ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. 4.3. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.


WWW.BIO-PC.RU

Рост материального благополучия, карьера и профессиональная реализация, статус и общественное положение – возможно не самые жизненно необходимые потребности для современного человека! Гораздо важнее и первичнее наладить материальную безопасность и стабильность, просто иметь приличную рабочую занятость и добыть в обществе если не успеха и уважения, то хотя бы не осуждения и отвержения. Однако именно «вторичные», не витальные потребности определяют социальный рост. А речь будет идти именно об этом «излишестве». В контексте «хлеба и зрелищ» — это «зрелище»! Это хвост, без которого вполне можно прожить. Но зато как! можно жить с хвостом (с павлиньим, например), особенно если его натренировать и распушить.

Другими словами, чтобы заниматься темой социального роста, необходимо обеспечить себе безопасность всего и знать что и как добыть для своего выживания в этом мире. И когда напряжение по обеспечению безопасности как на физическом, так и на психологическом уровнях будет снято, возможно приступать к реализации других потребностей, а именно в признании (или в привязанности) и в достижении (или манипулировании). Потому что именно за счет удовлетворения этих потребностей и совершается социальное становление, развитие и рост, если хотите!

Следует отметить, что социальный рост происходит не в «чистом поле», а в той области большого поля «человек — среда», которая состоит из общества людей и структур общественных институтов(политика, наука, религия, мораль, искусство…) и называется социумом, либо социальным полем, социальной средой. А «поле, которое может принять форму, является системой» (Ж.М.Робин). Поэтому феномен социального роста мы предлагаем рассматривать в контексте следующих понятий:

  1. социальная система или общественное мироустройство;
  2. социальные контакты и отношения или люди, сообщество людей;
  3. социальные цели и достижения или результаты собственной активности.

Схема социального роста проста: собственная цель способствует действию в системе через человеческие отношения.

А теперь подробнее. Когда человек обустраивает себя в мире, чтобы унять энергию страха и найти безопасность, у него появляется энергия интереса к творчеству, т.е. просыпается метапотребность в свободном действии с другими объектами или субъектами, в манипулировании. И зарождается мечта! Сначала детская, фантастическая, свободная… По мере взросления и приближения к срокам воплощения и к способам воплощения, мечта превращается в цель, теряет

Главный, смешанные и второстепенные социальные статусы

Главный социальный статус определяет образ жизни, манеру поведения и положение человека в обществе.

Главный социальный статус чаще всего предопределен профессиональным статусом, влияющим на финансовые возможности, выбор окружения. В патриархальных странах главный статус женщин – пол.

При определении главного социального статуса надо ориентироваться на особенности культуры, окружающую реальность человека. Главный социальный статус, присущий всем индивидам, находящимся в социальном взаимодействии – человек.

Существует статусное несоответствие или смешанные социальные статусы, происходящие в результате неблагоприятного стечения обстоятельств (потеря здоровья, работы, войны и политические потрясения).

Второстепенные социальные статусы недолговечны, человек может их изменять по несколько раз в день (пешеход, пассажир маршрутки, покупатель, зритель и т.д.

Замечание 2

Второстепенные статусы могут повторяться в жизни одного человека множество раз, могут сменяться на противоположные. Примеры эпизодических социальных статусов: пассажир поезда, такси, покупатель акций, посетитель кафе и др.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: