Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями. статья на тему


Часто ли вам не удаётся договориться с близкими людьми или коллегами по работе по какому-либо вопросу? Это может быть связано с ремонтом в доме, обсуждением бизнес проекта в процессе трудовой деятельности или расхождением во взглядах на текущую политическую ситуацию в стране. В большинстве случаев на пути взаимопонимания и гармонии возникают эмоции. Действительно, управление эмоциями является краеугольным камнем в вопросах конструктивного общения для достижения желаемого результата!

С этой точки зрения можно сегментировать общество на тех, кто умеет управлять своими чувствами и эмоциями, и тех, кто не способен совладать с ними. Как правило, первые достигают значительного успеха в любой сфере жизни. В свою очередь, те, у кого эмоции преобладают над разумом, условно делятся на две категории: осознающих проблему контроля эмоций и игнорирующих её.

Эмоциональный человек, который не управляет своими эмоциями

и не собирается работать над собой, скорее всего, будет вынужден регулярно вступать в различные конфликты в обществе, бессмысленные споры с друзьями и сложные отношения со своими родственниками.

Данная статья будет полезна тем, кто осознал в себе такую проблему и хотел бы разобраться, как научиться контролировать свои эмоции и управлять ими.

Как управлять эмоциями

Приняв решение трансформировать эту область своей личности, человек начинает искать различные методы и инструменты для решения данной задачи. И здесь йога может стать одним из лучших средств по управлению эмоциями. В современно мире йога зачастую воспринимается как дисциплина, призванная улучшить физическое здоровье человека, в то время как эмоциональная сфера остается бесконтрольна.

Однако нередко человека провоцируют на эмоции даже во время занятий, что может привести к диаметрально противоположному результату, который по идее должен быть.

Давайте посмотрим, что говорят древние тексты о данном аспекте. В Махабхарате, книге пятой, встречаем поучение отшельника царю:

«Тело человека — это его колесница, о царь, душа в нём — это возница его, а чувства — его кони. Влекомый теми добрыми конями, хорошо укрощенными, мудрый спокойно мчится по жизненной стезе, точно на колеснице, бдительный и преуспевающий. Эти же чувства его, если не обузданы, в состоянии привести их обладателя к гибели, подобно тому как неукротимые кони, не поддаваясь управлению на пути своём приводят к гибели неопытного возницу».

Таким образом, во главу угла ставится задача обуздать свои чувства для достижения своих целей. Кстати, один из переводов слова йога — обуздание.

Как научиться управлять своими эмоциями и чувствами?

Вообще каждому человеку свойственно переживать на протяжении своей жизни положительные, отрицательные и нейтральные эмоции. И каждый вид требует самоконтроля, обучения правильному восприятию и воспроизведению, чтобы не сталкиваться с непониманием в социуме и последствиями сильных волнений организмом. Психогигиена учит тому, что справляться и правильно воспринимать нужно не только отрицательные, но и все существующие эмоции.

Сила мысли

О том, как властвовать собой и не поддаваться действию эмоций, написано много книг. Но самыми простыми и распространенными признаны 3 методики – позитивно мышление, концентрация и визуализация. Управление своими мыслями поможет перестроить отношение к разным факторам воздействия и реакциям на них.

Умеете ли Вы управлять своими эмоциями?

ДаНет

Психологи дают следующие практические советы по этим трем пунктам:

  1. Позитивное мышление – при появлении негативной мысли человеку нужно всячески заменить ее положительной, даже если она не касается конкретного обстоятельства и события. Позитивное мышление тянет за собой положительные эмоции, уверенность в себе и другие последствия, улучшающие качество жизни.
  2. Концентрация – каждый день человеку нужно выделять 10-20 минут для концентрации на любом объекте, который дарит приятные впечатления и эмоции. Таким образом, можно тренировать силу мыслей, ум, а соответственно, можно обрести устойчивую радость.
  3. Визуализация – то, что человек визуализирует у себя в голове, то и является следствием эмоций и чувств. Не зря Эйнштейн говорил, что «воображение важнее знания». Человеку нужно уделять время на представление себя тем, кем он хочет быть, например, спокойным и уравновешенным мужчиной, успешной и любящей женщиной и др.

Умение управлять эмоциями – это лучшее, чему может обучиться человек, а начинать нужно будет с управления своими мыслями и воображением. Если во всем плохом видеть положительные стороны, регулярно концентрироваться на своих целях и визуализировать их достижения, можно в конечно итоге реализовать свои планы.

Самопознание и медитации

Если знать, как эмоции управляют мозгом, к чему приводит бесконтрольное их проявление, можно понимать всю серьезность такой ситуации. Медитация – это еще одна действенная методика, благодаря которой можно все эмоции и чувства вытащить на поверхность, чтобы осознать и избавиться от них.

Медитировать нужно следующим способом:

  • Нужно научиться ощущать свое тело, наблюдая за теми областями, где концентрируются эмоции – грудная клетка, горло, солнечное сплетение, под ребрами и в животе.
  • Каждую ситуацию, которая вызывает сильные эмоции, нужно визуализировать. Далее нужно вызвать те эмоции, которые сопровождают это событие.
  • На этом этапе нужно ощутить, в каком месте на теле эти эмоции дают реакцию. В течение 2-3 минут нужно фиксировать свое внимание на телесных ощущениях, никак не препятствуя им.
  • Далее нужно понять, какие именно эмоции скрываются под ощущениями в теле.
  • Теперь в течение 3-5 минут нужно созерцать своим эмоции, не пытаясь их заглушить или усилить. Какие бы они не были, нужно принять их и полюбить.
  • Любая эмоция – это составляющая жизни человека, это нужно понять и принять. В каждой из них скрывается определенный смысл, например, защита или предупреждение. На этом этапе человеку нужно найти смысл эмоции внутри себя.
  • В конце нужно обязательно поблагодарить свою эмоцию, сфокусировавшись на своем теле, окружении, звуках, пространстве.

В конце медитации человеку нужно сначала сделать глубокий вдох, после этого потянуться и раскрыть глаза. Особое внимание нужно уделить музыкальному сопровождению, которое помогает концентрироваться на своем теле и ощущениях.

Практические советы

Чтобы управлять своим сознанием и эмоциями, можно попрактиковаться при помощи нескольких проверенных временем и опытом упражнений. А именно:

  • замените невербальные знаки и жесты грусти проявлениями радости, а именно, приподнятым подбородком, грудью вперед, ровным дыханием и улыбкой на лице, так как физическое состояние связано с психическим состоянием;
  • любые навязчивые негативные мысли можно заменить детским писклявым голосом, что снизит градус серьезности и неприязни, можно также спародировать эту мысль перед зеркалом и включить громче веселую музыку;
  • взгляд на мир и события с точки зрения юмориста, можно рассказать неприятное событие в форме анекдота, написать его на бумагу, что поможет найти светлую сторону в нем;
  • любое скучное и неинтересное дело, которое нужно обязательно выполнить, можно представить в виде конкурса, который закончится приятной наградой.

Казалось бы, такие простые упражнения, но насколько кардинально они меняют психоэмоциональный фон человека в ситуациях, когда подавляют негативные мысли, события и дела.

Психологические техники

Неумение управлять эмоциями – это всего лишь вопрос времени, если придерживаться нескольких психологических техник, обучающих самоконтролю. А именно:

  • воспоминание о своих достижениях и крутых событиях в жизни в момент ощущения неприятных эмоций;
  • перекладывание переживаний “на потом”, отложенное волнение быстро успокаивает сильные отрицательные эмоции;
  • принятие худших событий, что позволит легче переносить неприятности и сложности (на примере самураев, что думали о смерти и справлялись с серьезными задачами);
  • осознание эмоции, правильная формулировка по формуле «Я чувствую X (эмоция), когда я делаю Y/когда со мной делают Y (поведение) в положении Z»;
  • взгляд на себя в зеркало для объективного восприятия ситуации и самого себя.

Не стоит прибегать сразу ко всем техникам, важно выбрать самую подходящую для себя и концентрироваться на ней. Со временем такие действия превратятся в хорошую привычку, которая сможет гасить зашкаливающие эмоции в нужное время.

Техники управления эмоциями через тело

Наука йоги даёт нам различные упражнения для управления эмоциями. В первую очередь, надо сказать о хатха-йоге. В данную дисциплину входят комплексы асан, шаткармы, различные крии и дыхательные техники. Существует несколько основных телесно ориентированных техник управления эмоциями в йоге, которые позволят не просто контролировать свои эмоции, но научиться жить жизнью, свободной от навязанных переживаний, стрессов и других негативных состояний современного мира:

  • Правильное питание
  • Асаны йоги
  • Шаткармы
  • Сантоша — удовлетворённость во всём
  • Медитация
  • Состояние наблюдателя

Рассмотрим каждую из этих техник подробнее.

Принять или бежать.

Сложно контролировать все, что происходит в жизни, но есть ситуации, которыми действительно можно управлять. Например, выход из дома вовремя. Не придется злиться на опаздывающий транспорт, пробки или бояться недовольства начальства. Поэтому проще раньше вставать, чтобы не спешить.

