Что такое экзистенциальный кризис: 10 главных признаков

Приветствую Вас, друзья!

Экзистенциальный кризис – это особое состояние, которое внезапно «накрывает» человека, резко меняя его отношение к собственной жизни и всему, что его окружает. Нельзя сказать, что он при этом страдает. Он просто начинает задаваться философскими вопросами о смысле жизни и существования, о том, насколько правильно он живёт и какую жизнь он мог бы прожить, если бы на определенном жизненном этапе повернул в другом направлении. Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой экзистенциальный кризис, почему он возникает, в чём проявляется и как от него избавиться.

Что такое экзистенциальный кризис

Экзистенциальный кризис – тревожное состояние личности, сопровождающееся размышлениями о смысле жизни (отдельной личности и в широком плане всего человечества), месте человека во вселенной. Личность мучают вопросы «кто я?» и «зачем я живу?», «чего хочу?», «в чем мое предназначение?».

Экзистенциальный кризис опирается на высшие потребности человека, духовный уровень. Это признак развития личности. С кризисом идентичности и смысла жизни (экзистенциальным) сталкиваются юноши и люди среднего возраста. В первом случае человек впервые знакомится с собой и ищет место в мире, во втором происходит переоценка ценностей, переосмысление жизни и новое знакомство с собой. В обоих случаях возникает кризис смысла и сути жизни (с латинского existentia означает «существование»).

Экзистенциальный кризис – форма личностного кризиса, потому он не обязательно обусловлен возрастом. Поиск ответа на вопрос о смысле жизни задается развитием личности. Но если мысль о сути бытия хотя бы один раз настигает каждого человека, то не для каждой личности это превращается в кризис. Какие факторы влияют на это?

Свобода

Другая конечная данность, значительно менее очевидная, это свобода. Обычно свобода представляется однозначно позитивным явлением. Не жаждет ли человек свободы и не стремится ли к ней на протяжении всей письменной истории человечества? Однако свобода как первичный принцип порождает ужас. В экзистенциальном смысле «свобода» – это отсутствие внешней структуры. Повседневная жизнь питает утешительную иллюзию, что мы приходим в хорошо организованную вселенную, устроенную по определенному плану (и такую же покидаем). На самом же деле индивид несет полную ответственность за свой мир – иначе говоря, сам является его творцом. С этой точки зрения «свобода» подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами – ничто, пустота, бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре. Это также ключевая экзистенциальная динамика. Далее >>

Причины кризиса

Экзистенциальный кризис может возникнуть только в безопасных для человека условиях, если удовлетворены первичные потребности. То есть человек сыт, одет, обут, здоров, защищен – биологическая жизнь прекрасна, выживать не нужно. Тогда и встает вопрос о более высоком уровне – развитии личности, организации и смысле социальной жизни человека.

Существует интересное мнение, согласно которому кризис экзистенции постигает тех, кому нечем заняться, у кого много свободного времени, нет реальных жизненных проблем, которые нужно решать. Кстати, очень часто кризис не развивается, потому что человек сразу переключается с мысли о сути жизни на бытовые нужды и реальную социальную активность.

Экзистенциальный кризис развивается на фоне:

  • депрессии и депрессивных наклонностей личности;
  • социальной изоляции;
  • недостатка сна и переутомления;
  • неудовлетворенности собственной жизнью, работой, семьей, собой;
  • психологической травмы;
  • одиночества;
  • адаптации к работе, учебе, смене привычных условий;
  • осознания неизбежности смерти или встречи с ней (гибель близкого человека, постановка смертельного диагноза);
  • отсутствия целей в жизни и самостоятельности, жизни «по течению»;
  • разочарования в прежних идеалах и смыслах;
  • ухудшения здоровья, трудностей в жизни;
  • творческого мышления;
  • осознания быстротечности жизни и упадка сил;
  • фрустрации.

Экзистенциальный кризис заставляет человека задуматься о полезности жизни. Соответственно, в группу риска входят люди, не сумевшие полноценно реализоваться в социуме.

