Для учителей и родителей «Методы коррекции дисграфии»

Дисграфия у детей

Здравствуйте! Вы сталкивались когда-либо со следующей ситуацией? Проверяем тетради ребенка по письму и замечаем – огромное количество ошибок. Это не обязательно признак лености или неграмотности, потому что существует такое нарушение письменной речи и психических функций мозга, как дисграфия у детей

Понятие

Что же такое дисграфия?

В одной из предыдущих статей мы затрагивали тему дислексии. Там же было сказано, что это похожие нарушения развития, и они почти всегда пересекаются, но не всегда сопровождают друг друга. В России более тридцати процентов учеников младшей школы имеют эту проблему, поэтому нарушение распространенное и очень важно научиться распознавать его, понимать его причины и знать, как помочь детям с такой проблемой.

Дисграфия – это нарушение письменной речи, при котором малыш делает очевидные ошибки при письме и которое требует логопедической коррекции.

Подобно дислексии, дисграфия имеет несколько форм, у каждого из которых свои признаки, а если быть точнее – свои типы ошибок, допускаемых детьми. Можно выделить следующие формы дисграфии:

  • Акустическая
  • Артикуляторно-акустическая
  • Оптическая
  • Аграмматическая
  • Дисграфия, связанная с недоразвитием языкового анализа и синтеза

Симптомы

Акустическая

Эта форма нарушения подразумевает плохое фонематическое восприятие. Занимающийся пишет, заменяя друг другом буквы, обозначающие похожие звуки. Например, парные согласные «б»/ «п», «д»/ «т», «г»/ «к», созвучные гласные «о»/ «у», «ё»/ «ю» или сложные звуки и их составляющие «а»/ «я», «ц»/ «с», «ц»/ «т», «ч»/ «щ» и так далее.

При акустической дисграфии нет проблем со слухом и устной речью

.

Артикуляторно-акустическая

В данном случае сохраняются симптомы, описанные выше, только к акустической дисграфии добавляются ошибки в произношении звуков. Фактически это сочетание акустической с фонематической дислексией. Ребенок и читает, и записывает слова неправильно, путает похожие звуки. Артикуляторно-акустическая встречается у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

Аграмматическая

Это нарушение связано с лексико-грамматическим недоразвитием речи. Малыш пишет и говорит, не до конца осознавая значения слов. Ему трудно подобрать синонимы или антонимы, описать что-либо или образовать нужную форму слова (например, уменьшительно-ласкательную или множественное число). Возможны также проблемы в построении сложных предложений (например, он пропускает тот или иной член предложения или нарушает их последовательность). Аграмматическая дисграфия нередко встречается в билингвальных семьях.

Оптическая

В данном случае малыш путает визуально похожие символы. Он может добавлять или убирать элементы букв, в результате чего получаются как существующие, как и не существующие знаки. Например, можно перепутать «Х» и «Ж», «А» и «Л», а из буквы «Э» можно сделать «С» наоборот. Также иногда при оптической дисграфии происходит отзеркаливание букв.

Связанная с недоразвитием языкового анализа и синтеза

Несмотря на сложное название, этот вид дисграфии определить довольно просто. Ученик, страдающий им, в процессе письма пропускает буквы или слоги, меняет их местами, дублирует или вовсе добавляет то, чего нет. Также школьник может путать, где нужен пробел, а где нет, или не дописывать слова. Существуют также проблемы в определении границ предложения.

Прогноз и профилактика

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Причины отклонения

Почему ребенок плохо пишет или почему ребенок плохо читает ? Не удивительно, но причины дисграфии схожи с причинами дислексии.

  • Наследственная предрасположенность
  • Заболевания, перенесенные в перинатальный период развития, а также различные осложняющие факторы (вредные привычки матери, осложненный токсикоз, асфиксия, короткий промежуток между беременностями матери и так далее)
  • Внутренние функциональные причины (длительные соматические заболевания и прочее)
  • Внешние функциональные причины (неправильное речевое воспитание)
  • Отсутствие школьной готовности
  • Минимальная мозговая дисфункция
  • Задержка психического развития
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности
  • Общая недоразвитость речи
  • Инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургическое вмешательство и опухоли головного мозга (возможно и во взрослом возрасте)

Дисграфия, наравне с дислексией, может привести ко многим проблемам. Среди них — падение учебной мотивации, недоразвитие речи,школьная неуспеваемость,незаслуженно плохая характеристика и так далее. Поэтому очень важно осознать, что ребенок не виноват в том, что неправильно пишет, и эта проблема не связана с его школьным обучением.

Ответственность за коррекцию нарушения лежит, конечно, на специалистах, но в первую очередь – на родителях!

Как и за развитие их питомца в целом. Все, что требуется от педагогов, — это помочь вовремя распознать проблему и обеспечить на уроках условия, способствующие гармоничному развитию детей, в том числе, коррекции дисграфии.

Но можно ли перепутать дисграфию и другие нарушения развития?

Как этого не сделать?

Лечение дисграфии у взрослых

Дисграфия у взрослых явление достаточно распространенное в наше время. Причины возникновения заболевания могут быть последствием каких-либо психических расстройств или травм. Обычно у взрослого встречаются сразу несколько форм. Например, можно наблюдать оптическую разновидность и аграмматизм, что обусловлено нарушением моторики и зрительно-пространственной ориентации. Пациенты не могут различать схожи по своему написанию буквы: ь-в, ь-ъ, ш-щ, г-р, о-а и т. д.

У взрослого человека дисграфия может появиться после инсульта, опухоли головного мозга или нейрохирургической операции. Симптомы при расстройстве у таких пациентов — рассеянность, неразборчивая устная речь, ухудшение слуха и зрения.

При диагностировании дислексии у взрослых изучаются особенности письма, почерка, также применяется метод самодиагностики, при котором пациент сам отслеживает ошибки. Все письменные и устные занятия взрослые могут делать самостоятельно, но под контролем логопеда.

Диагностика

К сожалению, Вы не сможете поставить диагноз своему малышу сами. Придется пройти обследование у ряда специалистов, среди них: невролог, окулист, отоларинголог, логопед и психоневролог (последние, собственно, ставят окончательный диагноз). Каждый из врачей проверяет, нет ли у обследуемого проблем со здоровьем, которые могут привести к нарушению процесса письма, помимо дисграфии. Предположим, что диагноз уже поставлен. Главный вопрос, который стоит перед нами теперь, — как бороться с дисграфией у ребенка ?

Коррекция

Любой врач скажет Вам, что самолечением заниматься нельзя, и это действительно так.

В основном, с дисграфией работает логопед, но могут также и нейропсихолог, и психотерапевт, и педагог-психолог.

Следует приготовиться к тому, что устранение проблемы не будет быстрым. Коррекционная программа выстраивается в зависимости от причин, вида нарушения и возраста. Чем он старше, тем сложнее проводить коррекцию. Если присутствует органическая причина дисграфии, то будет назначено ее лечение (медикаментозное, физиотерапевтическое и так далее). Будут проводиться различные упражнения с логопедом. Некоторые из них Вы сможете самостоятельно применить и позаниматься с ребенком дома, таким образом Вы не только поможете коррекции, но и сблизитесь со своим малышом.

Упражнения для дома

Можно ли исправить и как исправить дисграфию дома. Да,после консультации с логопедом основная нагрузка ложиться на выполнение упражнений в домашней обстановке. Ниже приводятся упражнения для коррекции. Вы сможете их самостоятельно применить и позаниматься. Таким образом Вы не только поможете коррекции, но и сблизитесь со своим малышом.

«Лабиринт»

Требуется пройти лабиринт, проведя на листе непрерывную линию, не отрывая руки и не поворачивая лабиринт.

Графические диктанты

Это такие задания, в которых нужно по подсказкам нарисовать что-то на листе в клетку. Существуют графические диктанты, в которых должна получиться какая-либо буква или цифра.

Конструирование знаков из элементов

Можно составлять буквы и цифры из разных предметов: счетные палочки, карандаши, крупы, пластилин и так далее. Можно рисовать на бумаге рисунки в форме знаков. Из уже составленных символов можно пересоставить другие. Разбирайте их и составляйте заново.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте, методика Мюнстенберга и прочие психологические методики на развитие внимания, связанные с символами.Как утверждают психологи это особо эффективно ,когда ребенку от 10 до 11 лет.

Кроссворды

Сканворды, кроссворды, английские кроссворды, судоку и прочие головоломки.

Узнавание неполных символов

Играйте в узнавание букв и цифр, которые нарисованы не полностью. Пусть ребенок добавит ту часть знака, которой не хватает. Некоторые рисунки можно продолжить до нескольких разных знаков. Например, буква «Б» и цифра «5» имеют общую часть, как и многие другие.

Поиск пропущенных букв

Напишите слово и нарочно пропустите в нем букву или даже слог. Пусть малыш найдет ошибку и назовет правильный вариант написания слова.

Заучивание стихотворений

Это тоже своеобразное упражнение, которое развивает память и речь. В нашем случае поэзия поможет обрести чувство ритма в речи.

Играйте со словами

Составляйте анаграммы: переставляйте буквы и слоги в словах так, чтобы из них получались новые слова или словосочетания. Можно также взять какое-нибудь среднее или большое слово и попробовать составить из букв, входящих в него, другие слова. Подобных приемов целое множество.

Развитие мелкой моторики

Кажется, что уже все вокруг твердят об этом: развитие речи связано с мелкой моторикой. Используйте эту возможность по максимуму: пусть малыш отдохнет от русского языка и займется лепкой, бисером, конструктором, оригами и другими интересными занятиями. Включите фантазию – и у Вас все получится. Кроме того, заниматься будет крайне интересно и Вам, и ребенку!

Психологический комфорт

Вы должны обеспечить своему воспитаннику в первую очередь психологический комфорт, потому что без него проблема либо не решится, либо решится, но с последствиями другого характера. Боязнь учителя, ненависть к письму и урокам, стыд перед одноклассниками и другое.

  • Поговорите с педагогами. Объясните серьезность ситуации и попросите вести себя компетентно. Пусть они не акцентируют внимание остальных детей на проблеме и запасутся терпением. Обязанность учителя – отнестись к своему ученику с пониманием. Это значит помогать, пресекать насмешки других и не ругать за ошибки. Педагог, который не понимает этого, может не только помешать коррекции дисграфии, но и довести ученика до проблем с психикой. Только представьте себе ситуацию. Вы – маленький ребенок 8 лет, у которого никак не получается то, что другие делают с легкостью. При этом взрослый человек, учитель, с которым Вам часто приходится контактировать, ругает Вас за ошибки, а сверстники тем временем их высмеивают. И так продолжается достаточно длительное время изо дня в день. Думаю, очевидно, что ни учебной мотивации, ни доверия к окружающим, ни здоровой самооценки у маленького человека не будет.
  • Заряжайте своё чадо только позитивной энергией. Чаще хвалите малыша за успехи и не говорите о плохом. Очень важно, чтобы он верил в себя и не сдавался, то есть не прекращал выполнять упражнения только потому что надоело или что-то не получается. В то же время не заставляйте его переутомляться: все должно быть в меру. Иначе срывов избежать не получится. Помните, что родители – это самое важное, что есть у вашего сына или дочери. Они его лучшие друзья и самые близкие в жизни люди. Кто, если не Вы, поддержите малыша и поможете ему добиться успеха?

Как узнать школьника с дисграфией?

Если хотите помочь ученикам, предположительно страдающим дисграфией, задумайтесь, не замечали ли вы у них следующих симптомов.

  • Не всегда дописывает текст до конца, иногда пропускает отдельные буквы.
  • Говорит вслух, когда пишет.
  • С трудом подбирает нужные слова, не способен выразить свою мысль в письменной форме.
  • Нервничает, если предстоит что-то писать, а иногда просто отказывается.
  • Бывает, что отдельные буквы вообще не разобрать.
  • Неправильно держит ручку или карандаш.
  • Видит буквы там, где каракули и закорючки.
  • Делает орфографические ошибки и не завершает предложения.
  • Пишет без разбора то прописные, то строчные буквы.
  • В большом тексте строки извиваются, скорее напоминая рисунок, чем набор букв.
  • Пишет на листе, положив его вверх ногами или под странным углом.
  • Шум/музыка и скопление людей расстраивают и угнетают такого ребенка, вследствие чего его мысли начинают путаться.
  • Чувствителен к искусственному свету.
  • Порой во время письма у него болит рука в кисти или предплечье.
  • Плохо ладит с бумагой в линейку или клетку — потому что не способен писать в четко ограниченном пространстве.
  • Чувствует усталость в середине учебного дня.
  • Мучается с домашней работой, тратя уйму времени на письменные задания.
  • Им сложно работать самостоятельно, они отстают от одноклассников и позже прочих сдают работы и задания.

Если у кого-то из учеников наблюдается хотя бы один из этих признаков, тогда вы сами, школа и родители должны направить все силы на то, чтобы предоставить ребенку максимум эмоциональной поддержки, не говоря уже о специфической помощи в обучении. Попробуйте применить на деле следующие советы и методики.

Что важно знать о дисграфии

  • Дисграфия является наиболее вероятным последствием дислексии. Поскольку ребенок сначала читает, а потом пишет, то проблемы в чтении переносятся на проблемы в письме. Он сначала неправильно читает, а затем и неправильно пишет.
  • Дислексия и дисграфия могут быть у взрослого человека. Если у него не провести коррекционную работу вовремя, то эти нарушения речи могут сохраниться у человека на всю жизнь. Соответственно, и проблем ему они доставят больше.
  • Иногда коррекция дисграфии является длительным процессом. Родителям нужны быть готовыми к тому, что порой коррекция дисграфии, дислексии и других сопутствующих нарушений речи может занять не один месяц или даже не один год,а несколько лет Потребуется проявить силу воли и терпение.
  • Если у Вас возникает вопросы как лечить дисграфию, то дисграфия – не болезнь. И даже не психическое расстройство. Это лишь нарушение речевого развития, связанное с работой головного мозга. Поэтому будет некорректно в данном случае употреблять слова «лечение», «больной», «болезнь» и прочие. Однако считать, что это «само пройдет», тоже неуместно.
  • Почерк «дисграфика» может быть непонятным. Нередко это связано с нарушением двигательных и зрительных анализаторов, поэтому ребенок, страдающий от этого, может писать неразборчиво, криво.

Группы риска

Существуют определенные группы риска для детей, у которых может появиться дисграфия.

  • Если он из многоязычной семьи;
  • Имел ранее проблемы с речью;
  • Левша или амбидекстр (человек, для которого левая и правая рука равнозначны);
  • Поздно начал говорить;
  • Левша, которого переучили под правшу;
  • С нарушениями фонетического восприятия;
  • Имеет проблемы памяти или внимания;
  • Школьник с низким уровнем школьной готовности;
  • Пишет так, как говорит;
  • Допускает небольшое количество ошибок, присущих «дисграфику».

Заинтересованность

Заинтересовать ребенка помогут игры.Особенно это относится если дисграфия у детей дошкольного возраста.

Если ребенок не хочет корректировать нарушение, не хочет писать и заниматься, то на помощь придут увлекательные игры.

С вашей поддержкой коррекция дисграфии превратится из непосильного труда в досуг.

Развитие психических функций

Развитие психических функций может помочь в профилактике речевых нарушений. Занятия для развития мелкой и крупной моторики, внимания, памяти, мышления, интеллекта, фонематического слуха, музыкального слуха, пространственного восприятия, эмоционально-волевых качеств и прочего – это то, что принесет огромную пользу в предупреждении проблем с речью. Помимо этого, развивать психику ребенка само по себе полезно всегда и в любом возрасте (даже когда он уже далеко не ребенок).

Статистика

Статистика по дисграфии поразительна. Согласно исследованиям, приблизительно у половины учащихся 2 класса выявляется дисграфия.

В обычной школе этот показатель равен почти сорока процентам.

Связано это с тем, что около половины первоклассников имеют фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР), что мешает ребенку стать грамотным.

Компенсация недоразвития

Дисграфия – не приговор

Разумеется, нарушение корректируется. Но стоит также отметить, что некоторые люди выделяют своеобразное преимущество дисграфии. Дело в том, что человеческий головной мозг обладает компенсаторными возможностями. Это значит, что он может любое недоразвитие компенсировать чем-то другим. То есть, если нарушена какая-либо способность мозга, то другая может быть развитой даже слишком хорошо. Этот факт и определенная «статистика» могут быть основанием для мифа о том, что дисграфия (наравне с дислексией) – это «болезнь гениев». Действительно, мы можем наблюдать, что многие гении страдали этим отклонением. В их числе Альберт Эйнштейн, Ганс Кристиан Андерсен, Томас Алва Эдисон, Майкл Фарадей, Агата Кристи, Уолт Дисней, Джон Кеннеди, Владимир Маяковский, Стив Джобс и многие другие.

Для учителей и родителей «Методы коррекции дисграфии»

Методы и приемы коррекции дисграфии

у младших школьников

Дисграфия – на практике этот диагноз, обычно очень пугает многих родителей, но следует отметить, что есть успешные методы коррекционной работы с младшими школьниками.

Как известно, любую «болезнь» легче предупредить, чем лечить.

Дисграфия- это специфическое расстройство речевой деятельности у детей – это нарушение усвоения и функционирования школьного навыка письма.( В.И. Ляудис, И.П. Негуре 1994г.)

Группа риска дисграфии:

  • Это, те дети у которых в анамнезе были диагнозы Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР),
  • Общее недоразвитие речи (ОНР);
  • Фонетическое недоразвитие речи (ФНР);
  • Различная неврологическая симптоматика;
  • Минимальную мозговую дисфункцию (ММД);
  • Энцелопатию;
  • Пренатальная и постнатальная патология.

Что должно насторожить родителей?

  • Снижение слухоречевой памяти;
  • Нарушение буквенного гнозиса;
  • Нарушение динамического праксиса руки;
  • Затрудненность восприятия ритмической структуры слова;
  • Нечеткая дикция плохая артикуляция;
  • Нарушение лексико-грамматического строя речи;

Затруднения овладения письмом можно диагнозировать уже в подготовительной группе детского сада.

(В младшей школе это конец первой четверти).

Методика логопедической работы в младшей школе.

К традиционным направлениям (Р.И. Лалаева, 1999; Л.Г. Парамонова, 2001) логопедической работы по преодолению дисграфии у детей младшего школьного возраста относится, прежде всего, устранение недостатков и недоразвития устной речи детей (совершенствование фонематического восприятия, коррекция нарушений звукопроизношения и закрепление правильных звукобуквенных связей; развитие лексики и совершенствование грамматического оформления речи; формирование у детей представлений о слове, звуке, слоге, предложении и формирование навыков языкового анализа и синтеза, а также работа по развитию у детей зрительных гнозиса, памяти, анализа и синтеза). Организация логопедической работы по преодолению дисграфии у детей школьного возраста может осуществляться в нескольких методологических подходах. Первый подход соответствует современной теории логопедии и базируется на результатах логопедической диагностики детей с проблемами письма. В основу этого подхода положен принцип преимущественного воздействия на «слабое» звено или звенья системы письма, формирование их с учетом зоны ближайшего развития ребенка и нормативных возрастных эталонов. Представим несколько ведущих (и традиционных) направлений работы:

  • совершенствование фонематической дифференциации звуков речи и усвоение их правильного буквенного обозначения на письме – коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания (или акустической);
  • коррекция дефектов звукопроизношения и совершенствование фонематической дифференциации звуков, усвоение их правильного буквенного обозначения на письме – при коррекции акустико-артикуляторной дисграфии;
  • совершенствование навыка произвольного языкового анализа и синтеза, способности воспроизводить на письме звукослоговую структуру слов и структуру предложений – при коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • совершенствование синтаксических и морфологических обобщений, морфологического анализа состава слова – при коррекции аграмматической дисграфии;
  • совершенствование зрительного восприятия, памяти; пространственных представлений; зрительного анализа и синтеза; уточнение речевого обозначения пространственных соотношений – при коррекции оптической дисграфии.

Второй подход к преодолению дисграфии может осуществляться в русле широкомасштабной коррекционно-развивающей работы школьного логопеда, которая построена в соответствии с методическими рекомендациями А.В. Ястребовой (1996). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность и позволяет школьному логопеду охватить большое количество учащихся. Работа строится одновременно над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи на первом этапе, лексико-грамматическим строем – на втором этапе и третий этап – восполнение пробелов в формировании связной речи. В данном направлении автор выделяет следующие задачи: развитие речемыслительной активности и самостоятельности, формирование полноценных учебных умений и рациональных приемов организации учебной работы, формирование коммуникативных умений, предупреждение или устранение дисграфии.

Можно выделить и третий подход выделенный И.Н. Садовниковой (1997). Данный подход, как и первый, базируется на результатах логопедического обследования детей с дисграфией, позволяющего выявить неполноценные звенья функциональной системы письма, изучить виды и характер специфических ошибок в письме и на основании этого определить ведущие направления логопедической коррекции.

Однако, в отличие от первого, данный подход к коррекции не предусматривает соотнесения выявленных нарушений с тем или иным видом дисграфии, не предполагает жесткого следования какому-либо определенному алгоритму в процессе логопедической работы. Так, среди ведущих И. Н. Садовникова (1997) выделяет следующие направления работы по коррекции дисграфии: развитие пространственных и временных представлений; развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов; количественное и качественное обогащение словаря; совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов; усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений; обогащение фразовой речи учащихся путем ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций и др.

Исследователь Е.А. Логинова [6] считает, что возможен и упрощенный вариант симптоматического подхода – когда логопед объединяет школьников (не обязательно с выраженной дисграфией) на основании общности того или иного вида допускаемых на письме ошибок. С этими детьми проводится определенное количество занятий, посвященных преодолению ошибок данного вида.

Все охарактеризованные выше подходы к коррекции дисграфии у младших школьников направлены, прежде всего, на совершенствование устной речи и языковых способностей детей, формирование операционально-технологических средств, составляющих базовый уровень организации специфического вида деятельности – письма. Это соответствует традиционному в логопедии пониманию дисграфии как отражения в письме неполноценности лингвистического развития младших школьников.

Исследователь Л.С. Цветкова (2005) предложила такой подход к формированию письма, «от целого к части и от смысла к значению», или «анализ через синтез», который предполагает обучение письму в направлении от замысла к тексту, к фразе и т.д., а затем (или одновременно) формирование средств письменного выражения мысли (операций в структуре письма). Говоря об обучении письму, она рекомендует после усвоения детьми первых навыков письма букв и ряда слов развивать у них психологический уровень письма: формирование мотива (зачем писать?), оживление интереса к написанию определенного содержания (замысел), обдумывание, осмысление содержания письма. Это означает, что сначала надо актуализировать смысл слова, а потом проводить анализ составляющих его частей. Слово прочно хранится в памяти лишь в том случае, если усвоено и эмпирическое и категориальное его значение. Такой подход к обучению повышает общую и интеллектуальную активность детей, способствует актуализации образов целых слов и отдельных букв и оживляет работу соответствующих групп анализаторных систем. Принцип смыслового обучения и обучение письму от целого к части основан на современных научных концепциях психологии, лингвистики, физиологии.

Коррекционное воздействие в устранении дисграфии осуществляется различными методами. Выбор и использование того или иного метода определяется характером нарушения письма, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка и др.

Рассматривая методы коррекции письма, мы опираемся на психофизиологический уровень организации письменной речи. Методы психофизиологического развития письма, важнейшего из компонентов становления письменной речи школьника подробно описаны Л.С. Цветковой. Они составляют основу развития фонетико-фонематических процессов. Структура письма представлена психологическим, психолингвистическим и психофизиологическим уровнями. Формирование письма и его протекание возможно только при взаимодействии всех этих уровней.

Исходя из этого, рассмотрим несколько методов коррекционного воздействия при устранении дисграфии.

Метод узнавания звуко-буквы. Нахождение буквы, которая соответствует определенному звуку: среди большого количества букв; запись буквы в тетради; подчеркивание слов с данным звуком и их запись в тетрадь; зачеркивание искомой буквы в слове, предложении, тексте; выбор соответствующей картинки, в названии которой встречается отрабатываемый звук.

Метод схемы слова. Ребёнку даётся картинка с изображением предмета и готовая схема слова. Он называет предмет, изображенный на картинке, а затем звуки слова по порядку. Далее необходимо соотнести каждый звук с буквой и записать слово.

Метод соотнесения начальной буквы со словом и картинкой. Ребёнку предлагается подобрать слово (слова) или картинку (картинки) на заданный звук и обозначить звук буквой.

Метод Эббингауза. (Слова с пропущенными буквами). Даются отработанные слова, но уже с пропущенными буквами. Нужно вставить пропущенные буквы, прочитать слово, записать его.

Метод исправления ошибок (зрительный). Даются слова написанные с ошибками. Написанные слова соотносятся со звучащей моделью слова. Необходимо найти и исправить ошибку, записать слово правильно.

Метод звуко-буквенного анализа. Ребёнку предлагается картинка. Необходимо назвать предмет и записать слово. Поставить в слове ударение. Определить количество слогов и назвать их, отделить каждый слог в слове чёрточкой. Далее назвать звуки слова по порядку и обозначить соответствующим цветом. Подчеркнуть согласные буквы в слове. Если буква обозначает звонкий звук, подчеркнуть её одной чертой, если – глухой звук, то – двумя чертами. Сравнить количество букв и звуков в слове.

Структурный метод. Ученику предлагается слово, в котором нужно последовательно определить количество согласных и гласных. Далее ребенок составляет схему к слову: согласный – заштрихованный кружок, гласный – контурный. Сначала работа ведётся на односложных словах без стечения согласных, затем задача усложняется.

Правильно проведенная работа позволит сформировать у ребенка процесс звукоразличения, фонематический слух, слухоречевое внимание, понимание тесной взаимосвязи значения слова с составляющими его звуко-буквами, умение писать слова произвольно, осознанно, аналитически. После этого можно переходить к формированию письма слов, предложений и текстов [11].

Для каждого вида дисграфии установлен определённый порядок коррекции нарушения письма: либо это психолингвистический уровень, либо психофизиологический уровень. Но методы работы психофизиологического уровня остаются неизменными – это представления о звуке и связь звука и буквы. При этом обязательно должен присутствовать психологический уровень развития письма – это мотив и желание писать.

Помимо использования различных методов работы с младшими школьниками с дисграфией, в коррекционную работу должны быть включены задания разных уровней, где отрабатываются следующее приемы:

Так на этапе работы с буквами, можно предложить детям следующие задания:

  • назвать буквы, написанные на карточках правильно и зеркально;
  • выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания детей на том, как расположены их элементы;
  • ощупывание букв из картона или наждачной бумаги с закрытыми глазами, их узнавание, правильное расположение на столе, придумывание с ними слов;
  • «На что похожа буква?» Рисование букв по ассоциации, например, «П» — ворота, перекладина, «Г» — вешалка, «Ч» — стул;
  • Дермалексия — узнавание буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе, на столе;
  • обведение букв по трафарету;
  • придумывание слов, содержащих заданную букву в определенной позиции.

На уровне слога учащиеся:

  • придумывают слова, содержащие заданный слог в определенной позиции (начало, середина, конец слова);
  • составляют слоговые схемы;
  • составляют слоги по картинкам (например, при изображении кота и облачка слог образуется из первых звуков этих слов «ко»);
  • составляют слоги из букв разрезной азбуки;
  • изменяют порядок звуков в слоге (записывали получившийся слог);
  • выбирают из слогового ряда только тех слоги, которые начинаются на гласный звук или заканчивающих гласным звуком и т.д.

Работа со словами предполагает выполнение детьми следующих упражнений:

  • отгадывание ребусов и кроссвордов;
  • подбор слов в смысловой ряд (назвать признак предмета, обобщающее слово);
  • деление слов на слоги с выделением ударного слога;
  • подбор слов к звуко-слоговым схемам;
  • подбор слов отличающихся только одним звуком к заданному слову (например, укор – укол, шутки – сутки), обращали внимание детей на смысловую сторону слов;
  • составление слова по начальным звукам других слов («овощи, черепаха, кит, игрушки» — «очки») или – по последним звукам («сом, осы, стол, окно» — «мыло»);
  • чтение и записывание слов в обратном порядке («сон — нос»);
  • составление из двух слов одного («пар и воз — паровоз»);
  • образование новых слов при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса (ик; ок; очек; ёнок и т.д. Например, лес – лесок – лесочек);
  • подбор синонимов и антонимов к заданному слову и т.д.

Работа со словосочетаниями строится таким образом:

  • дети подбирают прилагательные (признак предмета) к заданному слову (зебра полосатая); существительные к прилагательным (хитрая лиса);
  • проводят работу по согласованию прилагательных с существительными в роде и числе;
  • подбирают глаголы к заданному существительному («Что можно сделать с морковью?» – «Съесть, посадить, порезать, потереть, сварить, и т.д.);
  • изменяют глаголы по лицам (я ношу – ты носишь);
  • подбирают существительное к заданному глаголу с предлогом («прийти к …», «уйти от …»);
  • подбирают нужный глагол в зависимости от рода и числа существительного («Женя нарисовал», «Женя нарисовала») и т.д.

Работа с предложением:

  • дети составляли предложения по схемам;
  • выделяют границы предложений в тексте;
  • соединяют разорванные части предложений;
  • составляют предложения с заданным количеством слов и т.д.

На этапе работы с текстами:

  • дети работают с деформированными текстами, в которых предложения с существительными заменены картинками или текст с «кляксами»;
  • с текстом, в котором нарушена последовательность изложения;
  • составляют два текста из набора предложений;
  • составляют и записывали рассказ по сюжетной картинке, по серии рисунков, по началу или концу текста, по опорным словам и т.д.

Весь речевой материал, предлагаемый детям на занятиях, должен быть насыщен изучаемыми звуками и буквами согласно перспективному планированию.

Необходимо подчеркнуть, что использование данных методов и приёмов в устранении нарушения письма в процессе коррекционной работы должно осуществляться в системе логопедических занятий, которая в свою очередь позволит более эффективно оказывать помощь детям с дисграфией.

Исследователь Л.С. Цветкова [11] пишет о тесной связи трудностей формирования и недоразвития письма у младших школьников с несформированностью невербальных форм психических процессов, таких как зрительно-пространственные представления, слухомоторные и оптико-моторные координации, с несформированностью процесса внимания, целенаправленности деятельности, саморегуляции, контроля за действиями. Е.А. Логинова [6] отмечает, что несформированность функций программирования, саморегуляции и контроля в письменной деятельности в одних случаях является самостоятельной причиной расстройства письма, а в других – усугубляет уже имеющуюся симптоматику дисграфии. В связи с этим, формирование операций контроля за собственной письменной продукцией может выступать либо как основное, либо как параллельное средство при коррекции дисграфии.

Такие исследователи, как П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая, Н.П. Подольский, А.И. Карпенко и другие рекомендуют для формирования контроля как предметного действия определить его порядок, средства и способы проверки каждого из них, способ фиксации результатов этой проверки. В соответствии с общим порядком поэтапного формирования умственных действий всё это должно быть разъяснено детям и предложено в виде записи на карточке – во внешней, материальной форме. В таком же виде сначала формируется и само действие контроля. Затем его переводят в идеальный план и доводят до сокращённого и автоматизированного выполнения. То есть, важным моментом процесса формирования внимания является работа со специальной карточкой, на которой выписаны правила проверки, порядок операций при проверке текста. Наличие такой карточки является необходимой материальной опорой для овладения полноценным действием контроля. По мере интериоризации и свёртывания действия контроля обязанность использования такой карточки исчезает.

Таким образом, данная методика способствует развитию у младших школьников рациональных приёмов работы: умения вычленять отдельные этапы деятельности, обдумывать и планировать действия, регулировать деятельность с помощью речи; оценивать результаты деятельности.

Для развития контроля за собственной письменной продукцией при коррекции дисграфии, вызванной нарушением языкового анализа и синтеза, Л.С. Цветкова [11] рекомендует использовать следующие приемы слогозвукового анализа.

1. Анализ и составление схемы слова.

2. Анализ слова с опорой на цифровой ряд по методике, предложенной И.Н. Садовниковой.

3. Звуковой анализ в «технике сканирования».

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что причины нарушения письма у детей младшего школьного возраста множественны, и, как правило, сочетаются друг с другом, поэтому коррекционная работа должна учитывать имеющийся уровень сформированности базовых составляющих развития, предполагать разностороннее воздействие на личность ребенка, что в свою очередь, дает построить коррекционную программу, создать оптимальную последовательность привлечения специальных средств, методов и различных упражнений по коррекции дисграфии или иных развивающих или коррекционных воздействий.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Коррекция нарушений письменной речи [Текст] / под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.:СПбАППО, 2004.
  2. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В., Зорина, С.В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст] / Раиса Лалаева, Наринэ Серебрякова, Светлана Зорина. – М., 2003.
  3. Лалаева, Р.И. логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]: методическое пособие для учителя-логопеда /Раиса Ивановна Лалаева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с. – ISBN 5-691-00137-Х.
  4. Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Союз, 2003.
  5. Левина, Р. Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи [Текст] Вопросы логопедии / Роза Левина. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.
  6. Логинова, Е.А. Особенности письма младших школьников с ЗПР [Текст] Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление / Е.А. Логинова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1992.
  7. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма [Текст] / Александр Романович Лурия. – М.: АПН РСФСР, 1950.
  8. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений школьных различных типов [Текст] / под ред. И.Н. Садовниковой. – М.: АРКТИ, 2005.
  9. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст]: учебное пособие / Ирина Садовникова. – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997. – ISBN 5-691-00058-6.
  10. Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи [Текст] / Межвузовский сборник научных трудов. – Ленинград: Лениздат, 1989.
  11. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Любовь Семёновна Цветкова. – М.: Юристъ, 2005.
  12. Ястребова, А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя при общеобразовательной школе [Текст] (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией) / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. – М.: «Когито-Центр», 1996.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]