Под афазией подразумевают приобретенное нарушение речи, которое является результатом органического поражения речевого центра коры головного мозга. Причиной заболевания является поражение разных отделов неокортекса опухолями, инсультами, воспалительными заболеваниями, травмами головного мозга.
У детей афазия обусловлена повреждением или задержкой развития речевой функции, которая связана с биологическим созреванием головного мозга в младенчестве и раннем детстве.
Для афазии характерным является обеднение лексикона, изменение структуры речи, неспособность больного сформировать простые предложения. Бывают случаи, когда пациент понимает значение того или иного предмета, но он не в состоянии произнести его название. Для того, чтобы в полном объёме узнать о болезни необходимо ознакомиться с формами афазии и некоторые из них рассмотреть подробней.
Сенсорная афазия является речевой агнозией. Для неё характерна частичная или полная утрата понимания речи при сохранении слуха. Пациент слышит то, что ему говорят, но не понимает смысла слов. Звуки речи он воспринимает как нечленораздельный шум. В некоторых случаях понимание речи отсутствует вообще. При сенсорной афазии можно наблюдать у пациента недостаточность моторной речи, которая проявляется нарушением структуры слов, их повторений, наличием парафазий.
Также для этого заболевания характерно: логорея, нарушение контроля над собственной речью, повышение речевой активности с отчуждением смысла слов. При сенсорной афазии у человека возникают проблемы, как с чтением, так и с письмом (перестановка слов и слогов, искажение смысла слов, пропуски).
При локализации патологического очага в зоне Вернике (задняя треть верхней височной извилины) возникает сенсорная(акустико-гностическая) афазия. Основным дефектом, который сопровождает афазию Вернике, является нарушение синтеза и анализа, фонематического слуха, что в результате приводит к потере понимания обращённой речи. Если очаг поражения распространяется на теменную область левого полушария, то заболевание сопровождается нарушением способности счета — синдромом акалькулии.
Когда поражается височно-теменно-затылочная область левого полушария происходит симптомокомплекс семантической афазии (происходят нарушения в понимании сложных логико-грамматических конструкций, которые выражают пространственные отношения (справа, слева, спереди, сзади). При этом пациент забывает слова, но ели ему подсказать слог или звук, то он будет в состоянии воспроизвести всё слово.
Афазия после инсульта: виды, лечение, упражнения
Когда пожилой человек пытается что-то объяснить родственникам, а у него получается или бессмысленный набор звуков, или совершенно неподходящие для ситуации слова, это называется афазией. Основная ее причина у людей старшего возраста – мозговой инсульт, в результате которого отмирают клетки в одном или нескольких центрах мозга, отвечающих за речь. И чтобы Ваш пожилой родственник не получил тяжелой депрессии и не стал предпринимать суицидальных попыток, связанных с афазией после инсульта, необходимо как можно раньше начинать ее лечение. Большая часть лечебных мероприятий ложится на плечи родных больному людей.
Дети с сенсорными и двигательными нарушениями
Детей с сенсорными нарушениями подразделяют на глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих.
Недоразвитие органов слуха или зрения лишает ребенка важнейших источников информации, что обусловливает его отставание не только в психическом, но и в физическом плане. Степень выраженности отставания в значительной мере зависит от тяжести и времени возникновения сенсорных нарушений, а также раннего начала специальной коррекционно-реабилитационной работы.
1.Дети с недостатками слуха.Основной причиной отставания в умственном развитии ребенка с недостатками слуха, является нарушение развития речи, так как ребенок не слышит своего голоса и речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. Характер речевых дефектов непосредственно зависит от выраженности снижения слуха и времени возникновения слуховой аномалии. Л.С. Выготский подчеркивал, что «…компенсация и вызревание совершаются на путях культурного развития глухого ребенка. Трагедия глухонемого ребенка, и, в частности, трагедия в развитии его внимания, заключается не в том, что он наделен от природы худшим вниманием, чем обычный ребенок, а в его культурном недоразвитии» (21).
Социокультурная адаптация детей с нарушениями слуха часто (40%) осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются как вторичные за счет сенсорной и социальной депривации, возникающей при неадекватных условиях воспитания ребенка как в семье, так и в детском учреждении. Такие дети в большинстве случаев замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта. Их речь характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. Часто отмечаются нарушения звуко-буквенного состава слов: некоторые звуки ребенок не улавливает, другие воспринимает неправильно, отчетливо слышит только ударные части слова, недостаточно ясно дифференцирует на слух приставки, окончания слов. Таким образом, как указывает Н.Д. Шматко, ребенок искаженно слышит слово, искаженно запоминает его и искаженно произносит, пишет (26). Все это обусловливает необходимость предельно раннего начала сурдологической учебно-воспитательной работы.
2.Дети с нарушениями зрения.Степень выраженности отставания в психическом развитии у таких детей зависит от этиологии, тяжести и времени возникновения дефектов зрения, а также от своевременного начала коррекционно-реабилитационной работы. Особенностями психического развития слепых и слабовидящих детей является слабость абстрактно-логического мышления, ограниченность знаний и представлений об окружающем с преобладанием общих, неконкретных знаний. Характерен малый объем чувственного опыта, формальный словарный запас и недостаточно точная предметная соотнесенность слов. Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений, пространственной ориентировки и определяют малую моторную активность ребенка, общую его медлительность. Такие дети, как указывает Н.Д. Шматко, часто пытаются «скрыть» или отрицать дефект, если о нем узнают окружающие. Они чувствуют себя скованно, неестественно и дискомфортно. Стесняются обращаться за помощью. Бывают ранимы и чувствительны к критике. При глубоких нарушениях зрения могут наблюдаться навязчивые движения. Дети надавливают на глаза, чтобы получить ощущение света, раскачиваются, издают стереотипные звуки.
3.Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Выделяют три группы таких детей, у которых выполнение произвольных движений невозможно или затруднено. К первой относят детей, страдающих остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, легкими проявлениями сколиоза (искривлениями позвоночника). Ко второй группе относят детей, страдающих различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной и периферической нервной системы), а также детей, страдающих тяжелыми формами сколиоза (68). Особую группу составляют дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или повреждением моторных механизмов ЦНС.
В основе детского церебрального паралича (ДЦП) лежит раннее (как правило, внутриутробное — до 50% случаев) повреждение или недоразвитие мозга, вследствие эндокринных, инфекционных и хронических заболеваний матери, интоксикации, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору, иммунологическим характеристикам и др., иногда — возникающее в результате родовой травмы или асфиксии новорожденного, реже — как следствие энцефалита. Наследственным заболеванием ДЦП, как правило, не является. Основной симптом ДЦП — двигательные расстройства, которые могут наблюдаться в одной конечности (монопарез или моноплегия), обоих верхних или нижних конечностях (верхний/нижний парапарез или параплегия), на одной половине тела (гемипарез и гемиплегия), во всех 4-х конечностях (тетрапарез или тетраплегия). Частым клиническим проявлением ДЦП является слюнотечение. В целом, при ДЦП наблюдается синтез двигательных, речевых, ментальных, эмоционально-волевых дефектов. Сложность общего развития детей с церебральным параличом заключается в наличии выраженных нарушений скоординированной двигательной работы (асинергии — от греч. a — приставка со значением отрицания, sin — вместе и ergon — работа).
Психическое развитие детей с ДЦП имеет типичные особенности, которые обусловлены как органическим поражением ЦНС, так и ограниченностью самостоятельного передвижения и самообслуживания. Во-первых, оно замедленно, во-вторых, характерна непропорциональность в развитии высших психических функций, в частности мышления. При некоторых формах заболевания отмечается несоответствие между удовлетворительным общим уровнем сформированности абстрактно-логического мышления и недостаточностью пространственных представлений, что в дальнейшем обусловливает специфические трудности в усвоении ребенком, например, счетных операций. Часто имеют место нарушения умственной работоспособности. Уровень интеллектуального развития широко варьирует — от нормального интеллекта (IQ около 110) до различных по структуре и выраженности форм олигофрении (до IQ=20). У большинства детей с ДЦП наблюдается специфическая задержка психического развития (70%). Норма наблюдается в 10% случаев, умственная отсталость — в 20%.
Такие дети ранимы, впечатлительны, имеют эмоционально-поведенческие и личностные расстройства. Отмечается сильная привязанность к родителям или людям их заменяющим.
Отклонения психического развития в большинстве случаев обусловлены недостаточностью практической деятельности (в частности, игровой) и социокультурного опыта детей с ДЦП, а также невозможностью осуществлять в большинстве случаев продуктивную коммуникацию с окружающими людьми. Более половины детей имеют дизартрические расстройства речи.
Контрольные вопросы и задания к теме:
1. Выделите группы детей с сенсорными нарушениями.
2. Охарактеризуйте группу детей с недостатками слуха.
3. Дайте характеристику детям с нарушениями зрения.
4. Нарушения опорно-двигательного аппарата: виды и причины возникновения.
5. Опишите особенности психофизического развития детей с ДЦП.
6. Изучите статью И.И. Мамайчук, Г.В. Пятаковой «Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом» // Дефектология. — №3. — 1990.
Литература к теме:
1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. — М., 1963.
2. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. — М., 1988.
3. Гудонис В. Критерии оценки человека с депривацией зрения в античные времена // Дефектология. — 1996. — N5. — С.51.
4. Гудонис В. Интеграция лиц с нарушенным зрением // Дефектология. — 1993. — №4.
5. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М., 1990.
6. Козлов М.Я., Левин А.Л. Детская сурдоаудиология. — Л., 1989.
7. Комаров К.В. Особенности обучения слабослышащих детей. — М., 1985.
8. Коррекционно-воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях зрения и слуха / Сб.науч.тр. Под ред. В.Н.Чулкова, 1986.
9. Леонгард Э.А., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать! — М., 1990.
10. Литвак А.Г. Тифлопсихология. — М., 1985.
11. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985.
12. Особенности развития и воспитания детей с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1984.
13. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т.А. Власовой. — М., 1985.
14. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. — М., 1981.
15. Семенова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. — М., 1972.
16. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. — Ташкент, 1979.
17. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей. -М., 1980.
18. Узун О.В. О социальной адаптации выпускников школ-интернатов для детей с ДЦП // Дефектология. — 1993. — N4.
19. Флери В.И. О глухонемоте // Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и способам образования, самым свойственным их природе. — СПб., 1835.
20. Халилова Л.Б., Шаховская С.Н. Речевые и сенсорные системы. Теоретический курс авторизованного изложения / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 1995.
21. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. — СПб.: Образование, 1995. — С.14.
Из-за чего при инсульте возникает афазия
В человеческом мозге имеется несколько связанных между собой центров, отвечающих за устную речь: за ее понимание, воспроизведение, анализ сложных речевых конструкций, возможность построения правильных предложений. Все они связаны между собой нервными волокнами, и расположены, в основном, в центральной части мозга, а также в височной и теменной долях. Часть этих речевых центров симметрична в обоих полушариях (то есть они дублируются в каждом из них), но есть и такие участки, которые у правшей имеются только в левом полушарии, а у левшей – в правом.
Когда происходит инсульт, отмирает какой-то участок мозга. Если гибель произошла в одном из речевых центров, или повредились нервные окончания, связывающие эти зоны, развивается афазия. Таким образом, афазией называется нарушение понимания или воспроизведения уже сформированной устной речи, иногда вплоть до полного ее отсутствия. Если нарушение касается письменной речи, то такой неврологический синдром уже будет носить другое название (алексия, аграфия).
Как распознать афазию
Афазию после инсульта можно распознать по различным симптомам, сочетание которых дает возможность выделить несколько видов этого синдрома.
Так, об афазии сенсорного характера (Вернике), можно говорить, если у больного присутствует:
- непонимание обращенной речи;
- непонимание иносказаний, поговорок, пословиц;
- жалобы на то, что все вокруг стали говорить как будто «на иностранном языке»;
- забывание начальной части длинного предложения собеседника, утрата понимания длинных речевых конструкций, что побуждает больного задавать вопросы относительно выскользнувших из памяти слов.
При этом собственное предложение больной сформулировать может. И хоть оно и будет немногословно, без описательных оборотов, но смысл в нем будет присутствовать.
Если после инсульта развилась мнестическая афазия, пожилой человек:
- может удержать в памяти только нескольких слов из прослушанной фразы;
- начав говорить, забывает, о чем хотел сказать;
- говорит медленно, тщательно подбирая слова;
- заменяет одни слова другими, не подходящими по смыслу.
Это – акустико-мнестическая афазия. Бывает также оптико-мнестический вид синдрома, тогда:
- человек может прочитать заголовки в книгах или газетах, но смысл самого текста теряется;
- ему трудно не только описать то, что он видит (в окружающем мире или на изображении), но и называть предметы.
Выделяют также амнестическую афазию, развивающуюся при инсульте теменно-височной доли. В этом случае человек забывает, как называются отдельные предметы, но помнит, для чего они нужны. Такой больной вместо «ручка» может сказать «штука, которой пишут», и тому подобное.
Не сразу заметна семантическая афазия. В этом случае человека, перенесшего инсульт, ввергают в ступор длинные предложения, описывающих логические действия, пространственные отношения.
Все указанные виды синдрома – афазия Вернике, мнестический, семантический и амнестический виды – объединяются под общим названием «сенсорная афазия», когда у человека после инсульта имеются затруднения с пониманием речи. Зачастую сам больной не понимает, что он говорит.
Второй основной тип заболевания – моторная афазия. В этом случае человек, напротив, отлично понимает обращенную речь, но воспроизвести ее не может, от чего очень страдает морально. Моторная афазия делится на 3 вида:
- Афферентная моторная афазия. В этом случае больной путает похожие глухие и звонкие согласные, переставляет местами звуки в словах.
- Динамическая афазия. Больной понимает обращенную речь и пытается ответить, но слова в его предложении настолько стоят не на своих местах, что вся фраза теряет смысл. Человек это слышит и понимает, но исправить не может, из-за чего страдает.
- Афазия Брока. Она возникает у людей, утративших вследствие инсульта участок мозга вблизи лобной доли левого полушария (там находится центр Брока, отвечающий за согласованность движений, благодаря которым воспроизводится речь). Это характеризуется изменением стиля общения: человек говорит отдельными словами, делает между ними, и даже между отдельными слогами паузы, так как ему трудно переключаться с одного слога на совершенно непохожий. Писать и читать такой человек начинает с грубыми ошибками. Он может повторять один и тот же слог все время, называть слова, противоположные по значению, говорить неразборчиво.
Речь больного моторной афазией очень краткая, состоит почти из одних существительных и глаголов, между которыми человек делает паузу. Он может повторять один слог (например, «ла») или звук (например, мычать), пытаясь с помощью интонации вложить в него смысл. Во время беседы такой человек часто плачет, так как он страдает от того, что неспособен донести свою мысль.
Диагноз моторной афазии должен ставить врач-невролог, так как в быту может быть трудно отличить именно этот синдром от того, который называется дизартрией. Дизартрия возникает при поражении центров мозга, которые несут команду к мышцам, участвующих в формировании речи (движении языка, губ, голосовых связок). Больные с дизартрией понимают обращенную речь и правильно строят предложения. Но из-за изменения их тембра голоса и невозможности произнести отдельные звуки их речь становится неразборчивой. Если к этому присоединяется нарушение дыхания, это вынуждает больного пожилого человека разговаривать короткими предложениями. Описания, прилагательные, наречия из речи не пропадают.
Моторная афазия Брока
Моторная афазия Брока имеет 3 типа нарушений:
- Афферентное нарушение речи. Относится к легким формам. Больной бегло говорит без пауз. При обследовании выявляют дефекты во время чтения и неправильную артикуляцию.
- Эфферентное нарушение речи. Тяжелая форма, при которой пациент произносит бессвязные фразы с длинными интервалами или молчит. Отмечают грубые нарушения письменной речи. Читать пациент может с трудом.
- Сенсорно-моторная афазия. Полное расстройство понимания и произношения устной и письменной речи.
Причинами моторной афазии являются:
- эмболия верхней ветви мозговой артерии;
- кровоизлияние;
- травма;
- воспаление;
- опухоли;
- дегенеративные процессы (болезнь Альцгеймера, Пика).
В основном моторная афазия выявляется после инсульта. При легкой форме у больных наблюдаются умеренные нарушения способности говорить и писать, но понимание сказанного и написанного страдает минимально. Только при обследовании с выполнением сложных команд выявляют отклонения.
