Лексико-семантические нарушения речи детей с ограниченными возможностями здоровья статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему


При повреждении левого полушария головного мозга у человека может развиться системное расстройство речевой функции. Оно носит название семантическая афазия.

Это патология характеризуется нарушением понимание сложных грамматических конструкций, возникающими элементами апраксии. Часто у человека теряется ориентация в пространстве. Заболевания относятся к редким, но приносит большие неудобства пациенту.

Клиническая картина

Под афазии семантической афазией понимается нарушение нервной системы, которое локализуются в коре головного мозга. Заболевание проявляется в нарушениях речевого восприятия, а также воспроизведения.

Семантическая афазия возникает из-за поражения трёх зон коры головного мозга. Сюда входят:

  • височная,
  • теменная,
  • затылочная.

Патология проявляется в проблеме составить несложный текст, сопоставить близкие и далекие по смыслу предметы. У человека при разговоре происходит распад семантической структуры. Его речь становится лишенный смысла.

Кроме речевого нарушения может наблюдаться ещё и двигательные отклонения. Например, человек может теряться в пространстве. У больного наблюдаются проблемы с движением пальцев, отсутствуют целенаправленные движения.

Источники

  • Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005 (Серия «Классический университетский учебник»).
  • Лурия А. Р. Основы Нейропсихологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / А. Р. Лурия. — 4-е изд.,стер. — М.: Издательский , 2006.
  • Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — 3-е изд.. — М.:Академический проект, 2000.
  • Балашова Е. Ю., Ковязина М. С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах. — 3-е изд.-М.: Генезис, 2020.

Причины появления патологии

Семантическая афазия возникает из-за поражения коры головного мозга. Чаще всего это связано с нарушением мозгового кровообращения и ишемическим инсультом. Но не всегда внутренние проблемы становятся причиной развития патологии. Болезнь может быть спровоцирована следующими факторами:

  • Перенесенными операциями.
  • Черепно-мозговыми травмами.
  • Опухолевыми процессами, которые происходят в головном мозге.
  • Воспалительными процессами такими как менингит, энцефалит.
  • Развитием болезни Пика или Альцгеймера.

В зависимости от нарушения функций различается несколько типов афазии:

  1. Словесная афазия , она проявляется в неспособности образовать слова.
  2. Семантическая афазия , характеризуется неспособностью понять слова.
  3. Номинальная форма , человек не может назвать знакомые предметы.
  4. Синтаксическая форма , больной не способен верно построить предложение.

Существует определенные категории граждан, которые относятся к группам риска заболевания:

  • страдающие гипертонической болезнью,
  • перенесшие черепно-мозговые травмы,
  • страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями,
  • при наличии заболевания центральной нервной системы,
  • пожилые люди после 50 лет.

Также причиной возникновения афазии может быть церебральный атеросклероз.

Симптомы

Такой диагноз, как семантическая афазия проявляется не только нарушением речи. У пациента может быть проблема не только с устной, но и письменной речью. Он упрощает речевые конструкции, употребляет общие фразы, но при этом у него совсем не страдает слух.

К основным видам симптомов относятся:

  • Проблема с логическим построением мысли.
  • Применение в большом количестве служебных частей речи при разговоре.
  • Человек теряет ориентацию в пространстве.
  • Больной не может выполнять математические упражнения.
  • Теряется способность понять косвенное значение слова. Все фразы воспринимаются лишь в прямом смысле.
  • Больной не может выполнить сложные просьбы, например, если перед ним будет стоять два разных стола, синий и красный, и ему предложат поставить красную чашку на синий стол, он не сможет это сделать.
  • Часто при названии предмета больной используют описательные конструкции.
  • Человек не понимает смысла между словами и построением предложения. Но при этом у больного не наблюдается изменения в манере речи.

Основные симптомы семантического нарушения связаны с невозможностью понять логику построения предложения, а также употребления нужных слов именно в определенный момент.

