иногда рекомендуют даже вводить режим молчания). 5. Предлагать ребенку тихие спокойные игры — рисование, лепка, конструирование — не требующие речевого контакта. 6. Формируйте у ребенка правильное дыхание (глубокий вдох и медленный выдох). Для этого подойдут следующие игры:

  • Надувание мыльных пузырей, воздушных шариков.
  • Сдувать ватные шарики, бумажные снежинки со стола, забивать ватные мячики в ворота.
  • Игра на детских духовых инструментах.
  • Перемещение дутьем легких игрушек по воде во время купания (кто быстрее).

7. Очень благотворно действуют логоритмические игры, маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение. Разучивайте с ребенком маленькие стишки с короткой строкой и четким ритмом построения. Например, такое: Карусель Еле, еле, еле, еле завертелись карусели, (ребенок медленно идет по кругу, проговаривая стих) А потом кругом, кругом, И бегом, бегом, бегом. (бежит по кругу) Тише, тише, не спешите. Карусель остановите. (все медленнее и медленнее) Раз и два, раз и два — вот и кончилась игра. (шагает и останавливается) Все предлагаемые ребенку занятия он должен выполнять с удовольствием в игровой форме. Принуждать к чему либо ребенка с речевыми запинками не стоит. Если вы верно выстроите общение с начавшим запинаться ребенком, то, скорее всего, заикание не станет стойким нарушением, а бесследно исчезнет из речи вашего малыша. В ситуации ухудшения речи, желательно проконсультироваться с логопедом или психоневрологом, а затем четко выполнять все их советы и требования.

заикание у подростков и взрослых

Тема лекции 7:
Методики устранения заикания у подростков и взрослых
Особенности проявления заикания у подростков и взрослых.

В подростковом возрасте заикание у многих сглаживается, а при правильном лечении с детства может полностью проходить. Однако у части подростков наблюдается рецидив или усиление заикания в возрасте 15—17 лет, но, главное, резко проявляется личностная реакция на свой речевой дефект. Подростки становятся стеснительными, избегают сверстников, контакта с незнакомыми людьми, отказываются от устных выступлений и т. п. Может развиться логофобия — страх устной речи. Между личностной реакцией и самим заиканием развивается нечто подобное порочному кругу — одно усиливает другое. Подобную личностную реакцию нередко расценивают как невротическую, подчеркивая астеничность, сенситивность, «псевдошизоидность» и т. п. Однако за пределами деятельности, связанной с устной речью, никакой астении не обнаруживается. «Сенситивность» заикающихся подростков также избирательна, и этим они отличаются от подростков с сенситивной акцентуацией характера. Они, например, охотно поют перед публикой, выступают в спортивных соревнованиях и т. п. Взрослый человек, страдающий заиканием, переносит часто возникающие речевые затруднения и неудачи, что приводит к эмоциональным переживаниям, а иногда и к серьезным психотравмам, которые могут повлечь чувство неполноценности, беспомощности и другие отрицательные личностные реакции. У многих заикающихся людей появляются внутренние установки, ограничивающие развитие их потенциала («надо мной будут смеяться», «у меня не получится» и др.) и снижающие качество социальных контактов, провоцирующие уход в собственный мир и развитие неуверенности в себе.Заикание у взрослых нередко приводит к изменениям в характере человека. Негативные последствия приводят к замыканию, «детской» робости, отсутствию активного образа жизни, нерешительности.Не смотря на то, что заикание у взрослых появляется весьма нечасто, оно может возникнуть, совершенно спонтанно. Причиной заболевания логопеды называют очень сильные психические травмы. Чаще всего заикание возникает в детском возрасте на этапе, ответственном за формирование речи, то есть в период психоречевого развития. К пяти-шести годам заикание очень часто «проходит», но нет гарантии, что оно потом не вернется в виде подросткового заикания. В этом случае недуг может приобрести устойчивые формы. Хроническое, длительное течение заикания вызвано периодическими ремиссиями, сменяемыми все новыми и новыми обострениями.

