Психология саморазвития личностиМ. А. Щукина, 2020


Здравствуйте, Марина!

Давайте разбираться и возвращать веру в себя. Предположу, что самооценка понизилась именно после развода. Главное и самое важное для вас – это то, что самооценка не постоянна и она способна меняться в зависимости от обстоятельств.

Скорее всего, ваш муж в преддверии развода всячески способствовал занижению у вас этой пресловутой самооценки. Видимо, он был значимой персоной для вас. Возможно, он допускал высказывания «Ты без меня – ноль!», «Да кому ты нужна»?

Склонность человека оценивать себя так, как его оценивают другие, присуща многим. Но это не истина в последней инстанции, а повод доказать себе и другим (в данном случае бывшему мужу), что все обстоит как раз наоборот!

Конечно, никакая подбадривающая фраза не решит ситуацию одномоментно. Тут следует подходить системно.

Почему мои принципы саморазвития способны помочь не только мне

Я прекрасно осознаю основное слабое место любой попытки пофилософствовать на предмет общечеловеческих категорий. Этой ахиллесовой пятой, делающей многие рассуждения о человеческой личности шаткими и уязвимыми для критики, является тождество субъекта и объекта познания в вопросе понимания людей. Те выводы, которые я сделал и правила, которые я вывел, сильно помогли мне в жизни. Они отлично работают для меня. Но я не претендую на полную универсальность. Допускаю возможность, что кто-то может развиваться по другим законам, и вообще все люди устроены по-разному, и мои советы могут кому-то не подойти, а общий ход мысли показать не совсем верным.

Но, во-первых, я, как продукт своего времени и своей культуры, могу предположить наличие общности в сфере понятий, представлений, законов мышления с другими людьми. Все мы продукты одного общества, которое нас воспитывает, с которым мы взаимодействуем и, соответственно, имеем схожие проблемы, желания и ожидания.

Во-вторых, я активно общаюсь с людьми и постоянно замечаю, что они находятся в плену одних и тех же предрассудков, мифов и заблуждений относительно самих себя и своих возможностей. Этим мифам был подвержен я сам, поэтому я хорошо понимаю, какое пагубное воздействие могут оказать на развитие индивидуальности эти предрассудки. Многие с детства исповедуют одни и те же ошибочные представления о человеке, потом я расскажу, какие это представления.

Я вижу, как многие умные и способные люди скованы иррациональными страхами, необъяснимой и безосновательной неуверенностью в себе и в своих силах, пребывают в неясности относительно того куда им нужно двигаться вообще и что им нужно для счастья?. Мне удалось осознать причины этих же самых страхов и справляться с ними. И я до сих пор с этим борюсь. И если вы сами избавитесь от таких предрассудков, то это значительно приблизит вас к осознанию собственных целей и к управлению своей жизнью. И не важно, насколько мы все с вами различны. Недостатки и слабости у всех общие.

В-третьих, действия, которые стали результатом реализации моей системы самосовершенствования, привели меня ближе к гармонии и подлинному пониманию своих целей. Так что этот практический результат, который я всегда могу лицезреть, вселяет в меня уверенность в правильности того, что я собираюсь рассказать прямо сейчас.

Моя система, которая описывает самосовершенствование личности, опирается на две силы воля и разум.

Вот что нужно сделать!

Шаг 1. Самосохранение

Предлагаю вам комплекс превентивных мер, чтобы ваша самооценка не скатилась бы до нуля.

Возьмите свой альбом с детскими фотографиями. Уверена, что там много снимков, на которых вы улыбаетесь. Побудьте немного в воспоминаниях, а потом возьмите лист бумаги и ручку и проведите такой анализ: по какому поводу были запечатлены улыбки.

Предполагаю, что список может быть примерно следующим:

  • вы счастливы после удачного выступления на утреннике в детском саду,
  • вы радуетесь победе в школьной эстафете,
  • вы улыбаетесь какому-то мальчику…

После того, как список будет завершен, на другом листе бумаги, сохраняя последовательность первого списка, пропишите свои качества/умения/навыки, которые привели к такому результату – улыбке на вашем лице.

Это будет выглядеть примерно так (учитывая мои примеры в первом списке):

  • хорошая память, актерские данные;
  • быстрота реакции, выносливость;
  • внешняя привлекательность, внутренняя красота.

Вы, конечно, можете сказать: «Ну-у-у, когда это было, теперь этого нет…» В таком состоянии вы просто не видите то, что имеете. Но это один и тот же человек на фотографиях и сейчас в реальности. Это все та же Марина!

И все навыки/умения/таланты/способности, вся ваша красота и привлекательность, решимость (вы же обратились в «Нашу Психологию») и желание найти поддержку никуда не делись!

Шаг 2. Поднятие самооценки

И после первого комплекса мер по самосохранению переходим к комплексу мер по возвращению веры в себя, то есть по поднятию самооценки. Предпринимаем следующее:

  • 1. Соберите на встречу своих бывших одноклассниц, или однокурсниц, или подруг из детского двора. Посидите, повспоминайте. Вы найдете в их воспоминаниях отражение себя прежней. И это будет ресурсом для восстановления вашего представления о себе сейчас. Ведь до развода все получалось, все ладилось, не было никакой неуверенности в себе. Так ведь? Иначе вы не сообщили бы нам, когда именно пропала вера в себя.
  • 2. Следующий шаг – это некоторое преображение. Сходите в салон, измените прическу, купите себе то, что потребует определенной смелости надеть. И отправьтесь в этом наряде куда-то чуть дальше, чем в свой район. Возможно, в область или в другой город. Пособирайте там восхищенные взгляды, адресованные вам от совсем незнакомых людей!
  • 3. Ну и следующий, завершающий шаг – порепетируйте предстоящее интервью на соискание должности перед видеокамерой. Посмотрите, что следует подправить, снова запишите на видео, посмотрите. И так до тех пор, пока последняя версия вас не устроит во всем.

К моменту этапа видеозаписи у вас будет достаточно ресурсов на возвращение уверенности в себе, что многократно увеличит ваш шанс на получение работы. В случае неудачи на собеседовании должен включиться дух соревнования, и следующая попытка будет непременно удачной!
вопрос-ответмотиваторымотивацияпрактикумпрактическая психологиясамооценка

Психология саморазвития личностиМ. А. Щукина, 2020

1.1.2. Представления о саморазвитии и саморазвивающихся системах в синергетике

Превосходно, если мы сами в состоянии управлять собой.

Цицерон

Статус общенаучной категории саморазвитие получило в рамках современной области междисциплинарного знания — синергетики. Если диалектика является философской концепцией саморазвития, то синергетика «выступает научным знанием о саморазвивающихся системах» [Степин, 2003а, с. 9], «служит естественно-научным уточнением принципа самодвижения и развития материи» [Философский словарь, 1989, с. 583].

С помощью методов естественнонаучного познания в рамках синергетики осуществляются эмпирические исследования процессов саморазвития, самоорганизации, самоуправления систем, которые ранее лишь гипотетически описывались в философии и гуманитарных науках. Однако называть синергетику новой познавательной моделью и новым всеобщим объяснительным принципом, по мнению философов науки, было бы неверно [Капица, Курдюмов, Малинецкий, 2003; Михайловский, 19946]. Как отмечает В.С.Степин, «системноструктурные характеристики саморазвивающихся систем и соответствующий категориальный аппарат первоначально разрабатывались в философии на материале социально-исторических объектов (включая развитие духовной культуры)» [Степин, 2003а, с. 9]. Особенно неоправданными выглядят попытки привнести в социальные и гуманитарные науки, в частности в психологию, принципы синергетического познания как обязательные к применению. Прямые заимствования на уровне эмпирических методов, замечает В.Е. Клочко, являются «самым настоящим синергетическим редукционизмом в форме “физикализации” психологии» [Клочко, 2005, с. 17]. Синергетика должна выступать «не догмой и даже не руководством к действию, а способом взглянуть на проблему, который иногда оказывается полезен по существу» [Капица, Курдюмов, Малинецкий, 2003, с. 14]. Применение методов синергетики результативно, когда речь идет об исследовании процессов саморазвития, самоорганизации в состояниях неустойчивости, неопределенности, неравновесности [Князева, Курдюмов, 2002]. «Экспансия синергетических методов в различные науки, — указывает В. С. Степин, — эффективна там и тогда, где и когда требуется учитывать саморазвитие, его интегральные характеристики и закономерности» [Степин, 2007, с. 99].

А. В. Рыжков [2006] выделяет в современных исследованиях саморазвивающихся и самоорганизующихся систем три направления:

✓ кибернетический подход, в рамках которого проводится изучение самоорганизации сложных открытых систем, функционирующих за счет непрерывных процессов обмена веществом, энергией и информацией со средой. Данный подход, по мнению A. В. Рыжкова, лишь частично объясняет процессы эволюции систем;

✓ синергетический подход (И. Пригожин, Г. Хакен, С. П. Курдюмов и др.). Работы данного направления носят эмпирический характер, однако есть и авторы, например С. П. Капица, С. П. Курдюмов, которые работают над методологическим осмыслением синергетики;

✓ системный подход к фундаментальной теории самоорганизации, трактующий синергетику как концепцию саморазвивающихся систем (В. С. Степин, К. X. Делокаров, Г. Н. Пивоваров, B. Г. Буданов, В. П. Бранский, Е. Н. Князева, А. П. Назаретян).

Синергетика как системное знание о саморазвивающихся системах наиболее близка в методологическом плане к человекознанию. В контексте нашей работы целесообразно обращение к работам методологического характера, где синергетика осмысляется как тип научного мировоззрения, в рамках которого саморазвитие является одной из центральных категорий. Можно согласиться с В.Е. Клочко в том, что синергетика позволяет «посмотреть на человека через призму становления и разглядеть его в ней как целостную открытую самоорганизующуюся систему, прогрессивное и закономерное усложнение системной организации которой является основанием ее устойчивого бытия» [Клочко, 2005, с. 17]. Широкие эвристические возможности синергетики, по словам В. А. Барабанщикова, связаны с тем, что она позволяет перейти от структурно-функционального анализа систем к анализу процессов самоорганизации и саморазвития систем, генетической стороны их бытия. В выстраиваемой синергетикой «новой картине мира… вводится более глубокое понимание реального времени, не сводимого к хронометрии и хронологии. Подчеркивается непрерывность пребывания сложных систем в переходном состоянии. Обращается внимание на множественность путей и стратегий развития самоорганизующейся системы в заданной среде. Отмечается важнейшая роль случайности. Принципиальное значение получает потенциальное бытие системы и условия его реализации. Меняется отношение к неопределенности, которая квалифицируется не как препятствие на пути к знанию, а позитивно, как возможность творить и понимать» [Барабанщиков, 2008, с. 8].

Несомненная заслуга синергетики состоит в том, что путем применения эмпирических методов она вывела теорию саморазвивающихся систем на новый уровень верификации. С одной стороны, результаты синергетических исследований позволили конкретизировать ряд положений диалектики: «То, что в традиционном диалектическом описании развития структурно не анализировалось, а просто обозначалось как “скачок”, “перерыв постепенности”, “переход в новое качество”, теперь стало предметом научного анализа» [Степин, 2003а, с. 9]. С другой стороны, были получены новые обобщающие результаты. Так, если ранее саморазвивающимися признавались преимущественно системы биологические и социальные, то в синергетических исследованиях удалось обнаружить, что механизмы саморазвития и самоорганизации присущи любым системам, в том числе физической и химической природы. Определяющим фактором оказался размер системы, а не ее природа. В 1970-х годах Г. Н. Пивоваров предложил различать типы систем по числу элементов и характеру связей. Согласно предложенной типологии, малые (простые) системы включают порядка 103 элементов, большие (сложные, саморегулирующиеся) — до 106 элементов, саморазвивающиеся — от 1010 до 1014 элементов [Степин, 2003а, с. 5].

Осмысление не количественных, а сущностных характеристик систем различного уровня является заслугой В. С. Степина [1997; 2003а; 2007] — автора идеи постнеклассической рациональности. Согласно его подходу, связи и отношения, присущие каждому типу системы, можно охарактеризовать в категориях части и целого, вещи и процесса, причинности и случайности, возможности и необходимости, пространства и времени.

В малых

(
простых
)
системах
суммарные свойства их частей исчерпывающе определяют свойства целого, часть обладает одними и теми же свойствами внутри и вне целого, связи между элементами подчиняются линейной причинности, движение таких систем никак не влияет на характеристики пространства и времени.

Большие (сложные саморегулирующиеся

)
системы
дифференцируются на относительно автономные подсистемы, где взаимодействие элементов является стохастическим. Целое уже не сводится к сумме свойств частей, возникает особое системное свойство, часть внутри целого и вне его обладает разными свойствами. Большие системы гомеостатичны (гомеостаз здесь приравнивается к саморегуляции), в них имеются блок управления, программа функционирования, которая определяет управляющие команды и корректирует поведение системы на основе обратных связей. Наряду с понятием о внешнем времени при описании больших систем используется понятие внутреннего времени. Детерминистская концепция причинности оказывается здесь недостаточной «и дополняется идеями “вероятностной” и “целевой причинности”. Первая характеризует поведение системы с учетом стохастического характера взаимодействий в подсистемах, вторая — действие программы саморегуляции как цели, обеспечивающей воспроизводство системы» [Степин, 2003а, с. 6]. По отношению к саморазвивающимся системам, которые характеризуются переходами от одного типа гомеостазиса (саморегуляции) к другому, сложные саморегулирующиеся системы выступают особым состоянием динамики исторического объекта, своеобразным срезом, устойчивой стадией его эволюции.

Саморазвивающиеся системы

обладают специфическими синергетическими характеристиками: «Для них характерна иерархия уровневой организации элементов, появление по мере развития новых уровней с новой дифференциацией системы на подсистемы, при этом каждый новый уровень изменяет их, и система функционирует как новое целое. Появление новых уровней организации и переход к новому типу гомеостазиса происходит через состояния динамического хаоса, появление точек бифуркации, в каждой из которых возникает спектр потенциально возможных направлений развития системы» [Степин, 2007, с. 101]. Целое уже не просто обладает системным качеством и блоком управления — его системное качество и блок управления изменяются при развитии системы, о чем свидетельствует появление новых управляющих параметров. Так же и внутреннее пространство-время не просто наличествует, но и трансформируется в ходе изменения системы. Особое значение на уровне саморазвивающихся систем приобретают идеи целевой причинности и направленности развития, причем эту «направленность не следует толковать как фатальную предопределенность. Случайные флуктуации в фазе перестройки системы (в точках бифуркации) формируют аттракторы, которые в качестве своего рода программ-целей ведут систему к некоторому новому состоянию и изменяют возможности (вероятности) возникновения других ее состояний» [Степин, 2003а, с. 8]. Крайне важно, что данные аттракторы не являются внешними по отношению к системе, а заложены в ней самой. С. П. Курдюмов подчеркивает в связи с этим: «У среды (здесь под средой понимается система. —
М.Щ.)
есть свои цели развития, свои аттракторы. И с ними надо считаться… Ее нельзя насиловать, ей нельзя навязывать… То, что среде навязано, но не соответствует ее энергии — будет неустойчиво и развалится» [Курдюмов, 1997, с. 150]. Отметим, что такого рода идеи не являются нововведением синергетики — их можно обнаружить в различных системах знания, начиная с античности. Достижение синергетики состоит в том, что названные закономерности существуют в синергетике не в статусе теоретических допущений, а в качестве явлений, обнаруженных в ходе эмпирических исследований.

Таким образом, те параметры, которые использовались при описании саморегулирующихся систем, в случае саморазвивающихся систем приобретают дополнительную сложность за счет того, что каждый из них находится не в статическом, а в динамическом состоянии. Иерархичность, целостность, причинная обусловленность, пространственно-временные характеристики системы развиваются. При этом важно, что, претерпевая изменения, система сохраняет свою идентичность и целостность. В. Н. Михайловский [19946], описывая особенности существования самоорганизующихся систем, упоминает, в частности, принцип инвариантности и свойство структурной устойчивости. Принцип инвариантности, предложенный У Р. Эшби, состоит в том, что некоторые свойства системы (инварианты) сохраняются неизменными, несмотря на то, что она претерпевает последовательные изменения. Согласно принципу структурной устойчивости, система сопротивляется внешним воздействиям, инициируя процессы, способные эти воздействия подавить, нейтрализовать.

Систематизируя концептуальные представления о саморазвивающихся системах, А. В. Рыжков также называет структурную устойчивость (или структурность) атрибутивным свойством саморазвивающихся систем. Он определяет саморазвивающиеся системы как «особый вид целостности, который складывается из взаимосвязи тел бытия и их окружения, отражает единство вещных и процессуальных аспектов развития» [Рыжков, 2006, с. 12] и выделяет следующие атрибуты саморазвивающихся систем: структурность, иерархичность, организованность, сложность. Анализируя процессы самоорганизации, саморегуляции, саморазвития, самонастройки, происходящие в ходе постоянного изменения саморазвивающихся систем, А. В. Рыжков устанавливает их функции и характер взаимодействия. При эволюционном восхождении саморазвивающихся систем происходит повышение уровня их организации, усложнение структур, появление новых типов саморегуляции, актуализация и раскрытие потенциальных структур. Процесс актуализации структур становится возможным благодаря совместному действию процессов саморегуляции и самоорганизации. Согласно концепции А. В. Рыжкова, саморегуляция и самоорганизация — это две стороны саморазвивающихся систем: статическая и динамическая. «Статическая сторона отражает деятельность системы, направленную на сохранение ее структур — инвариантов.

Динамическая сторона представлена действиями, направленными на их разрушение, и затем на установление новых типов саморегуляции» [там же]. Саморазвитие автор определяет как активность саморазвивающихся систем, которая направлена «на установление постоянно нарушающегося баланса функциональных подсистем» [там же, с. 13]. Под самонастройкой понимается деятельность по координации функциональных подсистем саморазвивающихся систем.

В развитии систем А. В. Рыжков выделяет эволюционные и революционные этапы, что характерно и для диалектических представлений о развитии. На эволюционном этапе саморазвития силы саморегуляции системы направлены на приспособление к изменяющимся условиям среды с сохранением существующих контрольных параметров системы. На революционном этапе преобладают процессы самоорганизации и саморазвития, приводящие к изменению качества системы, которое происходит «в результате достижения системными объектами границ меры — тех значений контрольных параметров, при которых саморазвивающиеся системы теряют свою устойчивость. Новое качественное состояние после бифуркации будет характеризоваться новыми значениями контрольных параметров, под которые в дальнейшем будут подстраиваться саморазвивающиеся системы» [там же]. Различие между синергетическим и диалектическим подходами автор видит не в понимании этапности саморазвития, а в трактовке его источников. Если в диалектике основными источниками саморазвития признаются внутренние противоречия системы, то для синергетики «главные противоречия саморазвивающихся систем — это противоречия их противоречий» [там же, с. 14]. Данное положение синергетического подхода к саморазвитию позволяет понять саморазвитие не как следствие отдельных рядоположенных противоречий (как, например, в вышеупомянутой работе А. Н. Розенберга [1988]), а как результат иерархического соотношения и взаимодействия противоречий системы.

