Если нужно было бы выбрать один-единственный совет, который помог бы снизить эмоциональное напряжение, связанное с повседневной жизнью, или боль от эмоциональной травмы, это была бы рекомендация не идентифицировать себя с собственными мыслями. Порой подсознание человека постоянно фиксируется на идеях, что он недостаточно хорош, что ему никогда ничего не добиться, что он ничего не заслуживает. Эти бесцельные негативные монологи ведут многих людей к депрессии и тревожности. Хронический стресс стал для современного общества настоящей эпидемией. С этой проблемой может столкнуться каждый. Чтобы позаботиться о себе и своих близких, узнайте, что такое эмоциональная травма и как она может проявляться.
Что это такое?
Психологические травмы в детстве – итог усиленного напряженного влияния, непомерного для возможности предохранительных механизмов нервной системы детей, который выразился при некоторых жизненных обстоятельствах в их взрослом возрасте.
При травме малыш утрачивает чувство комфорта и защищенности, что обязаны окружать его. На замену им прибывает ощущение испуга, бессилия, слабости пред неопределенностью и переменчивостью всей внешней среды: то, что в недавнем прошлом давало обеспечение спокойствия, решительности, на сегодняшний день доставляет страдание и терзание. Эти дети, что пребывают в напряженных условиях, зачастую считаются группой риска, они более подвергаются отрицательному воздействию внешнего мира.
Травматический опыт не всегда физиологического характера. Основные его аспекты – мощность и насыщенность, инициирующие эмоциональную реакцию в человеке. Чем сильнее будет негативное воздействие ситуации, тем больше вероятность травмы.
Но далеко не любое малоприятное обстоятельство способно причинить ущерб психологическому самочувствию. Для этого оно должно быть существенным, значимым для детей. Негативное воздействие ситуации (событий, людей), подкрепляясь весом и важностью, и несет опасность. Их интенсивные повторения могут из здоровых детей в перспективе сделать невротически нездорового взрослого.
Зависимость от алкоголя или наркотиков
Есть целый ряд исследований, демонстрирующих связь между травматичными переживаниями и злоупотреблением разнообразными веществами. По данным специалистов, люди, которые в детстве пережили травму, отличаются другой структурой мозга – изменения нарушают его функционирование. Нередко это приводит к разнообразным когнитивным дефектам и психиатрическим расстройствам. Помните, что порой людям достаточно долго удается скрывать зависимость от окружающих. Близкие должны быть особенно внимательны, чтобы быть в состоянии вовремя прореагировать.
Свадьба пары прошла не в лучшее время, но «это придало ей особый смысл»
Все мужчины вместе: Стас Костюшкин показал, чем занимается с детьми на карантине
Рецепт освежающего зеленого фраппучино с мятой и чаем матча
Причины
Обнаружить объективные и однозначные первопричины формирования детской психологической травмы у взрослого не всегда просто, так как для интерпретации и значительности любого события у человека существуют исключительно персональные критерии. Но можно с полной уверенностью говорить, что отрицательное влияние окружающего мира намного больше оказывает влияние на неокрепшую нервную систему малолетнего ребенка. Действия, воспринимаемые взрослым человеком, как ерундовая и разрешимая проблема, для ребенка могут оказаться большой катастрофой.
Единственный справедливый критерий, разрешающий дать оценку негативным обстоятельствам, образовавшимся в жизни детей, состоит в комбинации последующих факторов: важности ситуации для ребенка и силы его психологического воздействия.
Психотравмирующее событие интерпретируется детской психикой, как что-то остро существенное. Данные явление вынуждают детей продолжительно и очень сильно беспокоиться. Это те условия, из-за каких исчезает душевное умиротворение, психологический баланс. Для их преодоления необходимы кардинальные изменения в действиях и мышлении.