Разделение заикания на невротическое и неврозоподобное в подростковом возрасте провести трудно. Особенности самого заикания проявляются уже не столь отчетливо. Яркая личностная реакция на свой дефект и психогенное ухудшение заикания может наблюдаться во всех случаях. Неврологическая симптоматика к этому возрасту может компенсироваться. Наконец, подобное разделение утрачивает актуальность и потому, что логопедическая помощь строится на основании своих подходов к классификациям речевых дефектов.Психические травмы скорее становятся факторами провоцирующими (например, испуг) или преципитирующими (например, неблагоприятная семейная ситуация). В ряде случаев патогенной оказывается перегрузка речевого аппарата или свойственная детям реакция имитации и др. Прогноз при заикании у подростков относительно благоприятен.Логофобия – следствие заикания у взрослых. Она проявляется в виде боязни говорить. Отмечается, что логофобия усиливается в наиболее важные моменты. С годами эта болезнь проявляется в состоянии ожидания общения. У человека вырабатывается навязчивый страх заикания, сопровождающий даже мысли разговоре. Причиной страха являются прошлые неудачи. Люди с заиканием начинают подменять слова другими, не хотят произносить некоторые звуки. Потому публичное выступление для этих людей можно назвать самым трудным испытанием, поскольку страх возрастает в несколько раз. Человек вынужден сопровождать свою речь длительными паузами, делать повторения, растягивать звуки. У взрослых заикание нередко сопровождается такими внешними проявлениями как гримасы, нервные тики или непроизвольные жесты. По данным Ю. А, Флоренской (цит. по В. В. Ковалеву, 1979), при повзрослении у 90 % заикание резко уменьшается или исчезает вовсе. Лечение заикания должно осуществляться специально подготовленными специалистами и представлять собой единый комплекс логопедических и психотерапевтических методов.Лечение происходит несколько месяцев, после чего человек сможет вновь нормально общаться. Поскольку данное заболевание носит характер невроза, лечится оно исключительно психологическими методами. Важный момент при лечении заикания – стремление человека к выздоровлению. Пациенту необходимо полностью открыться специалисту.

studfiles.net

Заикание: что должны знать родители

Многие родители довольно часто сталкиваются с такой непростой проблемой, как заикание у ребенка. Данное заболевание означает нарушение плавности речи и ее темпа. Такая болезнь вызвана судорогами в речевом аппарате или в различных его частях: языке, нижней челюсти, губах, небе. Определить, что ребенок или взрослый человек заикается, очень просто: при разговоре он вынужден делать остановки и повторять отдельные слова или слоги. Чаще всего заикание начинает проявляться у детей в одном возрастном периоде: от 2,5 до 5 лет. Врачи связывают это с тем, что именно в данном возрасте начинает активно развиваться речь. Очень сложно людям, у которых заикание, выступать публично, а наедине с собой они, наоборот, могут говорить без запинок, особенно, если чем-то эмоционально увлечены. Стоит отметить, что заикание у мальчиков встречается в несколько раз чаще, чем у девочек.

Заикание вызвано судорогами в речевом аппарате или в различных его частях

Поведение родителей ребенка с возникшими речевыми запинками:

  • Максимально снизить количество поступающей информации (исключить массовые зрелищные мероприятия, книги и фильмы не соответствующие возрасту).
  • Если у ребенка есть проблемы со звукопроизношением — направить усилия на их устранение (возможно, корень заикания лежит в трудности верного произнесения звуков).
  • Если начавший заикаться ребенок предпочитает пользоваться левой рукой, то переучивать его не стоит. Можно лишь в ненавязчивой форме предлагать пользоваться правой рукой (класть столовые приборы справа, протягивать к правой руке карандаши). Запрещать пользоваться левой рукой нельзя.
  • Если заикание ребенка провоцируется заиканием кого-то из близких — сократить их общение (а еще лучше — на время прервать его).
  • Если заикание возникло у малыша из двуязычной семьи, следует убрать один язык из обихода. До того момента, когда у ребенка улягутся речевые нормы одного языка. Обычно, это происходит к 5-6 годам.

Классификация заикания

При кратковременном сокращении мышц происходит клоническое заикание, то есть непроизвольное повторение отдельных слогов и звуков. Если судорога мышц длится дольше, то в таком случае наблюдается тоническое заикание. В большинстве случаев говорят о смешанной форме заикания, когда имеют место оба вида данного нарушения. Также, кроме судорог речевого аппарата, могут возникать и судороги мышц конечностей и лица.

Такое заболевание, как заикание, еще подразделяется на невротическую и неврозоподобную формы. Нарушения в моторике и в артикуляции характерны для неврозоподобной формы, и к тому же дети с такой формой заикания довольно часто начинают поздно говорить. Если ребенок перенес сильный испуг однократно или имеется хронический испуг, то такое заикание называется невротическим. Стресс или нервное потрясение также может вызвать данную форму нарушения речи.

