Аутизм относится к общим нарушениям развития и в типичных случаях проявляется в течение первых трех лет жизни ребенка. Очень часто мы слышим о детском аутизме или аутизме раннего детства. Стоит, однако, помнить, что дети с диагнозом аутичного спектра и становятся взрослыми с аутизмом. Дети у которых симптомы аутизма обнаруживают в возрасте 5-6 лет получают диагноз – аутипичный аутизм .
Однако, у взрослых, которые ведут себя странно и имеют проблемы в социальных отношениях, психиатры очень неохотно признают аутизм. Проблемы взрослых, несмотря на отсутствие соответствующих исследований аутизма. пытаются обосновать по-другому и искать другой диагноз. Нередко взрослые аутисты считаются эксцентриками, людьми с необычным типом мышления.
Болезнь или нет
В медицине аутизм известен уже более 100 лет, но до сих пор врачи не могут конкретизировать, является ли данное отклонение заболеванием. Аутистическое расстройство относится к патологиям психического состояния человека, которое само по себе остается до конца неизученным.
Наблюдается аутизм у детей намного чаще, чем у взрослой категории людей. Наиболее выражено отклонение психоэмоционального развития в возрасте от 2 до 10 лет. В переходный период патология проявляется менее интенсивно.
Характеризуется аутическое состояние, как расстройство личностных качеств ребенка, при котором наблюдаются проблемы с социализацией и развитием.
Аутист предпочитает одиночество и занятие одним делом, чем бегать с детьми и играть в различные игры
По причине того, что все нарушения имеют психоэмоциональную направленность, многие врачи придерживаются мнения, что аутизм не является болезнью, а лишь психический тип человека.
В зависимости от возраста можно наблюдать различные симптомы того, как проявляется аутизм у ребенка.
Дети страдающие этим недугом, все свои эмоциональные проявления сдерживают в себе, поэтому, как правило, они замкнуты, не идут на контакт с окружающими и имеют проблемы с социализацией. Часто ребенок пытается изолироваться ото всех, включая родителей.
Диагностировать признаки аутизма у детей 2 лет легче, так как именно в возрасте 2 – 5 лет, ребенок приобретает максимальное количество знаний и навыков.
Если имеются проблемы с речью, физическим, умственным и эмоциональным развитием малыша, то родителям не следует ссылаться на его индивидуальность, а обратиться к специалистам.
При этом стоит отметить, что дети–аутисты хорошо рисуют, любят логические игры и математику, но не могут усваивать основы чтения, письма и т. д. Оценку состояния ребенка может дать только профессиональный доктор.
Симптомы аутизма у взрослых
Пазл – признанный символ аутизма
Аутизм – это таинственная болезнь, с очень сложным и трудным диагнозом, во многом непонятными причинами. Аутизм не является психическим заболеванием, как считают некоторые обыватели. Расстройства спектра аутизма – это нервные нарушения, обусловленные биологически, при которых психологические проблемы имеют вторичный характер.
Чем проявляется аутизм? Он вызывает трудности в восприятии мира, проблемы в социальных отношениях, обучении и общении с другими. У каждого аутиста симптомы могут быть различной интенсивности. Чаще всего люди с аутизмом показывают нарушения восприятия, иначе ощущают прикосновение, иначе воспринимают звуки и изображения. Могут иметь сверхчувствительность к шуму, запахам, свету. Часто проявляют меньшую чувствительность к боли.
Другой способ видения мира делает так, что аутисты создают свой внутренний мир – мир, который только они в состоянии понять.
К основным проблемам людей с аутизмом, относятся:
- проблемы с реализацией связей и чувств;
- трудности с выражением своих эмоций и толкованием эмоций, выражаемых другими;
- невозможность чтения невербальных сообщений;
- проблемы со связью;
- избегают контакта с глазами;
- предпочитают неизменность окружающей среды, не терпят изменений.
Люди с аутизмом имеют специфические нарушения речи. В крайних случаях аутисты не говорят вообще или начинают говорить очень поздно. Понимают слова исключительно в буквальном смысле. Не способны уловить смысла шуток, намеков, иронии, сарказма, метафоры, что очень затрудняет социализацию.