История

Семантическое прагматическое расстройство (Semantic-Pragmatic Disorder, SPD) было описано Rapin и Allen в 1983 году, хотя на тот момент оно было описано как синдром. Они назвали так группу детей, которые имели умеренные аутистические симптомы и семантические и прагматические языковые трудности.

Родители описывали их поведение в раннем детстве как примерное, или наоборот, говорили, что их дети слишком много плакали. Детский лепет проявлялся очень поздно или незначительно, и они продолжали использовать «детскую речь» значительно дольше, чем их сверстники. Первые слова появлялись поздно, и вообще обучение языку было трудным. У некоторых имелись другие расстройства речи. Родители обычно начинали беспокоиться, когда ребёнку было от 18 месяцев до 2 лет, по той причине, что он произносил всего лишь несколько настоящих слов.

Некоторые родители вначале подозревали глухоту, так как ребёнок не реагировал на речь. Исследование обычно выявляло у большинства детей хороший слух, хотя у некоторых обнаруживали средний отит и вставляли трубки для улучшения слуха.

Причина тут скорее в том, что эти дети плохо слушают и не понимают речь. Некоторые дети не отвечали на своё имя, но реагировали на дверной звонок, телефонный звонок или даже шорох обёрточной бумаги. С ранних лет дети с SPD демонстрировали трудности понимания, например, они не могли следовать указаниям, выходящим за пределы привычных ритуалов. Проблемы с пониманием обычно преодолевались самостоятельно или с помощью языковой терапии, и годам к четырём ребёнок выглядел вполне нормально.

К тому времени, как ребёнок поступал в школу, и работники детских учреждений, и родители замечали разницу между ним и обычными детьми, хотя эту разницу они затруднялись описать. Иногда эти дети очень мало говорили, а иногда могли очень подробно описать ситуацию. Им хорошо давалась математика и другие науки, работа с компьютером, гораздо труднее им было составить связное предложение или играть с другими детьми. Также они не могли делиться и отдавать взамен. Они казались агрессивными, эгоистичными, надменными или слишком доверчивыми, стеснительными, нелюдимыми. Многих изолировали и наказывали за плохое поведение, что, однако, не всегда давало результат, зато вызывало у ребёнка смущение и удивление, что же он сделал не так. Как сказал один 6-летний ребёнок с SPD своей матери: «Я не хочу быть невоспитанным».

Классификация патологии

Многие специалисты не разделяют заболевания по классификациям. Но есть врачи, которые выделяют афазию на лёгкую, тяжёлую и среднетяжелую:

  • Легкая , это фаза, при которой нарушается определение причинно-следственных связей. Человек не может подобрать синонимы, у него возникают трудности с интерпретацией сложных речевых оборотов. Кроме того, он не может решить логические задачи.
  • Среднетяжелая степень , это патология, при которой у человека нарушается понимание логики грамматических конструкций. Больной не может решить математические задачи и выполнять операции со счётом.
  • При тяжелой форме возникает нарушение зрительной функции. А также у больного наблюдаются проблемы с восприятием пространства.

От того, на какой стадии начато лечение, будет зависеть его эффективность.

Лечение заболевания

Современная медицина использует несколько методов терапии и профилактики лечения семантической афазии. К таким методам относятся:

  • Логопедический способ , это основа терапии, которая заключается в восстановлении устной речи, а также письма и чтения. Пациенту регулярно назначают индивидуальные занятия с логопедом, которые основываются на традиционном подходе закрепления навыков лингвистики в речи пациента. Этот метод дает хорошие результаты, если одновременно с логопедическим лечением будут использоваться методика восстановления работы пораженного участка головного мозга.
  • Хирургическое вмешательство , операция может быть назначена для возобновления функционирования речевых зон. Ее целью является улучшение кровотока в пораженном участке мозга. Это признано улучшить работу нервных тканей.
  • Физиотерапевтические процедуры , применяют в комплексе с традиционным лечением.

Для эффективности лечения необходимо соблюдение следующих условий:

  • Регулярное снабжение кровью пораженных участков головного мозга.
  • Достаточное обеспечение головного мозга кислородом.
  • Ежедневная деятельность, которая будет затрагивать участки мозга, находящиеся с погибшей зоны.
  • Важно, чтобы в процессе лечения у человека были сведены к минимуму стрессовые ситуации.

Методы терапии должны быть начаты как можно раньше, при появлении первых симптомов. Лечение должна проводиться ежедневно и быть направлено на корректировку не только устной, но и письменной речи.

В отдельных случаях афазия, которая наступила после инсульта, может устраниться самостоятельно. Но это бывает крайне редко, поэтому при появлении первых симптомов, необходимо обратиться к врачу.

Медикаментозное лечение назначается только врачом-неврологом в отделении стационара. Она включает в себя прием препаратов, которые улучшают обеспечения мозга кислородом и полезными веществами. В первые три недели их назначают в виде инъекций, затем переходят на прием таблеток.

Акустико-мнестическая афазия

Эта форма афазии возникает при поражении средней височной извилины 21-го и 37-го полей, т. е. коры второй височной извилины левого по­лушария .

Она впервые была выделена и описана А. Р. Лурией. Раньше ее либо смешивали с сенсорной, счи­тая эту форму афазии этапом развития последней, либо на­зывали то проводниковой, то транскортикальной моторной афазией. Однако клиника афазии и экспериментальные дан­ные дали возможность А. Р. Лурии, а затем его ученикам (Цветкова,

1972а, 1974, 1975 и др.) вычленить механизм этой формы афазии, описать синдром и сравнить ее с сен­сорной, выделив ее в самостоятельную форму афазии.

Нарушения речи, возникающие при поражении этой об­ласти, интерпретировались разными исследователями по-разному. Клиническая и психологическая картины нару­шения речи и его характер носят тем не менее четкий и опре­деленный характер.

Клиническая картина

афазии проявляется в негрубом на­рушении понимания речи, в отчуждении смысла слов, в не­понимании смысла скрытого подтекста высказывания, в на­рушении называния предметов, в негрубом нарушении устной речи (в речи много вербальных — при отсутствии ли­теральных — парафазии), в дефектах и повторной речи.
В клинике этой афазии
имеется симптом отчуждения значе­ния слова при его правильном повторении. Нарушения устной экспрессивной и импрессивной речи идут на фоне принципиально сохранного письма и чтения.

Больные этой группы уже по клинической картине проявления афазии от­личаются от больных с сенсорной афазией. У них нет бес­связной непродуктивной разговорной речи, они могут быть поняты собеседником, нередко замечают свои ошибки в речи, у них нет многословия, не повышена эмоциональ­но-выразительная сторона речи, как это имеет место у боль­ных с сенсорной афазией. В эмоционально-волевой и лич­ностной сфере у них не обнаруживается резкой эмоциональ­ной лабильности, хотя она и имеет место, отсутствует тре­вожность и «суетливость» в общем и вербальном поведении, характерные для

сенсорной афазии.

Уже только клиника нарушения называния предметов показывает резкое различие этих двух форм афазии: при сенсорной афазии больные при попытках назвать предмет произносят многократно одно и то же слово с различными литеральными ошибками, т. е. у них идут поиски не наи­менования, а звукового оформления слова, и подсказка здесь не помогает, так как больные не улавливают ее из-за дефектов фонематического слуха (например, лимон — днон, динон, люноло, молоно, ноло

).

При акустико-мне-стической афазии попытки больных назвать предмет вы­ливаются в поиски именно нужного слова-наименова­ния, выбор его из семантического поля путем перебора всех слов-наименований из этого же поля (лимон — это не апельсин. Яблоко? Нет, не яблоко. А что еще кислое?)

или путем перечисления его функций (
этим режут, ну еще стригут… ну как это…)
.

В

акустико-мнестической афазии входят следую­щие симптомы: 1) нарушение понимания речи — обращен­ной, подтекста, иносказаний, аллегорий и т. д., отчуждение значения и смысла слов, даже при правильном их произнесе­нии, повторении; 2) нарушение устной экспрессивной речи — спонтанной (вербальные парафазии, мнестические западения на слова), повторной; 3) нарушение номинатив­ной функции речи.

В психологической картине

этой афазии следует отметить, что нарушение понимания речи, отчуждение значения слов идет на фоне сохранного фонематического слуха и процесса звукоразличения.

Важно отметить, что при этой форме афазии остаются практически сохранными письмо и чтение, а если эти про­цессы и нарушаются, то и механизм их нарушения, и клини­ка их проявления, и ошибки резко отличны от сенсорной аг­рафии и алексии.

Итак, различия сенсорной и акустико-мнестической афазии лежат в следующем.

1. При акустико-мнестической афазии отсутствуют нару­шения процесса звукоразличения при малом объеме ма­териала, при сенсорной он нарушен независимо от объе­ма.

2. При акустико-мнестической афазии сохранен фонемати­ческий слух, при сенсорной — грубо нарушен.

3. При акустико-мнестической афазии понимание речи на­рушено не грубо, но нарушено значение и нередко смысл слова, высказывания. При сенсорной афазии всегда гру­бо нарушено понимание обращенной речи, значение слова, однако смысл остается более сохранным.

4. При акустико-мнестической афазии в устной спон­танной речи преобладают преимущественно вербаль­ные парафазии, при сенсорной афазии — литераль­ные.

Общими симптомами для обеих форм афазии являются: а) отчуждение смысла слова, б) при поиске слова-наимено­вания не помогает подсказка. Механизмом отчуждения смысла слова в одном случае является нарушение фонемати­ческого слуха, а в другом — нарушение связи слова с пред­метным образом.

Таким образом, наши исследования и последующие наши работы совместно с сотрудниками и учениками по­казали, что в основе акустико-мнестической афазии ле­жат два фактора

— нарушение объема акустического вос­приятия и дефекты предметных образов — перцепторных и образов-представлений. Более поздние наши исследова­ния позволили показать, что эта форма афазии возникает при поражении более высоких уровней организации мозга(третичных полей). Именно это ведет к более сложным факторам, лежащим в основе акустико-мнестической афазии.
6. Семантическая афазия
Поражение теменно-височно-затылочной области.

Именно понимание конст­рукции предложения, а следовательно, и непосредственное узнавание значения слова может быть нарушено. Эти рас-

стройства возникают при поражении теменно-височно-затылочных отделов левого полушария (зона ТРО — tempora-lis-parieutalis-occipitalis) .

В основе этих речевых расстройств лежат не речевые де­фекты, а нарушение процесса восприятия. Поражения этих областей мозга приводят к такой форме патологии речи, при которой страдают наиболее сложные формы речи, связан­ные с распознаванием значений грамматических конструк­ций речи. При семантической афазии, как правило, не обна­руживаются дефекты ни в артикуляторном, ни в акустиче­ском звене психофизиологической основы речи. Централь­ным механизмом (фактором) нарушения понимания речи в этом случае является нарушение пространст­венного восприятия, а центральным дефектом — нарушение понимания логико-грамматических конструкций.

В клинической картине

этой формы афазии обычно не об­наруживается грубого нарушения экспрессивной речи: эти больные могут разговаривать, используя простые конструк­ции предложений, могут понимать просто построенную об­ращенную речь, у них нет нарушений письма и чтения. Од­нако и в чтении наблюдается нарушение понимания сложно построенных текстов. Эти больные иногда с трудом ориен­тируются в пространстве. Они понимают речь, грамматиче­ски построенную просто. Всякое усложнение грамматики речи ведет к непониманию речи собеседника, к растерянно­сти больного. Семантическая афазия протекает
в синдроме
симультанной агнозии, астереогноза, нарушения схемы тела, пространственной и конструктивной апраксии и пер­вичной акалькулии (нарушение счета). На фоне сохранного восприятия отдельных предметов у больных обнаруживается нарушение восприятия их тонких пространственных отно­шений, взаимоотношений предметов в пространстве. Поэ­тому у них нарушаются восприятие географической карты, узнавание времени по часам, понимание разрядности числа (1.021, 2.101), счетные операции и т. п., т. е. оказываются на­рушенными все психические процессы, в структуру которых входит фактор пространственного восприятия.

В этом синд­роме идут и своеобразные нарушения речи. В основе нару­шения понимания речи при семантической афазии лежат де­фекты симультанного восприятия целого сложного предло­жения, а смысл всего предложения может быть понят лишь на основе одновременного (симультанного) восприятия ло­гико-грамматической конструкции. Нарушение симультан­ного схватывания конструкции целиком и ведет к дефектам понимания речи.

Именно поэтому больные с семантической афазией без труда понимают отдельные слова и простые ко­роткие предложения и не понимают длинных и сложно по­строенных предложений.

Нарушение пространственного фактора ведет к наруше­нию тех сторон речи, которые интимно связаны с восприя­тием пространственных отношений. Именно в этой связи наиболее грубо при семантической афазии нарушается по­нимание конструкций с предлогами {под

и
над, от
и /с,
за, из-за, в, на
и т. д.), поскольку эти предлоги отражают на рече­вом обобщенном уровне реальные пространственные отно­шения. Нарушается понимание сравнительных конструк­ций (муха меньше слона), оборотов со словами «перед», «по-еле», «без» (перед весной, после работы и т. п.), конструкций творительного падежа (покажите карту указкой), конструк­ций атрибутивного родительного падежа (шапка отца, дом хозяина). При оценке подобных конструкций больные по­нимают либо отдельные слова, либо схватывают лишь об­щую ситуацию — о ком (о чем) говорится, но что говорится, взаимодействия и взаимоотношения указанных в предложе­ниях объектов (субъектов, явлений) остаются недоступными пониманию для больных с семантической афазией.

В психологической картине

обнаруживается глубокое на­рушение речи уже на уровне слова: оно выпадает из системы грамматических понятий, остается сохранной лишь его предметная отнесенность. Больные не могут опознать и по­нять грамматические категории слова (род, число, падеж, часть речи), поставить к слову (в предложении) нужный во­прос. С этим связаны дефекты понимания конструкций, значения которых связаны с изменением флексий (инструк­цию: «Покажите карандаш и ручку» больные выполняют правильно, а «Покажите карандашом ручку» и «Покажите карандаш ручкой» — не понимают и не могут выполнить).

Обобщение слов и их понимание у этих больных совершает­ся на основе непосредственного переживания сущности сло­ва, его вещественной отнесенности, а не на основе грамма­тической формы. Так, слова «плач», «бег» они относят к гла­голам, а слова «хорошеть», «краснеть» — к прилагательным (больные не могут отвлечься от вещественной стороны слова и сделать предметом осознания грамматическую форму, со­держащую определенное значение, отсюда и возникают де­фекты точного понимания речи).

Таким образом, наруше­ние понимания речи у больных с поражением теменно-затылочных отделов интимно связано с дефектами пространст­венного гнозиса. Проявляется семантическая афазия не толь­ко в дефектах непосредственного понимания значения и смысла сложно построенной речи, но и в нарушении осоз­нанного грамматического анализа слов и предложений.

7. Амнестическая афазия

Описано шесть форм афазии по классификации А. Р. Лурии. В его классификации имеется еще одна — седьмая фор­ма афазии — амнестическая, возникающая при поражении задневисочных — теменно-затылочных отделов мозга.

В этих случаях затруднения в назывании предме­тов являются единственным и центральным симптомом, Ме­ханизм этого нарушения лежит не в сфере сенсорных или мо­торных нарушений инее сфере нарушения оптической памяти.

До сих пор механизм этой формы афазии мало изучен.В течение многих деятилетий учение об амнестической афазии оставалось одной из наименее ясных глав невроло­гии. Дефект припоминания нужного слова-наименования предмета является одним из наиболее рано описанных симп­томов (или форм) афазии, которые возникают при пораже­нии теменно-затылочных отделов левого (доминантного) полушария. Клиническая картина амнестической афазии была описана многими авторами еще в XIX веке и начале XX века
(Вернике,
1872;
Лотмар,
1919, 1935;
Иссерлин,
1932;
Голъдштейн,
1926). Явления этой формы афазии, внешне во многом напоминающие нарушения вербальной памяти, в действительности, как показали дальнейшие исследования, имеют более сложный механизм нарушения. Изучение ам­нестической афазии поставило перед исследователями ряд вопросов, по которым долгие годы шла дискуссия: каковы природа и механизмы нарушения называния, каков симптомокомплекс, характеризующий чистую «amnesia verbalis», самостоятельная ли это форма афазии и т. д.? Эти вопросы и по сей день остаются дискуссионными.

Нарушение выбора слова из нескольких слов, всплыв­ших в сознании больного, по А. Р. Лурии, и является основным механизмом нарушения называния при амнестической афазии.

А. Р. Лурия пересмотрел учение об амнестической афа­зии. Он считал, что явления амнестической афазии неодно­родны по механизмам, лежащим в их основе, и условно мо­гут быть разделены на две группы: в основе первой группы лежат «сенсомоторные» дефекты, в основе второй — цент­ральные дефекты, связанные с процессом образования и вы­бора нужного значения слова.

Первую группу дефектов называния А. Р. Лурия относил к «периферическому» варианту амнестической афазии, и они не представляют в этом случае картину «чистой» амне­стической афазии, так как здесь затруднения называния вхо­дят в гораздо более широкий круг речевых расстройств — сенсорно-афазических, акустико-мнестических и вербаль-но-апраксических. Сюда относятся симптомы нарушения называния при разных формах афазии.

Вторую группу нарушений процесса называния состав­ляют случаи, которые и являются «чистой» формой амнести­ческой афазии. В этих случаях затруднения в назывании предметов не являются следствием сенсорных или моторных расстройств речи, они не сопровождаются и нарушением письма, как это имеет место в первой группе. Невозмож­ность вспомнить название нужного предмета является здесь центральным дефектом, что и дало основание для обозначе­ния этой формы как «амнестической афазии» (Лурия,

1973).В своих исследованиях амнестической афазии А. Р. Лурия исходил из представления о слове как многомерной мат­рице. Он писал, что слово является узлом целой системы связей и они включают в свой состав как звуковые и морфо­логические, так и наглядно-ситуационные и отвлеченно ка­тегориальные системы. Это означает, что нахождение нуж­ного слова-названия предмета есть процесс выбора нужного слова из целого ряда альтернатив (Там же). Торможение всех побочных альтернатив при выполнении задачи выделения нужного значения слова затрудняется при патологических состояниях третичных зон коры левого полушария (зона ТРО). «Возможно, — пишет Лурия А. Р., — именно такие па­тофизиологические механизмы пораженных третичных зон левого полушария лежат в основе явления, которое называ­ется в клинике «амнестической афазией» и сопровождается обилием бесконтрольно возникающих «вербальных парафа­зии»» (Там же. С. 302).

