Кризис 7 лет. консультация (подготовительная группа) на тему


Причины кризиса

Сам период, когда ребенок только приходит в школу, характеризуется некоторыми особенностями. Новоиспеченный ученик вынужден быстро адаптироваться к новым требованиям, обстановке, окружению, у него появляется новый уровень ответственности. Ребенку приходится привыкать к дисциплине и интеллектуальным нагрузкам. А общение в новом коллективе не всегда приносит одни лишь приятные впечатления. Вместе с тем меняются отношения с членами семьи. Все это не может не отразиться на ребенке, и начинается кризисный период, в основе которого лежит отрицание.

Во-первых, первоклашка теряет детскую непосредственность. В это понятие входит искренность, бесхитростность и способность действовать по ситуации, без сомнений и долгих размышлений. Теперь поведение ребенка все больше зависит от его воли, и все меньше влияния на него оказывают факторы извне. Многие дети становятся манерными, кривляются. Еще в поведении можно заметить наигранность.

Дело в том, что ребенок выбирает для себя определенную позицию и подчиняется ее логике. При этом его не волнует, что избранная им роль может быть абсолютно неуместной здесь и сейчас. Со стороны это выглядит странно: настроение ребенка похоже на американские горки без видимых на то причин, а реакции на происходящее выглядят неестественно, меняется поведение.

Во-вторых, возникает противоречие между окружающей средой и потребностями ребенка. В возрасте 6–8 лет мальчишки и девчонки отчаянно желают стать взрослыми. И дело не только во внутренней необходимости, но и во влиянии семьи, общества. Ведь все вокруг только и говорят: «Как, ты уже пошел в школу? О, ты уже такой взрослый!».

В таком случае вполне естественно, что, начав ходить в 1 класс, ребенок осознает всю важность момента, связанную с изменением его социального статуса. Поэтому он и надеется, что теперь-то точно стал взрослым и самостоятельным. А раз так, значит, он может сам принимать решения и управлять своей жизнью. Этим объясняется стремление изменить уклад жизни и старые правила, которые действовали до его поступления в школу. Маленький бунтарь желает сам выбирать, что ему надеть, во сколько лечь спать, куда пойти, когда пообедать. Он считает, что вырос и что имеет на это полное право.

Познавательные процессы

Восприятие

  • Изучая предметы, используя их, ребенок начинает осознавать их качества, их цвет, форму, материал, вес и т.д.
  • Когда воспринимает речь, он улавливает разницу в произношении звуков.
  • Когда воспринимает музыку, начинает улавливать ритм, высоту звуков.
  • Ребенок учится ориентироваться в пространстве, восстанавливать последовательность событий, запоминать расположение предметов.
  • Дошкольник более точно воспринимает окружающий мир, потому что начинает изучать свойства отдельных явлений и предметов.

Внимание

У дошкольников начинает активно развиваться память, они могут долго изучать картинки и слушать сказки.

Внимание ребенка организует главным образом речь. Изначально взрослые обращают внимание малыша на что-то с помощью слов, потом ребенок и сам словами обозначает то, на что хочет обратить чье-то внимание. Таким образом, все, что занимает ребенка, выражается им словесно.

Мышление

В игре с предметом, который что-то заменяет, ребенок учится воображать реальную вещь. Постепенно это приводит к тому, что малыш может самостоятельно в уме представлять какие-то предметы, свои поступки и действия. Это в свою очередь в дальнейшем позволяет предугадывать оценки людей, планировать свое поведение в соответствии с предполагаемыми реакциями окружающих.

Память

Ребенок нуждается в общении. Это способствует тому, что он учится запоминать и быть внимательным. Если ребенок не будет выполнять правила игры, не будет на них сосредоточен, не сможет запомнить своей роли, то ровесники не захотят с ним играть.

Лучше всего ребенок дошкольного возраста запоминает непроизвольно. То есть не тогда, когда специально долго и напряженно всматривается в картинку, чтобы запомнить ее детали. А, например, когда отбирает картинки по определенным признакам, сортирует их, определяет общие или различные черты. То есть, память ребенка активизируется, когда он подключает мышление и логику.

Малыш начинает учиться повторять, размышлять, систематизировать, чтобы запомнить. Для дошкольника память – это основная функция.

Воображение

В начале воображение связано с восприятием и действием. Девочка кормит куклу. Она –мама, кукла – дочка. Без использования куклы, девочка не может представить себя мамой.

Старшие дошкольники уже учатся управлять своим воображением. Активно развивается творческое воображение, на которое влияет сочинение рассказов, сказок, возможно, стишков и т.д. Таким образом ребенок излагает то, что ему представляется, о чем он мечтает или думает.

Но в этот период ребенок требует особого внимания и контроля. Потому что иногда вымышленная, воображаемая жизнь, которая порой кажется ребенку гораздо лучше настоящей, заменяет реальность. Это говорит о том, что психика ребенка искажена.

Речь

У дошкольников словарный запас связан с тем, что окружает ребенка, как много с ним занимаются и сколько времени и внимания ему уделяют. Играют роль и индивидуальные особенности. Речь является средством общения, способом выражения эмоций и обмена информацией.

Чувства

Старшие дошкольники начинают проявлять заботу, беспокоиться о благополучии родных и близких, пытаются оградить их от огорчений и проблем. Но чувства дошкольника совсем не похожи на чувства взрослого человека. Чувства ребенка напрямую зависят от того, сколько любви и внимания он получает от родных. Ребенок может испытывать стыд или гордость за свои поступки и действия, ориентируясь на оценки окружающих. Он переживает и беспокоится не за свой поступок, а за то, как отреагируют на него близкие люди.

В дошкольном возрасте дети начинают понимать и ценить красоту окружающего мира. Они легко поддаются впечатлению от увиденных явлений природы, от прослушанной музыки, от ярких красок картин.

Перед школой ребенок уже умеет или по крайне мере пытается скрывать бурные эмоции (прячет слезы или страх). Может также уловить изменения в других людях по мимике, жестам, движениям, взгляду.

Поведение и воля

Дошкольники только начинают контролировать свое поведение, свои поступки. Сознательное управление граничит с импульсивными и спонтанными действиями.

В дошкольный период ребенок уже осознает и понимает нормы поведения, применяет их в общении со взрослыми и своими ровесниками. Ребенок знает, как себя нужно вести и почему именно так, понимает свои обязанности.

В этот период у ребенка вырабатывается привычка поступать и вести себя так, как правильно, как ему объяснили взрослые. Если он нарушает эту привычку, он чувствует себя некомфортно, тревожно. Именно привычка в последствии помогает выработать правильное поведение, что в свою очередь является хорошим воспитанием.

В дошкольном возрасте ребенок начинает познавать себя и саморазвиваться. Ребенку присуще иметь положительную оценку самого себя. Он считает себя хорошим и это в основном может помочь в воспитании ребенка. Чтобы соответствовать характеристике «хороший» и добиться похвалы со стороны взрослых, он будет стремиться стать лучше, делать хорошие поступки.

Кризис семи лет

Признаки кризиса 7 лет

Как же родителям определить, что их чадо переживает кризис, а не просто вредничает? Данный период хорошо изучен специалистами в области детской психологии. Они выделили вполне конкретные признаки, которые помогут взрослым сделать правильные выводы относительно состояния ребенка. Все, что требуется, – внимательно понаблюдать за ним. Итак, дело в возрастных трудностях, если Вы заметили, что ребенок:

  • быстро утомляется;
  • раздражается, часто бывает вспыльчивым и агрессивным (или наоборот –тихим и замкнутым, если это ему совсем не свойственно);
  • стал рассеянным;
  • вредничает без причины;
  • не может усидеть на месте, постоянно вертится;
  • передразнивает старших, грубит, «переговаривается» с ними;
  • часто подражает взрослым;
  • паясничает, ведет себя неестественно;
  • сравнивает себя со сверстниками, и эти сравнения обычно не в его пользу;
  • ищет образец для подражания (и часто выбирает в этом качестве приятеля, который отличается не лучшим поведением и другими показателями);
  • лебезит перед взрослыми, стараясь заслужить одобрение и привлечь их внимание;
  • ябедничает на других детей;
  • перестал играть в игрушки, которые не так давно считал лучшими;
  • зато сильно полюбил играть с другими ребятами;
  • перестал интересоваться детским садом и всем, что с ним связано;
  • не хочет ходить на развивающие занятия, а раньше этой проблемы не было;
  • предпочитает общаться с ровесниками и старшими ребятами, а младших избегает;
  • ему нравится играть в школу, он часто задает вопросы на эту тему;
  • стал очень упрямым;
  • конфликтует с родителями из-за пустяков;
  • в целом очень изменился за последние полгода-год.

Все это говорит о начавшемся кризисе 7 лет. Родителям следует помочь ребенку. Это можно сделать, если в корне поменять отношение к нему и актуализировать свои требования. Иначе сложный период может затянуться и привести к появлению нежелательных черт характера.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

К 6 годам начинается формирование психологической готовности к школьному обучению, и становление ее предпосылок связано с кризисом 67 лет. Выделение этого кризиса в развитии ребенка связано с именем Л. С. Выготского. Он отметил, что старшего дошкольника характеризуют манерничание; капризность; нарочито вычурное, искусственное поведение; вертлявость; паясничание. Он начинает строить из себя шута; говорит «не своим голосом»; гримасничает, и в целом его отличают общая немотивированность поведения, упрямство, негативизм.

Анализируя эти проявления, Л. С. Выготский объяснил их утратой детской непосредственности, непроизвольности поведения, которая исчезает как результат начинающейся дифференциации внешней и внутренней жизни. Другой отличительной особенностью этого критического периода Л. С. Выготский считал возникновение осмысленной ориентировки в собственных переживаниях: ребенок вдруг сам открывает факт наличия собственных переживаний, открывает их принадлежность ему и только ему, и сами переживания приобретают для него смысл. Это обусловлено появлением специфического новообразования — обобщения переживания (интеллектуализацией аффекта): мир, как таковой, вокруг ребенка все тот же, но меняется отношение к нему со стороны ребенка.

Л. И. Божович считает, что кризис 6-7 лет связан с появлением нового, стержневого для личности ребенка системного новообразования — «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. До 6-7 лет ребенок почти не думает о своем месте в жизни, предназначении и не стремится изменить его; но в старшем дошкольном возрасте в связи с общим его продвижением в психическом и интеллектуальном развитии появляется явно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, «более взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для окружающих людей деятельность. В условиях общественного воспитания и обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Иначе говоря, у ребенка этого возраста появляется осознание своего социального «Я». Именно в это время появляются игры «в школу» и имитация «работы» взрослых. У 6—7летнего ребенка, по Л. И. Божович, возникает потребность в новой жизненной позиции и в деятельности, обеспечивающей эту позицию. Начало обучения способствует удовлетворению этих стремлений. Но то, что обучение может быть отодвинуто по времени на год и больше от момента формирования новой позиции, создает возможность возникновения и углубления негативных явлений переходного периода. Иными словами, внутренняя позиция входит в противоречие с имеющейся социальной ситуацией развития ребенка: в глазах взрослых, воспитывающих его, он еще маленький и несамостоятельный, а в собственных глазах уже «взрослый», способный осуществлять социально значимую и оцениваемую деятельность. По мнению Л. И. Божович, в основе кризиса 6—7 лет лежит конфликт, возникающий в результате столкновения образовавшихся в процессе развития качественно новых потребностей с неизменившимся образом жизни ребенка и отношения к нему взрослых. Последнее препятствует удовлетворению возникающих у ребенка потребностей и вызывает у него явления фрустрации, депривации потребностей, которые порождаются возникающими к этому времени психическими новообразованиями.

Указанные Л. И. Божович трудности были особенно заметны в педагогической практике тогда, когда обучение в школе начиналось с 8 лет. С переходом к обучению с 7-летнего возраста они значительно уменьшились, но не исчезли. И теперь среди 6летних детей снова оказываются «кризисные». Казалось бы, проблема, поставленная Л.И.Божович, должна была бы решаться переходом на обучение с 6 лет; но снова среди старших дошкольников встречаются «кризисные» дети. Специальное исследование выявило 2 факта: во-первых, среди 6 и 7-летних детей много «кризисных»; вовторых, среди тех и других далеко не все дети хотят идти в школу. Игровая деятельность, в которой развивается ребенок в предшествующий кризису период, дает ему возможность открыть и понять наличие у взрослых людей определенных общественных функций и обязанностей, норм поведения. Именно в игре формируется потребность ориентации на эти функции и нормы, соотнесение с ними своего поведения. Именно игра дает возможность сформировать знаковую функцию сознания, которая в дальнейшем станет основой логического мышления, воображения, творчества. Именно в игре ребенок может моделировать социальные отношения между людьми, ориентироваться в них, «примерять» их на себя, а в конечном счете осознать общественный смысл труда взрослых. Именно через игру ребенок узнает, что значит быть взрослым и что он еще — не взрослый. Тем самым игра создает одну из важнейших предпосылок будущего перехода к учению — ориентацию на социальный смысл деятельности взрослых. В старшем дошкольном возрасте отчетливо выделяются две группы детей: 1) дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы стать школьниками и осваивать учебную деятельность; 2) дети, которые, не имея еще этих предпосылок, остаются на уровне игровой деятельности. Для 1-й группы кризис становится следствием необходимости замены игровой деятельности учебной (и чем дольше вызревание предпосылок и начало обучения расставлены во времени, тем острее кризисная симптоматика), а у 2-й группы в дошкольном возрасте никаких негативных симптомов не будет, если не форсировать начало обучения. Если же дети 2-й группы начнут учиться (а в условиях всеобщего перехода к обучению с 6 лет это не редкий случай), то произойдет насильственный слом деятельности, что также внешне выразится в «кризисной» симптоматике. Таким образом, часть детей приходит в школу из кризиса, а часть — в кризис, Л. С. Выготский, занимаясь исследованием стабильных и критических возрастов, отметил, что первые состоят из двух этапов: на первом происходит накопление изменений, формирование предпосылок нового возраста, а на втором накопленные предпосылки реализуются в психологическом плане, т.е. дают качественные изменения детской личности. Особенностью всех критических возрастов Л. С. Выготский считал их трехчленное строение: предкритическая, собственно критическая и посткритическая фазы. Остановимся на протекании кризиса 6—7 лет с точки зрения этих фаз.

  • Старший дошкольный возраст. На докритической фазе ребенок не удовлетворен «чистой» игрой как основным типом деятельности, хотя и не осознает причин этого. Объективные предпосылки перехода от игровой деятельности к учебной практически сформированы. Начинается период модификации игры, приспособления ее к новым задачам освоения норм, мотивов, целей деятельности. Игра «улучшается» в сторону имитации не только деятельности, но и отношений между людьми, а следовательно, начинается и активный поиск информации для осуществления этих модификаций. Параллельно идет планомерный процесс подготовки ребенка к школьному обучению. После этапа улучшения игры ребенок начинает тянуться к неигровым формам деятельности — сначала к продуктивным (сюжетное рисование, лепка, конструирование), а затем и к социально значимой и оцениваемой взрослыми деятельности (помощь по дому, выполнение поручений взрослых, познавательная деятельность и т.п.), тем более что старший дошкольник чувствует себя вполне готовым к ее осуществлению. В общении с детьми-школьниками, наблюдении за жизнью и работой взрослых, в направленной подготовке к школе (в саду, дома или при школе) у ребенка постепенно формируются обоснованное стремление пойти в школу и представление об учении как деятельности, к которой он способен и которая сама способна решать новые задачи, встающие перед ним. Формируется внутренняя позиция школьника. Но сам переход в школу ребенку еще только предстоит в более или менее далеком будущем, поэтому со сформированными предпосылками он попадает в некий латентный период, когда он готов учиться, но не может начать обучение. И чем дольше расставлены сроки готовности и возможности пойти в школу, тем явственнее в его поведении проступает негативная симптоматика. В критической фазе вследствие всего этого наступает полная «дискредитация» мотивов игровой деятельности, появляется субъективная готовность к учению (желание пойти в школу), соединяющаяся с уже имеющейся объективной готовностью (сформированными предпосылками), отсюда — понимание себя как «уже не маленького» и постепенное осознание несоответствия занимаемой позиции в системе общественных отношений своим новым устремлениям и возможностям. Именно на этой фазе возникают эмоциональноличностный дискомфорт и поведенческая негативная симптоматика, которую замечают взрослые, видя в ней внезапную «трудновоспитуемость», «неуправляемость», проявления «тяжелого характера» ребенка. Эта симптоматика имеет и внешнюю функцию (привлечь внимание взрослых к себе, к своему новому личностному переживанию), и внутренние корни (качественно новые позитивные новообразования, подготовившие переход ребенка на новый возрастной этап). Посткритическая фаза связана с началом школьного обучения и начальным освоением элементов учебной деятельности, осознанием своего нового изменившегося социального положения (а это отчетливо проявляется в изменении к нему отношения в семье: у него есть свой стол, свои книжки, свои тетради и письменные принадлежности, родители считаются с его «занятостью» и т.п.), соответствующей модификацией своего поведения и, как следствие, исчезновением негативной кризисной симптоматики.
  • Младший школьный возраст. У детей, которые приходят в «кризис» в начале школьного обучения, схема его протекания совершенно иная. Докритическая фаза характеризуется тем, что предпосылки перехода от игровой деятельности к учебной еще недостаточно сформированы и ребенок вполне удовлетворен игрой и позицией, занимаемой в системе общественных отношений. По сути, развитие ребенка вполне еще может осуществляться в рамках игровой деятельности, которая не исчерпала для него всех своих резервов. Но в процессе общения с детьмишкольниками, подготовки в саду и дома к школе, под прямым влиянием родителей и т.п. у него могут сформироваться субъективное желание идти в школу и ничем не подкрепленное объективно переживание себя готовым к ней. По сути — это готовность на формальной основе. У части же детей и само желание идти в школу неопределенно («Почему ты хочешь пойти в школу? » — «Мама сказала, что мне уже 6 лет и я пойду в школу»), а может и вовсе отсутствовать. Кстати, даже объективно готовые к школе дети могут тоже не выражать субъективного желания ходить туда. Критическая фаза связана с началом школьного обучения. Субъективно ребенок может чувствовать себя готовым к школе (и даже при отсутствии субъективной готовности может быть заворожен новизной процесса смены социального статуса — покупкой портфеля, школьных принадлежностей и т.д.), но с началом обучения переживает первые неуспехи, получает дисциплинарные замечания, обнаруживает падение интереса к новым видам деятельности. После первых недель новизны ребенок может начать проситься назад в детский сад и отказываться каждый день ходить в школу на уроки. Возникает переживание несоответствия занимаемой позиции школьника своим реальным желаниям и возможностям (вспомните старый фильм «Первоклассница»: ребенку надоело — он встал и хочет уйти, но в школе уйти нельзя, в ней надо учиться, даже если не хочется). Учебу в большинстве случаев приходится продолжать (редкие родители забирают ребенка из школы и «возвращают» в сад), несмотря на то, что фундамента (предпосылок) фактически нет. С каждым днем ребенку становится все труднее и эмоционально некомфортнее — ему сложно сидеть и внимательно слушать, трудно сосредоточиться на выполнении заданий учителя, он не готов подчиняться новым правилам и распорядку школьной жизни. Довольно быстро он утрачивает интерес как к учебным предметам, так и к школьной жизни, старается избегать дополнительных занятий. Его тяготит учебный труд, обязанности, ответственность и дисциплина. Родители, обеспокоенные этими проблемами, усугубляют ситуацию тем, что стремятся дополнительно заниматься с ребенком дома, чтобы «помочь» ему преодолеть учебные трудности. И это приводит к тому, что появляются переживание внутреннего эмоционального дискомфорта и внешняя негативная симптоматика (капризы, упрямство, негативизм). Одновременно средствами продолжаемой ребенком игровой деятельности (а он иногда играет даже в школе на уроках) и средствами осваиваемой учебной деятельности происходит доформировывание необходимых новообразований предпосылок перехода к учебной деятельности. Посткритическая фаза наступает при постепенном освоении элементов учебной деятельности под влиянием деформированных предпосылок. Происходит постепенное осознание соответствия своих расширяющихся возможностей школьным требованиям, создается полноценная познавательная мотивация; первые успехи стимулируют эмоциональный комфорт и негативные симптомы в поведении исчезают. Но в ряде случаев ребенок, отданный в школу с 6 лет, бывает настолько далек от необходимого уровня предпосылок перехода к учебной деятельности, что его не удается «наверстать» в первом полугодии школьной жизни. В этом случае накапливается отставание, ведущее за собой не только социальные и личностные проблемы ребенка, но и риск заболевания неврозом. Протекание кризиса всегда окрашено индивидуальными особенностями ребенка и своеобразными вариантами его развития. У некоторых детей он протекает мягко, почти незаметно, а у других — остро, демонстративно, травматично. Гибкое, внимательное, помогающее поведение взрослого во многом сглаживает негативную симптоматику. Запретительное, карающее, обостряющее, «подзуживающее» поведение взрослого может привести к закреплению негативных форм поведения и сохранению «кризисных» элементов на стабильных возрастных этапах как форм своеобразной психологической защиты. Кризис 6—7 лет, как и любой другой, требует внимания со стороны взрослых, помощи ребенку, особенно если речь идет о капризных, избалованных, неуравновешенных детях, невротиках и т.д. Предпосылки перехода ребенка на следующий возрастной этап во многом связывают с психологической готовностью ребенка к школе.

Источник: Сапогова Е.Е. «Психология развития человека»

Кризис семи лет

Практически каждый ребенок в своем развитии сталкивается с кризисом. Внутренне развитие завершает определенный этап и переход к следующему может быть переломным. Чаще всего особенности кризиса проявляются в возрасте семи лет. Кризис проходит малопонятно для близких ребенка, потому как он не зависит от окружающей обстановки. Он взаимосвязан с внутренними процессами. Семилетний ребенок начинает меняться: растет, у него выпадают молочные зубы и вырастают коренные.

Это является одной из причин его капризов, жеманности, вредности, паясничания. Тогда как в дошкольном возрасте ребенок отличался непосредственностью и наивностью.

Особенности кризиса

1. Непосредственность исчезает, ведь теперь между переживаниями и поведением появляются интеллектуальные процессы, что исключает наивность.

2. Меняются основные переживания:

  • ребенок семи лет может открыть факт своих переживаний;
  • ребенок осмысленно ориентируется в своих переживаниях;
  • переживания имеют смысл, т.е. ребенок понимает, почему и что он чувствует.

Особенности кризиса семи лет – это когда меняется характер переживаний, происходит разделение внешнего и внутреннего. Поэтому у ребенка появляются:

  • особое отношение к самому себе;
  • новые взаимосвязи между переживаниями;
  • соперничество переживаний;
  • противоречие переживаний;
  • изменение смысла переживаний.

3. Ребенок начинает обобщать переживания, что приводит к так называемой логике чувств. То есть когда у ребенка несколько раз случается неудача, он начинает переживать и тяжело это переживает.

4. В период кризиса школа помогает ребенку перестроить потребности, переоценить ценности.

5. Из-за того, что ребенок развивается, начинают меняться его интересы, цели. Это в свою очередь влияет на его новое отношение к окружающему миру.

6. Особенность кризиса семи лет – это обобщенное отношение к себе. Ребенок учится понимать и ценить себя, составляет для себя особые требования, предпочтения, положение в обществе, оценивает свои возможности и способности.

7. Ребенок меняет свое отношение к окружающим людям, авторитету родных.

Все эти изменения приводят к кризису личности и являются особенностями кризиса семи лет, когда ребенок совершает поступки не из-за сиюминутного желания, а осознанно. То есть мотив отделен от ситуации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]