Многие люди, страдающие аутизмом, говорит несоответствующим контексту ситуации образом, несмотря на то, что окружение, в общем, их слушает. Их слова не имеют окраски или очень формальны. Некоторые используют стереотипные формы общения или говорят так, как будто читают руководству. Аутисты имеют трудности со вступлением в разговор. Придают слишком большое значение некоторым словам, злоупотребляют ими так, что их язык становится стереотипным.
В детстве часто появляются проблемы с соответствующим использованием местоимений (я, он, ты, мы, вы). В то время как другие проявляют нарушения произношения, имеют неправильную интонацию голоса, говорят слишком быстро или монотонно, плохо подчеркивают слова, „глотают” звуки, шепчут под нос и т.д.
У одних людей расстройства спектра аутизма проявляются навязчивыми интересами, часто очень специфическими, возможностями механического запоминания определенной информации (например, дни рождения известных людей, регистрационные номера автомобилей, расписании автобусов). У других аутизм может проявляться стремлением упорядочить мир, привести все окружение к определенным и неизменным схемам. Каждый „сюрприз”, как правило, вызывает страх и агрессию.
Аутизм – это также отсутствие гибкости, стереотипные модели поведения, нарушение социального взаимодействия, трудности в адаптации к стандартам, эгоцентризм, бедный язык теле или нарушения сенсорной интеграции .
Трудно стандартизировать особенности взрослого человека с аутизмом. Однако, важно, что из года в год растет количество случаев аутизма и вместе с тем многие больные остаются недиагностированными, хотя бы из-за слабой диагностики аутизма.
Какие могут быть причины
Маленьких больных с артистическими отклонениями считают особенными, и называют «дети дождя». Патология наблюдается по всему миру уже давно, но до сих пор медицине не удалось определить точной причины возникновения аутизма у детей.
Большинство психологов считает, что воздействие оказывается рядом факторов:
- модификация генов;
- наследственность;
- патологии ЦНС (врожденные или приобретенные);
- сбои обменных процессов;
- гормональные нарушения;
- бактериальные или вирусные инфекции;
- отравление ртутью;
- реакция на вакцинацию;
- чрезмерно длительный прием антибиотиков;
- воздействие на организм женщины химических препаратов в период беременности.
Следует отметить, что не всегда перечисленные выше факторы становятся толчком для развития болезни. Это заболевание является индивидуальной реакцией детского организма.
Родители обязаны обратить внимание на первые признаки аутизма: ребенок почти не выражает эмоций, не радуется приходу папы или мамы, до начала лечения не улыбается
В каком возрасте проявляется аутизм у детей?
Обычно он дает о себе знать до трех лет. Детки с таким заболеванием, не отстают от своих сверстников в физическом плане и внешне нечем от них не отличаются. Однако этого не скажешь об их поведении. Они имеют особенные предпочтения.
Их действия, игры и реакции на происходящее не всегда понятны окружающим. Чаще всего родители достаточно быстро замечают все эти странности.
Не так недавно аутизм считался весьма редкой болезнью. Однако за последние 20 лет произошел резкий всплеск, и число таких случаев неожиданно значительно возросло. Подобные перемены можно сопоставить с эпидемией.
По материалам ВОЗ в мире на 160 здоровых деток приходится один ребенок, страдающий аутизмом. Ежегодно количество больных малышей возрастает на 10-17%. Это печальная и даже пугающая статистика.
Несмотря на нарастающие темпы повсеместного распространения аутизма у детей, диагностические процедуры несовершенны. Медики затрудняются с постановкой точного диагноза относительно совсем маленьких пациентов и предлагают подождать до достижения ими 3 лет.
Кроме того, некоторое «белое» пятно прослеживается и при поиске возможных факторов риска. Определяемые причины носят лишь вероятностный характер, поскольку на данный момент не представляется возможным предельно отчетливо очертить круг тех факторов, что приводят к возникновению рассматриваемого недуга.
Аутизм
— расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
Как проявляется аутизм
Симптомы аутизма у детей иногда заметить сложно, так как форма заболевания может быть легкой. При сложном типе патологии признаки, конечно, более выраженные.
Особенностью недуга является индивидуальность его проявления. По мнению специалистов, проявляются первые признаки аутизма у детей до 1 года, но поскольку развитие ребенка до 2 лет не всегда соответствует нормам, то установить диагноз практически невозможно.
Признаки аутизма у ребенка 3 лет могут оцениваться по трем основным направлениям: социализация, речевые и поведенческие навыки.
