Общая характеристика методов психологического исследования


Характеристика основных методов психологии

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒

Метод наблюдения — это основной метод современной психологии, сущность которого заключается в том, что научные факты собираются через не вмешательство в жизнь объекта, а пассивное созерцание этого факта

Наблюдения можно проводить как кратковременно, так и долговременно Поэтому такие виды наблюдений — метод поперечного среза (кратковременное) и лонгитюдное (длительное)

Исследователь может выполнять роль пассивного наблюдателя (отстраненное наблюдение), а может активно взаимодействовать с объектом изучения, одновременно наблюдая за ним (включенное наблюдение)

Наблюдение может быть как выборочным, так и общим, предметом и за объектом Например, общее за объектом — наблюдение ведется за всеми членами коллектива Выборочное за объектом — до наблю ереження включены только отдельные члены коллектива Общее по предмету — в объекте наблюдения исследуются все проявления психики (характер, темперамент, воля) Выборочное по предмету — у всего массива (в Объекта) исследуется только одна проблема (мышление или памятьять).

Использование наблюдения регулируется следующимиусловий:

1) целеустремленность — определение цели, задачи исследования;

2) природные условия — типичные условия наблюдения (чтобы лица не знали, что за ними ведется наблюдение);

3) наличие плана;

4) точное определение объекта и предмета наблюдения;

5) ограничение исследователем признаков, являющихся предметом наблюдения;

6) выработка исследователем однозначных критериев оценки этих признаков;

7) обеспечение четкости и длительности наблюдения

Методом наблюдения пользуются не только ученые, но и студенты, например, при накоплении данных для написания психологических характеристик личности

Эксперимент — основной метод психологии, который заключается в том, что факты получают путем создания специальных условий, в которых объект мог бы наиболее ярко проявить предмет изучается

Различают эксперименты: лабораторный и естественный, констатирующий и формовочный

Лабораторный проводится в специальных психологических лабораториях с помощью соответствующей аппаратуры

Естественный эксперимент осуществляется в обычных для исследуемого условиях деятельности Естественный эксперимент, так же как и лабораторный, проводится по определенной программе, но так, чтобы человек не знал, что ее исследуют и решения вьязувала задачи спокойно, в обычном для нее темпі.

Констатувальний эксперимент направлен на фиксацию имеющихся психологических особенностей человека, формовочный ориентированный на стимуляцию желаемых психических проявлений

Беседа-метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, включает в себя вопросы-ответы

Беседа может быть диагностическим (обнаруживает), коррекционной (формирует)

Метод беседы может дать ценные результаты при таких условиях:

1) четкое определение исследователем цели беседы;

2) четкое планирование системы вопросов;

3) система вопросов должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям обследуемых, быть динамичной, т.е. содержание следующего

вопрос должен зависеть от содержания ответа на предыдущий т.д.;

4) беседа должна быть непринужденной, доброжелательной

Анкетирование — метод социально-психологического исследования с помощью анкет, содержание вопросов и способ ответов в которых заранее планируются

Надежность данных анкетного опроса проверяется двумя путями:

1) повторным опросом по той же процедуре тех же лиц;

2) контролем данных анкетного опроса другими методами:

— опросу третьих лиц;

— наблюдением;

— анализом доступных документов

Анкетный метод может использовать заочно, сравнительно экономичным методом сбора данных Он позволяет анализировать и обрабатывать данные с помощью статистики Этот метод применяют в массовых обследованиях

Интервью — метод, который применяется для сбора первичной информации в психологических, социологических и педагогических исследованиях

Социометрия (от лат

societas — общество metreo — измеряю) — разработанная Дж Морено

Данный метод применяют с целью выведения или формулировки рабочей гипотезы на ранних стадиях исследования; сбора данных, дополнения, уточнения, расширения, контроль данных, полученных другими методами Интервью как метод три вида:

1) стандартизированное интервью, в котором формулировки и последовательность вопросов определяются заранее;

2) нестандартное интервью, в котором человек, его проводит, руководствуется лишь общим планом опроса, формулирует вопрос соответствии с конкретной ситуацией;

3) напивстандартне интервью, содержащего определенное количество возможных вопросов

Тест (от

англ test — испытание) Тесты — это небольшие по объему и времени выполнения задания, одинаковые для всех обследуемых

Выбор видов интервью зависит от содержания исследования, уровня изучения проблемы, подготовки исследователя

Тестирование-это один из вспомогательных методов психологии, использование которого может служить выявлению:

1) уровня развития определенных психических функций (наблюдательности, памяти, мышления, воображения, внимания и т.д.);

2) наличия или отсутствия определенных знаний, умений, навыков, психических качеств, воспитанности и т.п.);

3) степени пригодности или готовности подрастающего индивида или взрослого человека к определенной профессии;

4) психических заболеваний;

5) интересов, мнений, способностей человека

Анализ продуктов деятельности — это один из вспомогательных методов психологии К нему относятся анализ рисунков, определенных изображений

Социально-психологическая адаптация детей к школе

Как понять, что адаптация ребенка к новой обстановке, сверстникам и школе вообще прошла успешно?

Первым признаком благополучия является физическое здоровье. Однако нужно понимать, что ребенок (особенно если он не ходил в детский сад) в большом детском коллективе столкнется с множеством вирусных инфекций. Поэтому частые простуды в первые месяцы посещения школы – дело обычное.

Неудачной считается социально-психологическая адаптация первоклассников, если дольше двух-трех месяцев у детей длятся такие состояния:

— малыш жалуется на то, что учительница его не любит, кричит на него и ругает;

— перед тем как идти в школу, он жалуется на боли – головные или в животе, забывает половину своих вещей и делает все, чтобы избежать похода в школу;

— не может запомнить уроки или быстро забывает то, что уже выучил, хотя раньше на память не жаловался;

— не хочет и не любит рассказывать про школу и сверстников, домой приходит подавленным;

— устраивает истерики.

Программа социально-психологической адаптации детей с позиции системно-векторной психологии

Как малыши, которые довольно долго привыкают к резким изменениям в своей жизни (но если уж привыкли – то надолго), эти дети могут тяжело переживать тот факт, что им придется расстаться с любимым детским садом, любимой воспитательницей и своими детсадовскими друзьями.

Что делать, чтобы ускорить адаптацию такого ребенка к школе? Заранее создать у него положительный образ о его новом месте учебы. Рассказать ребенку о том, как устроено учебное заведение и школьные занятия. Как себя вести с учительницей. Какие правила поведения установлены во время уроков: можно ли во время занятий болтать с приятелями, разговаривать по телефону, выходить из класса и так далее.

Дети с анальным вектором – самые послушные, и они не будут создавать проблем учителям. Однако разъяснить все правила им стоит заранее – чтобы было время для их запоминания и усвоения.

Ваша личная программа по адаптации детей с анальным вектором может включать и игры – «в школу», «в учителя и ученика» и так далее. Важно, чтобы в играх вы смогли воспроизвести обстановку, которая ждет вашего малыша в школе. Почувствовав себя в новой роли, он постепенно привыкнет к этому ощущению, а в школу уже пойдет как в знакомое место, без страхов и стеснения.

Билет 9

1 )Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются эмпирические методы, которые позволяют получить конкретные данные, касающиеся природы психических явлений, главные из которых- наблюдение и эксперимент. Наблюдение— это научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления. Разделяется на житейские наблюдения, которые ограничиваются регистрацией фактов, носящих случайный и неорганизованный характер и научный метод наблюдения- переход описания факта к объяснению его внутренней сущности. Эксперимент— это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Лабораторный эксперимент протекает в специальных условиях с использованием специальной аппаратуры. Естественный эксперимент протекает в обычных условиях и применяется при изучении познавательных возможностей на разных возрастных этапах. Формирующий эксперимент (обучающий и воспитывающий), моделирует некоторые стороны деятельности человека.

2 )Эта методика поможет вам определить уровень и характер тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.

Инструкция. Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-«, если не согласны.

Билет 10

1) Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

ВИДЫ (ТИПЫ) НАБЛЮДЕНИЯ (англ. kinds of observations). Как метод исследования, в психологии и гуманитарных науках (этнографии, социологии, педагогике и др.) используются 4 вида (неэкспериментального) экстероспективного наблюдения, которые выделяют и дифференцируют с т. зр. взаимоотношений наблюдаемых людей (или животных) и наблюдателя.

Внешнее наблюдение (наблюдение со стороны) — наблюдатель фиксирует активность изучаемой группы со стороны, не принимая участия в этой активности. Такое наблюдение м. б.: 1) явным (в этом случае оно часто называется «обычным») или 2) скрытым (напр., с помощью полупрозрачного зеркала).

Включенное наблюдение (участвующее наблюдение) — наблюдатель принимает участие в активности группы, становясь ее членом. При этом его роль исследователя-наблюдателя также м. б. 3) явной, известной или 4) скрытой, неизвестной членам наблюдаемой группы.

В данной классификации подразумевается, что исследователь минимально воздействует или вообще не воздействует на изучаемую реальность. Точнее говоря, он активно на нее не воздействует; возможное его влияние рассматривается как своего рода вынужденная погрешность.

Однако нередко исследователя не удовлетворяет пассивная позиция: тогда он сам создает ситуации, поведение людей (или животных) в которых представляет для него интерес. По возможности подобные искусственные ситуации маскируются под реальность. Социологи называют этот метод экспериментальным наблюдением, тогда как психологи — естественным экспериментом. Даже в лаборатории можно достичь искусной маскировки «под реальность» (в школе К. Левина это искусство довели до совершенства). Очевидно, что и в экспериментальном наблюдении можно выделить те же 4 вида, о которых шла речь выше.

Кроме того, В. н. можно дифференцировать по др. признакам: напр., по применению (или неприменению) записывающей, регистрирующей, измерительной аппаратуры; по длительности, периодичности и т. п. признакам. Принципиальное значение в психологии имеет деление на внешнее (экстероспективное) и внутреннее (интроспективное) наблюдение. См. Интроспекция, Метод объективного наблюдения, Психология, Самонаблюдение. (Б. М.)

⇐ Предыдущая2Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Во многом методы практической психологии обусловлены тем, что психологические факты в отличие от, например, физических явлений могут быть поняты только в контексте других связей и событий. Как правило, визит к психологу вызван наличием какой-то проблемы, трудности, с которой человек не может справиться сам. И очень часто психологу предъявляется всего лишь «фасад» проблемы. Например, говорится о том, что маленький ребенок агрессивен, бьет младшую сестру и грубит бабушке, но умалчивается о том, что отец ребенка страдает алкоголизмом и в состоянии опьянения совершенно теряет контроль над своим поведением. Именно поэтому приходится проводить дополнительные расспросы для того, чтобы установить, каковы истинные причины и предназначение нарушения, которое беспокоит родителей. Например, если ребенок выработал агрессивную реакцию в ответ на поведение отца, он отвлекает эмоциональное напряжение на себя и смещает тревогу матери с отца опять же на себя самого: ведь взрослым психологически проще решиться работать над поведением маленького мальчика, чем всерьез излечить алкоголизм.

Понятно, что истинным клиентом в данном случае является семья, а не ребенок: в такой семье «нужны» детские проблемы, потому что иначе придется взглянуть в глаза явлению куда

методы практической психологии

Представим себе, что работа психолога по запросу родителей увенчалась «успехом»: что будет делать абсолютно миролюбивый ребенок в условиях внешней агрессии? Его беззащитность приведет лишь к появлению неврозов, основанных на подавленной агрессии — страхов, заикания и других.

Таким образом, разобраться в истинном содержании проблемы нелегко, и происходит это в рамках такого метода практической психологии, как психодиагностики — науки и практики постановки психологического диагноза, который содержит заключение о том, какие функции и навыки у человека развиты хорошо, а какие недостаточны.

По итогам психодиагностического обследования, которое может проводиться при помощи беседы, тестов или тестовых заданий (например, предложения собрать пирамидку, взять предмет одной рукой и тому подобных), психолог уточняет содержание проблемы. И хотя эти задания могут выглядеть иногда несколько необычно, профессионал применяет их всегда осмысленно. Например, мама жалуется на застенчивость своего пятилетнего сына, а психолог предлагает своим посетителям вместе построить домик из кубиков. Даже пятиминутное наблюдение помогает понять, как распределяются роли, насколько критична мама по отношению к сыну, советуется она с ним или ограничивается исключительно указаниями — короче говоря, определить стиль материнского воспитания.

Первая встреча с клиентом, а иногда и несколько встреч (потому что как дети, так и взрослые бывают «быстрыми» и «медленными») всегда посвящены уточнению содержания и причин трудности, беспокоящей клиента. Затем психолог дает заключение, которое содержит в себе краткий итог того, в чем он видит истинную проблему. Заключение может быть устным или письменным, должно быть понятным клиенту и обладать «психотерапевтическим оптимизмом» — то есть содержать указание о том,насколько проблема поддается решению и какие шаги для этого нужно предпринять.

Кроме вышесказанного, методы практической психологии характеризуются тем, что как такового единого метода работы с человеком не существует — выдающиеся специалисты вобласти психотерапии, не без оснований полагают, что длякаждого клиента должна создаваться своя психотерапия. Поэтому в зависимости от индивидуальных особенностей человека, предпочтений психолога и содержания проблемы работа по ее решению может проходить в различных формах — в группе, индивидуально, в парах, по телефону или даже посредством обычных или электронных писем.

Бывает и так, что с членами одной семьи работают сразу два психолога — это очень эффективно, но требует высокой квалификации и сработанности коллектива.Так, например, если возникнет впечатление, что застенчивость ребенка — ответ на давление матери, которая совершенно не предоставляет ему свободы поведения, психолог скорее всего на некоторое время «отпустит» ребенка и пригласит маму на беседу для того, чтобы установить возможные причины ее излишней строгости. Связано ли это с тем, что у мамы жестокий начальник, а она занимает невысокую должность, или она просто повторяет методы воспитания собственной матери, которые ей кажутся выражением любви и заботы, — эти интерпретации требуют различного подхода. Возможно, что в это же время другой специалист будет работать с ребенком, но можно также предположить, что трудности ребенка исчезнут сами собой в результате работы с матерью, которая изменит стиль воспитания.

После психодиагностического «среза» начинается этап воздействия, первым шагом которого является заключение договора между психологом и клиентом, который включает в себя

взаимные ожидания и обязательства — как профессиональные, так и экономические. Например, психолог обещает снять страх перед ответом школьника у доски в течение десяти индивидуальных занятий, а родители ребенка обязуются оплачивать эти занятия, не пропускать их, заранее предупреждать об отмене по уважительной причине. Обе стороны могут оговорить и такие условия, как, например, возможность позвонить психологу в вечернее время, попросить о срочной встрече и тому подобное, — все это очень важно, потому что психологи, хотя и работают в ненормированном режиме, все же остаются живыми людьми и не всегда радуются внедрению в свое личное время и пространство.

Если профессиональная задача выглядит слишком сложной, обязанность психолога — выделить в ней этапы, поддающиеся реалистичному решению, чтобы в дальнейшем у клиента не возникало разочарования. Договор может быть устным или письменным, с различной степенью обязательств: например, обе стороны могут быть удовлетворены готовностью психолога «попробовать начать работу, если она получится».

Краткая история практической психологии и психодиагностики

И.В. Лосева, Л.Б. Бычкова

Истоки психологии можно проследить уже у древних греков и римлян. Более двух тысяч лет назад философы вели дискуссии по поводу примерно тех же вопросов, которые и сейчас занимают психологов. Однако формальное рождение психологии как самостоятельной дисциплины состоялось в 1879 году — в этом году в Лейпциге, в Германии Вильгельм Вундт основал первую лабораторию для экспериментального изучения психических явлений. В последующие годы психология переживала период бурного роста, во всем мире. Было выработано множество различных концептуальных моделей, позволяющих планировать научные исследования и интерпретировать экспериментальные данные.