Для всех перечисленных форм заикания характерны напряжение, чувство тревоги и страх перед речью. Когда человек пытается преодолеть заикание, могут возникать гримасы на лице или неестественные тики.

Степени заикания. Заикание подразделяется на несколько степеней тяжести, которые зависят от длительности судорог и их интенсивности: легкая степень — для данной степени заболевания характерны незначительные запинки, которые не мешают общению, но именно при такой степени родителям необходимо уже обращаться к врачу; средняя степень — при разговоре запинки заметны и мешают сказать фразу до конца; тяжелая степень — наблюдаются запинки во всех формах речи, и человеку очень трудно разговаривать, и уже в данной степени могут добавиться дополнительные движения лица или шеи.

Одной из главных причин заикания у взрослого человека или у ребенка является ослабленная нервная система. К самой частой причине заикания также можно отнести внезапный испуг или несправедливое, грубое отношение к ребенку. Заикание может возникнуть из-за перемены жизненных условий в худшую сторону. У детей, которые достаточно рано начали говорить, также может возникнуть эта болезнь. И наоборот, если ребенок долго не разговаривал, то потом, после того как речь начинает бурно развиваться, может появиться заикание. Если у ребенка замедленная моторика, он плохо себя обслуживает, тоже может наблюдаться данное заболевание.

Один из методов лечения заикания у детей – молчание

Причиной заикания может стать также наследственная предрасположенность, тяжелое течение беременности, в первый год жизни ребенка частые болезни. И хотя внешне такие дети выглядят здоровыми, при дополнительном обследовании у них, как правило, выявляется повышенное внутричерепное давление, склонность к судорогам и изменение рефлексов.

Нервный тик

Так называют непроизвольные резкие сокращения мышц, подергивание определенной части лица или конечности. Чаще всего независимо от воли человека может дергаться глаз, брови, губы, но бывает, что так себя ведет нога или рука.

За автоматизацию движений человека отвечает экстрапирамидная система головного мозга. Ее перевозбуждение, излишняя активность и способствует возникновению тика. Причиной такого явления, кроме прочего, может стать кратковременное потрясение и постоянные психологические проблемы.

Психологические факторы тика на нервной почве следующая:

  • перевозбуждение;
  • перенапряжение;
  • раздражение;
  • хронический или острый стресс.

Почему чаще всего дергается глаз? Правый символизирует мужское начало и отвечает за видение мира, а левый – женское и его ответственность самовосприятие. Тик – ответная реакция на нежелание видеть объект или субъект. То есть, человеку неприятно и даже больно видеть и воспринимать определенную визуальную информацию.

Та же Лиз Бурбо утверждает: нервный тик – свидетельство многолетнего сдерживания и того, что человек может в любой момент сорваться. Накопившееся напряжение так ищет выход. Это не только подавление агрессии и гнева. Индивид может годами держать в себе страх или тревогу, боязнь опозорится и потерять свою значимость.

Большое значение в поиске причин имеет метафизическое значение области, где возник тик. Так, появление его на лице указывает на страх его потерять, то есть репутацию, уважение в обществе.

Еще один знаменитый психолог, основатель движения самопомощи Луиза Хей говорит, что глаз дергается потому, что человек неуверен в себе, имеет параноидальные наклонности: ему кажется, что за ним постоянно кто-то наблюдает.

По мнению еще одного знаменитого специалиста, Валерия Синельникова – терапевта, психолога, психотерапевта, чаще всего тик на нервной почве поражает детей. И главные виновники такой патологии – опять же родители, у которых отсутствует безусловная любовь к своему чаду. У них нет особого желания заботиться о нем, но чувство долга заставляет это делать.

Такие мамы и папы сокрушаются по поводу негативных обстоятельств, которые, по их мнению, возникли с появлением малыша: моральных, материальных и других проблем. Они затаили обиду на ребенка из-за того, что он мешает им реализовываться в полной мере. Отсюда вытекают претензии и ненависть и к чаду, и друг к другу, постоянные конфликты.

Следует понимать: здоровье детей полностью зависит от эмоций и мыслей родителей.

Страдающему нервным тиком человеку нужно осознать причины своего страха и с помощью психолога вывести негатив из подсознания в сознание. Если это получится сделать, то физические симптомы – подергивание, постепенно сойдет на нет. Есть отличная установка на исцеление: « Я принят жизнью, опасности нет, все будет хорошо».

Основные признаки заикания

К основным признакам, по которым можно диагностировать заикание, относятся следующие факторы: • перед отдельными словами употребляются лишние звуки, например, а, и; • в середине слова или фразы вынужденные остановки; • есть определенные затруднения перед тем, как начать говорить; • повторяемость целых слов или слогов в начале фразы; • если говорить о ребенке, то он может отказываться говорить, и такое поведение может продолжаться нескольких часов и даже сутки, а затем он начинает говорить, но уже заметны трудности; • напряженный вид шеи и лица; • говорит неожиданно громким голосом.

Лечение заикания у детей 3 лет. Если у ребенка наблюдается заикание, то ни в коем случае нельзя пускать болезнь на самотек и оставлять без внимания врачей. Очень большая ошибка многих родителей думать, что со временем заикание пройдет самостоятельно. Подход к лечению заикания обязательно должен быть комплексный. Важно, чтобы назначением необходимой терапии занимался квалифицированный врач-логопед. Чем раньше будет назначено лечение, тем оно быстрее даст положительные результаты. Необходимо внимательно следить за ребенком, и при первых признаках заикания обращаться к специалисту, потому что, если затягивать с лечением, в дальнейшем бороться с заболеванием будет намного труднее.

Стоит также упомянуть о том, что родители для успешного лечения заикания должны будут какое-то время достаточно тесно взаимодействовать с врачом-логопедом, и поэтому нужно очень ответственно подойти к вопросу о выборе врача. Лечение не может проходить успешно, если специалист и родители не могут найти общего языка и нет доверия к этому врачу.

Занятия с логопедом помогают избавиться от заболевания

Очень часто заикание встречается у очень подвижных и легко возбудимых детей. Поэтому одной из важных основ для эффективного лечения этого заболевания, является правильно организованный режим дня ребенка и неукоснительное его соблюдение. Например, что касается повседневных игровых занятий, то нужно следить, чтобы сидение перед телевизором и просмотр мультиков не занимали большую часть времени ребенка. Продолжительное нахождение перед экраном телевизора может, наоборот, способствовать появлению излишней возбудимости. Следствием может стать заикание в еще более сильной форме. Лучше всего ребенка занять развивающими играми, которых сегодня имеется большое количество.

Во время лечения заикания у ребенка важно правильно подойти к вопросу его сна. Нужно помнить, что ребенок до семи лет должен спать ночью около одиннадцати часов, а днем в районе двух. Такой дневной сон очень важен для детского организма, так как положительно влияет на состояние нервной системы. Не следует игнорировать и ежедневные прогулки на свежем воздухе, потому что для растущего детского организма они играют очень большую роль. Время проведения на свежем воздухе должно составлять не меньше чем два часа за сутки.

Основной процесс лечения заикания у ребенка происходит на занятиях с логопедом, но так как врач не имеет возможности постоянно находиться возле ребенка и контролировать правильности его речи, то эта задача перекладывается на родителей. Ни в коем случает не нужно сразу делать замечания ребенку, если он опять неправильно сказал то или иное слово, необходимо просто правильно закончить слово, не сильно акцентируя на этом внимание. Если наблюдается уже запущенная форма заикания, то многие логопеды применяют специфическую методику полного молчания. Малышу можно разговаривать только на занятиях с врачом-логопедом, а в остальное время он должен молчать. В случае необходимости можно говорить, но только шепотом. Суть данной методики в том, что при длительном молчании рефлекс на заикание у ребенка постепенно подавляется, ведь на занятиях его речь контролируют, а так как в остальное время он молчит, то, следовательно, на подсознательном уровне будет вырабатываться условный рефлекс, который будет отвечать за правильную речь. Родители ребенка 3 лет, который должен выполнять такое задание врача, должны проявить всю свою фантазию, чтобы превратить такое молчание в увлекательную игру, с разными интересными поощрительными призами.

Родители должны выполнять несколько основных правил, которые помогут эффективному лечению заикания у ребенка и для его профилактики. Первое — это ни в коем случае не обсуждать при ребенке его проблему с заиканием. Малыш все слышит и понимает, и поэтому может очень болезненно воспринимать обсуждение взрослыми своих недостатков. Второе правило — это необходимость следить за собственной речью в присутствии ребенка. Прежде всего, необходимо говорить спокойно, выразительно и неторопливо. Нужно помнить, что от того, как поставлена ваша речь, зависит и то, как будет говорить ваш ребенок. Атмосфера в доме должна быть спокойной и благожелательной, ребенок должен чувствовать любовь своих родителей. Выяснение отношений должно происходить только без присутствия ребенка, так как частые ссоры могут привести к развитию заикания у совершенно здорового ребенка.