По итогам бесчисленных исследований специалисты по психологии собрали перечень особо труднопереносимых маленьким ребенком и школьниками событий. Таким образом, травмы детства могут быть обусловлены соответствующими факторами:
- моральным, физиологическим, сексуальным давлением;
- смертью ближних родственников;
- собственным заболеванием или же болезнью членов семьи;
- разводом отца с матерью, уходом с семьи одного из старших;
- неожиданным срывом домашних взаимоотношений;
- внезапным отчуждением родителя от малыша;
- предательством, ложью, несправедливостью со стороны члена семьи, приятелей и авторитетных для детей взрослых;
- разочарованием, неудовлетворенностью из-за несбывшихся ожиданий;
- воспитанием старших, ведущих безнравственный образ существования;
- асоциальной атмосферой в коллективе и в семье, в какой растет малыш;
- гиперопекой либо дефицитом материнского внимания;
- колебательной стратегией обучения ребенка, неимением у отца с матерью скоординированных схожих требований к малышу;
- ссорой с лучшими друзьями не по их инициативе;
- ситуациями, в каких ребенок ощущает себе изгоем компании;
- конфликтами в учебных заведениях;
- плохими отношениями, давлением со стороны преподавателей;
- непомерной загруженностью детей внешкольной и учебной работой.
По одной из версий, развитие детской психотравмы считается нередким результатом ошибочной стратегии воспитания ребенка. Неконструктивные жизненные стандарты родителей передаются ребенку по наследству. Сформированные директивы, относящиеся к правилам жизни, малыш перенимает у отца с матерью, при этом наследуется непосредственно утяжеленная модель определенных в семье деструктивных «законов жизни».
Диссоциация и потеря чувствительности
Человеческий мозг удивителен, после многих тысяч лет эволюции он научился адаптироваться практически к любым условиям. Люди добиваются впечатляющих результатов, им даже удалось создать ракету и отправиться на Луну. К сожалению для людей, страдающих от эмоциональной травмы, способность мозга адаптироваться может быть источником проблем. По данным исследований, травма нередко приводит к тому, что человек чувствует себя ограниченным, характерным для него поведением становятся полная апатия и замкнутость. Тяжелое эмоциональное переживание существенно ухудшает способности человека развиваться и расти интеллектуально, он абстрагируется от внешнего мира. Даже если травма была не в детстве, когда последствия наиболее разрушительные и очевидные, бывает возможно именно такое проявление стресса — взрослый человек тоже может отключиться от происходящего, его личность при этом изменится.
Ретроградный Меркурий с 18 июня по 12 июля: как повлияет на знаки зодиака
Это все гены: как выглядит внучка красавицы Шуры из «Баллады о солдате»
Сытно и быстро: пока муж едет на обед, готовлю картофельный рулет с сыром
Симптомы
Всевозможные всплески травматических волнений – обычные и природные, следовательно, не следует упрекать себя за демонстрацию эмоций в их адрес. Ответ на отрицательное происшествие, которое нанесло ущерб нервной системе – прогнозируемый. Это нормальный отклик на непривычную ситуацию.
По каким признакам можно установить факт эмоциональной травмы детского возраста?
Тяжелые воспоминания
Иногда люди, пережившие тяжелую психологическую травму, сталкиваются со вспышками тяжелых воспоминаний – они будто бы переживают травматические события заново. Неприятные воспоминания могут приходить в голову из-за самых обычных повседневных вещей. К примеру, человек, который столкнулся с сексуальным насилием, может сталкиваться с воспоминаниями, когда видит кого-то, кто внешне похож на насильника.
Если человек не получит необходимой помощи, эти вспышки тяжелых воспоминаний могут только обостриться. К счастью, существуют эффективные варианты терапии, позволяющие человеку лучше справляться с тревожностью, паническими атаками и неприятными мыслями. К примеру, техника релаксации, практика осознанности и медитаций. С помощью данных методик пострадавшие от эмоциональной травмы могут вернуть себе надежду на комфортную жизнь и справиться с душевной болью.
Психологические признаки
Психологические симптомы:
- Шоковое настроение, угнетенность, безразличие, мрачность, удрученность. Эти симптомы могут длиться продолжительный период без видимых оснований.
- Беспричинные скачки эмоционального состояния, от веселости до бешенства и раздражения.
- Чувство позора. Укор себя, выискивание причин в себе, что привели к негативным результатам.
- Ощущение беспокойства, ужаса. Формируется страх от несущественного до сильно выраженного, психические фобии — боязнь тьмы, тишины, оглушительных звуков, посторонних неизвестных личностей, значительного скопления людей, одиночества.
- Чувство заброшенности, ненужности, неполноценности.
Физиологические признаки
Физиологические признаки:
- Ночные кошмары, испуги, асомния.
- Повышенное биение сердца, тахикардия.
- Появление болезней, в некоторых случаях без существующей на то предпосылки.
- Утомляемость, постоянное изнеможение, слабость.
- Нарушение внимательности к разговору и памяти.
- Мышечные зажимы, напряженность.
Проблемы со сном
Расстройства сна, такие как бессонница или хождение во сне, являются достаточно распространенными у людей, переживших травму, особенно тех, кто столкнулся с посттравматическим расстройством. Кошмары по ночам – еще один распространенный симптом, а с ними также разговоры во сне и повышенное потоотделение. Исследователи связывают данные проблемы с изменениями в химических процессах мозга. Люди, пережившие травму, отличаются другой структурой участка мозга, отвечающего за гормоны стресса адреналин и кортизол. Если человек игнорирует свое состояние, то недосыпание у него может стать хроническим, что серьезно подорвет здоровье и снизит качество его жизни.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Когда нужно обращаться к доктору?
Существует много специализированных психологических центров, куда можно обратиться за помощью по всей России. Как избавиться от детских психологических травм самостоятельно? Это процесс трудоемкий, но реальный. После детской психологической травмы период реабилитации бывает длинный и сложный. А в некоторых случаях травматические следствия забываются довольно быстро, и взрослая личность вспоминает о них только время от времени по неясным отголоскам, к примеру, в картинках сновидений. Это зависит как от степени, глубины самой причины, что побудила травму, так и от индивидуальности человека.
Имеет воздействие и собственная «болевая» граница человека: в некоторых случаях на то, что одна личность совсем не обратит внимания, для другой это будет шокирующим событием. Так как наиболее беспокойный, внушаемый народ, интроверты, холерики и меланхолики, интенсивнее и наиболее болезненно обращают внимание на ситуации в их жизни, нежели, к примеру, флегматики, сангвиники.
Однако в случае, если данный период затягивается, стает слишком болезненным, впору направиться к профессионалу или же изучить проблему самостоятельно. Как показывает психологическая практика по избавлению детских травм, существуют определенные аспекты, по каких нужно оценивать надобность вмешательства:
- Не ладятся романтические отношения, не складывается рабочая деятельность, портятся взаимоотношения дома, трудности в общении с приятелями, близкими, сотрудниками.
- Стойкое чувство страха близости. Трудно открыть душу, оставаться искренним, доброжелательным. Существует непрерывная страх, что человек, что присутствует рядом, не оправдает ожиданий, непременно разочарует, причинит боль.
- Человек становиться замкнутым в собственных травматических переживаниях, в мыслях вновь и вновь возвращается к этому опыту. Основательно взвешивает, переживает все эмоции события, вызвавшие эмоциональную травму.
- Могут возникнуть соматические расстройства: трудности с пищеварением, дыханием, сновидениями, аллергические патологии. Данные признаки формируются в отсутствии ясной предпосылки, представляя ответом организма на травму, приобретенную в раннем возрасте.
- Человек начинает употреблять спиртное, наркотические вещества с целью бегства от действительности, применяет прочие разновидности химической и поведенческой зависимости.
К огорчению, в большинстве ситуации воздействие детской эмоциональной травмы носит продолжительный характер. А «выздоровление» — нелегкое и сильно мучительное. Однако через некоторое время человек «восстанавливается». Предохранительные, компенсаторные механизмы нервной системы реабилитируют, возвращают его к бытию и позволяют снова радоваться жизни. А компетентный специалист или же грамотный самостоятельный подход могут помочь уменьшить этот период, использовать его предельно эффективно.
Травма развития и тяжелые расстройства личности
Исследования последних лет показали, что этиология пограничного расстройства личности в узком смысле, множественного личностного расстройства, при котором «субъект имеет несколько отчетливых и раздельных личностей, каждая из которых определяет характер поведения и установок за период времени, когда она доминирует» (Г. И. Каплан, Б. Дж. Сэдок, 1994, с.453), прослеживается в раннем детском опыте интенсивного длительного насилия, причем последнее может быть как физическим (физическое истязание, сексуальное изнасилование, присутствие при совершении физического или сексуального насилия), так и психологическим.
Как психологическое насилие можно квалифицировать, например, ситуацию, в которой оказывается ребенок в семье с аддиктивным поведением, например, в семье, где один или оба родителя — алкоголики или наркоманы. Психический статус ребенка при этом определяется паттерном зависимости от компульсивного поведения родителей, формирующимся как следствие попыток ребенка обрести безопасность, сохранить собственную идентичность и самоуважение. Этот паттерн получил название «со-зависимость» (co-dependence).
Ребенок, пытаясь взять на себя решение семейных проблем, отрицает свои собственные потребности. В результате он становится зависимым от потребностей, желаний, надежд и страхов семьи. Такие условия не позволяют ребенку чувствовать себя в безопасности, испытывать безусловную любовь, вести себя спонтанно. Для того, чтобы удержать внимание взрослого на себе, ребенок прекращает выражать собственные потребности и становится со-зависимым. Результатом такой формы родительского отношения исследователи называют хрупкость и проницаемость границ Я, обесценивание чувств (и утрату способности их выражать!) и нарушение способности к установлению эмоциональной близости.
К феноменам психологического насилия относится все, что разрушает отношения привязанности, или, напротив, насильственно их фиксирует: неадекватные родительские установки, эмоциональная депривация и симбиоз, унижение и угрозы. Отсутствие родительской любви в младенческом и отроческом возрасте способствует развитию неутолимого эмоционального голода и искажает формирующийся образ Я. Нестабильность и «ненадежность» эмоциональных отношений делает перцептивный, эмоционально-чувственный образ Другого неконстантным, «флуктуирующим» в восприятии ребенка от «тотально плохого» (отвергающего и наказывающего) к «тотально хорошему» (любящему и принимающему) или навсегда становится чужим и потенциально угрожающим.
В ситуации депривациималыш, активно исследующий окружающий мир и испытывающий потребность в поддержке взрослого, обнаруживает лишь пустоту, безразличие, неизвестность. Интроецирование подобных паттернов разрушенного эмоционального отношения приводит к формированию широкого круга психопатологий, центральными переживаниями в которых, являются страхи потери, смерти, пустоты.
Другая форма неадекватного родительствования — эмоциональный симбиоз— будучи абсолютно противоположным паттерном взаимоотношений, приводит к таким же искажениям образа Я, как и депривация. Симбиоз представляет собой экстремальную форму взаимозависимости, связанной с переживаниями полного «слияния» и «растворения» в Другом, когда границы Я утрачиваются. У участника симбиотических отношений отсутствует потребность в собственной индивидуальности, так велико его желание «утонуть» в Другом. Симбиотическая связь матери и ребенка характеризуется отсутствием, стиранием в сознании родителя границ между «Я» и «моим ребенком». Однако, если ребенок оказывается «не таким», «плохим», то родитель отвергает эту часть Я, отторгает ее, будучи не в силах принять мысль «Я — плохой, так как часть меня — плохая». При этом затрудненным оказывается вторичное, «когнитивное» самоопределение, так как ответить на вопрос «Кто я?» можно, только отделяя и отличая от Другого себя и свои границы. Такой тип взаимоотношений порождает импульсивную предельную открытость границ и провоцирует любое вторжение Другого — физическое, сексуальное, психологическое. Само вторжение так же, как и в предыдущем случае, может переживаться не только как собственно насильственный акт, но и как желанное заполнение интрапсихического «вакуума», обретение объекта для слияния.
Таким образом, наиболее распространенные формы неадекватного родительского отношения — эмоциональная депривация и эмоционатьный симбиоз — не только оказывают исключительно неблагоприятное воздействие на формирующийся образ Я и картину мира ребенка, но и создают психологический базис, особую «перцептивную готовность» для других форм вторжения, в частности, физического и сексуального.
Вследствие этого формируется особая личностная организация (а именно — пограничная личностная структура), характеризующаяся диффузной самоидентичностью, полезависимым когнитивным стилем, зависимостью самооценки от оценок значимых других и т.д., что доказано рядом эмпирических исследований. Ведущий защитный механизм личности — расщепление — позволяет сосуществовать во внутренней ткани самосознания голосам хрупкого, слабого, зависимого Я, и агрессивного, грандиозного Я, причем в зависимости от внешних условий, может актуализироваться как позиция «жертвы», «слабенького», «маленького», так и позиция агрессора, «преследователя», «палача».
С этой точкой зрения перекликается позиция современного психоанализа, полагающего, что этиология такого психосексуального расстройства, как садомазохизм, коренится в опыте насилия в детстве. Ребенок интроецирует паттерн отношений «насильник — жертва», который фиксируется на физиологическом уровне, так что базовые потребности можно удовлетворить, только или переживая насилие, или насилуя [47].
Таким образом, основные типы искаженного родительского отношения — депривация и симбиоз — ложатся в основу формирования виктимной личностной организации, которая вынуждает ее обладателя всю последующую жизнь вызывать на себя другие ситуации насилия.
J. Bowlby (1979), известный исследователь феномена материнской депривации, вводит термин «патогенное родительствование»(pathogenic parenting), определяя его как ключевой этиологический фактор невротических симптомов, личностных расстройств, семейных и супружеских проблем J. Bowlby выделяет следующие типы неадекватного родительского отношения:
1. Отсутствие родителя или отделение ребенка от родителя (при помещении в больницу, детское учреждение).
2. Отсутствие адекватного ответа на поиск заботы и привязанности, отвержение ребенка.
3. Угрозы покинуть ребенка, применяемые как дисциплинарная мера (родитель угрожает лишить ребенка своей любви, покинуть семью, совершить суицид и т.п.).
4. Провоцирование родителем чувства вины или переживания собственной «плохости» у ребенка. (При этом ребенок подвергается исключительной критике. Крайним вариантом является возложенная на ребенка ответственность за болезнь или смерть одного из родителей.).
5. Тревожная привязанность к ребенку, связанная с оказанием на него давления. Родитель (обычно мать) стремится таким образом стать единственным источником заботы в окружении ребенка.
Описывая пагубные последствия подобного родительского отношения, Bowlby о. Собственный внутренний мир ребенка, границы его тела, полоролевая идентичность также будут диффузными, размытыми, нечеткими, как в случае симбиоза с матерью, так и в случае отвержения.
Таким образом, любая ситуация насилия вряд ли является случайной для жертвы. Вероятнее, что она окажется подготовленной всей предыдущей историей жизни ребенка, и, прежде всего — историей его детско-родительских отношений.
Ярость, ненависть и зависть
О. Кернберг считает, что практически с самого начала жизни существует способность к проявлению ярости. Ярость ребёнка при этом прежде всего имеет сигнальную функцию, говорящую о том, что что-то не согласуется, мир так сказать не находится в порядке и мать должна что-то делать, чтобы удалить вредный элемент или даже полностью его уничтожить. Таким образом, ярость является сигналом необходимости устранения вредного раздражителя, а позднее ярость может стать сигналом, активирующим на разрушение вредного объекта, и наконец из ярости может сформироваться хроническая диспозиция к созданию особого инроецированного отношения с объектом, вызывающим у ребенка ярость, которого необходимо убрать со своего пути любой ценой. При такой связи, ярость проецируется на внешние объекты, которые начинают сами рассматриваться в качестве свирепых, агрессивных, садистических, а в результате этого появляется желание их разрушить. Когда разрушение объекта становится главным мотивом постоянной ярости ребёнка, тогда мы говорим о ненависти.
Таким образом, мы рассматриваем ненависть в качестве структурированного, постоянного, инроецированного отношения с объектом, в котором речь с одной стороны идёт о попытке разрушить объект, с другой — о желании чем-то пожертвовать для него, заставить объект страдать, чтобы в конечном итоге начать его контролировать. Таким образом, с ненавистью связаны желание разрушать, причинять страдания и осуществлять контроль над объектом. Если в разрушении мы встречаемся с чистыми ненавистью и агрессией, то когда чувства ненависти смешиваются с наслаждением от причинения объекту боли, тогда лучше говорить о
садизме
или о садистической установке по отношению к объекту. Садизм формируется из ненависти и в конце концов объединяется с желанием контролировать объект. Таким образом, желание разрушать, мстительность, садистическое стремление причинять страдания и контролировать являются выражением переполненных ненавистью инроецированных отношений с объектами.
Все мы в принципе обладаем этими качествами, так как практически невозможно представить, что кто-то сможет построить свою жизнь таким образом, что никогда и нигде не будет ощущать по отношению к пробуждающему ненависть объекту хотя бы небольшую степень ненависти, которая обычно удерживается в определённых границах, или даже сублимируется. Так мы можем ненавидеть своего босса, ненавидеть то, что противно нашей совести, а ещё мы ненавидим преступников, которые почти всегда вызывают у нас реакции, свидетельствующие о нашей большой ненависти. Но в случае тяжёлых личностных расстройств ненависть становится одним из наиболее сильных бессознательных мотивов личности, причём она отщеплена от желания любить и от идеализированных представлений об объектах. Трагедия заключается в том, что клиенты, которые в раннем детстве, испытали на себе воздействие хронической агрессии, склонны постоянно реагировать ненавистью.
Чувство зависти: особая форма ненависти, которая формируется по отношению к объекту, который с одной стороны переживается вызывающим боль, злым, разрушительным и вызывающим страдания, а с другой стороны имеет в себе потенциально хорошие стороны, и даже вызывает любовь. Иначе: зависть связанна с представлением о том, что хороший объект обладает, или отнял, или незаконно задерживает или утаивает у себя что-то такое, что и любой другой захотел бы иметь. Это чувство в определённом смысле даже опаснее ненависти, так как мы завидуем тому, чего сами желаем и что побуждает нас кусать руку, которая нас кормит. Эта неспособность допускать зависимость из-за зависти к тому, в чём нуждаешься, приводит к тяжёлым межличностным конфликтам и может доходить до злокачественного нарциссизма или до формирования антисоциальной личности.
О злокачественном нарциссизме мы говорим тогда, когда грандиозная Самость насквозь пропитана ненавистью, когда проявляются антисоциальные и параноидные черты, главенствуют агрессия и садизм. Наиболее тяжёлая форма обнаруживается у антисоциальных личностей,
которые характеризуются тяжёлой патологией сферы Сверх-Я, с преобладанием ненависти в любых межличностных отношениях, невозможностью почувствовать и выразить любовь, господством ненависти и зависти по отношению к другим людям (Kernberg. Aggression in Personality Disorders and Perversion. NY, 1992).
Если мы будем с клинической точки зрения рассматривать переполненную ненавистью жертву, то заметим, что ей всегда противостоит переполненный ненавистью преступник. Существует коррелирующее, переполненное ненавистью взаимоотношение между преступником и жертвой, причём переполненный ненавистью преступник стремится разрушить бессильный объект, причинить ему страдание и учинить над ним контроль. Существование такой бессознательной диадной структуры представляет одну из главных проблем в работе с этими клиентами, так как она тотчас проявляется в переносе/контрпереносе.
Клиент, испытавший в жизни тяжёлые травмы, отщепляя агрессивное поведение в другую область (на реакции в отношении других персон), «создаёт» такую ситуацию, в которой терапевт видит его только в роли жертвы.
Как помочь ребенку?
Для того чтобы исключить формирования у детей эмоциональной травмы, отец с матерью обязаны владеть приличным уровнем преподавательских и общепсихологический знаний, что могут помочь избранию точной стратегии обучения ребенка, не сопровождаемой деструктивными стандартами.
Все силы отца с матерью обязаны быть ориентированы на формирование комфортной основы для развития и становления личности, предоставление любого содействия в верном преодолении ребенком появившихся трудностей и проблем.
Не нужно игнорировать переживания детей, а быть верным помощником, которому ребенок сумеет верить без любых колебаний и боязни. Явные перемены в поведении детей должны быть для родителей сигналом о потребности проявить повышенное внимание.
Малейшие симптомы становления психотравмы должны являться предлогом для обращения к специалисту по психологии для подбора вместе с ним адекватного плана, позволяющего возобновить душевный баланс у ребенка.
На сегодня разработаны специализированные психотерапевтические мероприятия, содействующие формированию у ребенка возможности вести полную жизнь, устранению навязанных барьеров и ликвидации деструктивных стандартов мышления, что заложило общество.
В работе с ОСР и ПТСР
- Познакомятся с различными теоретическими моделями и подходами к изучению острого и посттравматического стрессового расстройства;
- Освоят суть и качество терапевтического присутствия и установления контакта с травмированными клиентами, являющееся основой психотерапевтической работы.
- Изучат теоретические основы психодинамической соматической терапии травмы, механизмы связи шоковой травмы и травм развития, познакомятся с теоретическими основами психотравматологии Готфрида Фишера применительно к работе с шоковыми травмами, рассмотрят применение процесс-ориентированного подхода в работе с шоковыми травмами
- Изучат принципы и отточат на практике навыки практической работы с острыми и посттравматическими стрессовыми расстройствами
- Получат собственный опыт построения индивидуальной ресурсной платформы
- Получат собственный глубокий исцеляющий опыт соединения ментальных, эмоциональных и телесных переживаний, а также возможность интеграции в жизнь глубинных надличностных переживаний.
Как проработать детские психологические травмы?
Обычно люди не помнят все психологические и эмоциональные травмы, приобретенные в раннем возрасте. Однако все равно волнует вопрос о том, как освободиться от страхов, внутреннего дискомфорта. Понимание того, что проблема-таки присутствует – это первый этап к преодолению эмоциональной травмы. Освободиться от детской травмы можно, обратившись к специалисту по психологии. Эксперт сможет помочь припомнить ситуацию, что стала предпосылкой к возникновению травмы. Для преодоления переживаний есть большое число разных методов, какой использовать к конкретному человеку, выберет психолог в соответствии с персональными чертами характера.
Хронические депрессия и тревожность
Как уже упоминалось, обычно тревожность проявляется после травматичного переживания. Этот симптом нередко приводит к тому, что человек просто не может расслабиться. Он постоянно напряжен и страдает от гипервозбудимости. Если человек столкнулся с депрессией, симптомы могут быть схожими. Кроме того, могут возникнуть сложности с концентрацией, раздражительность и нервозность. Помните, что депрессию ни в коем случае не стоит пытаться игнорировать — это серьезнейшая проблема, требующая лечения.
Техника освобождения
На сегодня разработаны специальные психотерапевтические мероприятия, содействующие формированию у ребенка возможности вести полную жизнь, устранению навязанных барьеров и ликвидации деструктивных стандартов мышления, что заложило общество.
Использование данной техники выглядит таким образом: врач ставит перед пациентом свободный стульчик и призывает вообразить, что в нем сидит самая важная для клиента личность, к примеру, отец или мать. Нужно «общаться» с вымышленным собеседником, говорить о собственных мыслях и эмоциях или разъяснить ему, что всегда хотелось, однако так и не получилось в раннем возрасте. Врач способен порекомендовать «обменяться ролями», лично занять роль вымышленного собеседника.
Такая деятельность в особенности может быть полезна, если люди, много означавшие в прошлом, не могут или не желают поспособствовать содействию в терапии. Она может помочь возобновить связь с собственными переживаниями о прошедшем и с теми составляющими личности, которые скрыты или подавлены с содействием зависимости или иного деструктивного действия. Наладив связь с эмоциями и воспоминаниями, можно осмыслить, как они оказывают большое влияние на нынешние действия, и осознать, как возможно поменять ситуацию.
Самоанализ
С результатами травм можно совладать и без помощи специалиста, для этого необходимо регулярно осуществлять контроль собственных действий и поведенческих реакций. Следить за собственными эмоциями. Выявив мгновение появления малоприятных болевых ощущений или морального дискомфорта, попробовать восстановить в памяти и изучить ситуацию, лучше всего выдумать положительный итог, и в мыслях поменять условия, которые могли бы привести к иному итогу. При самостоятельных занятиях это может помочь освободиться от детской психологической травмы.
Гнев
Гнев может быть серьезной проблемой для жертвы травмы. Пережитая в раннем детстве травма может привести к тому, что человеку становится трудно контролировать свои эмоции. Вспышки гнева являются крайне распространенным явлением у жертв таких обстоятельств. Кроме того, обострение негативных эмоций может быть связано с ощущением предательства. Это приводит к агрессивному поведению. Если человек не пытается контролировать свои эмоции, его поведение становится саморазрушительным, из-за чего разрешить ситуацию становится все сложнее.