Невротическое заикание
Невротическое заикание проявляется в виде нарушения нормального ритма речи, возникновения запинания и повторов. Данная форма нарушения напрямую связанна с тоническими и тоникоклоническими судорогами в области дыхательно-вокальной и артикулярной мускулатуры.
Природа возникновения заболевания имеет психологическую подоплеку, что позволяет отнести его к группе невротических болезней. В медицине встречается также термин логоневроз.
https://youtube.com/watch?v=kSIubimSuUo
Невротическое заикание всегда связано со стрессовой ситуацией. Чаще всего заиканием страдают мужчины. Болезнь может проявиться единоразово, либо стать постоянным явлением.
В первом случае человек может начать заикаться после сильного испуга, в приступе паники, или гнева. Во втором случае человек испытывает те же ощущения, но приобретшие постоянный характер.
Поскольку невротическое заикание связано с психологией, то причины его могут быть самыми разными. Иногда человек начинает заикаться в детстве, подражая кому-либо из своего окружения, привыкает к подобной речи и не замечает ее дефекта.
Огромную роль в определении причин заикания занимает наследственность, связанная с нарушениями работы речевого аппарата.
Что такое заикание? Секреты нашего мозга
Согласно теории речеобразования, речевой процесс представляет собой некий круг передачи информации между тремя мозговыми центрами, расположенными в коре больших полушарий – речевым (центр Брока), слуховым (центр Вернике) и ассоциативным.
С помощью ассоциативного центра мы подбираем необходимые слова, расставляем их в нужной последовательности, то есть строим фразу. Из ассоциативного центра информация передаётся в речевой, который обрабатывает её, испускает необходимое количество нервных импульсов и посылает их к мышцам речевого аппарата (губ, языка, голосовых связок, гортани), а также мышцам, принимающим участие в акте дыхания (диафрагмы и грудной клетки).
Из этой схемы становиться понятно, что плавная речь возможна только при синхронной работе всех трёх центров, то есть когда они передают информацию с одинаковой скоростью. При заикании эта синхронность как раз и нарушается. «Виновником» этого является речевой центр Брока. В силу различных причин его активность значительно повышена, что заставляет его вырабатывать больше нервных импульсов и передавать их мышцам речевого аппарата. Это вызывает их дополнительные сокращения, что на выдохе приводит к появлению запинок судорожного характера.
Существуют две основные формы речевых судорог:
- Клонические – судороги, вызывающие многочисленные речевые повторы (ло-ло-ло-жка, ку-ку-ку-кла);
- Тонические – судороги, которые длительно сковывают речевые движения (т…….топор, м……..машина);
Чаще всего в речи заикающегося встречается обе формы.
Причины патологии
Нарушения речи гораздо чаще встречаются у дошкольников и у детей младшего школьного возраста, чем у взрослых мужчин и женщин. Приблизительно 1% жителей планеты, достигнувших совершеннолетия, страдают этим заболеванием. На сегодняшний день самым действенным считается комплексный метод избавления от заикания.
Прежде чем приступить к лечению логоневроза, доктор выясняет, что предшествовало его появлению, т. к. для исцеления необходим направленный личностно-ориентированный подход. У дошкольника, чья нервная система отличается повышенной возбудимостью, может развиться ситуативное заикание при волнении. Лечение патологии простое: нужно не перегружать ребенка занятиями, оберегать его от стрессов, чаще разговаривать с ним в непринужденной обстановке.
Сложнее будет избавиться от заболевания навсегда, если оно развилось вследствие перинатального поражения ЦНС. Нарушение проявляется как только малыш начнет говорить. Психоневролог решает, какие средства помогут исправить ситуацию.
Другие причины детского логоневроза:
- скандалы в семье;
- внезапный испуг;
- последствия инфекционных болезней;
- травмы позвоночника;
- наследственная склонность;
- попытки переучить левшу в дошкольном возрасте.
Дети могут заикаться, если были свидетелями конфликтов родителей
Вследствие жизненных обстоятельств (пьющие родители, низкий достаток в семье) дошкольник может не получить грамотной врачебной помощи. Отклонения в речи становится хроническими. На вопрос, лечится ли у взрослых патология, неврологи отвечают: «Да». Доктора не скрывают, что путь к плавной речи будет долгим, но побороть проблему можно.
Не всегда расстройство речи тянется из детства. Мужчины и женщины, не имевшие проблем с проговариванием слов в школьном возрасте, могут столкнуться с дефектами речи в 20—40 лет. Правильно подобранная индивидуальная программа спасет вас от многих неприятных моментов: сложностей в общении, снижения самооценки, проблем на работе.
Нельзя игнорировать такой симптом: в ситуациях, требующих повышенного напряжения (проверка на работе, трудный разговор с родственниками) вы стали запинаться. Обратитесь к неврологу. Вам могут назначить физиотерапевтические процедуры, сеансы массажа и таблетки с седативным эффектом.
Главные причины заикания у взрослых:
- сильный шок;
- заболевания эндокринной системы;
- затянувшийся стресс: мало кто знает, что длительные переживания, конфликты могут привести к развитию заикания у взрослого человека — можно ли вылечить эту патологию за короткий срок, определит невролог;
- перенесенная черепно-мозговая травма;
- злокачественное образование в мозге.
Представители сильного пола более подвержены нарушению речи, чем женщины. Лечить логоневроз у взрослых мужчин сложнее, чем у пациенток противоположного пола.
Речь, сопровождающаяся спазмами, создает массу проблем для человека, препятствуя нормальному общению и выражению своих мыслей. Современные врачи уделяют особое внимание изучению факторов, которые могут спровоцировать развитие болезни. Причины заикания делятся на 2 большие группы: органические поражения и неврологические нарушения.
Органические поражения возникновения заикания связаны с нарушением работы мозговой деятельности человека.