Ребенок-аутист часто размышляет о чем-то своем и не реагирует на окружающих
Проблемы с социализацией:
- отсутствие эмоций без смены мимики, поз и жестов;
- обращение взора не в сторону контактируемого лица;
- отсутствие контакта со сверстниками и интереса к общению с ними.
Проблемы речевого характера:
- отставание в развитии речевых навыков;
- не способность вести диалог;
- постоянное повторение одних и тех же фраз, звуков;
- разговор на «своем языке»;
- отсутствие внимания.
Проблемы поведения:
- выполнение действий, не требующихся в определенной ситуации;
- чрезмерная постоянная агрессивность или пассивность;
- отсутствие интереса к ролевым играм;
- неправильное восприятие предметов и игрушек.
Многие родители впадают в депрессию, так как не видят выхода из ситуации, которая изо дня в день повторяется
Существует ряд специальных тестов, по результатам которых врач определяет, страдает ли ребенок от аутического расстройства.
На основании описанных выше симптомов ни один специалист не сможет выставить диагноз.
Признаки аутизма у детей на фото можно увидеть, обратив внимание на мимику, которая, как правило, не соответствует ситуации.
Если при ежедневном наблюдении родители замечают признаки и симптомы аутизма у детей, то рекомендуется обратиться к психологу или неврологу для проведения диагностики.
Формы аутизма
Синдром Аспергера. Одной из форм аутизма является синдром Аспергера. Данный синдром является скрытой дисфункцией, и поэтому нельзя с первого взгляда определить, есть ли у человека нарушения в развитии. Большинство людей с легкостью воспринимают мимику, жесты и различают интонации в голосе, но человек с синдромом Аспергера такие знаки интерпретировать не может. С классическим аутизмом у данного синдрома есть много общих характеристик, но важным различием является то, что задержек в речевом развитии при синдроме Аспергера не наблюдается. Также, в отличие от аутизма, люди с этим синдромом намного лучше способны к обучению. Если проводить правильную поддержку и занятия, то человек может жить полноценной независимой жизнью.
У людей с синдромом Аспергера трудности возникают в следующих трех областях: воображение, взаимодействие с другими людьми и коммуникация. Что касается воображения, то таким людям трудно понимать и представлять точку зрения других людей, интерпретировать мысли, чувства и действия, творческая деятельность строго ограничена и имеет определенную последовательность и повторение.
При трудностях взаимодействия людям с синдромом Аспергера очень тяжело создавать новые знакомства и поддерживать длительное время дружеские отношения, так как они достаточно замкнуты и производят впечатление безразличного человека; могут нарушать некоторые социальные нормы, которые остальные люди выполняют не задумываясь, например, стоять близко к незнакомому человеку или начинать не совсем уместный разговор.
Еще одна трудность, с которой сталкиваются те, у кого диагноз синдром Аспергера, это невозможность выразить себя социально и эмоционально, нет понимания тона голоса, жестов, мимики; не воспринимают шутки, сарказм, анекдоты; им трудно определиться, когда начинать и заканчивать разговор.
Что касается причины возникновения данного синдрома у человека, то пока нет точной информации по этому поводу. Как показывают исследования, это, скорее всего, сочетание различных факторов — экологических и генетических, которые могут вызывать нарушения в работе головного мозга.
Атипичный аутизм. Если у ребенка наблюдаются общие признаки отставания в развитии, в таком случае врачи говорят об атипичном аутизме. Его отличительной чертой от раннего детского аутизма является то, что наиболее явные симптомы начинают проявлять только после трех лет. У ребенка с таким диагнозом могут наблюдаться полностью все признаки аутизма, которые характерны для раннего детского возраста, или имеются не все симптомы данного заболевания. Это, прежде всего, относится к детям, которые имеют выраженное умственное недоразвитие, нарушения в понимании и развитии речи. В таком случае можно говорить об интеллектуальном недоразвитии с чертами аутизма.
Есть предположения, что аутизм является комбинацией как генетических факторов, так и факторов окружающей среды
Сравнительная характеристика для детей раннего возраста
В разных возрастных категориях, у «детей дождя» могут отмечаться различные признаки.
В приведенной ниже таблице указаны характерные ранние признаки аутизма у детей до 2 лет, а также симптомы ПЭР (психоэмоционального развития) ребенка старшего возраста (на примере сравнения больной – здоровый).
Возраст | Здоровый | Аутист |
0-2 года | смотрит в глаза | не концентрирует взгляд |
реагирует на близких | отсутствие реакции на родных | |
предпочитает телесный контакт | не желает сидеть на руках и т. д. | |
проявляет эмоции | безэмоционален | |
реагирует на свое имя | не отзывается на имя | |
любит играть | не заинтересован в играх | |
3-5 лет | активно отвечает на вопросы | игнорирует вопросы |
проявляет интерес к новому | безразличен ко всему новому | |
заметны изменения в умственном и психическом развитии | наблюдаются отклонения в развитии | |
начинает легче адаптироваться | впадает в паническое состояние при перемене обстановки | |
быстро всему обучается | трудности с обучением даже простых навыков | |
не имеет страхов перед естественными предметами | необычные страхи (игрушек, определенного цвета и т.д) | |
разнообразная речь | монотонно повторяет одни и те же слова | |
интересы становятся все более разнообразными | интересуется только одним видом деятельности, но интерес к нему чрезмерно доскональный |
Признаки аутизма у детей 7 лет максимально выражены, поскольку ребенок начинает явно выделяться на фоне остальных ребят характерными особенностями поведения.
Некоторые «дети дождя» обладают уникальными знаниями в области математических наук, но совершенно безграмотны в чтении и письме, а также очень замкнуты.
Каждый ребенок–аутист индивидуален, поэтому проводить общую симптоматику можно только в ознакомительных целях.
Искрик Анастасия Валерьевна, Остеомед, невролог, г. Москва
Аутизм является заболеванием, с которым сложно справиться. Для успешного лечения и достижения положительных результатов следует вовремя обращаться к врачу.
Необходимо исключить самолечение, не оставлять ребенка один на один с его проблемой и постоянно выполнять все рекомендации лечащего врача.
Самым лучшим вариантом станет посещение специализированных центров.
У маленьких больных может быть разная форма патологии. В зависимости от особенностей болезни и степени выраженности, специалистами определяются формы аутизма у детей.
В медицине патологию классифицирую на три основных типа (синдрома):
- Каннера;
- Аспергера;
- Ретта.
Также аутизм у детей подразделяют на атипичный и дезинтегрированный. Выделяют несколько видов болезни по характеру особенностей расстройства.
Как диагностируют аутизм?
Внешне такие симптомы у новорожденных определить невозможно. Однако над тем, чтобы как можно раньше определять признаки аутизма у новорожденных, ученые работают уже давно.
Чаще всего первые признаки такого состояния замечают у детей родители. Особенно рано аутистическое поведение определяют те родители, в семье которых уже есть маленькие дети. Следует учитывать тем, в чьей семье есть аутист, что это такое заболевание, которое нужно стараться диагностировать как можно раньше. Ведь чем раньше выявить аутизм, тем больше шансов у такого малыша адекватно чувствовать себя в обществе и нормально жить.
При подозрении на детский аутизм диагностика проводится с помощью опросов родителей, а также изучения того, как ведет себя малыш в привычной для него среде. Применяются следующие тесты:
- Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS)
- Опросник для диагностики аутизма (ADI-R)
- Шкала рейтинга детского аутизма (CARS)
- Поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC)
- Контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC)
- Опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)
Применяются такие методы:
- проведение УЗИ головного мозга – с целью исключения повреждений мозга, провоцирующих симптомы;
- ЭЭГ – с целью определения приступов эпилепсии(иногда этими проявлениями сопровождается аутизм);
- проверка слуха ребенка – чтобы исключить задержку развития речи ввиду тугоухости.
Родителям важно правильно воспринять поведение ребенка, который страдает аутизмом.
Взрослые видят | Это НЕ | Возможно, это |
Проявляет забывчивость, неорганизованность | Манипуляции, лень, отсутствие желания делать что-либо | Непонимание ожиданий родителей или других людей, высокая тревожность, реакция на стресс и перемены, попытка регуляции сенсорных систем |
Предпочитает однообразие, сопротивляется переменам, расстраивается из-за перемен, предпочитает повторять действия | Упрямство, отказ сотрудничать, ригидность | Неуверенность, как выполнить указания, стремление сохранить обычный порядок, невозможность оценить ситуацию со стороны |
Не выполняет инструкции, импульсивен, делает провокации | Эгоизм, непослушание, желание всегда оказываться в центре внимания | Ему трудно понимать общие и абстрактные понятия, сложно обрабатывать информацию |
Избегает освещения и некоторых звуков, не смотрит никому в глаза, вращает, трогает, нюхает посторонние предметы | Непослушание, плохое поведение | У него плохо обрабатываются телесные и сенсорные сигналы, высокая зрительная, звуковая, обонятельная чувствительность |
Диагностика
При подозрении на аутизм у детей, признаки, симптомы и причины возникновения можно установить в результате диагностики. Определением диагноза и лечением заболевания занимаются врачи:
- педиатр;
- невролог;
- психиатр;
- логопед;
- психолог.
Диагностика заключается в проведении тестов, оценивающих поведение и умственное развитие ребенка, а также в прохождении аппаратного исследования.
Тест на аутизм у детей проводится в соответствии с возрастом пациента. Признаки аутизма у детей в 1,5 года оцениваются по специальному модифицированному скриннинговому тесту. Такой тест применяется специалистами при диагностике больных до 3 лет.
Признаки аутизма у ребенка 4 лет и старше оцениваются:
- по шкале адекватности поведения;
- шкале Коннорса;
- диагностический опросник.
Аппаратное обследование направлено на диагностику головного мозга:
- МРТ;
- ЭЭГ;
- допплерография.
Дополнительно может быть рекомендовано обследование генетической и гастроэнтерологической направленности.
Диагностика должна быть комплексной, так как некоторые симптомы аутистического расстройства имеют сходство с такими заболеваниями, как:
- шизофрения;
- опухоль головного мозга;
- нарушение слуха или зрения и т. д.
Большинство педиатров на вопрос родителей, как распознать аутизм у ребенка, рекомендуют внимательно следить за поведением малыша, для оценки его соответствия известным нормам.
Из известных аутистов был Винсент Ван Гог – гениальный художник прошлого
Профилактика аутизма
Каких-то строго определенных правил для профилактики аутизма не существует, но есть некоторые рекомендации специалистов, используя которые, родители могут избежать появления этого заболевания у ребенка. Беременным женщинам и кормящим мамам необходимо очень строго следить за своим питанием и стараться избегать продуктов, которые содержат ГМО. Также это относится и к искусственным молочным смесям.
Организм у некоторых детей не может перерабатывать глютен, так как он может спровоцировать появление депрессивных состояний. И продукты с таким компонентом противопоказаны ребенку с аутизмом.
Стоит также внимательно отнестись к прививкам, которые делают ребенку, так как в состав современных прививок входят соединения тяжелых металлов в роли консерванта. Детский организм иногда не справляется с вакциной, и может произойти отравление ртутью. Признаки отравления аналогичны с основными проявлениями аутизма у ребенка.
Лечение
Причины, симптомы и лечение аутизма у детей имеют непосредственную связь, так как борьба с заболеванием направлена на устранение признаков и причин патологии.
В России аутизм у детей лечиться в основном методами разработанными психологами.
В США, где количество «детей дождя» по некоторым данным больше, чем в других странах, ученые разрабатывают все более новые методы и методики лечения.
Одним из новейших способов борьбы с аутистическим расстройством является применение стволовых клеток.
В отличие от зарубежных цивилизованных стран, российские семьи вынуждены самостоятельно лечить детей, так как российская медицина не признает аутизм, как болезнь.
Саксонова Елена Владимировна, Протеро клиник, невролог, г. Москва
Дети – аутисты должны проходить лечение только комплексно. Всем родителям своих маленьких пациентов рекомендую не искать информацию в интернете и не пытаться создавать свои методики.
Лучше вовремя обратиться к врачу и следовать индивидуально разработанной программе.
Терапия
Лечение аутизма у детей проводится комплексно. Полностью избавиться от патологии невозможно, но при правильно подобранной схеме терапии можно добиться значительных результатов, улучшив состояние больного.
Проводится лечение только терапевтическим путем. Хирургическое вмешательство может применяться только при устранении сопутствующих заболеваний.
Терапия при аутистическом расстройстве включает:
- прием медикаментозных препаратов;
- иппотерапию;
- музыкальную терапию;
- массажные процедуры;
- лечебную гимнастику (вы можете позаботиться о ребенке еще с грудничкового возраста и делать с ним упражнения на фитболе).
Обязательным этапом лечения является обучение детей с аутизмом. Помогать ребенку преодолевать имеющиеся трудности с умственным развитием и вниманием должен профессиональный специалист, знающий особенности аутизма.
Иппотерапия – это метод реабилитации детей-аутистов и не только посредством верховой езды на лошади
Для решения проблем с адаптацией, контролем эмоций и восприятием окружающего мира рекомендуется музыкальная терапия и иппотерапия.
Под музыкальной терапией подразумеваются уроки музыки (предпочтительно классической), а также прослушивание больным музыкальных классических произведений.
Иппотерапия – занятия верховой езде на лошади. Доказано, что контакт с животными, особенно с лошадьми, благоприятно влияет на психологическое состояние человека, уменьшая агрессию и устраняя преграды для общения с людьми.
Посмотрите видео, как воздействует дельфинотерапия на аутиста:
Медикаментозная терапия
Прием лекарственных препаратов необходим при аутизме сложной формы. Назначают таблетки для устранения симптомов обострения.
Прописываются препараты следующих групп:
- психостимуляторы (для восстановления психического состояния при постоянной агрессии);
- нейропротекторы (для нормализации работы головного мозга);
- нейролептики (для предотвращения приступов психоза);
- противосудорожные (для предотвращения судорог);
- поливитамины (для поддержания иммунитета).
Самостоятельно приобретать и давать препарат ребенку нельзя. Все лекарственные средства прописываются врачом только индивидуально для каждого ребенка. Общей схемы медикаментозной терапии при аутистическом расстройстве не существует.
Массаж и лечебная гимнастика
Массажные процедуры проводятся профессиональным и опытным специалистом. Цель таких процедур – воздействие на нервную систему, а также повышение чувствительности кожных покровов больного.
Чем чаще родители повторяют одни и те же действия, тем больше вероятность, что ребенок-аутист их запомнит
Занятия ЛФК предполагают выполнение упражнений, которые помогают ребенку познакомиться с потенциалом собственного тела, улучшить координацию, а также укрепить физические возможности.
Противопоказано заниматься лечебной физкультурой ребенку со сложной формой аутизма или при наличии противопоказаний (сопутствующие патологии).
Рекомендации
Аутизм у детей – сложное заболевание, справиться с которым без помощи специалистов невозможно. Но и медицина без родительской поддержки также слаба.
Весь комплекс терапии должен проводиться совместными силами родителей и специалистов. Семьи где есть аутист, должны быть готовыми к тому, что их особенному ребенку поддержка будет требоваться всегда.
Для того чтобы родители были психологически подготовлены к длительной (возможно пожизненной) терапии, рекомендуется посещение психолога.
Добек Виктор Аркадевич, Династия, психотерапевт, г. Санкт-Петербург
Занимаюсь лечением аутистов около сорока лет. На эффективность лечения влияет степень тяжести заболевания.
По моим наблюдениям положительно сказываются занятия дома с родителями, время, проведенное в обществе других взрослых и детей, неограниченное внимание ребенку, посещение ипподромов, бассейнов с дельфинами и контакты с другими животными.
Для детей – аутистов будет полезным:
- проведение ежедневных развивающих игр;
- приучение к последовательности действий;
- обучение различным навыкам.
Необходимо как можно чаще выводить ребенка на улицу и стараться потихоньку учить его контактировать с другими людьми.
В противовес аутистам есть гиперактивные дети, которые сразу обращают на себя внимание. Что родителям делать с такими детьми, читайте здесь.
Интеллект при аутизме
Уровень развития интеллекта у людей, страдающих расстройствами аутистического спектра, различен. У 60% аутистов интеллектуальные способности ниже среднего, до 3-5 % «особенных» людей – гении в определенной сфере.
Сильные стороны людей, которым диагностирован аутизм:
- способности к долгосрочному запоминанию;
- легкость детального восприятия правил, теорем, последовательностей;
- раннее овладение письменным языком, зачастую раньше, чем речевыми навыками;
- математические, музыкальные, художественные таланты;
- освоение компьютера в детском возрасте;
- увлечение конструированием.
Основная задача родителей и других взрослых из окружения аутиста – поиск и развитие талантов и полезных навыков ребенка.
Оценка интеллектуальных способностей людей, страдающих аутизмом, затруднена из-за их нежелания или неумения общаться. Нет универсального теста для определения уровня интеллекта. Врачи оценивают его на основе длительных наблюдений.