Возможности интеллекта человека, срок жизни, пути ее продления, и суть проблемы человека как личность

  • 29 Июля, 2019
  • Психология личности
  • Денис Дмитриев

Именно интеллект принято считать одним из самых важных качеств любого отдельно взятого индивида. Однако признание его безусловной ценности вовсе не означает, что все точно знают правильное определение данного понятия. В общем смысле при ответе на вопрос о том, что такое интеллект человека, можно привести несколько вариантов.

Официально научно-популярное определение гласит, что это обобщенные способности к пониманию, познанию, разрешению проблем и выходу из сложных ситуаций. Под данным термином объединяются многие познавательные параметры каждого индивида, включая воображение, мышление, восприятие, память, представление и ощущение.

Варианты определения термина «интеллект»

Современная вариация может толковаться немного другим образом. Интеллект человека в таком случае представляется как способность к планированию, организации и контролю индивидом своих собственных действий ради достижения какой-либо цели, а также при учете совпадения ее истинности и благих действий. Единственная возможность для развития данного качества — нахождение в информационном пространстве, которое формируется при занятиях различными видами деятельности по ходу всей жизни. Образование и применение при этом строится благодаря использованию принципов организации интеллекта. То есть, по сути, определения информационного пространства и интеллектуального пространства тождественны между собой. В обоих случаях применяются планировочные принципы, а также контроль каждого этапа на пути к выполнению ряда задач и достижению какой-то поставленной цели.

С другой стороны, академик Н. Н. Моисеев также провел исследование на тему того, что такое интеллект человека, сформулировав в результате другое определение данного термина. По его словам, этот термин означает в первую очередь целеполагание, умение планировать ресурсы и выстраивать четкую стратегию формирования пути к достижению поставленной индивидом цели. Современное определение интеллекта обычно трактуется как способность осуществлять процесс познания и с максимально возможной эффективностью решать возникшие проблемы, к примеру, когда человек только овладевает новым спектром жизненных задач. В связи с этим допускается измышление, что данное качество индивида поддается с течением времени как прогрессу, так и регрессу. Кроме того, его итоговый уровень будет зависеть от сферы, в которой человек применяет свои способности.

Мужчина с высоким интеллектом планирует деятельность

Гениальность

В некоторых случаях, когда человек проявляет высокую интеллектуальную активность в творческой деятельности, ей может сопутствовать то, что на основе определенных признаков воспринимают как гениальность.

Если понимать смысл механизмов, составляющих основу психики и обуславливающих интеллектуальный потенциал, а также суть самого этого потенциала, можно говорить об экстремальном состоянии интеллектуального творчества, т.е. о гениальности. Как правило, гениальностью является степень интеллектуального потенциала, способствующая созданию неординарных и особо выдающихся творческих результатов.

Состояние гениальности отличается своими характеристиками психической, а также физиологической организации. И эти характеристики таковы, что без кропотливой и вполне серьезной работы никаких гениальных идей и результатов ожидать просто не стоит. Среди данных характеристик можно выделить:

  • Необходимый уровень энергетики и энергии, зависящий, помимо прочего, от особенностей движения крови по сосудам, метаболизма и вентиляции легких. Если они не будут соответствовать определенным параметрам, у организма человека не будет возможности полностью раскрыть творческие навыки.
  • Независимо от уровня энергетики и энергии, у человека обязательно должна быть мотивирующая сила – что-то, что будет постоянно подталкивать его к действиям и заставлять придерживаться выбранного направления. Иначе человек не станет даже пальцем шевелить, ведь у него не будет никакой цели.

Если две этих характеристики присутствуют, а их сочетание оказывается подходящим, появляется неудовлетворенность человека текущим положением дел, требующим для своего изменения совершения осознанных волевых усилий. И когда понимание конкретной ситуации накапливается и достигает критической отметки, происходит то самое озарение, называемое гениальным. Если же человек будет лежать на диване и смотреть в потолок, ни на какие откровения ему лучше не рассчитывать.

Что же такое гениальность? В первую очередь, это постоянное пребывание в процессе осмысливания какой-либо творческой идеи, непрекращающаяся и преобладающая над всем остальным мозговая активность. Она не останавливается, даже когда человек спит, ведь она имеет для него такое большое значение, что получает подпитку из большинства существующих областей восприятия.

Эта активность не появляется сама по себе и из ниоткуда. Это следствие кропотливого изучения и обдумывания определенной проблемы или ситуации, играющей в жизни человека важнейшую, чуть ли ни главную роль (одной из таких ситуаций может быть состояние влюбленности, когда невозможно думать ни о чем другом).

Из этого следует вывод: чтобы делать поистине гениальные вещи, вовсе не обязательно быть гением от природы, наследовать какие-то генетические черты от предков. Состояния гениальности можно достичь искусственно, «заболев» чем-то окончательно и бесповоротно. Эта «болезнь» активизирует максимум интеллектуального потенциала, тем самым и приведя к состоянию творческой гениальности.

Мы глубоко убеждены, что развивать мышление и интеллект должен каждый человек. На это не должно влиять ни окружение, ни обстоятельства, ни какие-либо иные причины. Единственное, что должно оказывать влияние – это искреннее желание развиваться, становиться лучше и умнее. Мы желаем вам иметь это желание, никогда ни перед чем не останавливаться и, конечно же, собирать как можно больше информации о работе интеллекта и его особенностях.

Пусть наша статья послужит еще одной монеткой в вашу копилку знаний. Искренне желаем вам удачи и достижения новых вершин!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Теория множественных интеллектов Гарднера
  • Чего вы могли не знать об интеллекте
  • Развиваться или деградировать?
  • Несколько приемов искусства думать эффективно из книги «Феноменальный интеллект» К. Шереметьева
  • Коэффициент интеллекта: что это и как измеряется?
  • Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла
  • Как стать умнее: 4 типа интеллекта по Стивену Кови
  • Фактор общего интеллекта
  • Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
  • Какие существуют модели интеллекта

Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика

Характеристики интеллекта и смежные способности

Развитое мышление Homo sapiens позволило ему отделится от остального животного мира и занять доминирующую позицию на всей планете. При этом стоит отметить, что влияние интеллекта человека совершенно точно выходит за пределы его собственной жизни, то есть оказывает посмертное влияние на существование будущих поколений. Разумеется, данное качество должно в равной мере сочетаться и с другими способностями индивида, иначе оно не будет иметь столь весомого значения, например, без навыков познания, обучения и логического мышления. Также требуется уметь анализировать информацию для ее последующей систематизации, классифицировать применимость данных в различных отношениях, находить определенные связи, различия, и закономерности, а также ассоциировать полученные сведения с какими-либо другими и аналогичными.

Всего можно выделить семь основных параметров, по которым можно охарактеризовать уровень развития интеллекта у определенного человека.

  1. Широта мышления. Под ней понимается способность индивида охватывать рассматриваемый вопрос полностью без потери исходных вводных данных о нем. Также в данный параметр входит возможность видения вариативности решения конкретно поставленной задачи.
  2. Любопытство. Стремление человека к разностороннему познанию того или иного изучаемого им явления в определенных существенных отношениях. Без развития данного качества становится сама по себе затруднительна какая-либо познавательная деятельность.
  3. Критичность мышления. Необходимое умение для строгого оценивания результатов собственной интеллектуальной деятельности. Выражается в способности подвергать свои суждения критической оценке, отбрасывать неправильные решения, прекращать выполнение ненужных действий при их противоречивости относительно поставленной задачи.
  4. Глубина ума. Основным назначением данной характеристики является возможность отделения главного от второстепенного, значимого от всего прочего, а также различать понятия необходимого и случайного.
  5. Доказательность мышления. Достаточно значимая черта, благодаря которой человек способен в нужный момент находить правильные факты, закономерности и аргументы, которые могли бы убедить других людей в правильности выводов и суждений индивида.
  6. Логичность мышления. Умение расставить все факты и суждения в определенной строгой последовательности, учесть все стороны и характеристики рассматриваемого объекта, проследить каждую вероятную взаимосвязь.
  7. Подвижность и гибкость ума. Способность к наиболее широкому применению имеющегося опыта, оперативное исследование и установление связей и взаимоотношений между новыми предметами, а также способность к преодолению шаблонность и стереотипность мышления.

Доказательность мышления как способность выступать на публике

Интеллект и творчество – друзья или враги?

Интересно, сочетаются ли интеллект и творчество? Думаете, что для того, чтобы придумать что-то грандиозное, нужен хороший IQ? Или, в действительности, слишком высокий IQ – это препятствие для творческих возможностей? Аналогичными вопросами задавались специалисты в этой области. К каким выводам они пришли? Результаты оказались удивительными.

Карикатура

Что значит «быть креативным»?

Особенность креативного (творческого) мышления – способность придумывать новые вещи. Идеи, формулировки, гипотезы, определения, изображения, которые никто в данной конфигурации не использовал. Мысли, выходящие из установленных схем, продвигающие область дальше. Несмотря на то, что творчество чаще всего ассоциируется с наукой и искусством, оно может отразиться в бизнесе, политике, педагогике, философии. Существует ошибочное мнение (причем, широко распространенное), что творчество проявляется революционными открытиями. Это не так. Достаточно создания вещей, новых для конкретного человека, преодолевающих его горизонты и ментальные стереотипы.

Уровни творчества

Эксперты различают несколько типов творчества. Наиболее интересное разделение креативности по степени «открытия» или «новизны»:

  • экспрессивный (спонтанный) тип – идеи возникают спонтанно, от внезапного стимула или сильного стремления;
  • новаторский – новинка, относящаяся к вещи широкого использования, с намерением сделать что-то необычное;
  • инвентивный – очень оригинальное преимущество, предлагающее совершенно новое решение;
  • эмергентный – это признак гениальности.

Образность и функциональность

Другим важным теоретическим выводом, касающимся креативности, является тот факт, что вещи, возникающие в процессе творчества, должны иметь 2 характеристики. Прежде всего, им должна быть присуща непосредственная полезность. Для того, чтобы что-то новое стало по-настоящему новым, кому-то оно должно принести пользу (материальную, эстетическую и т.д.).

Существуют также случаи оригинальных изобретений, полезность которых более чем противоречивая (например, инструменты пыток). Эксперты в случаях, когда оригинальные идеи направлены против общества, используют термин анти-творчество.

Бумага

Творчество, как часть любого интеллекта

Зная, как современная психология понимает креативность, можно, наконец, начать задаваться вопросом, как она относится к сочетанию «интеллект + творчество». Может быть, немного иначе, чем все склонны думать. IQ – это общий показатель способности человека интерпретировать полученную информацию и выработать решение проблемы. Одна часть так определенного интеллекта связана с умением изучать понятия, процедуры, схемы. Эти основы человек изучает с самого раннего детского возраста в семье, затем – в начальной школе.

В то же время важно научиться применять эти формулировки к новым ситуациям. Это и создает точку контакта интеллекта с творчеством. Например, если вы скажете: 2 + 2 = 4, ваш интеллект должен прийти к выводу, что 4 + 4 = 8 (удвоенный исходный ответ). Этот пример ясно показывает взаимосвязь между IQ и креативностью.

Интеллект, как инструмент для выбора правильного решения

Однако, существуют ситуации, когда отношения между творчеством и интеллектом в точности противоположны. Представьте, что вам следует выполнить определенную творческую задачу. Воображение питает вас множеством идей, что само по себе хорошо. Но как из большого количества предложений или идей выбрать правильное решение? С самой креативностью в этом случае ничего нельзя сделать, надо призвать на помощь разум, т.к. важным аспектом интеллекта является способность эффективно фильтровать решения.

Подобная взаимосвязь также применяется между доступностью информации и возможностью ее надлежащего применения. Человек может иметь отличные навыки в получении информации из разных источников, благо, сегодняшнее время предлагает их огромное количество. Но при отсутствии достаточно развитого отдела головного мозга, отвечающего за мыслительные способности, он не сможет выбрать из кванта данных то, что подходит для решения конкретной проблемы. Следовательно, получить положительный результат можно, но это займет слишком много времени. Люди с высоким IQ характеризуются тем, что они способны быстро и точно выбирать правильное решение посредством собственного мышления.

Высокий уровень IQ не означает креативность

Научные исследования не продемонстрировали прямой связи между IQ и творческими способностями. Некоторые источники даже указывают на то, что определенным видам креативной деятельности высокий интеллект может навредить. Этот факт хорошо иллюстрирует, например, случай одного из самых влиятельных художников 20-го века Энди Уорхола. Хотя многие, не колеблясь, отнесли бы этого человека к художественным гениям, его IQ достиг достаточно посредственного уровня 86. Так что, если ваш показатель интеллекта далек от удовлетворительных значений, не отчаивайтесь. Несмотря ни на что, вы можете многого достичь.

Дети

Структура интеллекта и фактор G

Известно, что данное качество функционирует в сочетании с целым комплексом личностных черт индивида. Однако на его структуру и понимание того, что такое интеллект человека, до сих пор не имеется единого мнения со стороны ученых и психологов. При этом проблема не кроется в недостаточной степени изученности подобного явления. Простым языком можно сказать, что интеллект бывает разный. То есть, к примеру, у писателя и математика его уровень может различаться не только количественно, но и качественно, что, несомненно, более важно.

В общем смысле существует единый принятый термин интеллекта в разрезе первичных умственных способностей человека. Данное определение называется фактором G, то есть основным генеральным (от англ. general) фактором. Согласно ему, интеллектуальный уровень индивида измеряется в скорости переработки им информационных потоков, способности быстро усваивать новые знания, проводить их осознанное осмысление, устанавливать взаимосвязи и ассоциации с прежним опытом, а также на длительные периоды времени запоминать имеющиеся сведения. Кроме того, существует ряд второстепенных факторов.

Первичные умственные способности

Данные способности составляют основополагающие элементы интеллекта и всей человеческой деятельности. Количество таких первичных умственных способностей довольно велико. К примеру, известный исследователь интеллекта Дж. Гилфорд обнаружил 120 подобных элементарных факторов, благодаря развитию которых повышается качество умственной деятельности любого индивида.

Некоторые первичные умственные способности можно разделить на ряд категорий, перечисленных ниже.

  1. Умение выполнять мыслительные операции. Включает в себя анализ, синтезирование и сравнение объектов и явлений. Сюда же относится создание сложных мыслительных конструкций и умение составлять грамотные выводы.
  2. Вербальные способности. Определяют возможности понимания речи и использования речевых единиц как в ходе собственных измышлений и рассуждений, так и для коммуникации с другими людьми.
  3. Память. Подразумевает максимальные объемы хранимой информации, скорость усвоения и длительного запоминания, а также продолжительность ее доступности для использования в любое время.
  4. Способность к элементарным арифметическим операциям, устному и письменному счету в приемлемо быстрые сроки.
  5. Умение ориентироваться в пространстве, а также визуально определять размеры, объемы и формы различных объектов.

Совокупность данных способностей подразумевает наличие определенного интеллектуального уровня развития индивида. Тем не менее стоит отметить, что все приведенные первичные характеристики редко бывают развиты в равной высокой степени, на что несомненное влияет в определенной степени и наследственный фактор.

Интеллект и способность детей считать

Функции интеллекта и его происхождение

Можно сказать, что это качество является основополагающим в развитии Homo sapiens как вида и последующем появлении цивилизации. На заре развития человечества интеллект обеспечивал для него возможность выживания и оставления после себя потомства. Особи с более развитыми умственными способностями имели повышенные шансы на комфортное существование. Происхождение интеллекта человека во многом обусловлено адаптационной функцией. Известно, что приспосабливающиеся к различным условиям окружающей среды люди выживали лучше всех остальных. Со временем роль интеллекта несколько изменилась в связи с абсолютно другими целями и задачами, которые ставит перед собой современный человек. Данное качество сегодня служит для успешной самореализации, развития каких-либо способностей, зарабатывания уважения и получения высокого социального статуса. Без достаточного уровня интеллекта трудно представить себе быстрое развитие навыков и овладение новыми знаниями, необходимыми для достижения успеха в любой сфере деятельности. Характеристики наподобие силы, скорости и ловкости в текущей реальности отошли на второй план и перестали иметь первостепенное значение.

Среди ученых, которые обсуждают вопрос о том, что такое интеллект человека, в большей степени преобладает мнение о том, что условно это качество можно разделить по степени выраженности на три уровня.

  1. Низкий. С таким интеллектом люди имеют слабо выраженные умственные способности и при этом не могут в достаточной степени сопротивляться воздействию окружающей среды на свой внешний и внутренний мир. Реальность подавляет большинство их начинаний, потому как такие индивиды не способны адаптироваться к ней. Часто находятся на попечении у остальной более развитой части социума.
  2. Средний. Люди в данной категории имеют более высокий уровень психической активности, которого им достаточно для комфортного существования и умению приспосабливаться под различные обстоятельства. Хорошие мыслительные способности дают таким индивидам возможность найти свое место в мире, соответствующее их навыкам и потребностям.
  3. Высший. Считается, что люди на данном уровне не просто подстраиваются под окружающую их действительность, а самостоятельно изменяют мир вокруг себя в угоду собственным потребностям и желаниям. Высокие возможности интеллекта человека во многом способствуют раскрытию творческого потенциала.

При этом стоит отметить, что большинство индивидов находится на среднем уровне развития, что, по всей вероятности, продиктовано эволюционными соображениями.

Высокий уровень интеллекта у Альберта Эйнштейна

Интеллект, определение, понятие, функции

Стр 1 из 5Следующая ⇒

Интеллект, определение, понятие, функции

Интеллект относится к наиболее сложным умственным способностям личности. В понимании его сущности мнения психологов расходятся. Трудности возникают даже при самом определении интеллекта. Вот некоторые из определений:

1)Интеллект — это способность к мышлению. 2)Интеллект — это вид адаптационного поведения, направленного на достижение цели. 3)Интеллект — это целостная характеристика познавательных процессов человека. Обобщенное определение может иметь такой вид: Интеллект

(от лат.
intellectus
— познание, понимание) — это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление. Обладает он также свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Интеллект, кроме того, зависит от личностных особенностей субъекта.

Функции интеллекта:

1. Способность к восприятию информации; 2. Способность к генерализации информации; 3. Способность к анализу информации; 4. Способность к синтезуинформации; 5. Способность к прогнозированиюизменения информации; 6. Способность к изменению (адаптации) этих способностей;

Виды нарушений интеллекта.

В клинической психиатрии принято выделять две основные формы интеллектуальных нарушений: умственную отсталость (олигофрению) как разновидность дизонтогенеза и деменцию. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Деменция представляет собой распад более или менее сформированных интеллектуальных функций.

Умственная отсталость – это совокупность этиологически – различных, наследственных, врождённых или раннеприобретённых, стойких, непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации, главным образом, из-за преобладающего интеллектуального дефекта.

Классификация умственной отсталости в МКБ-10:

1. Умственная отсталость лёгкой степени — Ф70

2. Умственная отсталость умеренной степени – Ф71

3. Умственная отсталость тяжёлой степени – Ф72

4. Умственная отсталость глубокой степени – Ф73.

Деменция – это обеднение психической деятельности, с интеллектуальной деградацией, снижением волевой активности, эмоциональным исхуданием, снижением группы интересов, присущих ранее индивидуальных черт.

Признаки и симптомы

Деменция по-разному поражает людей – это зависит от воздействия болезни и от индивидуальных особенностей человека перед заболеванием. Признаки и симптомы, связанные с деменцией, проходят три стадии развития.

Ранняя стадия: ранняя стадия деменции часто остается незамеченной, так как развивается постепенно. Общие симптомы включают: забывчивость; потерю счета времени; нарушение ориентации в знакомой местности.

Средняя стадия:по мере прогрессирования деменции к средней стадии признаки и симптомы становятся более явными и все более суживающими возможности. Они включают: забывчивость в отношении недавних событий и имен людей; нарушение ориентации дома; возрастающие трудности в общении; потребность в помощи для ухода за собой; поведенческие трудности, включая бесцельное хождение и задавание одних и тех же вопросов.

Поздняя стадия:на поздней стадии деменции развивается почти полная зависимость и пассивность. Нарушения памяти становятся значительными, а физические признаки и симптомы более очевидными. Симптомы включают: потерю ориентации во времени и пространстве; трудности в узнавании родственников и друзей; возрастающую потребность в помощи для ухода за собой; трудности в передвижении; поведенческие изменения, которые могут усугубляться и включать агрессивность.

Умственная отсталость, понятие, виды

Умственная отсталость – это совокупность этиологически – различных, наследственных, врождённых или раннеприобретённых, стойких, непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации, главным образом, из-за преобладающего интеллектуального дефекта.

Виды:

· Практически (помогает в быту)

· Концептуальный (горе о тума)

· Социальный

Классификации интеллектуальной недостаточности

Эскероля:

· По степени выраженности интеллектуального дефекта

· По степени выраженности речи

Этиогенетические

Этиопатогенетические – это классификация созданная в целях социального педагогического прогноза, они делят умственную отсталость на основе способности обучения и социальной адаптации.

По особенностям эмоционального проявления

Основанные на клинических и биологических признаках

Первая классификация умственной отсталости по Филиппу Пиннелю

1. Состояние близкое к животному, характеризующееся полной дикостью, отсутствием всех чувств, вплоть до физических потребностей;

2. Состояние, при котором имеются некоторые понятия и физические потребности;

3. Глупость — состояние, при котором в какой-то степени имеются разум и речь;

4. Имебецилизм — состояние, при котором у субъекта наблюдается постепенное ухудшение некогда имевшегося разума.

Первая классификацию по степени выраженности интеллектуально интелекта выделяет 3 группы.

По Эскиролю:

идиотия — это врожденное состояние,

умственная отсталость — приобретенное,

имбецильность может быть и врожденной, и приобретенной.

Эскироль также систематизировал слабоумных на основании одного их ведущих симптомов — степени развития речи:

Имбецильники 1-ой степени,( имеющие свободную и понимаемую речь);

2-ой степени, (имеющие понимаемую речь и ограниченный запас слов);

Идиоты 1-ой степени,( пользующиеся короткими словами и фразами);

Идиоты 2-ой степени,( пользующиеся только односложными словами и выкриками);

Идиоты 3-ей степени,( не обладающие речью).

Умственная отсталость тератогенного происхождения

Умственная отсталость, связанная с травмой головного мозга

Снижение интеллекта при синдроме Дауна.

Синдро́м Да́уна (трисомия по хромосоме 21) — одна из форм геномной патологии, при которой чаще всего кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку хромосомы 21-й пары, вместо нормальных двух, представлены тремя копиями.

Английский врач Джон Лэнгдон Даунпервый в 1862 годуописал и охарактеризовал синдром, впоследствии названный его именем, как форму психического расстройства.

Синдром Дауна не является редкой патологией — в среднем наблюдается один случай на 700 родов. У обоих полов аномалия встречается с одинаковой частотой.

Возраст матери влияет на шансы зачатия ребёнка с синдромом Дауна. Если матери от 20 до 24, вероятность этого 1 к 1562, если матери от 35 до 39, то 1 к 214, а в возрасте старше 45, вероятность 1 к 19. Хоть вероятность и увеличивается с возрастом матери, 80 % детей с данным синдромом рождаются у женщин в возрасте до 35 лет. Это объясняется более высокой рождаемостью в данной возрастной группе. По последним данным отцовский возраст, особенно если старше 42 лет, также увеличивает риск синдрома.

Синдром Дауна — хромосомная патология, характеризующаяся наличием дополнительных копий генетического материала по 21-й хромосоме, либо полностью (трисомия), либо частично (например, за счёт транслокации).

Трисомия 21-й хромосомы в 95 % случаев является причиной возникновения синдрома Дауна, и в 88 % случаев из-за нерасхождения материнских гамет и в 8 % — мужских.

При мозаицизменерасхождение возникает в клетке зародыша на ранних стадиях его развития, в результате чего нарушение кариотипа затрагивает только некоторые ткани и органы. Данный вариант развития синдрома Дауна называется «мозаичный синдром Дауна» (46, XX/47, XX, 21). Данная форма синдрома является как правило более лёгкой (в зависимости от обширности изменённых тканей и их расположения в организме), однако более трудна для пренатальной диагностики. По данному типу синдром появляется в 1—2 % случаев.

Микроцефалия. Краниостеноз.

Одна из самых частых аномалий при тяжелых степенях умственной отсталости (3-10%). Микроцефалия отмечается при болезни Дауна, болезни Тея—Сакса, фенилкетонурии и других заболеваниях. Частота всех случаев в популяции — 1: 2000. Истинная микроцефалия, будучи наследственной аномалией, встречается реже — 1 : 25 000.

Клиника.

Для синдрома характерно симметричное уменьшение че­репа не менее чем на три стандартных отклонения при нормальном или незначительно уменьшенном лице и уплощенном лбе. Уши увели­чены, нос удлинен, косоглазие.

Умственная отсталость тяжелой степени (реже легкой) — обязатель­ный признак синдрома.

Патогенез.

Микроцефалия — заболевание, в основе которого раз­личные причины. Это могут быть аутосомно-рецессивные гены и по­лигенные комплексы, вызывающие семейную микроцефалию.

Краниостеноз – преждевременное заращение одного или всех черепных швов, приводящее к ограниченному объему черепной коробки, что способствует повышению внутричерепного давления. заболевание характеризуется также различными деформациями черепа. Данная патология встречается примерно один раз на тысячу новорожденных, причем чаще страдают младенцы мужского пол.

Краниостеноз классифицируется на скафоцефалию — сращение сагиттального шва, приводит к увеличению черепа в передне-заднем диаметре; брахицефалия — сращение венечного и ламбовидного швов, характеризуется увеличением черепа в поперечном диаметре; тригоноцефалия — сращение метопических швов, что приводит к треугольным выпячиванием черепа в области лба.

Этиопатогенез Краниостеноза.

Заболевание обусловлено наследственностью и перенесенными внутриутробно заболеваниями. Основной причиной является неправильная закладка костной ткани в период эмбрионального развития. Заращение швов возможно как в пренатальный период – тогда наблюдается сильная деформация черепа. так и в постнатальный период.

Клиническая картина Краниостеноза.

У больных краниостенозом отмечаются сильные головные боли, рвота. постоянная тошнота, внутричерепное давление существенно повышено. Возможны судороги, экзофтальм. задержка умственного развития, а так же симптомы менингита и психические расстройства.

Диагноз Краниостеноза.

Диагностические исследования, такие как рентген и томография, позволяют установить точный диагноз в кратчайшие сроки. Краниостеноз необходимо дифференцировать от микроцефалии.

Лечение Краниостеноза.

На ранней стадии заболевание показано проведение хирургических операций по увеличению объема черепа. Своевременно проведенное лечение позволяет полностью восстановить нормальную функцию мозга и избавиться от всех симптомов заболевания.

Расстройства мышления

Расстройства мышления — первейший признак умственной отсталости.

Снижение уровня обобщения. Умственно отсталые индивиды мыслят конкретно, т. е. остаются во власти единичных наглядных образов, не умея понять скрытое за ними общее, существенное. Они скорее вспоминают, чем размышляют. Предметы ими группируются на основе второстепенных признаков. Этот тип нарушения мышления выявляется также методом «четвертый лишний».

Не понимают, что в пословице два смысла. Затруднен анализ решение задач. При сравнении предметов отсталым субъектам легче установить различия, чем уловить сходство. В процессе обучения слабость обобщений проявляется в плохом усваивании правил и общих понятий. Дети способны заучить правила наизусть, но не понимают смысла и не могут применить на практике. Умственно отсталые индивиды не умеют абстрагироваться от конкретных деталей.

Недоразвитие высших форм мышления — «первое и наиболее частое осложнение, возникающее как вторичный синдром при умственной отсталости», но осложнение, возникающее не обязательно. Нарушение динамики мыслительные деятельности проявляются в форме лабильности и инертности мышления

Инертность мышления, затрудненность переключения с одной мысли на другую, т. е. вязкость, своеобразное резонерство, проявляется в обстоятельности и излишней детализации.

Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления характерно для умственно отсталых лиц, у которых, как правило, отсутствует мотив действия. мышление становится не только поверхностным и незавершенным, но и перестает быть регулятором поведения.

Разноплановость мышления, т. е. протекание суждений в разных руслах, обнаруживается у некоторых умственно отсталых субъектов, которые при выполнении классификаций используют то свойства предметов, то личные вкусы и установки.

Нарушение критичности мышления (отсутствие контроля своих действий и коррекции допущенных ошибок) — постоянная характеристика умственно отсталых субъектов, которые не умеют оценивать работу, взвешивать за и против.

Слабость регулирующей роли мышления у индивидов с психическим недоразвитием возникает, в частности, в связи с тем, что они не умеют пользоваться в случае необходимости уже усвоенными умственными действиями. Редко замечают свои ошибки. Они даже не предполагают, что их суждения и действия могут быть ошибочными.

Нарушения речи

Нарушения речи у умственно отсталых лиц встречаются часто (40— 60%). Они проявляются в форме немоты, ограничения речи несколькими словами, косноязычия вследствие деформации органов речи (расщепление неба), косноязычия при нарушенном слухе, косноязычия при позднем развитии речи, косноязычия, связанного с заикания или речи, лишенной выразительности.При легкой умственной отсталости отмечается значительное запаздывание развития речи. Однако степень исправления речи зависит от обучения и воспитания.

Двигательный навык речи и слуховое различение звуков, возникает в 3-4 года.

Недоразвитие речи может быть обусловлено медленно формирующимися и нестойкими дифференцировочными условными связями в области слухового анализатора.

Звуки речи воспринимаются неразделенно.

Нередко нарушается формирование фонематического слуха. Уже выделенные и знакомые слова воспринимаются нечетко. Плохо различаются звуки, особенно согласные. В связи с этим при произнесении ими слов происходит замена одних звуков другими. Это также затрудняет написание слов. Из-за плохого различения окончания слов страдает освоение грамматических форм. У них также замедлено развитие артикуляции — всего комплекса движений ротовой, горловой и голосовой мускулатуры, необходимых для произнесения слов.

У умственно отсталых малышей первые слова появляются лишь в 2-3 года, короткие и аграмматичные фразы — к 5-6 годам. У умственно отсталых школьников имеется явное недоразвитие речи. Их словарный запас очень беден. Особенно плохо формируется активный словарь.

Таким образом, легко умственно отсталые дети приобретают элементарные речевые навыки с задержкой, но большинство из них овладевают способностью использовать речь в повседневных целях и поддерживать беседу.

Расстройство памяти.

Основные нарушения памяти: непрочность сохранения, неточность воспроизведения. Долго усваивают новое, после многих повторений.

Нарушается опосредованная память. Неэффективная переработка и отбор материала подлежащего запоминанию.

Дети не могут выделить существенные признаки запоминаемого слова.

При обучении у детей улучшается опосредованное запоминание.

Умственно отсталые дети плохо запоминают материал, лучше запоминают признаки материала.

Нарушается мотивационный компонент памяти. Дети не могут целенаправленно заучивать и припоминать. Запоминают то, что им интересно.

Расстройства эйдетической памяти (воспроизведение следов воспроизводимого). Не понимает и не способен рассказать про что в материале.

Больше всего страдает логически-опосредованное запоминание.

Механическая память оказывается сохранной. Запоминание обычно механическое, обусловленное внешним признаком предмета.

Расстройства чувств

Чувства умственно отсталых детей незрелы, недостаточно дифференцированы: тонкие оттенки чувств им недоступны, они могут только испытывать удовольствие и неудовольствие. Умственно отсталые дети различаются и по характеру чувств: одни поверхностно переживают все жизненные события, а другие отличаются большой инертностью переживаний, застреваемостью на каких-либо незначительных событиях.

Эмоции умственно отсталого индивида часто бывают неадекватными. Они высоко оценивают лишь тех, кто приятен, или то, что доставляет удовольствие.

По мере развития личности ребенка чувства меняються.

Слабость мысли тормозит формирование этих высших чувств.

У многих умственно отсталых лиц обнаруживаются болезненные проявления чувств: у одних — слабодушие с вспышками раздражительности; у других — дисфории. В более редких случаях могут наблюдаться немотивированное повышенное настроение или апатия, нежелание двигаться, потеря детских интересов и привязанностей.

Волевые расстройства

Воля у умственно отсталых лиц характеризуется недостатком инициативы, неумением руководить своими действиями, неумением действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями. Они откладывают самые неотложные дела, например, срочную починку одежды.

Для умственно отсталых лиц характерны несамостоятельность, безынициативность, неумение руководить своими действиями, неумение преодолевать малейшие препятствия, противостоять любым искушениям или воздействиям, которые сочетаются с волевыми нарушениями противоположного типа.

умственно отсталые лица внушаемы, некритично воспринимают указания и советы окружающих людей. Их легко подговорить обидеть близкого или слабого человека, сломать нужную вещь и т. д. Наряду с этим могут проявить необычайное упрямство, бессмысленное сопротивление разумным доводам, сделать наперекор тому, о чем их просят.

Эти контрасты проявлений воли — выражение незрелости личности, недоразвитие духовных потребностей.

Мотивы учебных, трудовых и других действий умственно отсталого индивида заданы взрослыми людьми, но они не превращаются в собственные действенные мотивы.

Незрелость личности, неразвитость самообладания и разумной переработки текущих внешних впечатлений приводит к обилию импульсий примитивных, непосредственных реакций на внешние воздействия. Ребенок хватает приглянувшуюся ему вещь, не задумываясь о последствиях.

Отсутствие самостоятельной личностной переработки этих воздействий.

Личность умственно отсталого ребенка формируется на основе усв-ения им общественных форм сознания и поведения.

Несамостоятельность с годами, по мере приобретения жизненного и трудового опыта становится менее выраженной. Гипобулия —появляеться вследствии отсутствия мотивации.

Формирование самооценки

Самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих, собственной деятельности и собственной оценки ее результатов. При столкновении положительной оценки в семье и отрицательной, например в детском саду, у ребенка возникают обидчивость, упрямство, драчливость т. д. Эти формы поведения становятся чертами личности, если такая ситуация продолжается длительное время. Отрицательные качества личности возникают в ответ на потребность ребенка избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с потерей уверенности в себе.

Недоразвитие психомоторики

Обычно у умственно отсталых лиц имеется недоразвитие психомо­торики, проявляющееся в замедлении темпа развития двигательных функций, в непродуктивности и недостаточной целесообразности по­следовательных движений, в двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сфор­мированы тонкие и точные движения, жестикуляция и мимика.

Школьная успеваемость

Большие затруднения наблюдаются в сфере школьной успеваемости, особенные трудности при овладении чтением и письмом. Тем не менее именно обучение способствует развитию навыков и выявлению компенсаторных возможностей.

При благоприятных обстоятельствах легко умственно отсталый подросток способен овладеть профессиями, требующими способностей к практической деятельности, т. е. неквалифицированным и полуквалифицированным ручным трудом (маляра, слесаря, швеи, картонажницы и т. д.).

Расстройства внимания

У всех нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Крайне слабое активное внимание препятствует достижению поставленной цели. При благоприятных условиях его удается значительно улучшить, можно добиться более активного включения в занятия с воспитателем, переключения в процессе выполнения освоенной деятельности.

Расстройства мышления

У умеренно умственно отсталых субъектов запас сведений и представлений весьма ограничен. Они с трудом оперируют имеющимися представлениями. Мышление у них конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Страдает развитие наглядного мышления. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо резко ограничено самыми элементарными обобщениями. Их можно научить группировать одежду, животных и т. д. Устанавливать различия им удается только на конкретных предметах. Они не способны оперировать отвлеченными понятиями. лица не умеют анализировать предмет, применять приемы сравнения, переноса, целенаправленного поиска. Их затрудняет установление связей между отдельными звеньями задачи. Из-за этого отсутствует целенаправленность, быстрота и точность реакций, пере-ключаемость с одного действия на другое, не развит самоконтроль.

Некоторые умеренно умственно отсталые дети усваивают все буквы, сливают их в слоги и читают даже короткие тексты. Осмысление прочитанного текста, как правило, выше их возможностей.

Нарушения речи

У этих детей медленно, запаздывая на 3—5 лет, развиваются понимание и использование речи, а окончательное ее формирование ограниченно. Развитие речи обычно соответствует степени умственной отсталости. При этом ребенок понимает речь собеседника весьма ограниченно, удовлетворительно улавливая интонации, жесты и мимические движения. В дальнейшем, в особенности под влиянием педагогов, происходит развитие речи, однако ее понимание в конечном итоге определяется личным опытом. Экспрессивная речь ограничивается отдельными словами или короткими предложениями. Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в быту слов и выражений. Произносительная сторона речи дефектна, речь почти лишена модуляций, имеются выраженное косноязычие, нарушения структуры многих слов и аграмматизмы. У 20% умеренно умственно отсталых детей речь не появляется вовсе, что связывают с поражением речевых зон коры головного мозга.

Расстройства памяти

Память развита недостаточно. Ее объем мал, однако к подростковому возрасту он может увеличиваться, достигая уровня, имеющегося у легко отсталых детей. Долговременная память совершенствуется лучше кратковременной. При воспроизведении запечатленного материала часто возникают искажения. Нарушено произвольное запоминание. Страдает как логическая, так и механическая память. Дети с умеренной ум-ственной отсталостью по программе коррекционной школы (8-го вида) необучаемы. Незначительная их часть, главным образом за счет неплохой механической памяти, осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и элементарного счета. Образовательные программы (в специальных классах коррекционных школ или интернатах) мо-гут дать им возможность для развития своего ограниченного потенциала и расширения круга навыков самообслуживания и ориентировки в ближайшем окружении. С трудом освоенные знания обычно применяются механически, как заученные штампы. В результате обучения посредством наглядного многократного показа с постепенным усложнением задания в течение нескольких лет удается подготовить подростков к труду и жизни в трудовом коллективе. Помимо уроков труда приходится закреплять навыки чтения и счета, связанные с трудовыми процессами. Введение уроков социальной адаптации, воспроизводящих наиболее часто встречающиеся жизненные ситуации, облегчают их аби-литацию (Гаубрих Н. Ю., Кузьмицкая М. И., 1975). Умеренно умственно отсталые взрослые, спокойные и поддающиеся руководству, обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий, постоянном наблюдении и указаниях инструктора. Самостоятельная трудовая деятельность им не доступна.

Расстройства внимания

Внимание всегда серьезно нарушено: иногда оно не привлекается вовсе, а если это удается сделать, то оно малоустойчиво. Активное внимание может отсутствовать. В младшем возрасте внимание части детей иногда удается привлечь, но только яркими предметами, да и то на очень короткий срок.

Расстройства чувств

У тяжело умственно отсталых часто встречаются аномалии развития органов чувств. У подавляющего большинства имеются функциональные расстройства анализаторов. Так, при различении нескольких предметов по цвету они могут справиться с заданием. Со многими же предметами (10—12) это им не удается. Цвета они путают так, будто не знакомы с ними. Это показатель неумения перерабатывать поступающую информацию.

Нарушения восприятия

Восприятие тяжело умственно отсталых отличается глобальностью и поверхностностью. Окружающие предметы воспринимаются и различаются удовлетворительно. Незнакомые явления не вызывают ориентировочной деятельности, необходимой для более точного восприятия и сравнения его с известными объектами. Недифференцированность восприятия приводит к отсутствию анализа, сравнения, применения действий для улучшения восприятия. Деятельность становится беспорядочной и неосмысленной.

Недоразвитие памяти

Память тяжело умственно отсталых детей отличается очень малым объемом и постоянными искажениями при воспроизведении запечатленного материала. Преобладающее развитие механической памяти, так называемой частичной памяти на события, места, числа, в сравнении с очень плохой логической встречается нечасто.

Препятствия в освоении отдельных элементов трудовой деятельности находятся в связи с отсутствием мотивации, очень низким уровнем познавательных возможностей, затруднениями в организации деятельности и очень часто с грубыми расстройствами моторики. С большими сложностями, осмыслив задание, с трудом овладев навыком, часто не могут применить его даже в привычной ситуации.

Типичные черты личности тяжело умственно отсталых лиц — отсутствие побуждений или хаотическое стремление ко всему, что находится в пределах видимости. Все они отличаются большой инертностью и тугоподвижностью психики, с трудом переключаются на что-то новое, охотно подражают другим, повторяют старые заученные штампы.

Эмоциональные реакции характеризуются однообразием и недифференцированностью. Они могут быть вспыльчивыми и агрессивными. Им свойственна тугоподвижность эмоциональных реакций.

Умственной отсталости.

Интеллект, определение, понятие, функции

Интеллект относится к наиболее сложным умственным способностям личности. В понимании его сущности мнения психологов расходятся. Трудности возникают даже при самом определении интеллекта. Вот некоторые из определений:

1)Интеллект — это способность к мышлению. 2)Интеллект — это вид адаптационного поведения, направленного на достижение цели. 3)Интеллект — это целостная характеристика познавательных процессов человека. Обобщенное определение может иметь такой вид: Интеллект

(от лат.
intellectus
— познание, понимание) — это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление. Обладает он также свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Интеллект, кроме того, зависит от личностных особенностей субъекта.

Функции интеллекта:

1. Способность к восприятию информации; 2. Способность к генерализации информации; 3. Способность к анализу информации; 4. Способность к синтезуинформации; 5. Способность к прогнозированиюизменения информации; 6. Способность к изменению (адаптации) этих способностей;

Виды нарушений интеллекта.

В клинической психиатрии принято выделять две основные формы интеллектуальных нарушений: умственную отсталость (олигофрению) как разновидность дизонтогенеза и деменцию. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Деменция представляет собой распад более или менее сформированных интеллектуальных функций.

Умственная отсталость – это совокупность этиологически – различных, наследственных, врождённых или раннеприобретённых, стойких, непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации, главным образом, из-за преобладающего интеллектуального дефекта.

Классификация умственной отсталости в МКБ-10:

1. Умственная отсталость лёгкой степени — Ф70

2. Умственная отсталость умеренной степени – Ф71

3. Умственная отсталость тяжёлой степени – Ф72

4. Умственная отсталость глубокой степени – Ф73.

Деменция – это обеднение психической деятельности, с интеллектуальной деградацией, снижением волевой активности, эмоциональным исхуданием, снижением группы интересов, присущих ранее индивидуальных черт.

Признаки и симптомы

Деменция по-разному поражает людей – это зависит от воздействия болезни и от индивидуальных особенностей человека перед заболеванием. Признаки и симптомы, связанные с деменцией, проходят три стадии развития.

Ранняя стадия: ранняя стадия деменции часто остается незамеченной, так как развивается постепенно. Общие симптомы включают: забывчивость; потерю счета времени; нарушение ориентации в знакомой местности.

Средняя стадия:по мере прогрессирования деменции к средней стадии признаки и симптомы становятся более явными и все более суживающими возможности. Они включают: забывчивость в отношении недавних событий и имен людей; нарушение ориентации дома; возрастающие трудности в общении; потребность в помощи для ухода за собой; поведенческие трудности, включая бесцельное хождение и задавание одних и тех же вопросов.

Поздняя стадия:на поздней стадии деменции развивается почти полная зависимость и пассивность. Нарушения памяти становятся значительными, а физические признаки и симптомы более очевидными. Симптомы включают: потерю ориентации во времени и пространстве; трудности в узнавании родственников и друзей; возрастающую потребность в помощи для ухода за собой; трудности в передвижении; поведенческие изменения, которые могут усугубляться и включать агрессивность.

1Следующая ⇒


Индивидуальные особенности интеллекта

Принято считать, что каждый человек отличается не только по наличию определенной планки умственных способностей, но и по их характеру, то есть тому, каким образом он проявляет свои навыки. На текущий момент ученые смогли доказать, что различия в уровне интеллекта у человека можно заметить еще в самом раннем детстве. Данный факт установлен благодаря проведению многочисленных тестирований и наблюдений. К примеру, непоседливые дети, которые стремятся к получению ярких и новых впечатлений и проявляют повышенную степень любознательности, скорее всего, умнее спокойных тихоней. Вопреки расхожему мнению, если ребенок пытается до всего добраться, тащит что попало в рот, ломает собственные и чужие игрушки или колотит погремушкой по кроватке — он может быть гораздо развитее своих сверстников в плане умственных способностей.

Большинство специалистов сходится в том, что к тому моменту, как человек начинает посещать школьные занятия, уже можно с довольно высокой точностью определить уровень развития интеллекта человека. Интеллект при этом обычно фиксируется на данной отметки и остается на ней в течение всей жизни индивида. Однако в связи с некоторым возрастными изменениями и заболеваниями в преклонных годах уровень умственных способностей все же в некоторой степени снижается. Современные тестирования проводятся с учетом всех подобных особенностей, а потому для школьника и пенсионера составляются совершенно разные задания.

Определение уровня интеллекта школьников на тесте

Насколько разум врожденный?

Вы считаете, что интеллект – это наследственное качество, и образование, воспитание никоим образом на него не влияет (как в хорошем, так и в плохом отношении)? Или же вам кажется, что уровень IQ – это следствие образования и воспитательного подхода? Ответ более сложный, чем может показаться на первый взгляд.

Основа – в генах

Хотя ученые не могут прийти к единому мнению в том, какой вклад вносят гены и врожденные качества в общую личность, психику и поведение человека, никто не сомневается в том, что интеллект в значительной степени наследственный. Следовательно, если у родителей высокий уровень интеллекта, их ребенок, скорее всего, будет также достаточно умным. Но, с другой стороны, хотя невозможно повлиять на гены, человек в состоянии развить врожденные свойства, в т.ч. повлиять на интеллект.

Уже с младенческого возраста

Особенности интеллекта человека проявляются буквально от рождения (и вполне возможно, что уже в животе матери). Новорожденный почти сразу замечает свое окружение, постепенно начинает строить отношения в соответствии со своими восприятиями. По мере того как ребенок растет, он учится управлять различными предметами, воспринимать связь между причиной и следствием (например, большой куб не помещается в маленькое отверстие).

Можно также очень быстро наблюдать рост социального интеллекта. Новорожденный начинает улыбаться уже с 2-недельного возраста. Причем речь идет не о простых базовых вещах. Например, такой сложный процесс, как родной язык, ребенок обрабатывает быстро, естественно, без какого-либо систематического обучения. Следовательно, человек автоматически осваивает базовые знания, навыки. Однако для развития других способностей необходимо достаточно внешних стимулов.

Ребёнок

Без воспитания ничего не получится

Важную роль в развитии интеллекта играет воспитание. Родители читают со своими детьми, разговаривают с ними и т.д., улучшая их вербальные и невербальные способности. Хорошие родители не забывают оценить прогресс, достигнутый детьми, цель которого заключается в повышении необходимой в жизни самооценки. В этом случае роль развитого мышления можно сравнить с т.н. «волчьими детьми» (людьми, которые в первые несколько лет после рождения были лишены контакта с обществом). В более позднем возрасте, после социализации таких людей, ввиду нарушения развития, они имеют мизерные шансы на освоение социальных привычек или даже вербального общения.

Именно из теории влияния воспитания и окружения на IQ исходят ученые, разрабатывающие искусственный интеллект.

Как можно развить свой интеллект

В первую очередь следует обратить внимание на возраст того, кто планирует задаться такой целью. Конечно же, легче всего повысить интеллектуальный уровень ребенку, потому как его психика еще более пластична, а работа мозга еще только «набирает обороты». Для взрослого же человека, который в свое время не успел реализоваться, в теории возможно повышение планки развития умственных способностей, однако в данном случае все зависит по большей части от природных задатков и величины еще не реализованного потенциала индивида. Эффективность мозговой деятельности во многом завязана на количестве нервных связей в его коре, а потому требуется постоянно повышать их число. Для этого достаточно всего лишь постоянно обрабатывать какую-либо информацию. Важно отметить, что любые данные следует рассматривать именно осмысленно, а не поверхностно.

В качестве примера можно привести просмотр видеороликов в большом количестве. В среднем каждый из них может длиться от одной до десяти минут. Просмотр пятидесяти таких видеороликов за день может быть гораздо менее эффективен, чем если бы эквивалентное время было затрачено на чтение художественной или публицистической литературы, просмотр фильма или изучение нового дела. Причина кроется в том, что чрезмерно большие объемы разной информации, подаваемые с высокой скоростью и бессистемным подходом, приводят к тому, что индивид не успевает эти данные обрабатывать и, как следствие, не усваивает полезных сведений и не развивает новые нейронные связи. При этом прямое влияние, оказываемое интеллектом на мышление человека, приводит к ведению определенного образа жизни и социального взаимодействия, во многом решает то, какой досуг он изберет для себя, а значит и насколько такая личность сможет раскрыть свой потенциал.

Повышений интеллекта с помощью чтения книг

Советы по развитию умственных способностей

Психологи выделяют целый перечень практической деятельности, которая помогает в той или иной мере раскрыть те возможности, которые даются индивиду при рождении.

  1. Интересоваться всем новым. Как уже говорилось выше, активное взаимодействие с окружающим миром позволяет постоянно обрабатывать информацию, тем самым проводить своеобразную тренировку для мозга точно так же, как это делают спортсмены для своих мышц в тренажерном зале.
  2. Расширять круг собственных интересов. Качественно повышает уровень мышления, потому как заставляет решать множество разнообразных нетривиальных задач и постоянно учиться чему-то новому. Для интеллекта в жизни человека, который постоянно ищет пути самореализации, рано или поздно найдется какое-либо достойное применение.
  3. Увлекаться чем-то, иметь хобби. Пусть даже это будет вышивание гобеленов или собирание почтовых марок. Хобби не обязательно должно приносить пользу или выгоду как самому человеку, так и социуму. С другой стороны, отдача такому занятию определенного времени, общение с единомышленниками, изучение истории вопроса и углубление в детали, несомненно, принесет не только удовольствие, но и повысит интеллектуальный уровень.
  4. Создавать. Само по себе творчество считается высшей формой познавательных процессов, а это, в свою очередь, означает, что мыслительная планка однозначно повысится при выделении достаточного времени на эту сферу. Помимо нового особого восприятия картины мира такая деятельность поможет качественно развить интеллект и способности человека.
  5. Писать тексты. Издавна известно, что письменная речь помогает упорядочить мышление, а литературное творчество позволяет повысить уровень его яркости, живости и образности. Не обязательно сочинять повести в стиле фэнтези или писать новую «Войну и мир». Даже простое ведение дневника и запись собственных мыслей принесут однозначную пользу.
  6. Рисовать картины. Подобное занятие повышает образность мышления, придает ему большую интересность при интерпретации окружающего или внутреннего мира. Каждый способен подобрать определенный композиционный жанр, который пришелся бы ему по душе. Развитие навыков рисования, несомненно, качественно повлияет на развитие интеллекта и личности человека.
  7. Сочинять музыку. Без данного явления этот мир был бы совершенно другим. Недаром многие композиторы со временем стали видеть вещи в совершенно ином свете. При этом гениальность произведений Моцарта или Бетховена ставится на одном уровне с величайшими математическими открытиями. Огромнейшее разнообразие доступных музыкальных инструментов позволяет абсолютно любому человеку найти что-то свое.
  8. Быть разносторонним. Не стоит оставлять без внимания какую-либо отдельно взятую сферу жизни. Интеллект и поведение человека всегда взаимосвязаны. Максимальной отдачи можно добиться, если стараться успеть как можно больше: пообщаться с друзьями, заняться спортом, поиграть с детьми, прогуляться на природе или украсить квартиру.

Обладатель высокого интеллекта Бетховен играет на фортепьяно

Способы определения интеллектуального уровня

В большинстве случаев применяются специальные тесты для разных категорий людей. Как правило, IQ индивида отражает отношение его умственного и календарного или биологического возраста. Стоит отметить, что тесты для взрослых обычно имеют большее количество заданий, при этом уровень их сложности значительно превышает возможности человека со средними способностями. Тем не менее практически в любом случае допустимо развитие умственных возможностей, если речь не идет о крайних формах отсталости.

Коэффициент интеллекта человека традиционно подразделяется на три общих уровня:

  • умственная отсталость фиксируется при IQ ниже 84 баллов;
  • средние показатели отмечаются в диапазоне от 84 до 116 баллов;
  • высокий интеллект начинается со значения в 116 баллов и может доходить примерно до 200 баллов.

Согласно мировой статистике, 68% взрослого населения планеты имеет средние показатели умственных способностей. Около 16% приходится на интеллектуально отсталых и одаренных личностей. При этом только тяжелые формы олигофрении, имбецильности и идиотии становятся преградой к развитию.

«Происхождение личности и интеллекта человека»

Такое название получила весьма популярная в широких массах книга Александра Глебовича Невзорова, который является членов Всероссийского научного общества анатомов, гистологов и эмбриологов, а также режиссером, писателем и сценаристом.

В данном труде автор поднимает вопрос о том, что такое интеллект человека, предлагает развернутые трактовки понятий разума, сознания, личности и мышления. В основе работы Невзорова лежат исследования классических школ нейрофизиологии, а в расчет принимается естественнонаучная трактовка всех процессов, протекающих в головном мозге или какого-либо млекопитающего животного.

В книге «Происхождение личности и интеллекта человека» подробно рассматриваются вопросы о мышлении отдельно взятых индивидов. Сам автор добавляет, что в данном труде отражается опыт обобщения данных классической нейрофизиологии.

Развитие интеллекта

Говоря о развитии интеллекта, в первую очередь нужно сказать о том, что люди, задумывающиеся на эту тему, поступают не совсем правильно, т.к. не спрашивают себя конкретно, какой именно интеллект, т.е. какие именно творческие навыки следует развивать. И это упущение нередко становится для людей камнем преткновения, преградой на пути.

Нужно понимать, что навыки понимания и восприятия вполне могут развиваться независимо от навыков эффективного выполнения каких-либо действий. Это наглядно показывают самые разные духовные практики. Благодаря им некоторые люди, например, воспринимают и осознают то, чего в материальном мире не существует. Их уверенность в восприятии этого нечто крайне высока, но при этом им не требуется подкреплять ее практическим анализом на соответствие действительности.

Не углубляясь в подробности еще больше, можно просто сказать, что развивать человек должен лишь то, что послужит формированию необходимых с практической точки зрения навыков. Человек начинает осваивать новые элементы поведенческих реакций, и в результате активизируется часть интеллектуального потенциала (навыки поиска новых решений), которая взаимосвязана с конкретной областью деятельности и конкретными условиями.

А когда человек пытается развивать что-то на будущее, он уже начинает заниматься самосовершенствованием, веря в то, что развиваемое им ему обязательно пригодится. Далее мы не будем продолжать вести речь на тему развития интеллекта (еще раз советуем почитать нашу статью «Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее»), а коснемся другого не менее важного вопроса.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]