Зачем ребенка с нарушением речи лечить у невролога консультация на тему


Внезапная потеря речи. Причины. Симптомы. Диагностика

В случае внезапной потери речи в первую очередь следует определить, анартрия это (то есть — невозможность произнесения слов из-за нарушения координированной деятельности дыхательного, голосообразующего и артикуляционного аппаратов из-за их пареза, атаксии и т.п.) или — афазия (то есть нарушение речевого праксиса).
Задача эта непроста, даже когда пациент в сознании и способен выполнять инструкции, что вообще редко случается при острой патологии. На простые вопросы возможно получить ответы типа «да»/»нет», которые с вероятностью 50 % являются ответами наугад. Более того, даже при афазии пациенты могут исключительно хорошо схватывать смысл услышанного, применяя стратегию «ключевого слова», по которому они понимают общий смысл фразы благодаря имеющимся ситуационным («прагматическим») навыкам, которые при нарушении речи не страдают.

Исследование посредством простых команд затруднено, если у пациента гемиплегия и (или) он обездвижен. Кроме того, сопутствующая апраксия также может ограничивать возможности врача. В случае оральной апраксии пациент не сможет выполнить даже достаточно простые инструкции (например, «открыть рот» или «высунуть язык»).

Способность читать исследовать сложно, поскольку для чтения требуется сохранность реагирования на устную жестикуляцию и моторику, а вот изучение письменной речи может помочь принять правильное решение. При правосторонней гемиплегии применяют такой тест: пациенту предлагают расположить в правильном порядке слова законченного предложения, которые он получает в написанном виде на отдельных листах бумаги, вперемешку. Однако в некоторых случаях даже опытный специалист по афазии не сразу может принять правильное решение (например, когда пациент даже не делает попытки произнести хотя бы звук). Следует помнить, что с течением времени картина может быстро меняться, и вместо афазии, имевшейся у пациента на момент поступления, на первый план может быстро выступать дизартрия, то есть — чисто артикуляционное нарушение речи. При постановке диагноза большую роль играет возраст пациента.

Основные причины внезапной потери речи:

  1. Мигрень с аурой (афатическая мигрень)
  2. Инсульт в левой гемисфере
  3. Постиктальное состояние
  4. Опухоль или абсцесс мозга
  5. Тромбоз внутримозгового сагитального синуса
  6. Энцефалит, вызванный вирусом простого герпеса
  7. Психогенный мутизм
  8. Психотический мутизм

Мигрень с аурой

У пациентов молодого возраста в первую очередь можно заподозрить мигрень с аурой. В этих случаях имеется следующее типичное сочетание симптомов: острая или подострая потеря речи (чаще — без гемиплегии), сопровождающаяся головной болью, которая неоднократно возникала у пациента в прошлом и которая могла как сопровождаться, так и не сопровождаться изменениями в неврологическом статусе. Если такой приступ мигрени возник у данного пациента впервые, полезную информацию может дать изучение семейного анамнеза (если такая возможность имеется), поскольку в 60 % случаев данное заболевание носит семейный характер.

На ЭЭГ вероятнее всего выявление очага медленно-волновой активности в левой височно-теменной области, который может сохраняться на протяжении 3 недель, в то время как при нейровизуализации никакой патологии не обнаруживают. Выраженные очаговые изменения на ЭЭГ при отсутствии отклонений по результатам нейровизуализационного исследования на 2-е сутки заболевания в принципе позволяют поставить правильный диагноз, за исключением случаев герпетического энцефалита (см. ниже). У пациента не должно быть кардиальных шумов, которые могут указывать на возможность кардиогенной эмболии, которая может наблюдаться в любом возрасте. Возможный источник эмболии выявляют (или исключают) с помощью эхокардиографии. Выслушивание сосудистых шумов над сосудами шеи менее надежно по сравнению с ультразвуковой допплерографией. По возможности следует проводить транскраниальную ультразвуковую допплерогафию. У пациента, страдающего мигренью и относящегося к возрастной группе от 40 до 50 лет, возможно наличие бессимптомного стенозирующего поражения сосудов, но типичный характер головной боли, быстрое обратное развитие симптомов и отсутствие структурных изменений в мозге по результатам нейровизуапизационных методов исследования в сочетании с описанными выше изменениями на ЭЭГ позволяют поставить правильный диагноз. Если симптомы не прогрессируют, необходимости в исследовании ликвора нет.

Левополушарный инсульт

При нарушении речи у пожилого пациента наиболее вероятным диагнозом является инсульт. В большинстве случаев нарушения речи при инсульте у больного выявляется правосторонний гемипарез или гемиплегия, гемигипестезия, иногда — гемианопсия или дефект правого поля зрения. В таких случаях нейровизуализация является единственным способом надежной дифференциации внутримозгового кровоизлияния и ишемического инсульта.

Потеря речи почти всегда происходит при левополушарном инсульте. Она может наблюдаться и при правополушарном инсульте (т.е. — при поражении недоминантного полушария), но в этих случаях речь восстанавливается гораздо быстрее, при этом вероятность полного восстановления весьма высока.

Мутизм может предшествовать появлению афазии при поражении области Брока, он описан также у больных с повреждением дополнительной моторной области, при тяжёлом псевдобульбарном параличе. Вообще мутизм чаще развивается при двусторонних поражениях мозга: таламуса, передних областей поясной извилины, повреждениях putamen с двух сторон, мозжечка (церебеллярный мутизм при острых двусторонних повреждениях полушарий мозжечка).

Грубое нарушение артикуляции может возникать при нарушении кровообращения в вертебро-базилярном бассейне, но полное отсутствие речи наблюдается только при окклюзии базилярной артерии, когда развивается акинетический мутизм, что представляет собой довольно редкое явление (двусторонне поражение мезенцефалона). Мутизм как отсутствие вокализации возможен и при двустороннем параличе мышц глотки или голосовых связок («периферический» мутизм).

Постиктальное состояние (состояние после судорожного припадка)

Во всех возрастных группах, за исключением младенцев, утрата речи может быть постиктальным феноменом. Сам эпилептический припадок может пройти незамеченным, а прикус языка или губ может отсутствовать; указанием на имевший место припадок может быть повышение уровня креатинфосфокиназы крови, однако данная находка в смысле диагностики ненадежна.

Довольна часто диагностику облегчает ЭЭГ: регистрируется генерализованная или локальная медленно- и островолновая активность. Речь быстро восстанавливается, и перед врачом стоит задача определения причины эпилептического припадка.

Опухоль или абсцесс мозга

В анамнезе пациентов с опухолью или абсцессом мозга какая-либо ценная информация может отсутствовать: не было головной боли, не было поведенческих изменений (аспонтанность, уплощение аффекта, апатичность). Явный воспалительный процесс ЛОР-органов также может отсутствовать. Внезапная потеря речи может происходить: из-за разрыва сосуда, кровоснабжающего опухоль, и возникающего при этом кровоизлияния в опухоль; из-за быстрого нарастания перифокального отека; или — в случае левополушарной локализации опухоли или абсцесса — вследствие парциального или генерализованного эпилептического припадка. Постановка правильного диагноза возможна только при систематизированном обследовании пациента. Необходимо проведение ЭЭГ-исследования, при котором можно зарегистрировать очаг медленно-волновой активности, наличие которого однозначно интерпретировать невозможно. Однако наличие очень медленных волн дельта-диапазона в сочетании с общим замедлением электрической активности мозга может указывать на абсцесс мозга или на опухоль полушарной локализации.

При компьютерной томографии как в случае опухоли, так и в случае абсцесса удается выявить объемный внутримозговой процесс в виде очага низкой плотности с или без поглощения контраста. При абсцессах чаще имеется более выраженный перифокальный отек.

Тромбоз внутримозгового сагитального синуса

Существует следующая типичная триада симптомов, которая может указывать на тромбоз внутримозгового синуса: парциальные или генерализованные эпилептические припадки, полушарная очаговая симптоматика, снижение уровня бодрствования. На ЭЭГ регистрируется генерализованная низкоамплитудная медленноволновая активность над всем полушарием, распространяющаяся также на противоположное полушарие. При нейровизуализации о тромбозе синуса свидетельствует отек полушария (преимущественно — в парасагитальной области) с диапедезными кровоизлияниями, гиперинтенсивностью сигнала в области синуса(ов) и зоной дельтовидной формы, не накапливающей введенный контраст и соответствующей пораженному синусу.

Энцефалит, вызванный вирусом простого герпеса (ВПГ)

Поскольку при герпетическом энцефалите, вызванном ВПГ, преимущественно поражается височная доля, афазия (или парафазии) часто бывает первым симптомом. На ЭЭГ выявляется очаговая медленно-волновая активность, которая при повторной регистрации ЭЭГ трансформируется в периодически возникающие трехфазные комплексы (триплеты). Постепенно эти комплексы распространяются на лобные и контралатеральные отведения. При нейровизуализации определяется зона низкой плотности, которая вскоре приобретает характеристики объемного процесса и распространяется из глубинных отделов височной доли на лобную долю, а затем — контралатерально, вовлекая в первую очередь зоны, относящиеся к лимбической системе. В ликворе обнаруживают признаки воспалительного процесса. К сожалению, верификация ВПГ-инфекции посредством прямой визуализации вирусных частиц или с помощью иммунофлюоресцентного анализа возможна только со значительной временной задержкой, в то время как противовирусная терапия должна начинаться сразу при возникновении первых подозрений наличия вирусного энцефалита (с учетом того, что летальность при ВПГ-энцефалите достигает 85%).

Психогенный мутизм

Психогенный мутизм проявляется отсутствием ответной и спонтанной речи при сохранной способности разговаривать и понимать обращенную к больному речь. Этот синдром может наблюдаться в картине конверсионных расстройств. Другой формой невротического мутизма у детей является элективный (избирательный, возникающий при общении только с каким-то одним человеком) мутизм.

Психотический мутизм — мутизм в картине синдрома негативизма при шизофрении.

Диагностические исследования внезапной потери речи

Общий и биохимический анализ крови; СОЭ; глазное дно; исследование ликвора; КТ или МРТ; УЗДГ магистральный артерий головы; неоценимую помощь может оказать консультация нейропсихолога.

Медицинский портал. студентам, врачам, медицинские книги

Речевые расстройства можно разделить на две группы — дизартрии

и
афазии
. Дизартрии возникают при поражениях периферических, исполнительных аппаратов, обеспечивающих речь: параличах или парезах мышц голосовых связок, языка, мягкого неба, что возникает при поражении как корково-ядерных связей, которые по типу корково-спинальных начинаются в основном от передней центральной извилины мозга (рис. 100), так и за счет поражения самих периферических нервов (VII, IX, X, XII), а также нарушения их связи с мозжечком и подкорковыми узлами. Речь при этом становится непонятной, смазанной, изуродованной, но грамматический ее строй не нарушается.

Афазией

(от греч. фазис — речь, а — отрицание) называется нарушение речевой деятельности, возникающее при органических поражениях левого (у правшей) полушария, не связанное с двигательными дефектами речевой мускулатуры или нарушениями элементарного слуха.

Таким образом, афазия существенно отличается от дизартрии (см. Бульбарный и псевдобульбарный синдромы). Образно это различие можно представить в следующем сравнении: при моторной афазии испорчено производство слов, а при дизартрии имеется достаточная выработка слов и фраз, но вывести продукцию не на чем.

Нарушение активной речи называется моторной афазией, нарушение восприятия речи — сенсорной афазией.

Моторная афазия

. Впервые попытка объяснить моторную афазию была сделана в 1861 г. выдающимся французским анатомом и антропологом Брока, отметившим, что в этих случаях имеется размягчение в задних отделах нижней лобной извилины левого полушария, в 44-м и 45 корковых полях современного обозначения (см. рис. 21). Однако негативные случаи, т. е. наличие моторной афазии при сохраннных корковых полях 44 и 45 или, наоборот, почти сохранная речь при поражении этих полей, убедительно показали, что здесь нельзя говорить о строгой локализации функций, в данном случае функции речи, а нужно думать о значимости левой лобной доли мозга, задних ее отделов или постцентральной области, в деятельности функциональной системы речи.

В зависимости от преимущественной локализации очага у больного будет либо афферентная моторная (кинестетическая

), либо эфферентная (
кинетическая
) моторная афазия, либо еще один вид — динамическая моторная афазия (
Мы приводим подразделение афазий по работам академика АПН СССР А. Р. Лурия. Имеются и другие классификации афазий, но данная, основанная на анализе развития речи, лучше других соответствует анатомо-клиническим данным
).

Афферентная моторная афазия

обусловлена блокадой поступающих афферентных проприоцептивных импульсов из постцентральной извилины. Отсутствие обратной афферентации лишает больного возможности быстро и без напряжения, чисто автоматически, артикулировать звуки и слова. Управление
артикулярным актом
сбивчиво, теряет свою четкость и избирательность, вследствие чего больной не находит сразу нужные положения языка и губ. Нарушается словоразличие, вместо одного слова выскакивает созвучное ему исковерканное другое, извращающее смысл (горб — гроб, рога — гора, гора — кора). Здесь грубо нарушаются повторная речь, чтение, особенно громкое, и письмо. Вторично нарушается и понимание в какой-то мере речи, отчего больной не замечает своих словесных ошибок.

Эфферентная моторная афазия

наблюдается при повреждении в зоне Брока (корковые поля 44 и 45). В отличие от афферентной моторной афазии при эфферентной моторной афазии артикуляция отдельных звуков не нарушается. Однако страдает процесс переключения с одной речевой единицы (звук, слово) на другую. Внешне это проявляется так называемой персеверацией — застреванием на одной букве (литеральная персеверация) или на слове (вербальная персеверация). Так, например, начав говорить слово «мука» и сказав «му», больной никак не может перейти на слог «ка», а беспомощно произносит «му…му…му…ма». Или удачно сказав слово «стол» при просьбе тут же сказать слово «папа» он повторяет: «стол…стол…эх…да…доб…доб…папа».

Эти затруднения в переключении от слова к слову, или так называемые словесные эмболы, играют существенную роль, в картине резко выраженной эфферентной моторной афазии и представляют собой очень существенное препятствие к налаживанию нормальной речи у таких больных.

Другой отличительной чертой речи при эфферентной моторной афазии является разговор «телеграфным стилем». Речь состоит в основном из имен существительных, глаголы почти целиком отсутствуют. Автоматическая речь, ругательства, пение, реже стихи остаются относительно сохраненными. Менее грубо, чем при афферентной моторной афазии, нарушается повторение.

При динамической моторной, афазии

(поражение зоны, расположенной кпереди от зоны Брока) страдает спонтанная речь, тогда как повторение слов и фраз сохранено. По мнению А. Р. Лурия, в основе этой формы афазии лежит нарушение внутренней речи, основной функцией которой является программирование и структурирование предложения.

Сенсорная

(височная)
афазия
впервые описана в 1874 г. А. Я. Кожевниковым и в том же году уточнена немецким невропатологом и психиатром Вернике, который связывал ее с очагом поражения в задней части левой верхней височной извилины. Клинические наблюдения свидетельствуют о том, что в более легких случаях больной понимает отдельные слова и даже некоторые фразы, особенно имеющие отношение к ежедневному привычному обиходу, но может наблюдаться расстройство фонематического слуха. Фонема —это смыслоразличительный признак языка, для русского языка заключающийся в звонкости и глухости (б—п, д—т, з—с), ударности и безударности (мукА и мУка, замОк и зАмок), твердости и мягкости (стол и столь, мел и мель). В тяжелых случаях больной совсем не понимает человеческой речи, слово для него утрачивает свой смысл и воспринимается как сочетание неясных шумов. Спонтанная речь больного также грубо нарушается. Отсутствие слуховой афферентации, слухового контроля собственной речи приводят к тому, что слова произносятся неправильно, часто один звук (буква) заменяется другим — возникают литеральные
парафазии
. Таким же образом одно слово может быть заменено другим, что получило наименование вербальной парафазии. В результате речь становится непонятной. Следует добавить, что в отличие от больных моторной афазией, предпочитающих молчание, страдающие сенсорной афазией зачастую бывают чрезвычайно словоохотливы. Это состояние даже получило название
логореи
(«словесный понос»). Разобраться в потоке искаженных слов и звуков («словесная окрошка») бывает очень трудно. Сохранным остаются лишь интонации, по которым и можно догадаться, чего же хочет больной.

Забывание слов, а вернее, феномен отчуждения смысла, слов, проявляется не только в ошибках в спонтанной речи, но и в попытках найти название демонстрируемых больному предметов; при этом подсказывание начала слов не приводит к успешным результатам. Даже при более легких формах сенсорной афазии, когда больной без особого затруднения может показать нос, ухо, глаз, он оказывается беспомощным в случаях усложненного задания — показать нос и глаз, правой рукой коснуться уха и т. п.

При поражении вторичных отделов височной коры, соответствующих полям 22, 37 Бродмана, наблюдается другой вид височной афазии, так называемая акустико-мнестическая афазия

, когда нарушается слухоречевая память, т. е. по слуху больной не узнает слова, но говорит хорошо и у него часто сохранено чтение и письмо.

Амнестическая и семантическая афазия

. Следствием нарушения связи между зрительно-образным, акустическим (звуковым) и смысловыми значениями слов является выделяемая некоторыми авторами в самостоятельную форму
амнестическая афазия
(амнезия — отсутствие памяти), наблюдаемая при очагах поражения в области височно-теменного стыка. Больной «забывает» слово, чаще всего имена существительные, т. е. название предметов. В спонтанной речи он ловко подменяет забытое слово другим или описанием данного предмета, но оказывается беспомощным, если ему предложить назвать показываемые предметы. Вместо «карандаш» он говорит «чем рисуют», вместо «ложка» — «чем едят». Однако стоит больному подсказать первый слог, а иногда даже сложить губы для его произнесения, как больной вспоминает слово и хорошо его произносит, но тут же его забывает.

С амнестической афазией часто сочетается и семантическая

(смысловая)
афазия
. Больной, казалось бы, неплохо говорит и понимает слова, но теряется при более сложных речевых задачах, требующих логического сопоставления и рассуждения. Он не может схватить смыслового соотношения отдельных понятий, например, не улавливает различия между такими выражениями, как «брат отца» и «отец брата», беспомощно повторяя «брат… отец…», или «дочкина мама» и «мамина дочка». Особенно резко выявляется у больных нарушение пространственных отношений. Например; фраза «Я пошел гулять после того, как пообедал» понимается больным в последовательности изложения, т.е. «пошел гулять, а затем пообедал». Больному трудно разобраться в таких пространственных определениях, как под или над чем-либо, возле чего- или кого-либо, справа, слева. Совсем непонятны ему отношения «чем, кем», например «мешать чай ложкой», «стол сделан мастером». Часто здесь расстраиваются и счетные операции. В пределах однозначных чисел больной еще справляется с задачей, но, если перейти к многозначным числам, он начинает сбиваться, пишет все числа по отдельности или расчленяя их на разряды. Так, 1015 пишется им как 1000—15 или 115. Больной обнаруживает полную беспомощность и растерянность при объяснении всем известных поговорок или пословиц, стараясь отделаться от назойливых вопросов исследующего какими-либо замечаниями, вроде: «Что вы из меня дурака делаете».

Алексия, аграфия, акалькулия, амузия

. Расстройства чтения, счета и письма — алексия, акалькулия и аграфия — входят в понятие афазии. Однако нужно отметить, что иногда наблюдается весьма значительное нарушение чтения при относительной сохранности речи.

Разрушение одного из звеньев, входящих в состав сложных функциональных систем, обеспечивающих выполнение актов чтения, счета и письма при локализации патологического очага, например, на стыке затылочной, височной и теменной областей, ведет к нарушению формирования соответствующих образов и связанных с ними словесных обозначений, в результате чего буквы и цифры становятся ничего не выражающими знаками и, следовательно, чтение и счет становится невозможным. Возникает алексия, акалькулия. Нарушается также письмо (аграфия). При попытке писать на бумаге возникают каракули, не имеющие никакого сходства с буквами или цифрами или весьма отдаленно напоминающие их.

Расположение патологического очага в височной области, обусловливающего развитие сенсорной афазии, также сопровождается нарушением письма. При этом списывание текста и привычные формы письма (собственная подпись) обычно не страдают, но писать под диктовку или тем более самостоятельно больной не может.

Совершенно иной характер нарушений письма наблюдается при поражении прецентральной области левого полушария. Написание отдельных букв в этом случае не представляет особых трудностей, но больному трудно сохранить их последовательность, нарушается переход от одной буквы к другой, отмечается их повторение (двигательная персеверация).

Таким образом, нарушение одной и той же функции носит разный характер при разной локализации очагов поражения и является наглядной иллюстрацией того, как возникают нарушения разных сторон одной и той же функции при включении разных компонентов сложной функциональной системы, обусловливающей акт письма.

Амузию, т. е. расстройство музыкальных способностей, на основании клинических наблюдений связывают с поражением лобных отделов правого полушария. Больные даже с тотальной афазией (т. е. при обширных очагах поражения в левом полушарии головного мозга) могут довольно точно напевать мелодию. С другой стороны, поражение правого полушария сопровождается утратой способности к музыкальному творчеству.

Информация предоставлена medvuz.info
Похожие статьи

  • Основы учения о высших мозговых функциях
  • Агнозии, апраксии, нарушения схемы тела

Добавь в закладки

Причины возникновения нарушений речи у взрослых

Нарушение речи у взрослых – это, патология которая проявляется в полном или частичном отсутствии речи.

В разговоре с человеком, страдающим подобным недугом, невозможно понять, о чём он говорит или просит, его слова неразборчивые и нечёткие.

У каждого человека данная патология проявляется по-разному. У одних людей подобные нарушения вызывают поспешную, но совершенно бессмысленную речь, а другие же наоборот логично и конструктивно выстраивают предложения, но при этом говорят очень медленно и неспешно.

Основные причины возникновения нарушения речи у взрослых людей:

  1. Ранее перенесённые травмы мозга;
  2. Наличие доброкачественных или злокачественных образований в головном мозге;
  3. Болезнь Паркинсона;
  4. Рассеянный склероз;
  5. Болезнь Вильсона;
  6. Злоупотребление алкоголем.

Также причиной могут стать банальные зубные протезы. При неправильном закреплении у пожилых людей наблюдается дисфункция речевого аппарата.

Еще нарушение речи у взрослого человека может возникнуть из-за болезней, которые вызывают парез мышц лица.

Парез – это неврологический синдром, обозначающий снижение силы. К таким болезням относят синдром Мийяра – Жубле, синдром Мебиуса, агенезию мышц, болезнь Бека и синдром Шегрена.

Также вызвать нарушения может миастения. Это аутоиммунная нервно-мышечная болезнь, которая характеризуется патологически быстрой утомляемостью поперечно-сосательных мышц.

Диагностика врачом нарушений речи у взрослого человека

Некоторые болезни вызывают не только парез лицевых мышц, но и нарушение артикуляции и речи у взрослых.

Данная патология возникает при синдроме Фуа-Шаван-Мари. При данном недуге поражается бассейн средней мозговой артерии.

Одной из наиболее распространённых причин нарушения речи у взрослых является болезнь Альцгеймера.

При данном заболевании наблюдается деменция (приобретённое слабоумие), частичная потеря памяти, трудности артикуляции. Чаще всего данный недуг поражает людей старше 65 лет.

Существуют такие виды нарушений речи у взрослого человека:

  • Дисфония;
  • Афония;
  • Брадилалия;
  • Тахилалия;
  • Заикание;
  • Дислалия;
  • Дизартрия;
  • Алалия;
  • Афазия.

Спастическая дисфония

Данная патология больше распространена у людей в возрасте от 30 до 40 лет. Дисфония – это нарушение голоса, которое характеризуется охриплостью.

Спастическая дисфония возникает вследствие длительного перенапряжения голосовых связок.

Также причиной появления данной патологии может являться перенесенная психическая травма.

При данной форме дисфонии наблюдается боль в области шеи и мышц головы, а также значительно изменяется тембр голоса. Проявляется недуг в неразборчивости речи и сложности произнести определенные звуки.

Афония

Афония – это патологическое состояние с потерей голосовой звучности.

При данной патологии у человека остаётся возможность разговаривать шепотом, но при разговоре он испытывает боль в горле.

Афония возникает из-за болезней бронхов или ларингита. Также данная патология может возникнуть при продолжительном крике или интубации.

Брадилалия

Брадилалия – нарушения темпа речепроизводства. Другими словами, при данном недуге очень медленный темп речи. Артикуляция при брадилалии нечёткая.

Страх у человека из-за нарушений речи

Данная болезнь возникает из-за болезни Паркинсона, опухолей в головном мозге, менингитов и энцефалитов.

Также брадилалия может передаться по наследственности или проявляться после травм головного мозга.

Тахилалия

Тахилалия – нарушение, проявляющееся в быстром темпе устной речи.

При данном недуге человек не делает грамматических или фонетических ошибок в произношении.

Причинами появления тахихалеи может стать:

  1. Болезнь хорея.
  2. Эпилепсия.
  3. Олигофрения.
  4. Травмы черепа.
  5. Наследственность.
  6. Образования в головном мозге.
  7. Миелит.
  8. Столбняк.
  9. Арахноидит.

Заикание

Заикание – это недуг, проявляющийся в виде нарушения речевой функции.

При заикании человек растягивает слоги, неправильно выговаривает слова.

Причины возникновения:

  • Повреждения головного мозга.
  • Стресс.
  • Наследственность.

Дислалия

При дислалии человек неправильно воспроизводит звуки. Данный недуг появляется из-за наличия дефекта строения речевого аппарата (неправильный прикус, укороченная подъязычная уздечка, неправильное строение неба и другие).

Возникновение нарушений речи после перенесенного инсульта

Также дислалия возникает из-за неграмотного речевого воспитания или в связи с отклонениями умственного развития.

Чаще всего данное заболевание проявляется у детей, но среди взрослых оно также встречается. У взрослых дислалия появляется по причине малой подвижности речевого аппарата.

Дизатрия возникает по причине поражения центрального отдела речедвигательного анализатора.

При данном заболевании наблюдается расстройство артикуляции, фонации и речи.

Дизатрия возникает из-за ДЦП, нейросифилиса, рассеянного склероза и миотонии.

Встречается подобное нарушение речи у взрослых при инсульте и после проведенных нейрохирургических операций.

Алалия

Алалия – это недоразвитие речи, вследствие поражения речевых центров головного мозга.

Основными причинами появления алалии у людей старше 20 лет являются операции с применением общего наркоза, перенесенные черепно-мозговые травмы и гипотрофия.

Афазия – это полная или частичная утрата возможности воспроизводить слова и звуки. Данное заболевание появляется из-за поражения коры головного мозга.

Афазия появляется из-за нарушения кровообращения в мозгу, при образовании абсцесса головного мозга, после инсультов и инфарктов.

Пораженные участки коры головного мозга при афазии

Также причиной развития недуга может стать эпилепсия или острая интоксикация токсическими веществами.

Больной афазией сложно распознаёт речь, у него наблюдаются нарушения концентрации внимания, появляются проблемы с чтением и запоминанием.

Лечение нарушений речи

Лечение нарушения речи у взрослых подбирается исходя из вида самого нарушения.

В основном лечение предполагает массаж, физиотерапию, ЛФК и приём медикаментов.

Медикаментозное

Лечение дизартрии подразумевает под собой ЛФК и приём медикаментов. Очень важно, чтобы лечение больного сопровождал еще и логопед.

Препараты для лечения дизартрии:

  1. «Пирацетам».
  2. «Финлепсин».
  3. «Луцетам».

Если у взрослого человека заторможенная речь после перенесенного инсульта, то есть дизартрия, то необходимо делать ежедневно упражнения для языка.

Для лечения афазии применяются ноотропные средства и препараты, улучшающие микроциркуляцию в тканях головного мозга.

Препараты:

  • «Винпоцетин».
  • «Пирацетам».

При афазии работа с логопедом является обязательной. Обычно для полного восстановления способности говорить потребуется пролечиться у логопеда не меньше 3 лет.

Пирацетам — для эффективного лечения нарушений речи

Для лечения дисфонии выписываются стимулирующие медикаменты:

  1. АТФ.
  2. Прозерин.
  3. Транквилизаторы.

Другие препараты для лечения нарушений речи:

  • «Винпотропил».
  • «Кавингтон».
  • «Мемотропил».
  • «Ноотропил».

Медицинская терапия должна включать в себя лекарства, улучшающие память, усиливающие обменные процессы в центральной нервной системе.

Крайне редко для лечения подобных заболеваний применяется оперативное вмешательство. Операция необходима для удаления опухолей и других образований, спровоцировавших расстройства.

Нарушение речи у взрослого после стресса требует не только ЛФК и приёма лекарственных препаратов, но и посещение квалифицированного психотерапевта или психолога. Вполне вероятно, что человек сам после перенесенной ситуации на подсознательном уровне поставил барьер на воспроизведение речи.

Лечение в домашних условиях

Для лечения расстройств речи можно также применять средства народной медицины.

Если у человека дизартрия, то поможет следующий рецепт: 1 ст. л. семян укропа заливается кипятком и настаивается 15 – 20 минут.

Затем настой процеживается и остужается. Принимать его стоит за 15 минут до еды в количестве 1 ч. л. Употребляется средство не больше 5 раз в день.

Если у пожилого человека замедленная речь, например, после инсульта то можно сделать настойку из женьшеня, посевной гречихи и мордовника.

Реабилитация последствий нарушений речи

При дисфонии (временной утрате голоса) рекомендуется полоскать горло водой соком лимона.

Большую роль в лечении нарушения речи играет ЛФК. Больному стоит ежедневно делать упражнения, если причиной расстройства стали парезы лицевых мышц.

  1. упражнение: вытяните губы, скручивая их в трубочку. Держите в таком положении 5 секунд, затем повторите;
  2. упражнение: нижней челюстью стоит захватить верхнюю губу, зафиксировать на 3 секунды, затем отпустить;
  3. упражнение: закрываем рот. Языком дотягивается до нёба.

Заключение

Лечение расстройства речи – длительный процесс. Очень важно, чтобы наряду с медиками и логопедами больному помогали дома.

Людям с такими проблемами стоит чётко и медленно высказывать свои мысли, не проявлять негатив и пренебрежение.

Афазия — полная или частичная утрата речи, обуслов­ленная локальными поражениями головного мозга

Афазия. Нейролингвистический подход. Причины и механизмы. Классификация. Дифференциальная диагностика.

Алалия. Определение. Этиология. Классификация. Дифференциальная диагностика.

Среди детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 1%, а среди детей школьного возраста у 0,6-0,2%. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1% населения. У мальчиков это нарушение встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.

Причины возникновения синдрома алалии многообразны. Этиопатогенетические факторы могут действовать в разные периоды развития ребенка. В пренатальном периоде причинами возникновения алалии могут выступать интоксикации, хронические заболевания матери, нарушения кровообращения плода, ушибы и падения матери с последующей травматизацией плода, неблагоприятное течение беременности с угрозой выкидыша, врожденная отягощенность (болезни родителей, такие как туберкулез, сифилис и т. п.). Действия неблагоприятных факторов в пренатальный период не только обуславливает органическое поражение мозга и неблагоприятно влияет на развитие плода, но и отрицательно влияет на течение родов. В натальном периоде причинами могут стать: патология родов (неудачное применение средств родовспоможения, затяжные или стремительные роды, рождение ребенка с родовой опухолью, гематомой, в асфиксии и др.). Действие таких факторов может обуславливать нарушения формирования межсистемных мозговых связей, необходимых для своевременного и полноценного развития речи. В постнатальном периоде развития отрицательно могут сказаться ранние травмы головы, инфекционный гепатит, менингит, менингоэнцефалит, длительно текущие соматические заболевания, цепочка детских инфекций, вызывающих истощение центральной нервной системы и отрицательно влияющих на ее развитие. Кроме действия биологических факторов, в постнатальном периоде развития возможно также действие социально-психологических факторов, таких как: недостаточность речевых и интеллектуальных контактов, конфликтные отношения в семье, неправильные методы воспитания, госпитализм, среда, состоящая из лиц с речевой патологией, многоязычие в семье и др. Тем не менее, ведущими причинами возникновения алалии следует считать биологические, социально-психологические лишь усугубляют речевую недостаточность.

Симптоматика алалии достаточно многообразна и не ограничивается нарушением только речевой функции. Характер алалического синдрома в каждом конкретном случае будет иметь индивидуальные особенности, будет зависеть от локализации и тяжести органического поражения, от общего соматического состояния ребенка, его возраста, интеллектуальных возможностей, окружающей его среды. Синдром алалии составляют неврологические, психопатологические и речевые симптомы.

Классификация алалии:

Топологическая (клиническая) классификация:

В основе этой классификации — критерий учета локализации поражения головного мозга при алалии.

Моторная алалия (обусловлена нарушениями центрального (коркового) отдела речедвигательного анализатора). Ребенок своевременно начинает понимать чужую речь, но собственная речь не развивается. Р. А. Белова-Давид, исследуя детей с моторной алалией, в зависимости от того, какой отдел речедвигательного анализатора пострадал, выделила моторную афферентную и моторную эфферентную алалию.

Афферентная моторная алалия обусловлена патологией постцентральной зоны коры головного мозга (нижний теменной отдел левого полушария), который в норме отвечает за кинестетический анализ и синтез раздражителей, ощущений, поступающих в мозг во время речи, за кинестетические речевые программы.

Эфферентная моторная алалия обусловлена патологией премоторной зоны коры головного мозга (задняя треть нижней лобной извилины — центр Брока), который в норме отвечает за последовательность и организацию сложных комплексов двигательных программ.

Сенсорная алалия (обусловлена поражением центрального отдела речеслухового анализатора). Характеризуется тем, что при сохранном элементарном слухе ребенок не овладевает пониманием речи. При этом страдает задняя треть верхней височной извилины — центр Вернике. Эта форма алалии выделяется не всеми авторами.

· Сенсомоторная алалия (сочетает в себе признаки моторной и сенсорной алалии)

· Оптическая алалия. Эта форма также выделяется не всеми авторами. Обуславливается неполноценностью деятельности речезрительного анализатора (затылочная область левого полушария). При этом нарушено понимание и использование в речи логико-грамматических конструкций, в основе которых лежат пространственные и временные представления. Также нарушается понимание и усвоение предложнопадежных конструкций, сравнительных конструкций, наречий.

Дифференциальная диагностика алалии с олигофренией, РДА, нарушением физиологического слуха.

Вопрос № 51

Организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия при различных формах алалии

В зависимости от характера нарушения эта задача решается диф­ференцированно применительно к моторной и сенсорной ала­лии.

Комплексный подход к формированию речи при алалии на­правляет внимание на становление всех функций речи, способст­вующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности.

Ведется комплексная системная работа над речью и лично­стью в целом, при этом учитываются закономерности развития речевой функции в онтогенезе и закономерности строения языка.

Работа направляется в первую очередь на создание механиз­мов речевой деятельности: формируется мотив, коммуникатив­ное намерение, внутренняя программа высказывания, его лекси­ческая разверстка, отбор лексико-грамматических средств, грам­матическое структурирование. Для обогащения речевой практи­ки развиваются умения в сознательном использовании знаний, вырабатывается овладение моделированием речевых операций.

В работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина и других исследователей раз­работана общая теория деятельности и ее положения: о внеш­ней предметной деятельности как генетически исходной ее фор­ме, о возникновении внутренних умственных действий из внеш­них процессов, об активном управляемом процессе формирова­ния психической деятельности через изменение строения внеш­ней. Исходя из этого, в работе используются коррекционные возможности предметно-практической деятельности, практичес­ких действий, имеющих познавательное значение.

Эффективным для развития речи оказывается использование приемов ритмики и логоритмики, когда музыка, слово и движе­ние, сочетаясь в разных упражнениях, формируют двигательную и речедвигательную деятельность, память, обеспечивают вос­полнение пробелов в ритмическом, речевом и личностном раз­витии детей.

Для развития речи необходима практика общения на доступ­ном для ребенка уровне.

На первом этапе работы основным является воспи­тание речевой активности, формирование пассивного и активно­го словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Ведется работа над диалогом, небольшим простым рассказом, нерас­пространенными, затем распространенными предложениями, фор­мируются психофизиологические предпосылки речевой деятель­ности и первоначальные навыки в ситуации общения.

На втором этапе формируется фразовая речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведется работа над рас­пространением предложений, их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формиру­ются высказывания как основные единицы речевого действия.

На третьем этапе основным является формирование связной речи — особо сложной коммуникативной деятельности, коммуникативных умений, автоматизация грамматических струк­тур. На каждом из этапов формируются все стороны речевой деятельности.

Сравнительно рано начинают обучать детей с алалией гра­моте, это расширяет их речевые возможности. Прочитанный и записанный материал лучше закрепляется, обеспечивается фор­мирование речевой деятельности. Грамота помогает ребенку ос­ваивать структуру слов и фраз, через чтение и письмо он контролирует и корригирует свою речь. Обучение грамоте таких детей требует удлинения сроков и использования специальных приемов. При овладении письменной речью выявляется вторич­ная дисграфия и дислексия.

Положительная динамика при алалии выявляется при учете следующих факторов: раннее распознавание недоразвития, сво­евременное предупреждение вторичных отклонений, учет нор­мального онтогенеза, системность воздействия на все компо­ненты речи с преимущественным акцентом на преодоление лексико-грамматического недоразвития, дифференцированный под­ход к детям, формирование речи с одновременным воздействи­ем на сенсорно-интеллектуальную и аффективно-волевую сфе­ру, единство формирования речевых процессов, мышления и поз­навательной активности и др.

Вопрос № 52

Причинами возникновения афазии являются нарушения мозго­вого кровообращения (ишемия, геморрогия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболии, выз­ванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм афазии нередко наблюдаются у подростков и лиц молодого воз­раста.

Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений моз­гового кровообращения, наиболее часто наблюдается моторная афазия.

У детей афазия возникает реже, как результат черепно-моз­говой травмы, опухолевого образования или осложнения после инфекционной болезни.

