9 способов развить у ребенка творческие способности и креативное мышление

Креативность – это способность личности мыслить нестандартно. Принимать решения, создавать что-то новое и генерировать массу идей.

Интересно, что наличие или отсутствие высоких интеллектуальных способностей не говорит о том, что человек креативен. Развитие творческого мышления эффективнее всего происходит в детском и подростковом возрасте.

Креативность – это способность создавать что-то принципиально новое, отклоняясь от традиционных схем и устоявшихся систем мышления. Такая личность способна решить проблему совершенно по-новому: добавив всего одну оригинальную деталь или же полностью изменив концепцию принятия решений.

Креативные способности

Креативность состоит из набора способностей. Они позволяют ясно понять, как проявляется креативность и что нужно для ее развития.

К таким способностям относятся:

Беглость

– это способность генерировать большое количество идей в единицу времени. Позволяет быстро находить множество способов решения проблемы и определить наиболее подходящее.

Оригинальность

— это способность генерировать новые, нестандартные, неординарные идеи, отличающиеся от известных или очевидных. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее преодолевается психологическая инертность, ограничивающая мышление стандартными шаблонами и убеждающая в нереальности и бесполезности оригинальных идей.

Гибкость

— это способность использовать различные способы для генерации оригинальных идей и быстро переключаться между способы и идеями.

Открытость

— это способность при решении проблемы длительное время воспринимать новую информацию извне, а не использовать имеющийся опыт и не придерживаться стандартных стереотипов.

Восприимчивость

— это способность в обычной ситуации находить противоречия, необычные детали, неопределенность. Позволяет находить необычное в обычном, простое в сложном.

Образность

– это способность генерировать идеи в виде единых, цельных мысленных образов.

Абстрактность

— это способность генерировать общие, сложные идеи на основе частных, простых элементов. Позволяет обобщать и строить единое представление проблемы на основе простых, несвязанных знаний и идей.

Детальность

— это способность детализировать проблему до понимания каждого ее элемента. Позволяет разбивать проблему на части, анализировать их до тех пор, пока не станет ясна суть проблемы, ее мельчайшие элементы.

Вербальность

— это процесс разбиения единой, образной идеи на отдельные слова и выделение существенных частей. Позволяет прояснить структуру проблемы и связи между ее элементами и обмениваться этой информацией с другими для совместного решения проблемы.

Стрессоустойчивость

– это способность действовать и генерировать идеи в новой, необычной, неизвестной ранее окружающей среде.

Определение этих способностей у себя и их осознанное развитие позволяет значительно повысить оригинальность и полезность генерируемых идей. Это способствует повышению успешности и ускорению процесса реализации предназначения.

Откажитесь от оценок, но не забывайте о критическом мышлении

Абсолютно не стоит критиковать ребенка («Да разве бывают такие слоны!») и тем более сравнивать с другими («А вот у Маши намного лучше получается!»). При этом бессмысленная похвала (когда вы, не глядя на работу, на автомате говорите «Молодец!») тоже не работает.

Лучшие вариант – это вместе вдумчиво рассмотреть работу. Узнать, что хотел изобразить ребенок, обсудить, что получилось особенно хорошо, вместе придумать дальнейшее развитие сюжета.

Популярные статьи сейчас

Насте Каменских и не снилось: юная латиноамериканка Мишель Андраде возбудила Сеть жаркими снимками

Новая партнерша Позитива из «Время и Стекло» поразила схожестью с его женой

Обрезала волосы и сделала стильное каре с челкой: 71-летняя Алла Пугачева впервые за долгое время появилась на публике без парика (фото)

Сексапильная кошечка вышла на охоту: жена Павла Воли из Comedy Club едва уместила пышный бюст в тесное платье кровавого цвета

Показать еще Поделки из бумаги: уроки творчества для всей семьи

Творческий процесс и его этапы

Креативность имеет определенный творческий процесс

, повторяющийся каждый раз при получении уникального результата.

Суть творчества

заключается в использовании личного таланта и воображения для решения проблем, достижения целей и реализации предназначения. Результатом творческого процесса является новый, уникальный элемент, позволяющий улучшить его создателя или окружающую среду и дающий новые возможности.

Творческий процесс состоят из следующих этапов:

Подготовка

Формулируется проблема и возникает намерение ее решить. Сознание наполняется знаниями из всех доступных источников (память, книги, журналы, Интернет…). Выдвигаются гипотезы и предположения. За небольшой промежуток времени выполняется попытка решить проблему на основе имеющихся возможностей сознания.

Обработка

Если возможностей оказалось недостаточно, то выполняется временное отвлечение на другую проблему или дело. В это время решение проблемы переходит на обработку от сознания к подсознанию. Начинают выполняться подсознательные процессы, незаметные для человека и выполняющие автоматическую генерацию новых идей до получения приемлемого решения проблемы.

Вдохновение

После генерации идеи, возможно позволяющей решить проблему, она передается от подсознания к сознанию – появляется вдохновение. Обычно это происходит абсолютно неожиданно для сознания и в совершенно случайных ситуациях.

Оценка

Получив идею, сознание оценивает ее на возможность использования для решения проблемы. Для этого оно выполняет анализ и сравнение идеи с личным опытом и определяет, можно ли ее реализовать в текущих условиях окружающей среды.

Реализация

Если противоречия не найдены, то принимается решение реализовать идею. Формируется план реализации и выполняются фактические действия. Результатом является инструмент, метод или технология, позволяющие решить исходную проблему.

Проверка

После реализации идеи и применении полученного результата проверяется, решена ли проблема или нет. Выполняется доказательство или опровержения выдвинутых гипотез и предположений. Если проблема не решена, то процесс начинается сначала. Если проблема решена, то выполняется переход к решению следующей проблемы.

Пространство для творчества и экспериментов

Неважно, будет это просторная комната или небольшой уголок. У ребенка должно быть специальное место для творчества. Оборудовать его совсем не сложно. Можно поставить мольберт, а можно просто прикрепить к стене рулон бумаги для рисования (большого формата).

Это же замечательно – дать малышу шанс «санкционированно» порисовать на стенах. Восковые карандаши, пластилин, краски, кисточки, цветная бумага, подручные материалы (лоскуты ткани, пуговицы, крупы, макароны) – вот и готов базовый набор для творчества. Можно делать коллажи, рисовать картинки, строить города… И чувствовать себя в настоящей мастерской художника.

Как вырастить творческого ребенка

Подсознательный этап творческого процесса

Особое место в творческом процессе занимает этап обработки

проблемы. Его особенность состоит в том, что решение проблемы выполняется абсолютно незаметно для человека его особой способностью –
подсознанием
.

Как было описано в методе Генерация полезных идей подсознание получает информацию одновременно обо всех объектах окружающей среды. Обработка этой информации происходит параллельно и незаметно.

Подсознательный процесс можно сравнить с химической реакцией

: — молекулы находятся в некотором пространстве — происходит их произвольное перемещение и сталкивание — в результате сталкивания молекулы могут соединиться и получатся новые молекулы — или молекулы могут наоборот разъединиться на отдельные части, если внутренние связи были слабые

Здесь исходные молекулы

– это знания, которыми обладает человек.
Пространство
, в котором перемещаются молекулы – это подсознание.
Соединение
молекул – это комбинирование и синтезирование знаний подсознанием.
Результат
соединения – это новые идеи, которые также используются при синтезировании.

При попытке решить проблему сознанием

, оно восстанавливает из памяти имеющиеся знания, которые могу помочь решить эту проблему. Если этих знаний недостаточно, то знания передаются
предсознанию
, где происходит их комбинирование. Но в предсознании используются только знания, переданные от сознания. Если комбинирование всех этих знаний не даст идеи для решения проблемы, то они передаются
подсознанию
.

Подсознание выполняет подключение к сознанию надсистемы — надсознанию

, обладающему огромным количеством дополнительных знаний и идей, неизвестных системе. Затем в подсознании комбинируются и синтезируются знания и идеи, переданные и от предсознания, и от надсознания.

Сгенерированные идеи не сразу передаются сознанию, а проверяется их «сила

«. Т.е. при их комбинировании с другими знаниями и идеями выполняется обнаружение противоречий и проверяется устойчивость связей между знаниями. Если противоречия не найдены и внутренние связи устойчивы, то такая идея идентифицируется как полезная комбинация и передается сознанию для оценки, реализации и проверки.

Если сознание оценило

идею как бесполезную или невозможную для решения проблемы в текущих условиях с имеющимися возможностями, то она возвращается в подсознание для повторного комбинирования.

А если оценка идеи дала положительный результат, то принимается решение ее реализовать

. Тогда подсознательный процесс для решения данной проблемы прекращается.

В некоторые моменты человек может ощущать

подсознательный процесс. Тогда он «видит» как происходит перемешивание знаний и идей и возникают новые идеи. Это происходит, когда человек находится в спокойной обстановке, не требующей активной работы сознания, например, перед или после сна.

Именно в подобных условиях комбинирование происходит с максимальной скоростью

и идеи быстрее передаются сознанию. А когда сознание наоборот, находится в повышенной активности и выполняет работу, несвязанную с творческим мышлением, тогда идеи генерируются очень медленно.

Поэтому людей в состоянии творческого мышления называют «задумчивыми

«. Они как бы отключаются от реального мира и переходят в свой внутренний мир идей. Если параллельно человек выполняет какие-то действия, например, идет по улице или собирает вещи, то он может вести себя как неуклюжий и рассеянный человек.

Уважаемый гость, Это Самая Ценная Часть Метода!!!

Чтобы ее прочитать, РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ
об этой странице. Нажмите на одну из кнопок соц.сетей и добавьте пост на свою страницу. Для получения подсказки как это сделать, наведите курсор на знак вопроса под кнопками

Сразу после этого под этими кнопками откроется ПОТРЯСАЮЩИЙ ТЕКСТ

!
? ?

Внутренний настрой

На пути к самосовершенствованию самым главным является вера в себя. Попробуйте оглянуться вокруг: всё, что у вас сейчас есть – результат ваших стараний. А какую роль вы сыграли в жизни своих близких, друзей, знакомых?

Только осознав свою уникальность, вы сможете прийти к тому, что ваши идеи действительно значимы. Это будет отправной точкой развития творческих способностей. Чем больше ваш мозг создаёт идей, тем быстрее вы раскроете свою креативность.

Ещё одним значимым аспектом в раскрытии своих возможностей является кругозор. Изучение новых тем, направлений искусства, техники или кулинарии может стать толчком к новым планам и проектам.

Разделы, которые раньше были в тени вашего внимания, могут самым неожиданным образом придать вдохновение и открыть мир с другой, ранее не изведанной стороны.

Но необязательно сразу пытаться покорить таинственные просторы живописи неоклассицизма. Попробуйте взглянуть на, казалось бы, абсолютно обыкновенные вещи с новаторской точки зрения. Те самые, которые мы используем каждый день, но на которые не обращаем никакого внимания.

Как и где ещё можно использовать элементы одежды, посуду или постеры? Придумывая каждый день хотя бы по одной идее, мозг приучается искать творческий подход к любым ситуациям.

Все свои мысли и задумки нужно приучаться записывать и зарисовывать на бумагу. Электронный носитель может подойти только для кратковременной записи какой-то идеи, пришедшей в то время, когда под рукой не оказалось блокнота.

Здесь важна не сама запись, а использование бумаги как носителя. С её помощью появляется возможность не только записывать, но и иллюстрировать и структурировать информацию так, как она представлена в голове.

Когда мы пишем от руки, наш мозг работает несколько иначе, чем при печатании текста, подключаются отделы, отвечающие за лучшее усвоение и дальнейшую разработку полученного материала.

Проблемы творчества

При выполнении творческой деятельности возникает множество проблем и препятствий, которые необходимо преодолевать.

К ним относятся:

Отсутствие самоуважения

. Проявляется либо в недостатке уверенности в себе и высокой самокритикой, либо самоуверенностью или высокомерием. Это мешает сделать первый шаг для решения проблемы и повышает риск нанесения вреда при реализации идей. Для преодоления этого препятствия нужно развивать уверенность в себе.

Лень и слабая воля

. Они также мешают начать творческий процесс и преодолеть психологическую инертность. Для их преодоления необходимо тренировать самодисциплину.

Страх провала, неудачи

. Является следствие недостатка опыта и наличием неопределенности при оказании воздействий. Преодолеть это препятствие помогает помощь или консультация у более опытного человека, эксперта, который сможет дать корректную оценку рисков предполагаемого воздействия.

Недостаток организованности

. Наличие слишком большого количества дел и идей препятствует пониманию, какие из них являются важными и ими нужно заняться в первую очередь. Для преодоления этого препятствия нужно организовать личные цели и дела в единую надежную систему. Подобная организация позволить освободить память и сознание от постоянного, повторяющегося обдумывания этих дел, которое затрудняет процесс генерации новых идей, лучше для этого использовать программы или веб-сервисы, например, Бесплатный онлайн органайзер, ежедневник, планировщик дел и задач, календарь — Личные цели.

Отсутствие приоритезации

. В процессе творческого мышления генерируется большое количество идей, которые нужно реализовать. Одни очень важны и полезны для решения проблемы. Их нужно реализовывать в первую очередь. Другие менее важны и их нужно откладывать на потом, ставить в очередь. Но большинство людей не определяют важность идей – их приоритет. А стараются реализовать более простые, но менее полезные идеи. Для преодоления этого препятствия нужно научиться приоритезировать идеи, цели и дела.

Загруженность сознания

. После наполнения сознаниями всеми возможными знаниями, которые смогут помочь решить проблему, ему необходимо дать отдохнуть, расслабиться. Но очень часто это не выполняется и сознание начинают использовать для решения других проблем. Повышенная загруженность сознания снижает скорость генерации идей. Чтобы преодолеть это препятствие нужно осознанно делать перерывы, чтобы ускорить творческий процесс.

Конформизм

. Принятие чужих мнений и опыта без критики и проведения анализа. Это свойство личности характеризуется соглашательством со всем, что имеется в окружающей среде, без проведения оценки правильно ли это или нет, оптимальным ли это является или можно это улучшить. Для преодоления этого препятствия нужно развивать критичное мышление, ко всему новому нужно подходить с вопросами «зачем, почему, для чего…».

Нетерпеливость

. Человек хочет найти решение проблемы немедленно. Но для этого нужен большой объем исходного материала (знаний, идей) и высокий уровень развития интеллекта. Но когда решение не находится за короткий промежуток времени, тогда человек просто прекращает заниматься этой проблемой и переключается на другую, более легкую. Для преодоления этого препятствия нужно тренировать самодисциплину, а особенно упорство.

Ригидность

. Твердость, неуклонность в применяемых средствах для принятия решений и достижения целей. Ограничивает человека в использовании новых средств, которые могут оказаться более эффективными и надежными. Для преодоления этого препятствия нужно развивать гибкость мышления, узнавать о появлении новых средств и применять их для решения проблем и достижения целей.

Устранение всех этих препятствий гарантированно повысит эффективность и успешность творческой деятельности. Это в свою очередь ускорит процесс реализации предназначения.

Нарушайте правила

Да, мышь может быть фиолетовой, бегемот – крошечным, а муха – огромной. Вы растите не гиперреалиста, а ребенка, который может свободно фантазировать и проявлять себя в творчестве. Нарушать правила, выходить за рамки – это то, чему мы так отчаянно учимся во взрослой жизни.

Причем важно понимать, что все это сочетается с умением приобретать действительно нужные, «академические» навыки (правильно работать с перспективой, смешивать цвета и так далее). Просто, во-первых, нужно учитывать возраст ребенка. Во-вторых, понимать, что в данном случае процесс намного важнее результата.

К слову, одна из лучших идей ври игре в LEGO: отложить готовые схемы и построить что-то совсем свое.

Типы результатов творчества

В результате творческой деятельности создается новая или улучшается существующая система. В зависимости от полезности эти результаты делятся на следующие типы.

Открытие

Обнаружение ранее неизвестного закона, системы, признака или связи, подтвержденное экспериментально. Оказывает революционный эффект на развитие системы и изменяет существующие цели и парадигмы.

Изобретение

Средство, позволяющее решить определенную проблему и достичь определенных целей. Также позволяет выполнять определенные действия эффективнее, чем с помощью существующих средств, и имеет принципиально новое строение.

Рационализаторское предложение

Улучшение эффективности существующих средств достижения целей без существенного изменения их строения.

Независимо от типа результата творчество создает новые знания

, позволяющие решить аналогичные проблемы и достичь схожие цели в других областях. Также результаты дают и новые
идеи для творчества
, чтобы решать новые проблемы и достигать новые цели.

Советы родителям

Можно начать с ежедневных дел:

  • приготовьте из имеющихся дома продуктов новое блюдо;
  • чистите зубы или даже пишите другой рукой;
  • в течение недели добирайтесь до работы каждый раз новым путем;
  • попробуйте незнакомые вам виды деятельности, например, посещайте какие-нибудь курсы;
  • сделайте воображаемую или реальную перестановку мебели в квартире;
  • решайте различные задачи на сообразительность для взрослых. Большинство творческих заданий вы можете делать совместно с ребенком, дополняя его предложения, тем самым развиваясь и одновременно обогащая опыт малыша.

Последствия выполнения творческой деятельности

Использование креативности на практике может повысить риск

нанесения вреда. Это происходит, потому что недостаточно опыта использования новых, неиспытанных идей и средств для решения определенной проблемы или достижения цели. Но с опытом и развитием креативности придет понимание, какие оригинальные идеи являются полезными, а какие вредными.

Некоторые люди, у которых креативность развивалась неосознанно

, чувствуют себя неуверенно, некомфортно из-за своего нестандартного творческого мышления. Важно объяснить таким людям, что они очень полезны, и направить их в нужном направлении. Кроме развития креативности им следует также развивать и уверенность в себе.

С развитием креативности появляется вера

в то, что любая, даже самая абсурдная и нереальная идея, поможет достичь определенной цели. Эта вера является одним из мотивов, подталкивающих к реализации революционных идей и созданию новых, огромных систем, решающих глобальные проблемы. Как сказал Генри Форд: «
Вы можете верить, что можете. Вы можете верить, что не можете. В обоих случаях вы правы
«.

Многие успешные люди утверждают, что 30-50% успеха

их проектов и компаний приносят именно креативные, оригинальные идеи, сгенерированные ими самими, либо специально нанятыми профессионалами с хорошо развитой креативностью. Также они отмечают замкнутый круг — креативность дает новые успехи, а они, в свою очередь, являются источником креативности и вдохновения. Это говорит о том, что
человек и творчество
являются единым целым, что не может существовать друг без друга.

Поэтому постоянно уделяйте личное время на развитие творчества

и своих креативных способностей. Это всегда будет оказывать полезное влияние на успешность. Не прекращайте заниматься творческой деятельностью, ведь она – главное средство в реализации предназначения.

ХОТИТЕ УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ ЕЩЕ БОЛЬШЕ?

Тогда прочитайте книгу

Что такое креативность? Определение этого понятия в психологии и эзотерике

Определение

В психологии, креативность – это своеобразный показатель творческого мышления.

В эзотерике, креативность это решение задач нестандартными, новыми и уникальными методами. Она характеризует способности нашего сознания создавать нечто новое, воплощать неординарные идеи и самые смелые мечты. Нестандартное мышление определяется как − креативное.

На креативность воздействует − накопленный, жизненный опыт человека (первая ступень сверхсознания) и непосредственно, управляет ею. Накопленный опыт также генерирует в сознании правила поведения и оценку событий.

Именно креативность, посредством накопленного опыта, помогает человеку принимать решения, выбирать стратегию для достижения результата.

Успешные люди признаются, что многими своими достижениями обязаны именно креативному подходу к делу.

100% достижение результата подвластно тому, кто занимается своей креативностью, развивает свое сознание.

Примеры задач и игр на развитие креативности

  • Задачи на разрешение явных противоречий (шкаф должен быть одновременно и большой, и маленький; стул одновременно для маленьких и взрослых; лодка должна быть и узкой, и широкой).
  • Игра «Робинзон Крузо» (как выжить, если у тебя только миллион удочек; тысяча лампочек; сто коробок жевательной резинки).
  • Игра «Идеальный конструктор» (собираем из подручных средств или только из круглых предметов).
  • Найти общее между предметами, элементами одной системы (руки и ноги), однородными системами (дерево и куст), разными системами (лампочкой и крокодилом).
  • Упражнение «Фантастическое сложение и вычитание» (стол + стул; дом + колеса; стул – ножки; дом – стена).
  • Выделение объекта или его части и помещение в чуждую среду (обезьяну – на север; рыбу – на дерево).
  • Игра «Беседа о картине» (выберите картину со сложным сюжетом с действием и обсудите, что и почему делают люди, изображенные на ней, чего не хватает для полноты сюжета).
  • Упражнение «Что делать с…» (берем любой предмет, например, стакан, и пытаемся найти как можно больше вариантов, что с ним можно сделать).
  • Любые виды занятий творчеством и сочетание разных его видов (лепка, рисование, театрализация и т.п.).
  • Изображение абстрактных явлений (любовь; бедность; крик).
  • Игра «Крокодил» (один игрок изображает с помощью мимики и жестов животное, чувство, предмет, остальные пытаются отгадать).

Подводя итоги, подчеркнем, что ваша главная задача – посредством творческих задач пробудить в ребенке интерес к новому, к познанию. Обязательно обращайте его внимание на чудеса, которые его окружают: как удивительно, что птицы летают, что распускаются цветы, что какой-то человек умеет то, чего не могут многие другие. И тогда сам ребенок будет просить вас придумать и вместе с ним решить разные проблемные задачи, стимулируя тем самым развитие креативности всех членов семьи. Наблюдая за происходящим вокруг, вы сможете ставить перед ребенком новые вопросы: почему могли покоситься столбы, почему в разных местах трава растет неодинаково и т.п. – и в процессе практики получать все больше вариантов ответов. Это будет развивать внимательность малыша, учить его работать с различными ресурсами и находить множество возможных решений проблемных ситуаций. Наша жизнь предлагает нам ценные и многообразные источники для ежедневного развития креативности. Пользуйтесь этой возможностью и удивляйтесь вместе с детьми!

Гипотезы происхождения креативности

Имеются несколько гипотез по возникновению креативных способностей. Согласно первой считается, что творческие способности возникли у человека разумного постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений человечества, в частности, роста численности народонаселения, путём сложения способностей самых умных и одарённых особей в популяциях, с последующим закреплением данных свойств в потомстве.[источник не указан 3504 дня

]

По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном из Стэнфордского университета, появление креативности носило скачкообразный характер. Она возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад[5].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]