Что такое дислексия и почему возникает?
Для того чтобы осмысленно читать текст, человеческий мозг согласует между собой зрительное и слуховое восприятие, движение органов речи, данные памяти, понимание смыслов. В норме эти процессы происходят на большой скорости.
При дислексии согласование нарушено. Человек неспособен читать быстро и без ошибок, понимать смысл в процессе чтения, запоминать пройденное, закреплять закономерности.
У человека с таким расстройством по генетическим причинам менее развиты те части мозга, которые отвечают за процесс соотнесения написанного и звучащего слова, а также написанного слова и его смысла. Полушария мозга при данной патологии менее согласованы.
К расстройству чтения могут приводить повреждения мозга, например из-за кислородного голодания плода. Способствует ему и неблагоприятные факторы среды, в том числе слишком поспешное обучение чтению.
Дислексия у взрослых в той или иной степени сохраняется даже после коррекции.
Нарушения чтения
Нарушения чтения во взрослом возрасте могут развиваться по нескольким механизмам: нарушения чтения вследствие трудностей овладения навыком чтения в детском возрасте (дислексия); нарушение чтения вследствие поражения коры головного мозга во взрослом возрасте (алексия); нарушения чтения, входящие в состав более обширного нарушения речи (афазии).
Дислексия
Дислексия является следствием особенностей формирования высших психических функций в детском возрасте. Как правило, трудности овладения чтением у детей возникают вследствие задержек психоречевого развития (ЗРР, ЗПР, ОНР), но так же существуют данные о том, что сложности овладения чтением могут возникать как следствие переучивания «левшей» на «правшей». Чаще всего, к взрослому возрасту проблему чтения удается решить по средством занятий с логопедами, дефектологами и учителями, однако известны случаи дислексии во взрослом возрасте в том числе и у успешных знаменитых людей (Том Круз, Мерилин Монро).
Алексия
Алексия – это нарушение уже сформированного навыка чтения, которое может иметь различные проявления: невозможность «узнавания» букв, трудности составления слов из букв, трудности понимания смысла прочитанного. Симптомы алексии зависят от того какой участок коры головного мозга пострадал вследствие инсульта или черепно-мозговой травмы и того, нарушение какой высшей психической функции (пространственная функция, слухоречевая память, зрительное восприятие) лежит в основе нарушения чтения. Алексия часто сочетается с нарушениями речи (афазии) и нарушениями письма (аграфия). Диагноз «алексия» редко бывает самостоятельным. В качестве отдельного диагноза «алексию» ставят пациентам, у которых нарушения чтения не связаны с нарушением речи (афазией) или выражены намного сильней, чем афазия (легкая степень афазии при выраженных нарушениях чтения).
Нарушения чтения, наблюдающиеся при грубых нарушениях речи (афазия), по своему механизму соответствуют основному речевому диагнозу (моторная, сенсорная, амнестическая, динамическая, акустико-мнестическая, семантичечкая афазия). Возможности чтения в подобных случаях, как правило, соответствуют возможностям устной речи.
Лечение
Преодоление нарушений чтения во взрослом возрасте – комплексная междисциплинарная задача, лежащая в сфере деятельности таких специалистов как: невролог, логопед и нейропсихолог. Врач-невролог на основе анамнеза и наблюдения, используя данные нейровизуализации (КТ, МРТ) и функциональных методов диагностики (ЭЭГ, УЗДГ) определяет особенности функционирования нервной системы пациента. При необходимости невролог назначает медикаментозное лечение, направляет пациента на консультации специалистов смежных областей (офтальмолог, психиатр, терапевт), назначает физиотерапевтические процедуры, массаж, остеопатическое лечение. Логопед и нейропсихолог определяют качество и степень нарушения чтения, на основе данных комплексной нейропсихологической и логопедической диагностики составляют программу развивающего обучения, проводят коррекционно-восстановительные занятия.
Классификация дислексии
Виды дислексии связаны со строением человеческой речи.
У слова есть элементы и функции, и умение пользоваться ими составляет языковой навык:
- звукам слова и их сочетаниям (слогам) соответствует умение различать на слух эти элементы и повторять их точно так же своими органами речи;
- письменным знакам звуков (буквам) соответствует умение соотносить видимые буквы со слышимыми звуками, превращать графемы в фонемы (читать) и наоборот (писать);
- смыслу слов, указывающих на объекты мира, их действия и состояния, в уме соответствуют образы;
- соединению слогов и слов (грамматике и синтаксису) соответствует умение сочетать их согласно взаимосвязям в предложениях и понимание функций соединительных элементов (приставок, окончаний).
