Подростковый возраст. Кризис 13 лет. материал (5, 6 класс) на тему

26.02.2015 |

Переходный возраст у мальчика

Переходный возраст для любого ребенка является очень важным периодом в жизни. Не становятся исключением и мальчики. В это время в организме подростка начинаются процессы, свидетельствующие о скачке в развитии. Природа запускает этот механизм в 9-14 лет. Период также называется пубертатным, в принципе, это начало полового созревания. В сравнении с девочками мальчики развиваются на пару лет позже. Девочки 13 лет вполне сформированы, в отличии от мальчиков, которые в этом возрасте имеют еще детскую внешность.

Как родителям пережить переходный возраст у девочки?

Как воспитать в ребенке личность? Ответ на страницах нашего сайта.

Что такое подростковая психология?

Итак, что такое хорошее определение психологии подростков? Подростковая психология занимается вопросами психического здоровья подростков. Подростковый возраст обычно составляет от 13 до 19 лет

. Психологи помогают подросткам в этот период в физическом, моральном, сексуальном и социальном развитии.

Важно!

Подростковая психология может помочь подросткам, проходящим через обычные подростковые изменения, и помочь им справиться со своими эмоциями. Подростковая психология может помочь подросткам с психическими расстройствами.

Психологические перемены

Подросток с непонятным выражением лица

Симптомы, указывающие на начала переходного возраста также наблюдаются в психологии ребенка.

  1. Концентрация внимания и память ухудшаются на начальном этапе переходного периода.
  2. Может наблюдаться повышенная возбудимость ЦНС , результат гормональных перестроек в организме.
  3. Склонности к депрессиям, замкнутость.
  4. Повышенная агрессия, в том числе направленная в сторону родителей.
  5. Протест против окружающего мира, конфликтность.
  6. Может снижаться умственная работоспособность между 14 и 16 годами.
  7. Развитие неуверенности, снижение самооценки, стеснительность.
  8. Избыточная тревожность, может появляться нервозность.
  9. Лабильность эмоций, импульсивность, перепады настроения , частые явления.
  10. Появление интереса к представительницам противоположного пола, половое влечение к ним. Мальчика начинают интересовать личные отношения с одноклассницами, в них он видит красивых девушек. Не исключено, что первый сексуальный опыт возникнет в пубертатном периоде.

Как работает мышление подростка?

Психология развития подростков связана со многими различными типами изменений. Развитие от детства до зрелости — сложный процесс. Это не просто добавление знаний и понимания. Подростки, проходящие через этот период, думают, чувствуют и ведут себя не так, как дети или взрослые. Эти различия можно увидеть во всех стадиях развития.

Сексуальное и физическое развитие

Физические признаки подросткового возраста очевидны. В это время у мальчиков и девочек начинают расти волосы на лобке. Они становятся выше, девочки достигают полного роста в 16 лет, а мальчики достигают своего полного роста в 18 лет. У девочек начинаются менструации, грудь увеличивается. Голоса мальчиков становятся более грубее.

Все физические изменения вносят изменения в то, как подростки думают и ведут себя. Они развивают сексуальную осведомленность и привлекательность и могут стать сексуально активными. Пока они здоровы, их тела сильнее и более скоординированы, чем когда-либо прежде, что позволяет им преуспеть в спорте.

Важно!

Подростки имеют много возможностей, а также проблем, связанных с их физическим развитием. Подростковая психология может помочь им разобраться в физических изменениях, через которые они проходят, и о том, как позитивно с ними справляться.

Когнитивное развитие

Подростковый возраст дает новые способы мышления. Когда дети развиваются и познают окружающий мир, они могут мыслить абстрактно. Вместо того, чтобы понимать то, о чем они знают, они могут представить то, чего никогда не испытывали. Из-за этого они развивают способность принимать абстрактные понятия, найденные в современной математике. Они начинают понимать духовность и любовь.

Важно!

Абстрактное мышление также делает подростков более рискованными, так как они чувствуют себя неуязвимыми для вреда. Тем не менее, по мере взросления они развивают навыки рассуждения и могут мыслить логически. Они развивают способность судить о вещах для себя. Они могут продумать возможные последствия, прежде чем решат его выполнить.

Когнитивное развитие не происходит в одно мгновение. В раннем подростковом возрасте дети в основном используют свои вновь обретенные абстрактные рассуждения для школьных занятий и дома. Они начинают высказывать свое мнение о том, чем они хотят заниматься, и выбирают свои собственные цели. Они видят краткосрочные последствия, но не всегда долгосрочные.

В среднем подростковом возрасте их мышление становится более сложным. Они могут представить, каким будет их будущее, но с трудом применяют эти мысли в процессе принятия решений. В позднем подростковом возрасте подростки начинают больше думать вне себя. Они могут больше думать о том, что происходит в мире, и об основных проблемах, стоящих перед обществом в целом. Они чрезвычайно обеспокоены выбором карьеры и тем, что делать после того, как они уйдут из дома.

Эмоциональное развитие

В подростковом возрасте подростки обращаются к своим сверстникам за эмоциональной поддержкой. Они начинают больше конфликтовать со своими родителями до позднего подросткового возраста. Они сближаются со своими друзьями, испытывают много разных эмоций и становятся более независимыми от своих родителей

.

Когда они достигают позднего подросткового возраста, они становятся более уверенными в себе и своих убеждениях. Они могут искать переживания и легко стать сексуально возбужденными. В позднем подростковом возрасте они начинают лучше контролировать свои эмоции. Большая часть подростковой психологии занимается обучением подростков тому, как управлять своими эмоциями.

Моральное развитие

Подростки развивают чувство морали и в подростковом возрасте. Они исходят из стадии развития власти и общественного порядка, в которой они были сосредоточены на установленных правилах. Однако по мере взросления они начинают думать о социальных возможностях. Они заинтересованы в том, чтобы делать то, что является взаимовыгодным, и делать то, что является морально правильным.

Вспомогательные факторы

Мальчик мажет под мышками дезодорантом

Никому не под силу заранее вычислить, во сколько переходный возраст у мальчиков начнется. Все зависит от многих причин. У кого-то это раньше, у кого–то , позже. Также нельзя ответить, до скольки он продлиться. На самом деле, на начало и конец пубертата могут влиять определенные факторы, некоторые из них будут ускорять процесс, некоторые станут его тормозить.

  1. Наследственность. У мальчика , подростка переходный возраст, как правило, совпадает с началом пубертата у его отца.
  2. Особенности питания. Если мальчик недостаточно питатется. Не в полной мере получает необходимые для развития продукты, в том числе витамины, белки и другие биологически активные вещества, его половое созревание может начаться позже, чем у сверстников.
  3. Воздействия окружающей среды. Переходной возраст может начаться раньше, если ребенок использует средства ухода за телом, в состав которых входят гормональные препараты, а также при потреблении определенных продуктов.
  4. Гормональное нарушение. Ускоренное или замедленное развитие переходного периода может происходить по причине отклонений в функционировании эндокринной системы.

Подростковая идентичность

Наряду с другими аспектами когнитивного, эмоционального и социального развития подростки развивают свои уникальные особенности. Начиная с ранней юности и до поздней, на их мышление влияет подростковый эгоцентризм, чаще вначале и реже в дальнейшем. Три особенности подросткового эгоцентризма:

  1. Они сосредоточены полностью на себе.
  2. Они видят себя особенными и уникальными.
  3. Они думают, что другие сфокусированы на них и замечают все о них, что они говорят и что они делают.

Проблемы подростков

Подростковая психология занимается важными вопросами, которые могут оказать длительное влияние на жизнь подростка. Некоторые из них включают независимость, сексуальность, употребление наркотиков и отношения со сверстниками. Психологи помогают подросткам решать эти проблемы.

Независимость

Подростки должны стать независимыми, чтобы стать полностью взрослыми. Для этого они должны:

  • изучить личность и выработать устойчивое представление о том, кто они есть;
  • стать более осведомленными о себе, своих мыслях и поведении;
  • ставить и достигать цели.

Родители могут помочь подросткам обрести независимость, позволяя им самим выбирать и жить с последствиями. В то же время подростки нуждаются в любви и уважении своих родителей

. Им нужна поддержка родителей, которые уверены в способностях своих детей. Они нуждаются в руководстве без строгого контроля.

Сексуальность

Половое развитие подростка включает в себя много разных задач. Подросток должен понимать и чувствовать себя хорошо с изменениями, которые происходят в его теле. Им нужно научиться принимать решения о том, что они делают со своим телом, включая секс

. Им нужно раскрыть свою сексуальную идентичность и научиться иметь здоровые сексуальные отношения.

Употребление наркотиков

Большинство подростков столкнется с возможностью употребления наркотиков и алкоголя. Они должны знать о последствиях, но просвещение по вопросам наркотиков должно быть сосредоточено на фактических рисках употребления наркотиков, а не на вопиющих страшных историях.

Важно!

Для многих родителей ключом к предотвращению употребления наркотиков является хорошее информирование об опасностях.

Взаимоотношения со сверстниками

Отношения со сверстниками чрезвычайно важны для подростков, они должны научиться строить отношения. Им приходится иметь дело с конкуренцией со стороны сверстников, в социальном плане. Детская и подростковая психология может предоставить им инструменты для социального взаимодействия со сверстниками и научить их развивать отношения, которые важны для них.

Советы родителям

Советы родителям подростка

Родителям очень важно найти подход к подростку и сохранить доверительные отношения. Нужно помнить, что переходный возраст труден тем, что понимание жизни уже становится взрослым, а возможностей для реализации себя практически нет. В то же время присутствует высокий уровень эмоциональной чувствительности. Переходный возраст – это очень противоречивое время, пережить которое сложно всем, родителям и их детям.

Как же добиться доверительных отношений? Доверие – это отношение между двумя сторонами. Родителям, которые переживают из-за замкнутости подростка, сначала следует ответить на вопрос: доверяют ли они сами своему ребенку? Загонять в угол допросами не нужно, лучше начать рассказ о своей жизни, постепенно и сын раскроется.

Конфликтная обстановка в домашних стенах, однозначно, гонит подростка на улицу. А переходный возраст требует, чтобы с мальчиком общались на равных, ведь он уже чувствует себя мужчиной. Если рассказывать о себе, не нужно создавать идеальный образ, лучше вспомнить о своих ошибках и неудачах, порассуждать, как нужно было сделать правильно. Нравоучения лишь отталкивают подростка, ему кажется, что он не соответствует ожиданиям, а потому идет туда, где его воспринимают на равных. Чаще всего, это улица.

Родителям нужно стараться держать мальчика-подростка и его друзей поближе к дому. Особенно важно не показывать, что его приятели не слишком нравятся – в переходном возрасте это чаще всего вызывает у ребенка неконтролируемую агрессию. Отношения налаживаются, когда родители отталкиваются от интересов ребенка – слушают его любимую музыку, интересуются, что его занимает в интернете. Важно быть в курсе и не пытаться при этом навязывать свое мнение, в переходном возрасте это безрезультатно, а вот навредить может. Тонкая ниточка доверия может быть надорвана надолго.

Терпимость и поддержка – вот что нужно мальчику в переходном возрасте.

Развитие нравственного мышления: теория Колберга

Независимость, которая приходит св подростковом возрасте, требует независимого мышления, а также развития нравственности — стандартов поведения, которые, как правило, согласуются в рамках культуры, чтобы быть правильными или правильными. Так же, как Пиаже полагал, что когнитивное развитие детей следует определенным закономерностям, Лоуренс Колберг (1984) утверждал, что дети изучают свои моральные ценности посредством активного мышления и рассуждений, и что нравственное развитие следует за рядом этапов.

Этапы нравственного мышления Лоуренса Колберга

ВозрастМоральная СтадияОписание
Маленькие детиПрофи- лактическая моральДо девяти лет дети сосредоточены на собственных интересах. На этом этапе они избегают наказания и ищут награды.
Старшие дети, подростки, большинство взрослыхОбычная моральВ раннем подростковом возрасте ребенок начинает заботиться о том, как разные последствия влияют на других, и хочет угодить и быть принятым. На этом этапе развития люди могут ценить то благо, которое можно извлечь из соблюдения социальных норм в форме законов или других правил. Например, человек на этом уровне может сказать: «Он не должен красть наркотик, так как каждый будет считать его вором, а его жена, которая нуждается в наркотике, не захочет вылечиться из-за воровства», он должен соблюдать закон, потому что воровство является преступлением».
Много взрослыхПосткон- венцион- альная моральНа этой стадии люди используют абстрактные рассуждения, чтобы оправдать поведение. Моральное поведение основано на выбранных ими этических принципах, которые, как правило, являются всеобъемлющими и универсальными, такими как справедливость, достоинство и равенство.

Характерные проявления

Мальчик - подросток улыбается

Различают три этапа:

  • подготовительный, также называют младшим подростковым – психика и тело готовятся и к надвигающимся изменениям,
  • пубертатный,
  • постпубертатный , окончание формирования психологического и физиологического начала.

В пубертате происходит интенсивная секреция андрогенов, это запускает физиологические процессы. Данный этап называют адренархе.

Давайте рассмотрим признаки переходного возраста.

  1. Рост наружных мужских органов. Поначалу происходит увеличение яичек, которое преподает на 12 лет приблизительно. При этом также увеличивается половой член. Частота эрекцией повышается, возможны полюции, в норме они наблюдаются каждые два дня. Уже в возрасте 14 лет у подростка могут формироваться полноценные сперматозоиды.
  2. Рост волос. Первоначально волосики начинают расти на лобковой зоне и у основания полового члена. Сначала волоски редкие, со временем густеют. Спустя полгода или 18 месяцев с начала появления волос в интимных зонах, волосики появляются под мышками, вокруг сосков, возникает некое подобие усиков и бородки. Необходимо понимать, что далеко не у всех молодых мужчин волосяной покров укроет всю грудную клетку, а у кого-то волосы вырастут и на спине.
  3. Перемена голоса. Под воздействием выработки андрогенов наступает ломка. Это результат ускоренного развития гортани, голосовые связки становятся длиннее и утолщаются. Данное явление может быть характерным для 13 лет. Голос мальчика , подростка становится низким. На протяжении нескольких лет может наблюдаться нестабильность голосом. Окончательный тембр будет установлен к 15 годам.
  4. Изменения мышечной ткани. В данный период мальчики достаточно быстро растут, вырастают кости, а также увеличивается мышечная масса, которая достигает своего максимального значения через год с момента проявления первых признаков полового созревания. На момент окончания пубертатного периода у представителей мужского пола мышечная масса вдвое больше, чем у девушек.
  5. Смена запахов. Под воздействием половых гормонов происходят изменения жирных кислот, которые входят в состав пота. Потоотделение усиливается, появляется специфический неприятный запах. Также происходит повышенная выработка секрета сальных желез, из-за чего кожа жирнеет, появляются первые угри.

Мой сын подросток. Уже почти год, как начался пубертатный период, а именно в 12 лет. За это время у него произошли определенные изменения, свойственные пубертату. Больше всего удивила ломка голоса, которую я практически не заметила, чего нельзя сказать о других родственниках. Также произошли изменения и в характере. Сын хочет быть самостоятельным, желает выполнять роль мужчины в семье. Но иногда у него случаются вспышки гнева в ситуациях, когда что-то запрещается, а очень хочется.

Проблемы подростков

Некоторые общие проблемы психического здоровья, с которыми сталкиваются подростки, включают:

  • депрессия;
  • суицидальные мысли и попытки суицида;
  • причинение себе вреда;
  • дисморфофобия тела;
  • пищевые расстройства;
  • тревожные расстройства;
  • расстройства настроения;
  • шизофрения;
  • аутизм.

Важно!

Если у ребенка есть подозрение на какое-либо из этих или других психических состояний, ему необходимо получить помощь психиатра. Решение этих проблем в подростковом возрасте не только помогает им пережить бурные подростковые годы, но и дает им шанс на лучшее будущее.

Подростковая борьба

Подростковые годы тяжелы для каждого подростка. Тем не менее, некоторые подростки имеют больше проблем, чем другие. Если ваш ребенок находится в экстремальном эмоциональном расстройстве или его ежедневное функционирование нарушено, вам необходимо как можно скорее помочь ему.

Каждый родитель страдает, если его ребенок справляется с проблемами. Вы должны заботиться о своем психическом здоровье, если вы хотите быть эмоционально сильным, чтобы обеспечить подростку необходимую поддержку.

Книги по психологии для подростков

Название книгиАвтор книги
На стороне подростка.Франсуаза Дольто.
Неврозы у детей и подростков.Александр Иванович Захаров.
Растущий мозг. Как нейронаука и навыки майндсайт помогают преодолеть проблемы подросткового возраста.Дэниел Сигел.
Правила общения с детьми: 12 «нельзя», 12 «можно», 12 «надо».Нина Зверева.
Папа-спецназ. Миссия выполнима.Нил Синклер.
Как испортить ребенка воспитанием. Вредные советы.Виржини Дюмон.
Я плохая мать? И 33 других вопроса, которые портят жизнь родителям.Екатерина Кронгауз.
Любить или воспитывать?.Екатерина Мурашова.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]