РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ проект (4 класс)


Особенности вербального и невербального общения в межличностной коммуникации

Межличностная речевая коммуникация всегда представляет собой социальное взаимодействие, диалог. Участвуя в речевой коммуникации, человек высказывает суждения и воспринимает слова, высказанные другими людьми. Информация, выраженная в языке одним человеком, присваивается другим, и таким образом происходит понимание в диалоге. В диалоге, как коммуникативном процессе, люди взаимодействуют посредством выражения в словах смысловых позиций. В диалоге мысль оценивается и осваивается в соответствии с деловыми, политическими, этическими, эстетическими и другими критериями. Таким образом, диалог является непременной составляющей языкового общения. В межличностном общении в качестве невербальных коммуникативных средств используется поза, жесты, мимика, выражение лица, взгляд и пр. Невербальные средства коммуникации, несмотря на богатство вербального языка общения, в межличностном общении используются весьма широко. В отличие от слова (предложения) невербальные средства воспринимаются человеком непосредственно и действуют сильно, передают тончайшие нюансы отношения.

9 стр., 4371 слов

Средства коммуникации невербальные средства общения

Министерство образования Российской Федерации Челябинский государственный университет Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования Кафедра экономики отраслей и рынков Реферат По дисциплине: Психология и педагогика На тему: «Средства коммуникации: невербальные средства общения» Выполнила: ст. гр. 24ПС-101 Кузнецова Л.С Проверила: преподаватель Тарасова Н.Н Челябинск 2011 Содержание …

Невербальные средства коммуникации (так же как и вербальные) выполняют базовые функции коммуникации (информационную, прагматическую и экспрессивную).

Невербальные знаки (например, жесты, мимика) чаще всего являются немотивированными индексированными знаками и раскрывают чувства, эмоции, оценочное отношение. Прагматическая функция включает в себя установление контакта, обратной связи, социальную ориентацию, побудительные и регулирующие мотивы. Экспрессивные функции включают адаптивные, эмоциативные (вызывающие эмоции) и эмфатические (эмоциональное выделение определенного фрагмента).

Невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств. Невербальные знаки могут быть разделены на три основные группы: язык тела, паралингвистические средства, одежда и украшения. Язык тела может многое рассказать о чувствах и намерениях коммуникантов. Биологические корни языка тела лежат в различных позах животных, изучаемых этологией (поза устрашения, примирения, любовных намерений и т.п.).

Значения позы, положения конечностей, пальцев рук и т.п. не всегда точно определены изначально, они зависят от контекста. Более того, человеческое тело достаточно подвижно, чтобы принимать почти любое положение. Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как ‘прошу дополнительную минуту перерыва’ в спортивных состязаниях и т.п. Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.).

Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря (в современной лингвистике иногда говорят: поля) возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще.

Барьеры в межличностной коммуникации можно классифицировать по характеру действующих помех:

1. Технические помехи Источником таких помех является сам канал коммуникации (факс, телефон) когда в канале коммуникации появляются препятствия проходящему сигналу. Помехи могут полностью перекрывать канал коммуникации или же частично, искажая информацию или же усекая ее.

2. Психологические помехи связаны с отношениями между коммуникатором и реципиентом, их установками к каналу информации, способам, содержанию и форме сообщения

3. Психофизиологические ПОМЕХИ возникают из-за сенсорных способностей, особенностей человеческого восприятия, способности человеческого мозга к запоминанию и переработке информации.

4. Социальные помехи выражены в принадлежности коммуникантов к разным социальным группам, они обусловлены социальными нормами, запретами, ограничениями в получении информации. 5. Культурно-национальные причины. Особенности в межнациональных коммуникациях обусловлены различиями в традициях, нормах, ценностях, оценке различных форм коммуникаций, реакции на полученную информацию.

Предисловие

В отечественной психологии книг, в которых исследуется проблема общения, много, но, как ни странно, нет ни одной, которая целиком была бы посвящена неформальному общению.

Отдельные аспекты этой темы (восприятие и понимание человека человеком – А. А. Бодалев с учениками [21–28][1]; аттракция – Л. Я. Гозман [38–42], дружба – И. С. Кон [92–94]; психология любви – Е. П. Ильин [73]; коммуникативные аспекты неформального общения (слухи и сплетни) – Д. С. Горбатов [43–63]) уже освещались в психологической литературе в качестве самостоятельных проблем или фрагментов смежных тем, однако попыток рассмотреть эти аспекты в рамках единой и более обобщенной темы предпринято не было. В результате до сих пор нет целостного описания неформального общения.

Несомненно, что центральным вопросом неформального общения является аттракция, то есть притяжение людей друг к другу, которая тесно связана с социальной перцепцией, или восприятием человека человеком. Социальная перцепция рассматривалась в основном с позиции внешних условий, способствующих межличностному восприятию. Эмоцио нальная сторона межличностного восприятия, связанная с оценкой людьми друг друга с точки зрения их внешней привлекательности и особенно духовной красоты человека

[2], которая играет не меньшую, если не большую, роль в возникновении притяжений между людьми, стала интересовать психологов (в основном зарубежных) лишь в последние годы. Это обусловлено пониманием того, что без учета эмоциональной стороны межличностного восприятия невозможно нормальное общение и построение бытовых и деловых отношений друг с другом.

Понимание того, как и почему люди сходятся или, напротив, не могут найти общий язык и установить неформальное общение, предоставляет большие возможности практического приложения социально-психологического знания в контексте межличностного взаимодействия, открывает возможности качественного анализа взаимодействия, способствует повышению его эффективности.

Однако до сих пор многие вопросы, связанные с аттракцией, не получили должного освещения. В связи с этим мною рассмотрен ряд новых аспектов психологии аттракции, а именно: что нас привлекает в людях – обаяние и сексапильность объекта аттракции, возникновение симпатии и ее разновидности и другие вопросы, которые в психологической литературе, особенно отечественной, упоминаются крайне редко.

В книге имеется четыре раздела. В первом разделе рассмотрены психологические процессы, побуждающие к неформальному общению и сопровождающие его: восприятие и понимание человека, аттракция (притяжение к другому человеку), симпатия. Второй раздел посвящен рассмотрению индивидных и личностных особенностей человека, обусловливающих притяжение к нему. В третьем разделе речь идет о видах аттракции (приятельстве, товариществе, дружбе) и степени близости отношений между людьми при их неформальном общении. Четвертый раздел посвящен основным формам неформального вербального общения: беседам, слухам и сплетням. В книге приведен обширный список литературы по рассматриваемой теме, а также методики, позволяющие изучать различные аспекты проблемы неформального общения.

Коммуникативная стратегия, комм.тактика, комм.навыки

Коммуникативная стратегия – это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели, как пишет Е.В.Клюев, “стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт”. Стратегия – общая рамка, канва поведения, которая может включать и отступления от цели в отдельных шагах. Продавцов, в частности, учат стратегии продажи товара через коммуникацию с покупателем. Иногда продавец может высказаться плохо о том или ином товаре. Но при этом он неявно рекламирует другой имеющийся товар! Продавец (в особенности уличный распространитель) может использовать невербальные приемы (предложение вместе посмотреть брошюру с иллюстрациями – проникновение в личное пространство потенциального покупателя).

Мы каждый день используем определенную стратегию приветствия для разных людей и для разных целей коммуникации с этими людьми. Многие стратегии ритуализируются, превращаются в речевые конвенции и теряют ‘рематичность’, информативность. Нарушение конвенций, напротив, может рассматриваться как ‘сообщение’ Если вы часто опаздываете, и оправдываете свое опоздание, например, плохой работой транспорта, то вам перестают верить. Когда же это на самом деле происходит, то вашей правде не верят. В этом случае можно даже придумать парадоксальный принцип: соври, чтобы поверили

Коммуникативное намерение (задача)

– тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели. Вспомните предыдущий пример с ‘временной откровенностью’ перед покупателем. Такая же ‘временная откровенность’ содержится в риторических фигурах политиков, признающихся: “Мы не ангелы, мы простые люди”, хотя коммуникативной целью является убедить избирателя именно почти в ‘божественной’ исключительности потенциального избранника. Для этого могут использоваться также невербальные элементы коммуникации (простая одежда, президент в домашней обстановке и свитере и другие приемы имиджмейкерства).

Намерение и цель здесь разные, но в конечном итоге, в рамках стратегии намерение способствует осуществлению общей цели: — уметь эффективно формировать коммуникативную стратегию; — уметь эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации; — уметь эффективно представлять себя (или свою компанию) как участника коммуникативного процесса. Под эффективностью здесь подразумевается соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами коммуникации коммуникативной интенцией и перспективой, системная спаянность элементов коммуникативной стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов.

Введение

Общение принято делить на формальное (деловое) и неформальное. Формальное общение, или, как его еще называют, контакт масок, – это регламентированное общение, обозначенное границами формальных ролей собеседников. Оно обычно происходит при деловых отношениях, когда стороны общаются формально, на официальном уровне. Используются обычные маски вежливости, учтивости, безразличия, участливости. Деловое общение – вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.) исходя из общих интересов и целей коммуникантов.

Неформальное межличностное общение – это, во-первых, неделовое, во-вторых, добровольное и, в-третьих, доверительное общение, часто сводящееся к «разговору по душам».

Выделяют три типа разговора [20]:

1. Формализованный, где разговор следует строгой, заранее оговоренной регламентации (например, переговоры, совещания, конференции и т. д.).

2. Полуформализованный, где отсутствует предварительно заданная регламентация, но все же какие-то каноны соблюдаются (светские беседы, официальные приемы).

3. Неформализованный, где также существуют правила, однако эти правила довольно гибкие, изменяемые в зависимости от ситуации (например, повседневные разговоры с близкими, знакомыми, случайными собеседниками). Очевидно, что второй и третий тип разговоров относятся к неформальному общению.

Все разговоры подчинены единой логике, выраженной в последовательности фаз: инициирование (вызывание на разговор, завязывание его), сам разговор и его окончание. Первая фаза неформализованного разговора включает в себя признание людьми друг в друге потенциальных собеседников, что может достигаться с помощью различных средств коммуникации, в том числе с помощью приветствия, взгляда.

Неформализованный разговор

характеризуется следующими признаками:

✓ длительность разговора заранее не оговаривается;

✓ речь, перебивая друг друга, одновременно ведут оба или несколько собеседников, но только до тех пор, пока они не убеждаются, что они не понимают друг друга;

✓ порядок вступления в разговор каждого участника и время его высказывания не регламентируются;

✓ в процессе разговора участники используют различные приемы, чтобы взять слово или перейти на позицию слушателя. Такими приемами могут быть задаваемый собеседнику вопрос или взятие паузы.

Неформальное общение может быть: случайным и одноразовым, когда, например, один человек спрашивает на улице другого, как пройти к метро; периодическим (например, при встрече знакомых, живущих в одном доме); постоянным (общение в семье, на работе). В дальнейшем речь будет идти о двух последних видах неформального общения.

Функции

неформального межличностного общения состоят в следующем:

✓ организация совместной досуговой деятельности;

✓ познание людьми друг друга;

✓ формирование и развитие межличностных отношений.

Доверительный характер неформального общения рассматривается как процесс, имеющий свои стадии

и закономерности развития.

Первая стадия – это установление первого контакта и формирование образа другого человека; цель – формирование адекватного первого впечатления. На этой стадии наиболее важна роль социальной перцепции, процессов переработки и интерпретации полученной информации; в результате формируется эмоционально-мотивационная установка, в значительной степени предопределяющая характер дальнейшего взаимодействия.

Воспринятые внешность и выразительное поведение играют важную роль для определения особенностей партнера, его состояний, намерений, без них неосуществимы понимание другого человека и успешность взаимодействия.

Вторая стадия – формирование межличностных отношений; она имеет следующие подстадии, различающиеся целями и средствами:

✓ достижение согласия, принятия и разделения позиций;

✓ эмоциональная поддержка, получение одобрения;

✓ стремление добиться принятия себя как личности.

Третья стадия – стабилизация межличностных отношений; цель – установление оптимального психологического контакта и его сохранение или преобразование в желательную сторону. Как и на первой стадии, снова возрастает роль невербальных средств общения, механизмов понимания.

Каждая из этих форм неформального общения так или иначе возникает и в любом трудовом коллективе с определенной целью, а именно – наилучшей адаптации к его внутренним правилам и законам существования.

Важнейшим фактором доверительного общения является психологическая близость, которая возникает в результате полного психологического контакта.

Психологическая близость

– это взаимоотношения, основанные на полном доверии друг к другу, взаимопонимании; это взаимоуважение и взаимопомощь. Выделяют два уровня психологической близости: первичный и рациональный.

Первичный уровень возникает уже при первом контакте (длительное знакомство не требуется, создается ощущение, что вы сто лет знаете друг друга). Он характеризуется высокой спонтанностью эмоционального восприятия, неосознанностью и мало поддается волевому регулированию. Этому уровню близости свойственны легкость, высокая степень доверия и понимания, правильный прогноз партнера в ситуации и, наконец, принятие его со всеми сильными и слабыми сторонами.

Рациональный уровень основан на понимании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта. Он возникает на определенном этапе отношений с человеком, осознается и регулируется самими участниками общения.

Считается, что на работе более устойчивы отношения, основанные на общих ценностях и интересах (рациональный уровень), нежели отношения на основе симпатий и антипатий. Если вы внимательно присмотритесь к существующим в вашем коллективе неформальным связям, то они, скорее всего, будут укладываться в одну из пяти форм взаимодействия:

1. «Пара» – два человека взаимно симпатизируют друг другу. Часто один из них бывает лишь дополнением или «спутником» другого.

2. «Треугольник» – три человека симпатизируют друг другу и составляют свое маленькое, но вместе с тем очень тесное ядро коллектива.

3. «Квадрат» – может образовываться как совокупность пар, отношения между которыми не обязательно имеют одинаковую интенсивность.

4. «Цепочка» – линейная связь между несколькими людьми, которая при определенных условиях может стать источником слухов, «испорченного телефона».

5. «Звезда» – основывается на неформальном лидере, к которому приближены несколько членов коллектива.

Выделяются следующие компоненты

психологической близости:

✓ понимание (взаимопонимание, понимание с полуслова);

✓ доверие (максимальная откровенность, свободное, комфортное, безбоязненное общение);

✓ эмоциональная близость (симпатии, радость от общения; сопереживание и сочувствие, обостренное ощущение состояния другого человека);

✓ принятие (терпимость к отдельным недостаткам другого, признание и принятие другого, восприятие его таким, какой он есть, отсутствие конфликтов и стремление уступить, желание помочь);

✓ единство, близость целей, идеалов, точек зрения (совпадение ценностей).

В основе формирования привязанностей лежит не только потребность субъекта иметь близкие, доверительные отношения с людьми. Важно понять также, почему именно с этим, а не другим человеком нам хотелось бы сблизиться, подружиться, доверить ему свои сокровенные мысли и чувства.

Особую роль в этом процессе играют привлекательность и сила притяжения другого человека, то есть аттракция

. Аттракция – многозначное явление. Оно обязательно включает оценку другого человека, а также определенный эмоциональный фон, который может различаться по интенсивности и степени личностной включенности, заинтересованности. От обширного класса установок аттракция отличается тем, что является установкой на одного человека, а не на группу.

Далее…

  • Психологи рекомендуют применять на практике метод утвердительных ответов. Суть его очень проста: не стоит в самом начале разговора упоминать темы, обсуждая которые участники диалога не смогут прийти к согласию. Избегая острых углов, вы добьётесь лучших результатов. Начните беседу с тех вопросов, на который ваш визави точно ответит утвердительно. Если вы хотите произвести хорошее впечатление на окружающих, воздержитесь от критики и оценки в адрес своих собеседников. Также не стоит постоянно рассказывать о своих проблемах – это очень быстро наскучит другим участникам диалога. Старайтесь избегать споров и конфликтных ситуаций, особенно если беседа проходит не с глазу на глаз. При любых обстоятельствах старайтесь спокойно выслушать собеседника, только так вы сможете найти выход из непростой ситуации. Если ваш оппонент втягивает вас в ненужный спор, постарайтесь сохранять спокойствие и не поддавайтесь на провокации. В этом случае лучше всего попытаться выяснить: какую цель ставит перед собой собеседник. Если вы хотите, чтобы с вашим мнением считались, уважайте точку зрения другого человека. Помните, что проявление раздражительности и бестактное поведение может стать непреодолимым препятствием для установки контакта между собеседниками.

Квартина Дарья · 09 июн, 2016

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: