Выступление на педсовете «Методы позитивной психологии как условие успешного развития и саморазвития личности школьника.»

Термин позитивная психология появился не так давно и суть его состоит в том, чтобы заниматься не имеющимися проблемами со здоровьем, психикой, комплексами и прочими недугами, а напротив, развивать и работать над имеющимися достоинствами.

За основу позитивной психологии берется то, что болезни нужно предупреждать, а не лечить. Вот с этого и вытекает что, работая над своим потенциалом, своими преимуществами, развивая свои способности человек способен сделать свою жизнь лучше, предупредить многие неприятности связанные с нарушением жизнедеятельности организма и даже привлечь в свою жизнь богатство, любовь и счастье.

История

Основателем позитивной психологии как академической области является Мартин Селигман[1], который, при избрании президентом Американской психологической ассоциации в 1998 году, свою речь посвятил именно этому новому направлению психологии. В своем выступлении Селигман подчеркнул, что в течение предшествующих пятидесяти лет психология занималась исследованием и лечением всевозможных патологий, не обращая внимания на позитивные аспекты жизни человека, такие как способность к творчеству, надежда или упорство в достижении своих целей. Селигман призвал своих коллег «восстановить равновесие» и предложил три основных направления для будущих исследований:

  • положительные эмоции и субъективное ощущение счастья (например, наслаждение, удовлетворение жизнью, чувство близости, конструктивные мысли о себе и своём будущем, оптимизм, уверенность в себе, наполненность энергией, «жизненной силой»);
  • позитивные черты характера человека (мудрость, любовь, духовность, честность, смелость, доброта, творчество, чувство реальности, поиски смысла, прощение, юмор, щедрость, альтруизм, эмпатия и т. д.);
  • социальные структуры, способствующие счастью и развитию людей (демократия, здоровая семья, свободные средства массовой информации, здоровая среда на рабочем месте, здоровые локальные социальные сообщества).

Речь Селигмана вызвала большой интерес у его коллег, в том числе у таких известных психологов, как Кристофер Петерсон (Christopher Peterson), Эд Динер (Ed Diener) и Михай Чиксентмихайи, благодаря чему идеи позитивной психологии очень быстро превратились в новое направление в психологической науке[2].

ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ

Позитивная психология завоевала популярность в средствах массовой информации. Это заставило некоторых психологов выразить обеспокоенность. Они ставят под сомнение, что практическое применение этого подхода превзошло научные исследования его эффективности.

Многомиллионные компании, такие как IBM, FedEx и Adobe, наняли «тренеров счастья» для своих сотрудников. Некоторые школы внедрили концепции позитивной психологии в свою учебную программу. Даже армия США разрабатывает программы тренировок стойкости, чтобы повысить благосостояние всех солдат.

Критики сходятся во мнении, что позитивная психология может привести к улучшению психического здоровья во многих ситуациях. Но этой области не хватает эмпирических данных, подтверждающих заявления о ее пользе. Необходимо более тщательное тестирование, чтобы определить, как долго длится положительное воздействие. Позитивная психология также подвергается критике за то, что она отвергает, отрицает или обесценивает более ранние работы, тесно связанные с этой областью.

Одной из потенциальных проблем, связанных с позитивной психологией, является возможность принятия положительных заявлений в крайних случаях. Например, некоторые люди, проходящие лечение, считают, что, будучи оптимистами, они могут противостоять влиянию серьезных физических и психических проблем со здоровьем.

Акцент на личную ответственность может привести к тому, что некоторые люди, страдающие психическими или эмоциональными расстройствами, будут чувствовать себя ответственными за эти проблемы. Широко известно, что проблемы с психическим здоровьем не являются виной человека, который их испытывает.

Считается, что этот подход менее полезен и, возможно, неэффективен при лечении некоторых серьезных или хронических проблем с психическим здоровьем. К ним могут относиться шизофрения или черепно-мозговая травма головного мозга.

Исследования показали, что оптимизм и позитивный настрой могут быть полезны не всем. Некоторые люди, которых можно назвать «оборонительными пессимистами», процветают за счет того, что они подходят к ситуациям с негативной точки зрения. Этим людям легче добиться успеха, предвидя сначала возможные неудачи. Оттуда они работают, чтобы избежать неудачи. Исследования показали, что такой подход может помочь некоторым людям справиться с беспокойством. Он также может помочь людям быстрее адаптироваться и превзойти стратегических оптимистов.

Последняя критика позитивной психологии заключается в том, что этот подход несколько прозападен. Он в первую очередь фокусируется на добродетелях и ценностях, которые отражают индивидуализм американского общества. Этот ограниченный набор ценностей может не точно отражать убеждения других культур. Для многих может потребоваться более универсальное определение терминов.

Основные центры

В настоящее время существует много центров, занимающихся исследованиями и прикладными аспектами на базе позитивной психологии. В их числе, например, следующие:

Центр позитивной психологии

Старейший центр позитивной психологии (англ. Positive Psychology Center, PPC)[4] находится в Пеннсильванском университете в Филадельфии (США). Первым этапом работы центра было создание классификации сильных сторон и положительных черт индивида (по аналогии с «классификацией патологий», которой является нозологическая система DSM-IV). В 2004 году Селигман и Петерсон опубликовали список из 24 положительных черт человека, разделённых на 6 групп[5]:

  • Добродетели мудрости и знания: креативность, любопытство, открытость, любовь к обучению, перспектива.
  • Добродетели смелости: храбрость, усердие, целостность, жизнеспособность.
  • Добродетели человечности: любовь, доброта, социальный разум.
  • Добродетели справедливости: гражданственность, справедливость, лидерство.
  • Добродетели воздержания: милосердие, умеренность, умение предвидеть, самоконтроль.
  • Добродетели трансценденции: умение ценить красоту, благодарность, надежда, чувство юмора, духовность

Список Селигмана и Петерсона был составлен на основе того, какие черты характера имеют наибольшую ценность в различных культурах и религиях[5].

На основе этого списка впоследствии был создан вопросник VIA-Survey (en:Values in Action Inventory of Strengths), состоящий из 240 вопросов (этот вопросник бесплатен и доступен в Интернете[1] (недоступная ссылка), на данный момент он переведен на 17 языков).

На основе ответов на вопросник VIA-Survey было выявлено, какие черты характера наиболее способствуют преодолению депрессии и достижению счастья. Этими чертами характера являются:

  • надежда;
  • благодарность;
  • любознательность;
  • любовь[6].

Опросник VIA-Survey может использоваться в психотерапии следующим образом: клиенту предлагается оценить свои сильные стороны с помощью вопросника VIA-Survey, а затем попытаться использовать эти сильные стороны различными новыми способами (например, каждый день недели пробовать новый способ). Рекомендуется также каждый день отмечать в своем дневнике три счастливых события, которые произошли в этот день, а также записывать, какие действия привели к этим счастливым событиям[2].

Центр прикладной позитивной психологии

Центр прикладной позитивной психологии (англ. Centre of Applied Positive Psychology, CAPP)[7] находится в Великобритании. Руководителем центра является Алекс Линли (англ. Alex Linley). Основным направлением исследований является использование идей позитивной психологии в профессиональной сфере. В центре CAPP был создан вопросник Realise2, позволяющий определить, какими способностями и сильными сторонами характера обладает индивид, а также установить, в какой степени он использует эти достоинства в своей повседневной жизни (вопросник Realise2 на данный момент существует лишь в англоязычной версии). Исследователи центра CAPP также разрабатывают методики, позволяющие максимизировать использование сильных сторон индивида и минимизировать негативный эффект того, что является слабыми или недостаточно развитыми аспектами его личности[2].

Центр Гэллапа

Этот исследовательский центр создан Институтом Гэллапа в Соединенных Штатах Америки. Его основателем стал психолог Дональд Клифтон (Donald O. Clifton). На основе идей Клифтона в институте Гэллапа был разработан вопросник Strengthsfinder, 2001), на данный момент переведенный на 24 языка, в том числе на русский («Раскройте свои сильные стороны»).

«Преодоление невзгод: сила устойчивости», Луис Рохас Маркос

Луис Рохас-Маркос — известный психиатр и исследователь. Его сочинения обогащают и позволяют нам достичь тех аспектов психологии, которые нам всем необходимо понять, чтобы жить лучше.

В «Преодолении бедствий: сила устойчивости» мы узнаем, как у всех нас, даже если мы не верим в это, есть психологические и биологические механизмы, которые готовят нас к сопротивлению и борьбе с бедствиями.

Фактически, это то, что люди делали на протяжении всей нашей истории, потому что выживание — это правило. И мы выжили благодаря удивительному инструменту: устойчивости. В этой книге мы узнаем, как работать над этим, тех основных корнях, которые представляют собой чувство собственного достоинства, самоконтроль, оптимизм и, конечно же, позитивные мысли.

Позитивная психология в России

Главным центром позитивной психологии в России является НИУ «Высшая школа экономики».

В 2012 году в Москве на базе НИУ ВШЭ и МГУ им. Ломоносова был проведён VI-й Европейский конгресс по позитивной психологии[8].

В 2011 году в ВШЭ была создана лаборатория позитивной психологии и качества жизни под руководством Д. А. Леонтьева; в 2014 году она трансформировалась в Международную лабораторию позитивной психологии личности и мотивации.

В 2020 году на базе этой лаборатории открылась магистерская программа «Позитивная психология»[9].

«Подлинное счастье», Мартин Е.П. Селигман

Мартин Селигман, психолог, писатель и директор факультета психологии Пенсильванского университета, без сомнения, является отцом позитивной психологии. Или, по крайней мере, это самый известный сторонник. Именно он сделал первый шаг к новой перспективе в науке о поведении. Он отложил изучение патологии, чтобы сосредоточиться исключительно на обеспечении благополучия человека.

В его книге мы не просто найдем мотивационные высказывания, бессмысленные цепочки красивых слов. В этой работе есть исследования, есть контрастные и достоверные перспективы, которые покажут нам, как подлинное счастье рождается из наших человеческих сил.

Критика

По словам Кирка Шнайдера, позитивная психология не может объяснить прошлые негативные события, например, действия нацистской партии или сталинские репрессии. Кроме того, Шнайдер указал на исследование, где позитивная иллюзия искажает реальность[10]. Позитивное настроение может стать неспособным к психологическому росту и склонным удерживать расовые предубеждения. Негатив, иногда проявляющийся в легкой и умеренной депрессии, напротив, коррелирует с меньшим искажением реальности. Поэтому негатив может сыграть важную роль в динамике человеческого процветания[11]. Селигман признавал в своей работе точку зрения о положительной иллюзии[12].

Ян Семпел в издании The Guardian, о. Семпел цитирует Стивена Волина, клинического психиатра, что исследование положительной психологии — это просто повторение более старых способов мышления, и что существует не так много научных исследований, которые могут поддержать эффективность этого метода[13].

Барбара Хелд утверждала, что, хотя позитивная психология вносит вклад в область психологии, она имеет свои недостатки. Она предложила разобраться в таких темах, как отрицательные побочные эффекты положительной психологии, негатив в позитивном психологическом движении и нынешнее разделение в области психологии, вызванное различными мнениями психологов о положительной психологии. Она также подняла проблему упрощенного подхода некоторых психологов в применении позитивной психологии[14].

Философия положительных изменений

Для того чтобы быть счастливым, достаточно всего лишь иметь позитивный настрой, а остальное придёт само собой – психология позитивных изменений довольно проста. Будьте с хорошим настроением всегда и везде, верьте в себя и свои силы. А чтобы у вас не возникало сомнений в успехе своей затеи, используйте специальные слова и фразы.
Рекомендуем: Как мыслить позитивно?

Аффирмация – это слово или короткая фраза, в содержании которой заключен некий позитивный посыл, и если вы будете повторять эту фразу много раз, она закрепится в вашем подсознании, создаст вам некую психологическую установку на успех. Этот отличный вариант улучшить свой эмоциональный фон и ускорить приближение позитивных изменений в вашей жизни. Целенаправленно мыслящие люди часто используют этот метод.

Как правильно составить аффирмацию:

  • То, что вы будете утверждать, должно звучать как состоявшийся факт, в реальном времени, а не в будущем.
  • Не следует использовать слова с отрицательной энергетикой.
  • Слова-аффирмации должны создавать атмосферу радости и счастья.
  • Краткость – сестра таланта, фраза не должна быть длинной.
  • Побольше конкретики, не стоит использовать расплывчатые формулировки.
  • Не заимствуйте чужие аффирмации. Выберите или придумайте то, что подходит именно для вас.
  • Необходимо искренне верить в то, что вы произносите. Для поддержания общей целенаправленности отмечайте свои маленькие победы на пути к цели.

Думайте с позитивом, и в скором времени вы обратите внимание на то, что вокруг начнут происходить изменения в лучшую сторону. Выполняйте такие упражнения регулярно. Вы начнете замечать прекрасное вокруг, вас будут радовать различные мелочи, которых раньше вы, казалось бы, даже не замечали. Будьте уверены в своих силах, и тогда все проблемы, возникающие у вас на пути, будут вам по плечу.

Примечания

  1. Seligman M.
    Using the New Positive Psychology to Realize Your Potential for Lasting Fulfillment.— New York: Simon and Schuster, 2002. — 275 p. — ISBN 0-7432-2297-0.
  2. 123Forest J. et al.
    La psychologie positive et l’approche basée sur les forces : [фр.] : [арх. 12 февраля 2013] // Le magazine de l’Ordre des psychologues du Québec. — 2011. — Vol. 28, № 1 (juillet).
  3. Fredrickson B. L.
    The value of positive emotions // American Scientist, 2003. — Vol. 91. — P. 330—335.
  4. Positive Psychology Center
  5. 12Peterson C., Seligman M. E. P.
    Character strengths and virtues: A handbook and classification. — Oxford University Press, 2004. — ISBN 0-19-516701-5.
  6. Park N., Peterson C., Selimgan M. E. P.
    Strengths of character and well-being // Journal of social and clinical psychology. — Vol. 23. — P. 603—619.
  7. Centre of Applied Positive Psychology (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 4 ноября 2012. Архивировано 15 октября 2012 года.
  8. Пресс-конференция, посвященная открытию VI Европейского конгресса по позитивной психологии (неопр.)
    .
    medportal.ru
    . Медновости (27 июля 2012). Дата обращения 27 августа 2020. Архивировано 27 августа 2020 года.
  9. Магистерская программа «Позитивная психология» (неопр.)
    . Высшая школа экономики (2020). Дата обращения 27 августа 2020. Архивировано 27 августа 2020 года.
  10. Schneider, K.
    Toward a Humanistic Positive Psychology. Existential Analysis: Journal of the Society for Existential Analysis. — 2011. — С. 32—38.
  11. Barbara L. Fredrickson, Marcial F. Losada.
    Positive affect and the complex dynamics of human flourishing // The American Psychologist. — October 2005. — Т. 60, вып. 7. — С. 678—686. — ISSN 0003-066X. — doi:10.1037/0003-066X.60.7.678.
  12. Seligman, Martin E.
    The Optimistic Child. Houghton Mifflin Company. — 1995. — С. 295—299.
  13. Sample, Ian
    . How to be happy (англ.),
    The Guardian
    (19 November 2003). Дата обращения 5 июля 2020.
  14. Barbara S. Held.
    The Negative Side of Positive Psychology
    (неопр.)
    .

Литература

  • Compton, William C.
    An Introduction to Positive Psychology. Wadsworth Publishing, 2005. — P. 1-22. — ISBN 0-534-64453-8.
  • Peterson, Christopher; Seligman, Martin E. P. Character strengths and virtues: A handbook and classification. — Oxford University Press, 2004. — ISBN 0-19-516701-5.
  • Стайл, Шарлотта.
    Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными / пер. с англ. М. Чомахидзе-Доронина; научн. ред. Т. Базаров. — М.: Претекст, 2013. — ISBN 978-5-98995-085-0.

«Поток: психология оптимального опыта», Михай Чиксентмихали

Говорить о позитивной психологии — это также говорить о Михали Чиксентмихайи и его работе с «состоянием потока». Его присутствие в этом списке является абсолютной необходимостью, и чтение этой книги чрезвычайно обогащает.

Конечно, мы можем определить состояние потока многими способами, но самый простой способ — это увидеть его как измерение благодарности. Рассматривать его как «оптимальный опыт», когда хаос и беспокойство исчезают из нашего разума, как только мы обретаем благосостояние благодаря конкретной задаче: все, что идентифицирует нас, то, что лучше всего согласуется с нами. Это приятное состояние, прозрение, где вы действительно находите суть счастливой жизни.

В этом мире бесконечных технологических и научных достижений с этой книгой, предлагает нам сосредоточить всю нашу психологическую энергию и внимание на конкретных объектах. Он приглашает нас найти радость в простых заданиях. Мы должны ставить планы и цели по своему выбору на нашем горизонте, чтобы испытать подлинное благополучие.

Ссылки

  • Центр позитивной психологии в Пенсильванском университете (англ.)
  • Oxford Happiness Questionnaire
Психология
Разделы
  • Общая психология
  • Теоретическая психология
  • Практическая психология
  • Акмеология
  • Дифференциальная психология
  • Психогенетика
  • Психодиагностика
  • Психолингвистика
  • Психология восприятия
  • Психология личности
  • Психология развития
  • Психофизиология
  • Социальная психология
  • Специальная психология
  • Сравнительная психология
  • Эволюционная психология
  • Экспериментальная психология
  • Гендерная психология
Прикладная
  • Детская психология
  • Инженерная психология
  • Клиническая психология
  • Нейропсихология
  • Патопсихология
  • Психологическая помощь
  • Психология здоровья
  • Психосоматика
  • Психотерапия
  • Педагогическая психология
  • Психология спорта
  • Психология творчества
  • Психология труда
  • Психология управления
  • Семейная психология
  • Экономическая психология
  • Юридическая психология
  • Психология родительства
  • Психология дорожного движения
Направления
  • Ассоцианизм
  • Бихевиоризм
  • Функционализм
  • Структурализм
  • Психоанализ
  • Интерперсональный психоанализ
  • Лакановский психоанализ
  • Эго-психология
  • Аналитическая психология
  • Индивидуальная психология
  • Гештальтпсихология
  • Гештальт-терапия
  • Телесно-ориентированная психотерапия
  • Системная семейная психотерапия
  • Культурно-историческая психология
  • Теория деятельности
  • Когнитивная психология
  • Гуманистическая психология
  • Экзистенциальная психотерапия
  • Позитивная психология
  • Рационально-эмоционально-поведенческая терапия
  • Трансперсональная психология
  • Трансакционный анализ
  • Экзистенциальная психология

«59 секунд: подумай немного, измени много», Ричард Уайзман

Это книга, которую вы должны прочитать. На ней кафедра психологии в Университете Хартфордшира Ричард Уайзман развеивает все классические мифы и стереотипы о счастье, чтобы открыть нам глаза. В десяти главах он оригинально и эффективно исследует такие аспекты, как мотивация, убеждение, привлекательность, креативность, эмоциональное благополучие.

Самое интересное и новое в книге профессора Уайзмана — это то, что она предлагает нам разрушить негативные идеи и ложные взгляды всего за 59 секунд.

Жизнь причиняет те же трагедии неудач оптимисту, что и пессимисту, но оптимист лучше их переживает.

Мартин Селигман

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]