Нарушениям процессов чтения букв, слогов и слов соответствуют разные типы расстройства.
Фонематическая
Трудность с превращением видимых букв в говоримые звуки — это фонематическая дислексия.
Фонемы — это звуковые элементы языка. При обучении ребенок осваивает их распознавание на слух и умение точно воспроизводить их с помощью органов речи. На письме фонемам соответствуют графемы, т. е. написанные знаки, поэтому дислексия нередко сопровождается дисграфией.
Умение читать включает в себя способность быстро, четко и правильно произносить фонемы в соответствии с графемами (звуки в соответствии с видимыми буквами).
Здоровому взрослому человеку знаком опыт естественной временной фонематической дислексии, которая возникает при изучении незнакомого языка. Поначалу чуждые звуки не различаются на слух. Например, итальянцы при изучении русского языка не воспринимают на слух разницу между «щ» и «ч». Но даже при различении на слух человек не всегда может произнести нужный звук.
При расстройстве чтения ребенку этот навык дается с трудом или не дается уже в родном языке.
Семантическая
Трудность с восприятием смысла слова при чтении — это семантическая форма расстройства. При семантической дислексии человек не понимает смысл прочитанного. Этот тип дислексии проявляется как употребление человеком не подходящих по смыслу слов и медленное пополнение словарного запаса.
Аграмматическая
Проблема с сочетанием элементов слова характеризует аграмматическую форму расстройства.
При этом типе дислексии человеку трудно дается усвоение, обобщение и запоминание связей между членами предложения, правильное образование словосочетаний и частиц.
Аграмматизмы («красивые девочка», «едет в лошади») проявляются как в устной, так и письменной речи. В естественной форме они также знакомы взрослому человеку по изучению иностранного языка и речи иностранца. Они выглядят как неуместное использование предлогов и окончаний, путаница с числами и падежами, порядком слов в предложении.
Симптомы дислексии у детей
Многие родители задаются вопросом: «Дислексия – что же это за болезнь?». Спешу Вас заверить, что дислексия ни в коем случае не означает какие-то отклонения в психическом развитии ребёнка. Даже напротив – особенности восприятия и мышления часто рождают выраженные таланты, например, к рисованию, рукоделию, танцам или любому другому виду творчества.
Термин «дислексия» в дословном переводе означает «нарушение речи». Причины дислексии могут быть различными, но, существует мнение, что часто это связано с наследственностью, в результате чего у ребёнка обнаруживаются и неспособность к обучению чтению и письму. Он может путать буквы, менять их местами, читать по слогам или буквам, не понимать смысла слов и неправильно их писать. При этом стандартные схемы обучения – постоянное повторение и заучивание – не срабатывают.
Методика Дейвиса по коррекции дислексии у детей и взрослых основана на использовании ряда инструментов, которые призваны развить самоконтроль, а также на выполнении специальных упражнений. Я осуществляю практику этого уникального и действенного способа, получив сертификат DDAI – Международной Ассоциацией Дейвиса (США, www.dyslexia.com) и являясь членом DLF — Британской Ассоциации Дейвиса (www.davislearningfoundation.org.uk)
Задача данной методики по устранению дислексии – это не только освоение дислектиком инструмента для самостоятельного контроля за своим состоянием, но и последующее закрепление этого навыка.
Вы можете самостоятельно определить, что у ребёнка дислексия, пройдя тест.
Признаки и характеристики дислексии
- пропускает буквы или слова при чтении
- меняет местами или путает буквы
- Меняет последовательность слов в предложении
- пропускает строчку при чтении
- отгадывает слово по первым буквам, додумывает окончания
- запинается или останавливается
- ускоряется или замедляется при чтении
- игнорирует знаки препинания
- хмурится или выглядит рассеянным
- теребит уголок страницы
- слишком старается, концентрируется во время чтения
- меняется в голосе
- взгляд становится туманным или блуждающим
- краснеет или бледнеет
- трясёт или раскачивает ногой
Классификация и основные формы дислексии
Нужно иметь ввиду, что у ребёнка может быть выражена как одна характеристика дислексии, так и несколько одновременно. Также полезно будет знать, что в России существует классификация дислексии. Вам, возможно, придётся столкнуться с тем, что дефектологи выделяют следующие виды дислексии: семантическая, оптическая, мнестическая, фонематическая, аграмматическая.
В любом случае, уникальность и действенность курса по методу Р.Дейвиса в том, что он позволяет корректировать ЛЮБОЙ вид дислексии, в любом возрасте, за 5 дней!
Диагностика дислексии
Для постановки диагноза необходимо, чтобы нарушения наблюдались с детства и возникали на фоне нормального интеллектуального развития в других областях.
Расстройство обнаруживается не раньше, чем начинается обучение чтению. При этом возникают признаки дислексии:
- Ребенок не запоминает буквы, отстает в освоении азбуки.
- Чтение долго ограничивается произношением букв по очереди, проблемами с переходом на чтение по слогам.
- При произнесении звуков и слогов ребенок путает их, так что возникают повторяющиеся ошибки, неточности, замены одного другим.
- Ребенок ставит слова в предложении в неподходящие формы (неточно подставляет окончания, приставки) и не поправляет себя.
В паре с расстройством нередко идут другие особенности личности. Чаще всего диагностируются синдром дефицита внимания и гиперактивности, когда ребенок не может усидеть на месте и удерживать внимание на одном занятии, и эмоциональная нестабильность, при которой ребенок страдает немотивированными перепадами настроения.
Признаки
Для фонематической дислексии характерны сложности при обучении чтению. Дети не могут это сделать 2-4 года. Тяжело осваивают буквы, не могут соединить их в слоги, слова.
При таком нарушении некоторые дети легко запоминают отдельные буквы, но в процессе чтения делают ошибки. Они не выделяют букву как графему.
Хватцев считал, что основа проблемы – это нарушение фонематического слуха. В дошкольном возрасте ребенок не усвоил звуковую систему, он не различает звуки, близкие по звучанию ([С]-[Ц], [Ш]-[Ж]). Пример искаженного восприятия: «таскали — даскали», «яйцо — яйсо».
Выделяют еще одну форму фонематической дислексии. При ней у школьника появляется побуквенное чтение, изменение структуры слова. При стечении согласных пропускаются буквы, между двумя согласными вставляется гласный, слоги переставляются, пропускаются.
Выделяют психологическую симптоматику. У детей отмечаются сложности с пространственным ориентированием, неточно определяются формы, величины.
Правильное развитие пространственных представлений (право−лево, верх−низ) является основой для усвоения букв. Для этого учат ориентироваться в пределах тела (предметы слева или справа), потом переходят к отсчету от предмета (слева от кубика лежит…?). Третий этап самый сложный — ориентировка в трехмерном пространстве.
Только после этого переходят к пространственным представлениям на бумаге. Дошкольник должен уметь определять верх страницы, низ, находить строчку. Без этих навыков нельзя учить его писать.
Коррекция дислексии
Лечение дислексии осуществляет логопед.
У детей младшего возраста используются игровые задания на основе рисунков и вырезанных картинок, тренирующие узнавание букв. Эти упражнения интегрируются и в изучение других предметов. Используется пропевание слогов, поскольку для детей с дислексией затруднителен долгий выдох с одновременным произнесением звука. Применяются задания «найти букву», «закончить слово», «сложить буквы» из кубиков, «узнать буквы после зачеркивания», «узнать букву в зеркале».
У детей постарше корректирующие упражнения похожи на привычные задания по русскому языку. Отличия заключаются в количестве, длительности, детальности и интенсивности заданий. Ребенку может потребоваться около 1000 раз повторить разницу между приставкой «в» и «на» на примерах, прежде чем этот материал закрепится.
Эффективным методом считается изучение иностранных языков. Английский язык фонематически труднее русского, и работа с чтением английских слов облегчает освоение родного языка.
В России одной из принятых методик лечения дислексии является система А. Н. Корнева.
Люди, которых нельзя научить читать…
Автор Яна Филимонова
Обновлено: 10.01.2020 10:55 Опубликовано: 18.04.2012 11:00
Наука » Экология » Человек
«Специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью некоторых психических функций», — такое определение до сих пор давали дислексии специалисты. По результатам недавнего эксперимента итальянские психологи сделали вывод: дислексия начинается задолго до обучения чтению, и ее истинные корни — в нарушении концентрации внимания.
7 поделились
Люди, которых нельзя научить читать…
На дислексию как на отдельное заболевание обратили внимание в конце 60-х годов прошлого века. Дети, страдающие этим нарушением, могли быть умными и способными, иметь хорошую память. Их трудности начинались в процессе обучения чтению и письму. Кто-то учится читать быстро, кто-то медленнее, некоторые дети словно от рождения растут грамотными, а кто-то до старости пишет с ошибками. Но большинство даже малограмотных людей совершает логические ошибки: пропускает «немые» буквы, пишет слово так, как оно слышится и тому подобное.