Афазия — одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды рече­вой деятельности

. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения (например, расположение очага поражения при кровоизлиянии в подкорковых отделах мозга позволяет надеяться на спонтанное восстановление речи), величины очага поражения, особенностей остаточных и функциональ­но сохранных элементов речевой деятельности, при левшесте. Реакция личности больного на речевой дефект и особенности преморбидного строения функции (например, степень автоматизации чтения) определяют фон восстановительного обучения.

В основе любой формы афазии лежит та или иная первично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая пред­посылка (например, нарушение динамического или конструктив­ного праксиса, фонематического слуха, апраксии артикуляцион­ного аппарата и т.п., которая ведет к специфическому системно­му, нарушению понимания речи, письма, чтения, счета). При афа­зии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т. д.). Большой вклад в понимание нарушения речи при афазиях внесен как нейрофизиологией, так и нейро­психологией и нейролингвистикой.

В основу современной нейропсихологии и нейролингвистики легло учение о роли внутренней речи и мышления. У истоков психолингвистики стоят имена Ф. де Сосюра и И. А. Бодуэна де Куртенэ, положивших начало дифференциации понятий «язык» и «речь», «парадигматические» и «синтагматические» отношения, «статика» языка и «динамика» речи.

Под парадигматическими единицами речи подразумеваются все признаки языка: фонемы, слоговая система, лексика, приставки, суффиксы, определенные словосочетания, т. е. то, что характе­ризует тот или иной язык

. Каждая парадигма, например, фонема, имеет определенное число признаков, при замене которых меняется смысловое качество фонемы, поэтому парадигматичес­кие признаки характеризуются принципом взаимозаменяемости «или» — «или»: или ротовой, или носовой, или губной, или язычный или звонкий, или глухой. Этими противопоставительными признаками отличаются фонемы, лексемы
(приехать — уехать, домик

домище
и т. п.). В речи все парадигматические единицы взаимосвязаны синтагматически по принципу «и» — «и», не допускающему взаимозаменяемости; так, в слове фонемы имеют свой жесткий, линейный порядок, в предложении предлог не может стоять перед глаголом или наречием и т. п., т. е. парадигматиче­ские отношения построены по пространственному, симультанному принципу, а синтагматические — по временному, линейному, сукцессивному принципу. При разных формах афазии по-разному нарушается «парадигматическая» и «синтагматическая» органи­зация импрессивной и экспрессивной речи (А. Р. Лурия, 1975).

А. Р. Лурия различает шесть форм афазий: акустико-гностическаяи акустико-мнестическая афазии,возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семанти­ческая афазияи афферентная моторная афазия,возникаю­щие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентная моторная афазияи динамическая афа­зия,возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей).

Афазии, возникающие при поражении верхневисочных и нижнетеменных зон, входящих во второй функциональный блок (А. Р. Лурия, 1979), называются «задними» формами афазии. Это афазии, при которых нарушаются парадигматические отноше­ния. Афазии, возникающие при поражении заднелобных отделов мозга, входящих в третий функциональный блок, называются «пе­редними» афазиями. При этих формах афазии нарушаются синтагматические соотношения.

Вопрос № 53

Речевая бессвязность

Эта статья — о полной грамматической бессвязности речи. О грамматически правильной, но бессмысленной речи см. Шизофазия.

Речева́я бессвя́зность (также известная как речевая инкогерентность или инкогеренция, речевая спутанность, словесная «окрошка», словесный «салат») — расстройство речи, при котором нарушены грамматические связи и сама речь состоит из беспорядочного набора слов. Возникает при явлениях бессвязного мышления с неспособностью создания ассоциаций, отдельных понятий, образов и восприятий. По классификации принадлежит к эффекторным расстройствам речи, а именно расстройствам речи, обусловленным психопатологическими нарушениями.

Пример такой речи:

— Как вы себя чувствуете? — Где Петя… я пошел и спал. А что хотят? И вчера было… все есть… — Где вы находитесь? — Находитесь… все тут. Свет потушите. Где жена? Я пошел… Ну и как? Очки потерял. Жена вчера пришел опять ехать. Пошли отсюда… Все хорошо. — Назовите сегодняшнее число. — Число… всегда зима (беседа происходит в жаркий летний день). — А год сейчас какой? — Год 1924-й (называет год своего рождения). Сеня был… Шумел-горел пожар московский… Ну и ладно было так… Где галстук?..

— Блейхер В. М. Бессвязное мышление // Расстройства мышления. — К.: Здоровье, 1983.

В отличие от шизофазии грамматический строй нарушен полностью. Ответы неадекватны вопросам, а в предложении невозможно понять даже отдалённую связь. Чаще встречается при экзогенных процессах, а именно — аменции, иногда при эндогенных (при шизофрении). Вершина словесной окрошки возникает, когда больной произносит только набор слов: «травма, движение, мотор…» или даже бессмысленных неологизмов (более характерно для шизофрении): «77 — хозяйка всем… Хюмала, рюмала, пюмала… Пришил… Остыл… Трах… Взрыв… Пан, пан, пан… Времена, события, люди… надо мной Кащей Бесфамильный… Локхид элевэйтор приобритейтид… А мама такая молоденькая, Володенька я… тибол и ниф… пух и прах…».

Этимология термина «словесная окрошка» происходит от традиционного русского блюда, куда мелко крошатся самые разнообразные ингредиенты. Близкое к этому определение — «словесный салат».

Домашнее задание

Мой отец недавно перенес инсульт. Пострадала речь. Он занимается с логопедом, но проблемы уходят медленно. Скажите, а могут ли в этой ситуации чем-то помочь близкие больного?

Маргарита, Магнитогорск

Отвечает доктор медицинских наук, сотрудник НИИ неврологии РАМН Наталья Шахпаронова:

– Родные и близкие пациента после инсульта должны с ним как можно больше разговаривать. Даже обсуждение обычных бытовых ситуаций в значительной степени способствует восстановлению у больного как понимания речи окружающих, так и «речи про себя». Если кажется, что вас не поняли, нужно повторить обращенный к больному вопрос, при этом говорить четко, громко и медленно.

Полезно вместе слушать радио и смотреть телепередачи, непонятные места из которых необходимо на первых порах разъяснять. Даже обсуждение в присутствии больного домашних забот и небольших событий будет вкладом в восстановление его речи.

При этом родные должны опираться на те речевые функции, которые у пережившего инсульт сохранились полностью или частично. Если это понимание речи окружающих, нужно побольше говорить самим, если чтение – обсуждать прочитанное в течение дня. Если больной хорошо повторяет слова и фразы, нужно сделать упор на этих занятиях.

Примечания

  1. Морозов Г. В., Шуйский Н. Г. Введение в клиническую психиатрию (пропедевтика в психиатрии). — Нижний Новгород: Издательство НГМА, 1998. — С. 105. — 426 с. — 3000 экз. — ISBN 5-86093-010-0.
  2. Гавенко В. Л., Бітенський В. С., Абрамов В. А., Влох І. Й., Кожина Г. М., Коростій В. І., Мозгова Т. П., Напреєнко О. К., Самардакова Г. О., Сінайко В. М., Спіріна І. Д., Юр’єва Л. М. Психиатрия и наркология (учебник) = Психіатрія і наркологія (підручник) / За ред. В. Л. Гавенка, В. С. Бітенського.. — Київ: Здоров’я, 2009. — С. 92. — 512 с. — 1000 экз. — ISBN 978-966-463-022-8.
  3. Бітенський В. С., Горячев П. І., Мельник Е. В. та інші. Порушення свідомості і самосвідомості. Провідні психопатологічні синдроми. // Психиатрия: Курс лекций: Учебное пособие = Психіатрія: Курс лекцій: Навчальний посібник / За ред. Бітенського В. С.. — Одеса: ОНМУ, 2004. — С. 86. — 354 с. — 75 000 экз. — ISBN 966-7733-56-4.
  4. Кирпиченко А. А. Расстройства мышления // Психиатрия: Учебное пособие для медицинских институтов. — Минск: Вышэйшая школа, 1984. — С. 22—23. — 240 с. — 25 000 экз.
Речевая бессвязностьМКБ-11
Это заготовка статьи по психиатрии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Причины и факторы риска

Классификация патологического состояния подразумевает деление на органическое и функциональное. Расстройство может являться следствием дисфункций ЦНС, ухудшения слуха. Также его возникновение обуславливают травмы и ушибы головы, повреждение органов речи. Это может быть новообразование мозга, инсульт, тромбоз. У пожилых людей отмечается связь с болезнью Альцгеймера, Паркинсона. В таком случае параллельно происходят патологические расстройства памяти и нарушения психики. Реже дисфункции способствуют эпилепсия, злоупотребление спиртными напитками, ДЦП, инфекционные заболевания головного мозга.

Функциональными причинами речевого расстройства считаются внешние факторы, например, стресс, испуг, истерия, нелеченая патология с детства. Под влиянием приема некоторых лекарственных препаратов (антидепрессанты, транквилизаторы) может снижаться слуховое восприятие, что усугубляет нарушения речи. Немаловажная роль отводится и наследственному фактору. При наличии предрасположенности необходимо наблюдать за состоянием человека в динамике.

Возможно одновременное влияние внешних и внутренних причин, в таком случае картина нарушений становится многослойной и проявляется большим количеством симптомов.

Коммуникативные функции у человека страдают и при неправильной установке зубных протезов. Глубокое стрессовое состояние и перенапряжение может привести к дисфонии спастического характера. При этом отмечается напряженность голоса или его исчезновение.

Нужный импульс

Новая методика, определяющая уровень постоянных потенциалов в мозге (УПП), позволяет врачам оценить уровень обмена веществ в разных участках мозговой ткани. Более высокие значения УПП говорят о повышении энергетических затрат в какой-либо области мозга, о высоком расходовании глюкозы. По этим маркерам можно судить о наличии или отсутствии резерва в определенных зонах, что помогает врачам подобрать для пациента индивидуальную схему медикаментозной терапии.

Исследование вызванных потенциалов головного мозга дает информацию о состоянии познавательных функций пациента, позволяет судить о степени их реабилитации в процессе лечения. Эта методика состоит в подаче определенных электрических импульсов к различным участкам мозга и регистрации его ответных всплесков электрической активности.

Транскраниальная магнитная стимуляция – метод, который позволяет при стимуляции мозга получить двигательную реакцию любой мышцы тела и «вычислить» время, за которое проходит сигнал от коры головного мозга до нервных корешков, стимулирующих сокращение мышцы. С помощью этих исследований можно дать предварительный прогноз восстановления некоторых функций у пациента.

Классификация нарушений у взрослых

Аналогично детским дисфункциям патология делится на виды по ее проявлениям и симптомам. Специалисты выделяют следующие расстройства экспрессивной речи:

  • афазию;
  • алалию;
  • брадилалию;
  • дизартрию;
  • дизорфографию, дисграфию;
  • дислексию, дислалию;
  • заикание;
  • задержку речевого развития, или ЗРР.

Характеристика афазии такая же, как в детском возрасте. Нарушение речи вызывается повреждением различных отделов мозга. В зависимости от локализации патологического процесса на первый план выходят различные симптомы. У каждой из разновидностей афазии есть общие и индивидуальные признаки. В той или иной степени, всегда проявляются нарушения письма и чтения. Если патологические изменения связаны с возрастными изменениями, уже сформированные речевые навыки пропадают.

Формы нарушения речи

Название расстройстваОсновные симптомы
Акустико-мнестическая афазияРечь путанная, невнятная. Паузы между фразами.
Эфферентно-моторная форма афазииОтмечается смещение фонем, нарушение артикуляции.
АлалияВербальное общение практически невозможно. Словарный запас недостаточный, затруднено деление на слоги.
БрадилалияЗамедление темпа речи отражается также и на письме, чтении. Характерна монотонность.
ДизартрияКомплексные нарушения затрагивают моторику, дыхание, тембр и силу голоса.
ДизорфографияБольной делает ошибки при письме, но они не связаны с осознанием правил написания или произношения.
ДисграфияЧастичные нарушения правописания из-за недостаточного контроля письменной речи.
ДислексияПотеря навыков чтения, пациент с трудом осваивает прочитанный материал.
ДислалияНа фоне нормального слуха и правильной артикуляции отмечается нарушение произношения звуков. Для диагностики привлекают стоматолога.
ЗРРЧаще обнаруживают в детском возрасте: скудный словарный запас, монотонная без интонаций речь.
ЗаиканиеПрерывание темпа происходит циклично, при повторении определенных звуков.

Постановка диагноза

Диагностика нарушений речи у взрослых осуществляется с помощью МРТ головного мозга и сосудов, обследования у логопеда и дефектолога, невролога, ЛОР-врача. Комплексный подход позволяет провести точную дифференциацию и составить план терапии.

У ребенка дефекты произношения часто закладываются в перинатальном периоде, у взрослого – после инсульта, бесконтрольного приема лекарств или необратимых дегенеративных процессов в головном мозге. Поэтому при жалобах на внезапное нарушение речи человека всегда отправляют на тщательное обследование.

При неправильном формировании прикуса у детей и нарушении роста зубов требуется консультация ортодонта. Коррекция речи начинается с устранения причины отклонения.

Общий язык

Лурия А. Р. разработал систему методов, позволяющих изучать нарушения речи у пациентов и выделять те этапы формирования речевого сообщения, которые нарушены при различных повреждениях мозга.

Сначала изучается так называемая спонтанная речь, то есть врач наблюдает за тем, каким образом пациент выражает свои просьбы, пожелания, пытается поделиться с окружающими какой-то информацией. Затем врач вступает в диалог с пациентом, предлагая ему вопросы, на которые тот должен ответить. Вопросы бывают двух типов: одни уже сами в себе содержат ответ («Вы гуляли сегодня?»), другие требуют формулирования самостоятельного речевого сообщения («Какие заболевания вы перенесли в детстве?»).

На третьем этапе больному предлагают повторять последовательности слов и предложений. Это необходимо для того, чтобы выявить трудности с воспроизведением отдельных речевых единиц. Следующий, очень важный этап исследования заключается в том, что пациенту предлагают либо называть указанные предметы, либо проверяют, не испытывает ли он затруднений с припоминанием слов в процессе связного высказывания. Это нужно для классификации речевых нарушений при поражениях мозга.

Ключевой подход к этой проблеме предложил известный лингвист Р. О. Якобсон. Он исходил из того, что человеческая речь имеет две основные формы организации: одна определяет связность высказывания, другая – кодирование смысловых понятий. Поэтому, по его предположению, нарушения речи могут быть разделены на две большие группы: те, которые нарушают связность высказывания, и те, которые сохраняют правильные связи слов между собой, но нарушают саму систему кодирования.

Наблюдая больных, Лурия пришел к выводу, что передние отделы речевой зоны коры головного мозга «отвечают» за связность речи, задние отделы – за смысл речевого сообщения. Однако четкой «привязки» определенных участков мозга к характерным речевым нарушениям быть не может: этот процесс слишком сложен и состоит из многих компонентов.

Симптомы и признаки

Нарушение речи заключается в любых проявлениях отклонений от нормы. Это неправильный темп, изменение звукотипа, недостаточный словарный запас и др. Они могут носить хронический характер или возникать внезапно. Характерным отличием детских расстройств от взрослых является то, что причиной последних чаще является органическое заболевание. Часто встречающиеся сопутствующие симптомы: повышенное слюноотделение, заикание, отсутствие мимики, нечеткость фраз и др.

При появлении нескольких признаков заболевания речь становится трудной для восприятия окружающими. При внезапных нарушениях речи необходимо, в первую очередь, исключить развитие инсульта.

Методы лечения

Выбор схемы терапии определяет основное заболевание, а также возраст пациента. Если нарушения речи вызваны острым состоянием, например, инсультом, больному необходима неотложная скорая помощь. Чем раньше начата реабилитация, тем выше у него шансы на полноценную жизнь в дальнейшем. Лечение состоит из выполнения логопедических заданий, физиотерапевтических методов, массажа и приема медикаментов. Может потребоваться пластика челюстно-лицевого отдела и специальная гимнастика, сеансы психотерапии. При спастической дисфонии спазм снимают с помощью уколов ботокса непосредственно в область голосовых связок.

На протяжении всего курса лечения нужно избегать внешних раздражителей, по возможности не оставлять больного человека одного в незнакомых местах. При проблемах с голосовыми связками рекомендован щадящий режим, чтобы их не напрягать. Также некоторые медикаменты и продукты питания могут вызывать их спазм, например, кофе.

Каждый вид коммуникативного расстройства требует особого подхода в соответствии с его проявлениями. Так, при дизартрии с человеком лучше общаться в письменной форме и с помощью жестов. Устная речь должна быть максимально простой и медленной.

В домашней обстановке можно продолжать коррекционную работу по устранению дефектов речи с помощью упражнений, назначенных врачом. Необходимо отдавать предпочтение общению с собеседниками, а не просмотру телевизора.

Нейрореабилитация сегодня

Все эти методы легли в основу организации работы нейрореабилитационной службы, занимающейся лечением больных с нарушениями речи и других сложных функций мозга после травмы и инсульта. С больным, у которого пострадали речевые зоны мозга, работают не только высококвалифицированные неврологи, психиатры, специалисты по восстановительной терапии, но и психологи, педагоги, логопеды. Только такая комплексная поэтапная реабилитация требует нескольких месяцев, а то и лет напряженных усилий врачей разных специальностей, самого пациента и его близких родственников, способна привести к восстановлению речевых способностей.

В 1987 году в Москве был создан Центр патологии речи (с 1992 года – Центр патологии речи и нейрореабилитации), которым руководит академик РАО Виктор Маркович Шкловский. Это крупнейшее в Европе лечебное учреждение такого профиля. Сюда поступают со всей страны тяжелые больные с последствиями инсультов и черепно-мозговых травм, дети с нарушениями речи, памяти, внимания и других высших психических функций.

386 сотрудников разных специальностей осуществляют комплексную программу диагностики, лечения и реабилитации пациентов. Центр также руководит работой по оказанию нейрореабилитационной помощи в Москве и Российской Федерации.

Для восстановления нормальной работы мозга используются высокотехнологичные нейропсихологические методы, которые позволяют исследовать высшие психические функции мозга пациента. На первом этапе нейропсихологи изучают состояние памяти, внимания, познавательных способностей, речи, письма у пострадавшего, выясняют степень их нарушения, а также его интеллектуальные, волевые, эмоциональные особенности, чтобы сформировать индивидуальную программу реабилитации.

Профилактика

Невозможно со 100%-вероятностью сказать, что существуют определенные способы предотвращения нарушения произношения. При наличии факторов риска необходимо регулярно проходить обследование в медицинском учреждении. Специфика дефектов артикуляционного аппарата не дает возможности составить прогноз на будущее. При проблемах сосудистого характера необходимо контролировать уровень давления и вести здоровый образ жизни. Помните, что сидя за монитором компьютера, вы от проблемы не избавитесь. Нужно больше общаться с друзьями и близкими, совершать пешие прогулки на свежем воздухе.

Нарушение речи у взрослых – это не приговор, большая роль отведена его ранней диагностике и комплексному подходу к терапии. Лечение должно быть не симптоматическим, а направленным на устранение или подавление причины. Конечно, некоторые возрастные изменения являются необратимыми. Так, при сенильной деменции динамика будет со временем только ухудшаться. Однако, посредством медикаментозного лечения врачам удается замедлить развитие болезни и переход к терминальной стадии. Не забывайте, что большое значение отводится состоянию психики больного. Положительный настрой поможет и придаст уверенности в собственных силах не только ему, но и родственникам.

Как восстановить речь при инсульте

Исследования, проведенные учеными по всему миру, показали, что полностью избавиться от последствий инсульта можно только в первые 3 месяца после удара.

Если с момента начала заболевания прошло от 6 месяцев до 2 лет, можно улучшить состояние больного, но реабилитационный процесс будет более длительным и сложным.

При терапии последствий инсульта, связанных с речью, нужно уделять особое внимание занятиям с логопедом, а также другими медицинскими специалистами, специализация которых направлена на восстановление речи.

Тренировки под руководством логопеда

Помимо этого, больным, у которых возникли речевые нарушения, связанные с перенесенным инсультом, показаны занятия с психологом. Проблемы с речью отрицательно влияют на психологическое состояние больного.

Занятия с врачом способствуют скорейшему восстановлению речи

При дизартрии показан лечебный массаж, физиотерапия и электростимуляция.

Надо отметить, что процесс восстановления напрямую зависит от пациента – больной должен проявить терпение, верить в свои силы и надеяться на лучшее.

Народные методы

При инсульте нарушается процесс кровообращения, повреждается белое и серое вещество, а также кора мозга. Именно эти процессы могут спровоцировать нарушение речи у больных, а также другую патологическую симптоматику.

Хвойный чай с лимоном ускорит выздоровление

Помочь восстановить речевые функции после перенесенного инсульта может не только медикаментозная терапия, но и советы народной медицины:

  • Чай их хвойного отвара и лимона. Чтобы приготовить лекарство, необходимо взять 0.5 апельсина без кожуры и отвар, приготовленный из хвойных веточек (30 грамм веточек хвойного дерева залить литром кипятка). В термосе смешат все компоненты и настаивать около четырех часов. Пить один раз в сутки по стакану отвара.
  • Настой из корней декоративных пионов помогает восстановить функции головного мозга после перенесенного инсульта. Чтобы приготовить лекарство, достаточно залить два-три измельченных корня пиона 30 мл этилового спирта. Настаивать 7 дней в темном месте. Принимать лекарство 3 раза в день по пятнадцать-двадцать капель.
  • Березовый деготь в виде лекарственного отвара поможет вылечить последствия инсульта ишемического типа. Готовить лекарство рекомендуют, как обыкновенный чай. Пить отвар по стакану два раза в сутки. Березовый деготь – это эффективное средство народной медицины, разжижающее кровь и предотвращающее образование тромбов и холестериновых бляшек.
  • Если нарушена мимика лица, медицинские специалисты рекомендуют приготовить лекарственную мазь из порошка из лавровых листьев. Любой детский крем подойдет в качестве основы для мази. Для приготовления мази необходимо взять четыре – шесть листьев лавра, размельчить их с тюбиком крема (80 мл). Втирать лекарство перед сном в мышцы лица массирующими движениями.

Для лечения речевых последствий инсульта советы народной медицины нужно применять очень осторожно, поскольку существует вероятность возникновения аллергической реакции. Перед началом терапии нужно принять лекарство в минимально дозе. Если побочных эффектов не возникло, терапию можно продолжить.

Сторонники народной медицины советуют людям, перенесшим инсульт, включать в свой ежедневный рацион орехи, сухофрукты, калину и ягоды боярышника. В этих лекарствах содержатся витамины и микроэлементы, необходимые для восстановления клеток головного мозга. Правильно подобранная диета после инсульта – это залог быстрого восстановления после удара.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]