Вербальная агрессивность. Вербальная агрессия – это что такое в психологии? Защита от психологического насилия


Суть понятия

Агрессией называется деструктивное поведение, которое направлено на причинение моральной или физической боли другим людям.

Подобное поведение противоречит существующим нормам и правилам, а иногда и нарушает действующее законодательство.

Существует несколько способов проявления агрессии. Один из таких — вербальный, то есть выраженный при помощи слов. Достижение цели происходит с помощью сквернословия, грубые громкие высказывания, оскорбления, обвинения.

По мнению психологов, вербальную агрессию часто проявляют слабые духовно люди от бессилия, плохого воспитания и недостатков знаний в сфере коммуникации.

Разновидностью вербальной агрессии является вербальное насилие. Это уже метод контроля другого человека словесными способами.

Обычно встречается в отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, начальником и подчиненным. Особенность насилия в невозможности второй стороны ответить обидчику.

Следует дифференцировать вербальное и языковое насилие. Последнее направлено на определенный класс людей, например представителей какой-то национальности, возраста и т. д.

Вербальное насилие имеет конкретную жертву.

Крайним проявлением агрессии выступает вербальное унижение.

Оно представлено поведением индивида, направленным на падение у оппонента чувства собственного достоинства, а также падение его репутации в глазах других людей.

Лечение

Что же можно посоветовать в этих случаях? Конечно, не отчаиваться и разбираться с проблемами. В этом вам помогут психологи или психотерапевты.

Как правило, детей и подростков, склонных к вербализации своей агрессии, получается легко разговорить. Всё дело в том, что они рады как раз общаться и быть услышанными. Следовательно, коррекция таких проявлений происходит довольно хорошо.

Вербальная агрессия

встречается, к сожалению, в нашем обществе довольно часто. Что же это такое? «агрессия» говорит само за себя. Агрессия, какая бы она ни была, — это деструктивное, разрушающее явление. Слово «вербальная» означает, что она не явная, а проявленная в психологическом плане, на уровне общения людей. В целом
вербальная агрессия
– это стремление одного или нескольких людей обесценить и унизить чувства, достижения, достоинства другого (других), осуждение и критика, гневные выпады в отношении более слабого партнёра, отказ в моральной поддержке.

Причины

Некоторые психологи считают, что агрессия возникает в ответ на аналогичное поведение оппонента.

Однако, это не совсем так. Например, ребенок не может отвечать родителю тем же, равно как и подчиненный вынужден вести себя кротко с начальником из-за страха потерять работу.

Причинами вербальной агрессии являются:

  1. Враждебный настрой против собеседника, возникший по объективным или субъективным причинам.
  2. Провокационные действия оппонента.
  3. Поведение собеседника, противоречащее нормам закона и общества, воспринимаемое как неадекватное.
  4. Желание привлечь внимание к себе.
  5. Стремление установить авторитет путем унижения других.
  6. Низкий уровень развития, при котором человек не может общаться без агрессии.
  7. Проявление духовного бессилия, когда индивид просто не способен по-другому донести информацию.

Во всех случаях мотив у человека один — это принести страдания другому. Это выражается не только во внешних факторах, но и во внутреннем посыле.

Например, некоторые люди выражаются нецензурно, при этом не проявляя агрессию. Их собеседник воспринимает такое общение нормально и нисколько не обижается. Это обусловлено отсутствием злого умысла в нанесении боли.

Исходя из вышесказанного, можно определить тип личности агрессивного человека. Чаще всего агрессию проявляют люди:

  1. Незрелые духовно.
  2. Плохо воспитанные.
  3. Испытывающие унижение в детстве.
  4. Плохо образованные.

То есть, среди таких личностей большую часть составляют зависимые от алкоголя, наркотиков, воспитывавшиеся в неблагополучных семьях или детдомах. Подобное поведение — это стремление спрятать свою низкую самооценку.

Также регулярная агрессия может быть признаком психического заболевания. У образованных и воспитанных людей вспышки агрессивного поведения обычно являются методом ответа на негативное поведение в их адрес или нарушение другими людьми общественных норм.

Речевая агрессия -консультация для других психологов

«Речевая агрессия у детей»

Какие формы агрессии могут проявляться у ребенка в дошкольном возрасте? В психологии принято выделять различные формы агрессии, которые могут проявляться у ребенка уже в дошкольном возрасте:

  1. Физическая агрессия –

    это действия против кого-либо с применением физической силы (драка);

  2. Вербальная агрессия

    (ругань, угрозы, крики и т.д.).

  3. Раздражение

    (вспыльчивость по любому поводу, грубость в отношении окружающих);

  4. Косвенная агрессия

    . Она может быть двух видов: а)
    Направленная агрессия
    выражается в сплетнях или злобных шутках; б)
    Ненаправленная агрессия
    может выражаться в криках в окружающем обществе, топанье.

  5. Негативизм

    — это поведение, при котором любые действия окружающих будут

  6. Обида,

    как ни странно, это тоже проявление агрессии;

  7. Подозрительность и осторожность

    во всем;

  8. Ребенок может испытывать чувство вины

    без видимых на то причин.

Речевая агрессия

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. Чаще всего у детей проявляются физическая и вербальная (словесная) агрессия.

Словесная агрессия –

это проявление грубости в речи ребенка, негативное речевое воздействие, обидное общение с окружающими людьми, очень яркое выражение негативных эмоций и намерений в оскорбительной форме.

Психологи выделяют несколько видов словесной агрессии:

  1. Косвенная вербальная агрессия

    – она направлена на обвинение или угрозы взрослому, сверстнику и так далее. Проявляется данный тип агрессии в разнообразных высказываниях в виде жалоб на обидчика (жалобы иногда выдуманные), демонстративного крика (для того чтобы обратили внимание и исполнили волю), агрессивных фантазий (о которых ребенок говорит).

  2. Прямая вербальная агрессия

    – это оскорбления и речевые формы унижения другого (оскорбления, «задирания», дразнилки).

Какими типами высказываний может быть представлена речевая агрессия ребенка?
Типы агрессивных высказываний:
Проявляются в том, что ребенок использует слова и выражения, которые содержат обидную характеристику адресата. Оскорбляя кого-либо — дошкольники чаще всего воспроизводят высказывания старших, копируют агрессивное поведение других людей. Оскорбления в речи детей старшего дошкольного возраста носят уже более осмысленный и целенаправленный характер. Оскорбления используются преимущественно при общении со сверстниками и младшими по возрасту, несколько реже — употребляются по отношению к старшим, значительно реже — возникают в конфликтном взаимодействии с взрослыми, особенно «неродными» (воспитателями, учителями, прохожими на улице и т. д.). Основу детских оскорблений составляют слова, преимущественно связанные с понятиями «психическая болезнь» (например, «больной», «псих», «крезанутый», «сбежал из психушки», «сорвало крышу» и т. п.). Именно детские оскорбления часто строятся на основе разного рода уничижительных преуменьшений — возраста, роста, статуса в группе сверстников и пр..

Враждебные замечания — это суждения о собеседнике отрицательного характера и выражение негативного отношения к его качествам, поступкам, личности в целом. Данные замечания сводятся к речевому обозначению агрессивной позиции ребенка. Враждебные замечания всегда воплощаются в форме полных предложений, и никогда не существуют в отдельных словах или словосочетаниях. Родителям следует отличать необидные прозвища, распространенные практически в любой детской компании и составляющие важную часть детской культуры общения: нейтральные, например производные от имен, фамилии и так далее. Но и здесь есть одно «НО» если прозвище ребенка явно обижает, вызывает реакцию отторжения, дискомфорт, агрессию, то в этом случае ее относят к намеренному оскорблению. Насмешка — язвительное замечание, колкость, издёвка – именно так определяют насмешку. В общении детей младшего возраста не всегда и не все дразнилки имеют однозначно агрессивную направленность. Одной из важных функций дразнилок, является утверждение норм поведения в группе и пресечение отклонений от них (дразнилки против ябед, жадин и т. д.). Однако наиболее значимы дразнилки как способ испытания «социальной прочности» члена группы, особенно новичка, его умения постоять за себя».

Грубое требование

Воплощает намерение ребенка избавиться от адресата или как-то повлиять на него, принудить к совершению какого-либо действия в своих интересах. В грубых детских требованиях преобладают глаголы «идти». Используются и «отсылочные» фразы. Для старших дошкольников характерны изощрённые словесные формы грубых требований, носящие игровой характер.

Агрессивный протест, возражение, отказ

Ребенок не использует в своей речи вежливые отказы и вежливые выражения несогласия. Агрессивные формы высказывания отличаются от приемлемых форм общения тем, что:

  1. отсутствуют необходимые формулы вежливости – «извините», «пожалуйста»;
  2. ребенок использует в своей речи агрессивную интонацию – грубый, повышенный, резкий, враждебный тон;
  3. ребенок не объясняет причины отказа

Эти агрессивные высказывания ограничены рамками детской среды и почти не используется в общении с взрослыми людьми. Для детских угроз всегда характерны обещания каких-либо действий со стороны третьих лиц. Упрёк, обвинение

Дети упрекают или обвиняют взрослых или своих друзей в сложившейся ситуации. Не видят и не признают своей вины.

Жалоба предполагает под собой то, что произойдет «переадресация наказания» более влиятельному лицу. Дошкольники часто прибегают преимущественно к явной речевой агрессии и гораздо реже проявляют ее скрыто, завуалировано. Детская речевая агрессия может быть направленной непосредственно на собеседника – переходно-смещенной, опосредованной — непереходной. В зависимости от объекта детской речевой агрессии: чаще она направлена на сверстников или младших и реже — на взрослых, более старших. Основная причина — боязнь порицания и наказания, лишения чего-то значимого. Именно в детской среде речевая агрессия часто принимает групповые, коллективные формы. Психологи определяют подобные действия как mobbing (от англ. mob — толпа) — травля одного человека несколькими. Агрессия в детском коллективе всегда узнаваема по характерным словам таким, как «объявить бойкот», «поднять на смех», «устроить темную» или другим выражениям. Иногда имеют место распространение сплетен. Можно выделить несколько типов ответных детских реакций на речевую агрессию:

  1. Ответная словесная агрессия — наиболее типичная реакция ребенка на речевое нападение «агрессора» — ровесника и младшего по возрасту;
  2. Жалоба — подразумевает сообщение об обидчике — воспитателю, родителям, друзьям, старшим детям;
  3. Игровые способы – это так называемые «отговорки», ответы на «дразнилки»: «возврат» оскорбления;
  4. Переходная (толкнуть, ударить) и непереходная физическая агрессия (испортить одежду, игрушку «обидчика»; поставить в неловкое, комичное положение — подложить кнопку, налить клея в пенал, отодвинуть стул).

Ю.В. Щербинина предлагает игровую классификацию наиболее ярких типов речевого поведения маленьких «агрессоров», основой которой послужил сюжет сказочной повести А. К. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которые находят место в повседневной жизни:

  1. Арлекин

    – дразнится, обзывается задирается, часто угрожает детям.

  2. Пьеро

    – плаксив, всегда обижается, упрекает окружающих, не является агрессором, защищается от окружающих. Утверждает, что он «особенный» и исключительный, часто «упивается» ролью жертвы и она ему нравится. Часто фантазирует на тему обид.

  3. Буратино

    — пользуется ситуативной речевой агрессией, терпит воспитание родителей, но часто срывается.

Причины проявления агрессии в детской речи

Причины возникновения речевой агрессии могут быть самые различные: от ошибок воспитания до расстройств личности. Речевая агрессия в младшем дошкольном возрасте может возникать как неосознанное подражание поведению взрослых, «как взрослый».

В старшем дошкольном возрасте, как правило, речевая агрессия – это протест ребенка против прямого или косвенного насилия взрослых, которое выражается в авторитарном подходе, давлении на детей, уничижающих высказываниях в их адрес, в нежелании считаться с их интересами и мнением.

Речевая агрессия детей является острой проблемой для педагогов, родителей и психологов. Ю.В. Щербинина выделяет типы агрессивного речевого поведения у детей:

  1. Агрессивность ребенка приобретает характер устойчивой личностной черты и формирует такие установки, модели, тенденции речевого поведения, которые обобщенно можно определить как ориентацию на словесное нападение (наиболее обидным оскорблениям, явным угрозам, прямым обвинениям, язвительным насмешкам) с намерением причинить коммуникативный вред.
  2. Речевая агрессия преимущественно как реактивный выплеск отрицательных переживаний, спонтанную разрядку, защитную реакцию — на неприятность, какой-то внешний раздражитель, ту же грубость (ябедничество, грубые отказы, протесты).

Агрессия — это сложное явление. Психологи выделяют несколько основных подходов, объясняющих природу возникновения детской и человеческой агрессии в целом:

  1. Биологический

    определяет агрессию как врождённое, качество;
  2. Социальный

    – рассматривает агрессию как приобретаемое ситуативное поведение в процессе социальной адаптации.

Все теории, существующие в психологии, признают, что агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека. Так же психологи отмечают, что предпосылкой проявления детьми речевой агрессии можно считать:

  1. Психологические кризисы развития. Они характеризуются высокой возбудимостью, конфликтным поведением, неустойчивым настроением. Происходят изменения в отношении к окружающему миру, всем людям, своему «Я». Все эти преобразования находят отражение в речи ребенка;
  2. Ограниченные физические возможности ребенка, несовершенство моторных навыков, отсутствие необходимого жизненного опыта (не могут самостоятельно одеться, завязать шнурки, объяснить взрослому что ему нужно);
  3. У ребенка может возникнуть потребность в самоутверждении, самореализации, самозащите и он будет их реализовывать посредствам речевой агрессии;
  4. Вербальную агрессию может провоцировать патологическая речевая среда в которой общается малыш (семья, двор и т.д.);
  5. Пропаганда тех или иных форм агрессивного взаимодействия в современных средствах массовой информации, прежде всего, на телевидении, интернете и компьютерных играх;
  6. Ускоренный темп жизни, когда ребенок и родители находятся постоянно в напряжении.

У большинства детей в дошкольном возрасте проявляется склонность к речевой агрессии, а у некоторых малышей эта форма поведения становится постоянной, сохраняется и развивается, становясь устойчивым качеством личности.

От взрослых, которые находятся рядом с детьми, требуется постоянная работа над собой, самоконтроль речи, поведения, поступков. Важно изменить свой взгляд на ребенка, увидеть в нем не объект для воспитания, а субъекта – личность, имеющую свои права; создать условия, обеспечивающие психологическую безопасность личности ребенка.

Исследования в области психологии показывают, что контролировать агрессию в речи детей дошкольного возраста особенно важно, так как эта склонность находится в стадии становления и ещё можно предпринять своевременные меры для профилактики и коррекции поведения.

Формирование умения контролировать агрессию слова, совершенствование навыков эффективного общения, не допускающего грубости, бесконтактности, недоброжелательности, — важнейший момент воспитания ребёнка на этапе дошкольного детства.
Работа с детьми по коррекции вербальной агрессии может включать в себя следующие направления:

  • Особое внимание педагогам необходимо уделять развитию речевой активности детей, направлять ее в позитивное русло.
  • Создавать в каждой группе позитивный микроклимат: эмоционально-положительную атмосферу принятия каждого ребенка, творческого поиска, общего радостного переживания успехов всех детей .
  • Использовать сюрпризные моменты, методы, приемы, направленные на снятие психоэмоционального напряжения (элементы психогимнастики, арт-терапии, дыхательной и пальчиковой гимнастики, минутки шалости и тишины, образно-ролевые игры);
  • Создавать в группе культ правильной литературной речи;
  • Отслеживать самочувствие и настроение всех детей своей группы с использованием индивидуальных бесед — анализов «Что меня радует, что огорчает в детском саду», «Как прошел день в детском саду».
  • Обучать детей самоанализу своих поступков.
  • Включать в воспитательно-образовательный процесс социоигровые методы и приемы: взаимодействие детей в парах, тройках, группах.
  • Расширять круг общения детей посредством приглашения в группу гостей, посещения соседних групп, разных помещений детского сада с целью взаимодействия с другими детьми и сотрудниками.
  • Развивать диалогическую речь детей через специально-спроектированные ситуации общения. Использовать вопросы проблемного характера, проблемные ситуации, побуждающие детей к дискуссии.
  • Ориентировать детей на познание другого человека (сверстника, взрослого), развивать способность понимать его интересы, настроение, эмоциональные проявления. Обучать детей умению соотносить собственные чувства и желания с возможностями и желаниями других.
  • Обучать детей умению решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
  • Напоминать детям о формулах словесной вежливости. Поощрять попытки детей высказывать свое мнение, употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Таким образом, положительный пример взрослого (выдержка, такт, культура речи, использование форм вежливости), доброжелательное, небезразличное отношение к ребенку как к субъекту образовательного процесса, сохранение физического и психического здоровья – вот залог того, что речевая агрессия уйдет из поведения наших детей.

Классификация

Индивид применяет следующие способы выражения агрессивного настроения:

  • оскорбления;
  • обвинения;
  • нецензурные слова;
  • грубый разговор;
  • угрозы, проклятия;
  • злое подшучивание;
  • клеветнические разговоры;
  • критика без повода;
  • крики, слезы, негативные звуки.

Однако, сами по себе злые слова или нецензурные выражения не могут быть признаком агрессивного поведения, если они не имеют эмоционального посыла, то есть не сочетаются с невербальными знаками, такими как:

  • жестикулирование (сжатый кулак, замахивание рукой);
  • мимика (злобное выражение лица);
  • положение тела (наступательное, возвышающееся);
  • интонации (громкий голос);
  • вторжение в чужое личное пространство.

Вербальную агрессию можно поделить на следующие типы:

  1. Прямую активную. Оскорбления и унижения проявляются непосредственно во время разговора собеседников.
  2. Непрямую активную. Агрессор распространяет сплетни, клевещет на человека за его спиной.
  3. Прямую пассивную. Индивид отказывается разговаривать и общаться с человеком.
  4. Непрямую пассивную. Выражается отказом защищать незаслуженно обиженного, давать показания в его пользу.

Если прямую агрессию распознать легко, то скрытая не всегда обнаруживается.

Так как обидчик в непосредственном общении может быть доброжелательным и вежливым.

Формами скрытого агрессивного поведения являются:

  1. Осуждение, критика. Агрессор постоянно критикует собеседника под видом желания помочь. А хвалит так, что его похвала играет против оппонента.
  2. Шутки. Индивид постоянно подшучивает и представляет это как просто веселье.
    Однако, он это делает при других людях, а не наедине, что свидетельствует о его злом умысле.
  3. Противоречие. Неважно, что говорит собеседник, агрессор всегда будет противостоять его мнению.
  4. Принижение заслуг. Даже если человек удостоен высоких наград, агрессор постоянно будет утверждать, что это было очень легко и награда получена незаслуженно или «по блату».

Типы

Что же такое вербальная агрессия конкретно? По сути, это один из десяти типов, экспериментально выявленных вариантов словесных нападок, которые могут быть такие:

Почему же невербальные знаки включены в пласт вербальной агрессии? Да потому что при помощи них выражения и обороты принимают совершенно иные, оскорбительные формы. К упомянутым знакам мы относим:

  • жесты (сжатые кулаки, скрещенные или упёртые в бока руки);
  • мимику (злое или пренебрежительное выражение лица);
  • позы («повелительные позы» всегда воспринимаются как провокация);
  • визуальный контакт (провокационным здесь может выступать взгляд, который воспринимается как «наглый»);
  • интонацию и тембр голоса (даже безобидную по смыслу фразу можно прокричать или сказать с пренебрежением, провоцируя обиду);
  • организацию времени и пространства общения (вторжение без спроса на «чужую территорию» или настоятельный вызов на свою, понимая, что в таком месте общение будет некомфортным, уже расценивается как акт нападения).

«Ты считаешь, что это так?», — говорит родитель или руководитель. По сути, эта фраза не оскорбительна. Но, если добавить определённую позу, тембр голоса, поставить «руки в боки», да ещё и вызвать собеседника «в кабинет на ковёр к начальству». Безобидная фраза сразу становится угрозой, осуждением мнения и установок. А фраза: «Всё с вами понятно, милочка» при определённых неречевых «добавках» подвергает сомнению уровень умственных способностей и компетенции. Одним словом, что в первом, что во втором случае – доставляет внутренний дискомфорт и переживания.

После вербальной агрессии может провоцироваться физическая. Это происходит, если существует изначальная настроенность объекта агрессии в силу его особенностей: личностных, социальных или ситуативных. К личностным особенностям относят чаще всего возраст, пол. К социальным факторам – этническую принадлежность, социальную благополучность окружения, уровень образования и общей культуры.

К ситуативным чаще всего относят окружающую обстановку, физическое, физиологическое и нервно-эмоциональное состояние человека и дополнительные факторы, которые могут влиять на адекватность оценивания и восприятия ситуации. Но не стоит списывать со счетов и влияние общественных факторов. Эти факторы обуславливаются национальным менталитетом и разделением определённых лингвистических норм как «неприемлемых» или «приемлемых». Так в одних этнических группах может быть абсолютно недопустимо оскорбительное высказывание в адрес родителей собеседника. И подобные вещи всегда провоцируют акт физической агрессии. Тогда как в другой группе это не будет вызывать столь бурную реакцию.

Вербальная агрессия может иметь форму прямой агрессии, которая выполняется непосредственно над кем-то здесь и сейчас. А может быть косвенной. Косвенная вербальная агрессия неоднородна и включает два разных, но дополняющих друг друга понятия. В первом случае она рассматривается как агрессивное поведение, направленность которого на определённое лицо скрывается. Во втором случае – рассматривается как агрессия, которая окольным путём стремиться задеть жертву. По сути, эти два понятия сходны в принципе действия – без прямого высказывания. Она имеет вид интриг, сплетен. Оскорбление достигается путём нанесения ущерба прежде всего репутации человека.

Агрессия детей и подростков

Очень часто агрессивное поведение демонстрируют дети и подростки.

Это связано со становлением личности, желанием утвердиться, заработать авторитет среди сверстников.

Маленький ребенок первоначально проявляет агрессию как выражение своего негодования и эмоций. При этом он оценивает результат такого поведения.

Если ему удалось достичь поставленной цели единожды, он будет демонстрировать такое поведение постоянно для получения игрушки, мороженого и т. д.

В младшем возрасте дети выражают агрессию криками, плачем, истериками. Школьники уже умеют контролировать свое поведение, поэтому их действия целенаправленны.

Ребенок обзывается, подшучивает над сверстниками. Девочки обычно сплетничают, присваивают прозвища другим. Такие дети обычно имеют низкую самооценку и плохие отношения с родителями.

Подростки действуют более изощренно: оскорбляют, унижают, заставляют подчиняться. Нередко они доводят жертву до суицида.

Основными провоцирующими факторами агрессивного общения детей являются:

  1. Отношения в семье. Дети наблюдают насилие среди родных, подражают родителям. Нередко агрессивными становятся дети, которые сами подвергаются унижению со стороны старших родственников.
  2. Особенности нервной системы. Если ребенок имеет какие-то неврологические заболевания, он плохо переносит нагрузку, не могут противостоять психологическому дискомфорту.
  3. Внешние воздействия. Приступ агрессии может быть вызван плохой оценкой, замечанием учителя, усталостью, сильной учебной нагрузкой.

Опасность

Агрессивное поведение противоречит не только моральным принципам, но и нормам законодательства. Оно может быть опасным как для обидчика, так и для жертвы.

Если жертва в ответ будет демонстрировать аналогичные проявления, это может перейти в физическое противостояние, а именно в побои, нанесение телесных повреждений, убийство.

Для жертвы вербальная агрессия опасна тем, что человек постоянно чувствует унижение, теряем самооценку и может дойти до суицидальных мыслей.

Также человек может привыкнуть к унижениям и воспринимать их как норму.

Такое происходит с ребенком, которого постоянно подавляют и ругают родители.

Повзрослев, такой человек будет терпеть негатив от других обидчиков.

У детей поведенческие навыки со временем переходят в личностные качества. Это приводит к развитию психопатии на фоне агрессии. Также повышается вероятность девиантного поведения, дезадаптации в социуме, совершения преступлений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]