Интересны представления А. В. Рыжкова относительно цели и финала существования саморазвивающихся систем. Он говорит о своеобразной «гибели» саморазвивающихся систем, при которой они переходят в «самое простое свое состояние, чтобы затем снова повторить свой путь» [там же, с. 15]. Причиной такого финала становится исчерпание системой ресурса ее структурных и функциональных изменений, достижение ею потолка сложности, предельной цели ее существования. Главной, предельной целью, суператтрактором саморазвивающихся систем А. В. Рыжков называет суперактуализацию.

К такому пониманию цели саморазвития систем близки представления А. М. Ковалева [1999] об основном законе природного мира, который определяет направление развития системы. По его мнению, сутью основного закона и целью развития систем является оптимальная самореализация. «При этом самореализация включает в себя как самосохранение, так и самоорганизацию, то есть развитие материальных структур» [Ковалев, 1999, с.273]. Самореализация систем проявляется, «во-первых, в их способности создавать из данных элементов более активные в сравнении с окружающей средой образования, а также более совершенные в сравнении с прежними структуры. Во-вторых, способность этих новообразований к устойчивости, самосохранению и на определенном этапе к самовоспроизведению. В-третьих, в способности этих созданных более активных новообразований использовать и перерабатывать элементы окружающей среды в интересах повышения собственной активности» [там же, с. 283]. Рассматривая самореализацию как цель функционирования всех существующих в мире систем, автор подчеркивает, что самореализация каждой системы способствует самореализации целого, частью которого она является.

Раскрывая механизм самореализации, А. М. Ковалев обращает внимание на то, что речь идет о самореализации, т. е. о ведущем значении внутренних факторов реализации системы: «Никакие условия не могут реализовать сущность, если в ней угасли внутренние стимулы, потенции и механизмы такой реализации» [там же, с. 285]. Автор подчеркивает, что в основе всякого изменения в конечном счете лежит активность, органически присущая материальной субстанции, а порог активности, который задает «потолок» саморазвития системы, определяется содержащимся в ней энергетическим потенциалом.

Энергетическое обеспечение саморазвития рассматривается в исследовании М. М. Голанского. Автор проводит различие между самоорганизующейся и саморазвивающейся системами, считая последнюю разновидностью первой [1971, с. 34]. Саморазвивающаяся система, по его мнению, способна не только видоизменять свою структуру и выбирать линию поведения при взаимодействии со средой, как это делает самоорганизующаяся система, но и самостоятельно устанавливать для себя траекторию равновесия (движения). Саморазвивающиеся системы определяются как устойчивые системы с обратной связью, т. е. такие, которые преобразуют не только среду, но и самих себя, ибо преобразование, совершенное системой над собой, называется обратной связью. «Устойчивая система представляет собой систему с обратной связью, последовательность фактических состояний которой тяготеет к определенной траектории (норме)» [там же, с. 7]. Автор выделяет два типа устойчивых систем: 1) устойчивые системы, для которых норма задается экзогенно, извне; 2) устойчивые системы с эндогенно определяемыми нормами. «Первые выполняют лишь тактические операции, то есть преодолевают отклонения от нормы, предписываемые средой.

Эти системы не участвуют сами в процессе образования нормы. Вторые, помимо тактических операций, осуществляют и стратегические операции, то есть вырабатывают свою норму» [там же]. Именно системы второго типа автор называет саморазвивающимися. Таким образом, в концепции М. М. Голанского саморазвивающейся называется устойчивая система с обратной связью, целенаправленная на самостоятельно определенную ею норму, или, в определении автора, «целенаправленная система, которая максимизирует стратегический целевой фактор путем изменения своего состава и структуры» [там же, с. 10].

В отличие от развития устойчивых систем, происходящего за счет энергии внешней среды, движение саморазвивающиеся систем совершается за счет энергии, поступающей на вход системы с ее выхода через среду, подчеркивает М. М. Голанский. «Чем больше такой энергии поступает с выхода на вход саморазвивающейся системы, тем дальше может двигаться система вдоль оптимальной траектории, а следовательно, тем более высокие значения стратегического целевого фактора может достичь система. Это значит, что саморазвивающаяся система в погоне за максимумом стратегического целевого фактора должна все время максимизировать выход энергии, затрачиваемой на движение вдоль оптимальной траектории. Следовательно… такая энергия самодвижения сама является целевым фактором системы» [там же, с. 12]. Иными словами, чем больше энергии сама система вкладывает в свое развитие, тем более высокого уровня она достигает, а чтобы произошло вложение, система должна поставить себе целью выработку энергии для развития.

Таким образом, синергетический взгляд на саморазвивающиеся системы позволяет понять их как иерархически организованные сложные системы, которые за счет системного противоречия противоречий находятся в постоянном изменении, сопровождающемся сменой типов самоорганизации и саморегуляции при сохранении инвариантных структурных компонентов.

Рекомендуемые книги

Рекомендую прочесть следующие книги по саморазвитию:

  1. «От хорошего к великому» Джим Коллинз
  2. «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейл Карнеги
  3. «Неприятие перемен. Как преодолеть сопротивление…» Роберт Киган
  4. «Психология чемпионов. Мышление, приводящее к победе в спорт» Боб Ротелла, Боб Каллен
  5. «Искусство управлять своим временем» Бодо Шефер
  6. «Лиминальное мышление. Как перейти границы своих…» Дейв Грей
  7. «Меняем привычки. 81 способ перестать действовать на…» М. Дж. Райан
  8. «Не жалей ни о чем. И еще 99 правил счастливых людей» Найджел Камберленд
  9. «Действуй разумно!» Брайан Трейси
  10. «Логика и тактическое мышление. 50+50 задач для тренировки…» Чарльз Филлипс
  11. «Самодисциплина. Развитие личности» Майкл Уилсон
  12. «Что тебя останавливает?» Сью Хэдфилд
  13. «Начинай с малого» Оуэйн Сервис
  14. «Вместо MBA. Полезные советы от легендарных менеджеров» Джек Уэлч
  15. «Книга ленивого гуру. Поток. Результаты. Без усилий» Лоуренс Шортер
  16. «Позитивный тайм-менеджмент. Как успевать быть…» Мария Хайнц
  17. «Будь сильным» Ник Вуйчич
  18. «Личные финансы» Кристиан Мэддок
  19. «Психология привычки» Хэролд Литл
  20. «Лайф-менеджмент. Искусство управлять своей жизнью» Инесса Аленсон
  21. «Как работать по 4 часа в неделю и при этом не торчать в офисе «от звонка до звонка», жить где угодно и богатеть» Тимоти Феррис
  22. «Great work. Как найти вдохновение, полюбить свою работу и начать зарабатывать» Дэвид Стерт
  23. «Уроки импровизации. Как перестать планировать и начать жить» Патрисия Мэдсон
  24. «Перезагрузка. Перепиши свою историю» – измени жизнь Джим Лоэр
  25. «Магия утра. Как первый час дня определяет ваш успех» Хэл Элрод
  26. «Сила обаяния. Как завоевывать сердца и добиваться успеха» Брайан Трейси, Рон Арден
  27. «7 навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности» Стивен Кови
  28. «Богатый папа, бедный папа» Роберт Кийосаки
  29. «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд
  30. «Разбуди в себе исполина» Энтони Роббинс
  31. «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности» Брайан Трейси
  32. «Трансерфинг реальности. Ступень I: Пространство вариантов» Вадим Зеланд
  33. «Тонкое искусство пофигизма: Парадоксальный способ жить счастливо» Марк Мэнсон
  34. «Думай как миллионер. 17 уроков состоятельности для тех, кто готов разбогатеть» Т. Харв Экер
  35. «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорж Сэмюэль Клейсон

Сохраните список книг в закладки, чтобы не потерять!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]