В некоторых случаях больной на короткий период утрачивает свою речь, но при этом понимает других и может осознать прочитанный текст. Как правило, такое состояние сменяется обедненной речью. Больной с усилием произносит слова, при этом осознает дефекты произношения.
Он не может выполнить произвольные движения языком и губами по команде, несмотря на то, что автоматические движения в них сохранены. При осмотре определяют слабость мышц нижнего правого отдела лица, правой руки и кисти. При легких нарушениях речь полностью или частично восстанавливается.
При выраженных нарушениях больной не может нормально говорить и понимать речь. При восстановлении во время лечения, пациент отвечает только шаблонными фразами в ответ на все вопросы, которые ему задают. В других случаях, появляется медленная речь, которая произносится с усилием. Обычно произношение фраз грамматически неправильное, без предлогов и союзов. Больной разговаривает без интонации и плавности.
Как лечить афазию
Как всех учат с детства, «нервные клетки не восстанавливаются». На самом деле это не совсем так: даже у глубоких старцев между живыми нейронами могут образовываться новые связи – «мостики», по которым информация будет идти от нервной клетки с одной стороны от очага инсульта до нейрона на другой стороне. Но для этого нужны:
- ежедневная деятельность, которая станет задействовать участки мозга, находящиеся рядом с погибшей зоной;
- достаточное кровоснабжение мозга, особенно в пострадавшей области;
- обеспечение головного мозга необходимым количеством кислорода;
- устранение дополнительных хаотичных импульсов, которые возникают в мозге при стрессе и мешают направить поток импульсов в область возле очага погибших клеток. Стресс при афазии вызывается тем, что человек понимает свою неспособность донести свою мысль до окружающих.
По этим принципам лечится и афазия после инсульта. Начинать ее нужно как можно раньше – как только будет купирован отек мозга, который проявляется угнетением сознания (от сонливости до комы), судорогами, галлюцинациями.
- начата как можно раньше;
- проводиться ежедневно, в том объеме, который больной может осилить;
- направлена на коррекцию не только устной, но и письменной речи, если такой синдром имеет место у Вашего родственника.
В некоторых случаях афазия после инсульта может купироваться самостоятельно, но это бывает крайне редко, поэтому на такой исход не стоит рассчитывать. В основном, лечение этого синдрома – процесс длительный и кропотливый, требующий от родственников большой отдачи.
Рассмотрим каждый вид терапии подробно.
Медикаментозное лечение
Оно назначается врачом-неврологом стационара, где лежит больной с инсультом, и начинает проводиться в максимально ранние сроки. Медикаментозная терапия включает препараты, улучшающие доставку кислорода и полезных веществ к мозгу, упрочивающие в нем нервные связи, оптимизирующие в нем обмен веществ. Это:
Смотрите также:
- «Церебролизин» («Семакс»);
- «Глиатилин» («Холитилин», «Церетон»);
- «Сомазина» («Цераксон»);
- препараты янтарной кислоты «Цитофлавин», «Реамберин», «Мексидол»;
- витамины B-группы: «Нейромидин», «Мильгамма».
Эти препараты применяются в комплексе, по той схеме, которую практикует данное лечебное учреждение. Вначале их вводят внутривенно и внутримышечно в течение 1-3 недель. Далее переходят на таблетированную форму этих медикаментозных средств.
Кроме указанных препаратов больному вводят те лекарства, которых требует его состояние. Поэтому, если афазия после инсульта дополняется другими, более опасными для жизни нарушениями, комплекс лечения непосредственно нарушения речи «урезается» — для уменьшения лекарственной нагрузки на внутренние органы.
Физиотерапия
Для лечения афазии после инсульта проводятся физиотерапевтические процедуры, направленные на улучшение мозгового кровообращения. Это:
- иглорефлексотерапия;
- электромиостимуляция (воздействие импульсами тока) мышц, участвующих в артикуляции;
- воздействие на кору мозга магнитным полем.
Занятия с логопедом
Купированием афазии после инсульта занимается особый логопед – афазиолог. Обычно эти специалисты работают в том же лечебном учреждении, которое занимается лечением инсульта, но в некоторых случаях родственникам приходится самостоятельно искать такого специалиста.
Начинаться занятия с афазиологом должны еще в условиях неврологического отделения, через неделю после того, как больного переведут из палаты интенсивной терапии. Этот врач тренирует перенесшего инсульт пожилого человека в течение сначала 5-7 минут, постепенно увеличивая время занятий до 15 минут. Он работает по такой схеме:
- Строить с больным диалог.
- Добиваться понимания.
- Тренировать чтение.
- Вспоминать навыки письма.
Прежде, чем приступить к занятиям с больным сенсорной афазией, если он не понимает своего состояния, его просят написать слово (обычно он пишет набор букв), затем – прочитать его. Общаются с ним мимикой и жестами. На листке с набором букв подчеркивают карандашом или ручкой.
Афазиолог должен показать родственникам упражнения, которые он выполняет с больным, чтобы они могли вечером их повторять.
Примеры упражнений:
- Раздувание щек.
- Облизывание языком попеременно то верхней губы, то нижней.
- Вытягивание губ трубочкой, после чего нужно продержать их в таком положении на 5 секунд, потом – расслабить.
- Движения языком: к кончику носа – к подбородку.
- Попытки перед зеркалом сложить язык трубочкой.
- Нижнюю челюсть выдвинуть вперед и вверх, чтобы зубами захватить верхнюю губу. Потом сделать то же самое с нижней челюстью.
- С закрытым ртом нужно пытаться достать языком до язычка.
- Цоканье языком по нёбу.
- Изображение поцелуев.
- Произношение простых привычных слов.
С афазиологом разучивают фразу или слово, с которого можно начать общение, «вспоминают» счет от 1 до 10 и в обратном порядке.
Эффективна в лечении афазии мелодико-интонационная терапия: во время пения артикуляция улучшается – появляется уверенность в своих силах. Начинают пение со знакомой песни, всячески поддерживая больного, даже если ни одного внятного звука он произнести не смог.
При сенсорной афазии помогают тренировки с карточками, на которых нарисованы картинки. Можно пользоваться специальными компьютерными программами (например, программа для логопедов авторства Рябцун) или приложениями на телефоне. Афазиолог просит больного объяснить, что он хочет сказать, с помощью картинок. Также, если человек путает буквы в словах, просит показать, где, к примеру, изображена «бочка», а где «почка».
Помощь больному
Восстановление речи при сенсорной афазии — процесс достаточно трудоемкий и длительный. Для достижения наилучших результатов требуется максимальная консолидация усилий как специалиста, так и самого больного.
Процесс осложняется тем, что нормальное общение между врачом и больным очень затруднено на фоне того, что последний полностью утратил способность понимать человеческую речь. Также пациент оказывается неспособен графически изложить испытываемые им ощущения.
Особенности логопедической коррекции
Логопедические занятия способствуют восстановлению речи при сенсорной афазии. Благодаря мини-тренингам восстанавливается корректное произношение звуков. Человек восстанавливает способность разговаривать осмысленно.
Лечение осуществляется посредством выполнения специфических занятий. Эти занятия могут выполняться и дома. На первых порах больной должен:
- Называть части тела и предметы;
- Работать по картинке, совмещая изображение с надписью.
- Отвечать на простые вопросы.
Немногим позже можно переходить к тематическим диалогам.
Комфортная обстановка является важнейшим условием работы с больным.
Разговаривать с афазиком нужно медленно и спокойнее. Он должен почувствовать, что его понимают и поддерживают.
Сенсомоторная афазия после инсульта
По степени опасности для жизни и здоровья человека нарушения мозгового кровообращения можно поставить в один ряд с онкологическими болезнями. В большинстве случаев инсульт приводит к инвалидности. Как известно, поражение клеток головного мозга негативно отражается на качестве жизни пациента, лишая его контроля над собственным телом, в т. ч. возможности ходить, говорить, воспринимать общение.
Лечение детских афазий
В первую очередь терапия при афазии у детей должна быть направлена на устранение фактора, провоцирующего речевое расстройство. В педиатрии предпочтение отдается максимально щадящим комплексным подходам, по возможности ограничиваются консервативными приемами. Параллельно занимаются самой афазией. Методы ее устранения подбирает целая группа врачей, состоящая из педиатра, невролога, логопеда, дефектолога. Важно понимать, что даже при самом лучшем раскладе достижение показателей возрастной нормы случается редко.
Логопедические занятия направлены на запуск компенсаторных свойств клеток головного мозга, окружающих пораженный участок. В ход идут прямые способы, основанные на стимулировании резервных функций нервной ткани, и непрямые – нацеленные на функциональные перестроения внутри проблемного отдела. В детской логопедии активно используются карточки, устные и письменные упражнения, работа с предметами, программное обеспечение. Сегодня все чаще в ход идут приемы нетрадиционной медицины, при которых дети проводят время с различными животными.
Благодаря особенностям головного мозга у детей и гибкости происходящих в нем процессов прогноз по афазии в большинстве случаев благоприятный. В каждой конкретной ситуации важную роль играет тип нарушения, площадь поражения нервной ткани, корректность подобранного лечения. При легких формах расстройств признаки положительной динамики проявляются уже через несколько недель терапии. Примерно через месяц восстанавливается коммуникативная функция. При средней степени тяжести состояния на получение стойкого эффекта уходит до полугода.
Причина нарушения речи
Сенсомоторная афазия после инсульта является одним из самых серьезных осложнений. Полная или частичная потеря речи возникает при угнетении отдельных мозговых функций, снижения активности конкретных участков коры. Сенсомоторная афазия также может являться следствием травм, указывать на наличие доброкачественных или злокачественных опухолей, энцефалита, менингита. В отличие от других речевых нарушений, возникающих при поражении головного мозга, данная форма считается самой тяжелой. Сочетание симптомов сенсорной и моторной афазии – это с трудом поддающееся лечению последствие перенесенного инсульта, поскольку связано оно с развитием патологического процесса в полушарии, ответственном за речь и двигательную активность.
Причины появления
При афазии происходит поражение определенных участков мозга, которые отвечают за речь. Чаще всего это происходит на фоне инсульта, черепно-мозговых травм, аневризмы сосудов. Риск появления болезни есть у подростков и молодых людей.
Детская афазия возникает из-за следующих причин:
- опухолей головного мозга;
- травмы;
- тяжелой инфекционной болезни.
Это тяжелое нарушение, которое затрагивает все виды речевой деятельности. Степень выраженности проблемы зависит от локализации очага поражения, его размера, нарушенных функций.
Имеет значение реакция человека на дефект, его осознание. Учитывается степень развития навыков, например, чтения, до появления дефекта.
Афазию нельзя путать с другими проблемами: алалией, дизартрией. У ребенка появляется ряд специфических симптомов. Причина нарушения всегда органической природы.
У детей афазия возникает редко — около 10% случаев приходится на дошкольный и школьный возраст. Остальная масса больных — это лица, старше 18 лет.
Из-за малоподвижного образа жизни, ухудшения криминогенной обстановки инсульты и черепно-мозговые травмы значительно помолодели. Увеличилось количество опухолевых заболеваний. Поэтому разработка методов восстановления речи актуальна.
У детей чаще диагностируют моторную и сенсорную афазию. У взрослых формы болезни разнообразны.
Какими симптомами проявляется заболевание?
Почему вообще возникает сенсомоторная афазия, что это такое? После инсульта в некоторых случаях нарушается функциональность нижней лобной извилины, обеспечивающей человеку способность произносить слова. Параллельно с развитием данной патологии происходит сбой в корковой области головного мозга, в частности верхней доли височных отделов обоих полушарий, что приводит к потере способности понимания смысла речи. Больной не перестает слышать себя и окружающих, но воспринимать слова больше не может.
Второе название заболевания – акустико-гностическая афазия. Прогрессирование недуга приводит к спонтанно появляющейся речи, которая при отсутствии лечения больше становится похожей на нечленораздельное мычание. Степень утраты способностей правильно говорить и распознавать сказанное окружающими определяется серьезностью мозгового поражения и индивидуальными особенностями человека. При тотальной или грубой сенсомоторной афазии, подразумевающей нарушения всех речевых функций, могут встречаться и другие симптомы. Самыми распространенными проявлениями считают:
- рассеянность;
- сонливость;
- апатию к происходящему;
- неспособность к концентрации внимания;
- частичный паралич мышц тела.
Что может помешать выздоровлению?
Шансы пациента на восстановление при сенсомоторной афазии зависят от ряда факторов, к которым относят общее состояние больного, наличие сопутствующих заболеваний и эффективность применяемой реабилитационной терапии. Действительно, вернуть утраченную возможность говорить и понимать речь намного сложнее, если у больного:
- случилось повторное кровоизлияние;
- диагностирован атеросклероз, артериальная гипертензия или другие сердечно-сосудистые заболевания;
- нередко возникают ишемические атаки;
- прогрессирующий сахарный диабет.
Как вернуть речь после инсульта: методы терапии
Как минимум в двух направлениях лечат моторную и сенсорную афазии после инсульта. Логопедия и консервативная медицина — основные способы восстановления речевой функции.
- нейрохирургическое лечение (в т. ч. при наличии абсцесса, внутричерепной гематомы),
- курс ЛФК;
- физиотерапевтические процедуры;
- массаж;
- сеансы психологического воздействия.
Причины развития сенсорной афазии
Существует множество причин развития сенсорной афазии.
Приведем некоторые из них:
- Травматические повреждения головного мозга;
- Энцефалит, лейкоэнцефалит;
- Поражение опухолевым процессом некоторых отделов неокортекса;
- Инсульты, болезнь Пика;
- Заболевания воспалительного характера.
Также специалисты утверждают, что определённые виды психических расстройств могут провоцировать афазию.
Пациент, который страдает синдромом сенсорной афазии, может воспроизводить лишь обрывки слов, которые между собой не имеют никакой связи. Также данное состояние может сопровождаться выраженной двигательной активностью и повышенной общей эмоциональностью. В частых случаях пациент способен выполнять простые команды, такие как: помахать рукой, сесть, закрыть глаза.
По просьбе специалиста больной может повторить за ним отдельные фразы и слова, но при этом он не видит в них вообще никакого смысла и не осознаёт их значение. При сенсорной афазии речь больного насыщена эхололиями, неологизмами, вербальными парафазиями. Также у пациента может проявляться жаргон-афазия, логорея — многоречие.
Для данного заболевания характерна измененная структура речи. Пациент не может сформировать простые предложения и имеет очень скудный лексикон. Очень часто бывают случаи, когда пациент осознаёт и представляет, как выглядит тот или иной предмет, но затрудняется вспомнить, или вообще не может воспроизвести его название.
Чтобы иметь большее представление о таких нарушениях, необходимо ознакомиться с их классификацией и выделить некоторые их формы. В данной статье мы более подробно рассмотрим сенсорную афазию.
Это важно! Афазия Вернике — это ещё одно название сенсорной афазии. Потеря способности к восприятию устной речи — самая характерная черта данной болезни. Если рядом с больным будут беседовать другие люди, он в беседе участвовать не будет, так как он не понимает смысла разговора. Помимо этого, текст в письменном виде, для него тоже ничего не значит.
Особенностью данной патологии является то, что у пациента может быть идеальный слух, но, так как имеется поражение коркового отдела слухового анализатора, то интерпретировать разговор больной не в состоянии.
Бессвязные звуки — это то, что слышит больной сенсорной афазией, независимо от громкости и тональности. Также родной для себя язык, пациент может воспринимать как иностранный. С этим связано то, что сенсорную афазию ещё называют акустико-гностической афазией.
Понимать таких больных очень сложно, поэтому окружающие могут их принимать за психически неуравновешенных людей. Писать по диктовку пациент не может, письмо и чтение у него грубо нарушено. В редких случаях, больной может копировать текст.
Для данной болезни характерны такие симптомы: акалькулия, верхнеквадратная гемианопсия, нарушение ориентировки (право-лево). Бывают случаи, когда сенсорная афазия протекает в более легкой форме, в таком случае, пациенту трудно понимать сложные фразы, метафоры. В медицине очень малоизвестны случаи «чистой» афазии. Моторная и сенсорная афазии в «чистом» виде встречаются крайне редко, чаще можно наблюдать комплексные заболевания.