Семейные обеды также могут вызывать беспокойство и стресс. Избегать их не стоит, но можно запланировать на этот же день что-то важное для себя, чтобы иметь возможность уйти раньше, не испытывая чувства вины. Следует избегать неприятных ощущений ради своего эмоционального здоровья.

Но есть события или ситуации, от которых не стоит отказываться. Например, попытка избежать публичных выступлений на работе только усилит негативные эмоции из-за чувства нереализованности или упущенных возможностей. Иногда приходится сталкиваться со своими страхами, чтобы преодолеть их.

Полезно уметь определять, какие ситуации принесут больше пользы, если принимать в них активное участие, а каких можно просто избежать.

Пройти тест на тип личности

Правильное питание

Особую роль в этом разделе играет питание человека. Вызывающая крайние чувства еда возбуждает в человеке соответствующие эмоции. С учётом многократного повторения приёма пищи складываются определенные привычки испытывать те или иные ощущения. Как правило данный аспект ускользает от человека, и он не видит связи между неконтролируемыми эмоциями и питанием.

Например, привычка есть сахаросодержащие продукты зачастую приводит к сексуальным зависимостям или излишней обидчивости человека. Желательно постепенно сбалансировать свой рацион, в идеале — это простая вегетарианская пища. Зная с какими проблемами сталкивается человек в данном вопросе, мы рекомендуем постепенно увеличивать в рационе процент свежих фруктов и овощей.

Представить худший сценарий.

Иногда люди одержимы страхами, не в силах найти выход. Мысли об увольнении, о том, что партнер больше не любит, о нехватке денег, чтобы расплатиться с долгами. Они раскручивают спираль страхов и парализуют.

Вместо того, чтобы подпитывать эти мысли, лучше попробовать спросить себя, что произойдет, если случится самое страшное, и попробовать найти в этом плюс или наиболее оптимальный выход из положения.

  • Если меня уволят, я наконец смогу реализовать свой проект.
  • Если мой парень не обращает на меня внимания, я спрошу его, что не так. И если он больше не любит меня, придется принять это, справиться с болью и двигаться дальше.
  • Если я не смогу оплатить свой долг, мне придется продать машину или попросить семью о помощи.

Асаны йоги

Приступая к освоению техник по управлению эмоциями через тело, лучше всего идти от простого к сложному. Асаны — это очень хороший инструмент по трансформации себя, который развивает терпение, выносливость и наблюдательность. Взращивая подобные качества, мы не просто блокируем эмоции, мы замещаем их более качественными моделями поведения.

Шаткармы — очистительные техники

Важным звеном на данном этапе является комплекс шаткарм — действий по очищению организма от шлаков и токсинов. Известно, что токсины очень сильно влияют не только на наше физическое здоровье, но также и на психическое состояние. Также в комплекс шаткарм входят технике по успокоению ума. Например, созерцание пламени свечи снимает напряжение с глаз, подготавливает ум человека к более глубоким практикам, влияющим на эмоциональную сферу жизни, вводит человека в благостное состояние. Зачастую люди игнорируют данную область знаний, не забывайте, пожалуйста, об очищении!

Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями. статья на тему

Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями.

Адекватное поведение в стрессовых ситуациях.

Дети эмоциональны. Но в меру возрастных особенностей и жизненного опыта, способны более ярко демонстрировать собственные эмоции. Смех, плач, крик, визг, истерики, сияющие глаза и многое другое – все это проявление эмоций. Благодаря этому, мы видим отношение детей к людям, событиям, к окружающему миру, поскольку они привыкли не скрывать своих эмоций.

Однако детская эмоциональность стихийна и импульсивна. Чтобы понять это, необходимо вспомнить, что природа эмоций двойственна. Она основана и на особенностях биологических задатков человека, и на базе его социального опыта. Если природная часть эмоциональной сферы в подростковом возрасте уже достаточно сформирована, то социальная ее база, как правило, весьма недостаточна. Практика показывает, что современные тенденции семейного и школьного воспитания связаны с особой заботой о формировании когнитивной сферы ребенка. Таким образом, эмоциональное развитие детей происходит спонтанно. Воздействие социума на эмоциональную сферу сводится чаще всего к ознакомлению ребенка с нормами и правилами общественно одобряемого поведения. Такая система не дает ему возможности самостоятельного проживания, осознания и преодоления эмоциональных экстремальных ситуаций, а значит, не наполняет копилку его собственного эмоционального опыта.

Неумение осознавать собственные эмоции и управлять ими (как отрицательными, так и положительными) делает ребенка беззащитным перед стрессами, страхами, чувством вины.

Невозможность понимать и оценивать эмоции других людей создает серьезные сложности в общении и взаимопонимании как со сверстниками, так и с родителями и другими взрослыми. Такая эмоциональная некомпетентность часто служит причиной стрессов.

Существует довольно распространенное заблуждение, что стрессам подвержены только слабые люди. Это не так. В стрессовом состоянии может оказаться любой человек. Неграмотное, неумелое поведение человека в ситуации отрицательного стресса опасно тем, что ведет к устойчивой негативной психологической реакции, именуемой депрессией, а также к изменениям на физиологическом уровне. Последствиями физиологического стресса становятся неврозы, неврастении и истерия.

Проблемы со здоровьем могут возникнуть на фоне неадекватного поведения. В подобной ситуации человек становится неспособным эффективно преодолевать жизненные трудности и связанные с ними стрессы. Эти проблемы можно решить путем специально организованного, систематического обучения детей способам грамотного и осознанного поведения в эмоциональных и стрессовых ситуациях.

Чему учить ребенка, чтобы способствовать адекватному развитию его эмоциональной сферы. Необходимо помочь ребенку освоить те практические умения, которые помогут ему спокойно и уверенно чувствовать себя в любой ситуации общения и взаимодействия. Вот некоторые умения, которым полезно научиться ребенку:

1. Осознавать и анализировать собственные эмоции и эмоциональные состояния.

2. Видеть и понимать эмоции, эмоциональные состояния и чувства других людей.

3. Соотносить свои эмоции с эмоциями других, видеть сходство и различие в эмоциональных реакциях различных людей в одной и той же ситуации.

4. Произвольно регулировать собственные эмоциональные состояния.

Как учить детей осознавать и понимать эмоции? Чтобы научить ребенка эмоциональной балансировке, педагог должен сам обладать элементарными сведениями о фундаментальных эмоциях.

Радость — сильная и глубокая положительная эмоция. Выражение радости легко узнается. Радость усиливает восприимчивость, увеличивает мотивацию общения, способствует уверенности в себе.

Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения или эмоциональной привлекательности. У ребенка интерес носит стихийный характер. Утвердившись и углубившись, интерес может стать потребностью.

Удивление — кратковременная и очень неопределенная эмоция. С одной стороны, мимика удивления очень яркая (широко открытые глаза и рот), с другой стороны, удивление легко переходит как в положительно, так и в отрицательно окрашенные чувства. Обычно выстраиваются такие эмоциональные цепочки: удивление — радость — интерес; удивление — стыд — страх.

Отвращение вызывает реакцию гнева и как бы оправдывает ее. Понимание, что к тебе испытывают отвращение, мучительно для ребенка, ведет к дистрессу или агрессии.

Гнев — легко читаемая эмоция. При всей непривлекательности проявлений гнева следует помнить, что неспособность проявить справедливый гнев может привести к нарушению ясности мышления и психосоматическим заболеваниям.

Страх — эмоция, появляющаяся в очень раннем возрасте. Постоянное чувство страха тормозит развитие ребенка, но отсутствие чувства страха

угрожает его безопасности. В случае когда страх достигает предельной силы (панический страх, ужас), может возникнуть так называемое стереотипное поведение — бегство, оцепенение, защитная агрессия.

Стыд — социальная эмоция. Стыд — это страх перед осуждением. Эта эмоция формируется в ходе усвоения этических норм и правил поведения конкретного общества, конкретной культуры.

Чувство вины возникает при нарушении моральных и этических норм. Вина — осуждение самого себя. Если стыд кратковременен, то чувство вины держится долго. Вина — глубокая социальная эмоция.

Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное (дистресс) влияние на деятельность ребенка. С помощью стресса организм мобилизует себя на самозащиту, на приспособление к новой ситуации.

Дистресс — это эмоциональное состояние, проявляющееся как невыносимое напряжение. Это состояние может сопровождаться целым комплексом отрицательных эмоций. Длительный дистресс выматывает человека, он может стать причиной частых недомоганий и слабости и даже тяжелых хронических заболеваний. Ребенок, подверженный этому состоянию, может выглядеть как ленивый и мало эмоциональный, однако такая «лень» и внешнее безразличие — это лишь потребность в экономии сил.

Для того чтобы научить детей управлять собственными эмоциями и адекватно действовать в стрессовых ситуациях, необходимо создать специальные условия, в которых они смогут поупражняться в решении проблем, связанных с эмоциями и эмоциональным взаимодействием. Конечно, мы не можем (и не имеем права) провоцировать реальные ситуации, в которых подросток будет переживать всю гамму эмоций, как положительных, так и отрицательных. Для этого существуют специальные игровые учебные задания. Такие занятия помогут повысить у детей устойчивость к стрессам, а также дадут участникам возможность пережить и проанализировать ряд эмоциональных состояний.

Работая с детскими эмоциями, следует помнить, что в ходе нескольких занятий невозможно пережить всю сложную палитру чувств. Но научиться не бояться собственных эмоций дети могут. В ходе занятий участники должны понять, что каждый человек может управлять собственными эмоциями и бережно относиться к чувствам и переживаниям других людей.

УПРАЖНЕНИЕ «КОМПЛИМЕНТ»

Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия:

  1. Обращение по имени.
  2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

Упражнение. «РАСКРАСЬ СВОИ ЧУВСТВА»

Это упражнение выполняется не в тетради, а на отдельных листах. Заранее готовятся листы со схематичным изображением человечка (см. приложение). Участников просят приготовить цветные карандаши: желтый, оранжевый, зеленый, голубой, красный, коричневый, черный. После того как ведущий убедился, что все готовы к работе, он дает инструкцию:

Представьте себе, что этот человечек — сказочный герой, в которого вы превратились. Этот человечек, как и сказочный герой, может испытывать разные чувства, и его ощущения живут в разных частях его тела. Раскрасьте эти чувства:

радость — желтым;

счастье — оранжевым;

удовольствие — зеленым;

гнев, раздражение — ярко-красным;

чувство вины — коричневым;

страх — черным.

После того как «человечки» раскрашены, участники показывают свои рисунки остальным и рассказывают, почему они использовали тот или иной цвет.

Затем учитель просит подписать рисунки и собирает их для последующего анализа.

Анализ рисунков

Внимание! Целесообразно анализировать рисунки вместе со школьным психологом. Данные анализа являются конфиденциальной информацией, которая не обсуждается с детьми. Если ребенок раскрашивает «человечка» розовым, желтым, зеленым и другими спокойными цветами, то можно говорить о том, что его состояние достаточно стабильно и гармонично, он конструктивно будет воспринимать и реагировать на занятия.

Иногда в рисунках могут появляться черные, коричневые и ярко-красные тона.

Если большая часть рисунка окрашена черным, возможно, этот ребенок нуждается в психокоррекции, Бывает, что черные, коричневые и ярко-красные пятна узко локализованы в определенном месте тела. Если цветовые пятна находятся в области головы, то можно предположить, что ребенок о чем-то напряженно думает, какие-то мысли не дают ему покоя и даже пугают его. В этом случае необходимо переключить мысли ребенка в другом направлении. Имеет смысл чаще привлекать его к двигательным упражнениям или придумыванию чего-нибудь.

Если черный цвет локализован в области рук, можно предположить, что ребенок испытывает определенные трудности во взаимодействии с другими. Может быть, он просто замкнут или его отвергают другие дети.

Иногда черные руки может нарисовать ребенок, которому часто говорят, что у него «руки как крюки» или «не трогай, не прикасайся, отойди от меня». В любом случае такому ребенку необходимы принятие и поддержка, а также дополнительные психотехнические упражнения. Черные и коричневые пятна могут быть расположены в области ног. Такое может встречаться в рисунках детей, ощущающих себя недостаточно уверенно и защищено.

Если черное, коричневое или ярко-красное пятно появилось в области груди, можно предположить, что ребенок испытывает серьезные эмоциональные затруднения, беспокойство.

УПРАЖНЕНИЕ «ХОРОВОД»

Группа делится на две-три команды. Команды берутся за руки и образуют хороводы.

Сейчас хороводы будут двигаться под музыку. Движения могут быть самые разные. Каждый предлагает свои, и если они нравятся всем, то хоровод танцует именно этот танец.

Через 3—5 минут образуется общий хоровод, и тем, чей вариант танца исполнялся, предлагается показать его всем. Хоровод делает несколько общих танцевальных движений и аплодисментами благодарит авторов танца. После возвращения в круг участникам предлагается ответить на вопросы:

♦ Изменилось ли у них настроение после танца (если да, то как)?

♦ Почему, по их мнению, изменилось настроение?

После этого ведущий сам должен сделать общий вывод: «Переход к занятиям, связанным с большой двигательной активностью, может менять наше состояние. Если мы двигаемся под веселую музыку, то изменения наступают быстрее».

Упражнение «ПИКТОГРАММЫ»

Пиктограмма — это емкое графическое изображение предметов, всякого рода информации. Вы все видели примеры пиктограмм, например, на дорожных знаках. Если на знаке крест-накрест нарисованы вилка и ложка — это, конечно, столовая или кафе. Красный крест — это больница или медицинский пункт. Если мы видим табличку с черепом и молнией — это сообщение «Не влезай, убьет». Давайте вспомним, с какими пиктограммами мы еще сталкиваемся в жизни ?

После того как участники вспомнили, какие пиктограммы они видели, начинается само упражнение. Оно проходит в несколько этапов:

1. Участникам предлагается продумать, а потом нарисовать следующие пиктограммы: «Веселый праздник», «Глухая старушка», «Мелкий дождик», «Счастье». После окончания работы устраивается выставка пиктограмм, а затем проводится короткое обсуждение на тему: «Почему пиктограммы одного и того же содержания могут быть нарисованы по-разному?».

2. Группа делится на две команды. Командам предлагается самим придумать содержание пиктограмм и нарисовать их. Рисунков должно быть столько же, сколько человек в команде.

3. Одна из команд поочередно предъявляет свои рисунки, а другая должна угадать, какое содержание скрыто за ними. Побеждает та команда, которая угадывала лучше и более подробно могла объяснить ход своих рассуждений.

УПРАЖНЕНИЕ «РАДОСТЬ»

Участникам предъявляется пиктограмма с изображением эмоции радости (см. приложение). После того как все поняли, какую эмоцию изображает пиктограмма, ведущий просит объяснить: «По каким признакам мы можем определить, что человек испытывает радость?»

В конце упражнения проводится конкурс на самое радостное лицо.

УПРАЖНЕНИЕ «ВНУТРЕННЯЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ»

При выполнении заданий, объединенных под этим названием, участники занятий имитируют различные внешние реакции, чем вызывают у себя внутренние изменения. Таким образом дети приобретают опыт переживания различных эмоциональных состояний. На выполнение каждого этапа должно быть затрачено не менее 1 минуты.

1. Сейчас все сядут на стулья так, как сидит котенок, который греется на солнышке.

2. Все встают и идут по кругу, как гордый лев по пустыне.

3. Все садятся так, как сидит обезьяна, которая впервые увидела себя в зеркале.

4. Пройдите по кругу, как ходит гордый жираф

5. Сядьте, как змея, которую напугали.

Сядьте так, как сидит Золушка, которую не пустили на бал.

6. Зарычите, как лев, который увидел добычу.

7.Полетайте, как летает бабочка вокруг очень красивого цветка.

8. Попрыгайте, как кролик, увидавший цветную капусту.

9. Давайте походим, как злой тигр, запертый в клетке.

УПРАЖНЕНИЕ «ГНЕВ»

Участникам показывается пиктограмма гнева (см. приложение) и предлагается определить, что это за эмоция. Каждый пытается изобразить эмоцию гнева. После этого проводится конкурс на «самый гневный гнев».

УПРАЖНЕНИЕ «ГРУСТЬ»

Участникам показывается пиктограмма грусти (см. приложение) и предлагается определить, что это за эмоция. Каждый пытается изобразить эмоцию грусти. После этого проводится конкурс на «самую грустную грусть».

УПРАЖНЕНИЕ «КУДА УХОДИТ ЗЛОСТЬ»

Пока мы выполняли предыдущее упражнение, в комнате накопилось очень много злости. Мы не можем работать, пока злость с нами. Давайте разойдемся по комнате и руками сгоним всю злость в середину. Теперь давайте потопаем ногами, чтобы злость испугалась и поднялась вверх. А теперь давайте все вместе дуть на злость, чтобы она улетела в открытое окно.

Сантоша — удовлетворенность во всём

Если человек разумно подходит к хатха-йоге, выполняет все рекомендации, то постепенно у него возникает определённое позитивное состояние, которое на санскрите звучит как «сантоша» — удовлетворённость.

Это уже верный шаг на пути к
овладению своими эмоциями и достижению эмоционального покоя.
Налаживаются отношения с близкими, сотрудники на работе принимаются такими, какие они есть, уходят амбициозные запросы по поводу материальных благ. То, что раньше вас раздражало, теперь не может вывести из себя. Говоря западным языком, вы входите в состояние «окейности».

Контроль эмоций: польза или вред?

​​​​​​​

Фильм «Дживс и Вустер»

Контроль эмоций — естественная часть жизнь воспитанного человека.

От гештальт-терапевтов нередко можно услышать, что постоянный контроль своих эмоций не только не помогает справляться с возникающими проблемами, но еще более усугубляет их, и развитие способности к более смелому и спонтанному выражению своих чувств и эмоций — вещь, полезная для многих.

Фильм «Ликвидация»

Давид Гоцман контролирует эмоции и свои, и эмоции окружающих.

А для вас, уважаемые читатели? Для вас тоже актуальны рекомендации «учитесь открыто выплескивать возникающие эмоции, не держите их в себе», так популярные в женских журналах? Или для вас важнее задача другая — уметь держать себя в руках, уметь сдерживать и контролировать свои эмоции?

Действительно, то, что необходимо для больного человека, уже неуместно для человека здорового, и там, где больному нужно снизить нагрузку и полежать в постельке, здоровому давно пора вставать, сделать зарядочку, душ, позавтракать — и на работу! Рекомендации психотерапевтов адресованы тем, кто нуждается в психотерапевтической помощи, а за рамками этой ситуации их уместность нуждается в рассмотрении. Похоже, тут перепутано многое.

Установка «Свои эмоции нужно контролировать» — не запрет эмоций вообще, а воспитание эмоциональной культуры и просто привычка порядочного человека. Страхи «Контроль эмоций приводит к подавлению эмоций, от этого дети вырастают безэмоциональными» — пустое. Если родители объясняют ребенку, что железными палками драться нельзя, это не запрет движений вообще и это не приведет к физической недоразвитости ребенка. Наши дети могут и должны быть живыми и эмоциональными, но чувства то ярости, то беспомощности и жалости к себе едва ли должны быть главными нотами в гамме душевных переживаний наших детей. Способность свободно выражать свои спонтанные эмоции — отличная способность, но она совсем не противоречит способности в других ситуациях свои эмоции контролировать. Всему свое время и место.

Что такое контроль эмоций? Контроль эмоций — это жесткое управление непроизвольными эмоциями в первую очередь с целью их сдерживания, одна из важных составляющих владения человеком собой и своими эмоциями.

Важно: контроль — это не обязательно запрет. Контроль не обязательно запрещает, контроль в том числе и предписывает. У руководителя высокого уровня (и просто у развитого человека) под контролем все эмоции, и это не просто нормально, а нужно и хорошо. Качественный контроль эмоций помогает не лениться и включать нужные эмоции, быть всегда эмоциональным, но эмоциональным таким, как надо.продолжение

Кто жалуется на отсутствие эмоционального самоконтроля? — вопрос интересный. По-настоящему взрослые люди на недостаток самоконтроля не жалуются, они его вырабатывают. Жаловаться — это детское поведение, и жалуются на отсутствие самоконтроля чаще дети и взрослые дети, прикрывая свое нежелание взрослеть.

«Я могу любимого человека завалить смс-ми (дурацкими), выводящими из себя как его так и себя. Могу вести себя агрессивно. Показывать свой гнев. При чем это проявляется только на близких мне людях. Маме, любимому мужчине, дедушке, даже на друзьях. Я быстро остываю и они меня прощают…»

Девушка жалуется на отсутствие эмоционального самоконтроля, но скорее это привлечение к себе внимания и самооправдание, нежели действительное желание выработать в себе самоконтроль. Что тут может быть решением? Или девушку припрет (жизнь заставит), или ее удачно вовлекут в новую, взрослую жизнь.

С легкой руки малограмотных специалистов пишут, что контролировать эмоции — вредно. Это не совсем так, точнее, совсем не так.

Психолог Джордж Бонанно из Колумбийского университета решил сопоставить уровень стресса студентов с их способностью контролировать свои эмоции. Он измерил уровень стресса у студентов-первокурсников и попросил их пройти эксперимент, в ходе которого они должны были демонстрировать разный уровень выраженности эмоций — преувеличенный, преуменьшенный и нормальный. Полтора года спустя Бонанно снова собрал испытуемых и измерил их уровень стресса. Оказалось, что студенты, испытывавшие наименьший стресс, были теми самыми студентами, которые в ходе эксперимента успешно усиливали и подавляли эмоции по команде. Кроме того, как выяснил ученый, эти студенты были более приспособлены к настройке на состояние собеседника.

Подробнее смотрите очень важную статью Как относиться к сдерживанию своего гнева, злости, раздражения и других агрессивных эмоций

Долговременное сдерживание негативных эмоций — это как мусор в доме терпеть годами. А контроль эмоций — это про то, чтобы дома не мусорить и порядок наводить быстро. Насколько эта разница чувствуется?

Контроль эмоций — как спорт: здоровому полезен, а больному — вреден. Контроль эмоций социально необходим, но для невротической или переживательной личности слишком сложная задача, дающая больше проблем, чем выигрышей. Там, где деятельная личность будет заниматься делом, переживательная личность раскрутит эмоции на ровном месте, после чего возникнет задача их контроля. Позже, возможно — и задача подавления недопустимых эмоций. Когда эмоции раскочегарены, контроль эмоций является уже задачей их подавления. Главное, уважаемые коллеги психологи, не нужно путать подавление эмоций и их контроль: первое трудно и скорее вредно, а второе, по крайней мере для здоровой и деятельной личности — полезно, разумно и необходимо.

И, более того, не очень сложно. Чем более эмоции становятся произвольными, тем менее встает задача их контроля. Управление ими становится такой же естественной вещью, как управление собственными руками и ногами. Поднять себе настроение для человека с развитой психологической культурой так же легко, как поднять свою руку — здоровому человеку. Развивайте свои эмоции, учитесь управлять своими эмоциями, и вам не придется их контролировать!

Медитация

Однако это состояние не всегда является стабильным. К более качественным результатам по контролю за эмоциями приводит медитация

. Медитация — довольно распространённый термин в наше время. Существует огромное количество различных медитативных техник и их вариаций.

В классической йоге подразумевается состояние глубокого сосредоточения

на каком-либо объекте. На санскрите оно звучит, как «дхьяна».

Надо сразу сказать, что это достаточно долгий путь и не самая лёгкая методика, на овладение которой современному человеку могут понадобится годы. Но если человеку удаётся реализовать состояние дхьяны, то он выводит себя на новый уровень бытия. Глубинное спокойствие и самоконтроль — это одни из качеств, которыми можно охарактеризовать человека, достигшего и освоившего внутренние практики.

Обратить фокус внимания внутрь.

«Коллега получает больше контрактов», «другу удалось похудеть, а мне нет», «самолеты падают», «в газетах только плохие новости, обязательно случится что-то страшное». Все эти мысли стрессовые. Они питают беспокойство, снижают самооценку, заставляют терять контроль над собственной жизнью.

Нужно научиться не фокусироваться на информационном шуме, а направлять внимание вовнутрь. Например, можно спросить себя «как эта ситуация влияет на меня?». Успех или поражение коллеги, красивая фигура подруги или самолет, разбившийся за несколько тысяч километров – это ситуации, которые находятся в чужом эмоциональном поле.

Состояние наблюдателя

Существует ещё одна техника, позволяющая взять под контроль свои эмоции. Человек постепенно в процессе жизнедеятельности (работа, дом, путешествия) развивает состояние наблюдателя за своими чувствами и мыслями. Состояние наблюдателя

можно хорошо освоить вовремя шавасаны после комплекса асан. Изучая себя, свои реакции на различные события, мы можем со временем классифицировать, какая эмоция когда возникает.

Обычно наши реакции однотипны и предугадать их появление с практикой получается практически у каждого. Действуя на опережение, мы можем либо не доводить события до наших реакций, либо быть уже готовы к ожидаемой эмоции, что уже само по себе ослабит её. Тем самым мы сможем избежать многих негативных событий, сохранить дружеские отношения и вести более конструктивную деятельность.

В заключении мы рекомендуем применять все вышеперечисленные техники комплексно. Постепенно вы сможете заметить, что ваши острые реакции на те или иные события становятся мягче, острые углы личности стираются и благодаря спокойствию вы можете принимать более качественные решения. Залогом же к успеху всегда является принятие решения изменить себя и взять ответственность за свою жизнь, какие бы события не происходили во вне.

Погрузиться в заботы.

Мысли приходят сами по себе, а не когда человеку хочется. Точно так же со страхами. Они возникают внезапно, ухудшая душевное состояние, лишая оптимизма и мотивации. Не нужно позволять им это.

Всякий раз, когда в голове возникает беспокойство, можно условно отодвинуть его в сторону. Оставить на потом, выделив время в течение дня, когда, успокоившись и расслабившись, можно будет подумать о проблеме. Чтобы этот процесс был продуктивным, необходимо взять лист бумаги и составить список проблем, а затем рядом варианты решения. Чтобы снять напряжение, можно писать даже самые глупые идеи. Например, проблема – не сходится итог в отчете.

  • Решение 1: попробовать доказать, что Пифагор сделал ошибку в таблице умножения, тогда отчет сойдется. Обсуждение: придется разбираться в учениях древних математиков, а на это нет времени, может в другой раз. Отвергнуто!
  • Решение 2: уволиться с должности главного бухгалтера и устроиться работать дворником. Обсуждение: этот вариант уже проще, но аллергии на пыльцу усложнит работу летом. Отвергнуто!
  • Решение 3: попробовать составить отчет заново, попросить коллегу помочь просмотреть его вместе, пересчитать показатели вручную. Обсуждение: необходимо поинтересоваться, кто из отдела свободен, чтобы просмотреть отчет, заказать пиццу, чтобы работа шла веселей. Принято!
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]