К слову сказать, каждый участник социума полезен для общества, если речь не идет об иждивенце, преступнике, асоциальном типе. Но таких индивидов редко волнует вопрос смысла жизни. Так что любой участник общества, работник полезен. Вопрос в том, насколько он сам оценивает свою полезность и соответствие реальности своим возможностям, способностям.

Признаки кризиса

При экзистенциальном кризисе человек чувствует себя одиноким в широком смысле (во всей вселенной) и постоянно думает о смысле своего существования. Характерных признаков кризиса нет, субъект может как оставаться жизнерадостным на людях, так и замкнуться в себе. Однако на внутреннем уровне экзистенциальный кризис всегда сопровождается:

  • тревогой;
  • страхом и напряжением;
  • неуверенностью;
  • негативными эмоциями (злобой, обидой, раздражением, печалью);
  • невозможностью сосредоточения;
  • апатией, потерей прежних интересов;
  • равнодушным отношением к своему внешнему виду и состоянию.

Экзистенциальный кризис внутренне всегда переживается очень тяжело. Это негативное, гнетущее состояние, провоцирующее негативное мышление. Если с этим не бороться и самому не направлять мысли в положительное русло, то кризис закончится плачевно.

Внешне наблюдаются два варианта проявления кризиса – человек активен, хватается за все подряд, старается многое успеть и попробовать; личность замыкается в себе. Второй вариант полезнее, но одновременно опаснее. С одной стороны, чтобы разобраться в кризисе, нужно признать его и поговорить с собой, выяснить, что именно заставило усомниться в своей значимости и полезности. Может быть, вы позавидовали какой-то паре и осознали свое одиночество или ожидаемый на работе успех так и не пришел. Но с другой стороны, важно не заблудиться в лабиринтах сознания и подсознания, найти конструктивное решение выхода из кризиса.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ

Слово «экзистенциализм», знакомое многим по философии, происходит от латинского ex(s)istentia – существование, а само понятие экзистенциализма раскрывается как философия существования, обращающаяся к фундаментальным проблемам жизни человека – рождению, смерти, свободе, любви и т. д.

Аналогично этому те направления в психологии, которые получили название экзистенциальной психологии или экзистенциальной психотерапии, фокусируют внимание на проблемах, берущих свое начало в самых фундаментальных основах человеческого существования.

Экзистенциальные подходы, подобно другим психодинамическим моделям, делают главным предметом своего рассмотрения проблемы внутренней жизни человека, считая главными из них те, которые проистекают из его столкновения с данностями существования.

Что такое данности существования? Вот как описывает возможность понимания этого выражения выдающийся психотерапевт экзистенциального направления Ирвин Ялом.

В каком‑то смысле задача понимания природы данностей нашего существования является нетрудной. Основным методом этого понимания является личная рефлексия. Ее условия просты: уединение, молчание, время и свобода от повседневных отвлечений, которыми заполнен обыденный мир каждого из нас. Если мы сможем отойти, отвлечься от повседневного мира, глубоко погрузиться в размышления о нашей «ситуации» в мире, о нашем существовании, наших ограничениях и возможностях, если мы достигнем при этом самых основ, мы столкнемся с «глубинными структурами», с данностями нашего существования. Этот процесс рефлексии может быть инициирован, «запущен» какими‑то событиями, такими, например, как столкновение с чьей‑то смертью, или принятие важных необратимых решений, или разрушение некоторых фундаментальных смыслообразующих моделей (схем), в общем, тем, что часто обозначают как «пограничные» ситуации.

Свою знаменитую книгу «Экзистенциальная психотерапия» И. Ялом посвящает рассмотрению четырех таких первичных проблем – смерть, свобода, изоляция и бессмысленность.

Проблема смерти,

возможно, наиболее очевидная из всех названных, соотносится с ключевым экзистенциальным конфликтом между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать быть.

Другая первичная проблема человеческого существования – это проблема свободы.

Обычно свобода рассматривается как очевидно позитивный концепт, то, за что борются и о чем мечтают. В экзистенциальном смысле свобода есть отсутствие внешней структуры. В противоположность обыденному опыту экзистенциалисты считают, что человеческие существа не входят (и не покидают) хорошо структурированный универс со свойственной ему схемой строения. Скорее индивид является автором, ответствен за свой собственный мир, способ жизни, выбор и действия. Свобода в этом смысле означает, что нет никакой основы и мы оказываемся в ситуации противоречия между нашим желанием основы и структуры и нашим столкновением с отсутствием этой основы.

Третья первичная проблема – это экзистенциальная изоляция,

означающая не межличностное одиночество или внутриличностное отчуждение от частей своего «Я», но фундаментальную изоляцию от других существ и этого мира. Независимо от того, насколько тесно, близко мы связаны с окружающими, всегда остается последнее, непреодолимое расстояние, и мы в одиночестве начинаем наше существование и в одиночестве его заканчиваем. Экзистенциальный конфликт – это напряжение между нашим осознанием своей абсолютной изолированности и нашим желанием контакта, защиты, нашим желанием быть частью большого мира.

Проблема смысла

является еще одной первичной проблемой или данностью существования. Действительно, задается вопросом Ялом, если мы должны умереть, если мы сами создаем свой мир, если каждый из нас изначально одинок в этом безразличном универсе, в чем тогда смысл нашей жизни? Если он никак не предопределен для нас, значит, каждый из нас должен сам создать свой смысл жизни? Экзистенциальный динамический конфликт проистекает из дилеммы ищущего смысл существа, находящегося в не имеющем смысла универсе.

Экзистенциальные кризисные ситуации – это ситуации, затрагивающие самые основы существования человека и обращающие его к проблемам жизни и смерти, свободы и ответственности, одиночества и отношений с этим миром, поиска и обретения смысла своего существования.

Они могут возникать как развитие психологического конфликта или кризиса человека, когда переживаемые им конфликтные проблемы его жизнедеятельности начинают затрагивать сами основы его существования, переходят, так сказать, в «экзистенциальное измерение», например неудовлетворенность работой обращает человека к проблеме смысла его жизни.

Возникновение психологических кризисов многими психологами связывается с нарушениями в самореализации личности, в ее полноценном функционировании, в ее самоактуализации. Так, например, кризис середины жизни (данное наименование весьма произвольно, так как реально его располагают в широком возрастном интервале от примерно 35 до 45 лет) также иногда называют кризисом смысла жизни именно потому, что он субъективно переживается прежде всего как потеря смысла, ощущение бессмысленности своей жизни, привычных занятий, целей и т. д. Человек начинает ощущать психологический, эмоциональный дискомфорт, причем поскольку он не имеет в его глазах ясного причинного объяснения, то избавиться от него, обрести ощущение осмысленности своей жизни, увеличения возможностей самореализации индивид часто стремится через изменение своего жизненного пространства, каких‑то жизненных обстоятельств (смена работы или профессии, появление новых интимных связей, разрушение семьи и т. д.), иногда в конце концов убеждаясь в справедливости поговорки «от себя не уйдешь».

Другой возможный путь возникновения экзистенциального кризиса – это внешние события, которые, возможно, и неожиданно для человека, ставят его лицом к лицу с фундаментальными вопросами его жизни. Классическим примером такого рода ситуации являются переживания героя романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Андрея Болконского, возникающие у него под влиянием полученного ранения: острое желание жить, воспоминания детства, ощущение безразличия, сменяющие друг друга, вдруг рождают новое для Болконского чувство сострадания, близости, любви к окружающим, ко всем людям и новое понимание и осмысление жизни.

Экзистенциальные переживания всегда в той или иной мере затрагивают проблемы аутентичности существования человека – его потребности «быть честным с самим собой» и «жить своей жизнью». Ощущения нереализованности этого возникают у него тогда, когда он отказывается от каких‑то возможностей своего существования, ограничивает их, позволяет другим управлять собой, смиряется перед неблагоприятными обстоятельствами и т. д.

А что это значит – «быть самим собой»? Здесь позиции современных психологов во многом сходятся. Так, например, Р. Мэй, характеризуя здоровую, полноценно функционирующую личность, использует следующие понятия: духовность как необусловленность природы человека бытийным пространством его существования; свобода личности как возможность реализации своего «Я», построения своих собственных «личностных моделей»; индивидуальность как возможность быть самим собой и принимать себя; социальная интегрированность как способность к адаптации, приспособлению к обществу, жизни в этом мире и взаимодействию с ним без потери своей индивидуальности.

Фактически любой из нас в жизненном пространстве своего существования постоянно так или иначе решает проблемы собственного места в этом мире, своей свободы и несвободы, осмысления происходящего и собственной жизни и т. д. Однако ощущаем мы «экзистенциальный пульс» этих проблем далеко не всегда, в основном под влиянием каких‑то событий или обстоятельств. В особых случаях они могут порождать экзистенциальные кризисы – критические жизненные ситуации, фактически представляющие собой пусть кратковременное, но прерывание привычного потока жизни, восстановление которого в прежнем или измененном виде требует напряженной внутренней работы личности по их проживанию.

Как побороть

Самоидентификация

Все исследователи приходят к выводу, что преодолеть кризис бытия можно только признав, что смысл жизни состоит в проживании настоящего момента. У человека нет заданной миссии и нет объективного смысла существования, но каждый создает субъективный смысл своей жизни. Соответственно, для преодоления кризиса нужно найти свой личный смысл жизни.

Что это может быть:

  • работа;
  • создание семьи или развитие семьи;
  • рождение и воспитание детей;
  • творчество;
  • социальная активность, благотворительность;
  • передача своего опыта, обучение младшего поколения;
  • поиск любви, построение отношений;
  • вера;
  • забота о животных;
  • прочее.

Аргументировать факт существования человека помогают СМИ, семья, стереотипы, установки и убеждения, полученные из других источников в ходе социализации.

Чувство тотального одиночества – второй элемент экзистенциального кризиса. Преодолеть его можно только признав, что даже самый высокий уровень эмпатии не позволит понять и прочувствовать другого человека. Внутренний мир каждой личности уникален, да, это вызывает иногда чувство одиночества, но нужно научиться пользоваться этим. Успешное преодоление кризиса предполагает принятие своей уникальности и неповторимости. Если выделить в этом конкретную особенность, развивать ее и задействовать в самореализации и осуществлении смысла жизни, то кризис разрешится успешно.

Преодолеть кризис и найти цель в жизни необходимо, иначе состояние перейдет в уныние, пассивность, равнодушие к себе и своей жизни. Постепенно к этому присоединятся зависимости, девиации, деградация и саморазрушение. Часто затяжной кризис заканчивается суицидом (раз нет смысла, так зачем ждать смерти).

Экзистенциальная изоляция

Третья конечная данность – изоляция. Это не изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция (от частей собственной личности). Это фундаментальная изоляция – и от других созданий, и от мира, – скрывающаяся за всяким чувством изоляции. Сколь бы ни были мы близки к кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть; каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Порождаемый экзистенциальный конфликт является конфликтом между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому. Далее >>

Послесловие

Поиск сути жизни связан с самореализацией человека. Действительно, никому ведь не понравится услышать, что он бесполезен или что от его существования и гибели ничего не изменится. Положительно влияет сублимация, то есть самовыражение в творчестве, например, в музыке, стихах, прозе, рисовании.

Каждая личность в какой-то момент пытается аргументировать свое существование, кто-то говорит, что «на все замысел Божий», кто-то рожает детей и видит смысл своей жизни в продлении человеческого рода, а кто-то создает новые лекарства. Есть, конечно, уникумы, твердящие о том, что их послали высшие силы, которые постоянно связываются с индивидом, говорят, что он должен донести до всего мира что-то важное или просто умеет исцелять. Но эта история часто заканчивается психиатрией.

Бессмысленность

Четвертая конечная данность существования – бессмысленность. Мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире; какой же тогда смысл в нашем существовании? Почему мы живем? Как нам жить? Если ничто изначально не предначертано значит, каждый из нас должен сам творить свой жизненный замысел Но может ли это собственное творение быть достаточно прочным, чтобы выдержать нашу жизнь? Этот экзистенциальный динамический конфликт порожден дилеммой, стоящей перед ищущей смысла тварью, брошенной в бессмысленный мир. Далее >>

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]