Лекарства для стимуляции мозгового кровообращения
Итак, начать, пожалуй, следует с препаратов, которые назначают пациентам с расстройством речевой функции. Курс медикаментов состоит, как правило, из нейротрофических лекарственных средств, действие которых направлено на нормализацию обменных процессов в головном мозге и повышение кровообращения. При тотальной афазии врачи прописывают:
- «Пирацетам» — ноотропный препарат, применяемый при речевых и когнитивных нарушениях. Продолжительность курса определяется неврологом и чаще всего составляет от 2 до 6 месяцев. Лекарство применяют инъекционным путем, вводя внутривенно или внутримышечно.
- «Пиритинол» — активирует холинергические процессы в головном мозге. После инсульта при афазии назначается на 3-4 месяца.
- «Вазобрал» — комбинированное лекарственное средство, активные компоненты которого стимулируют работу центральной нервной системы. Длительность курса составляет в среднем 2-3 месяца.
- «Церебролизин» — препарат ноотропного поколения, обеспечивает метаболизм, нейропротекцию, функциональность нейромодуляции и нейротрофической активности. Курс терапии может достигать 12 месяцев.
СВОЕОБРАЗИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
44.04.03«Специальное (дефектологическое) образование»
СВОЕОБРАЗИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Теракян Любовь Викторовна
Россия, Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет
В статье представлена краткая характеристика сенсорной системы и своеобразие сенсорной интеграции детей со сложными нарушениями развития.
Ключевые слова: сложные нарушения развития, сенсорная система, своеобразие сенсорной интеграции.
THE ORIGINALITY OF SENSORY INTEGRATION OF CHILDREN WITH COMPLEX DEVELOPMENTAL DISORDERS
Terakian Lobov Viktorovna
Russia, Rostov-on — don, southern Federal University
The article presents a brief description of the sensory system and originality of sensory integration of children with complex developmental disorders.
Keywords: complex developmental disorders, sensory system, the uniqueness of sensory integration.
Весь окружающий мир ребенок познает с помощью органов чувств. Сенсорная (от лат. «sensus» — чувство, ощущение) система: слух, зрение, осязание, обоняние) — это датчик восприятия окружающего мира. Это система, которая считывает информацию извне, опираясь на раннее сформированные сенсорные эталоны. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую они получают при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, различных вкусах и т. д. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Информация от них анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдает целостную картину.
Сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи как И. М. Сеченов (1952), П. Ф. Лесгафт (1956), Л. С. Выготский (1983), И. А. Соколянский (1989), Н. А. Бернштейн (1990), Lauren J. Lieberman, Jim F. Cowart, (1996); Н. П. Вайзман (1997), У Кислинг (2010) [4, 7] и др. Все они сходятся во мнении, что взаимодействие органов чувств необходимо для движения говорения и игры, — это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Чтобы нормально развиваться и работать мозг нуждается в постоянном поступлении сенсорной информации.
Основными подсистемами сенсорной системы человека являются:
зрительная — система, обеспечивающая выполнение сложнейших зрительных функций, предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру, направлению движения. Это самый мощный источник информации о внешнем мире;
слуховая система — одна из важнейших дистантных сенсорных систем человека в связи с возникновением у него речи как средства межличностного общения. Акустические (звуковые) сигналы представляют собой колебания воздуха с разной частотой и силой. Они возбуждают слуховые рецепторы, находящиеся в улитке внутреннего уха. Рецепторы активируют первые слуховые нейроны, после чего сенсорная информация передается в слуховую область коры большого мозга через ряд последовательных отделов, которых особенно много в слуховой системе;
вестибулярная — система поддержания равновесия, она воспринимает сигналы о положении тела и головы в пространстве, изменений скорости и направления движения, обеспечивает единую функцию восприятия и ориентировки в пространстве. Вестибулярная система играет наряду со зрительной и соматосенсорной системами ведущую роль в пространственной ориентировке человека;
тактильная — система кожной чувствительности. Включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре — гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь — плоское/объемное), температурные характеристики (тепло/холод), вибрационные. К тактильным ощущениям относятся также: давление и движение воздуха и одежды, трение, возникающее от прикосновения с игрушками, спортивным инвентарем, бытовыми предметами и пр. Тактильная система является самой большой сенсорной системой, значительно влияющей на поведение, как физическое, так и психическое;
проприоцептивная — система, обеспечивающая кинестетическое восприятие (мышечно-суставное чувство), с помощью которого контролируется положение тела в пространстве и взаиморасположение его частей. Кинестетические ощущения — это такие сигналы, которые возникают при сокращении и растяжении мышц, а также при изменении положения суставов (сгибание, разгибании, отведении, приведении и т. д.). Проприоцепторы расположены в мышцах, сухожилиях и связочно-суставном аппарате. Информация, поступающая от проприоцепторов, позволяет контролировать позу и точность произвольных движений, дозировать силу мышечных сокращений при противодействии внешнему сопротивлению. Известно, что сенсорно-перцептивное чувство является базовым для развития ребенка. Поэтому сенсорное развитие, неразрывно связано и является основой его психофизического развития.
Американская исследовательница и терапевт Э. Дж. Айрес в своей книге «Ребенок и сенсорная интеграция» (2009), дает определение понятию «Сенсорная интеграция». Исходя из трактовки автора, сенсорная интеграция — это взаимодействие всех органов чувств, всего тела и мозга. Центральная нервная система, и особенно головной мозг, устроены так, что они могут организовать бесчисленные кусочки сенсорной информации в целостную систему. Она организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, цвет, величина, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве), а также формирует базу для теоретического обучения и социального поведения. О сенсорной интеграции свидетельствует, например, то, что все виды сенсорных импульсов сходятся в вестибулярном ядре и ретикулярной формации мозгового ствола. Затем часть этого потока направляется в таламус в верхней области ствола для последующей интеграции. Завершается сенсорная интеграция в полушариях мозга, где данные от отдаленных рецепторов — зрительных и слуховых -обрабатываются, превращаясь в точные перцептивные образы и ассоциации. Ряд авторов [1, 2 и др.] описывают механизмы влияния вестибулярной активности на обработку зрительных и слуховых сигналов в коре головного мозга указывают на взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов прослеживается в анатомическом единстве: периферическая часть слуховой системы находится в лабиринте, там же, где находятся периферические рецепторы, воспринимающие вестибулярные раздражения. Вестибулярная система формирует связь между телесными ощущениями и внешними событиями. Известно, что тактильные ощущения поступают в головной мозг от каждого миллиметра кожи и идут почти во все области мозга. При отсутствии тактильных контактов нервная система, как правило, не может работать сбалансировано. В связи с этим нарушение почти в любой части мозга, скорее всего, скажется и на тактильной чувствительности. Сенсорные функции [3] развиваются в тесной связи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность — сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.
Вся жизнь ребенка связана с бесконечным восприятием окружающего мира, с его красками, звуками, формами. В связи с этим, развитие сенсорно-перцептивных базовых эталонов является важным в развитии и воспитании всех категорий детей, особенно детей со сложными нарушениями развития. Дети со сложными нарушениями развития — это, как правило, дети с врожденной сочетанной патологией первичного генеза, у которых преимущественно отмечаются аномалии органов чувств (главным образом зрения и слуха), а значит, они с первых дней своей жизни воспитываются в условиях сенсорной и двигательной депривации. Анализ научно-методической литературы, практика обучения и воспитания, педагогические наблюдения за этими детьми позволяют выделить некоторое своеобразие сенсорной интеграции детей со сложными нарушениями развития.
Одной из причин нарушения сенсорной интеграции может быть недостаток сенсорных (тактильных, зрительных, слуховых) стимулов. В зарубежных исследованиях [10 и др.], показано влияние сенсорной депривации на сенсомоторное развитие, эмоциональность, адаптивность и т. д. И. А. Шаповал [цит. по 7], в свою очередь, отмечает, что в результате недостаточности сенсорного анализа может быть нарушен процесс осмысления построения двигательного действия. В нейрофизиологических исследованиях детей рассматриваемой категории установлены отклонения от нормы формирования механизмов зрительного и слухового восприятия. Эти дети имеют не только более выраженную задержку сенсомоторного развития по сравнению с детьми без сенсорного нарушения, но и вторичную задержку в психоэмоционально-волевом и когнитивном развитии.
Кожная чувствительность и двигательная память становятся у детей с бисенсорными нарушениями (у слепоглухих) особым способом познания окружающего мира. Например, Соколянский И. А. [8] описывал, как легко слепоглухие дети находят окна и двери в незнакомом помещении благодаря восприятию кожей лица изменений воздушной волны и температуры, излучаемой окном. Тактильная чувствительность позволяет им воспринимать предметы только касанием и действием с ними в непосредственном контакте. Однако человек, лишенный зрения и слуха, может получать информацию от окружающего пространства на расстоянии — дистанционно. У слепоглухих детей отмечается необыкновенная тонкость обоняния. Обоняние позволяет почти всем слепоглухим отыскивать на расстоянии знакомого или незнакомого человека, узнавать погоду на улице по запахам из открытого окна, определять особенности помещений и отыскивать в них нужные предметы. Вибрационные ощущения являются основой для восприятия и формирования устной речи у слепоглухого ребенка. Например, слепоглухих детей обучают воспринимать устную речь ладонью руки, приложенной к шее собеседника и контролировать подобным образом свою собственную речь. С помощью вибрации голосовых связок ребенок научается идентифицировать различные звуки. Благодаря тактильно-вибрационной чувствительности к звукам, производимым при передвижении предметов и людей, ребенок может ощущать происходящее вокруг него также на определенном удалении. С возрастом слепоглухие способны определять на расстоянии приближающихся людей по походке, узнавать, что кто-то вошел в комнату, слушать рукой звуки музыки, определять ногами направление громких звуков, производимых в доме и на улице и т. д. Наряду с этими полностью сохранными возможностями обонятельной, вкусовой, осязательной, тактильно-вибрационной чувствительности слепоглухих необходимо обучать, по возможности, использовать остаточные зрение и слух.
Например, специальные занятия по развитию зрительного восприятия у детей с резидуальными нарушениями (с потерей зрения вплоть до светоощущения) могут научить их правильно пользоваться даже самым минимальным остатком зрения, которым ребенок может воспользоваться в процессе занятий физическими упражнениями, пространственной ориентировки, в учебной и трудовой деятельности. Успехи современной медицины сделали возможным возвращение способности слышать некоторым слепоглухим благодаря кохлеарной имплантации [5].
Следует отметить, что среди детей со сложными нарушениями развития, имеет место нарушение тактильной чувствительности, проявляющейся в виде тактильной гиперестезии. Гиперестезия (hyperaesthesia; от греч. слова hyper — сверх, aesthesis — ощущение) — повышенная чувствительность к раздражителям, воздействующая на органы чувств. К причинам ее проявления относятся: повышение чувствительности нервных окончаний, которая наблюдается при патологии кожи и слизистых оболочек (например, ранах, ожогах); повышение возбудимости нейронов сенсорной системы: главным образом сенсорных полей коры головного мозга, ядер миндалевидного комплекса и др. Это происходит, например, при неврозах, некоторых формах психических расстройств, энцефалитах. При тактильной гиперестезии даже легкие прикосновения (тактильные стимулы) вызывают неприятные, а порой болевые ощущения. Поведение детей может выражаться в отвергающем и эмоциональном реагировании на ощущение прикосновения. Дети, отвергающие тактильный контакт избегают ощущений от определенных видов одежды (шерсть, синтетика, грубые виды тканей и пр.), предпочитают одежду с длинными рукавами, избегают ходьбы босиком по траве или песку, им не нравится купаться, поскольку брызги воды чрезмерно возбуждают их нервную систему. Ребенок реагирует не только на чужие прикосновения, но и, на поглаживание по голове, дружеское объятие за плечи, которые могут вызвать у него чувство дискомфорта, а на неожиданные прикосновения отвечает агрессией. В таких случаях, следует помнить, что упражнения в парах, совместные игры, например, игра в пятнашки, могут вызвать у ребенка возбуждение, сильную эмоциональную реакцию или иные нарушения поведения. Такой ребенок избегает игровых заданий с мягкими игрушками. Однако некоторые из них имеют приятную тактильную стимуляцию — любимую игрушку, с которой предпочитают не расставаться. Избегание тактильных прикосновений отрицательно сказывается на развитии двигательных навыков, особенно движений рук, мелкой моторики. Практика работы с такими детьми показывает, что уверенное сильное надавливание на кожу (такое давление, чтобы не навредить ребенку) обычно приносит детям не только удовольствие, но и успокоение. Э. Джин Айрес предлагает надеть на ребенка утяжеленный жилет с наполнителем.
Своеобразие сенсорного развития может проявляться в виде нарушения теплообмена (нарушение теплового баланса организма), которое выражается в двух вариантах: гипотермия — охлаждение; гипертермия-перегревание, которые, в свою очередь, также затрудняют жизнедеятельность детей.
У детей со сложными нарушениями развития нередко отмечается нарушение проприоцептивных ощущений. Детям с нарушением интеграции проприоцептивных сигналов, как правило, очень трудно даются те действия, которые они не могут видеть.
Известно, что вестибулярная система связана почти со всеми зонами мозга. Она настолько чувствительна, что любая перемена положения и любое движение оказывают влияние на мозг. Вестибулярные расстройства, часто встречающиеся у детей со сложными нарушениями, могут быть причиной головокружения, нарушения или утраты равновесия, что может быть вызвано сбоями в обработке сенсорных сигналов в вестибулярной системе.
Дети, у которых сенсорная интеграция не эффективна или нарушена, не интегрируют эти ощущения должным образом. Например, при проверке зрения у ребенка не выявляются зрительные дисфункции, однако он испытывает трудности в пространственной ориентировке, зрительном подражании. Такие дети не адекватно оценивают расстояние до и между предметами, не в состоянии оценить их положение относительно своего тела. При нарушении функции вестибулярного аппарата снижается мышечный тонус, и ребенок быстро устает. В связи с этим дети, чей мозг неэффективно обрабатывает вестибулярные сигналы, с трудом удерживают голову прямо, сидя за столом. Все эти явления характеризуют нарушения вестибулярного механизма. Недостаточная обработка и интеграция мышечных и суставных ощущений в мозжечке и вестибулярных ядрах приводит к тому, что ребенок часто спотыкается и двигается неуклюже. Дети предпочитают сидячий образ жизни, в связи с этим снижается двигательная активность, отмечается гиподинамия. А, как известно, при дефиците двигательной активности, игр, задействующих все группы мышц, ребенок не получает сенсорной пищи, необходимой для развития мозга.
Своеобразие сенсорной интеграции детей со сложными нарушениями заключается в недоразвитии у них способностей к приему, переработке и хранению информации, недостаточности словесного опосредования, а также в возникновении различного рода функциональных перестроек. Так, при слепоглухоте в процессе развития ребенка, формируется очень сложная взаимосвязь между сохранными анализаторами и внешней афферентацией, то есть информацией, поступающей извне через осязание, обоняние, вкус, в некоторых случаях и через частично сохранные зрение и слух. Нарушение анализа зрительной информации, у этих детей, сочетаются с дефицитом зрительного внимания, т. е. не формируются основные сенсорные эталоны, что затрудняет различение признаков предметов. Дети имеют мало представлений о внешнем мире, что приводит к снижению образной памяти.
Одной из особенностей развития детей со сложной структурой нарушения является сниженный запас знаний и представлений, обусловленный обедненностью внешней информации из-за врожденного поражения важнейших в психическом развитии сенсорных каналов. Характерными особенностями представлений детей с сенсорными нарушениями являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности и вербализм [6]. Известная слепоглухая О. И. Скороходова [9], обращает внимание на то, что слепоглухие находятся в постоянном физическом напряжении. Ведь слепоглухонемой, лишенный зрительных и слуховых анализаторов, ощущает и воспринимает внешний мир всем организмом, а его руки — это видоизмененные «глаза», «уши» и «язык». Даже прогулки для слепоглухих связаны с целым рядом трудностей и чрезвычайным напряжением, т. к. им необходимо ощущать дорогу под ногами, представлять окружающее пространство, ощущать запахи, температурные изменения и колебания воздуха и многое другое.
Ребенок со сложным нарушением развития, в результате недостаточности сенсорно-моторного опыта, нарушения понятийного аппарата не сразу включается в предлагаемое ему задание. Даже при специально организованных методах обучения результаты оказываются различными, психика ребенка остается глубоко неразвитой.
Исходя из выше описанного своеобразия сенсорной интеграции детей рассматриваемой категории, очевидно, что слабое развитие восприятия оказывается одной из основных причин замедленного овладения деятельностью, жизненно необходимыми двигательными, социально-бытовыми умениями и навыками, что отрицательно сказывается на всем ходе физического и психического развития детей. В связи с этим, прежде чем, предъявлять ребенку учебный материал, вначале рекомендуется создать такие сенсорно-стимулирующие условия, при которых могут быть оптимально задействованы психомоторные возможности ребенка.
Литература
- Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития /Э. Джин Айрес; [пер. с анг. Юлии Даре]. М.: Теревинф, 2009.
- Байкина Н. Г. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением слуха /Н. Г. Байкина, Я. В. Крет, Л. Д. Хода. / Частные методики адаптивной физической культуры: учебник /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2007. — С. 43-50.
- Краснощекова Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты /Н. В. Краснощекова. -Ростов н/Д: Феникс, 2007. (Школа развития).
- Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; [пер. с нем. К. А. Шарр]. — М.: Теревинф, 2010.
- Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Л. В. Кузнецова, Переслени Л. И., Солнцева Л. И. /Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Академия, 2002.
- Литвак А. Г. Тифлопсихология /А. Г. Литвак. — СПб, Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
- Ростомашвили Л. Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития. Учебное пособие /Л. Н. Ростомашвили. — М.: Советский спорт, 2009.
- Соколянский И. А. Соколянский, И. А. Обучение слепоглухонемых детей /И. А. Соколянский. //Дефектология. — 1989, №2. — С. 7-12.
- Скороходова О. И. Скороходова, О. И. Приспособление слепоглухонемого к жизни /О. И. Скороходова. — //Специальная школа, 1968, №1 (105). — С. 58- 62.
Van Dijk J. P. M. An educational curriculum for deaf-blind multihandicapped persons // D. Ellis (Ed.) Sensory impairments in mentally handicapped people. London: Choom-Helm. 1986. H. 375-382.
Помощь логопеда: упражнения для коррекции речевой функции
Логопедическая коррекция при сенсомоторной афазии является таким же фундаментальным методом лечения, как и применение медикаментов. Чтобы восстановить речь больного, используются различные упражнения для активизации деятельности правого мозгового полушария. Нижеописанный комплекс занятий по обучению пациента, перенесшего инсульт, направлен на восстановление в его памяти навыков подвижности челюстей, языка, губ. Выполнять его необходимо вместе с больным – он должен повторять за инструктором.
- Губы сложить в трубочку, вытянуть как можно сильнее и задержать в таком положении на несколько секунд, затем расслабить. Упражнения повторяют 10 раз.
- Нижнюю губу нужно слегка захватить зубами, как будто пытаясь прикусить ее, после чего отпустить и расслабить. То же самое проделать с верхней губой.
- Высунуть язык как можно дальше, напрячь шею и затаить дыхание на 3 секунды, затем выдохнуть. Повторить несколько раз.
- Языком облизывать губы, уверенно водя им по кругу по часовой стрелке и в обратную сторону.
- При максимальной напряженности языка попытаться свернуть его в трубочку, а после дотронуться его кончиком до верхнего неба.
Мелодические напевы для возвращения речи
Во время выполнения упражнений при сенсомоторной афазии специалисты акцентируют внимание также на терапии мелодической интонации. Данная методика основана на активизации функций правового мозгового полушария. Достичь желаемого результата поможет пение или просто любимые музыкальные композиции. Если часто напевать мелодичные мотивы, ранее знакомые пациенту, он захочет однажды подпеть своему инструктору, пытаясь проговорить окончания фраз или отдельных слов. Также помогают скороговорки, которые проговаривают с больным, уже идущим на поправку. Этот способ работает эффективно, способствуя скорейшему восстановлению речи.
Операция при неизлечимой афазии
Хирургический метод лечения последствий инсульта предполагает непосредственное вмешательство в черепную коробку пациента для проведения реваскуляризации нарушенной речевой зоны. Сегодня такое вмешательство осуществляют посредством экстра-интракраниальной трепанации черепа. Микроанастомоз помогает улучшить кровообращение головного мозга и оптимизировать состояние нервных клеток, возвращая им нормальную функциональность.
Физиотерапия для восстановления речи
Физиотерапевтические процедуры полезны для стимуляции речевой мускулатуры. При афазии назначают иглорефлексотерапию, электрофорез. Однако на сегодняшний день физиолечение после инсульта не имеет повсеместного распространения. При локальном и неглубоком поражении участка коры головного мозга методики действительно помогают откорректировать артикуляцию, однако они малоэффективны для восстановления восприятия слышимой пациентом речи. Не имеет точного подтверждения результативности и тактика биоуправления. Между тем сегодня данную лечебную тактику применяют для визуального контроля над восстановлением речи пациента.
Какова вероятность выздоровления?
Прогноз сенсомоторной афазии после инсульта относителен, так как точно сказать, сколько понадобится времени на реабилитацию больного, невозможно. Как правило, продолжительная усердная работа со специалистами дает заметные результаты уже через 6 месяцев. Надеяться на спонтанное выздоровление не стоит. В среднем при проведении разносторонней логопедической коррекции речь у пациентов восстанавливается только по истечении 2-3 лет.
Прогноз на выздоровление зависит также от индивидуальных особенностей больного и его возраста. Чаще пожилые люди тяжелее справляются с нарушением речи, крайне редко удается восстановить прежнюю способность общения с окружающими в полной мере. Однако при значительных размерах поражения коры головного мозга мало шансов на полную реабилитацию и у лиц сравнительно молодого возраста. Важно как можно раньше начать лечение и беспрекословно выполнять все врачебные предписания. Успех больного с сенсомоторной афазией на выздоровление маловероятен без помощи близких людей.
Афазия. Пропала речь после инсульта или травмы.
Речь при афазии восстанавливается достаточно долго – на это может уйти до двух – трех лет реабилитационных процедур. Моторная или сенсорная афазия – это системное нарушение речи, которое способствует развитию у страдающего афазией, аффективных, психических состояний, агрессии, эмоциональной лабильности и депрессий. Для устранения нарушения речи всегда лучше привлекать различных специалистов – логопеда, психолога, нейропсихолога, реабилитолога . При коррекции афазии восстановительное лечение нужно начинать как можно раньше, когда состояние больного позволяет приступить к различного рода процедурам. Мировой опыт свидетельствует, что реабилитация, начатая в первые три месяца после купирования процесса, вызвавшего нарушение речи, дает самый высокий процент восстановления и социализации пациента.
Реабилитация (от позднелатинского rehabilitatio – восстановление) – это комплекс медицинских, педагогических, профессиональных мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов. Цель реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья состоит в обеспечении их способности к реализации образа жизни нормально развивающихся людей. Из этого следует, что лица с отклонениями в состоянии здоровья интегрируются в социальную среду. Адаптивная реабилитация тесно связана с проблемой адаптации (лат. adaptio – приспособление) всей системы восстановления (реабилитации) по обеспечению двигательной активности и восстановлению речи лиц, имеющих афазию, которую следует отнести к одной из актуальных проблем. Одной из основных задач адаптивной реабилитации является восстановление утраченных функций и систем организма, поддержание естественного стремления человека к возвращению в социум, его физическому и духовному статусу. В понятии адаптивной реабилитации раскрывается такая возможность помочь достигнуть оптимального уровня развития утраченных функций организма человека в соответствии с его потенциальными возможностями.
Для реализации этого процесса необходимо соблюдать
следующие условия:
- создание условий для удовлетворения реабилитационных потребностей каждого человека на основе корректировки педагогического процесса запросам пациента;
- предоставление пациенту реальных возможностей самоутверждения, где в максимальной степени раскрываются его способности, и ориентация на резервные возможности организма;
- формирование в стационаре и дома эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности больного на уровнях связи пациента с врачом, инструктором, педагогом, родственником, другим пациентом;
- обеспечение высокого уровня непрерывного реабилитационного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого пациента и взаимосвязи всех используемых средств реабилитации.
Организация домашней реабилитации – довольно сложный процесс, требующий дисциплинированности, ответственности и упорства в преодолении всех трудностей на пути восстановления пострадавших органов и систем организма человека, перенёсшего инсульт (травму головного мозга или операцию на головном мозге) и имеющего распад речи. При организации реабилитации на дому можно ориентироваться на следующие варианты её применения:
— посещение на дому реабилитологом, инструктором лечебной физической культуры, неврологом, психологом, логопедом и другими специалистами восстановительного лечения;
— обучение приёмам реабилитации родных, близких, друзей;
— элементарная помощь сиделки, медсестры;
— совмещённая организация работы специалиста и родных при домашней реабилитации;
— использование консультативной помощи различных специалистов по реабилитации;
— использование средств информации: компьютерной помощи, специальной литературы, методических и учебных пособий;
— дистанционное обучение (логопедом) самого больного и его родственников приёмам восстановления речи.
Восстановление речи у страдающих афазией – одна из самых значимых задач, которую необходимо решить в ближайшее время. С данной категорией людей занимается логопед, а также логопед-афазиолог. Восстановление речи при афазии в первые три месяца значительно повышают шансы на её восстановление. Существуют разработанные методики работы с афазиями. Методическая программа восстановительной работы индивидуальна для каждого больного и зависит от особенностей расстройства его речи, личности, интересов, потребностей и др.
Основные принципы в работе с имеющими афазию:
— при любой форме нарушения речи надо заниматься с логопедом как можно раньше;
— работу надо начинать с преодоления расстройств понимания обращённой речи, а если эта сторона сохранена, то с восстановления смысловой структуры речи, нарушение которой имеется практически при всех формах афазии;
— работу следует проводить над всеми сторонами речи, учитывает специфику нарушения каждой речевой функции при разных формах афазии;
— необходимо включить в восстановительный период чтение и письмо или работу над их восстановлением, если они так же грубо нарушены, как и речь;
— следует подключить к восстановительной работе всех, кто окружает больного: родственников, знакомых, соседей, медперсонал, предварительно их проконсультировав.
Занятия проводятся не реже двух-трёх раз в неделю, а лучше ежедневно на протяжении нескольких месяцев. Работа проводится в двух режимах: со специалистом-логопедом и самостоятельно. Если логопедом не была оказана помощь в первые недели, речевые нарушения приобретают стойкий характер.
Основные усилия при восстановлении речевой функции у безречевых пациентов – при афазии – направлено на расторможение речи. Это проводится на основе былых речевых стереотипов, на получение хоть каких-нибудь звуков и слов. Для расторможения речи подбирается материал, который имеет большое значение по смысловому и эмоциональному содержанию. Берут простые речевые образы, которые легко оживают в памяти и приводят в движение язык как бы автоматически. Это может быть счёт до десяти, дни недели, месяцы и т.п. Расторможению речи способствуют автоматизированные речевые ряды, эмоциональные слова, обиходные выражения, восклицания. Иногда такие выражения «открывают путь» для других слов, и речь начинает восстанавливаться. Сначала пациент повторяет слова вместе с обучающим, затем повторяет за ним, и далее уже говорит самостоятельно. Хорошим средством будут пословицы, поговорки, где необходимо договаривать слова, пение знакомых песен, проговаривание знакомых стихов.
Наибольшую сложность в реабилитации больных с афазиями представляет группа пациентов, у которых доминируют импрессивные речевые нарушения. В данном случае тяжесть протекания и трудности восстановления обусловлены тем, что больные не способны осознать наличие у себя речевого дефекта. Нарушается слуховой контроль воспринимаемой речи, поэтому положительный прогноз восстановления затруднен. Работа начинается не с отдельных звуков, а со слов. В момент рассматривания пациентом предмета и написанного слова, обучающий несколько раз произносит это слово вслух. Отрабатываемый звук произносится с утрированием звучания и артикуляции. Научившись различать звуки, больные, как правило, начинают понимать те слова, которые раньше не понимали. Кроме того, слово совмещается с предметом. Так, восстановление фонематического слуха обеспечивает основу для восстановления понимания речи в целом.
При работе с больными, имеющими грубую степень тяжести, граничащую с тотальной, задачей методик восстановления является стимуляция компенсаторных возможностей субдоминантного (полушарие, противоположное доминантному (у правшей доминатным является левое полушарие)) полушария. На данном этапе восстановление психической функции в прежнем виде оказывается невозможным, необходима перестройка для радикального изменения ее психофизиологической структуры. Существует определенная закономерность восстановления функции у больных после перенесенного ими инфаркта мозга. Рядом с очагом поражения мозга формируются зоны пластичности (способны к восстановлению) и вторичной замены утраченных функций, при этом аналогичные зоны гиперметаболизма формируются в симметричных областях противоположного полушария мозга. Целый ряд ученых считают, что благоприятный прогноз восстановления речевого мышления у больных с афазиями напрямую зависит от того, способно ли правое полушарие на начальных этапах временно взять на себя функцию левого. Поэтому на первом этапе восстановления больным с акустико-гностической афазией предлагается прием глобального чтения текста, а с акустико-мнестической – работа по нормализации зрительно-предметного гнозиса. Так, например, пациент должен рассмотреть недорисованные предметные картинки и назвать их. С больными с семантической афазией проводится работа над восстановлением зрительно-пространственного восприятия и преодолением акалькулии. На следующем этапе при работе с больными, имеющими среднюю степень тяжести, стимулируется активность угнетенного доминантного полушария (полушарие, которое пострадало). При этом в методиках учитывается необходимость дальнейшего участия субдоминантного полушария для повышения эффективности восстановления. У больных с акустико-гностической афазией фонематическое восприятие и семантика речи восстанавливаются при помощи введения слова в контекст. Больным с акустико-мнестической афазией для расширения объема слухо-речевой памяти предлагается запоминать адреса и номера телефонов. С больными с семантической афазией проводится работа над восстановлением глубинного значения слова при помощи интерпретации пословиц. На третьем, заключительном этапе, при восстановлении легкой степени выраженности речевых нарушений в каждом отдельном случае учитывается не только очаг поражения, но и его связи с другими, более сложными по организации отделами коры головного мозга, которыми являются третичные отделы второго функционального блока (при синдромах акустико-гностической и акустико-мнестической афазии) и префронтальная корапередних отделов головного мозга, соответствующая третичным полям третьего функционального блока (при синдроме семантической афазии). Это отражается в следующих видах заданий: при акустико-гностической афазии предлагается разгадывать кроссворды, а также объяснять логико-грамматические обороты; при акустико-мнестической – пересказывать тексты и объяснять переносные значения слов; при семантической – выявлять логические и стилистические ошибки, допущенные в тексте. В связи с системным характером афазических расстройств работа ведется над всеми сторонами речи с учетом специфики нарушения каждой речевой функции. Практика показывает, что одна и та же форма афазии проявляется у разных людей по-разному в зависимости от их образовательного и культурного уровня, знания языков, особенностей личности. Нередко у разных больных отмечаются на первый взгляд совершенно одинаковые речевые симптомы. Но, как показывает опыт, механизмы этих симптомов отличаются друг от друга. В подобных случаях, несмотря на схожесть речевых расстройств, должны применяться различные методы логопедической восстановительной работы.
Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа.
Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента.
Логопедическая работа при афазии – длительный и трудоемкий процесс, требующий сотрудничества невролога, нейропсихолога, логопеда, пациента и его ближайшего окружения, причем восстановление речи должно проходить не эмпирически, а квалифицированно, на серьезном профессиональном уровне.
Что делать, если в семье пациент с афазией
Родственникам человека, перенесшего инсульт, следует запастись терпением и приготовиться к длительному сложному пути реабилитации. Вернуть речевые функции при сенсомоторной афазии нелегко, но преждевременно опускать руки нельзя. Важную роль в выздоровлении будет играть исключительно позитивный настрой пациента, его целеустремленность и желание работать над собой. В первую очередь больной должен быть уверен, что не является обузой для своего окружения, чувствовать любовь самых близких и дорогих людей.
Чтобы вернуть речь после инсульта, необходимо соблюдать все рекомендации специалистов, регулярно выполнять логопедические упражнения. Да, процесс реабилитации действительно требует значительных усилий, но главное – не отчаиваться! Даже минимальные сдвиги станут стимулом для продолжения лечения и выздоровления.
источник