Когда нужно обращаться к нейропсихологу? Свод признаков.


Когда нужно обращаться к нейропсихологу?

Нейропсихолог – психолог, имеющий квалификацию клинического психолога. В сферу деятельности нейропсихолога входят задачи нейропсихологической диагностики и нейропсихологической реабилитации и коррекции. Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить, какие зоны мозга работают некорректно, то есть, позволяет установить причины тех или иных нарушений. Нейропсихологическая коррекция – комплекс мероприятий, направленных на восстановление или формирование недостаточной функции через систему специально организованных воздействий
Нейропсихологическая коррекция основана на восстановлении правильной работы структур мозга за счет поэтапного прохождения всех этапов онтогенеза

Мы рекомендуем обратиться к нейропсихологу для проведения диагностики, если ребенок или взрослый:

  • Быстро устает
  • Вялый
  • Эмоционально неустойчивый
  • Много спит
  • Ребенок тратит на уроки слишком много времени
  • Часто болеет
  • Демонстрирует неровный очень крупный почерк
  • Проявляет невротические реакции
  • У него невнятная речь (дизартрия)
  • Сниженный или повышенный мышечный тонус
  • Моторная неловкость, дискоординированность
  • Делает большое количество ошибок на письме
  • Плохо читает
  • Не может перерисовать рисунок
  • Не слышит обращенную речь
  • Плохая зрительная память
  • Плохая слухоречевая память
  • Повышенная отвлекаемость
  • Повышенная возбудимость
  • Неуправляемость
  • Трудности усвоения школьной программы
  • Трудности решения задач
  • Пропуски букв на письме и недописывание слов
  • Бедная речь
  • Трудности контроля над аффектом
  • Ерзает на стуле
  • Не может усидеть на одном месте
  • Синкинезии

При наличии одной или нескольких подобных жалоб мы рекомендуем Вам обратиться за консультацией к нейропсихологу.

Нейропсихологическая диагностика позволяет:

✅определить сильные и слабые стороны в развитии мозговых систем;

✅узнать готов ли ваш ребенок к школе;

✅выявить ведущую руку и особенности обработки информации мозгом;

✅понять причину различных нарушений в развитии (СДВГ, дислексия, дисграфия, трудности в математике,чтении и письме и другое.)

✅правильно, с учетом особенностей развития мозга, выстроить коррекционную программу или программу подготовки к школе

Обследование включает:

  • изучение анамнеза (беседа с родителями, особенности раннего развития)
  • исследование двигательной сферы тестирование всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного)
  • исследование внимания и работоспособности
  • изучение памяти (зрительной, слухоречевой, двигательной и др.)
  • исследование возможностей анализа и синтеза, логики
  • арифметические навыки
  • характер письма и чтения

На основании проделанного исследования дается заключение с подробными выводами о работе мозговых систем и психических функций и рекомендации по дальнейшей работе.

Нейродиагностика проводится индивидуально (с детьми до 18 лет присутствуют родители) и включает задания разного уровня сложности.

Диагностика проводится в присутствии родителя/родителей в течение 1 часа (в некоторых случаях необходимы 2 встречи) и состоит из 3 этапов.

На первом этапе выслушивается запрос (жалобы родителя). Психолог знакомится с ребенком — устанавливает контакт, исследует материал, наглядно демонстрирующий развитие ребенка (тетради, рисунки, поделки и т.п.), собирает информацию о развитии ребенка.

На втором этапе ребенку предлагается серия заданий в игровой или учебной форме (в зависимости от возраста) с картинным (стимульным) материалом или без него. Задания направлены на изучение состояния функций внимания, зрительной и слуховой памяти, зрительно-пространственных функций, навыков планирования и самоконтроля, мышления, речи и т.д.

На третьем этапе психолог интерпретирует полученные данные и дает заключение с рекомендациями в устной форме. Полная диагностика возможна с 5-6 лет, наибольшая польза от нейропсихологической коррекции будет, если работа начнется как можно раньше .

Специалист ЦНиР Детский нейропсихолог, клинический психолог, преподаватель по нейро-йоге Романова О.А.

Романова О.А.

Нейропсихолог

[email protected]
  

Клинический психолог, нейропсихолог, преподаватель по нейройоге.

Окончила Московский гуманитарно-экономический институт (психолог, преподаватель психологии, психолог-консультант); Российский Государственный Социальный Университет по специальности «Клиническая психология». Стаж практической работы с детьми — более 10 лет.

Основные направления работы: 1. Нейропсихологическая диагностика (определение особенностей памяти, внимания, мышления, моторики, развития речи). 2. Коррекционные занятия с детьми с трудностями в развитии (задержка психического и психоречевого развития (ЗПР, ЗПРР); синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ); минимальными мозговыми дисфункциями (ММД) и трудностями в учебе (низкая успеваемость, отвлекается на уроках, отсутствие интереса к учебе, дефицит внимания, трудности в усвоении школьной программы, пропуск букв в словах и т.п.) 3. Оздоровительные занятия по нейройоге с детьми от 3 лет.

  • Нейропсихологическая диагностика.
  • Коррекционные занятия с детьми с трудностями в развитии.
  • Сенсомоторная коррекция.
  • Оздоровительные занятия по нейройоге от 3 лет.

Подробнее →

Особенности профессии

Работа нейропсихолога помогает клиенту адаптироваться к тем условиям жизни, в которых находится в данный момент. Официально выделяют две отрасли нейропсихологии: взрослая и детская. Вторая является более молодой и развивается очень быстро, пока что не имея официального ответвления. Именно поэтому для детских проблем с психикой в нейропсихологии используются те же методы диагностики, что и для взрослых.

Чаще всего нейропсихологи работают с детьми, которые страдают от:

  • ДЦП;
  • нарушения процессов контроля собственного поведения, а также внимания (такое явления квалифицируется как синдром дефицита внимания, а также гиперактивности);
  • трудностей в процессе социализации (адаптации к обществу);
  • повышенной утомляемости;
  • замедленного процесса усвоения школьной программы.

Также этот специалист помогает детям с ограниченными умственными способностями врожденного характера или же тех, которые появились в течение жизни, к примеру, после травм. Для каждого ребенка нейропсихолог подбирает особую обучающую программу, благодаря которой и возможна эффективная коррекция функций психики. Она заключается в выполнении разнообразных заданий, направленных на улучшение внимания, памяти и др.

Клинический психолог в области нейропсихологии работает и со взрослыми пациентами. Они прибегают к помощи этого специалиста после поражений нервной системы, которая пострадала в результате заболеваний, физических и психологических травм. Важно помнить: этот специалист не является доктором.

С какими проблемами следует обращаться к такому психологу?

Обследование детей клиническим психологом проводится по запросу родителей. Обращаться к специалисту для нейропсихологического исследования стоит в следующих ситуациях:

  • ели ребенку трудно осваивать учебный материал, он делает ошибки или неаккуратен в письме;
  • при низкой мотивации к обучению, когда родителям приходится заставлять ученика делать уроки;
  • если ребенок несамостоятелен или неопрятен в школе;
  • когда дошкольник или младший школьник медленно выполняет задания, быстро утомляется;
  • у ребенка трудности с концентрацией внимания, он постоянно отвлекается, не может долго сосредотачиваться на задании;
  • повышенная активность в движениях;
  • неловкость движений, неуверенное поведение;
  • нарушения развития речи;
  • эмоциональность, постоянные перепады настроения, ранимость;
  • если роды и беременность проходили с патологией, есть генетические поражения НС или малыш столкнулся с эмоциональной холодностью взрослых после рождения;
  • взрослые также могут обратиться к этому специалисту с проблемами запоминания, нарушения внимания, восприятия, мышления, речи после травм и инсультов.

Важные качества

Касаемо человеческих, а не профессиональных качеств, представителю этой профессии требуется уметь расположить к себе пациента и установить с ним доверительные отношения. Обязательным условием является наличие эмпатии, но при этом умения абстрагироваться, не пропуская проблемы пациента через себя. Также необходимо иметь устойчивую нервную систему, так как в практике нередко попадаются трудные случаи заболеваний.

Нейропсихолог должен уметь работать с детьми, поскольку именно они составляют большую часть от всего количества пациентов. Необходимо терпение и выдержка.

Кроме того, представителю этой профессии потребуется постоянное повышение квалификации и самообучение. Преимущественная часть исследований в сфере нейропсихологии публикуется на английском, поэтому важно владеть знаниями этого языка. Кроме того, на различных семинарах международного уровня на этом языке можно будет обменяться опытом со специалистами из других стран.

Как проходят занятия

Они состоят из двух частей: двигательной (напоминает ЛФК) и когнитивной (познавательной деятельности). Нейрокоррекция не подразумевает прием ☘️ лекарственных препаратов. Совмещая упражнения на развитие моторной сферы и ВПФ, получается работать сразу по всем направлениям.

Занятия чаще проводят совместно с родителями. Родители смотрят технику выполнения упражнений, параллельно отрабатывая ее.

Кроме коррекционных занятий, нужно выполнять домашние задания на закрепление новых навыков.

Обучение на Нейропсихолога

Вузы

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Клиническая психология (Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова)

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Клиническая психология (Уральский гуманитарный институт УрФУ)

Челябинский государственный университет

Клиническая психология (Факультет психологии и педагогики)

Российский государственный гуманитарный университет

Клиническая психология (Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ)

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова

Клиническая психология (Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова)

Чтобы стать специалистом данного профиля, сначала необходимо получить высшее образование по профессии «клинический психолог». Далее квалификацию нужно повысить в аспирантуре, параллельно с этим защитить кандидатскую диссертацию, а затем докторскую.

Что это — детская нейропсихология?

Все реакции ребенка (и, конечно, взрослого), регулируются мозгом. Ребенок слышит, видит, смеется, когда его начинают щекотать или читают о чем-то комичном в книжке, благодаря слаженной работе различных мозговых структур.

Именно нейропсихология позволяет при помощи специального психологического обследования (то есть при этом не делается уколов, не применяется сложных технологических приспособлений), определить, работают ли различные мозговые структуры в нормальном режиме, насколько слаженно они это делают, либо же мозг «дает какой-то сбой». Причем, опять же, именно нейропсихология позволяет практически всегда абсолютно точно определить, что именно это за «сбой», какая область мозга оказалась пораженной.

Так нейропсихологическая диагностика выполняет первую свою важную функцию в работе с детьми: диагностическую. Не менее важна и прогностическая функция нейропсихологии: то есть, на основании результатов обследования нейропсихолог не только констатирует проявление той или иной симптоматики, но и может определить дальнейший прогноз развития расстройства при наличии коррекции и без нее.

Но этим, конечно же, возможности ее не ограничиваются. Роль нейропсихологической коррекции и реабилитации так же несомненна. Нарушение темпов развития, очаговые поражения головного мозга, эпилепсия, гиперактивность, аутизм и проч. — это расстройства, где работа детского нейропсихолога чрезвычайно важна.

Способ мониторинга динамики процесса лечения и реабилитации. Разумеется, для оценки результата лечения существуют инструментальные методы диагностики (электроэнцефалография, вызванные потенциалы, магнитно-резонансная и компьютерная томография и проч.), и в нашей клинике они тоже активно применяются. Но не всегда можно посмотреть, насколько изменилась деятельность высших психических функций. Кроме того, часто нейропсихологическое исследование дает возможность получить картину поражения в более развернутом виде, заметить симптоматику, которая бывает характерна для более масштабных поражений мозга, чем, например, это показывают результаты МРТ. Это говорит о том, что при помощи методов нейропсихологии, которые в сложных случаях можно совместить с методами инструментальной диагностики, постановка диагноза становится предельно точной.

Зарплата на 31.08.2020

Россия 15000—50000 ₽
Москва 20000—120000 ₽

Зарплата нейропсихолога зависит от страны, региона, в котором он осуществляет свою деятельность. Непосредственно в Москве только что начавший осуществлять практику работник получает около 20000 рублей, а опытный специалист зарабатывает 50000 рублей. Оплата работы профессионального специалиста в области нейропсихологии может составлять более 90000 рублей. Те, кто осуществляют частную практику, могут зарабатывать гораздо больше, при том условии, что действительно обладают фундаментальными знаниями в сфере нейропсихологии.

Копилка знаний

Предложите своему ребенку поиграть в увлекательную нейропсихологическую игру «Попробуй повтори»

Консультация нейропсихолога в Центре Речи.

Нейропсихолог выявит причины трудностей ребёнка, связанные с особенностями работы мозга, определит какой его участок «дал сбой», расскажет о сильных и слабых сторонах ребёнка, поможет увидеть его актуальные и потенциальные возможности и предложит пути эффективной помощи в каждом конкретном случае.

Консультация невролога.

В ходе консультации врач собирает жалобы, опрашивает родителей о симптомах и ситуациях, провоцирующих их. Интересуется особенностями физического и психического развития ребёнка, в том числе, как протекала беременность и роды. Проводит неврологический и общий клинический осмотр, проверяет рефлексы, чувствительность.

Карьера

Одним из путей роста карьеры нейропсихолога является возможность стать главой отделения. Многие специалисты открывают частные кабинеты, а также занимаются научной деятельностью, которая нередко выходит за пределы страны. Это открывает большие перспективы в международной практике.

Профессиональные знания

Для клинического психолога в области нейропсихологии необходимо обладать знаниями в таких областях, как:

  • психофизиология;
  • клиническая и возрастная анатомия;
  • гигиена и физиология;
  • психотерапия;
  • неврология;
  • физиология сенсорных систем, а также высшей нервной деятельности;
  • психиатрия;
  • физиология ЦНС.

Особенное внимание стоит уделить разделам этих областей, которые ориентированы на детей.

Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов. В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать.

Продолжительность нейрокоррекции

Все индивидуально, но нейропсихологи рекомендуют посещать занятия 2 раза в неделю полгода. Иногда у ребенка появляется регрессия. Не стоит этого бояться, это временное явление, возникающее как защитная реакция головного мозга на занятия.

✔️ На эффективность занятий влияет много факторов: обстановка в семье, соматическое состояние ребенка и др. Главная ошибка большинства родителей – они перекладывают ответственность за результат на нейропсихолога.

Но если не следовать рекомендациям и не выполнять домашние задания, не стоит ожидать прогресса.

Поэтому на занятиях нейропсихологии проговаривают цель и задачи каждого урока. Дают пояснение, почему нужно выполнять упражнения. И объясняют родителям важность создания ситуации успеха у ребенка, чтобы замотивировать на дальнейшее обучение.

Лечение патологий

Занятия с нейропсихологом может включать специальный комплекс упражнений, связанный с дыханием. Продолжительность будет зависеть от степени осложнений и возраста ребенка.

Занятия направлены на:

  • Рост энергетического потенциала, улучшение мышечного тонуса, памяти и внимания. Основные упражнения: дыхательные, растяжки, сочетание расслабления и напряжения.
  • Улучшение координации движений и сенсорного восприятия. Базовые упражнения направлены на формирование чувства ритма, развитие памяти и движений в различных направлениях.
  • Самоорганизацию, когда у ребенка вырабатывается самоконтроль, способность следовать инструкции и придерживаться правил.

Упражнения могут выполняться в положении стоя, лежа или сидя. Желательно, чтобы вся семья включилась в процесс, все движения необходимо прорабатывать дома.

Нейропсихолог не лечит основное заболевание. К его услугам прибегают в процессе реабилитации пациента, когда причина болезни устранена. Встречаются случаи, когда основное лечение отклонения может быть только нейропсихологическое.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]