Относительно недавно в русскоязычном пространстве появилось активно используемое английское слово «буллинг«(bullying), что означает травлю, запугивание одного человека другим, или несколькими лицами.
Новый термин – не всегда новое явление. И в случае с буллингом, все старо как мир. Кто же не слышал о дедовщине? Каждый хоть раз в жизни сталкивался с подобным – кто-то в качестве свидетеля, а кто-то примерил на себя роль зачинщика или жертвы.
В любом случае, травля всегда воспринималась всего лишь как досадный случай, неприятный эпизод из жизни, но никогда как то, с чем нужно бороться.
Найдутся люди, которые скажут, что факт притеснения или издевательства, имевший место в их жизни когда-то, только закалил их характер, научил выживать.
Кто-то даже благодарит врагов, превративших некогда его жизнь в ад, потому что, желая уйти от травли, он изменил себя и свою жизнь в лучшую сторону: бросил ненавистную работу, нашел себя, поднялся по карьерной лестнице. Ах, если бы всё заканчивалось так благополучно для жертв травли!
Практика показывает,что люди, ставшие жертвами буллинга носят пожизненные шрамы в виде суицидальных мыслей, депрессии, беспокойства и низкой самооценки.
Школа – очень благодатная почва для роста ненавистнических настроений. Система оценок, социальный статус каждого ребенка, отсутствие у детей эмпатических навыков и другие факторы делают очень хрупким атмосферу доброжелательности в классе.
Формы и признаки
Особенность буллинга в том, что негативное влияние со стороны агрессора оказывается регулярно. Это могут быть нападки со стороны группы детей (необязательно одноклассников) или со стороны одного ребенка. Встречается буллинг со стороны группы учителей или одного учителя.
Травля может возникнуть в начальной школе, среди подростков и в старших классах. Сути это не меняет. Отличается только интенсивность проявления. Она прямо пропорциональна силе и возможностям агрессоров.
Можно выделить 6 видов буллинга:
- Словесный. Это оскорбления, запугивания, угрозы. Признаки: ребенок становится замкнутым, много капризничает, заметны изменения аппетита. Иногда дети напрямую спрашивают у родителей о том, в чем их обвиняют сверстники. Например, если ребенка обзывают толстым, то он может задать такие вопросы: «Мам, я, правда, толстый?», «Мам, а я толстый?», «Мам, а как можно похудеть?».
- Физический. Это пинки, толчки, подножки, удары, захваты, неприятные прикосновения. Признаки: жалобы на боль в животе или головную боль, общее плохое самочувствие, часто появляющиеся синяки или другие следы физического воздействия, грязная или рваная одежда.
- Социальный. Это то, что мы имеем в виду, когда говорим про изгоев в классе. При такой травле агрессоры не хотят быть в одной команде с жертвой, сидеть с ней за одной партой, общаться или заниматься другой деятельностью. Признаки: аномальная тяга к уединению, перепады настроения, отказ от встреч и игр со сверстниками, ненависть к групповой работе.
- Экономический. Это порча имущества, вымогательство, отбирание денег, принуждение к воровству. Признаки: пропажа или потеря вещей, кража денег у родителей или резкое и сильное стремление найти подработку, замкнутость.
- Сексуальный. Это шлепки по попе, хватание за грудь или другие части тела, пошлые намеки, прямое принуждение к близости. Сексуальный буллинг, как правило, сочетает в себе эмоциональный, физический, социальный, экономический. А иногда он связан с еще одним типом – кибербуллингом. Признаки: замкнутость, изменение предпочтений в одежде (тяга к закрытым вещам), изменение аппетита.
- Кибербуллинг. Это травля в интернете: угрозы в сообщениях, оскорбления в комментариях, взлом страницы или создание фейковой страницы и распространение нехорошей или опасной информации от лица жертвы, избиение ребенка и выкладывание записей в Сеть. Признаки: ребенок стал больше времени проводить в интернете, после общения в Сети он становится грустным или тревожным, у ребенка меняются интересы или пропадает тяга к прежним увлечениям, заметны проблемы со сном.
