Тест — опросник родительского отношения (А.Я Варга, В.В. Столин)


Точно видел, но не помню, где!
У этого тропа крайне мало конкретных примеров применения. Может быть, вы сумеете вспомнить хотя бы парочку?

Пять стадий принятия: смерти, неизбежного, горя. В русском устоявшегося и однозначного перевода модели Кюблер-Росс нет, но по-английски это звучит как Five Stages of Grief
. Каждый раз, как с человеком случается что-то по-настоящему плохое (смерть близкого человека, смертельный приговор, диагноз неизлечимой болезни), утверждает модель, он последовательно переживает пять стадий:

  1. Отрицание («Да не, анализы перепутали!», «Она не умерла, просто трубку не берёт!»)
  2. Гнев («Это доктора меня заразили!», «Найду и убью того диспетчера!»)
  3. Торг («Может можно как-то ампутировать половину головного мозга, чтобы я жил?»)
  4. Депрессия (Обычно тут нет никаких слов, человеку плохо за гранью рационального понимания слова «плохо»)
  5. Принятие («Да, я умру. Но пока я ещё жив», «Да, она умерла, и я всю жизнь буду её оплакивать»)

Академическая психиатрия приняла модель в штыки. Критика, подкреплённая научными опровержениями со статистически достоверными выборками сводится к простому тезису: разные люди переживают своё горе по-разному (что сама Кюблер-Росс также подтверждала!). Но там, где важна массовость, а не индивидуальный подход — в группах поддержки — модель подхватили «на ура». Дальше модель просочилась к различным терапевтам, которым не так важна научная строгость, как доходчивость модели. Да и опять же, типизировать проще, чем анализировать… Ну а потом всё попало в массовую культуру: психиатры у лежаков, статные врачи в белых халатах, умные добрые бабушки, которые помогают герою пережить то, что изменить не получится. Начиная с этого момента игнорировать феномен стало бесполезно. Он есть, и активно используется. Остаётся только его видеть и распознавать. Как драматическая схема модель оказалась даже удобна!

Отрицание

Примеры

  • Команда заявляет, что успеет до релиза. Хотя по графику видно, что даже чудо уже не спасет.
  • Не хочется читать письмо от заказчика или брать трубку
  • Вставать по будильнику уж точно не хочется
  • Делать неприятные дела тоже не хочется. Поскольку для айтишников «неприятные дела», это часто синоним для «идти на конфликт», то начало конфликта откладывается до последнего: не говорим жене реалистичные сроки прихода домой, заказчику — правдоподобную дату релиза, а раздолбаю-подчиненному — об овертаймах и грядущем увольнении.
  • Один знакомый ПМ рассказывал, что как-то он получил фидбэк от заказчика с минимальной из возможных оценкой его работы, как PMа. Его первой мыслью было «это ошибка». И с этой мыслью он жил несколько дней, хотя его начальство убеждало, что никакой ошибки нет, и что это — проблема и надо ей заниматься.
  • Когда мне сказали, что нужна операция, я думал — что это ошибка. Я думал, что есть способы ее избежать, и ездил делать очередной рентген с верой, что он поставит все на свои места.
  • У Стива Джобса рак нашли на очень раннем этапе. Он не верил в заболевание до тех пор, пока не стало слишком поздно.
  • А давай, может, мы как-нибудь напряжемся и таки успеем вовремя?

Описание

Один из первых механизмов психологической защиты — это отрицание. Часто, первый порыв — это игнорировать проблему. Поступать так, как будто бы этого не существует. Вести себя так, как будто событие не случилось.Когда человек отрицает факты, это не значит, что он не понимает или не убежден. Это значит, что он боится поверить.
Реальность конфликтует с его мировоззрением, и для поддержания душевного спокойствия он пытается убедить себя, что все идет как надо, и все будет хорошо.От отрицания есть польза — человек продолжает работу в том же темпе или даже быстрее. Человек работает по тем же правилам и по тому же плану, что и до новости. И, иногда, такая стратегия срабатывает.

  • Чудо произойдет, заказчик передумает, неприятную работу сделает кто-то другой и т.д.

Реакция отрицания не обязательно происходит в ответ на важное Событие. Это может быть мелочь, которую не хочется признавать. Например, в тот момент, когда мы опаздываем на работу, но со злобой повторяем себе «я успею, успею», когда человек толкнул чужой ноутбук, вполне можно услышать: «я случайно дотронулся и он упал», «я ничего не делал, просто нажал кнопку включения»…

Чтобы поддержать психическое равновесие, человек убеждает себя и других, что произошла ошибка, на самом деле все совершенно не так. «Этого не может быть», «глупости», «этого никогда с нами не произойдет» — часто такие фразы звучат именно в отрицании. Обычно, в этот момент человек даже не хочет думать о неблагоприятном исходе событий.

Для отрицания важно убедить себя, поэтому человек искренне пытается поверить, что так и есть.

Отрицание создает парадокс мысли. Чтобы отрицание было эффективно, человек повторяет все то, что его собеседники считают истиной, а потом пытается убедить их в том, что они заблуждаются. Чтобы найти доказательства фактов, которые он хочет опровергнуть, человеку приходится полностью сосредотачиваться на том, во что он призывает собеседников не верить.

Отрицающего можно поймать на поиске контраргументов, он ищет их, и когда находит, даже сомнительного качества, и хватается за них, как утопающий за соломинку. В результате, при отрицании человек больше думает о слабых местах в доказательстве и аргументации собеседника, чем о доказательстве и реалистичности своих.

  • По сути Отрицание – это нежелание мириться с фактами

Отрицание вынуждает мысли убегать от проблемной темы, в результате человек не готовится к событию, не подготавливает «план Б» и, часто, оказывается не готов к ситуации.

Например: Мы работаем с командой на одного заказчика, заказчик предложил хорошие условия работы, но поскольку, находится за границей, оплата осложнена. После первого месяца он создал счет, сказал, что столкнулся с проблемой перевода денег в нашу страну. Потом проблему решили, это заняло еще неделю, потом он сказал, что деньги отправил, но мы не смогли их получить. В общем, оказалось, что мы уже три месяца работаем бесплатно.

Каждая в отдельности причина, почему нам не заплатили, понятна и объяснима. В совокупности — вызывают сомнения в порядочности заказчика.

Вроде бы выход из ситуации логичный — нужно минимизировать наши риски и искать другой проект, где будут платить деньги. Вместо этого, мы продолжаем педалить существующий, тема денег становится для нас больной. И мы попадаем в ловушку отрицания: мы стараемся не обсуждать этот вопрос, соглашаемся верить обещаниям, и продолжаем работать. Вместе с тем, чувство тревоги увеличивается с каждым днем. И в какой-то момент мы выйдем из этого состояния, только не будет ли поздно?

Симптомы Отрицания

Их суть заключаются в том, что человек активно ищет пути обмана себя и собеседников.

Один из симптомов отрицания — это провалы в памяти, когда важные события недавнего прошлого собеседник не может вспомнить. Вернее, говорит, что не может вспомнить.

Феномен провалов в памяти — это не просто забывание, это выборочное забывание того, что причиняет душевный дискомфорт, и всех связанных ключевых моментов и планов.

  • Мы разве об этом говорили?
  • Да надо позвонить Джону, вылетело из головы, а сегодня уже поздно, позвоню завтра… и завтра тоже забывает
  • Хронические опоздания под прикрытием: «вот только вспомнил что у нас встреча» тоже могут свидетельствовать об этой защите.

На начальном этапе отрицания люди, как правило, боятся, что изменения будут негативными для них лично : «Это может быть нужно компании, но это не нужно мне! У меня есть стабильные и привычные обязанности». Отрицание может проявляться в том, что:

  • люди не приходят на собрания, посвященные проекту изменений, под любыми удобными предлогами;
  • они не участвуют в обсуждениях;
  • они равнодушны или демонстративно заняты рутинно-бюрократическими обязанностями.

Что можно сделать на этом этапе:

  1. предоставить максимально возможное количество информации по различным каналам коммуникации о целях и причинах изменений;
  2. дать людям время для понимания изменений;
  3. стимулировать обсуждения и участие людей.

Шкала «Принятие — отвержение»

Утверждения, относящиеся к этой шкале: 3, 4, 8, 10 12 14 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56.

Как принятие оцениваются положительные ответы на вопросы: 3, 20, 27, 37, 38, 43, 45, 53, 56.

Как отвержение: 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 24, 26, 29, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 49, 52, 55.

Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ре­бенку. На полюсе принятия родителю нравится ребенок таким, какой он есть, родитель уважает индивидуальность ребенка, сим­патизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ре­бенком, одобряет его интересы и планы. Другой полюс (отверже­ние): родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспо­собленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, дурных наклонностей, небольшого ума. По большей части, родитель испытывает к ребен­ку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Шкала «Кооперация»

Утверждения, относящиеся к этой шкале: 6, 9, 21, 25, 31 33 34, 35, 36.

«Кооперация» — социально желательный образ родительско­го отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: ро­дитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помогать ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оце­нивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, ис­пытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Ро­дитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Шкала «Симбиоз»

Утверждения, относящиеся к этой шкале: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребен­ком. При высоких баллах по этой шкале (5—7) можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Со­держательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребнос­ти, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоян­но ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя начинает повышаться, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

Шкала «Авторитарная гиперсоциализация»

Утверждения, относящиеся к этой шкале: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59, 61.

Шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле (5—8 баллов) по этой шкале в роди­тельском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Ро­дитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисцип­лины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состо­янии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом ро­дитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.

Шкала «Инфантилизация» («Маленький неудачник»)

Утверждения, относящиеся к этой шкале: 11, 13, 17, 22, 28, 54, 60.

Шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале (5—7 баллов) в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возра­стом. Интересы, увлечения, мысли, чувства ребенка кажутся роди­телю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспо­собленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неуме­лость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудно­стей жизни и строго контролировать его действия, что приводит к социальной инвалидизации ребенка.

Формы работы с педагогами

Формы работы могут быть самыми разнообразными, они зависят от возможностей детского сада, творческого уровня коллектива, ме­тодического обеспечения.

Мы предлагаем следующие примерные темы и формы работы.

1. Творческая работа «Современная семья — какая она?».

2. Педагогический совет «Роль наблюдения в работе педагога. Виды наблюдений».

3. Консультация «Директивы в воспитании детей. Их психоло­гическое значение».

4. Консультация «Воспитание ребенка с проблемами развития в семье».

5. Консультация «Как помочь ребенку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе».

6. Круглый стол «Родители и педагогический коллектив: мето­дология взаимодействия».

7. Проблемный семинар «Семья как система. Эмоциональное благополучие семьи».

8. Консультация «Психологический анализ результатов стандар­тизированного наблюдения стилей детско-родительских от­ношений, проведенный воспитателями».

9. Тренинговый семинар «Воспитание толерантности средствами диалогической речи».

10. Консультация «Подготовка и проведение опроса родителей по теме взаимодействия детского сада и семьи. Цели и задачи».

11. Тренинговый семинар «Позиция воспитателя во взаимодей­ствии с семьей. Основы педагогической эффективности».

12. Консультация «Методы семейной диагностики в повседнев­ной работе воспитателя».

13. Семинар «Место ребенка в семье и жизни родителей».

14. Лекция «Нарушения семейного воспитания — причины нару­шения поведения у детей».

15. Консультация «Семья глазами ребенка».

Ниже представлены планы-конспекты лекций и занятий психолога со специалистами детского сада, работающими с детьми и семьей.

Принятие

Примеры

  • Ладно, пора работать
  • Давай подумаем над возможными решениями и последствиями

Описание

Принятие — это не психологическая защита, это один из конструктивных выходов из защит. Без описания этого состояния, наверное, список реактивных состояний был бы не полон, так как часто именно принятие является завершающим звеном цепочки отрицание — гнев — торг — депрессия.Принятие – это реактивный механизм, когда человек принимает ответственность за все свои поступки.

Обычно, в этом состоянии человек адекватно оценивает свои возможности и препятствия на пути к достижению цели. Принятие демонстрирует окончание реактивной цепочки и выход из нее, обычно в этом состоянии человек наиболее адекватен по отношению к своим силам и возможностям. Обычно, после прохождения этого состояния у человека повышается работоспособность, и это справедливо как для монотонной работы, так и для творческой.

Симптомы Принятия

Существуют три основных типа вербальных сообщений, которые показывают, что человек переходит на стадию принятия. Это разговоры о последствиях, речь о себе в третьем лице, и уплата долга.

Давайте посмотрим на человека, которого известили о разрыве отношений с ним:

  • Отрицание. На какой-то момент он не верит сказанному. Ему кажется, что это была шутка или он что-то не правильно понял. Он может переспросить: «Что? Что ты сказала?»
  • Гнев. Поняв, что происходит, он испытает гнев. Скорее всего, его захочется куда-то выплеснуть, поэтому на этой стадии можно услышать такую фразу: «Да как ты можешь со мной так поступать, после стольких лет?». Или «Я отдал тебе всё, а ты вот так со мной поступаешь!». Иногда гнев может направляться не на партнёра, а на родителей и друзей. Бывает, что гнев направляется и на себя.
  • Торги. После обвинений может появиться желание реанимировать отношения: «Может попробуем начать всё заново?» или «Что было не так? Я исправлюсь! Скажи, что я могу сделать?»
  • Депрессия. Наступает отчаяние, ужас. Потеря смысла жизни. Потеря интереса к жизни. Человек переживает грусть, тоску, одиночество. Человек пессимистически смотрит на своё будущее.
  • Принятие. Человек понимает и принимает то, что произошло.

Как видим, в этом примере речи о смертельном заболевании не шло, но стадии совпали со стадиями принятия смерти, выделенными Кюблер-Росс.

Хотя это финальная стадия, руководителям необходимо понимать, что принятие не обязательно означает согласие. Люди понимают, что дальнейшее сопротивление бессмысленно, и начинают оценивать перспективы: «Ладно, пора работать. Давайте подумаем над возможными вариантами и решениями». Часто принятие наступает после первых краткосрочных результатов. Можно увидеть проявления этой стадии в том, что сотрудники:

  • готовы учиться новому;
  • вкладывают силы в то, чтобы изменения заработали;
  • чувствуют себя вовлеченными и вовлекают других.

Для достижения результатов на этой стадии необходимо:

  1. усиливать и подкреплять новые модели поведения;
  2. награждать за успехи и достижения;
  3. развивать и ставить новые задачи.

Конечно же, в реальности люди не всегда проходят все стадии последовательно. Более того, не все приходят к стадии принятия. Но руководители и лидеры изменений в организациях, знающие эту эмоциональную динамику, имеют целый ряд преимуществ:

  • понимают, что сопротивление – это нормально.
  • осознают, на какой стадии сопротивления находятся люди, и каких реакций можно ожидать дальше.
  • испытывают облегчение от понимания того, что их собственные реакции и чувства нормальны, и не являются признаками слабости.
  • могут разработать и реализовать соответствующие действия для быстрого и эффективного прохождения этих стадий.

Успешных Вам изменений!

Полное собрание материалов в электронном пособии «Управление изменениями. Обзор методов и инструментов» вы можете получить бесплатно, .

Теория Кюблер-Росс довольно быстро нашла отклик в широкой практике, и психологи стали применять её не только в случаях со смертельным диагнозом, но и в других тяжелых жизненных ситуациях: развод, жизненные неудачи, потеря близких и другой травматический опыт.

Тест — опросник родительского отношения (А.Я Варга, В.В. Столин)

Тест — опросник родительского отношения

(А.Я Варга, В.В. Столин)

Шкалы:

принятие/отвержение ребенка, кооперация, симбиоз, контроль, отношение к неудачам ребенка

Назначение теста.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваютя при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

ТЕСТ

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок. 3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы. 4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни. 8. Мой ребенок часто мне неприятен. 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку. 10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу. 11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду. 12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни. 13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком. 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения. 15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым. 16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне. 17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое. 18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам. 19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек. 20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом. 21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка. 22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное. 23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни. 24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети. 25. Я жалею своего ребенка. 26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок. 27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время. 28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким. 29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку. 30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни. 31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности. 32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка. 33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка. 34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка. 35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав. 36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться. 37. Я всегда считаюсь с ребенком. 38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку. 39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство. 40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть. 41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство. 42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее. 43. Я разделяю увлечения моего ребенка. 44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя. 45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны. 46. Мой ребенок часто меня раздражает. 47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка. 48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. 49. Я не доверяю своему ребенку. 50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей. 51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка. 52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств. 53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю. 54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно. 55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни. 56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть. 57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка. 58. Я восхищаюсь своим ребенком. 59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей. 60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него. 61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

  • Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.
  • Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
  • Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
  • Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  • Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61. За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.

Описание шкал

Принятие / отвержение ребенка.

Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
Кооперация.
Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз

. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
Контроль.
Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка.

Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Интерпретация результатов теста

Шкала «Принятие/Отвержение»

Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала
«Кооперация» Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.
Шкала
«Симбиоз» Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Шкала«Контроль» Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей. Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.
Шкала
«Отношение к неудачам ребенка» Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Гнев

Примеры

В IT слово «гнев» как-то не принято. Вместо него обычно используют «раздражение», «злость», «бесит» и т.д. Давайте посмотрим, во что гнев обычно выливается? Бить подчиненных у нас уже не принято, метание мобильника тоже осталось в прошлом десятилетии, а вот другие проявления встречаются чаще:

  • повышение голоса и агрессивная поза
  • угрозы
  • зашвырнуть будильник куда подальше
  • несколько раз видел, как после небольшого ДТП водители бросались друг на друга с кулаками. Иногда там машины оставались совершенно целые и ситуация уже завершилась, но водители лезли в драку и рисковали довести дело до уголовной статьи.

Описание

Гнев может выступать психологической защитой. Человек скатывается в обвинения, и обоснованные, и не обоснованные. Основная позиция — виноваты другие. Но гнев — это не только оправдания, гнев это попытка вернуть ситуацию под свой контроль и в прежнее русло силой.Гнев ориентирован больше на борьбу, чем на поиск компромисса.

  • -.Кто уронил билд? — это Вася… — Вася, что за дела!? — Да я ничего особого не делал, просто вписал пару строчек, там нормально все было (отрицание) — А чего тогда билд упал? (факт, выбивающий из отрицания) — А я почем знаю? (отрицание) Архитектура кривая, потому что! (переход с отрицания на гнев) С самого начала нормально писать надо было, а не кричать «дедлайн», «дедлайн»!

Гнев — явление физиологическое, сопровождается выбросом очень разной химии в кровь. Это дает 10 к силе, 10 к реакции, 10 к переносимости боли и -50 к уму. В жизни офисного работника это как раз то, что нужно

В гневе человек

  • не воспринимает новую информацию
  • становиться негибким и агрессивным
  • быстро устает как психологически, так и физически. Не работник, в общем.

Симптомы гнева

Они всем знакомы: Повышение голоса, стиснутые челюсти, суженные глаза, агрессивное поведение (игнорирование личных зон, сжатие кулаков, демонстрация силы, резкие движения, более быстрая и намекающая на атаку походка, долгий и упорный взгляд). Однако, часто это очевидные симптомы. Человек, испытывающий гнев, может реагировать с виду холодно и спокойно. При этом его выдадут малозаметные движения и вербальные сигналы гнева.

Именно на этом этапе важно понимать, что гнев у людей вызывают не изменения сами по себе, а те потери , которые они несут за собой: «Это несправедливо! Нет! Я не могу это принять!»

В результате сотрудники на этом этапе могут:

  • бесконечно жаловаться вместо того, чтобы работать;
  • впадать в обвинения и критику;
  • раздражаться больше обычного, цепляться к мелочам.

На самом деле открыто выражаемый гнев указывает на вовлеченность людей, и это хорошо! Это возможность для менеджеров дать сотрудникам «выпустить пар» сильных эмоций, и, в то же время, проанализировать высказываемый скептицизм и сомнения – они могут оказаться небеспочвенными.

  1. сначала выслушайте людей, не стараясь их разубедить, признайте их чувства;
  2. предложите способы восполнения потерь, которых боятся сотрудники, например, дополнительное обучение, переквалификация, гибкий график и т.д.;
  3. поощряйте людей направлять рабочую энергию на реализацию изменений вместо критики и пустословия;
  4. пресекайте откровенный саботаж, но не отвечайте агрессией на агрессию.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Гарри Поттер» — по отношению к самому Гарри: Поведение протагониста после смерти Сириуса Блэка.
  • : изначально Гарри находится в стадии отрицания смерти Дамблдора, проходит остальные стадии, а побеждает Волдеморта через принятие своей собственной, хоть и временной, смерти.

Фильмы[править]

  • «Бегущий по лезвию» — поведение Роя Бадди вписывается в вышеописанную схему после осознания своей короткой жизни репликанта: Отрицание: побег с колонии на Землю, в надежде на новую жизнь не-репликанта.
  • Гнев: безумно-агрессивное поведение на Земле.
  • Торги: выпрашивание продления жизни у своего создателя.
  • Депрессия: осознание, что для него и его товарищей уже всё кончено.
  • Принятие: финальная речь под очистительным дождём в мессианской позе.
  • «День Сурка» — с определёнными натяжками поведение Фила Коннорса относительно повторения одного единственного дня:
      Отрицание: первое время Фил старается игнорировать повторения. Долго у него не выходит.
  • Гнев: Фил ведёт себя асоциально, зная, что ничего ему за это не будет.
  • Торги: Фил пытается разобраться, что ему нужно сделать, чтобы вырваться из петли. Неудачно.
  • Отчаяние: Фил систематически убивает себя.
  • Принятие: Фил принимает и себя, и ситуацию — и становится хорошим парнем.
  • Сериалы[править]

    • «Клиника» — одна серия пятого сезона так и называется «Мои пять стадий». Джей Ди и доктор Кокс проходят эти пять стадий на фоне смерти пациентки. Терапевт из группы поддержи подсвечивает каждую стадию. Что характерно, циничный, но высокопрофессиональный доктор Кокс обоснованно считает эти «пять стадий» невероятной чушью.
    • «Доктор Хаус» — Хаус издевается над Кэмерон, когда та излишне привязывается к неизлечимо больному пациенту и проходит пять стадий. Также как и в примере выше, Хаус прямым текстом озвучивает переходы.

    Мультфильмы[править]

    • «Головоломка»: если сфокусироваться на Райли, а не на перипетиях её антропоморфных эмоций. Отрицание: Райли отказывается принимать переезд родителей.
    • Гнев: Райли ссорится с родителями.
    • Торги: Райли приходит гениальная идея переехать в одиночку в Миннесоту, где ей было хорошо. Ну 11 лет девочке, чего вы хотите?
    • Депрессия: Райли осознаёт плачевность своего положения и крайне этим подавлена.
    • Принятие: Райли возвращается домой.

    Мультсериалы[править]


    (link)

    «Робоцып» наглядно демонстрирует

    • «American Dad» — поведение Хейли после похищения инопланетянами её мужа.
    • «Симпсоны» — обыгрывалось как минимум дважды. Когда дети подозревают, что у мамы любовник, умная Лиза начинает отслеживать эти стадии сама за собой. А когда Гомер узнаёт, что съел смертельно-ядовитую рыбу фугу, минует все пять стадий очень быстро, что за ним отслеживает работник ресторана.
    • «Пингвины из Мадагаскара» — пародия на троп. Из-за ошибки в документах, Шкипер оказался записан как самка. Все стадии принятия он прошёл буквально за минуту.

    Комиксы[править]

    • Batman — ходит шутка, что единственное, что может уничтожить Бэтмена, как супергероя, это достижение им стадии принятия. Пока держится. Что характерно, пару раз даже достиг и перестал быть Бэтменом. Первый раз в Золотом Веке, когда женился на Женщине-Кошке, стал отцом и перешёл на работу комиссара полиции. Второй раз в комиксах Фрэнка Миллера, после смерти Джейсона Тодда, но в итоге всё равно вернулся к работе. И, наконец, в третий раз в фильме «Тёмный Рыцарь. Возрождение Легенды», где в конце уехал из Готэма и тоже женился на Женщине-Кошке. Кроме того, он собирался забросить свой плащ во время отношений с Андреа Бомонд и Сильвер Сент-Клауд. Таким образом, стадия принятия у Бэтмена неразрывно связана с романтическими отношениями. Возможно, именно поэтому он от них подсознательно убегает.
    • «Я убиваю великанов» — двенадцатилетняя девочка-гик Барбара способна видеть потусторонний магический мир и убивать великанов именно потому, что большую часть повествования проходит первые три стадии.
    • Living with hipstergirl and gamergirl — обстебывается. С моделью Кюблер-Росс Софи сравнивает рассказ подруги о её реакции на… беременность. Потому что в глазах Софи стать матерью значит умереть как самостоятельный человек.

    Аниме и манга[править]

    • «Fullmetal Alchemist», смерть матери для братьев Элриков: Отрицание: «Она умерла ненадолго
      »
    • Гнев: Эдвард на похоронах обвиняет отца в смерти матери
    • Торги: собственно, трансмутация, попытка вернуть мать к жизни
    • Депрессия: осознание ужасных результатов приводит братьев к отчаянию
    • Принятие: да, наша мать умерла, теперь нужно исправить то, что мы наделали

    Настольные игры[править]

    • В покере есть понятие «тилт», которое в миниатюре разыгрывает точно такую же модель, если человек проигрывает, теряет над собой контроль, после чего проигрывается в пух и прах: Отрицание: «Ничего, ща отыграюсь
      !» — а надо было просто встать из-за стола…
    • Гнев: «Вокруг меня идиоты, они вообще все неправильно играют, я из-за этого проигрываю!»
    • Торги: «Так, всё ясно, это мой стиль игры неправильный, сейчас я внесу необходимые коррективы!» — если доходит до этого, деньги игрока уже не спасти. Дело в том, что единственное, что может спасти эмоционального игрока в покер это именно следование строгой, но гибкой системе, а не ситуативное паникёрство.
    • Депрессия: «Я просто конченный неудачник…»
    • Принятие: «Да это ж просто игра!»

    Выводы

    1. В последовательность Отрицание-Гнев-Торг-Депрессия-Принятие попадают все. Часто — по несколько раз за день.
    2. Для каждого состояния лучше использовать подходящий стиль общения. То, что хорошо для Отрицания, для Гнева — взрывоопасно.
    3. До стадии Принятия — человек не логичен. Имеет смысл пройти стадии быстро.
    4. После гнева неизбежна депрессия. Чем дольше гнев, тем дольше человек отходит.

    Внимательность помогает определить текущую фазу. Зная текущую стадию, можно сознательно ожидать следующей и быстрее перейти в рабочее состояние.

    Disclaimer: в статье — упомянуты многие психологические приемы (активное слушание и т.д) без расшифровки. Пожалуйста, напишите в комментариях, если их стоит добавить.

    • Как правило, сталкиваясь с негативными событиями, мы в том или ином виде проходим через эти стадии
    • Если вы чувствуете, что застряли на одной из этих стадий в процессе принятия какого-то негативного события, попробуйте перейти на следующую стадию или начать заново проходить эти стадии. Возможно, не до конца пережитая стадия мешает принятию
    • Как видим, заключительная стадия – это принятие события таким, какое оно есть. Может имеет смысл, сталкиваясь с жизненными трудностями, сразу стремиться принимать их таким, какие они есть?

    Если идеи этой статьи Вам близки, то приходите на консультацию, поработаем с этим. Хорошего Вам дня!

    Статью написал психолог Роман Левыкин.

    Торг

    Это попытка отложить неизбежное. Мы пытаемся «заключить сделку» с руководством или с собой, чтобы отдалить перемены или найти выход из ситуации: «Если я пообещаю это делать, ты не допустишь этих изменений в моей жизни?» Например, сотрудник начинает работать сверхурочно, пытаясь избежать грядущего сокращения.

    Торг – это признак того, что люди уже начинают смотреть в сторону будущего . Они еще не расстались со своими страхами, но уже ищут новые возможности и идут на переговоры.

    Здесь очень важно:

    1. направлять энергию людей в позитивное русло, не отвергать их идеи;
    2. стимулировать мозговые штурмы, стратегические сессии;
    3. помогать сотрудникам оценить их карьеру и открывающиеся возможности по-новому.

    Примеры

    • А давай, может, ты за выходные придумаешь что-нибудь, а я потом какую-нибудь премию постараюсь выбить?
    • А что, если этот баг не заметят на демке, а мы потом поправим?
    • Давай сейчас добавим костыль, а после дедлайна — его исправим.
    • В этом есть часть и моей вины…

    Описание

    Еще одна из психологических защит носит название торг или переговоры. Торг сильно отличается от гнева и отрицания. Когда человек уходит в торг, он, фактически, признает, что ситуация совершилась, но вместе с этим человек ищет пути (неконструктивные пути), чтобы не столкнуться с результатом ситуации.

    Торг следует отличать от попытки договориться, в торге все преувеличено и слегка искажено. В торге многие вещи доводятся до крайности. Часто торг выглядит, как попытка откупиться от проблем. Фактически торг — попытка замаскировать реальность, не отрицая ее. Это мягкая форма обмана и самообмана. Торг может выглядеть как попытка договориться с высшими силами (причем в одностороннем порядке), может проявляется как попытка договориться с партнером в одностороннем порядке (Давая я сделаю вот это, а ты соответственно сделаешь то что ты обещал).Можно обозначить стадию переговоров как попытку вернуть свою самооценку

    Самое плохое в торге это надежда, надежда на авось, на то, что все само собой сладится. Из-за этой надежды человек принимает неправильные решения, ожидает тогда, когда надо действовать, пытается выгородить себя в тот момент, когда надо решать проблемы.

    Стадию торга часто используют мошенники. В этой стадии желание откупиться от проблемы делает человека очень уязвимым. В IT это тоже бывает:

    • В пылу спора программист повышает голос на коллегу/лида/скрам-мастера/PMа или заказчика, делает какой-то личный выпад или еще что-то такое, за что потом становится немного стыдно. Так вот, пока стыдно, на него и навешивают задачи, которые делать не хочется. Либо просто продавливают свое решение по архитектуре.

    Симптомы Торга

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]