Деменция у ребенка симптомы и лечение

Что такое слабоумие у ребенка?

Слабоумие у детей проявляется в патологическом нарушении деятельности головного мозга, которое характеризуется утратой ранее освоенных знаний и навыков, а также снижением интереса к окружающему миру. Деменция является приобретенным заболеванием. Диагностика и лечение этой патологии становятся возможны в возрасте старше двух лет, так как она развивается на фоне сопутствующих болезней и внешних факторов.

Общие признаки слабоумия

Слабоумие – острое психическое нарушение, диагностируемое у ребенка и возникающее в связи с поражением головного мозга.Деменция влечет за собой деградацию интеллекта и распад уже сложившейся личности. В настоящее время слабоумие делят на прогрессирующую и органическую деменцию.

Прогрессирующее слабоумие у детей – это неуклонное ухудшение состояния головного мозга. Симптомы проявления деменции нарастают по мере того, как будет прогрессировать основное заболевание.

Органическое слабоумие вызвано осложнением определенных болезней, которые перенес ребенок. Для органической формы деменции характерны стабильные отклонения в работе мозга, которые в дальнейшем не усугубляются. Этот тип заболевания нередко вызывают медикаментозные отравления, менингиты и травмы головы.

Иногда деменцию путают с олигофренией, которая появляется на фоне травм и инфекций. Однако эти болезни отличаются тем, что при деменции происходит частичное нарушение сформированных мыслительных функций, а олигофрения затрагивает всю психическую деятельность ребенка.

Среди общих признаков слабоумия необходимо отметить следующие:

Отклонения в мыслительной деятельности;

Утрата критического мышления;

Проблемы с речью, в том числе уменьшение словарного запаса, невозможность вспомнить значение того или иного слова;

Рассеянность, снижение концентрации;

Слуховые и зрительные патологии;

Тревожность, беспричинный страх, депрессия, равнодушие, апатия, резкие смены настроения и другие отклонения эмоционального характера;

Ослабление инстинкта самосохранения;

Неадекватность реакции на определенные события;

Проблемы с самообслуживанием;

Потеря ранее приобретенных умений и навыков;

Угасание коммуникативных способностей.

Симптомы слабоумия у детей

Симптомы слабоумия у детей проявляются по-разному в зависимости от возраста. Если ребенок перенес церебральные поражения и повредил здоровье в школьные годы, заметен контраст между уровнем развития навыков, эрудированностью и возможностями к познанию новой информации. Он хорошо владеет своей речью, правильно строит предложения, обладает достаточным словарным запасом. В процессе общения у ребенка с деменцией преобладает конкретно-ситуационное мышление: он может детально описать пережитые события, которые будет оценивать с точки зрения практических действий и результатов.

Наряду с этим у ребенка со слабоумием практически отсутствует восприятие абстрактных понятий. Он не понимает переносное значение поговорок и пословиц, не воспринимает юмор, не умеет перенести пережитый конкретный опыт на другую ситуацию. Ребенок не может эффективно применять полученные ранее знания. Он плохо запоминает новую информацию, часто переключает свое внимание с одного предмета на другой, быстро истощается в эмоциональном плане. Начинают развиваться личностные и аффективные отклонения. Эмоции у детей при слабоумии становятся беднее и уплощаются, теряют свои нюансы. Для тяжелых форм слабоумия у детей характерно преобладание ярко выраженных состояний – от счастья к явному неудовольствию. Интересы ребенка сужаются настолько, что его беспокоит лишь удовлетворение элементарных потребностей.

Симптомы слабоумия у детей в более раннем возрасте несколько иные. Главные из них – это психомоторное возбуждение, беспричинная смена состояний, когда гнев и плач чередуются с радостью и удовольствием. Ребенок с деменцией становится гораздо менее эмоциональным, перестает скучать по матери, не реагирует на порицание или похвалу, не выказывает привязанности к кому-либо. При слабоумии у детей усиливаются элементарные влечения, развивается неумеренный аппетит. Заболевание влечет за собой ослабление инстинкта самосохранения: такой ребенок не проявляет тревожности при смене обстановки, не боится огня, высоты и т.д.

В ходе болезни происходит полное разрушение познавательных функций. Ребенок может повторять одно и то же, не осознавая этого, его рассуждения случайны и поверхностны. Он совершенно не усваивает новую информацию, теряет способность к использованию ранее накопленного жизненного опыта. Другие очевидные симптомы деменции – это отсутствие абстрактного мышления, появление интеллектуальных дефектов, дезорганизованность и снижение концентрации. Игры ребенка становятся все более простыми, он может бесцельно бегать туда-сюда, кататься по полу, бросать игрушки и различные предметы. При этом он не приемлет никаких правил, продолжая бездумно делать то, что ему хочется.

Классификация видов болезни

Слабоумие у детей может быть инфекционным, интоксикационным или иметь другую этиологическую причину. Также деменцию классифицируют по степени тяжести патологии:

Легкое слабоумие. Характеризуется сглаженностью симптоматики и сохранением бытовых навыков, поэтому обнаружить болезнь, особенно в дошкольном возрасте, часто бывает сложно. Школьники начинают плохо усваивать учебный материал, их социальная активность снижена.

Умеренное слабоумие. На этой стадии слабоумия ребенку нужен особый уход за здоровьем со стороны родителей и врачей.

Тяжелое слабоумие. Речь нарушена, личностные характеристики снижены до предела. Ребенку требуется лечение и постоянный надзор, так как он совершенно утрачивает навыки самообслуживания.

Причины возникновения слабоумия у детей

Развитие слабоумия у ребенка связано с влиянием на его здоровье различных внешних факторов, которые нарушают работу головного мозга. Иногда болезнь присутствует уже на момент рождения, однако развивается она спустя лишь определенное время.

Перечислим основные причины, которые могут вызывать деменцию:

Генетические заболевания, которые обнаруживаются минимум через два-три года после рождения ребенка. К ним относятся болезни Лафора и Ньюмана-Пика, синдром Санфилиппо и т.д.

Инфекционные заболевания, непосредственно влияющие на работу головного мозга, такие как энцефалит или менингит.

Черепно-мозговые травмы, сотрясения мозга.

Интоксикация медикаментозными средствами, тяжелыми металлами. У подростков болезнь может быть вызвана наркотической и алкогольной интоксикацией.

Проблемы с кровотоком в сосудах, которые вызывают неполноценное питание мозговых тканей.

Существуют и другие причины, связанные с патологиями и заболеваниями, которые могут послужить катализатором развития слабоумия у детей. Более подробно о них может рассказать врач после тщательного обследования пациента.

Бывает ли деменция у детей?

Деменция у детей и у молодых людей – это приобретенное слабоумие, которое сопровождается потерей уже сложившего интеллекта. При данном заболевании повреждаются ткани головного мозга, вследствие чего нарушаются память, речь, аналитические и познавательные способности, моторные навыки.

О слабоумии детей приобретенного характера принято говорить по достижении ребенком 2-3-летнего возраста, когда по поведению можно выявить заметные отклонения от нормального психического развития.

Явную, прогрессирующую деменцию чаще всего наблюдают у детей после 15 лет, когда заканчивается биологическое созревание головного мозга.

Причины развития деменции у детей

Около 70% всех случаев приобретенного слабоумия приходится на болезнь Альцгеймера, которая поражает преимущественно пожилых лиц старше 65 лет. По этой причине деменция у молодых бывает редко и в основном обусловлена наследственным фактором.

Генные мутации в хромосомах провоцируют усиленную выработку аномальных амилоидных бляшек, которые поражают нервные клетки и разрушают сложившиеся межнейронные синоптические связи.

Деградация мозговой деятельности у людей до 40 лет может также происходить в результате механических травм головы, наркотической, алкогольной или радиационной интоксикации, как осложнение хронической сердечно-сосудистой патологии.

Детская органическая деменция является, как правило, осложнением некоторых тяжелых заболеваний. Вторичная резидуальная деменция протекает со стабильными остаточными нарушениями работы головного мозга, без дальнейшего ухудшения состояния больного.Основные причины слабоумия у детей и людей старшего возрастаПричины деменции у детейПричины деменции у взрослых

  • инфекционный менингит, энцефалит;
  • сотрясение мозга, тяжелые или многократные черепно-мозговые травмы;
  • отравление лекарствами и токсическими веществами;
  • церебральный арахноидит головного или спинного мозга;
  • ВИЧ-инфекции, СПИД.
  • болезнь Альцгеймера;
  • инфаркт, инсульт;
  • атеросклероз, гипертония, сахарный диабет, тромбоз сосудов головного мозга;
  • внутричерепные опухоли головного мозга, гидроцефалия;
  • гормональные изменения у женщин.

Наследственно дегенеративная деменция у детей развивается на фоне таких генетических недугов, как болезнь Ньюмана-Пика, Баттена, Гентингтона или Лафора, синдром Ретта и Санфилиппо, лейкодистрофия.

Наследственные формы слабоумия быстро прогрессируют по мере роста детей и манифестации клиники основной генетической болезни.

Интенсивное нарастание симптоматики может привести к летальному исходу уже в подростковом возрасте.

Важно. Органическая деменция у детей, а особенно у подростков, зачастую отягощается психологическими травмами. Очевидная утрата приобретенных навыков болезненно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка и может лишить его мотивации к реабилитации.

Симптомы деменции у детей

Клиническая картина заболевания у детей во многом зависит от возраста пострадавшего. Чем раньше начнется процесс деградации центральной нервной системы, тем более выраженными будут симптомы деменции у молодых людей.

До 3-летнего возраста наиболее выраженными признаками слабоумия становится снижение двигательной активности, иногда малыш даже перестает ходить и ползать.

Одновременно появляется непроизвольная расторможенность, которая сопровождается резкими, дергающимися движениями.

Такие дети отличаются чрезмерной капризностью, повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций с переходом от истерики и плача до беспричинного всплеска радости.