Взрослым побороть недуг поможет дыхательная гимнастика

Лечение заикания у взрослых и подростков. Проводить лечебную терапию от заикания у подростков очень важно, так как для формирования личности и социальной адаптации это имеет большое значение. Важно не затягивать с лечением и проводить его своевременно. Подростковый возраст имеет свои особенности, поэтому их необходимо учитывать при проведении терапии. В отличие от детей младшего школьного возраста и совсем малышей, которые уверены в помощи взрослых, подросток хочет делать все самостоятельно. Если в подростковом возрасте у ребенка будет заикание, это может обострить проблему одиночества и отсутствия контактов со сверстниками. Лечение заикания у подростков поможет не только ему избавиться от имеющихся комплексов, но и сблизиться с родителями.

Чтобы помочь взрослому человеку избавиться от заикания существует большое количество разнообразных методик, которые можно разделить на следующие группы: психотерапевтические, логопедические, психологические, логопсихотерапевтические, медикаментозные, физиотерапевтические, социореабилитационные и комплексные. Чтоб лечение давало как можно большую эффективность, лучше всего применять несколько методов в комплексе. Наиболее распространенными методами являются дыхательная гимнастика, которая состоит из упражнений для тренировки диафрагмы и глубокого дыхания. После таких упражнений дыхание становится более свободным и, следовательно, голос более естественным.

Также некоторые решаются лечить заикание таким нетрадиционным способом, как гипноз. Как можно избавиться от заикания таким методом? Врач проводит гипнотический сеанс и внушает человеку уверенность в себе. Такой способ имеет много недостатков, например, побочные явления в виде бессонницы, головной боли и ухудшения памяти. Также не каждый человек поддается гипнотическому внушению, а значит, на него такой метод действовать не будет. К тому же гипноз позволяет достигать весьма нестойких результатов, поэтому его необходимо применять только в комплексе с другими методами лечения.

К нетрадиционным методам лечения массажа можно отнести и точечный массаж. Эффект данной методики будет зависеть от того, насколько заикание запущено. Точечный массаж можно применять в любом возрасте. Курс лечения достаточно длительный, поэтому даже если после первого сеанса есть улучшения, то бросать сразу нельзя. Вначале процедуры проводят ежедневно, а затем через день. Такой массаж обязательно должен проводить специалист, который в совершенстве владеет техникой точечного массажа. Перед процедурой человек обязательно должен быть спокоен и расслаблен.

Для успокаивающего действия на нервную систему подойдут травяные чаи

Есть варианты применения специальных препаратов во время лечения заикания. Это могут быть как противосудорожные лекарства, так и таблетки транквилизаторы. Существенным недостатком использования этих медикаментов является наличие серьезных побочных эффектов, поэтому многие врачи выступают против их применения при лечении заикания. Вместо таких препаратов можно воспользоваться народными средствами, например, отварами различных трав, которые обладают успокаивающим свойством (отвар пустырника).

Как вести себя родителям, если у ребеночка присутствует фактор риска появления заикания:

  • Соблюдать режимные моменты (сон, питание, прогулки — в соответствии с возрастом ребенка).
  • Избегать эмоциональных перегрузок (частое посещение мест скопления большого количества людей); чрезмерных физических нагрузок (при первых признаках усталости позволяйте ребенку отдохнуть, не нажимайте на него).
  • Следить за благоприятным эмоциональным климатом в семье. Не позволяйте себе кричать, ругаться в присутствии малыша.
  • Стараться следить за тем, чтобы предъявляемые к ребенку требования разными членами семьи не противоречили друг другу.
  • При возникновении у ребенка страхов (темноты, одиночества, замкнутого пространства) ни в коем случае не приучайте его быть храбрым. Не провоцируйте появление страхов показом фильмов или запугиванием. При возникновении боязни позволяйте ребенку спать при приглушенном свете, побудьте возле него некоторое время при засыпании. Если страх не проходит длительное время следует обратиться к психоневрологу.

