Школа коррекции заикания — видео-курс для логопедов


Коррекция заикания

Коррекция заикание происходит за счёт процесса реабилитации речи, при котором происходит активное вовлечение ученика в учебный процесс. Никакого лечения в этом процессе нет и быть не может, так как заикание — это не болезнь. Самое верное решение – комплексная коррекция заикания, при которой с занимающимся последовательно и поэтапно отрабатывают все проблемные области. К сожалению, практически во всех случаях человек начал заикаться в 5-6 летнем возрасте, и на момент обращения к специалисту имеет за плечами многолетний «стаж» этой проблемы и всех её проявлений: страхов перед речью, зажимов дыхания, речевых ступоров, замен слов и т.д. Все эти неправильные (нерациональные) действия заикающийся человек хорошо закрепил в своём сознании и подсознании. И тут наскоком с помощью нескольких упражнений весь этот «хлам» не убрать из головы. Я думаю, те кто читает эти строки и заикается, прекрасно меня понимают. Вы и раньше много раз пробовали самостоятельно использовать различные средства для преодоления этой проблемы, но раз за разом возвращались к уловкам и «костылям», чтобы хоть как-то сказать «трудные» слова и при этом максимально скрыть проблему от окружающих. Всё это я проходил на своём жизненном опыте. И рассказываю о том, что нужно для того, чтобы не наступать на те же грабли, что и я.
Только комплексная лого психотерапевтическая работа способна помочь заикающимся обрести нормальную речь. При этом не нужно учиться заново говорить или дышать. Всё это вы и так прекрасно умеете делать! И в доказательство – ваша речь наедине с самим собой. Вы уже умеете отлично разговаривать! И у большинства заикающихся наблюдается нормальная речь с некоторыми людьми из их окружения, хотя с другими они и 2х слов без зажимов и ступоров сказать не могут. Всё дело по большей части в реагировании вашего организма на определённый раздражитель при общении с кем-либо. А этот раздражитель всегда подпитывается страхом, который в свою очередь питается предыдущим негативным опытом совершения речевых ступоров. И тут просто не могут быть эффективны любые упражнения наедине с самим собой, без корректирующей работы и оперативной обратной связи. Ведь выполнение домашних упражнений и речь – это две разные вещи. Если хочешь научиться плавать, — не нужно учиться ходить, нужно учиться плавать, в соответствующей, водной среде. Так же и с речью. Все разборы должны быть направлены точечно на речевые ситуации с кем-либо.

Что представляет собой заикание

Логоневроз – комплексное, тяжелое нарушение функции речевого аппарата, заикание провоцируют судороги лицевой мускулатуры. Нарушается плавность речи, ее целостность, появляются повторения звуков и их удлинение. Речь является достаточно сложной деятельностью, и развитие мозгового сектора, отвечающего за данную функцию, начинается в утробе и продолжает развиваться после рождения.

Когда проявляется

Различные расстройства речи проявляются в промежутке между 2 и 5 годами. В это время происходит активное развитие и формирование фразовой речи. Заикание обычно начинается неожиданно и со временем усиливается.

Тут многих взрослых ждет ловушка: свои переживания, излишнее проявление обеспокоенности провоцируют усиление патологии речи. Так ребенок реагирует на чрезмерное внимание к его дефекту речи. Логоневроз – это форма системного невроза, осложняется он логофобией, а это затрудняет устранение заикания.

Как проявляется

На детской площадке, часто слышно: «дай, дай, дай мне». От этой фразы до «д-д-д-дай мне» короткий путь. Специалисты в области неврологии утверждают, что повторение слова или звука больше двух раз уже является отклонением от нормы развития речевого аппарата.

Статистика

В мире 3% детей имеют различную сложность заикания. Мальчики болеют в 5 раз чаще, чем девочки. Логоневроз усиливается в знаковые для ребенка периоды: поход в детский сад, в школу, во время полового созревания. Заикание сказывается на адаптации в коллективе, на здоровом принятии себя, на умении владеть собой.

Патология провоцирует дублирование, каких-либо, чаще гласных, звуков или коротких слов, резкую остановку речи. Речь изобилует паразитами («э-э-э, м-м-м, и-и-и»). Во время их произнесения, чувствуется внутренняя борьба, желание сказать быстро и правильно. Многие дети заикаются только при волнении, если попали в неловкую ситуацию или в новый коллектив. В привычной же обстановке их речь чиста и нетороплива.

Методики коррекции заикания

На сегодняшний день существуют различные методики для коррекции заикания. Я не буду здесь заниматься пиаром или описывать различные стороны каких-то конкретных направлений. Тема довольно обширная и на неё уйдёт очень много времени. Если интересен ответ касаемо конкретного подхода, с указанием аргументов и фактов к имеющимся доводам — Welcome to Skype J

Главное, что нужно понимать – нормальная речь делается без методики! Окружающие вас люди не говорят по какому-либо методу и не придерживаются при разговоре определённых «речевых» правил. Правильная работа по исправлению речи должна быть нацелена на речь без методики. На ментальном уровне! На этом уровне мы думаем, планируем, считаем, анализируем, мечтаем, сочиняем, запоминаем, образно представляем, общаемся… И не правильные установки в этих областях приводят к появлению вполне определённых психических нарушений. Заикание отчасти можно отнести к психическому нарушению, полученному в результате регулярных страхов речи и совершения ступоров.

Методика должна сознательно использоваться лишь на промежуточном этапе в процессе обучения. По окончании объёма работ для исправления речи по программе «ПРОРЫВ» у человека не должно оставаться желания «говорить по методу». Всё обучение на это направлено. Самые ценные результаты – речь, сделанная без какой –либо дополнительной поддержки, страховки или размышлений. Захотел – сказал. Слово, фразу, предложение … Ещё, ещё и ещё …! В любых ситуациях. До нормального и стабильного закрепления всего этого на бессознательном уровне.

Коррекция заикания у детей

Коррекция заикания у детей и у взрослых имеет серьёзные различия. Взрослый человек более восприимчив к серьёзному и комплексному обучению и сознательному анализу своих ошибок. С ребёнком специалисту нужно быть более гибким и лояльным. Детям легче воспринимать информацию в игровой форме. В нашей программе «ПРОРЫВ» есть детская версия, которая предполагает занятия с детьми от 9 лет. С этого возраста ребёнок уже способен интерпретировать увиденное и строить предложения касаемо задумки автора. При этом учитываются мотивы обучения ребёнка (внутренние и внешние).

Сейчас широкое распространение имеет логопедическая коррекция заикания. В исполнении рядового логопеда или логопеда-дефектолога эта коррекция в большинстве случаев является малоэффективной. А в ряде случаев лишь ещё больше усугубляет состояние заикающегося ребёнка. В ВУЗах логопедов не учат эффективным приёмам по стабильному избавлению от заикания. Тем более если речь идёт о детях старше 9 лет, когда требуется много разговаривать и ребёнок начинает регулярно совершать множественные речевые ступора и испытывать по этому поводу страх и всё большее ощущение бессилия. Всё это я прошёл на собственном опыте, когда мне никто не мог помочь в решении моей проблемы. А элементарная работа с логопедией только усугубляла положение, так как при этом меня приучали больше лезть в контроль над работой речевого аппарата. А этого нельзя было делать, так как нормальный ребёнок в эту область практически не лезет … В итоге после множественных занятий с логопедами и логопедами – дефектологами моя речь лишь ухудшилась. В принципе, такая же история происходила и с другими заикающимися детьми, о чём я узнавал уже от заикающихся взрослых … Обращения в различные детские центры по коррекции заикания им практически не давали ощутимых результатов. А иногда были какие-то облегчения в речи, но в скором времени либо всё становилось, как и прежде, либо хуже. Множество историй взрослых заикающихся людей рассказывают нам об этом. В ходе различных экспериментов, при участии логопедов-дефектологов, мы разработали детскую программу по преодолению заикания. В раннем возрасте от этого проще всего избавиться.

Некомпетентные психологи предлагают искать причины возникновения заикания

Хотя важнейшим звеном его развития и закрепления является не причина, а следствие – логофобия, которая в дальнейшем становится основным фактором поддержания и усугубления логоневроза. Поэтому в процессе психологической терапии заикания не имеет смысла искать ее причину в прошлом, как мы уже писали в статье о влиянии семьи на появление заикания. Вне зависимости от стажа заикания в дальнейшем не имеет значения, что инициировало заикание – испуг, конфликт в семье, другой стресс. Повторим, необходимо нейтрализовать логофобию как его следствие. Без этого лечение заикания не может быть успешным.

Более того, нередки случаи, когда психологическая работа, направленная на осознание и вспоминание раздражителя, который привел к заиканию, приводила к еще большей концентрации на негативных эмоциях и усугублению заикания, тем более, если такая психотерапия проводится некомпетентным специалистом. Однако и здесь есть исключения, и такая терапия тоже может быть полезной, однако это наблюдается очень редко.

Мы не можем описать все ситуации, которые происходили с нашими подписчиками, потому что их слишком много. В данной статье приводятся обобщенные выводы, сделанные на основании анализа большинства ситуаций.

Отдельно следует упомянуть гипноз как еще одно направление практической психотерапии, направленное на избавление от логофобии, об этом читайте в статье про гипноз от заикания.

Программа, упражнения и занятия для коррекции заикания

Программа для коррекции заикания должна выстраиваться индивидуально, с учётом усвояемости материала на практическом уровне. То есть в процессе обучения мы смотрим и оцениваем должное закрепление учеником различных решений. Разбираем поучаемый опыт и дальше выстраиваем взаимодействие, с учётом оставшегося объёма ошибок. При этом всевозможные упражнения служат лишь небольшим дополнением к основному реабилитационному процессу. А по-другому и быть не может. Это не тренажёрный зал, где можно самостоятельно прочитать инструкцию и для выполнения поставленных целей с самого начала самостоятельно использовать ряд упражнений (для тела). А тут проблема кроется изначально не в теле, а в голове, в неправильной привычке реагировать телом на определённые ситуации. И всё это нужно разбирать, внимательно (!) отслеживая со стороны процесс усвоения организмом новых реакций при так называемых «стрессовых» ситуациях (хотя на самом деле большинство ситуаций для всех других людей являются абсолютно нормальными и не стрессовыми). При этом нужно отслеживать, какие изменения начинают происходить в голове, на уровне мыслей и отношения к собственной речи. В общем не всё так просто, и простыми упражнениями тут можно сделать только хуже, ещё больше закопавшись попытками излишнего контроля за речевым аппаратом. Занятия для коррекции заикания должны быть нацелены на нормализацию речи и мышления. Тут как раз тот случай, когда все проблемы идут из головы. А проецируются на теле. В этом прослеживается чёткая и однозначная причинно-следственная связь. Работать нужно комплексно. С логопедией, психологией и психосоматикой, ошибками внимания и прочим.

Действия родителей

Первое, и самое важное, что должен помнить родитель: тревога и заострение внимания на проблеме речи только усугубят течение заболевания и закрепят его. Ребенка угнетает ваше недовольство и его отличие от сверстников. Задача взрослых: объяснить малышу, что вам интересно смысловое наполнение его речи, а не способ ее воспроизведения. Нельзя кричать, ругать и высмеивать заикающегося ребенка, нельзя подгонять его («ну, давай/ скажи же быстрее/ чего ты тянешь?»).

Ваша задача избавить ребенка от насмешек других детей, от замечаний воспитателя в саду или учителей в школе. Сейчас в детских коллективах часто возникает буллинг (травля): любая непохожесть на других может спровоцировать нападки и только усугубить проблему. Этот момент очень важен и требует принятия быстрых решений.

Родители не должны пускать на самотек подобное. Если избавить ребенка от травли и насмешек не получается, меняйте коллектив: бросайте детский сад, школу без промедления. Насмешки и издевательства провоцируют укрепление нервного расстройства. Ребенок замкнется, у него выработается застенчивость на всю жизнь.

Подросткам, проходящим этап коррекции речи, необходимы и консультации психолога, если с родителями отношения напряжены и лишены доверия. Подросткам нужно помочь найти свои сильные стороны, для сохранения самооценки, для определения места в коллективе. В пубертатный особенно важно социальное и личностное становление человека.

Правила для родителей

Ряд простейших правил для родителей и родственников ребенка, страдающего от заикания:

  • заикание не должно быть причиной освобождения ребенка от домашних дел, избавления от наказаний или поблажек,
  • чаще обнимайте и хвалите ребенка,
  • замечания минимизируйте, но без ущерба для дисциплины, они должны быть направлены на поступки ребенка, а не на его личные качества,
  • телевизор не должен работать на фоне целый день,
  • минимизируйте время, проводимое перед экраном компьютера и телевизора, особенно за два часа до сна,
  • соблюдайте строгий распорядок дня, избегайте перевозбуждения,
  • в доме должна быть благоприятная атмосфера, без конфликтов и криков,
  • соблюдайте культуру речи, не выражайтесь матом,
  • контролируйте свою речь, пусть она будет плавной и спокойной, четко произносите слова и делайте между ними паузы,
  • разбивайте сложные смысловые предложения на, простые и короткие,
  • терпеливо слушайте ребенка, дайте ему закончить свою мысль, не заставляйте повторять сказанное,
  • помогите исправить ошибки уже после высказывания ребенка,
  • учите вместе короткие ритмические стихи и песни.

Логопедам известны случаи, когда ребенок излечился от заикания самостоятельно, и это было обусловлено рядом причин: позитивный настрой всей семьи, отсутствие стыда за дефект, кроткие слова выговаривались без запинки, и главное, ребенок не замкнулся в себе и продолжал общаться.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]