В кли­нической картине

на первое место выступает обилие поисков слов-наименований, обилие вербальных парафазии в устной спонтанной речи. Из всех функций речи прежде всего и гру­бее всего нарушается номинативная функция. При попытке назвать какой-либо предмет больные обычно перечисляют целую группу слов, но обязательно из того же семантическо­го поля (например, больному дается картинка, на которой изображено яблоко. Больной:
«Ой, это не груша, это, знаете, кушать, очень вкусно, растет всюду, это не апельсин, не сли­ва, ах ты, господи, знаю, а сказать не могу»).
В отличие от сенсорной и акустико-мнестической афа­зий подсказка при этой форме афазии помогает, что свиде­тельствует о сохранности в этом случае акустического гнозиса.
В психологической картине
можно отметить нарушение номинативной функции речи, которое протекает на фоне сохранности других функций. Все виды и формы речи прак­тически не нарушаются. Сохранно письмо и чтение. Следует отметить, что эта форма афазии в чистом виде в клинике мозговых поражений встречается крайне редко, чаще она не встречается в виде симптома акустико-мнестической афазии или в синдроме семантической афазии.Есть ещё один вид афазии, которую А.Р.Лурия, то выделял, то убирал из своей классификации, т.к. чётко выделить очаг поражения не представляется возможным.

Проводниковая афазия.

Точной локализации поражения никто не выделил, предполагается, что стыковая зона темени-виска-затылка – это самая высокая область мозга.

Более всего у больного нарушена повторная речь, например, больному говорят: «Скажите слово «Нет».»

Больной отвечает:
«Доктор, я не могу повторить слово нет.»
Итак, необходимо отметить, что все столь различные формы афазии, тем не менее, имеют ряд общих симпто­мов, характерных для нарушения речи при афазии в це­лом:

а) общим для всех форм афазии является прежде всего системное, а не изолированное нарушение речи. Межсистемное нарушение проявляется в связи нару­шения речи с дефектами других психических процес­сов — восприятия различной модальности, предмет­ных образов, интеллектуальной деятельности и др. Внутрисистемное нарушение речи проявляется в де­фектах практически всех ее функций, видов и форм, хотя и не всегда равномерно;

б) всякий раз на первое место выступают различные ме­ханизмы нарушения, поэтому нарушение одних и тех же функций речи или ее видов и форм протекает по-разному, в зависимости от механизма и топики по­ражения мозга;

в) при всех формах афазии прежде всего нарушается коммуникативная функция речи; при всех формах афазии нарушается семантика речи: в одних случаях значение слова, в других — его смыс­лов, в третьих — предметная отнесенность;д) нарушение функции обобщения, изменение много­значности слова тоже является общеафатическим симптомом;е) нарушение грамматического оформления речи также характерно для всех форм афазии.

Естественно, что все формы афазии, различные по всем параметрам, нуждаются в различных методах восстанови­тельного обучения, адекватных прежде всего механизму на­рушения. В этой связи восстановительное обучение начина­ется с нейропсихологического обследования больного, ко­торое обеспечивает квалификацию дефекта, т. е. вычленение механизма нарушения, синдромный анализ афазии.

2

Профилактика в домашних условиях

После выписки пациента из стационара, необходимо продолжать терапию в домашних условиях. Она заключается в следующем:

  • Прием медикаментов.
  • Проведение упражнений для речевого аппарата, которые назначаются врачом.
  • Проговаривание скороговорок.
  • Занятия с психологом.

Для родственников очень важно правильно построить общение с больным. Необходимо обращаться с ним вежливо, не акцентирую внимание на его проблемы с речью. Говорить необходимо чётко. Нельзя перегружать пациента просмотром телевизора. Это связано с тем, что отдельные части мозга, которые ещё не до конца восстановились, могут повредиться из-за перегрузки. Все фильмы и передачи должны быть только позитивного характера.

Афазия , это серьезная патология, у взрослых она проявляется во множестве форм: моторная, сенсоматорная, общая, глобальная и др. Но у детей большого количества форм проявления патологии не наблюдается. В любом случае незамедлительно пройдите обследование.

Чаще всего семантическая афазия имеет благоприятный прогноз. Проблемы могут возникнуть только при возникновении заболевания у детей в возрасте младше 5 лет, а также у пожилых людей. В таком случае могут быть основания полагать, что отклонений в речевом развитии полностью не излечить.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]