Обратите внимание: если речь идет о кибербуллинге, то агрессором может стать кто угодно.Человек любого возраста, пола и из любой точки мира. Однако чаще кибербуллинг сочетается с другими видами травли и исходит от кого-то из окружения.
Социальный
Что это такое? Социальная угроза либо преследование с использованием стратегии изоляции подразумевает, что кого-то умышленно не допускают к участию в работе коллектива, будь то обед, игра, занятие спортом либо социальная работа.
Пример: группа девчонок в танцевальном классе обговаривает вечеринку в выходные и обменивается снимками, не сосредоточивая при этом практически никакого интереса на девочку, которую они приняли решение не приглашать, делая вид, что ее не существует.
Характерные черты: следите за перепадами в настроении ребенка, его уклонением от общения с ровесниками и большим, чем обычно, стремлением к одиночеству. Девочки больше, нежели мальчики, ощущают общественную изоляцию, невербальную либо эмоциональную угрозу. Душевная боль от подобного типа буллинга способна быть такой же мощной, как от физиологического насилия, и продолжаться значительно дольше.
Что следует делать? Используйте вечернее время для того, чтобы побеседовать с ребенком о том, как прошел день. Помогайте в абсолютно всем находить позитивные мгновения, концентрируйте внимание на его хороших качествах и удостоверьтесь, что он понимает, что есть люди, которые его очень любят и готовы помочь ему во всем. Сконцентрируйтесь на формировании способностей ребенка и увлечений к музыке, искусству, спорту, чтению и внешкольным событиям, чтобы он имел возможность строить отношения за пределами школы.
Опасность и последствия
К опасным последствиям травли относятся:
- заниженная самооценка, комплексы и неуверенность в себе;
- депрессивные и суицидальные наклонности;
- неврозы и другие психические заболевания.
Буллинг – это хронический стресс. Он выводит из строя все системы организма, подрывает физическое и психическое здоровье, приводит к эмоциональному истощению. Из-за травли ребенок считает себя недостойным, ущербным, лишним. Человеку с таким «багажом» сложно реализоваться в жизни, получить образование после школы, найти работу, создать семью, завести друзей.
Однако дальнейшее развитие событий зависит от тактики, выбранной ребенком. Стресс включает животные реакции. Есть 3 возможных ответа: бегство, ответное нападение, замирание.
В первом случае ребенок привыкает терпеть, быть незаметным, убегать. Во втором – сам становится агрессором. В третьем – превращается в робота. Он словно отключает эмоциональную сферу, теряет способность чувствовать.
Выбор стратегии зависит от ряда факторов, например, от темперамента и особенностей семейного воспитания. Но все 3 сценария запускают цепочку проблем во взрослой жизни.
Кто, зачем и за что может травить ребенка
Когда школьники травят другого ребенка, речь идет об их слабости. Так они пытаются отвлечь внимание от своих проблем и недостатков, завоевать авторитет в классе. А кто-то отыгрывается на более слабом ребенке, мстит своим родителям за регулярные унижения и избиения. В таком случае травля приносит агрессору облегчение.
Что может стать причиной детского буллинга? Что угодно:
- внешние, психические или физиологические особенности ребенка;
- уровень жизни и состав семьи;
- интересы и предпочтения в одежде, хобби;
- особенности поведения;
- тяга к знаниям (хулиганы часто наказывают тех, кто напоминает учителю о домашнем задании, лучше всех отвечает у доски);
- любой курьезный случай, например, неудачное выступление на публике.
Если мы говорим о буллинге со стороны педагогов, то дело исключительно в профессиональной некомпетентности. Чтобы не потерять авторитет в глазах учеников, педагог отыгрывается на одном из учащихся. Например, занижает оценки тому, кто регулярно нарушает дисциплину. Или, пытаясь усмирить ученика, переходит на личности.
Так некомпетентный педагог пытается сохранить авторитет. Бывает такое, что учитель инициирует или поддерживает травлю ребенка одноклассниками. Но такое поведение педагога имеет те же основания.
За что педагог может травить ребенка:
- выдающиеся способности или, наоборот, неуспехи в учебе, отставание от школьной программы;
- неблагополучие семьи или, наоборот, высокий уровень жизни семьи;
- национальность, одежда, другие внешние или внутренние особенности;
- нарушение дисциплины, агрессия в сторону педагога;
- неформальное лидерство в классе.