Характеристика детей с деменцией по возрастным группам включает следующие признаки:

  • у дошкольников – импульсивные, неорганизованные и однообразные игры, тяга к бросанию и поломке игрушек, бесцельные и неожиданные порывы к беготне, прыжкам, отсутствие привязанности к близким людям, вплоть до равнодушия даже по отношению к матери, уменьшение раннее приобретенного словарного запаса и когнитивных навыков;
  • в младшем школьном периоде – трудности со вниманием и освоением новой информации, путаница в элементарных понятиях о времени, цвете, формах предметов, ослабление инстинкта самосохранения в потенциально опасных для жизни и здоровья ситуациях, сужение круга интересов, частые жалобы на усталость;
  • в старшей школе – развитие детей с деменцией прекращается из-за нарушения абстрактного мышления, неустойчивости внимания, распада уже сложившего интеллекта и невозможности восприятия, сохранения и воспроизводства новых знаний, речь у школьников нечеткая, смазанная и бессвязная;
  • у подростков – отсутствие критического мышления, деградация поведения, игнорирование социально-правовых норм, ухудшение зрения и слуха, резкая смена настроения, депрессии, прожорливость, немотивированные приступы агрессии, утрата коммуникативных навыков, сексуальные расстройства, беспорядочные половые связи.

Справка. Деменция у подростков, как правило, генетического происхождения. Кроме головного мозга патологические изменения затрагивают и другие жизненно важные органы, что значительно сокращает продолжительность жизни больного.

Диагностика и лечение деменции у детей

Нейродегенеративная болезнь деменция у молодых людей так же, как и у стариков, является неизлечимым и необратимым патологическим состоянием.

Возможности современной медицины позволяют лишь замедлить у детей темпы ее прогрессирования.

Если в семье уже были зарегистрированы случаи слабоумия среди кровных родственников, то с первых месяцев жизни ребенок должен находиться под постоянным наблюдением у невролога.

Детская деменция выявляется после тщательного изучения наследственного фактора, общих показателей здоровья, прохождения специальных когнитивных тестов. Визуализировать и оценить степень поражения головного мозга позволяет инструментальное обследование с помощью резонансного сканирования, КТ, МРТ, ЭЭГ. Проводятся биохимические анализы крови и генетические исследования.

Симптомы и лечение деменции у молодых людей устанавливают специалисты различных направлений: педиатры, психологи, психиатры, неврологи. Комплексная терапия должна быть постоянной, длительной и осуществляться под строгим контролем врачей, стандартно она включает следующие мероприятия:

  • прием лекарственных препаратов и витаминов для стимуляции обмена веществ в нервных клетках, питания тканей, улучшения кровообращения в головном мозге, укрепления сосудов;
  • назначение психостимуляторов, ноотропных веществ с целью улучшения памяти, внимания, физической выносливости, мыслительной деятельности;
  • консультации психолога и педагогов;
  • профилактические меры, направленные на повышение иммунитета, профилактика травм и заболеваний, отнесенных к факторам риска.

Деменция в молодости и у детей останавливает нормальный физиологический и умственный процесс развития человека.

Несмотря на плохие прогнозы, важно сохранить личность подрастающего человека, его желание жить и бороться с болезнью.

Учитывая негативное и настораживающее отношение общества к психически больным людям, необходимо позаботиться о создании доброжелательной окружающей среды, которая способствовала бы адаптации таких пациентов.

046

Стадии слабоумия

На каждой возрастной стадии слабоумие у ребенка проявляется по-разному.

Раннее детство. Малыш утрачивает приобретенные ранее навыки и умения. Его словарный запас уменьшается, наблюдаются проблемы с формулировкой собственных мыслей. Болезнь может выражаться в ослабевании чувства привязанности к родным и близким, появлением равнодушия к миру. Заметна заторможенность в движениях, которая в итоге приводит к утрате умения ходить.

Младший школьный период. Течение болезни характеризуется снижением работоспособности, появлением проблем с усвоением новой информации. Речевые навыки еще сохраняются, однако может возникать путаница с формами, цветами, временами года и пр.

Старшая школа. У ребенка со слабоумием игры становятся все более однообразными, когда он постоянно повторяет одни и те же действия, как будто не замечая этого.

Подростковый период. Слабоумие проявляется в психологических отклонениях, потере концентрации, ребенок становится рассеянным и неспособным к осмыслению информации. Нарушается память, речь становится смазанной и нечеткой, подросток быстро устает.

При наличии врожденных генетических патологий слабоумие у детей проявляется несколько иначе. В некоторых случаях ребенок не может справиться с болезнью и погибает еще в раннем детстве.

Виды и симптомы деменции подростков

Виды деменции, зависят от течения патологического процесса:

  • Легкая деменция – отмечаются несколько сглаженные симптомы, которые не вызывают опасений, и не указывают прямо на развитие заболевания. У детей сохраняются бытовые навыки. Из отрицательных проявлений – снижение успеваемости в школе и низкая социальная активность. Однако ребенок остается самостоятельным в бытовом плане.
  • Умеренная деменция – подросток не способен обслужить себя в быту, ему требуется постоянная поддержка и уход со стороны взрослых.
  • Тяжелая деменция – у подростка отмечается нарушение речи, полная потеря навыков самообслуживания.

Замечание 1

Симптоматика заболевания зависит от степени тяжести проблемы.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Деменция подростков может быть резидуальной и прогрессирующей. Для нее характерно постепенное нарастание и усугубление основных признаков. Последней стадией деменции является органическая форма, характеризующаяся стойким умственным отклонением.

Характерным признаком деменции подростков является то, что она сопровождается нарушениями памяти, снижением и ухудшением концентрации внимания, возникающими сложности при осмыслении информации, невозможностью создания выводов и умозаключения. Речь подростка становится смазанной и нечеткой, значительно снижается общая работоспособность.

Подтверждение наличия или отсутствия у подростка деменции может только специально проведенное исследование, которое состоит из инструментальных, лабораторных и патопсихологических методов.

Процесс диагностирования заключается в:

  1. Консультация у невролога – опрос подростка, проверка рефлексов, сбор анамнеза и т.д.
  2. Консультация у психиатра – выявление когнитивных и эмоционально-личностных нарушений.
  3. Беседа с патопсихологом – подбор индивидуальных методик обследования памяти, интеллекта, мышления.

Лечение детского слабоумия

Лечение слабоумия у детей – долгий процесс, который требует комплексного подхода и организованности не только от врачей, но и от родителей. Основной акцент направлен на устранение заболевания, ставшего причиной деменции. Программа лечения разрабатывается с учетом стадии заболевания и того, в каком состоянии находится пациент. После диагностики заболевания обычно применятся набор методик и техник, включающий в себя следующие:

Медикаментозное лечение. Врач назначает препараты, направленные на улучшение обмена веществ нервных клеток мозга и усиление кровотока. Психостимуляторы и ноотропы способствуют повышению умственных способностей, не нарушая при этом здоровья ребенка.

Психологический аспект. Коррекционные занятия проводят опытные психологи с целью развития мыслительных способностей, памяти и внимания. Программа учитывает степень развития слабоумия у детей, на основании чего выбирается уровень учебной нагрузки.

К сожалению, деменция не поддается полноценному лечению. Современная медицина может лишь замедлить ее течение, поэтому здесь очень важна своевременная диагностика и профессиональное обследование, что позволяет предотвратить быстрый прогресс заболевания и улучшить качество жизни.

Слабоумие у детей и подростков – это глубокое необратимое расстройство психики, связанное с распадом интеллекта, нарушением познавательных процессов и обеднением эмоциональной сферы в целом.

Для выявления умственной отсталости используются психологическое тестирование, лабораторные и инструментальные исследования.

Это состояние не поддается лечению, поэтому для детей, страдающих снижением интеллекта, используют симптоматическое лечение.

Лечение слабоумия

Для правильного и наиболее эффективного лечения важно как можно раньше распознать симптомы умственного отставания и определить степень тяжести болезни, также следует выяснить причину ее возникновения.

Важно ежедневное наблюдение за поведением малыша, врачи-психологи проводят специальные тесты, применяются различные инновационные методы для определения степени психического расстройства. Только после этого назначается лечение, направленное на снижение проявлений заболевания, обучение маленького человечка определенным действиям, которые помогут ему в дальнейшем вести самостоятельную жизнь.

Принципы немедикаментозного лечения состоят в следующих моментах:

  • Психологическая поддержка больного ребенка, проведение с ним близкой беседы. Ни в коем случае нельзя изолировать его от общества и общения. Изоляция ведет к еще более серьезным негативным последствиям.
  • Помещение его в специальную школу, где он сможет обучаться самостоятельной жизни, приобретать какие-то знания и навыки. Обучение позволяет развивать фантазию, мышление и воображение, помогает начать взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  • Умение со стороны родителей слушать пожелания своего чада и выражать свои мысли так, чтобы тот понимал их.

В качестве медикаментозного лечения иногда применяются транквилизаторы, нейролептики и другие препараты, оказывающие успокаивающее действие на больного. Такие средства больше направлены не на лечение, а на устранение явных признаков психического расстройства.

Для таких детей важна психологическая помощь со стороны их родителей

Нередко люди со слабоумием находятся в психиатрических клиниках только из-за того, что родные испугались и отказались от них, когда те были еще совсем детьми. С одной стороны, таких родителей можно понять, но с другой – это их ребенок, и совсем не важно, от какой болезни он страдает, важно – помочь ему справиться с проблемой и адаптироваться к этому миру.

Мы рассмотрели основные признаки слабоумия у детей, а также способы лечения болезни. Это серьезное расстройство, которое может доставить массу неудобств как самим детям с таким диагнозом, так и их родителям, однако чем скорее будет диагностирована умственная отсталость, тем лучше будет протекать ее лечение.

Детская деменция – болезнь, которая характеризуется распадом интеллекта (слабоумием). Чаще всего у детей данное заболевание начинает проявляться к двум-трем годам (до 2-х лет, как правило, развитие проходит соответственно возрасту).

Распространенность заболевания и его причины

Слабоумие встречается не только у престарелых людей, но и у детей. В соответствии с медицинской статистикой уровень детского слабоумия в России составляет 1,64%.

Для сравнения: в Канаде этот показатель равен 1,12%, в Финляндии 1,19%, в США 1,2%, в Австралии 1,43%, в Китае 1,71%.

Детское слабоумие может быть врожденным или приобретенным. Его основными причинами являются:

  • инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности;
  • преждевременные роды;
  • асфиксия и травмы, полученные во время родов;
  • социально-педагогическая запущенность в раннем возрасте;
  • генетические заболевания;
  • черепно-мозговые травмы, ушибы и сотрясения мозга;
  • энцефалит, менингит, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ);
  • нарушение сосудистого кровотока и недостаточное питание тканей головного мозга.

Установить первопричину слабоумия у детей и подростков удается далеко не во всех случаях.

Для решения этой сложной задачи требуется помощь квалифицированных специалистов и комплексная диагностика всего организма.

Виды и формы

В МКБ-10 выделяют четыре степени умственной отсталости у детей и подростков: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

В соответствии с этой классификацией в классической психиатрии выделяют четыре степени слабоумия: дебильность, не резко выраженную имбецильность, выраженную имбецильность и идиотию.

Виды слабоумия у детей и подростков:

Уровень IQ

Степень умственной отсталости по МКБ-10

Классификация в классической психиатрии

Умственный возраст, лет

Имбецильность не резко выраженная

  1. Дебилы. Способны выполнять простые здания под руководством. Речь и двигательные функции у них слегка нарушены, поэтому при общении с ровесниками испытывают трудности.
  2. Имбецилы. К самостоятельной жизни не приспособлены. Обучаются в дефектологических учреждениях. Со временем учатся выполнять несложные задания.
  3. Идиоты. Не обучаемы. Иногда обладают зачатками речи. Принимать пищу, одеваться, выполнять гигиенические процедуры могут только с помощью и под контролем посторонних лиц.

  1. Резидуально-органическая форма обусловлена остаточными повреждениями головного мозга в результате черепно-мозговых травм, менингитов, медикаментозного отравления нервной системы. Эта форма слабоумия не прогрессирует, протекает стабильно, без дальнейшего усиления симптомов.
  2. Прогрессирующее слабоумие развивается вследствие сосудистых поражений головного мозга, генетических заболеваний и заболеваний спинного мозга. Для данной формы характерно постепенное усиление симптомов слабоумия.

Степени слабоумия и симптоматика

Чтобы досконально разобраться в симптомах слабоумия у детей, необходимо взглянуть на степени умственной отсталости и их классификацию:

  1. Легкая отсталость или дебильность, когда коэффициент умственного развития составляет 0,50-0,70. В данном случае ребенок способен вести простую деятельность, при этом он испытывает трудности с запоминанием, проблемы в социальных отношениях с другими детьми. Чаще всего детей с таким диагнозом отправляют на учебу в специальные школы, где предусмотрена особая программа обучения.
  2. Умственная отсталость средней степени или имбецильность. Дитя можно обучить выполнять несложные задания и поручения, однако к полностью самостоятельной жизни такие дети не приспособлены, и требуют постоянного внимания со стороны взрослого человека.
  3. Тяжелая умственная отсталость или идиотия. Показатели коэффициента умственного развития находятся на достаточно низком уровне – ниже 0,20. Такие дети самостоятельно не могут даже одеться или принять пищу, хотя и обладают некоторыми зачатками речи. Память практически не развита, ребенок не способен чему-либо научиться. Заболевание нередко сопровождается нарушениями развития внутренних органов и физическими недостатками.

Для определения степени заболевания необходимо обратиться за качественной медицинской помощью. В условиях стационара проводится обследование, больной некоторое время находится под наблюдением специалистов, после чего устанавливается диагноз.

деменция у ребенка симптомы и лечение

Дети с легкой отсталостью испытывают определенные трудности с запоминанием, сталкиваются с проблемами в отношениях со сверстниками, однако могут самостоятельно выполнять некоторые действия

Симптомы детской деменции

Симптомы и признаки слабоумия у детей и подростков различаются в зависимости от первопричины заболевания и интенсивности его развития.

Наиболее общими признаками детской деменции являются нарушение внимания, памяти, речи, девиантное поведение и быстрая утомляемость.

Первым признаком слабоумия у детей младшего возраста и дошкольников является устойчивая утрата навыков, которые ранее были освоены и без труда применялись на практике.

Можно говорить об умственной отсталости, если ребенок:

  • позже сверстников начинает ходить и говорить;
  • забывает слова, неправильно строит предложения;
  • выглядит неопрятно, не заботится о своем внешнем виде;
  • испытывает равнодушие к внешнему миру;
  • утрачивает привязанность к близким.

Движения малыша становятся расторможенными, преобладает приподнятое настроение. При дальнейшем развитии заболевания движения ребенка становятся менее дифференцированными и более однообразными.

Если в дошкольном возрасте легкое слабоумие распознать довольно сложно, то в школьные годы заболевание заявляет о себе более уверенно:

  • учащийся с трудом усваивает новый материал;
  • медленно пишет и читает, не может решить логические задачки;
  • не понимает смысл пословиц и поговорок;
  • не может воспроизвести содержание только что прочитанного текста;
  • забывает слова, с трудом строит предложения;
  • неадекватно реагирует на слова и поступки окружающих;
  • быстро устает, часто ощущает апатию и вялость.
  • Приобретенные ранее навыки и речь сохраняются надолго, но память работает избирательно. К примеру, дошкольник может по порядку назвать дни недели, последовательность времен года, но перепутать цвета.

    Каковы симптомы деменции в 15 лет? В этом возрасте слабоумие можно распознать по следующим признакам:

  • ребенок не усваивает социально-правовые нормы;
  • не следит за собой, выглядит неопрятно;
  • теряет интерес к хобби и ранее любимым видам деятельности;
  • начинает одержимо коллекционировать ненужные вещи;
  • все его игры становятся однообразными, с постоянно повторяющимися действиями;
  • плохо запоминает информацию, мыслит поверхностно, испытывает проблемы при выполнении домашних заданий.

Симптомы слабоумия косвенно зависят от темперамента ребенка, состояния его здоровья, наличия сопутствующих заболеваний, социально-бытовой стороны его жизни и некоторых других факторов.

О симптомах умственной отсталости в этом видео:

Признаки слабоумия у детей: симптомы детской деменции у дошкольников и подростков в 11-15 лет

Слабоумие у детей и подростков – это глубокое необратимое расстройство психики, связанное с распадом интеллекта, нарушением познавательных процессов и обеднением эмоциональной сферы в целом.

Для выявления умственной отсталости используются психологическое тестирование, лабораторные и инструментальные исследования.

Это состояние не поддается лечению, поэтому для детей, страдающих снижением интеллекта, используют симптоматическое лечение.

Причины умственной отсталости у детей

После того как выявлено отклонение, врачи назначают комплексное обследование пациента с целью установления причины умственной отсталости.

Выявить провоцирующий фактор удается не всегда, кроме того, в отдельных случаях выявляется одновременное наличие нескольких причин.

В зависимости от их типа и происхождения выделяют две большие группы факторов, которые способны спровоцировать умственную отсталость у ребенка:

  • внешние, экзогенные;
  • внутренние, эндогенные.

Эндогенные причины умственной отсталости

Среди основных эндогенных факторов, обуславливающих отставание в умственном развитии, выделяют следующие причины:

  1. Наследственность.
    Врожденное слабоумие в 75% случаев является результатом генетических аномалий. Так, наследственный фактор может проявляться в несовместимости резус-фактора у матери и будущего ребенка, хромосомных заболеваниях (синдром Дауна).
  2. Нарушение белкового обмена
    – фенилкетонурия сопровождается нарушением умственной деятельности.
  3. Воспалительные процессы в головном мозге и его оболочках
    – менингит, менингоэнцефалит, возникшие у малыша, вызывают умственную отсталость.
  4. Родовые травмы
    – сдавления черепа, гипоксия могут вызвать нарушения в развитии головного мозга, что выражается в умственной отсталости.

Экзогенные причины умственной отсталости

Умственная отсталость длительное время изучалась учеными как заболевание. В результате был выделен ряд экзогенных факторов, способных спровоцировать приобретенное слабоумие. Среди основных:

  1. Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, вирусный гепатит, корь).
  2. Интоксикации материнского организма во время беременности – любые состояния материнского организма, возникающие под действием ядовитых веществ: длительный прием лекарственных средств, алкоголя.
  3. Дистрофии беременной женщины – нарушения обмена веществ в тканях, вызывающие сбои в их работе.
  4. Заражение плода паразитами из материнского организма (токсоплазмоз).
  5. Сифилис у матери способен спровоцировать инфицирование спирохетой, которая повреждает головной мозг плода.
  6. Травмы плода при родах – наложение щипцов, сдавливание головки плода при затяжных родах.
  7. Длительная асфиксия плода во время родов.
  8. Факторы внешней среды – термин цифровое слабоумие звучит все чаще. Современные дети не стремятся к обучению, познанию и приобретению новых навыков.

Диагностика

При появлении первых признаков слабоумия ребенка следует показать квалифицированному неврологу, который оценит нервно-психическое состояние юного пациента и составит анамнез его заболевания.

По направлению невролога ребенку придется пройти тестирование в кабинете психолога, а также лабораторное и инструментальное обследование.

  1. Тест Айзенка – показывает умственный возраст и коэффициент интеллекта (IQ) пациента.
  2. Шкала интеллекта Станфорд-Бине – оценивает умственное развитие детей в возрасте от 6 до 16 лет.
  3. Тест Векслера – оценивает интеллект детей в возрасте от 2,5 до 7,5 лет.
  4. Тест на зрительную ретенцию Бентона – выявляет органическое поражение головного мозга и степень его тяжести.

При подозрении на слабоумие ребенку назначают лабораторное исследование крови на глюкозу, тиреоидные гормоны, витамин В12, сифилис, АЛТ и АСТ.

Выявить наличие инфекционных процессов в организме позволяет общий анализ крови, а оценить функциональное состояние почек и уровень электролитов в крови – биохимический скрининг.

Врач может назначить генетическое тестирование для выявления синдромов Дауна, ДиДжорджи, Лежена (кошачьего крика), хрупкой Х-хромосомы.

  • Магнитно-резонанская томография (МРТ) позволяет получить ценные сведения о пороках развития центральной нервной системы, структурных изменениях в мозге и различных нарушениях органического характера.
  • Компьютерная томография (КТ) предполагает исследование физической структуры головного мозга с помощью рентгеновских лучей. Позволяет выявить наличие в мозге рубцов, травмированных областей, которые могут быть причиной умственной неполноценности ребенка.
  • Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) позволяет оценить функциональное состояние структур головного мозга во время бодрствования, сна, активной умственной или физической работы.
  • Колебания альфа-, тета- и дельта-волн свидетельствуют о синдроме приобретенного слабоумия и задержке психомоторного развития у ребенка.

    Деменция у детей и взрослых: что это за болезнь, причины, симптомы и лечение

    Деменция у детей и у молодых людей – это приобретенное слабоумие, которое сопровождается потерей уже сложившего интеллекта. При данном заболевании повреждаются ткани головного мозга, вследствие чего нарушаются память, речь, аналитические и познавательные способности, моторные навыки.
    О слабоумии детей приобретенного характера принято говорить по достижении ребенком 2-3-летнего возраста, когда по поведению можно выявить заметные отклонения от нормального психического развития.

    Явную, прогрессирующую деменцию чаще всего наблюдают у детей после 15 лет, когда заканчивается биологическое созревание головного мозга.

    Виды умственной отсталости

    Термином «умственная отсталость» у детей принято обозначать группу наследственных, врожденных или приобретенных в раннем возрасте нарушений общего психического развития. Данное состояние характеризуется нарушением способностей, которые проявляются в период созревания личности. При этом страдают общий интеллект, речевые, моторные и социальные способности.

    В качестве дифференцирующего фактора при построении классификации умственной отсталости применяется степень выраженности, глубины интеллектуального дефекта. В зависимости от этого выделяют следующие степени слабоумия:

    Общее

    Деменция – это приобретенное слабоумие. Оно возникает не только у взрослых, но и у детей. Для правильного понимания терминологии следует разграничить некоторые понятия:

    1. Детям до трех лет жизни не выставляется диагноз «деменция у детей». В таком случае выставляется «умственная отсталость» или «олигофрения».
    2. После трех лет также не выставляется «детская деменция». В таком случае правильная терминология – органическое поражение у детей.

    Сама же клиническая картина органического поражения схожа с симптоматикой органической деменции. В каком возрасте начинается деменция – с момента воздействия патологического фактора на головной мозг.

    Причины

    Деменция в раннем возрасте возникает вследствие таких причин:

    • Нейроинфекции, поражающие ткани головного мозга: энцефалит, менингит, менингоэнцефалит, арахноидит.
    • Черепно-мозговые травмы, повреждающие вещество мозга.
    • Хроническая интоксикация, например, интоксикация лекарственными препаратами или часто введение наркоза. У детей подросткового возраста интоксикация может возникать из-за употребления алкоголя или наркотиков.

    Все названные причины развивают дегенеративные изменения коры и подкорковых структур головного мозга. Вследствие нейродегенерации ослабляются когнитивные свойства ребенка.

    Часто детское слабоумие выступает в роли резидуальной органической деменции. Термин «резидуальный» значит «остаточный». Это означает, что недостаток интеллекта возникает вследствие перенесенных патологических состояний.

    Приобретенное слабоумие у детей классифицируется по причине. Например, ребенок попал в аварию. В результате удара повредилось левое полушарие, из-за чего возник интеллектуальный дефект. В таком случае выставляется диагноз «травматическое органическое поражение головного мозга у ребенка». Если это нейроинфекция – «инфекционное органическое поражение».

    Группы риска

    У каждого человека (молодого и среднего возраста) существует довольно высокий риск заболеть этим страшным недугом.

    Серьезную угрозу представляют следующие факторы:

    • курение;
    • чрезмерное употребление алкоголя;
    • повышенный холестерин;
    • ожирение;
    • тяжелая депрессия;
    • атеросклероз;
    • сахарный диабет;
    • гипертония или гипотония;
    • высокий уровень в крови эстрогена и гомоцистеина.

    Любой из этих факторов, способен привести к появлению ранней деменции, поэтому необходимо заранее сдать все анализы и изменить привычный образ жизни. Array

    Диагностика

    При появлении первых признаков слабоумия ребенка следует показать квалифицированному неврологу, который оценит нервно-психическое состояние юного пациента и составит анамнез его заболевания.

    По направлению невролога ребенку придется пройти тестирование в кабинете психолога, а также лабораторное и инструментальное обследование.

    Психологическое тестирование

    Для выявления умственной отсталости используют следующие виды психологических тестов:

    1. Тест Айзенка – показывает умственный возраст и коэффициент интеллекта (IQ) пациента.
    2. Шкала интеллекта Станфорд-Бине – оценивает умственное развитие детей в возрасте от 6 до 16 лет.
    3. Тест Векслера – оценивает интеллект детей в возрасте от 2,5 до 7,5 лет.
    4. Тест на зрительную ретенцию Бентона – выявляет органическое поражение головного мозга и степень его тяжести.

    Лабораторное исследование

    При подозрении на слабоумие ребенку назначают лабораторное исследование крови на глюкозу, тиреоидные гормоны, витамин В12, сифилис, АЛТ и АСТ.

    Источник: https://cosmeton.ru/deti/priznaki-slaboumiya-u-detej.html

    Тактика лечения

    Симптоматическая терапия позволяет предотвратить дальнейшее ослабление интеллекта и сохранить его существующий уровень.

    Для симптоматического лечения слабоумия применяют нейролептики, противосудорожные препараты, тонизирующие препараты, витамины и биогенные стимуляторы.

    Если маленький пациент страдает от напряженности, агрессии, выраженного чувства страха, психической расторможенности, перепадов настроения, апатии, вялости или плохого сна, ему назначают нейролептики Азалептин, Клозапин, Ноотропил, Нооцетам, Оланзапин, Пирацетам, Резерпин, Церебролизин и др.

    При конвульсиях ребенку выписывают противосудорожные препараты, которые уменьшают гиперкинезы, способствуют частичной компенсации личностных расстройств и снижают эмоциональную напряженность.

    Параллельно детям назначают мочегонные препараты, комплексы витаминов и микроэлементов, а также лекарства, снижающие внутричерепное давление.

    В программу лечения слабоумия у детей включают биогенные стимуляторы Актовегин, Кортексин, Мексидол, Альбумин, Апилак и др.

    Перечисленные препараты стимулируют клеточный метаболизм за счет накопления кислорода и глюкозы в мозговой ткани.

    Витамины группы В купируют процессы возбуждения нервной системы, способствуют улучшению памяти и повышают концентрацию внимания.

    Прием витаминов группы В следует дополнить йодсодержащими средствами, аминокислотами и гормональными препаратами.

    • симптомах и лечении у пожилых людей;
    • причинах развития слабоумия в раннем возрасте;
    • связи деменции с другими болезнями;
    • разнице в проявлениях у мужчин и женщин;
    • о том, как вести себя родственникам с больным человеком и нужен ли ему сестринский уход;
    • возможна ли профилактика недуга и в чем она заключается.

    Несколько печальных фактов о деменции

    Наукой установлены такие факты о деменции:

    1. Болезнь является наследственной. Если в роду у кого-либо был такой диагноз, то очень велика вероятность, что в старости она проявится у кого-то из потомков.
    2. Ранние симптомы деменции могут проявиться уже в молодом возрасте. При появлении таких признаков нужно обязательно обратиться к врачу за лечением. В противном случае человек может испытывать сильное эмоциональное потрясение, начнется резкое преждевременное старение всего организма.
    3. Скорость развития заболевания индивидуальна. Но, медики отмечают, что у людей, живущих в семье, меньше проявляется агрессия, чем у одиноких.
    4. Деменция у пожилых женщин случается в два раза чаще, чем у мужчин.
    5. Наркомания и алкоголизм могут спровоцировать появление слабоумия в раннем возрасте.
    6. При обнаружении первых симптомов деменции у пожилых необходимо обратиться к врачу за лечением. Это быстро прогрессирующее заболевание. Если не назначить коррекцию, то агрессивное поведение больного может стать опасным для окружающих.

    Психологическая помощь

    Психологическая помощь нужна как слабоумным детям, так и родственникам, которые за ними ухаживают и постоянно находятся рядом.

    Виды психологической помощи при слабоумии:

    Помощь слабоумным детям и подросткам

    Помощь родственникам слабоумных детей и подростков

    • постоянное подбадривание, внушение надежды, похвала, сопереживание;
    • обучение, побуждение, разъяснения и советы;
    • решение повседневных проблем
    • чередование режимов ухода за больными и отдыха;
    • регулярная смена обстановки;
    • абстрагирование от проблем больного ребенка и переключение внимания на позитивные вещи

    Важно относиться к слабоумному ребенку как к человеку, а не как к проблеме, подкреплять его способность справляться с превратностями судьбы и житейскими трудностями, подчеркивать положительные качества и достижения, поддерживать чувство уверенности в себе, своевременно предотвращать рецидив заболевания.

    О воспитании детей с умственной отсталостью в этом ролике:

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]