Способы воздействия на запоминание информации
Особенности развития памяти долгое время изучаются учёными, при этом они обратили внимание на непроизвольную память. Почему мы помним отдельные фрагменты жизни, забывая другие? Было установлено — человек запоминает не то, что часто видит и встречает в жизни, а те события, что впечатлили сильнее или заставили приложить усилия, достигая результатов.
Зная о таких свойствах памяти, учителя на занятиях могут не просто просить изучить параграф учебника, а дать следующее задание: составить план или пересказать прочитанное — что значительно сложнее. Есть и другой способ заострить внимание — недосказанность, предположение продолжения, когда смотрим фильм или читаем статью фраза «продолжение следует» стимулирует запоминание до следующего выпуска, продолжения сюжета.
Конечно, важное значение имеет эмоциональное состояние, настрой на определённый вопрос, известно, что интересная информация запоминается лучше. Это сказывается и на успеваемости: что-то хватается на лету, а другие предметы проходят мимо, не запоминаясь. Важно учитывать интересы, увлечения при выборе будущей профессии.
Произвольное запоминание — это прерогатива человека, ни один другой вид живых существ на Земле не способен усилием воли запомнить нужную информацию. До трёх лет ребёнок пользуется непроизвольной памятью, после — может самостоятельно запоминать необходимые данные.
Особенности развития памяти в детском возрасте принято стимулировать путём механического запоминания — повторяя многократно информацию, перечитывая, заучивая. При этом одному человеку проще воспринимать данные на слух, другому — зрительно. Стоит обратить на это внимание и использовать в обучении, запоминании. Выделяют визуальный, аудиальный и кинетический тип памяти (ощущения, движения).
Методика Симонида
Учёные заметили, что текст со смыслом можно запомнить в 20 раз эффективнее, чем лишённый смысла. Основал методику запоминания ещё в Древней Греции в 5 веке до нашей эры поэт Симонид, принципы его до сих пор актуальны:
- При необходимости запомнить большой объём информации, её стоит дробить на части;
- С целью запоминания, данные нужно повторить многократней, чем нужно для первичного повторения знаний;
- Через полчаса информацию нужно повторить, так как спустя шестьдесят минут -остаточная память пятьдесят процентов, на следующий день — тридцать процентов, поэтому перед занятиями часто повторяют материал. А кто-то может выучить даже на перемене всё и рассказать лучше.
- Важное правило — 30 повторений на протяжении 30 дней лучше, чем 100 — за один день. Чтобы информация запомнилась надолго необходимо её повторять каждый день, перечитывать;
- Старайтесь использовать комбинацию различных видов памяти для запоминания (зрение, слух, движение). Так, детям рекомендуют изучение иностранных языков в игровой форме, используя игрушки, проигрывая сюжеты, действия.
Особенности развития памяти предполагают её тренировку, возможность совершенствования путём запоминания стихов, повторения иностранных слов, тренировкой внимательности. Вот, несколько простых способов для развития зрительной памяти:
- Метод Айвазовского — посмотрите в течение нескольких секунд на предмет, человека, картину, постарайтесь запомнить детали. Воспроизведите с закрытыми глазами увиденное, полностью со всеми нюансами. Если сложно, посмотрите ещё раз на объект и повторите упражнение.
- Спички — для начала используйте 4 спички, бросьте их на стол и сохраните в памяти расположение, представьте их, закрыв глаза. Регулярно занимаясь, можно увеличить количество до четырнадцати спичек.
Для развития слуховой памяти используйте следующий способ, который развивает внутреннюю память — мысленно назовите цепочку простых математических примеров, постарайтесь запомнить, подсчитайте. Это потребует возврат к цепочке, словам.
В конце дня полезно вспоминать события, новых людей, имёна, детали общения для тренировки памяти. Старайтесь воссоздать чёткие образы в хронологическом порядке, описание должно быть словами, действиями. Психология, индивидуальные особенности памяти и её развитие всегда вызывали интерес, однако требуются определённые усилия для достижения результатов, которые окупятся в будущем новыми достижениями в различных сферах жизни.
Перейдём к рассмотрению современных методик развития памяти.
«Чудесный сад»
В стране «Великой математики» есть чудесный сад. Там растут деревья, состоящие только из геометрических фигур. Можно попасть на экскурсию в этот сад, полюбоваться этими загадочными деревьями, но фотографировать их запрещено. Но зато можно их запомнить и потом нарисовать.
Для упражнения потребуются карточки с изображением трех деревьев, состоящих только из геометрических фигур. У меня деревья получились вот такие.
План действий:
- Покажите ребенку карточку.
- Через 30 секунд уберите её.
- Попросите ребенка изобразить второе дерево из тех, которые он только что увидел.
Если будет слишком легко, то попросите нарисовать два дерева, например, первое и третье.
Мнемонические приёмы запоминания
Мнемоника — это специальная наука о памяти, возникла около двух тысячелетий назад. В основе лежит система учёного Симонида, он предложил располагать знания в памяти специальным образом, строя специальные комнаты и дома. Этой схемой пользовались и другие деятели — Цицерон, Квинтилиант.
Мнемоника призвана помочь в процессе запоминания, облегчить его, ищет способы быстрого и успешного запоминания больших объёмов знаний, главный приём — использование ассоциативного мышления. Известно, что если цифры номера телефона или имя нового знакомого связать мысленно ассоциациями — образом другого человека, знакомыми датами, то запоминание происходит значительно быстрее.
Известен также метод образного группирования. Этот способ предполагает разделение информации на смысловые части и рисование мысленных картин под каждую часть текста, что упрощает воспроизведение информации. Этот приём помогает ученикам воспроизводить информацию. Часто, находясь в эмоциональном состоянии, можно забыть нужную информацию, наличие картин — образов, помогает восстановить информацию.
Вхождение в текст — это ещё один метод, упрощающий запоминание, позволяет увеличить возможности памяти. Суть метода в привязке информации к ощущениям, кроме образного группирования необходимо добавить эмоции, представить себя в роли путешественника или учёного, изобретающего что-то, всё по ситуации, чем больше будет эмоций, тем больше зацепок для создания «крючков» к запоминанию. Мысленно создаём фильм с картинами и живыми ощущениями.
Ключевые слова — важно записывать ключевые слова после работы над информацией, они позволят воспроизвести в последствии картину событий вместе с другими методами.
Способы для запоминания последовательности действий
- Способ карманов ( мысленно распределить действия, покупки по карманам, сортируя по группам, чем чётче картинка, тем вероятнее запоминание);
- Матричное запоминание (представляет мысленную группировку предметов, действий по ячейкам, причём расставляя их в пространстве, на одной поверхности не более пяти, можно использовать комнату, мебель);
- Запоминание по цепочке (мысленно расставляете объекты, людей в нужной последовательности на какой-то улице, например, наделяя необходимыми свойствами для лучшего запоминания);
- Приём ассоциаций (подходит при необходимости заполнить большое количество информации, цифровые ряды, в данном случае необходимо выучить ряд ассоциаций и мысленно связывать его с нужными словами);
- Табличное запоминание (мысленное составление таблицы с занесением необходимых данных, последовательных действий).
Для работы с большими текстами рекомендуют использовать запоминание по сюжету, что позволяет быстрее усвоить информацию. Необходимо прочувствовать все происшествия, окунуться в атмосферу, описанную в тексте, стать героем романа. После составления сюжета, стоит пересказать информацию, «озвучить киноленту».
Пересказ оказывает сильное воздействие на активизацию работы головного мозга, улучшение процессов запоминания. Это очень сильный помощник в развитии памяти.
Алгоритм запоминания:
- Внутренняя установка на запоминание (даём себе внутреннюю задачу, объём, требуемый уровень знаний);
- Вхождение в текст (настраиваемся на эмоциональное восприятие);
- Группирование информации (распределяем информацию, создаём образы);
- Запоминание, сканирование, пересказ.
Что касается запоминания цифр, то существуют 2 основных метода:
- Ассоциативный (цифры укрупняются и ищутся подобия — знакомые даты для запоминания);
- Использования кодировки, матрицы (фигуры, цвета, слова — существуют различные кодировки, помогающие запомнить цифры).
В последнее время учёные ищут новые подходы к вопросу развития памяти, способов запоминания. Рассмотрим подробнее такие теории.
Развивайте синестетическое восприятие
Как пахнет солнечный день? А какой звук у этой высотки? Каков на вкус красный цвет? Это не просто игра — таким образом вы развиваете связь между визуальными образами и ощущениями всех остальных органов чувств. Синестезия помогает мозгу в изобретении сложных ассоциативных связок: с их участием будет проще находить в памяти нужные данные.
Благодаря синестезии зрительные образы прочно закрепляются в сознании — одна сенсорная система восприятия запускает механизмы другой. К слову, уже давно замечено и активно используется это свойство человеческого мозга, именно потому ветки метро различаются не только по пунктам назначения, но и по цветам. Большинству людей проще запомнить цвет, запах или вкус, чем название, поэтому все торговые марки имеют свою узнаваемую расцветку.
Через развитие синестезии вы включаете и свои творческие таланты — многие гениальные творцы из мира искусства обладали этим полезным свойством.
Голографическая память по Мюллеру
Индивидуальные особенности памяти и ее развитие изучают и современные учёные, так Мюллер предложил методику под названием «голографическая память». Её особенность в значительном увеличении использования потенциала памяти. Автор разработал методику предполагая, что воспоминания можно хранить в виде голограмм согласно определённому порядку и использовать при адресном обращении.
Особенности развития воображения и памяти, согласно данной методике, стимулируют, основываясь на базовых принципах:
- Воспоминания внешнего и внутреннего уровня воспринимаются каждым человеком особым образом;
- Воспоминания хорошо реагируют на адресное обращение, концентрация на конкретном задании ведёт к повышению качества и количества получаемых знаний, хранящихся в памяти;
- Воспоминания необходимо структурировать, располагать в удобном для дальнейшей работы порядке;
- Воспоминания ощущений располагаются иначе, для них есть особые линии, необходимо научиться соединять эти фрагменты воспоминаний для улучшения памяти;
- Память усиливается при использовании определённых мест в пространстве, включении внутреннего проектора, куда заносятся данные в виде слайдов, которые можно объединять;
- Эмоции усиливают восприятие информации, представленной на голограмме;
- Расположение воспоминаний в порядке хронологии ведёт к снятию внутренних барьеров на воспоминания, которые ранее блокировались мозгом;
- Для улучшения запоминания рекомендует рационально увеличивать время, логически или образно работая с материалом;
- Многократное повторение информации без использования логики приводит к размытости голограммы, ухудшает запоминание;
- Хорошо проявляются на голограмме конкретные действия, даже лучше, чем умственные заключения;
- Для хранения умственных заключений стоит использовать различные виды ощущений, опираясь на существующие в реальности вещи;
- В процессе работы с голографическими воспоминаниями возможно, как усиливать, так и снижать уровень воспоминаний и возможности памяти;
- Дыхательные упражнения, стимулирующие мыслительные процессы, оказывают схожее воздействие относительно памяти;
- Работа с голографическими изображениями на ежедневной основе значительно улучшает способности к запоминанию;
- Голограмма воспоминаний активизирует бессознательную память, стимулируя воспоминания, которые казались утраченными.
Автор книги анонсирует увеличение памяти в два раза при выполнении базовых упражнений и в несколько раз при усвоении всей техники голографической памяти. Его подход отличается от известных ранее технологий, связанных с кодировкой данных и построением матриц. Методика улучшает мышление, запоминание, работу с информацией прошлых лет. Подробнее технология запоминания описана в книге «Введение в голографическую память».
Копируйте асимметричные рисунки
Лучше всего отпечатываются в памяти визуальные образы, которые можно логически объяснить. И наоборот — чем меньше смысла в изображении, тем сложнее его воспроизвести. Из-за этого многие путешественники с легкостью ориентируются в современных городах с четкой структурой и сразу же теряются в старинных центрах с отсутствием логики в расположении улиц.
Существует отличное упражнение, которое оказывает очень сильное влияние на развитие зрительной памяти. Оно дается нелегко, поэтому лучше осваивать его еще в детстве. Для этого понадобится камень с сетью прожилок — мрамор или малахит. Конечно, не так просто добыть эти минералы, поэтому можно использовать их фотографии.
Вооружаетесь карандашами и рисуете «портрет с натуры», стараясь воспроизвести все прожилки, цветовые переходы, толщину и расположение черточек относительно друг друга. Потом возьмите новый листок и попробуйте повторить это по памяти. Скорее всего, сразу у вас ничего не получится, нужно будет пробовать еще и еще, чтобы копия хотя бы отдаленно соответствовала оригиналу.
Возрастные особенности развития памяти
Особенность развития памяти в раннем возрасте проявляется в повышенной обучаемости, необходимости запоминать большие объёмы информации для ориентации в мире, самообслуживания, понимания процессов жизни. Первый опыт ребёнок приобретает благодаря свойствам эмоциональной, двигательной и образной памяти.
Память необходима ребёнку для познания мира и является ключевой в приобретении опыта и новых навыков. Память раннего возраста непроизвольна, запоминание происходит без особых усилий со стороны ребёнка, поэтому не имеет смысла говорить «запомни», постепенно поймёт — и информация отложится на подкорке головного мозга.
Часто дети проявляют чудеса памяти в изучении стихов, запоминании сказок, считается, что хорошая память — это нормально для ребёнка, к тому же они живут эмоциями, что способствует запоминанию. Ребёнок проживает каждую сказку, рассказ, чувствует, как герои истории проходят приключения.
Особенности развития памяти в детском возрасте проявляются в запоминании действий, что повторяются — регулярные умывания, мытьё рук, процедура питания, прогулки, всё запоминается ребёнком, а позже и слова, которые наиболее часто слышит, происходит мысленная привязка к действиям. Обычно взрослый человек помнит о детстве примерно с трёх лет, именно в этом возрасте ребёнок начинает выделять себя, как отдельного субъекта мира, запоминать события жизни.
Большая часть информации, полученная в детском возрасте, переходит в долговременную память, помогая человеку жить. В психологическом плане также очень важны первые годы, когда ребёнок чувствует любовь, заботу, поддержку близких, помощь в проявлении самостоятельности. В обратных случаях могут быть сложности с социализацией и нарушением программы жизни (сложности в построении семьи, рождении детей).
Психологические особенности развития памяти детей проявляются в использовании образного мышления и памяти, после четырёх лет проявляется возможность памяти произвольной, что лучше всего проявляется в игровой форме. Они могут уже повторять, запоминать стихи. В школьном возрасте осваивают новые способы запоминания — обобщение, классификация. Используют построение планов и пересказы для запоминания.
«Фоторепортаж»
Фоторепортеры – это люди, которые везде ходят с фотоаппаратом и фотографируют всякие интересные места. А потом с помощью своих фотографий рассказывают об этом людям. Давай попробуем сделать свой фоторепортаж?
Заранее подготовьте картинку, например такую.
План действий:
- Покажите ребенку картинку и предложите ему «сфотографировать» ее своим внутренним «фотоаппаратом».
- Через 30 секунд уберите картинку.
- Попросите ребенка ответить на вопросы.
Вопросы к нашему образцу могут быть следующими:
- Сколько полочек висит на стене?
- Что нарисовано на постельном белье?
- Кто лежит на кровати?
- Какого цвета шкаф и тумбочки?
- Что стоит на подоконнике?
- Сколько времени на часах?
- Где сидит черепаха?
- Сколько ламп в комнате?
- Какого цвета занавески?
- Есть ли в комнате скрипка?
Подобных упражнений очень много в детских журналах.
Превращайте изображения в слова
Немало людей с плохой визуальной памятью могут компенсировать этот недостаток умением хорошо запоминать слова в определенном порядке. Наш мозг прекрасно справляется с заменой изображений символами. Разбив образ на детали, достаточно просто дать им словесное описание, желательно с большим количеством подробностей.
Например, вы всего один раз видели человека, и теперь вам предстоит снова встретиться с ним среди большого скопления людей. Чтобы не оконфузиться, нужно представить, что вы описываете его для составления фоторобота: «Рост выше среднего, худой, жилистый, волосы темные, коротко стриженные, глаза темные, брови широкие. Нос большой, с горбинкой. Щурится».
Преобразование зрительного образа в вербальные символы поможет конкретизировать детали, на которые вы не обратили бы внимание при беглом знакомстве с новым приятелем. Идя на встречу, вы будете просто проговаривать про себя его словесный портрет, а мозг сам воспроизведет визуальную картину.