- Контузия или любые другие физические повреждения, провоцирующие сбои в работе нервной системы. Вызвать заикание, приводящее к речевым нарушениям у человека, могут ушибы, удары и сотрясение мозга. Случиться это может как в детском, так и во взрослом возрасте.
- Болезни, приводящие к нарушению мозгового кровообращения (инсульт, гипертонический криз, инфаркт, сахарный диабет). Эти недуги нарушают функционирование мозга и процесс передачи информации. Происходит нарушение речи, двигательной способности человека, моторики мышц. В этом случае заикание становится побочным эффектом другой, более серьезной болезни.
- Опухолевые процессы могут вызвать нарушения речи и заикание. Прогрессируя, новообразования нарушают работу мозга, тем самым разрушающе действуя на речевые и артикуляционные способности человека.
В основе неврологических нарушений лежат переживания личности.
Испытывая огромное нервное напряжение и затянувшуюся депрессию, подвергаясь системным неврозам, человек провоцирует возникновение заикания.
- Длительное воздействие стресса. Темпы современной жизни негативно сказываются на здоровье человека. Особенно страдает психика. Остро переживая неудачи, разлад с коллегами, семейные ссоры и проблемы с детьми, мы подвергаем себя сильным переживаниям, испытывая ежедневный стресс, что отрицательно сказывается на общем самочувствии, в т. ч. и на наших речевых способностях.
- Психологическая травма. Мы испытываем нейропсихологический шок в результате потери близкого человека, произошедшего несчастного случая, сексуального насилия, нанесенной нам в прошлом детской обиды. Пережитое сказывается не только на нашем эмоциональном состоянии, поведении, но и на способности речевого аппарата.
- Нервное перенапряжение. С заиканием при волнении сталкиваются люди, которые ведут активную общественную и деловую жизнь, вынуждены произносить публичные речи, выступать перед большой аудиторией.
Чтобы назначить эффективное лечение, важно точно установить факторы, спровоцировавшие развитие заикания. Происходит это во время индивидуальных консультаций с лечащим врачом, который затем подберет наиболее действенные методы лечения.
- Самая распространённая причина (67,5%) – это испуг. Очень часто от испуга люди теряют, как говорится, «дар речи». Большинство на секунды, а многие на долгие годы.
Если сразу после психологической травмы возникло заикание, то можно сделать следующие выводы:
- — психологическая травма является истиной причиной заикания;
- — психологическая травма является пусковым механизмом (возможно, имелась неврологическая предрасположенность);
- На втором месте – это ушибы и травмы (27,5%).
- Инфекционные заболевания и подражания.
- Предрасполагающие причины. Среди них особое место занимает возраст. Часто заиканием страдают дети от двух до пяти лет. А также замечено, что мальчики чаще подвержены заиканию, чем девочки. И еще одной из предрасполагающих причин, является наследственность. Выражается это во множественных случаях заболевания в семье.
Основные причины невротического расстройства
Детский испуг часто является следствием неправильного поведения родителей. Иногда взрослые, сами того не замечая, создают предпосылки для возникновения страхов перед темнотой, пустыми комнатами, пугая детей страшными персонажами. Детская фантазия намного ярче передает образы, чем взрослая. Вовлекая маленького ребенка в новую для него фантазийную ситуацию, родители провоцируют появление страхов.
Родители могут укрепить страхи своей реакцией. Реакция мамы при виде крови ребенка намного ярче и эмоциональнее, чем его собственная.
Некоторые родители сильно ругают своих детей, когда они падают и плачут. Они боятся сделать неверный шаг, чтобы их не ругали за оплошность. Причины страха у детей:
- слишком громкий звук или крик, возникающий неожиданно для годовалого малыша,
- животные, которые для малыша кажутся огромными (собаки, кошки),
- гроза,
- стресс в результате увиденной ссоры,
- замкнутость, неразговорчивость родителей,
- унижение со стороны сверстников или воспитателя в детском саду,
- результат сглаза, снятие которого нужно проводить немедленно.
Огромное домашнее животное может спровоцировать испуг у ребенка
Схема появления страхов
Еще во внутриутробный период ребенок может ощущать страх матери. Человеческий организм устроен так, что некоторые страхи могут передаваться от родителей к детям, поэтому вполне вероятно, что новорожденный малыш будет бояться собак или змей. Детский страх начинает прогрессировать, когда нет ощущения безопасности.
Взрослея, дети учатся контролировать свои страхи, поведение, но в этом им нужно помочь, объяснив, что собака не так страшна, как кажется, а гроза – всего лишь природное явление, и поход к стоматологу не является болезненным мероприятием.
Следует предупреждать страх заранее, рассказывая о лечении зубов, о других медицинских манипуляциях. Находясь в новой ситуации, увидев шприц, услышав звук бормашины, ребенок может испугаться настолько, что в следующий раз откажется заходить в больницу. Он нуждается в постоянных пояснениях действий, явлений, медицинских процедур.
Неврозоподобное заикание
Данный вид нарушения развивается в детском возрасте. Обычно данной формой заболевания страдают дети 3-4 лет, перенесшие тяжелые физические травмы, либо рожденные с патологией внутренних органов.
Причиной заикания может стать асфиксия и тяжелые роды. У детей проявляются задержки в развитии, они долго отказываются ходить, быстро устают, разговаривать начинают в 2-3 года, не могут запомнить даже самые простые слова.
Изначально заикание может проявляться в виде перестановки отдельных слов, но постепенно в разговорной речи все чаще появляются такие слова-паразиты, как «э», «ну», «это», что делает речь еще менее разборчивой.
Невротическая форма заикания исчезает сама собой после устранения внешнего раздражителя, неврозоподобное же нарушеие остается проблемой на долгие годы и беспокоит уже взрослого человека.