Очень важным является контроль родителей за собственной речью — ведь для малыша она является образцом для подражания.

Лечение и профилактика заикания народными методами

Большинство людей задаются вопросом: как избавиться от заикания самостоятельно? На сегодняшний день имеется много различных вариантов упражнений от заикания, которые можно без труда выполнять в домашних условиях. Сегодня большой популярностью пользуется и метод компьютерной коррекции, который означает, что человек получается определенный набор программ и самостоятельно занимается по ним дома, например, Breath Maker.

Подойдут и в роли лечения и как профилактика, народные методы, поэтому если человек доверяет предыдущим поколениям, то можно попробовать несколько простых рецептов. Для нормализации речевой функции, а также для успокаивающего действия на нервную систему успешно применяют следующий сбор: мелисса, солодка, календула, березовые листья и донник. Приготовленный отвар можно применять только взрослым по несколько раз в день до еды. Есть вариант и другого травяного сбора с аналогичными функциями: ромашка, душица, пустырник, анис, зверобой и мелисса.

Для лечения от заикания применяют и ароматические масла, например, масло сосны, розмарина, базилика, бергамота, розы и сандала. Все эти масла обладают успокаивающим действием, снимают напряжение и страх. Проводить процедуры с ахроматическими маслами можно до четырех раз в день, если использовать их больше, то это может спровоцировать появление аллергии. Можно добавлять ароматические масла при принятии ванны. Подойдут масла лаванды, шалфея, чабреца, герани и полыни.

simptom.org

Как возникает заикание

Нарушения речи при заикании вызваны спазматическим состоянием структур, которые принимают участие в формировании речи – а именно:

  • языка;
  • мягкого неба;
  • губ;
  • мышечного аппарата гортани.

Упражнения от заикания направлены на устранение этих спазматических сокращений.

Спазмы бывают:

  • артикуляционные (страдают язык, мягкое небо и губы);
  • голосовые связки (страдает аппарат гортани, при спазматических сокращениях ее мышц возникает состояние, похожее на икоту);
  • дыхательные – при них «сбивается» дыхание, человек не может справиться с ним, создается ощущение нехватки воздуха (хотя объективных предпосылок для жалоб на такое нарушение нет).

Спазматические сокращения возникают по той причине, что в двигательных речевых центрах, которые находятся в головном мозгу, образуется чрезмерное возбуждение нервных структур, которое распространяется на соседние дыхательные центры и центры, отвечающие за эмоции.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ С ЗАИКАНИЕМ

Знакомство логопеда с подростком предваряется сбором сведений от родителей. Для этой цели существует нижеприводимая анкета с вопросами, касающимися речевого развития подростка, особенностей его заболевания и личности. Выясняется круг интересов больного, результаты предыдущего лечения. Логопед обращает внимание на то, как проявляется заикание в зависимости от ситуации. Вся эта работа имеет своей целью подробное ознакомление с подростком, чтобы в дальнейшем правильно осуществлять коррекцию личности и речевого дефекта. При этом необходимо учитывать также индивидуальные особенности подростка. При сборе данных речевого ана’мнеза проводится и первая разъяснительная беседа с родителями.

РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ (со слов родителей и пациента)

Как протекало раннее речевое развитие — гуление, лепет, первые слова, фразы.

Время появления заикания, предполагаемые причины его.

Как протекало заикание: оставалось ли на одном уровне, усиливалось, отмечалась волнообразность.

Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:

в семье, с друзьями, при ответах в классе, в незнакомой обстановке.

Есть ли страх речи

Как шло усвоение школьного материала.

Какие особенности характера имеются у больного, существует ли настроенность на лечение.

Какова речевая наследственность.

Где, когда, сколько занимался и лечился по поводу заикания, с каким результатом.

После сбора анамнеза логопед проводит первичное логопедическое обследование подростков. Оно проходит по вопроснику, где отмечаются все особенности подростка и воссоздается полная характеристика речевого нарушения.

pedlib.ru

Лечение заикания у взрослых и подростков

Заикание является заболеванием центральной нервной системы, когда человек во время произношения речи запинается, что вызывается возникновением судорог в мышцах речевого аппарата. Чаще всего с этим недугом сталкиваются дети. В большинстве случаев его продолжительность составляет от пары месяцев до нескольких лет, после чего оно может пройти самостоятельно. Таким образом, лечение заикания у детей не всегда необходимо. У взрослых и подростков, как правило, нарушение функции устной речи обладает психическим характером, реже вызывается травмами и физическими заболеваниями. Лечение заикания у взрослых и подростков часто оказывается более длительным и сложным процессом по сравнению с работой с детьми.

Методы лечения заикания

Для логопедов существует аппаратно-программные комплексы:

  • логотерапевтический;
  • БОС-здоровье;
  • выполнение коррекции психо-эмоционального состояния;
  • тренажер дыхания БИОСВЯЗЬ.
  • Метод лечения заикания у взрослых и подростков зависит от причины недуга, вида заикания.

    В настоящее время самым популярным и эффективным средством в ведении борьбы с заиканием является проведение занятий с логопедом. Заикающийся человек обращается к специалисту, которым подбираются свои способы лечения для него, исходя из индивидуальных особенностей пациента. Логопедами используются, как традиционные методики, так и авторские. Составляется программа для лечения заикания у взрослых и подростков, назначаются сеансы, когда больному нужно прийти на индивидуальное занятие со своим специалистом.

    Конечно, недостаточно посещения только занятий с логопедом для решения проблем с речью. Широкое применение нашло лечение заикания в домашних условиях. Можно выполнять традиционные упражнения (к примеру, известную «Дыхательную гимнастику Стрельниковой»), принимать медикаменты (препараты, с помощью которых тормозится психика. Их действие направлено на то, чтобы прекратить судороги).

    Довольно часто, проводя лечение заикания у взрослых и подростков, логопедом прописывается точечный массаж.

    Популярны современные методы лечения заикания, в основе которых лежит применение аппаратов и компьютерных программ. С помощью них возможно эффективное проведение лечения заикания у подростков, поскольку для них характерно обладание высокой степенью мотивации, делая из сеансов оздоровления увлекательную игру.

Лечение заикания у подростков

Рассмотрим один из распространенных методов лечения заикания у подростков. Полный курс рассчитан на 1 год, и его проведение осуществляется в небольшой группе. Вместе с подростком необходимо овладеть методикой одному из взрослых членов семьи, поэтому один из членов семьи должен строго обязательно присутствовать на всех занятиях и речевых экзаменах.

Первым шагом в коррекции заикания является консультация, в ходе которой будет подробно описана методика лечения заикания у подростков. Желательно, чтобы на эту консультацию пришли все, кто живет вместе с подростком, а также те, кто часто общается с ним.

Основной курс

Основной курс лечения заикания включается в себя 2 подготовительных занятия, продолжительность которых 45 минут, 15 основных занятий продолжительностью 2 часа каждое. Во время основного курса лечения заикания подросток сможет овладеть навыками плавной речи без заикания.

Поддерживающий курс

Кроме этого, в лечение включаются поддерживающие и обучающие микрокурсы. Такие занятия проводятся в течение года 1 раз в 2-3 недели в небольшой группе, состоящей из 2-3-х человек. Продолжительность каждого занятия 1 часа. Если есть необходимость, то проводится индивидуальное занятие длительностью 1,5 часа. Поддерживающие микрокурсы необходимы для того, чтобы автоматизировать навыки новой речи и воспитать смелое речевое поведения.

Благодаря обучающим микрокурсам подросток постепенно переходит от замедленной речи «с рукой» к естественной интонированной речи «без руки». Результатом лечения является овладение подростком речи без заикания, естественной, интонационно окрашенной в обычном темпе и не сопровождающейся пальцами ведущей руки. В течение всего курса лечения заикания у подростков предусматривается обеспечение дистанционным сопровождением и организацией функциональных тренировок, в ходе которых тренируются речевые навыки и навыки общения во всех возможных жизненных ситуациях. После окончания полного курса лечения заикания у подростков, который занимает 1 год, в течение следующего года ребенок должен находиться под обязательным наблюдением логопеда.

luxmama.ru

Речь родителей должна быть:

  • Плавной, медленной, эмоционально-выразительной. Не спешите и не повышайте голоса при общении с ребенком.
  • Не используйте в речи звукоподражания и искаженные варианты произнесения слов. Ваша речь должна быть четкой, правильной.
  • Старайтесь, общаясь с малышом, не использовать сложные речевые обороты, длинные конструкции. Общайтесь при помощи достаточно простых для понимания фраз.
  • Не давите на ребенка, призывая его быстрее реагировать на ваши слова.
  • Ни в коем случае не ругайте и не корите ребенка за неверный ответ.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: