Интеллектуальные нарушения у детей
Интеллект является сложным понятием, включающим способности к накоплению опыта и знаний, умение применять их для решения задач, адаптации. Предпосылками развития интеллекта являются когнитивные функции – внимание, память, пространственное восприятие, мышление, а также психофизиологические особенности – работоспособность, инициативность, познавательный интерес. Интеллектуальные нарушения – качественные и количественные отклонения развития умственных способностей. Они могут являться центральным симптомом заболевания (олигофрения, деменция, ЗПР) либо одним из вторичных (эпилепсия, шизофрения, эндокринопатии). Точных данных о распространенности нарушений интеллекта нет, достоверно чаще они выявляются среди сельского населения, что объясняется более простыми условиями жизни, требующими меньших усилий для адаптации.
Причины интеллектуальных нарушений у детей
Интеллектуальная неполноценность развивается в результате негативного влияния эндогенных и экзогенных факторов. Чем более интенсивным и ранним было воздействие, тем более серьезные нарушения определяются у ребенка. Выделяют следующие группы причин:
- Генетические изменения. Отклонения в интеллектуальном развитии определяются при хромосомных аномалиях – при трисомиях (синдром Дауна), делециях хромосом, однородительских дисомиях; при дисфункциях отдельных генов (аутизм, синдром Ретта).
- Перинатальное поражение ЦНС. Негативное влияние оказывает гипоксия, вызванная заболеваниями матери (сердечно-сосудистые, эндокринные патологии, болезни почек, печени), несовместимость беременной и плода по резус-фактору, системе AB0, внутриутробные инфекции, интоксикации, радиационное облучение, сильные эмоциональные стрессы при беременности, недоношенность.
- Натальное повреждение ЦНС. Осложненные роды, сопровождающиеся асфиксией, кровопотерями, травмами плода способны привести к органическим и функциональным нарушениям мозга.
- Постнатальное поражение нервной системы. Интеллектуальные нарушения различной степени тяжести развиваются при нейроинфекциях (энцефалитах, менингитах), эпилепсии, тяжелых эндокринных, аутоиммунных заболеваниях, интоксикациях, черепно-мозговых травмах, дистрофиях, после клинической смерти.
- Психические, неврологические расстройства. Интеллектуальные расстройства возникают на фоне поведенческих, эмоциональных, волевых дефектов, патологий анализаторных систем.
- Социальные факторы. Отклонения интеллектуального развития выявляются при дисгармоничных семейных отношениях, асоциальном образе жизни родителей, педагогической запущенности детей, длительном пребывании в стационарах.
Патогенез
Патогенетическую основу интеллектуальных нарушений у детей составляют энцефалопатические и церебрастенические изменения ЦНС, психосоциальные условия развития. Функциональные, органические отклонения работы мозга по этиологии могут быть гипоксическими, травматическими, токсико-метаболическими, инфекционными. Они проявляются возбуждением либо угнетением активности ЦНС, симптомами внутричерепной гипертензии, судорожным синдромом, дисфункцией стволовых отделов мозга, недостаточностью корково-подкорковых взаимодействий, локальным поражением отдельных областей коры. Выраженность интеллектуального дефекта, его тотальность или парциальность, возможность компенсации определяются психологическими особенностями ребенка, социальными условиями.
Классификация
Нарушения интеллекта в детском возрасте разделяют на количественные и качественные. К первой группе относятся:
- Задержка психического развития. Замедленное созревание морфофункциональных систем мозга возникает под влиянием неблагоприятных факторов, выражается незрелостью психомоторных, когнитивных функций.
- Умственная отсталость. Является умственным недоразвитием – стойким врожденным либо рано приобретенным нарушением интеллекта. Различают три степени: легкую (дебильность), умеренную (имбецильность), тяжелую (идиотию).
- Деменция. Приобретенное стойкое либо прогрессирующее слабоумие, развивающееся как результат утраты сформированных интеллектуальных функций.
Качественные интеллектуальные нарушения у детей обусловлены неравномерностью развития психических, психофизиологических, эмоционально-волевых функций. О расстройстве речь идет в случаях, когда своеобразие интеллекта препятствует адаптации ребенка в окружающей среде на уровне бытового самообслуживания, социальных взаимодействий, освоения учебных навыков. Качественные изменения обнаруживаются при шизофрении, раннем детском аутизме, заболеваниях органов восприятия, речевых патологиях.
Симптомы интеллектуальных нарушений у детей
Клиническая картина нарушений интеллекта разнообразна. Симптомы следует рассматривать в соответствии с классификацией: при количественных изменениях отмечается снижение обучаемости, трудности/невозможность самообслуживания, при качественных – снижение интеллекта сочетается с мозаичностью, парциальностью развития отдельных функций.
Задержка психического развития. Уровень интеллекта ниже среднего, достигает пограничных с умственной отсталостью показателей. Выделяют два варианта клинической картины. Если познавательная деятельность нарушена из-за недостаточного развития эмоционально-волевой сферы, на первый план выходит отсутствие интереса к познавательной деятельности: дети подвижны, импульсивны, предпочитают простые игры. Творческими, учебными занятиями не увлекаются, их трудно организовать, побудить к чтению, рисованию. Второй вариант – недостаточное формирование предпосылок интеллекта (памяти, работоспособности, внимания). Дети безынициативны, несамостоятельны, излишне активны либо пассивны, быстро утомляются, работают в медленном темпе (признаки церебрастении).
Дебильность. Характеризуется примитивностью мышления, его привязанностью к конкретным, наглядным ситуациям, недостаточной дифференцированностью эмоций, слабостью волевых побуждений. Больные позже осваивают навыки самообслуживания, способны самостоятельно одеться, выполнить гигиенические процедуры. По специальной учебной программе овладевают письмом, чтением, счетом. Подростки осваивают простые рабочие профессии.
Имбецильность. Мышление замедленное, тугоподвижное, опыт перенимается с трудом. Интеллектуально-мнестические функции снижены. Социальное взаимодействие ограничено, овладение учебными навыками невозможно. Дети с запозданием осваивают самообслуживание, простую домашнюю работу.
Идиотия. Характеризуется отсутствием речи, способности устанавливать продуктивный контакт с окружающими (исключение – единичные выполнения простых команд). Часто имеются сопутствующие неврологические патологии, заболевания внутренних органов. Подвижность ограничена, самообслуживание недоступно.
Поврежденное и дефицитарное развитие. Неравномерность интеллектуальных нарушений объясняется мозаичностью поражения ЦНС: одни функции развиты и продолжают формироваться в нормальном темпе, другие замедляются (зависит от локализации поражения – речь, пространственное, слухоречевое восприятие, запоминание). Сложные иерархические связи распадаются, развивается интеллектуальное отставание. Дефицитарное развитие приводит к интеллектуальным нарушениям на базе первичного дефекта – патологии анализатора (слуха, зрения), двигательного аппарата.
Искаженное и дисгармоничное развитие. Обуславливается текущим патологическим процессом, нарушающим равномерное развитие функций. У детей хорошо развиты вербальные интеллектуальные функции, но адаптация осложняется трудностью усвоения, понимания социальных правил. Либо ребенок обладает уникальными математическими способностями, но бытовые навыки даются тяжело.
Нарушения интеллекта у детей
Общие сведения
Нарушение интеллекта у детей (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при диагностике детей. Педагогическим критерием диагностирования детей с умственной отсталостью является их низкая обучаемость. Дети с нарушениями интеллекта нуждаются в опеке со стороны педагогов и родителей. Роль взрослых облегчить жизнь ребенка в мире, адаптировать его в социуме.
Вам будет интересно: Нарушения волевой сферы Нарушения сна
Симптомы нарушений интеллекта
Симптомами умственной отсталости является диффузное поражение коры головного мозга, а также локальные поражения, которые приводят к нарушениям в психическом развитии. Не исключены локальные поражения, которые приводят к разнообразию нарушений в развитии психических высших познавательных процессов, а именно:
- восприятие;
- память;
- словесно-логическое мышление;
- речь.
Могут быть нарушения эмоциональной сферы (повышенная возбудимость или чрезмерная инертность). При нарушения интеллекта у детей может наблюдаться нарушение физического развития:
- Дисплазия;
- деформация формы черепа;
- деформация конечностей;
- нарушения моторики;
- гигантизм;
- карликовый рост.
Дети с нарушениями интеллекта
Ребенок с нарушением интеллекта может быть пассивными в познании окружающей действительности.По степени умственной отсталости и способности к длительному обучению специалисты выделяют отклонения:
- Идиотия. Характеризируется глубокой степенью отсталости и тяжелыми нарушениями координации. Трудно формируются навыки самообслуживания, недоступно полное осмысление окружающего мира.
- Имбецильность. Характеризируется легким нарушением интеллекта по сравнению с идиотией. У детей с этим отклонением в развитии есть все шансы овладеть речью и освоить некоторые трудовые навыки.
- Дебильность. Особенности детей с нарушением интеллекта этой формы не позволяют им учиться в обычных школах из-за сниженного уровня умственных способностей и спецификой эмоционально-волевой сферы.
Трудности обучения и воспитания таких детей связаны с неразвитостью аналитико-синтетических функций высшей нервной деятельности. К этому следует добавить достаточно слабое здоровье и соматические нарушения. В будущем у взрослых будет ограничен круг профессионально-трудовой деятельности. Кроме этого выделяют отдельную группу детей с задержкой психического развития.
К отдельной группе детей относят учеников, которые испытывают сложности в освоении базовой школьной программы. Но таких детей нельзя относить к умственно отсталым, поскольку у них проявляется достаточная способность к общению и широкая зона ближайшего развития. Причинами возникновения задержки психического развития могут быть различны. Выделяют психический и психофизический инфантилизм, который непосредственно связансвязанный со вредными воздействиями на ЦНС в период беременности.
Адаптация в социуме
Дети с нарушениями интеллекта в отдельных случаях учаться в обычных образовательных школах. Но если в нарушениях преобладают выраженные церебрастенические расстройства, они нуждаются в специальных учебных заведениях. В таких школах существует система специальных лечебных мероприятий для таких детей и психолого-педагогическая коррекция. Врачи выделяют различные отклонения эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности ребенка. Общими для задержки развития ребенка являются следующие факторы:
- Незрелось эмоций;
- отсутствие навыков интеллектуальной деятельности;
- низкая работоспособность;
- маленький словарный запас;
- трудности словесно-логических операций;
- суженное представление о мире;
- неумение использовать игру для развития;
- замедленное восприятие событий;
- низкий уровень самоконтроля.
Обучение детей с нарушение интеллекта
При обучении детей с нарушением интелекта и для их социализации используют методы олигофренопедагогики. Дети с идиотией обычно не подлежат лечению и с согласия родителей могут жить в специальных учреждениях, где им обеспечивается должный уход и медецинская помощь. После достижения совершеннолетия таких детей переводят в детские дома, где они обучаются письму, чтению, могут работать в специальных мастерских. Сложности в обучении связаны с тем, что такие дети испытывают трудности в понимании связей между звуками и буквами, множествами и их числовым выражениями, невозможностью устанавливать и понимать временные, пространственные и причинно-следственные отношения между объектами и явлениями. Нарушение интеллекта у детей в виде задержки развития обычно проявляется в сложностях формирования основных мыслительных операций – синтеза, анализа, сравнение и обобщения.
В обшеобразовательных школа дети с интеллектуальными нарушениями часто подвергаются насмешкам сверстников, что негативно влияет на психику. Поэтому педагоги и врачи склоняются к мнению, что таких детей гуманнее обучать в специализированных заведениях. При правильном подходе появляется возможность заложить необходимые знания и привить навыки обучения, что позволяет в дальнейшем перевести их в обычную школу.
Обучение детей с интеллектуальными нарушениями требуют комплексного подхода, как со стороны врачей, так и со стороны педагогов-психологов. Необходимо использовать все возможные ресурсы, чтобы ребенок с интеллектуальными отклонениями мог максимально развить имеющиеся у него способности и легче адаптироваться ко взрослой жизни.
Facebook Youtube Viber Telegram
Осложнения
При отсутствии педагогической, медицинской и психологической помощи интеллектуальные нарушения у детей осложняются социальной дезадаптацией, психопатоподобными расстройствами. Пациенты становятся неспособными посещать групповые занятия: проявляют агрессию, импульсивны, расторможены либо безынициативны, утомляемы, апатичны. При тяжелых формах интеллектуальной патологии развивается полная зависимость от родителей, больные постоянно нуждаются в помощи со стороны. Без врачебного контроля выше риск развития и прогрессирования сопутствующих соматических, в том числе неврологических заболеваний.
Диагностика
Интеллектуальные нарушения у детей определяются врачом-психиатром. Дополнительно в процесс диагностики вовлекается клинический психолог, невролог. При обследовании применяются следующие методы:
- Клинические. Психиатр в ходе беседы определяет симптоматику нарушения, возможные причины, уровень дезадаптации ребенка, сформированность бытовых навыков. Разговаривая с пациентом, специалист оценивает запас слов, уровень общей осведомленности, умение решать логические задачи, способность абстрагироваться. Одновременно наблюдает за эмоциональными реакциями, особенностями поведения, продуктивностью контакта.
- Патопсихологические. Психолог проводит комплексное обследование, центральное место в котором занимают тесты на интеллект. Наиболее распространенной является методика Векслера, состоящая из двух частей – вербальной и невербальной. Каждая представлена несколькими субтестами, направленными на определение различных компонентов интеллекта (ориентации в бытовых и социальных ситуациях, словарного запаса, пространственного и образного мышления и др.). Дополнительно выполняются пробы на внимание, механическую и смысловую память, сформированность аналитико-синтетической, абстрактно-логической функции мышления.
При постановке диагноза врач учитывает данные инструментальных обследований мозга (ЭЭГ, МРТ, КТ), заключения узких специалистов (невролога, эндокринолога, аудиолога, окулиста), характеристики педагогов. Нарушения интеллекта у детей необходимо дифференцировать от нормального развития в специфических условиях. Пример: дети малочисленных народов, других культур хорошо адаптированы к своим условиям проживания, обучаемы, имеют достаточный запас знаний, но затрудняются при решении повседневных задач жителей больших городов.
Уровень интеллекта стал падать, потому что людям не надо выживать
Исследователи из Стэнфордского университета утверждают, что интеллект человечества снижается. По их словам, открытый еще Дарвином закон естественного отбора перестал работать. Ведь теперь нам больше не нужно бороться за выживание.
Пиццу мы закажем на дом, замороженные крылышки курицы вынем из холодильника, а если вдруг чихнем, тот быстро избавимся от болезни, проглотив антибиотик.
Научно-технический прогресс избавил нас от того, чтобы бегать нагишом по джунглям в погоне за мамонтом. А нашим далеким предкам для того, чтобы найти пищу, место для проживания да еще и защищать свое нехитрое хозяйство и семью от врагов-соседей, надо было применять недюжинные мыслительные способности.
А эти два процесса — выживать и думать — как выяснилось, крепко связаны между собой.
— Гены, отвечающие за развитие интеллекта, стали развиваться неимоверными темпами у наших предков еще до того, как они стали расселяться по всей Земле, выйдя из Африки — «колыбели человечества», — поясняет ведущий автор исследования доктор Джеральд Крэбтри. — Ведь у них были очень тяжелые условия для выживания. Поэтому генные мутации привели к пику развития мыслительных способностей.
А потом, по словам Крэбтри, «в связи с развитием сельского хозяйства и урбанизации жить стало намного легче», и интеллектуальная мощь человека пошла на спад. Человечество стало слабее сопротивляться мутациям, ведущих к нарушениям интеллекта. Поэтому по сравнению с далекими предками современный человек изрядно поглупел.
— Мы достигли пика несколько тысяч лет назад и с тех пор катимся по наклонной, — убежден Крэбтри.
По словам нейробиологов, в развитии интеллекта используется от 2 до 5 тысяч генов. Также известно, что гены, задействованные в функциях мозга, чрезвычайно восприимчивы к мутациям. Ученый вычислил частоты, с которой вредные мутации появляются в человеческом геноме. И выяснилось, что в течение трех тысяч лет и 120 поколений человечество выдержало две или более мутации, которые, увы, вели к ухудшению наших интеллектуальных способностей. Профессор Крэбтри их назвал «оглупляющими мутациями».
— Если бы у нас была машина времени, и мы вдруг очутились в Афинах в 1000 году до н.э., — фантазировал Крэбтри, — то наши собеседники предстали бы перед нами более умными, чем наши современники.
По словам Крэбтри, уже через пят лет ученые исследуют каждую из миллионов генных мутаций, которые могут поставить под угрозу наше интеллектуальное развитие. А потом придумают, как эти мутации исправить. И, может, мы снова поумнеем.
КОММЕНТАРИЙ СКЕПТИКАКОММЕНТАРИЙ СКЕПТИКА
Доктор психологических наук Георгий Круглицкий:Доктор психологических наук Георгий Круглицкий:
— Гипотеза лишена солидных доказательств. Во-первых, невозможно оценить интеллект наших далеких предков. Во-вторых, вопреки утверждениям некоторых исследователей, что глупые люди рожают больше, а значит человечество отупеет, средний уровень IQ в последние годы растет.
В любом случае подобные теории эволюции интеллекта нуждаются в радикальном переосмыслении. Тем более, что в последнее время большинство ученых поставило под сомнение ценность тестов на коэффициент интеллекта. Выяснилось: те, кто щелкал задачки, как орехи, по жизни слыли туповатыми. И наоборот: тот, кто и двух заданий из популярных тестов не осилил, проявлял чудеса сообразительности в самых разных обстоятельствах. Кроме того, показатель IQ легко изменяется под воздействием, например, образования и культуры. Наверняка, сегодня даже лауреат нобелевской премии с треском провалит тест на интеллект, который подготовит ему индеец XVIII века из племени сиу.
Недавно нобелевский лауреат, психолог Даниэль Канеман из Принстонского университета (США) сделал удивительное открытие. Он выяснил, что, обрабатывая информацию, наш мозг имеет доступ к двум различным системам. Тесты на IQ выявляют лишь одну сторону работы мозга — ту, что участвует в рациональном решении задач. Но в повседневной жизни мозг работает в совсем другом направлении — он «включен» на интуицию. Именно эта мощная сила позволила людям выжить и расселиться по Земле. Сегодня же наш рациональный ум создает умные машины, разглядывает далекие квазары и забирается внутрь клетки. А интуиция его подводит, потому что все великие научные открытия могут привести к гибели человечества. Вспомним Хиросиму, Фукусиму, Чернобыль. Сейчас нависла угроза третьей мировой войны. Поэтому говорить о глупости людей — ненаучно. Скорее, дело в недальновидности, которая стала присуща современному человеку, у которого интуиция атрофированна.
Неспособность разглядеть ошибку и не совершить её, а также при решении задачи не стремиться как можно лучше познать самих себя — вот корни нашей глупости. Поэтому даже высокий интеллектуал может быть глупым. И вообще глупость особенно опасна у людей с высоким IQ, потому что на них зачастую возлагается большая ответственность.
КСТАТИ
От родителей нам передается лишь 20 процентов интеллекта
Исследователи изучили ДНК и результаты тестов на IQ десятков тысяч детейИсследователи изучили ДНК и результаты тестов на IQ десятков тысяч детей
Почему один умный, а другой глупый? Отчего зависит развитие интеллекта — от природы или воспитания? Желая найти ответы на эти вопросы, австралийские ученые из университета Квинсленда изучили гены и прогнали по тестам на IQ 18000 в возрасте от 6 до 18 лет лет из четырех стран: Австралии, Нидерландов, Великобритании и США.
И оказалось, что по наследству ребенку передается только 20 процентов интеллекта. Лишь в редких случаях родители передают своим чадам до 40 процентов своего «ума». А до сих пор считалось, что от природы зависит не менее 50 процентов. Выходит, что если ребенку достались не очень умные предки, это вовсе не значит, что он пойдет по их стопам. Образование и окружение помогают развить IQ довольно высоко.
Так, например, ученые выяснили: детдомовские дети из семей, в которых родители не блистали способностями, после их усыновления в семьи, где серьезно занимались их обучением, становились даже вундеркиндами.
А что мы знаем про гениев? Читайте на сайте.
Лечение интеллектуальных нарушений у детей
Лечение нарушений интеллекта направлено на устранение причин обратимого характера, обеспечение поддержки и симптоматической терапии при стойкой врожденной патологии. Показаны следующие виды медико-психологической и педагогической помощи:
- Медикаментозное лечение. Препараты подбираются с учетом этиологии интеллектуального нарушения. При органических поражениях мозга назначаются корректоры мозгового кровообращения, ноотропы, психостимуляторы; при заболеваниях эндокринной системы – гормональные средства; при психотических расстройствах – нейролептики; при эмоциональных и поведенческих отклонениях – седативные препараты, транквилизаторы.
- Психокоррекция. Занятия проводятся психологами, олигофренопедагогами, дефектологами. Цель определяется глубиной интеллектуального нарушения, обучаемостью ребенка. Легкие формы удается скорректировать более тщательной проработкой отстающих функций. При стойких отклонениях, снижении обучаемости применяются специальные программы, нацеленные на развитие практических, повседневных навыков, способствующих адаптации.
- Реабилитация. При легких нарушениях дети вовлекаются в учебную, спортивную, творческую деятельность в школах и учреждениях дополнительного образования. Стойкие отклонения требуют направления в специальные школы. Для предупреждения социальной, трудовой дезадаптации разрабатываются индивидуальные программы реабилитации.
ПРИОБРЕТЕННЫЕ РАССТРОЙСТВА (ДЕМЕНЦИЯ)
Расстройства интеллектуальной деятельности – изменение процесса рационального познания, умозаключений, суждений, критических способностей.
Слабоумие Различают так называемую деменцию (в переводе с латинского данный термин dementia дословно означает «снижение разума») – приобретенное слабоумие и олигофрению – врожденное слабоумие. По особенностям клинической картины выделяют следующие типы деменций.
Органическая деменция – слабоумие, вызванное сосудистыми заболеваниями головного мозга, сифилитическими и старческими психозами, травмами головного мозга. Более подробно различные деменции описаны в соответствующих разделах книги (см. содержание). Органическое слабоумие обычно делят на две группы: тотальное (диффузное, глобальное) и частичное (дисмнестическое, парциальное, лакунарное). Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра, разделяют следующие виды деменций: деменция при болезни Альцгеймера; сосудистая деменция; деменции при болезнях Пика, Гентингтона, Паркинсона, СПИДе; неу-точненные деменции. Тотальное слабоумие обусловливается выраженным снижением всех интеллектуальных функций, отсутствием критики к своему состоянию. Примером тому может служить так называемая сенильная деменция, а также слабоумие при прогрессивном параличе (паралитическая деменция). Частичное (дисмнестическое) слабоумие проявляется выраженными нарушениями памяти. Другие интеллектуальные функции поражаются, как правило, вторично. Данные больные сохраняют способность к суждениям, у них наблюдается критическое отношение к своему состоянию. Им трудно усваивать новое, но старые знания, особенно профессиональные, хорошо закрепленные, могут у них сохраняться довольно долго. Ввиду критического отношения к себе такие больные понимают свое положение, стараются избегать разговора, в котором они могли бы обнаружить расстройства памяти, пользуются постоянно записной книжкой, пишут заранее, что им надо сказать или сделать. Типичная картина такого частичного слабоумия может наблюдаться при церебральном атеросклерозе или сифилисе головного мозга. Среди приобретенного слабоумия выделяют также шизофреническое и эпилептическое слабоумие.
Шизофреническое (апатическое, ат актическое) слабоумие характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, параллельно с тем способности к умственной деятельности еще длительное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открываемым.
Эпилептическое слабоумие проявляется не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему все кажется важным, все мелочи – значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своем состоянии (концентрическое слабоумие).
Статья «Дети с нарушением интеллекта»
«Дети с нарушением интеллекта»
Характеристика детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Физическое состояние данной категории детей (диагноз: олигофрения в степени дебильности):
У многих детей задерживается (вплоть до конца 2-го года жизни) развитие прямостояния, то есть они позже, чем обычные дети начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Позднее, после трех лет у детей наблюдается плохое самочувствие, общая слабость, быстрая утомляемость, истощаемость, нервозность.
Органические нарушения сказываются на становлении и развитии отдельных систем, внутренних органов детей. Многие из них отстают от возрастной нормы в весе, росте. Чаще, чем у обычных детей встречаются нарушения осанки, искривления позвоночника, деформация грудной клетки и конечностей.
В целом у детей не наблюдается выраженных нарушений моторики. Однако, наблюдается саливация (слюнотечение), носовой оттенок речи. Специфическое состояние речевой и неречевой артикуляционной моторики, а также трудности при выполнении заданий по изобразительной и бытовой деятельности, плохая координация движений свидетельствуют о наличии двигательных нарушений. Иногда наблюдаются отклонения в состоянии дыхательной системы: учащение дыхания, неровный его ритм. У многих детей доминирует ротовой (оральный) тип дыхания, что способствует развитию патологии верхних дыхательных путей.
Для сердечно-сосудистой системы может быть характерным неравномерность сердечного ритма, чрезмерная его неустойчивость, гипер- и гипотонии. Как правило такие дети жалуются на головные боли, общую слабость, сонливость, гиперутомляемость. Кроме того, сопутствующим основному дефекту могут выступать нарушения в работе зрительного, слухового, тактильного анализаторов не выраженного характера.
Таким образом, своеобразие физического развития детей с умственной отсталостью выражается в особенностях их функциональных систем и органов, что является следствием проявления органического поражения центрального и периферического отделов коры головного мозга.
Характеристика психоэмоционального и социокультурного статуса умственно отсталых детей дошкольного возраста:
Почти у всех детей с умственной отсталостью наблюдается отсутствие или значительное снижение, по сравнению с обычными детьми, интереса к окружающему, общая патологическая инертность, которая не исключает крикливость, раздражительность, расторможенность.
В раннем возрасте ребенку не интересны игрушки, подвешенные над кроватью или находящиеся в руках взрослого. Позже — игрушки других детей, сюжетно-ролевые игры с ними.
Предпосылки к развитию речи формируются поздно (к 4-м годам); предметное восприятие, предметные действия, общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения. Такие рефлекторные процессы как лепет и гуление, которые в норме появляются в первые месяцы жизни, могут отсутствовать в онтогенезе ребенка-олигофрена.
У ребенка отмечается низкий уровень интереса к окружающему и недостаточная сформированность процесса восприятия, что предопределяет невозможность его самостоятельной ориентации в условиях задачи, потребность в детализированном ее разъяснении, затрудняет смену одного вида деятельности другим. Кроме того, нарушена связь между действием и словом.
Действия бывают недостаточно осознаны, опыт действия не фиксируется в слове, не обобщается. Связь между основными компонентами познания — действием, словом и образом не совершенна. Переломным годом в развитии умственно отсталого ребенка является условно пятый год жизни.
Ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам, а, следовательно, получает простейшие представления об их свойствах, признаках, отношениях, способен делать выбор по образцу. У подавляющего большинства детей к концу дошкольного возраста доминирующим остается предметно-практический (наглядно-действенный) тип мышления.
Игровая деятельность характеризуется до пяти лет элементарными манипуляциями с игрушками, после 5 лет — появляются процессуальные действия. В игре наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствует замысел, элементы сюжета. Дети не используют предметы-заместители, могут проявляться агрессивные наклонности. Продуктивная деятельность (конструктивные умения, рисование) у таких детей вне специально организованного психолого-педагогического процесса отсутствует.
Навыки самообслуживания формируются только к концу дошкольного периода, причем могут встречаться случаи, когда дети так и не понимают последовательность и логику действий, входящих в навык.
Примерно у 60% детей наблюдаются специфические расстройства речи по типу алалии (с греч. — отсутствие речи) — это системное недоразвитие речи, при котором страдают фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая ее стороны и дизартрии (с греч. — расстройство сочленения) — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (каша во рту).
В целом, большинство дошкольников с нарушением интеллекта овладевают элементарной речью только к 4-5 годам. Звукопроизношение нарушено. Фразовая речь изобилует фонетическими и грамматическими искажениями. Недосформирована семантическая сторона речи. Часто может наблюдаться эхолаличная речь. Регулирующая и, главное, коммуникативная функции речи развиваются только в рамках специально организованного образовательного процесса.
Речевой дефект отрицательно влияет на все развитие ребенка, затрудняет общение детей между собой и со взрослыми, а также подготовку к обучению грамоте. Несовершенство коммуникативной речевой функции не компенсируется у дошкольников с нарушенным интеллектом, как это имеет место у детей, например, с нарушением слуха, другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Это обуславливает наличие случаев отвержения таких детей в коллективах обычных сверстников.
Система коррекционной работы включает:
Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и формирование способов усвоения социокультурного опыта;
Физическое воспитание и развитие умственно отсталых детей;
Формирование ментальных процессов (умственное воспитание);
Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью;
Трудовое воспитание и обучение умственно отсталых детей;
Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью;
Музыкальное воспитание и развитие ритмических способностей детей;
Нетрадиционные практики реабилитации детей с ограниченными возможностями.
При выраженности нарушения развития, при невозможности ребенка работать в группе проводятся индивидуальные коррекционные занятия. Такие занятия проводятся учителем-дефектологом с каждым ребенком 3 раза в неделю. Особое внимание уделяется развитию понимания обращенной речи, активизация собственной связной речи, развитию артикуляционного аппарата, формированию грамматического строя, коррекции произношения. Например, для расторможенных детей с тяжелыми расстройствами поведения нужны занятия, воспитывающие и тренирующие произвольное внимание, умение распределять внимание, концентрировать его, выполнять одновременно несколько действий (например, слушать воспитателя и классифицировать предметные картинки). Подобные занятия проводятся с обязательным включением игрового материала и ручной предметно-практической деятельности.
Характеристика детей с нарушением интеллекта
Одной из основных характеристик детей с нарушением интеллекта является стойко выраженное уменьшение деятельности, направленной на познание мира. По степени умственной отсталости и способности к обучению врачи подразделяют подобные отклонения на:
- Идиотию, которая является самой глубокой степенью умственной отсталости и характеризуется тяжелыми нарушениями координации движений, моторики и ориентировки в пространстве, что в отдельных случаях принуждает их к лежачему образу жизни. При таком нарушении интеллекта у детей очень трудно формируются даже элементарные гигиенические навыки самообслуживания. Им практически недоступно осмысление окружающего мира, а речь либо не развивается совсем, либо развита ограниченно;
- Имбецильность, которая характеризуется как более легкое нарушение интеллекта у детей по сравнению с идиотией. У таких детей выше шансы овладеть речью и усвоить несложные трудовые навыки;
- Дебильность, которая считается наиболее легким течением болезни. Особенности детей с нарушением интеллекта этой формы не позволяют им учиться в обычных школах из-за сниженного уровня умственных способностей и спецификой эмоционально-волевой сферы. Трудности обучения и воспитания связаны с неразвитостью аналитико-синтетических функций высшей нервной деятельности. Ослабленное здоровье, соматические нарушения и особенности системы побудительных мотивов значительно ограничивают круг их будущей профессионально-трудовой деятельности.
Что снижает наш интеллект? Или причины, по которым мы тупеем
Курение вызывает хронический бронхит и атеросклероз.
А еще эта привычка
провоцирует рак легких и ишемическую болезнь сердца. Но, оказывается, этим перечень последствий пристрастия к сигаретам не ограничивается. Как выяснили шотландские ученые:
Курение негативно влияет на мозг и снижает интеллектуальные способности.
Чтобы прийти к такому выводу,
исследователи из Университета Абердина обследовали 465 добровольцев в возрасте 64 лет. Половину из них составили заядлые курильщики. Вначале им предложили набор психологических тестов для оценки IQ и памяти. Затем ученые сравнили их с хранящимися в архивах результатами аналогичного тестирования, проведенного более полувека назад, когда участникам было по 11 лет.
Как оказалось,
курильщики «отстали» от своих некурящих сверстников по всем видам тестов. У них значительно сильнее снизилась способность к логическому мышлению, а также способность к запоминанию и воспроизведению информации. Даже когда ученые исключили влияние различных «третьих» факторов (социального статуса, уровня образования, характера работы, употребления алкоголя и т.д.), различие хоть и уменьшилось, но все равно осталось большим.
Исследователи пока не знают,
чем курение «бьет» по мозгу. Но есть версия, что никотин и сигаретные смолы делают нервные клетки сверхчувствительными к действию свободных радикалов – токсичных соединений, образующихся в ходе окислительно-восстановительных процессов. Кроме того, сами смолы увеличивают содержание свободных радикалов в организме, что также увеличивает риск повреждения клеток мозга.
Источник
Пассивное курение снижает память и расшатывает нервы и ухудшает работу нервной системы в целом
Даже если
вы сами никогда не притрагивались к сигарете, но вынуждены подолгу находиться в прокуренном помещении, высок риск того, что ваша память будет давать сбои еще задолго до преклонного возраста.
Так утверждают специалисты
британского Университета Нортумбрии Том Хеффернан и Теренс О’Нил. Они провели исследование когнитивных (то есть отвечающих за общение и усвоение информации) способностей трех групп людей. В одной группе были завзятые курильщики, в другой — те, кто вынужден подолгу вдыхать чужой табачный дым в офисе или дома, и в третьей — счастливчики, которым удавалось избегать любого контакта с никотином.
Все три группы
испытуемых были протестированы на хронологическую и событийную память. То есть людям давали быстренько заучить какие-то тексты, стихи, показывали картинки, которые надо было запомнить в хронологическом порядке. В конце эксперимента стало ясно, что пассивные курильщики забывали почти на 20% больше по сравнению с некурящими, а активные курильщики — усваивали информацию на треть хуже, рассказывает журнал Addiction.
Авторы работы уверены,
что пассивное курение не только плохо влияет на бронхи и легкие, но и на повседневные функции нашего мозга. И добавляют, что оно может негативно сказаться не только на памяти, но и на психическом здоровье. Так у тех, кто не курит, но имеет в крови высокий уровень котинина, побочного продукта распада никотина, повышен риск неврозов и понижен порог устойчивости к стрессам.
Источник
Исследование в Израиле — Курение снижает коэффициент интеллекта
Как установили израильские ученые,
курение не только повышает риск заболеваний органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, но и напрямую воздействует на умственные способности человека, пристрастившегося к табаку. У заядлых курильщиков резко снижается IQ.
Специалисты медицинского центра
Шеба в Тель-Авиве привлекли к исследованию двадцать тысяч добровольцев мужского пола в возрасте от 18 до 21 года. В ходе тщательного обследования выяснилось, что у юношей, выкуривающих за сутки до пачки сигарет, IQ ниже, чем у некурящих. Причем умственные способности тем слабее, чем больше сигарет требуется молодому человеку в день.
У тех, кто не производил
и не вдыхал табачный дым, IQ в среднем равнялся 101 баллу. У среднего курильщика он уменьшался до 94, а у тех, кто за день выкуривал больше одной пачки сигарет, не превышал 90. Это убедительно продемонстрировали> результаты IQ-тестов близнецов, чьи умственные способности изначально бывают одинаковыми.
Источник
Важность интеллекта и проблема его расстройства
Интеллектом называют психическое качество человека, которое выражается в способности познавать, осмыслять и решать поставленные задачи. Поскольку это понятие подразумевает постоянное обретение новых знаний и навыков, считается, что развить уровень интеллекта – это вполне вероятно. Важными качествами этой категории, которой обладает каждая личность, являются любопытство, гибкость ума, широта мышления.
Если уровень развития интеллектуальных способностей в определенном возрасте недостаточен, то речь идет о нарушении. В таких случаях говорят о врожденном или приобретенном слабоумии. Первое расстройство называют олигофренией, второе – деменцией.
Так называемая «атрофия разума» — это психиатрический синдром, при котором индивидуум теряет способность осознавать причинно-следственные связи происходящего с ним и вокруг него, делать умозаключения, формировать суждения о событиях и волнующих происшествиях, чувствах, ощущениях.
Глупеем ли мы с возрастом
Автор Яна Филимонова
Обновлено: 23.10.2019 14:03 Опубликовано: 06.02.2018 19:00
Наука » Экология » Человек
Распространенное мнение: интеллектуальные способности человека с возрастом неизбежно ухудшаются. Считается, что, отучившись в школе и закончив институт, мы усваиваем основной объем знаний, главные рабочие навыки получаем до 30-35 лет, а дальше обязательно начинается спад. Мы верим этому и… боимся. Но действительно ли люди глупеют с возрастом?
66 поделились
Первое, что хотелось бы отметить: ощущение, будто вы поглупели, иррационально, как любое чувство. Толчком к нему могут послужить какие-то реальные факты, но делать выводы на его основе было бы поспешностью. Поэтому разберем научные доводы.
Что происходит с мозгом в процессе взросления человека? У младенцев и маленьких детей развитие мозга происходит с наибольшей интенсивностью. Впервые устанавливаются нейронные связи, которые впоследствии станут основой привычных для взрослого человека навыков — ходьбы, речи, чтения и письма. Но можно ли сказать, что среднестатистический младенец умнее студента?
Вот, кстати, и первый факт: высокая интенсивность процессов в мозге еще не означает самые высокие интеллектуальные способности. Младенец развивается так активно, потому что ему нужно успеть заложить «базу» для будущей жизни. То же можно сказать и о школьниках и даже о студентах.
На последние классы школы и на время обучения в институте (то есть на возраст примерно между 15 и 25 годами) действительно приходится пик способности запоминать новую информацию и осваивать незнакомые предметные области. Отчасти это связано с биохимическими процессами в мозге: нервные клетки начинают постепенно отмирать после 20 лет.
Хотя, как показали исследования, объем отмерших клеток незначителен и реально практически не влияет на мыслительные способности человека, особенно если учесть, что количество самих нейронов составляет всего 10 процентов от общего объема мозга. Но есть и другие причины: чем меньше знаний мы имеем, тем легче наш мозг поглощает их, подобно губке.
Причины патологических процессов
Как было упомянуто выше, выделяют врожденное и приобретенное нарушение интеллекта. Каждый вид патологии имеет предпосылки для своего развития.
Олигофрения или врожденное слабоумие — состояние психического недоразвития. Причинами для ее развития являются факторы, влияющие на процесс созревания мозга ребенка. К ним следует отнести следующие патологии:
- вирусный энцефалит;
- дегенеративные патологии головного мозга;
- хроническая гидроцефалия;
Микроцефал - нарушения функционирования эндокринной системы;
- дефицит витамина В12;
- микроцефалия;
- врожденные инфекции (герпес);
- негативное действие на плод в период внутриутробного развития определенных факторов (прием некоторых лекарственных средств, злоупотребление алкоголем, наличие сахарного диабета у матери, радиоактивное и рентгеновское излучение);
- длительная гипоксия плода;
- повреждения мозга, возникшие в процессе родов.
Деменция (приобретенное в зрелом возрасте слабоумие) — это снижение познавательной деятельности человека и утрата знаний и навыков, приобретенных им ранее. Провоцирующими факторами в данном случае становятся:
- высокий уровень холестерина в крови;
- тяжелые аутоиммунные заболевания;
- осложнения заболеваний почек и печени;
- алкоголизм;
- сосудистые нарушения головного мозга;
- черепно-мозговые травмы;
- хронические метаболические расстройства;
- отклонения в работе эндокринной системы;
- инфекционные заболевания (хронический менингит, вирусный энцефалит);
- тяжелые интоксикации организма (в частности — отравление тяжелыми металлами).
Нарушение интеллектуального развития у детей возможно в силу следующих факторов:
- генные и хромосомные аномалии (синдром Дауна, синдром Ретта, синдром Альфи);
- преждевременные роды;
- родовая травма головы;
- несовместимость ребенка и матери по резус-фактору;
- бактериально-вирусные поражения мозга в раннем детстве;
- энцефалит;
- менингит.
Умственная отсталость
Это непрогрессирующее снижение интеллекта, обусловленное врожденной патологией либо нарушениями развития в раннем детстве и проявляющееся не менее чем в двух сферах адаптивного поведения. Всего выделяют 10 таких сфер: общение, самообслуживание, бытовые навыки, социальная активность, досуг, забота о своем здоровье и безопасности, самостоятельность поведения, академическая успеваемость, поведение в коллективе, трудовая деятельность. Таким образом, оценка интеллекта возможна лишь в контексте поведения человека в привычном кругу, в домашних условиях, в коллективе. Умственная отсталость может быть легкой, умеренной или тяжелой.
1. При легкой умственной отсталости способность к обучению сохранена. К этой категории относятся приблизительно 75% всех умственно отсталых лиц. Их развитие обычно не превышает уровень третьего-четвертого класса школы, однако в зрелом возрасте они при определенной опеке способны к самостоятельной жизни.
2. При умеренной умственной отсталости возможна некоторая тренировка навыков. Большинство лиц, принадлежащих к этой категории, способны приобретать навыки самообслуживания, однако они никогда не достигают сколько-нибудь существенных успехов в образовании. Они могут жить в семье и работать в специальных мастерских. Одиноким же требуется постоянный уход в условиях интерната. Эта группа включает примерно 20% всех умственно отсталых лиц.
3. При тяжелой (IQ — 25-45) и крайне тяжелой (глубокой) (IQ ниже 25) умственной отсталости больные полностью зависимы от окружающих. Некоторые из них прикованы к постели, и все попытки их социализации остаются безуспешными. Эта группа включает не более 5% всех умственно отсталых лиц.
Клиническая картина
Для всех интеллектуальных нарушений характерна общая клиника и симптоматика:
- ухудшение памяти, восприятия, внимания, мышления, речи;
- слабость суждений;
- неспособность к обобщению;
- безынициативность;
- интеллектуальная бездеятельность;
- пассивность;
- заниженная самооценка;
- агрессивность;
- ограниченный лексикон;
- слабость познавательных интересов;
- отсутствие привычки к самоконтролю;
- проблемы с логическим мышлением;
- узость кругозора;
- примитивность интересов;
- трудности в процессе приобретения новых знаний и восприятия информации;
- неспособность анализировать материалы и текущую ситуацию;
- трудность переключения внимания с одного предмета на другой;
- такие черты характера, как мстительность, придирчивость, педантизм;
- эмоциональное оскуднение вплоть до тупости;
- уменьшение объема реагирования, который сводится к физиологическим потребностям;
- аутизм;
- отсутствие и непонимание речи;
- бездеятельность и непродуктивность.
Ребенок аутист
В зависимости от разновидности интеллектуальной атрофии, те или иные симптомы преобладают, а остальные не наблюдаются вообще или имеют менее выраженный характер.
В частности, для детей-аутистов характерна брадифрения с преобладанием депрессивной клиники и интеллектуальных нарушений в той или иной степени.