Основные признаки испуга
Испуг у ребенка и ночной страх могут протекать спокойно и сойти на нет, а могут сопровождаться такими симптомами:
- лунатизм,
- страх темноты,
- заикание,
- истерика,
- кошмары,
- бессонница,
- гипервозбудимость,
- отсутствие аппетита.
Перед тем как лечить испуг у ребенка, нужно определить причины этого состояния. Отсутствие лечения испуга у детей может привести к плачевным последствиям. Невротическое расстройство оказывает губительное влияние на психику, тормозит полноценное развитие. Особенно сложно матери определить испуг у грудничка. Первым признаком наличия невротического расстройства и повреждения позвоночника у младенца является страх воды. При опускании малыша в ванночку, он начинает сильно кричать.
Традиционное лечение недуга
Как вылечить заикание? Вместо установки«о ужас,сейчас опять начнется», выбери позицию: «а это такая у меня особенность». Внутренне прими тот факт,что ты заикаешься и попробуй пожить с ним. Если ты боишься реакции других на твое заикание,можешь заранее рассказать или намекнуть о проблеме. Чем спокойней ты будешь относится к дефекту,тем реже он будет появляется.
У каждого свои«рецепты» релаксации. Кому-то помогают четки,которые можно теребить в руках,кусок бумаги,края которого можно загибать и разгибать,а может быть,определенное скрещение пальцев,дающее умиротворенное состояние. Когда ты будешь готова,начинай свою речь. Ты увидишь: ее качество напрямую зависит от твоего внутреннего состояния.
Многие«заики,говоря с близкими,совсем забывают о своей проблеме. Но она напоминает о себе в стрессовые моменты. Отрепетируй перед сестрой,своим мужчиной или родителями речь,которую ты собираешься произнести завтра на заседании. Запомни ощущение расслабленности и уверенности в себе,и сохрани их до момента«икс».
Дыхательные упражнения из йоги или цигуна помогают отрегулировать дыхание при заикании. Научись контролировать силу вдоха и выдоха,ритмы приема и вывода воздуха из легких. Повторяй упражнения каждый день,не пропуская: вскоре ты ощутишь,что заикания уменьшились.
Люди частенько заикаются от самого факта своей неровной речи. Это заставляет их терять нить беседы,упускать смысл разговора. Попробуй перенести свое внимание от собственного голоса к идее,которую хочешь донести,или к твоему собеседнику. Сконцентрируйся на проработке речевой информации,ставь акцент не на форму,а на содержание.
Делай паузы
Как избавиться от заикания? Когда ты чувствуешь,что заикание подступает,дай себе время на то,чтобы привести дыхание в порядок. Сделай в разговоре паузу и глубоко вдохни. Повторяй вдохи и выдохи,прислушиваясь к своему дыханию. Так ты сможешь контролировать свою речь,а легкие паузы придадут тебе интересной таинственности в глазах собеседника.
Вдохновляйся
Пока ты лечишь свою речь,заручись терпением и энтузиазмом. И в этом тебе поможет хорошая литература и кино. Например,оскароносный«Король Говорит»: почувствуй себя на месте главного героя и пройди с ним весь путь от комплексов,до полной победы.
Способы как избавиться от заикания быстро искала Дарья Мазуркина
Заикание, как и любая другая болезнь, отрицательно влияет на личную и профессиональную жизнь человека. Больному сложно устроиться на работу и реализоваться в профессиональном плане, тяжело коммуницировать с коллегами, не всегда удается построить крепкие семейные отношения.
Следует учесть, что от человека с заиканием потребуются огромные внутренние силы, направленные на исцеление. Кроме терапии, назначенной лечащим врачом, предстоит постоянная работа над собой. Лечение заикание невроз начинается с того, что человек должен осознать наличие проблемы и признать, он нуждается в медицинской помощи.
Домашняя работа должна быть продолжением общего лечения и проводиться под наблюдением соответствующего специалиста. На первом этапе все силы пациента будут брошены на борьбу со страхом и волнением, возникающим в ожидании общения. Для этого можно воспользоваться аутотренингом, который снимает напряженность, возрождает чувство уверенности в собственных силах, помогает поверить в успех.
На следующем этапе при помощи различных специальных техник необходимо развивать систему правильного дыхания. Самой известной методикой является гимнастика Александры Стрельниковой. Различные дыхательные упражнения помогают справиться с огромным количеством болезней, в т. ч. и заиканием.
Гимнастика направлена на снятие напряжения в лицевых мышцах и борьбу со спазмами. Единственное, что потребуется от человека — это регулярное усердное повторение упражнений.
Следующий этап — работа над правильным произношением слов. В этом вам помогут такие занятия, как громкое пение и чтение текстов, во время которых отлично разминается артикуляционный аппарат, голосовые связки и устанавливается дыхательный ритм.
Психотерапия заикания взрослых — эффективный метод борьбы с проблемой, т. к. логоневроз относится отчасти к психическим проблемам. Многие врачи во время восстановительных сессий уделяют огромное внимание психологической работе. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые занятия. Учитывая психологический и психолингвистический аспекты механизмов заикания, наиболее эффективными методами работы признаны 2 психологических приема.
- Рациональное восприятие. Работа с пациентом направлена на то, чтобы помочь человеку научиться спокойно существовать с проблемой заикания, не считая себя хуже или ущербнее других. Во время сеансов врач учит своего подопечного пользоваться знаниями, полученными в ходе реабилитации, и не стесняться того, что он посещает психотерапевта.
- Суггестивная помощь. Главный прием, который используется при этой терапии — гипноз. Чтобы правильно установить факторы, повлиявшие на развитие болезни, пациент погружается в состояние транса. В ходе гипноза человек перестает управлять своим сознанием, погружаясь в воспоминания, описывая забытые эмоциональные срывы и переживания. Врач точно определяет внутренние установки, которые на психоэмоциональном уровне разрушающе воздействуют на человека, препятствуя его нормальному общению с окружающими людьми. Важную роль для проведения гипноза играет доверие между врачом и пациентом, а также уровень квалификации специалиста.
Устранить дефекты и восстановить работу речевого аппарата помогут занятия с логопедом. Ошибочно считать, что этот метод лечения подходит только для детей. Взрослые, желающие красиво говорить, с не меньшим успехом занимаются с логопедом. Врачи предупреждают, не стоит рассчитывать на моментальный результат. Лечение потребует значительного времени, упорства и сил.
Сначала врач и больной будут работать над восстановлением речевого навыка. Человек с заиканием будет заново учиться произносить все буквы алфавита, постепенно складывая их в слова и образуя предложения. Больной должен самостоятельно, не задумываясь, научиться выговаривать гласные и согласные, овладев правильной жестикуляцией и мимикой, изучив основы дыхания, работая над тембром и звонкостью своего голоса.
На втором этапе реабилитации заикающийся пациент должен будет применить полученные знания на практике. Больному придется много читать вслух, активно участвовать в разговорах, выражать свое мнение. Заключительный этап — доведение полученных навыков до автоматизма, в т. ч. моделирование различных жизненных ситуаций, с которыми может столкнуться пациент.
В распоряжении медицины пока нет уколов или таблеток, которые бы могли моментально выровнять речь пациента. Лекарственная программа лечения заикания направлена на устранение патологий, способствующих развитию недуга.
Неврологи назначают мужчинам и женщинам с расстройством речи препараты 4-х групп.
- Спазмолитики. Эти таблетки устраняют мышечный спазм, который затрудняет работу голосового аппарата. В «ответ» на исчезновение спазма проходит или уменьшается косноязычие заикающегося. Для устранения заикания неврологи часто назначают пациентам таблетки «Мидокалм», «Сирдалуд».
- Антидепрессанты и транквилизаторы. Препараты этих двух групп нередко назначаются людям, страдающим от депрессии. Если вы замкнулись в себе и боитесь общения, без лекарственной помощи обойтись не получится. Когда подавленное состояние пройдет, можно будет продолжить борьбу с заиканием.
- Успокоительные таблетки. Эти препараты необходимы пациентам, у которых наблюдаются частые перепады настроения, бурная реакция на любое малозначимое событие. Чтобы вылечить заикание у взрослого, нужно привести в норму эмоциональное состояние человека. С целью устранения чрезмерной возбудимости, вам могут назначить «Грандаксин», «Афобазол», «Тенотен».
- Ноотропные препараты. Действие этих лекарств направлено на улучшение кровоснабжения тканей мозга. Наиболее популярные медикаменты этой группы — «Ноофен», «Церебролизин».
Решая, как бороться с заиканием, специалист учитывает такие обстоятельства: причину недуга, возраст больного, наличие у человека сопутствующих хронических заболеваний (диабета, астмы). Одними только лекарствами нельзя вернуть человеку нормальную технику речи. Плавного произнесения слов можно добиться благодаря комплексному подходу к преодолению заикания.
Вылечить заикание только с помощью медикаментозной терапии невозможно
Внутренняя речь заикающегося человека свободна. Когда пациент разговаривает «про себя», запинки и заминки отсутствуют. Это обстоятельство свидетельствует в пользу утверждения, что можно вылечить хроническое заикание.
Неврологи хорошо изучили причины заикания у взрослых. Варианты лечения подбираются в соответствии с каждым конкретным случаем. Чем дольше человек заикается, тем больше усилий и времени понадобится, чтобы избавить его от проблемы. Если ваши речевые навыки сформировались неправильно, вам необходимо настойчиво тренироваться.
Навсегда избавиться от заикания помогут методы, проверенные временем:
- дыхательная гимнастика А. Стрельниковой;
- логопедические занятия.
Логопедическое занятие — вспомогательный метод лечения заикания
Стоит назвать принципы дыхательной гимнастики Стрельниковой:
- пациент выполняет короткие резкие и шумные вдохи через нос: одновременно с каждым вдохом ему необходимо выполнить движения, сжимающе грудную клетку;
- о выдохах пациент не думает, выдох должен быть пассивным;
- объем нагрузки: 300 движений за 45 минут;
- боли в мышцах пациента отсутствуют, нет чрезмерной нагрузки;
- упражнения, разработанные автором методики, задействуют все части тела;
- каждый вдох осуществляется на поворотах и наклонах — эти упражнения вовлекают в работу диафрагму;
- за 2 недели интенсивных тренировок по системе Стрельниковой дыхательная мускулатура больного укрепляется, это достижение — первый шаг, ведущий вас к избавлению от многолетнего заикания;
- легкие человека задействуются на всю «мощь», все органы, в т. ч. головной мозг, насыщаются кислородом;
- в программу гимнастики Стрельниковой входят звуковые упражнения: их цель — правильно поставить голос пациента.
Рекомендации общего характера
Если вы думаете, как снять испуг у ребенка, не стоит полагаться только на народные средства, нужен ряд соответствующих мероприятий, которые помогут справиться с заиканием. В комплекс мероприятий входят:
- работа с психологом,
- занятия с логопедом,
- дыхательные упражнения,
- снижение уровня стресса,
- лекарственные препараты.
Важно помнить, что любой непроверенный метод (магический обряд против злого глаза) может нанести еще больший вред. Это относится к посещению знахарок, самостоятельному прочтению молитв, любых манипуляций от сглаза.
Ребенок может в незнакомой, некомфортной для него ситуации почувствовать еще больший страх. Неустановившаяся детская психика тяжело воспринимает магический обряд лечения.
Этиология и патогенез нарушения
Заиканием страдает не менее 1% взрослых жителей планеты. Общего мнения по поводу этиологии заикания не существует. Специалистами выделяются следующие факторы, оказывающие прямое, либо косвенное воздействие на появление заболевания:
- возраст;
- половая принадлежность;
- состояние ЦНС;
- индивидуальные особенности развития речи;
- функциональная асимметрия мозга;
- психические травмы;
- генетика.
Заикание свойственно в большей мере мужчинам, нежели женщинам, что связанно с большей их подверженностью различного рода стрессам.
При изучении патогенеза нарушения используются следующие подходы:
- Клинико-физиологический. Заикающийся человек вполне способен адекватно воспринимать речь, если та звучит из уст другого человека, либо транслируется посредством аудио записи. Он вполне может сформулировать в уме фразу, которую хочет произнести, но сказать так, как задумано, у него не получается, что связанно с нарушением на уровне говорения и уровне речевой просодии. Функция речи не нарушается на физическом уровне, она либо не развита в полной мере, либо говорящий человек испытывает сильный стресс и потому не в силах говорить правильно. Статистические данные показывают, что заикаются чаще всего левши, но точных исследований по этому поводу не было проведено.
- Психолого-педагогический. Сторонники данного подхода связывают проявление нарушения с боязнью говорить, возникшей на психологическом уровне. Обычно такая боязнь развивается у детей, испытывающих авторитарное давление родителей, но может проявиться и у взрослых, страдающих от гнета начальства и семейных неурядиц.
- Социальный. Обнаружено, что в отсутствие слушателей заикающийся человек говорит правильно, явные нарушения речи отсутствуют, что позволяет говорить о социальной природе заикания.
- Психолингвистический. За основу изучения сторонники психолингвистического подхода берут нарушения монологической речи, поскольку монолог невозможен без четко выстроенной, связной и целенаправленной мысленной активности. Посредством многолетних экспериментов было установлено, что заикание напрямую связанно с эмоциями, которые испытывает говорящий при чтении. Лица, читавшие эмоционально насыщенный текст, заикались сильнее, чем те, что читал совершенно лишенный эмоций текст в сухом деловом стиле. При повторном чтении заикание уменьшалось, поскольку текст был уже знаком человеку и не вызывал тех же эмоций, что и при первичном его прочтении. Кроме того, было доказано, что высокая социальная адаптация человека оказывает непосредственное воздействие на развития нарушения. Чем она выше, тем меньший дефект речи наблюдается.
Заикание у взрослых людей часто связанно с нервным перевозбуждением и душевным расстройством. Лучшей профилактической мерой является стремление избегать стрессовых ситуаций, возможность всегда и во всем находить хорошие стороны.
Пребывая в хорошем настроении, не погружаясь в насущные проблемы сверх положенной меры и проявляя заботу о собственном душевном здоровье, человек может никогда не столкнуться с такой проблемой.
Крайне важно обрести гармонию духа и тела, в этом неоценимую помощь могут оказать занятия йогой, прослушивание тихой классической музыки и просто расслабление на диване с любимой книгой в руках. Не зная как снять психическое напряжение, лучше всего обратиться к врачу и решить проблему под его руководством.
Заиканием в медицине именуется специфическое нарушение речевых функций, не свойственное здоровому человеку. Существует несколько форм и видов нарушения, лечение которых во многом зависит от дисциплинированности человека, его готовности пройти длительный курс лечения и умения беречь себя и свое здоровье.
Последствия испуга
Сильный испуг у детей любого возраста не должен оставаться без внимания. Если после испуга нет никаких проявлений, нужно обратиться к врачу, потому что последствия могут проявиться у малыша спустя 1-2 месяца. Учитывая, что детей иногда больше пугает реакция родителей, взрослым нужно вести себя адекватно в любой ситуации.
У детей с восприимчивой психикой могут возникать симптомы испуга после прогулок на новых детских площадках, после знакомства с новыми людьми, животными. После наполненного событиями дня ребенок плохо спит, иногда ходит во сне или говорит. Нужно стараться не перенасыщать детский досуг чрезмерным спектром событий. Понять, что у ребенка испуг, можно по последствиям стресса:
- тревожность во время бодрствования и во сне,
- недержание мочи во время сна,
- нарушения речи,
- тремор подбородка или рук,
- рвота во время истерик,
- закатывание глаз,
- нервный тик.
После перенесенного стресса могут скоситься глаза, и исправить это можно будет только путем оперативного вмешательства в возрасте от 5 лет. Если вы заметили несколько симптомов, нужно обратиться к специалисту, чтобы узнать, как вылечить испуг у ребенка.
Истерики сопровождают испуг у ребенка
Методы лечения
Нередки случаи, когда пациент принял курс медикаментов и, заметив улучшения, проигнорировал другие способы коррекции заикания (посещение логопеда, сеансы рефлексотерапии). Со временем после стресса или сильного переутомления речь пациента снова становилась сбивчивой и невнятной. Чтобы убрать заикание, вам надо пройти все этапы восстановления гармоничной речи.
В дополнение к медикаментам используются и иные методы лечения заикания у взрослых.
- Беседы с психотерапевтом, гипноз. Если вы решили научиться плавно и красиво говорить, важно освободиться от старой психологической травмы, которая вызвала у вас заикание. Лечится ли у взрослых застарелое нарушение речи, психотерапевты отвечают: исцеление возможно. Мгновенных чудес не бывает, но кропотливая работа с психотерапевтом поможет устранить боязнь общения, которая сковывает вас. Если нарушение речи было вызвано неврозом, лечение логоневроза включает в себя такие этапы: проработка травмирующей ситуации, настройка на позитивный лад, коррекция самооценки.
- Проверенный способ добиться плавного произношения слов, избавиться от судорожного повторения отдельных слогов и забыть о заикании — логопедическая работа.
- Лечебная физкультура.
- Комплексные упражнения с акцентом на творчестве. Официальное название этого метода — нейродинамическая ритмопластика. Как средство для коррекции заикания, она особенно эффективна для детей, имеющих поражения ЦНС. Взрослые мужчины и девушки, у которых нарушилась речь после травмы, также могут прибегнуть к помощи «творческой терапии». Этот комплексный метод преодоления заикания включает в себя чтение поэзий по памяти, постановку театральных сцен, рисование, выполнение танцевальных композиций.
- При амбулаторном лечении заикания используется точечный массаж. Во время сеанса специалист воздействует на определенные точки акупунктуры, в результате чего у больного проходит повышенная возбудимость речевых центров.
- Сеансы иглоукалывания (рефлексотерапии) от заикания. Принцип лечения: в биологически активные точки, имеющиеся на лице пациента, врач вводит специальные тоненькие иглы. Рефлекторное возбуждение, возникшее в местах уколов, передается в речевые центры головного мозга. В результате улучшается функциональность мозга, проходит спазм мышц.
- Дыхательная гимнастика. Если ваш случай не слишком запущенный и нарушение речи беспокоит вас время от времени, вам поможет лечение заикания гомеопатией. Перед тем, как приобрести разрекламированные таблетки, вам стоит посоветоваться с доктором.
Провокаторы отклонения
Вероятными причинами развития заикания у взрослых могут быть:
- сильный испуг;
- перенесенный стресс;
- мгновенно охвативший человека гнев;
- патологии в развитии;
- негативное отношение семьи, начальства;
- гормональные и эндокринные нарушения;
- перенесенные черепно-мозговые травмы;
- задержки в развитии, имевшиеся в детском возрасте.
Заикание может являться наследственным заболеванием, не проявляющимся на протяжении долгого времени. При наличии стрессовой ситуации отклонение может проявиться в самый неподходящий момент и стать постоянным явлением в жизни человека.
В коррекции заикания особое место занимает индивидуальный подход и комплексное лечение. В зависимости от причин, вызвавших заикание, врач может порекомендовать курсы массажа, гипноз и медикаментозное лечение. В особых случаях потребуется рефлексотерапия и консультация невропатолога.
В случае, если нарушение было вызвано полученной травмой, пациенту понадобиться консультация вибротолога. Избавиться от сложных случае заикания можно при помощи снятия напряжения отдельных участков тела, в этой ситуации может быть порекомендована миотерапия, направленная на терапию мышц.
Для коррекции заикания рекомендуется обратиться к психологу и пройти параллельный курс лечения, могущий оказать благотворное воздействие на психику человека, устранив травмирующие ее ситуации.
Скорректировать состояние больного может также и логопед, использующий такие методы, как логопедический массаж, артикуляционная гимнастика и различные дыхательные упражнения.
Основной целью коррекции является максимальное улучшение речи. Сложности коррекционного лечения связаны с необходимостью одновременного использования средств и методов неврологической, логопедической, психологической и терапевтической области.
Фазы развития
Заикание у взрослых лечится намного сложнее, чем в детском возрасте, потому родителям, воспитывающим детей в возрасте до 12 лет, рекомендуется внимательно наблюдать за тем, не проявляются ли у них признаки данного заболевания.
Прогрессируя, заболевание может стать причиной остро выраженного дефекта речи. Специалисты выделяют 4 фазы развития заикания:
- Отклонение в речи у дошкольников. Проявление заболевания может наблюдаться при сильном эмоциональном всплеске. Обычно заикание в этом возрасте не приводит к серьезным проблемам и исчезает самостоятельно.
- Заикание у детей младшего школьного возраста. Заболевание, проявляющееся у младших школьников, считается патологией, требующей немедленного лечения. Иногда заикающиеся школьники могут говорить вполне связно, но постепенно, подвергаясь насмешкам со стороны других детей, они перестают стараться правильно выговаривать слова и дефект речи усиливается.
- Нарушение у подростков. Заболевание проявляется в усиленной форме при общении с незнакомыми людьми, ответе у доски, разговоре по телефону.
- Заикание в юношеском и взрослом возрасте. В том случае, если заболевание не удалось побороть в детском и подростковом возрасте, оно становится хроническим и вынуждает взрослых людей искать замену некоторым словам, произношение которых вызывает сложности.
Проявление заикания у детей дошкольного и младшего школьного возраста статья на тему
Проявление заикания у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Черепанова Марина Владимировна, учитель — логопед,
МБОУ «СОШ № 78», город Барнаул, Алтайский край
Плавность речи – один из основных параметров нормативного условного высказывания. Она обеспечивается соблюдением просодических и речедвигательных параметров речи. Это, в свою очередь, требует координированной, согласованной работе мышц всех трех отделов периферического речевого аппарата — дыхательного, голосового, артикуляционного. Нарушения плавности речи проявляются в несоблюдении названных параметров, в результате чего речь говорящего становится ненормативной по темпу, скандированной, прерываемой специфическими запинками, которые в рамках проблемы патологии речи принято обозначать как заикание.
Запинки, обусловленные судорогами мышц периферического речевого аппарата, являясь внешним проявлением заикания, одновременно являются основной причиной нарушения плавности речи.
Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе, накладывает отпечаток на все поведение ребенка, на всю его жизнь.
Заикание у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического состояния ребенка, что обусловливает сложную симптоматику и собственно речевые нарушения. Изменения в нервно-психическом состоянии детей часто связаны не только, а иногда и не столько с появившимся заиканием, сколько с особенностями развития индивида. Речевое нарушение, как правило, лишь усугубляет проявление тех отклонений в развитии, которые у ребенка уже были или наметились.
Понятия о своей неправильной речи складываются у заикающихся детей по-разному и постепенно, с накоплением опыта. Первым источником служит наличие речевых запинок, которые затрудняют процесс речевого общения с окружающими, порождают осадок, недовольство, переживания от невозможности реализовать свою потребность (передать как хотелось бы свое желание, мысль, полноценно принять участие в коллективных действиях). Обидное отношение окружающих, нереализованность своих желаний, безуспешные попытки самостоятельно справиться со своим недостатком или хотя бы замаскировать его – это второй немаловажный источник, формирующий понятия у заикающихся о своей неправильной речи, о себе, о своем месте в коллективе, об отношении коллектива к нему. Эти понятия, связанные между собой по контрасту, по сходству и по смежности, многолики и зависят от социальной среды (благоприятной или неблагоприятной), в которой находится ребенок.
Степень выраженности заикания обычно определяют по состоянию речи заикающегося. При этом учитывается характер общения, особенности поведения в деятельности. Тяжесть дефекта рассматривается следующим образом.
Легкая степень — дети свободно вступают в общение любых ситуациях
с незнакомыми людьми, участвуют в коллективной игре, во всех видах деятельности, выполняют поручения, связанные с необходимостью речевого общения. Судороги наблюдаются только при самостоятельной речи.
Средняя степень — дети испытывают затруднения в общении в новых, а также важных для них ситуациях, в присутствии незнакомых им людей, отказываются от участия коллективных играх со сверстниками. Судороги наблюдаются в различных отделах речевого аппарата — дыхательном, голосовом, артикулярном — во время самостоятельной, вопросно-ответной и отраженной речи.
Тяжелая степень — заикание выражено во всех ситуациях общения, затрудняет речевую коммуникабельность и коллективную деятельность детей, искажает проявление поведенческих реакций, проявляется во всех видах речи.
Речь заикающихся детей в дошкольном и младшем школьном возрасте становится аритмичной. Судорожные, аритмические двигательные расстройства обуславливают нарушения просодической стороны речи: плавность, интонационную выразительность, паузацию, фонетические и логические ударения. Ритм речи также нарушается из-за эмболофразии, возникающей в условиях повышенного нервного возбуждения. Эмболофразию можно рассматривать как результат недоразвития моторных функций заикающегося и его неумения быстро и четко оформить свою мысль. Эмболы у детей простые по составу: «а»» «ну», «вот», «это», «ну вот», «а», «а вот» и подобные им.
«Именно в дошкольном возрасте заикающимся детям присуще обилие сопутствующих движений (в 47% случаев). Они возникают вследствие распространения судорог из речевого отдела на другие мышцы тела: в первую на мышцы лица, шеи, предплечья и далее — на мышцы туловища, спины, верхних и нижних конечностей». [25.С.255.]
Одновременно с судорожными проявлениями у заикающегося наблюдаются, преимущественно разнообразные болезненные явления. В разговоре он волнуется, заранее боится, что не сможет хорошо сказать. Иные свое внимание сосредоточивают на «трудных» для произношения звуках. Некоторые же, обычно более развитые, смущаются, переживают из-за своего дефекта чувство острого стыда перед окружающими, безуспешно пытаются скрыть от них свой недочет
Подобные переживания плохо действуют на психику ребенка, портят его характер. Они закрепляют и усиливают заикание, следовательно, нужно пристальное внимание логопеда к таким ребятам.
Дети заикаются лишь в присутствии других людей – детей и взрослых, в одиночестве же говорят нормально (например, с игрушками). Поют они также без заикания. В одной обстановке или в беседе с одними лицами ребенок не заикается, при других обстоятельствах и людях заикается.
Заикание может возникнуть внезапно, иногда после некоторого периода немоты (от нескольких часов до нескольких дней), то исподволь, постепенно усиливаясь. Последнее происходит чаще всего в результате истощающих нервную систему болезней, интоксикации ее.
При благоприятных условиях жизни и развития организма ребенка оно может постепенно исчезнуть. Но если окружающие в присутствии ребенка начинают усиленно обращать внимание на порок речи, если у малыша возникает боязнь оказаться смешным при разговоре с другими, если нервная система при этом ослаблена, то заикание наоборот, усиливается. Это свойственно нервным заболеваниям, и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей, падающих на мозг ребенка.
Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить:
1. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.
2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.
5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.
6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку.
9. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.
11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
Заикание – одна из сложнейших проблем логопедии, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Именно поэтому важно дальнейшее изучение заикающихся детей и совершенствование методов преодоления у них речевого дефекта.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
- Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1977. – 96с.
- Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей. — М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.-224 с.
- Калягин В. Если ребенок заикается. – СПб., 1998-125с.
- Логопедия: Учебник / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 703с.
- Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. – М.: Просвещение, 1995. – 176с.
Нетрадиционные варианты терапии
- Чай из корня имбиря. Корень растения нарезается тонкими дольками и помещается в кастрюльку с водой. Воды необходимо 400 мл. Кастрюлька ставится на огонь, воду доводят до кипения. Затем ароматная жидкость настаивается 20 минут. Пить такой чай можно с медом. Имбирь благотворно воздействует на нервную систему, помогает расслабиться, избавиться от проблемы вам станет проще.
- Чай из мелиссы. Нужно взять 35 листиков мелиссы и залить 300 мл кипятка. Средство следует употреблять 3 раза в день по 100 мл.
- Вьюнок многоплодный. Это неприметное растение с белыми цветами можно заваривать, как чай. Стебли и листья вьюнка заливаются кипятком и настаиваются. Пить такой чай стоит взрослому человеку. Как вылечиться от заикания, вам ответит сама природа. Излишнее нервное возбуждение пройдет, и вы ощутите комфорт.
- Ароматерапия. С целью устранить некоторые причины возникновения заикания (депрессию, потерю сна), применяется терапия запахами. Ароматы лаванды, мяты, розмарина успокаивают нервы.
Заикание у взрослых — лечение глухотой.
Есть такое старинное народное средство лечения заикания в домашних условиях. Надо заткнуть уши на 7 дней так, чтобы почти не слышать своего голоса. И всё это время читать вслух, много говорить и даже петь. Должно пройти. (Источник: газета «Вестник ЗОЖ» 2007, № 3, с. 32).
Лечения заикания у детей и взрослых народными средствами.
Как вылечить заикание у взрослых и детей?
Чтобы избавиться от заикания, обязательно надо пить настой костяники.
Растение нужно рвать вместе с зеленью и корнями, сушить. 1 ст. л. травы заливать 1 стаканом кипятка, укутывать и настаивать до остывания. Пить по 1 ст. л. 3 раза в день. (Источник: газета «Вестник ЗОЖ» 2005, № 17, с. 30). Пример использования этого народного средства: Ребенок после испуга начал заикаться. Водили его по разным специалистам, промучились более двух лет, но все впустую. Помощь пришла, откуда не ждали. Знакомая учительница ездила в областной центр на курсы повышения квалификации. Там слушала лекции преподавателя мединститута. Вернувшись, она посоветовала лечить заикание у ребенка по такому рецепту: Взять 1 ст. л. с верхом сухих листьев костяники, собранных в августе. Они должны быть уже со ржавыми пятнами. Залить 1 стаканом кипятка, настоять. Настой должен получиться горьким. Давать ребенку этот настой по 1 ст. л. 3 раза в день. Настой каждый день готовить свежий. Это народное средство помогло избавиться от проблем с речью. (Источник: газета «Вестник ЗОЖ» 2004, № 16, с. 22).
Лечение пустырником при нервном заикании у детей — эффективное народное средство.
Ребенок пошел в 1-й класс. Там дети стали над ним насмехаться. От этого он страдал, стал заикаться, развилась депрессия, начались судороги. Врач-педиатр посоветовал поить ребенка на ночь настоем пустырника. Мама заваривала 1 л. л. пустырника 1 стаканом кипятка, настаивала, процеживала. Ребенок пил по 1 ст. л. настоя утром и вечером. Лечение длилось 7 дней, потом 7 дней перерыв, затем снова пустырник – 7 дней. Пил до тех пор, пока не стал нормально говорить. У него исчезли судороги, глаз перестал косить, с лица сошла болезненная гримаса. Так же удалось избавиться от заикания в домашних условиях с помощью пустырника соседской девочке. (Источник: газета «Вестник ЗОЖ» 2005, № 18, с. 29).
Как лечат от заикания целители из города Лиски.
У женщины внук заикался с трех лет. В школе отвечал на все вопросы только письменно. После статьи в ЗОЖ о Иванкине Алексее Андреевиче из города Лиски Воронежской области (ул. Гагарина, д. 8, ) повезли туда внука. После 10-дневного лечения заикания у ребенка речь наладилась. Прошло 3 года, сейчас внуку 17 лет, говорит хорошо, но время от времени делает упражнения, которым научили его в Лисках. В группе тогда было 48 человек, лечились от заикания и дети и взрослые от 8 до 43 лет. Все уехали, разговаривая чисто. (Источник: газета «Вестник ЗОЖ» 2008, №4, с. 8, ) 2001 году Иванкину Алексею Андреевичу было 70 лет, но ему помогал 20-летний сын Алексей Алексеевич. Принимали в 2001 году по 20 человек в месяц. Дед и прадед у Алексей Андреевича так же были народными целителями. (2001, №20, стр. 8-9) АиФ «Здоровье» опровергает публикации «Вестник ЗОЖ». В статье АиФ написано, что Алексей Андреевич работает без патентов и образования, лечит от заикания странными методами, набирает группы до 100 человек. В соседнем же строении работает его брат – Иванкин Петр Алексеевич. Вот у него с лечением все нормально: группы по 20 человек, обстановка дружелюбная, с документами все в порядке, результаты лечения заикания – отличные. Помогает ему дочь Наташа (психолог) и сын Павел (медик). Братья Павел и Алексей не общаются между собой.
Клиническая картина
Заикание не является заболеванием в прямом смысле этого слова, поскольку обычно классифицируется как проявление скрытых патологий человеческого организма. Нарушение может быть связанно с такими проблемами, как:
- психологическое расстройство;
- наличием у человека комплекса вины;
- чувством тревожности;
- одиночеством;
- страхом;
- трудностями в общении;
- нежеланием принимать важные решения и заниматься повседневными хлопотами.
Развитие заикания обычно связано с поражением органов речи и мышечной ткани гортани. Существенное воздействие на проявляющийся дефект речи оказывают спазмы и дыхательные судороги, возникающие вследствие чрезмерного волнения.
Профилактика заболевания
Будет лучше, если вы не допустите возникновения проблемы, т. к. бороться с заиканием сложнее. От чего вам стоит воздержаться:
- оберегайте себя от скандалов и потрясений, подумайте, как избавиться от частых стрессов;
- не переутомляйтесь;
- чаще гуляйте на природе;
- откажитесь от алкоголя;
- если у вас имеется гипертоническая болезнь, регулярно посещайте врача, на ее фоне может случиться инсульт, тогда перед неврологами и психотерапевтами будет стоять не только задача, как вылечить логоневроз, но и иные цели, связанные с поддержанием здоровья человека.
Постановка диагноза
Диагностировать заикание у взрослых достаточно просто, поскольку взрослый человек вполне способен объяснить и продемонстрировать, что именно его не устраивает в собственной речи.
Диагностика заболевания проводится под руководством логопеда и невролога . В дальнейшем пациенту может быть назначена консультация психолога и психотерапевта, могущих определить не кроется ли причина заболевания в домашних проблемах и трудностях в отношениях с родственниками.
При постановке диагноза у пациента могут проявляться вторичные симптомы:
- логофобия;
- потливость рук;
- покраснение лица;
- навязчивые взмахи рукой и движения другими частями тела.
Правильная постановка диагноза позволяет приступить к немедленному лечению заболевания.