Стадии стресса (общего адаптационного синдрома)

Абсолютно любой человек, животное и даже простейший живой организм испытывают на себе воздействие стресса. Для человека и радостное, и печальное событие — одинаково значимые с точки зрения стрессогенности, факторы.

Вообще, терминов и определений стресса существует очень много.

Само понятие «стресс» ввел в первой половине ХХ века ученый, врач Ганс Селье. Он же был первым, кто заметил, что при воздействии стрессовых факторов имеются общие для большинства людей особенности реагирования. Так же именно Селье установил, что при воздействии стрессогенных факторов организм человека вырабатывает большое количество адреналина, который и был назван гормоном стресса.

Стресс (stress — нажим, давление (англ.)) — совокупность приспособительных и защитных реакций организма в ответ на какое — либо воздействие (причем, как положительное, так и отрицательное). Сам Селье приводил в качестве иллюстрации следующий пример: женщина, получившая известие о гибели мужа на войне, конечно, испытает стресс от этого горестного события. Но не меньший стресс ей придется пережить, если вдруг, спустя много лет, муж живой и здоровый, появится на пороге дома.

Стресс вызывается, так называемыми, «стрессорами» — факторами, вызывающими стресс, или стресс-факторами.

Стрессор (стресс-фактор) — сильное или длительное воздействие, которое приводит к возникновению стресса.

Что такое стресс?

Дело в том, что стресс — это не что иное, как адаптационная реакция организма, которая, в ответ на возникновение какой-либо сложной ситуации, требует мобилизации всех сил организма.

Таким образом, с одной стороны стресс — это опасность для организма, а с другой — проявление его максимальных адаптационных возможностей. Не только люди, но и животные способны испытывать стресс. Сам Ганс Селье, изучая стрессоустойчивость и силу тех или иных стрессоров, работал с крысами, создавая им, в порядке эксперимента, невыносимые условия существования.

Основные положения учения Г. Селье о стрессе

Основоположник учения о стрессе канадский физиолог Ганс Селье опубликовал результаты своих оригинальных исследований в 1936 г.

По представлениям Г. Селье, стресс являет собой неспецифический ответ животного организма на любой стимул большой силы и длительности воздействия (холод, жара, чрезмерная физическая нагрузка, смертельная опасность в лице хищника, изоляция стадного животного и т. д.). Умеренный систематический стресс повышает адаптивные свойства, снижает эмоциональную реактивность организма. В то же время затянувшийся стресс и стресс, усиливающийся дополнительными стресс-факторами, приводит к негативным морфофункциональным изменениям организма вплоть до гибели.

Для моделирования стресса Г. Селье использовал холод как стресс-фактор, выбрав объектом своих наблюдений лабораторных крыс. 100 животных были посажены в холодовую камеру, в которой поддерживалась температура воздуха около О С. Ученый отметил, что в течение первых 1-2 суток у животных появлялись признаки тревоги. Вскрытие 10 крыс показало, что под влиянием холода у животных уменьшилась масса тимуса и несколько увеличилась масса надпочечников. Однако более детальное изучение надпочечников выявило истощение их коркового слоя. Обычные для этой части надпочечников жировые капли с кортикостероидными гормонами отсутствовали. Желудок крыс был покрыт язвами.

Через 48 часов исследователь изъял из холодовой камеры еще 20 животных и поместил их в другую холодильную камеру, где температура среды была значительно ниже, чем в первой камере. К этой группе дополнительно были подсажены крысы из лабораторного вивария, содержавшиеся при комнатной температуре. Убой крыс показал, что опытные животные (предварительно подвергавшиеся холодовому воздействию) оказались неспособными выдержать дальнейшее понижение температуры среды обитания.

Через 5 недель часть крыс из холодовой камеры с температурой 0°С вместе с контрольными животными была перемещена в холодильник с отрицательной температурой. Вскрытие показало, что предварительное длительное содержание крыс в камере с нулевой температурой повысило жизнеспособность животных. Масса надпочечников у них была увеличена, изъязвленность желудка была незначительной.

Опыт с содержанием крыс при 0°С продолжили. Но через несколько месяцев у животных стали развиваться признаки нервного и физического истощения, а далее крысы стали погибать. Эксперимент позволил ученому описать стадийный характер адаптационных изменений к холоду. Впоследствии было доказано, что описанная Г. Селье реакция крыс на холод не является специфическим ответом на холодовый раздражитель, а имеет общий характер. Описанная постадийная реактивность животного организма проявляется и при воздействии на него других раздражителей большой силы. Подобным же образом отвечают на стрессор не только лабораторные крысы, но и другие животные.

После обобщения экспериментального материала Г. Селье пришел к заключению, что в генезисе стресса выделяются 3 стадии. Первая стадия — стадия тревоги — развивается в течение нескольких часов (от 6 до 48). Эта стадия сопровождается формированием у животного определенного эмоционального напряжения (страх, тревога, боль, голод), т. е. дискомфортного состояния. На стадии тревоги в организме происходят морфофункциональные изменения. Уменьшается масса вилочковой железы, селезенки, печени, лимфоузлов. Происходит изменение лейкоцитарной формулы крови, в частности исчезают эозинофилы. Активизируется ось гипоталамус-гипофиз-надпочечники. Под влиянием возбуждения симпатической системы в кровь выбрасывается большое количество адреналина, который изменяет физиологическое состояние многих систем. В результате у животных учащается дыхание, развивается тахикардия, повышается артериальное давление.

Гипоталамус усиливает секрецию кортиколиберина, в ответ на что гипофиз усиливает выброс в кровь аденокортикотропного гормона (АКТГ). В свою очередь, АКТГ с током крови достигает надпочечников и запускает механизм выделения в кровь образующихся в корковом слое надпочечников гормонов кортикостероидного ряда.

Вторая стадия — стадия резистентности (или адаптации) — характеризуется тем, что организм мобилизует все свои ресурсы на преодоление стрессовой ситуации. Кортикостероиды подготавливают различные системы организма к преодолению стресс-воздействия. На фоне готовности опорно-двигательного аппарата к интенсивной работе (бегство от опасности) уже под влиянием адреналина глюкокортикоиды стимулируют глюконеогенез и восстанавливают уровень глюкозы в крови, который был понижен на первой стадии вследствие адреналовой накачки. На второй стадии стресса фиксируют увеличение массы надпочечников и высокую концентрацию кортизола и гидрокортизона в крови животных. Если организму удается адаптироваться к стресс-фактору, то происходит восстановление гомеостаза и нормализуется работа всех физиологических систем.

В случае, когда стресс затягивается, развивается качественно новое состояние организма — третья стадия стресса, известная как стадия истощения. На третьей стадии отмечают атрофирование лимфоидной системы. Белки, составляющие лейкоциты, плазменные белки и белки, образующие структуры лимфатической системы, используются организмом в процессе глюконеогенеза для синтеза глюкозы. Развиваются множественные повреждения слизистых оболочек (например, желудка, двенадцатиперстной кишки). На третьей стадии стресса поражение лимфатической системы сопровождается снижением как общего, так и специфического иммунитета. На этой основе у животных возникают вторичные патологии с инфекционным началом.

Д. Вейсс провел серию опытов на крысах, чтобы продемонстрировать нервное начало язвенного процесса в желудке при стрессе. Крыс помещали в специальные фиксирующие тело клетки.

В двух устройствах животные одновременно получали удар электротоком в хвост. Третья крыса служила контролем и воздействию электрического тока не подвергалась. Одна из опытных крыс всегда за 10 с до электрического удара слышала прерывистый звуковой сигнал. Вторая опытная крыса также оповещалась о грядущем болевом раздражении электротоком, однако звуковой сигнал не был регулярным и имел случайный характер. Обследование животных показало, что крыса, регулярно получавшая оповещение об ударе электрическим током, не имела язвенных повреждений желудка. Другая крыса, для которой удар током всегда был неожиданным, имела тяжелые изъязвления желудка.

В другом эксперименте крысе на фоне звукового предупреждения представлялась возможность уклониться от болевого фактора (залезть на специально установленную площадку). Оказалось, что такая возможность уклониться от неблагоприятного фактора имела еще более выраженное защитное значение. В таких экспериментальных условиях у крыс язва желудка не возникала. Результаты опытов убедительно свидетельствовали о том, что предсказуемость стресс-фактора смягчает его негативное влияние на животный организм. А наличие возможности уклониться от его воздействия за счет поведенческих реакций обеспечивает животному адаптивный результат.

Таким образом, было доказано, что психосоматические реакции животного резко изменяют глубину стресс-воздействия.

Стресс-реакция на неблагоприятный фактор не ограничивается симпатоадреналовым ответом. Стрессор через канал «кора-таламус-гипоталамус» стимулирует в гипоталамусе образование соматолиберина, который усиливает выделение гипофизом гормона роста (СТГ). Гормон роста противодействует метаболическим эффектам инсулина, чем способствует гомеостазу глюкозы и жирных кислот в стрессированном организме. Кроме того, СТГ в развитии адаптационного синдрома ослабляет и эффект действия АКТГ на надпочечники.

Помимо отмеченных гормональных процессов стрессор запускает и тиреоидную реакцию. Выглядит это следующим образом. Под влиянием тиреолиберина гипоталамуса гипофиз выделяет дополнительное количество тиреотропного гормона (ТТГ), который активизирует секреторную функцию щитовидной железы. В свою очередь, гормон щитовидной железы тироксин повышает чувствительность клеток печени и мышц к действию катехоламинов, повышает основной обмен организма (минутный объем легочной вентиляции, потребление кислорода, частоту сердечных сокращений, артериальное давление крови).

Стрессовое воздействие на организм животных затрагивает и нейросекреторную активность ряда мозговых ядер. Так, при стрессе вследствие возбуждения гипоталамуса активизируется синтез β-липопротеинов — предшественников эндогенных опиатов: дофамина, энкефалина, эндорфина, динорфина. А опиаты понижают психогенную реактивность, повышают стресс-устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов. Опиаты нормализуют соматические ответы на стресс-фактор, т. е. оптимизируют поведение животного. В конечном счете опиаты способствуют формированию стадии резистентности и противодействуют развитию стадии истощения.

Кроме эндогенных опиатов на эмоциональную адаптацию животного оказывают влияние и другие биохимические и физиологические факторы, например ГАМК-эргическая система, парасимпатические ядра и др.:

  • гаммааминомасляная кислота (ГАМК) известна как тормозной нейромедиатор, способный подавлять избыточную эмоциональную стресс-реактивность. Кроме того, в промежуточном мозге ГАМК превращается в гаммаоксимасляную кислоту (ГОМК), которая также имеет антистрессорные свойства;
  • простагландин PgE присутствует в структурах мозга и снижает чувствительность нервных клеток к катехоламинам. Другими словами, простагландин PgE обеспечивает адекватность реакций организма на воздействие стрессора на первой и второй стадиях стресса;
  • парасимпатическое влияние тройных ядер гипоталамуса и вагусных долей продолговатого мозга стимулирует восстановительные процессы и константы гомеостаза, чем способствуют развитию стадии резистентности.

Таким образом, реакция адаптации складывается под влиянием двух противоборствующих систем: а) системы, мобилизующей энергоресурсы животного организма на обеспечение адаптивного поведения в ущерб иммунной защите; б) системы, ограничивающей глубину стресс-реакции и уровня самоповреждения. Баланс этих систем, в свою очередь, определяется, с одной стороны, модальностью и силой стрессора, и с другой стороны, индивидуальной эмоциональной и стрессовой устойчивостью конкретного животного.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Причины

Существует два основных вида стрессоров (Р. Лазарус): психические (эмоциональные) и физиологические.

  • Психические стрессоры — это ощущение угрозы, опасности, новизны, необходимость решения непосильной и сложной задачи, необходимость риска, внезапное событие, обида, перегрузка (в быту это обычно называют «нервный стресс».)
  • Физиологические стрессоры — это те условия, которые напрямую воздействуют на организм человека и влекут нарушение его целостности, неадекватные температурные режимы окружающей среды, болевые ощущения, затруднение дыхательной функции.

Стадии стресса

Ганс Селье выделял 3 стадии развития стресса: мобилизацию, стабилизацию и истощение.

  1. Стадия мобилизации — это ощущение тревоги, которое заставляет включаться защитные силы организма, что позволяет в норме, повысить его устойчивость к стрессору. На этой стадии, человек способен справиться с нагрузками, функционируя привычным способом и практически внешне никак не обнаруживая признаков стресса. Если же стрессор продолжает действовать, то здоровый организм осуществляет, своего рода, структурную «перестройку».
  2. Стадия стабилизации — момент закрепления в новом качестве, на новом уровне всех защитных механизмов субъекта. Внешне поведение человека может казаться неизменным, но в реальности, при продолжении воздействия стресс — факторов, идет перерасход резервных сил, необходимых для адаптации.
  3. Стадия истощения наступает в случае, если источник стресса продолжает воздействовать на организм, и сама стрессовая ситуация продолжает сохраняться. В отдельных случаях исходом подобного воздействия бывает сильное ухудшение самочувствия, развитие различных заболеваний или даже гибель.

Однако нужно отметить, что при наличии одинаковых стрессовых условий, реакция людей (и животных) на стресс может быть весьма различной.

То есть особенности переживания стресса зависят не только от объективных, но и от субъективных факторов:

  • оценки стрессовой ситуации, оценки ее угрозы (стаю собак, бегущую навстречу, разные люди могут воспринимать совершенно по-разному);
  • опыта (опытный десантник и человек, впервые совершающий прыжок с парашютом так же будут реагировать на этот факт по-разному);
  • ожиданий субъекта (работник, вызванный в кабинет начальника для получения премии, зная об этом, испытает меньший стресс, нежели его коллега, которому цель приглашения в кабинет вышестоящего лица не объяснили);
  • уверенности человека в себе;
  • особенностей нервной системы: у части людей активность в стрессовой ситуации повышается, мобилизуются силы, возрастает эффективность функционирования, у других наступает пассивность и общее торможение. Однако, данная особенность вовсе не означает, что конкретный человек всегда будет пассивным во всех стрессовых ситуациях.

Теория Селье

Интересный эксперимент по изучению стресса и его стадий развития провел в медицинском институте Ганс Селье. По его наблюдениям было видно, что любые серьезные заболевания у человека вызывают одинаковые симптомы. Почему так происходит? Он взял больных с разными сложными заболеваниями, в основном — со смертельными, и провел наблюдение, каковы причины их развития в организме.

Интересным открытием стало то, что практически все больные перед сложным диагнозом получали длительное время повышенную дозу адреналина, который выделялся в их организме. Стимулировал это выделение стресс. Поэтому Селье выделил такие стадии стресса:

  1. Первая стадия стресса. У человека присутствует постоянное чувство тревоги. Все силы организма направляются на борьбу с этим чувством. Утрачивается нормальный контроль над работой органов, и первыми реагируют желудок, кишечник, надпочечники, иммунная система. От сильного стресса, по наблюдениям ученого, может наступить даже смерть. Поднимается высокая или опускается до критических показателей температура тела, организм перестает контролировать правильную работу внутренних органов.
  2. Вторая стадия стресса. Если организм не получил полное истощение на первом этапе, то включается механизм сопротивляемости. Исчезает тревожность, включаются естественные механизмы борьбы.
  3. Третья стадия стресса. Если не было организовано профессиональной помощи человеку, который страдает от стресса, то может наступить третья фаза. Естественные запасы энергии иссякают. Возвращается тревога, наступают необратимые процессы в организме. Эта фаза уже необратима, физическое тело постепенно перестает адекватно реагировать не импульсы головного мозга, наступает смерть.

Современная медицина в лечении и профилактике стресса берет за основу исследования именно этого ученого, что позволяет успешно бороться со многими смертельными недугами организма.

Признаки стресса

Признаки стресса:

  • нарушение сна и аппетита;
  • беспокойство и тревога;
  • снижение концентрации внимания, нарушения памяти и скорости мышления;
  • неспособность расслабиться;
  • ощущение тоски, пессимизма, жалости к себе;
  • поведение может становиться суетливым, появляется грызение ногтей, закусывание губ, тики.

Если Вы заметили подобные изменения у себя или близких, постарайтесь как можно быстрее обратиться к врачу. Нередко именно стресс провоцирует развитие заболеваний. Своевременное обращение за помощью дает возможность избежать серьезных проблем со здоровьем.

Динамика стресса

Для определения наиболее рациональных способов воздействия на человека в состоянии стрессовой ситуации необходимо иметь представление о динамике развития состояния внутреннего напряжения (рис. 8).

Выделяют три стадии развития стресса:

1) возрастание напряжения или мобилизация

(отрезок АВ);

2) адаптация

(отрезок ВС);

3) истощение, спад внутренней активности до фонового уровня, а иногда и ниже, или дезорганизация

(отрезок СО).

Рис. 8. Динамика стресса

Стадия мобилизации (тревоги)

характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспомнить необходимую информацию.

На этой стадии организм функционирует с большим напряжением, однако он справляется с нагрузкой с помощью поверхностной или функциональной мобилизации, без глубинных структурных перестроек.

Например, подготовка срочной работы к заданному сроку, подготовка студентов ксессии.

Стадия адаптации

(отрезок ВС) проявляется за стадией мобилизации при условии, что стресс продолжается длительный период времени. Оптимальный уровень – переносимый стресс воспринимается как позитивное явление, как вызов со стороны ситуации, но при этом контроль за ситуацией остается за индивидом.

Данное положение позволяет добиваться высокого уровня производительности. На этой стадии отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на новом уровне.

Но если данная стадия стресса затягивается, то наступает переход к третьей стадии.

Стадия дезорганизации

(отрезок СО) возникает при устойчивом сохранении стрессовой нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения личности, происходит потеря контроля над ситуацией.

Длительный стресс даже при сохранении внешнего состояния индивида без изменения может привести к серьезным внутренним заболеваниям.

Водораздел между оптимальным и чрезмерным уровнями стресса, за пределами которого наступает третья стадия, очень невелик и является индивидуальным для каждого человека.

Он зависит от личностных характеристик, способностей индивида справляться с давлением ситуации.

Некоторые исследования показали наличие взаимосвязи между типом темперамента руководителей, занимаемой должностью и стрессовыми состояниями этих руководителей (табл. 7).

Исследования проводились на крупных предприятиях РФ в 1997 г. В табл. 9.4.1 сумма ответов не равна 100 %, поскольку при проведении анкетирования остальные опрошенные не признали факта стрессовых нагрузок.

Таблица 7

Влияние темперамента на состояния стресса у руководителей

Существует ряд причин, вызывающих стрессы личности в организациях (рис. 9). К ним относятся организационные, внеоргани-зационные, личностные факторы.

Рис. 9 Факторы, вызывающие стрессы личности в организации

Организационные факторы, вызывающие стресс, определяются позицией индивида в организации. Рассмотрим примеры.

• Трудовая деятельность индивида

– ограничения, вызываемые режимом, сменностью работы в организации, внедряемые организационные изменения, новые технологии, которые индивиду приходится постоянно осваивать.

• Взаимоотношения в организации

– построение и поддержание хороших отношений с начальником, коллегами, подчиненными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников.

• Недостаточно

ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста.

• Недостаточная нагрузка

сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере.

• Необходимость одновременного выполнения

разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления.

• Неучастие работников в управлении

организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы.

Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений.

На многих западных фирмах существуют программы вовлечения персонала в дела фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества выпускаемых изделий.

• Карьерное продвижение –

достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение.

• Физические условия труда

– слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.

Внеорганизационные факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств:

отсутствия работы или длительного ее поиска;

конкуренции на рынке труда;

кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона.

Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки.

В результате действия перечисленных причин возможны следующие последствия стресса: субъективные, поведенческие, физиологические.

Субъективные

последствия предполагают возникновение у человека чувства беспокойства, тревоги, повышенную утомляемость.

При проявлениях стресса у индивида усиливаются негативные поведенческие

последствия в организации в виде прогулов, неудовлетворенности работой, распространении слухов, сплетен.

Физиологические

последствия проявляются как повышение артериального давления, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение сна, апатия.

Потери организаций от стрессов становятся все значительнее во всех индустриально развитых странах.

В США менеджеры считают причинами стрессов недостаток власти, некомпетентность отдельных руководителей, конфликт доверия в рамках организаций.

Японские менеджеры на первое место среди причин стрессов выдвигают напряжение, связанное с организационными изменениями, необходимостью освоения новых технологий.

Немецкие менеджеры жалуются на давление со стороны растущего темпа работы, объясняют стресс недостаточной подготовленностью персонала.

Все эти причины, а также потери работодателей, вызванные стрессами работников, заставляют организации разрабатывать программы управления стрессами, отрабатывать и внедрять способы адаптации личности к стрессовой нагрузке.

Управление индивидуальными стрессами

представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует
несколько уровней управления стрессами.
Первый – на уровне организации,

в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности.

В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компаниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релаксации (после работы, 2-3 раза в неделю) под руководством психолога.

Проводятся также тренинги для развития коммуникативной культуры сотрудников, обучения навыкам сброса напряжения, выездные игровые тренинги с целью снятия напряжения в коллективах, укрепления связей между сотрудниками.

Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить силы.

Подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации, особенно много их разработано на предприятиях стран Западной Европы и в США.

Второй уровень управления стрессом – для отдельной личности.

Предназначен для того, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов. Такие программы включают медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку почувствовать себя лучше, расслабиться.

Учитесь правильно распоряжаться своим
временем.

Умейте
переключать
свою деятельность.

Заставьте стресс
работать на вас.

Посмотрите на ситуацию со
стороны.

Все проходит,
пройдет и это.
Рассмотрим подробные приемы индивидуальной борьбы со стрессом. 1. Учитесь правильно распоряжаться своим временем. Умение правильно организовать свое время – важное средство снятия или предупреждения стресса. Вот несколько простых правил:

при составлении списка необходимых дел перечисляйте в нем, кроме необходимых, такие, какие хотелось бы вам сделать именно сегодня. Регулярно отмечая, что удалось сделать, получаете приятное чувство удовлетворения;

все дела разносите по категориям: главные и те, что можно сделать позже; важно уметь
ставить цели
и расставлять
приоритеты.
Эта рекомендация при всей ее простоте достаточно сложна для осуществления: она включает умение говорить «нет», ограничивать себя, планировать свою деятельность на каждый день с учетом цели, поставленной на длительный период;

избегайте лишних обещаний; это приводит к дополнительной нагрузке на нервную систему, когда вы не можете выполнить обещанного;

четко уточните для себя разницу между активностью и продуктивностью:
активность
– проявление внешней большой энергии, не всегда идущей на пользу дела; иногда это суетливость, много движений, а мало результатов;
продуктивность
– выполнение намеченного, постепенное приближение к поставленной цели;

проанализируйте причины потери времени: длительные разговоры по телефону, ожидание в очереди, выполнение незапланированных дел.

Существует множество технических средств для ежедневного планирования дел и проведения анализа потерь времени: ежедневники, органайзеры, офисные программы персональных компьютеров и пр.

2. Умейте переключать свою деятельность.

Чтобы уйти от напряжения, необходимо найти адекватное по интенсивности замещение выполняемой работе, другой вид деятельности. Это может быть другая работа или физические упражнения, спорт.

3. Заставьте стресс работать на вас.

Если неприятностей нельзя избежать, то целесообразно попытаться извлечь из них, по возможности, пользу:

постарайтесь принять негативное событие как позитивное (потерю работы как возможность найти лучшую);

отнеситесь к стрессу как источнику энергии.

4. Посмотрите на ситуацию со стороны.

В спокойном состоянии вы не могли бы столько сделать, в возбужденном состоянии успели несравненно больше:

воспринимайте проблему как вызов;

не думайте о прошлых событиях как о поражении;

вы не можете отвечать за поступки других людей, а можете только контролировать свою реакцию на них. Главное – победа над эмоциями.

5. Все проходит, пройдет и это.

Постарайтесь видеть будущее в положительном свете. Хотя бы ненадолго вспоминайте, как вы ощущали себя, когда все было хорошо.

Учитесь приемам физического расслабления, откажитесь от напряженных поз, вызывающих стрессовое состояние.

При необходимости решать большую и сложную задачу, от одной мысли о которой опускаются руки, разбейте ее на небольшие составные части и начните их постепенно решать.

Не разрешайте себе утонуть в жалости окружающих, но не отказывайтесь от помощи близких.

Помните, что вы не одиноки. То, что вы испытываете сейчас, другие перенесли и выжили. Так будет и у вас.

Источник: https://studopedia.su/1_10365_dinamika-stressa.html

Как справиться со стрессом

Можно научиться противостоять стрессу. Это возможно в двух плоскостях:

  • повышение общей стрессоустойчивости организма;
  • организация специальной психологической подготовки, формирование навыков мгновенной оценки ситуации, эмоционально-волевой регуляции и опыта поведения в конкретных, стрессогенных условиях.

Таким образом, человека можно научить действовать эффективно даже в ситуации сильного стресса, можно сформировать навыки в области самовосстановления в случае наступления или угрозы возникновения стадии истощения (см. выше). А вот если человек, не имея определенных навыков самопомощи, опыта, достаточно стабильного функционирования нервной системы уже переживает сильный стресс, и самостоятельно выйти из ситуации не способен, нужна специальная профессиональная помощь.

Поскольку, как мы уже отмечали, результатом воздействия стресса могут стать различные расстройства и заболевания, очень важна их своевременная диагностика на самых ранних этапах.

Мы работаем с пациентами, чьему обращению к нам способствовало переживание стресса, учитывая все необходимые компоненты оказания медико-психологической помощи: диагностику, профилактику, лечение. Наша работа заключается в оценке тех последствий, что нанесены организму стрессогенными факторами, устранение этих последствий, формирование навыков самопомощи при стрессе, как средства последующей профилактики.

Вам нужна консультация? Позвоните нам сейчас:

Учитель осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:

1.Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».

Педагог неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание данному ученику или коллеге, будет настроение – откликнусь на его состояния и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Учителю чаше всего кажется, что он поступает допустимым образом. Однако субъект общения (ученик) или сторонний человек (коллега) фиксируют иное – эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.

2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».

Он как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с воспитанниками. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие ученики не заслуживают доброго отношения» «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться».

3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций».

Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области — в общении с родными, приятелями и знакомыми. На работе педагог еще держится соответственно нормативам и обязанностям, а дома замыкается, не желая общаться с близкими.

4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».

Термин редукция означает упрощение. В профессиональной педагога, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Фаза «истощения».

Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональна защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.

1. Симптом «эмоционального дефицита».

К педагогу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может продуктивно взаимодействовать с учениками. Он оказывается не в состоянии войти в их положение, сочувствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны его трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу.

2. Симптом «эмоциональной отстраненности».

Педагог полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Его почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные.

Реагирование без чувств и эмоций – наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности педагога и наносит ущерб субъекту общения.

3. Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации». Появляется в широком диапазоне умонастроений и поступков учителя в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к ученику – субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать.

4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений».

Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности (в нашем случае – учеников), провоцирует отклонения в соматических и психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.

Многочисленные проявления «выгорания» можно свести к трем типам.

Первый — «упрощение», «притухание» эмоций, когда исчезает острота чувств и сладость переживаний. Вроде бы все нормально, но скучно и просто на душе. Ослабли чувства к самым дорогим и близким людям. Даже любимая пища стала грубой и пресной.

Страницы: 1

Специфика развития профессионально важных качеств личности студента Профессионально важные качества (ПВК) – особенности человека, влияющие на эффективность его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.). Они являются предпосылкой профессиональной деятельности и в то же время сами совершенствуются, шлифуются в трудовом процессе. Ведущие элементы в структуре ПВК специалиста …

Низкая познавательная активность Непременной предпосылкой успешного включения ребенка в учебную деятельность является наличие у него познавательного отношения к действительности. У большинства детей к началу школьного обучения такое отношение сформировано. Дети перерастают игровые интересы, которые доминировали в дошкольном периоде их развития. Они начинают осознавать …

Классический бихевиоризм Д. Уотсона Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878-1958). Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом. После защиты диссертации по психологии в университете Чикаго Уотсон стал профессо …

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]