Практическая психология является симбиозом экспериментальной и клинической психологии. Начиная с XIX века, именно в этих отраслях психологии рассматривались вопросы психодиагностики, консультативной психологии с диагностическим контролем, тренинговой и тренажерной реабилитации, кроме того, она включает в себя многие достижения промышленной психологии, когнитивной, социальной и детской психологии. Основным из достоинств практической психологии является ее 100% практическая применимость. В отдельную отрасль этот раздел психологии выделился в конце 30-х годов XX века. Методы, используемые в практической психологии, всегда учитывают три основных подхода к исследованию личности: антропометрические характеристики, типология мышления и функциональные задания. Что обеспечивает методам высокую надежность и валидность (постоянство результатов при первичном и повторном его применении, основных параметров клиента, устойчивость, согласованность различных методик при различной манере поведения специалиста, чем не могут похвастаться другие виды психологии). Именно тройной подход, как в динамике, так и при тренингово-тренажерной работе дает максимальный результат в изменении поведенческих навыков и подборе индивидуальной модели поведения.

Основная цель сегодняшней психологии — объяснение с позиции науки, почему люди ведут себя так, а не иначе. Другая цель психологии — помочь людям полностью использовать свои данные и получать удовлетворение от жизни.

Научная психология, как и любая другая научная дисциплина, имеет два подхода: статический и динамический. Конкретная действительность, как она дана нам в опыте, изменчива, многообразна и сложна. Эти свойства действительности являются основными причинами трудности ее научного познания. Поэтому первоначально в любой науке развивается статический подход. Это рассмотрение каждого сложного явления, разбивая его на серию простых шагов и рассматривая каждый из них в отдельности, предполагая, что оно (явление) само по себе, не зависимо от других процессов. На этой основе появляются теории «первой волны», объясняющие отдельные аспекты. Наиболее яркими, в психологии такого плана являются следующие теории: теория созревания Гезелла, теория человеческой привязанности Боулби и Эйнсуорта, теория когнитивного развития Пиаже, теория классического обусловливания Павлова.

Статический подход позволил рассмотреть многие психологические явления, вне категорий изменения их во времени, без учета воздействия на них внешней среды и рассматривая их в отрыве от физиологической основы. Поэтому, с определенного момента развития психологии в исследования включается динамический подход, который возникает на «стыке наук», он как бы «вбирает» в себя различные теории других наук и используют их как «инструмент» исследования в своей отрасли. Примером такого подхода в психологии являются: сравнительная теория Вернера, психология развития, теория социального обучения (ярким представителем которой является Альберт Бандура), когнитивная психология (Л.С. Выготский), теория развития языка Хомского, психологическая антропология (С.В. Лурье).

На основе этих двух подходов к изучению психологии развивается и диагностическая составляющая, в результате чего появляются и активно развиваются субъективные методы диагностики — тесты, опросники, статические модели личности и объективные методы диагностики — расчетные, основанные на использовании знаний, полученных самыми разными науками.

На сегодняшний момент существует несколько динамических расчетных диагностических инструментов. Наш диагностический центр использует и продолжает развивать социально-физиологическое направление, в основу которого положены работы психологов Л.С. Выготского, Эрнста Шехнеля, Абрахама Ноама Хомского (Noam Avram Chomsky), Ларри А. Хьелла (Larry A. Hjelle), Дэниэла Дж. Зиглера (Daniel J. Ziegler), Дэвида Мартина (David Martin), А.Р. Лурия и С.В. Лурье и т.д. и антропологов Кларка Висслера (Clark Wissler), Маргарет Мид (Margaret Mead), Гёза Рохейма (Geza Roheim), Абрама Кардинера (Abram Kardiner), Энн Смолла, Бредд Шоур, А.Д. Александрова, К.Ф. Снежинского, а также физиологов, нейробиологов, психиатров, этнологов, криминалистов.

Результатом «слияния» этих методов и серьезной научно-исследовательской и статистической работы огромного коллектива специалистов в этих областях, стал метод, опирающийся на динамический подход в психологии. Именно его мы и используем в своей работе. Основными разделами практической психологии являются психологическая диагностика, тренинги с диагностическим контролем, консультации с использованием диагностики и тренажеров. Но динамический подход подразумевает постоянное расширение межнаучных связей, использование различных, объективных техник в исследовании психики человека, чем собственно мы и занимаемся, являясь приверженцами практической психологии и используя динамические методы исследования человека.

В оглавление

Основные методологические принципы психологии:

а) принцип детерминизма. Его суть: психические явления опосредуются причинно-следственными связями, имеют какую-либо причину, лежащую вовне (культура, социальная среда и т.п.) или внутри организма человека (переживания, ожидания, отношения, потребности и т.п.);

б) принцип системности.Его суть: отдельные психические явления, объединяясь в некоторую целостность, формируют систему, характерные черты которой не могут быть сведены к механической сумме черт составляющих систему элементов. Система обретает новые свойства, которых нет у отдельных элементов;

в) принцип развития, указывающий на то, что психика человека непрерывно развивается, подчиняясь закономерностям развития. В развитии появляется возможность выделить и описать определенные виды, стадии и этапы, обладающие характерными чертами.

Выделяются два вида развития психики – филогенетическое и онтогенетическое (термины введены в 1866 г. Э. Геккелем):

а) филогенетическое – развитие человека как вида; б) онтогенетическое – развитие психики в процессе жизни отдельно взятого человека.

Э. Геккель и др. сформулировал теорию рекапитуляции, устанавливающую связь между филогенезом и онтогенезом. Было высказано предположение, что биологический онтогенез в сжатом виде повторяет основные этапы филогенеза. Однако психическое развитие ребенка, повторяя в общих чертах основные этапы филогенеза психического развития, характеризуется гораздо большей гибкостью и находится в непосредственной связи с особенностями социальной среды, воспитания.

Психология оперирует собственным категориальным аппаратом. Ведущие категории: образ, мотив, переживание, деятельность, общение, личность.

Под образом понимается форма отражения феноменов мира в сознании человека, объективная по своему источнику – отражаемому объекту – и идеальная по способу существования. На чувственной ступени познанияобразами являются ощущения, восприятия, представления; на уровне мышления– понятия, суждения, концепции, теории. Наиболее важными для человека являются образ мира и образ Я. Образы являются содержанием сознания и выступают как сигнал, стимулирующий поведенческую активность человека.

Под мотивом понимается осознаваемая или неосознаваемая причина, определяющая направленность активности человека, выбор способов достижения цели деятельности.

Переживания представляют собой эмоциональные отклики человека на явления внешнего мира, либо на свою собственную активность или мыслительные образы. Они направляют и регулируют поведение.

Под деятельностью понимают проявление активного сознательного отношения к окружающему миру. Деятельность включает в себя цель, средства, условия, результат и сам процесс деятельности. Векторы деятельности могут быть направлены вовне и внутрь человека.

Человек не может существовать и развиваться вне социального окружения. Вот почему категория общение находится в центре внимания психологии. Однако характерные черты общения зависят от большого числа факторов: от индивидуальных черт людей, вступающих в общение, их культурной принадлежности, особенностей социальной среды, на фоне которой разворачивается общение.

Центральное место в понятийном аппарате психологии занимает категория личности. Она относительно недавно вышла на передний план, хотя задачи исследования сущности человека, особенностей развития его представлений о собственном Я, выдвигались еще философами античности. В современной психологии под личностью понимается устойчивая самоорганизующаяся система формирующихся в процессе социальной практики социально значимых черт индивида, которые характеризуют его как представителя того или иного общества или общности. В отличие от этого, понятие индивидуальность подразумевает неповторимое своеобразие, наследственные и приобретенные особенности данного лица в противоположность типичному, общему, присущему всем или большинству членов общества или общности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]