Интенсивность и сила буллинга напрямую отражает степень неполноценности (слабости) того, кто травит. Травля может быть обусловлена завистью, местью, неприязнью, борьбой за власть, стремление нейтрализовать конкурента, садистскими наклонностями, желанием самоутвердиться, желанием быть в центре внимания.
Кто чаще всего становится жертвой буллинга
Конкретной характеристики человека, способного стать жертвой буллинга, не существует.
В зоне риска находятся:
- Молчаливые, необщительные дети, особенно, если у них нет друзей. Также не идущие на контакт, предпочитающие проводить время в одиночестве;
- Люди, имеющие необычную внешность, рыжие волосы, веснушки или излишнюю полноту. Также дети с отклонениями, что касается манеры речи или поведения, ребенок может заикаться или хромать;
- Способные дети, превосходящие всех в коллективе умениями и знаниями. Особенно, если их выделяют учителя и многое им прощают. Или, наоборот, не представляющие интереса собственными достижениями, зато ставящие в пример преуспевающих родителей;
- Ябеды, сообщающие о каждом шаге коллектива учителям или родителям;
- Физически слабые, не способные за себя постоять;
- Дети, привлекающие к себе внимание шутками и дурачеством. Они сознательно делают из себя шута, попадая в нелепые ситуации, смеясь над своими недостатками. Часто они заигрываются, что провоцирует серьезные нападки со стороны коллектива;
- Дети, обладающие современными новинками, от одежды до техники. Или, наоборот, плохо, бедно одетые;
- Неряшливые дети, вызывающие неприязнь внешним видом.
Особенно, если они слишком бурно отвечают на провокационные вопросы. Негативное отношение к ним могут задавать даже учителя, делающие замечания по поводу внешнего вида.
Агрессоры легко вычисляют неуверенных в себе людей, тех, кому никто не поможет. Часто жертвой буллинга становятся интроверты, погруженные в мир собственных переживаний, унылые дети. Они не любят себя, зависят от мнения окружения, не имея собственной позиции, выглядят напуганными и тревожными.
Как понять, что ребенка травят
Мы уже рассмотрели частные признаки буллинга для отдельных видов. Теперь поговорим об общих признаках травли в школе:
- самоизоляция, замкнутость, отдаление от детей и взрослых;
- упрямство и негативизм при обсуждении школы, отношений со сверстниками, темы буллинга как таковой;
- вспышки агрессии и раздражительность;
- тревожность и напряженность, усиливающиеся в присутствии конкретных людей или в определенных условиях;
- скачки настроения и обидчивость или, наоборот, чрезмерная сдержанность;
- нежелание ходить в школу, придумывание «отмазок»;
- вялое и подавленное состояние;
- частые простуды и жалобы на ухудшение самочувствия.
Главный признак – резкие изменения в поведении, настроении, мышлении, реакциях, предпочтениях ребенка. Дети реагируют на травлю по-разному, многое зависит от первичных особенностей личности.
Только вместе, только всем миром
Без влияния взрослых дети могут взаимодействовать только по принципу архетипичной стаи, объединившись на базе неприязни к кому-то другому, будь то учитель, другой ребенок или еще кто-то. Предотвращение и профилактика насилия в школе не могут происходить посредством системы запретительных мер, усиления охраны и увеличения количества видеокамер. Это все внешние «примочки», которые при желании можно легко обойти.
Победить насилие в школе можно только совместными усилиями всех заинтересованных сторон: учителей, родителей и самих детей.
Не только пытаться защитить своего ребенка от насилия, а убрать проблему насилия в школе вовсе – вот какую задачу необходимо ставить всем нам. Иначе просто ничего не получится! Найдется очередной травмированный звуковик, который придет в школу с оружием для того, чтобы расстрелять своих одноклассников.
Что делать
Рассмотрим план действий с двух позиций: агрессоры–ученики и агрессоры–учителя.
Агрессоры – ученики
Как защитить ребенка от травли в школе:
- Обратитесь к учителю. Работать нужно со всем классом и на уровне взрослых.
- Подключите школьного психолога или обратитесь к частному психологу. Предложите ему поучаствовать во встрече конфликтующих сторон.
- Если учитель не видит проблемы или отмахивается от нее, то идите дальше. Обратитесь к директору. Если нужно, дойдите до администрации.
- Подключите родителей агрессора и родителей других детей. Объясните им, что свидетели буллинга тоже получают психологическую травму.
- Если дело дошло до побоев, то снимайте их и пишите заявление. При любом типе буллинга собирайте максимум доказательств. Например, сохраняйте скриншоты переписок, если речь идет об угрозах в Сети.
- Научите ребенка давать отпор. Важно объяснить, что о буллинге нельзя молчать. Нужно всегда давать отпор (спокойно и решительно), подключать учителей и родителей. Расскажите о последствиях буллинга, чтобы у ребенка не осталось сомнений.
- Поддерживайте ребенка. Никаких «Ты сам виноват», «Хватит их провоцировать», «Не обращай внимания». И ни в коем случае не выставляйте ребенка еще большей жертвой: «Да что ж вы, ироды, с ним делаете».
- Не бегите от проблем и не переводите ребенка в другую школу.
Все взрослые участники разбирательств должны дать понять детям – то, что они делают не весело. Это преступление. Не пренебрегайте законами, особенно если речь идет о травли подростков.
За угрозы, шантаж, вымогательство, оскорбления и прочие элементы буллинга предусмотрено уголовное наказание.
Агрессоры – учителя
Проблему травли ребенка учителем на себе испытала журналистка и психолог Ольга Золотков. Ей удалось разрешить ситуацию, на основе которой Ольга составила план действий:
- Звонить во все колокола. Обратитесь к самому педагогу, завучу или директору школы. Если нужно, дойдите до администрации. Хуже вы уже не сделаете, вашему ребенку и так плохо.
- Записывайте каждую мелочь. Собирайте как можно больше доказательств буллинга, тогда вас не смогут обвинить в клевете и предвзятости.
- Четко определите, чего хотите добиться: увольнения учителя, смены классного руководителя, публичных извинений. Это позволит не отвлекаться от сути, не реагировать на отговорки.
- Договаривайтесь о встречах. Лучше всего если на встречу с педагогом придут оба родителя. Для решения конфликта можно подключить медиатора.
- Ни за что и ни при каких обстоятельствах не поддавайтесь эмоциям. Будьте с ребенком единой командой, не позволяйте вас рассорить. Держите ребенка в курсе событий, но избавьте его от негатива и активных разбирательств.
- Не надейтесь на поддержку со стороны других родителей, но не отказывайтесь от нее. Идите до конца, максимально придавайте инцидент огласке. Однако помните о том, что остановиться можно в любой момент, если учитель найдет в себе силы и мудрость пойти в сторону компромисса.
Если мирные пути не помогают, остается только одно – подача заявления в полицию и министерство образования. В нем важно подробно и с отсылкой к законам РФ обосновать свои претензии. Основные помощники: Конституция РФ, Закон об образовании и УК РФ.
Обращение к Digital Sharks — правильное решение проблемы кибербуллинга
Когда терпение на пределе, моральные силы стремительно иссякают, а кибербуллеры никак не могут свернуть лавочку и покинуть ваши странички, логично обратиться к специалистам. Это:
- спасет нервы;
- сэкономит время;
- защитит от чтения потока оскорблений.
Если вы ожидали увидеть описание типового решения проблемы, его не будет: каждый случай индивидуален, и с каждым мы работаем отдельно. Неизменно лишь одно: вы отправляете ссылку на травлю и забываете о проблеме. Мы ее решаем. После — отчитываемся об успешной работе и возвращаем вам спокойный сон.
Избавиться от кибербуллера раз и навсегда
Как справиться с последствиями травли
Дети, особенно подростки, предпочитают ориентироваться на мнение сверстников или тех, кто немного старше. А еще они любят сами искать информацию, смотреть видео в интернете. Так что лучший вариант – предоставить ребенку список полезных ресурсов. Это могут быть книги, рассказывающие о буллинге, сайты и телефоны доверия, сюжеты блогеров или звезд об их опыте преодоления буллинга.